Разговор за круглым столом шел откровенный, живой, эмоциональный. Эксперты порой не соглашались друг с другом, спорили |
ЗОНА УМОЛЧАНИЯ
В ходе круглого стола по проблемам ислама в редакции газеты «БИЗНЕС Online» приняли участие известные эксперты. Так, специально из Москвы прибыл Шамиль Султанов, президент центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир», один из ведущих исламоведов страны и экс-депутат Госдумы РФ. Еще одним участником очень интересного разговора был Рафик Мухаметшин, профессор, ректор Российского исламского университета. Собственную точку зрения, отнюдь не всегда совпадающую с общепринятой, высказывал Рафаэль Хакимов, директор института истории академии наук РТ, академик, депутат Госсовета РТ, человек, для которого не являются секретом многие наглухо закрытые «кремлевские тайны». Как всегда, с неожиданной стороны подошел к обсуждавшимся вопросам экономист, философ Рустам Курчаков. Ну а точку зрения казанской уммы (порой, похоже, неожиданную даже для собравшихся профи) представил Наиль Мухамедов, известный врач, специалист по исламской медицине. Модератором круглого стола был Рашид Галямов - директор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «Парадигма-консалтинг».
- Если не ошибаюсь, это чуть ли не первый такой круглый стол в республике после 19 июля, - начал разговор Галямов. - Несмотря на такое трагическое событие, которое потрясло республику и получило резонанс не только в России, но даже во всем мире, - в Татарстане ни на экспертном уровне, ни на уровне общественности эта тема не обсуждалась. Я не беру заседание Госсовета. Может быть, это связано с тем, что эту тему боятся обсуждать? И создалась такая зона умолчания: если не говорить, само рассосется. Но время прошло, эмоции какие-то ушли, детали ушли, и сейчас можно попытаться разобраться, что произошло 19 июля. И какие последствия это будет иметь для Татарстана?
Академик Рафаэль Хакимов насмешливо напомнил, что ваххабитов и внешне видно, они и по казанскому Кремлю ходят… |
В ответ на эти вопросы на круглом столе прозвучало немало самых разных версий. Хакимов, например, о причинах событий 19 июля сказал:
- Есть и криминал, есть и идеология, есть и вопросы образования, есть и вопросы внешнего влияния, и собственные недоработки - внутренней политики. Поэтому здесь как-то выделить только одну линию довольно трудно. Поскольку понятно, что есть ваххабизм, как идеология…
- В Татарстане или в мире? - уточнил модератор.
- И в мире, и здесь есть сторонники, откровенные, - заметил в ответ Рафаэль Сибгатович. И чуть насмешливо добавил: - Их видно и внешне (кстати, чуть позже во время разговора московский эксперт внесет принципиальное уточнение, что ваххабитов у нас в РТ, и в РФ нет! А есть салафиты; и с этим все участники разговора согласятся – ред.). Они и по Кремлю ходят, и по улицам ходят, и давно ходят уже… И группами ходят. И ясно, что литературу пытались издавать. И здесь пытались издавать. И в Москве ее издают.
У НАС СФОРМИРОВАЛСЯ СВОЙ ИСЛАМ, ТАТАРСТАНСКИЙ, НЕКОНФЛИКТНЫЙ
Информацию, вряд ли известную широкой общественности, о том, как восприняла события 19 июля казанская умма, сообщил Мухамедов. Он так и вступил в разговор: «Как человек из уммы, я…» И уверенно заявил: «Большинство людей, которые рассуждают на эту тему, они говорят о том, что это не наши сделали».
А дальше рассказал, как умма год за годом сглаживала, смягчала, нивелировала противоречия в исламской среде Казани. Ведь сюда собственные проблемы и взгляды привносили и таджики, и узбеки, приезжающие в Татарстан, причем настроенные порой весьма агрессивно. А еще и молодежь, шакирды, обучавшиеся за границей.
Наиль Мухамедов - известный врач, специалист по исламской медицине, представил очень интересную точку зрения казанской уммы |
«Мы как бы сказали: вы находитесь в Татарстане, все свои конфликты оставьте там. Здесь вы не можете конфликтовать, мы не хотим этого… И у нас сформировался, можно сказать, свой ислам, татарстанский. Его нет ни в арабских странах, ни в других республиках бывшего Советского Союза. Он свой, он неконфликтный». Наиль Касимович привел очень любопытный пример: в Казани ваххабит может запросто пойти в гости к суфию. А вот, скажем, для таджиков это совершенно невозможно, это запредельная, невероятная ситуация.
ТА ПОЧВА, НА КОТОРОЙ СТОИТ СОВРЕМЕННАЯ МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ, ОЧЕНЬ ЗЫБКАЯ
Профессор, ректор Российского исламского университета Мухаметшин с улыбкой напомнил:
- Я тоже человек из уммы…
Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин говорил о том, что современная мусульманская молодежь в Татарстане не является носителем многовековых традиций татар |
А о событиях 19 июля сказал:
- Может быть, с Наилем я не во всем соглашусь, что в Татарстане у нас все хорошо… Общемировая радикализация, безусловно, свои тенденции в Татарстане тоже имеет. Я не могу сказать, что современная мусульманская молодежь в Татарстане является носителем тех многовековых традиций, которые у татар были. Это другая молодежь. И эта молодежь, может быть, никогда и не задумывалась об экстремизме, но та почва, на которой эта молодежь стоит, она очень зыбкая. То есть «я живу по Корану и сунне» - это попытка отодвинуть многовековые традиции. Но это, безусловно, почва для радикализации.
В ЭТОМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ МИЛОСЕРДИЕ ВСЕВЫШНЕГО
Известный экономист Курчаков насчет терактов сказал:
- Что произошло, причины и так далее… У меня такое ощущение, что мы узнаем это не скоро… Такие вещи, они вскрываются - и есть даже определенные нормы юридические - через 50 лет. Ну, может, и раньше что-то проскочит, когда структура меняется, открываются архивы, потому что это кому-то выгодно. Может, и откроют.
И повернул разговор в неожиданную сторону, задав коллегам вопрос: «Кто больше пострадал?»
Тут вспомнили не только застреленного известного мусульманского деятеля Валиуллу Якупова и главу духовного управления мусульман РТ Илдуса Файзова, автомобиль которого был взорван, а ему самому лишь чудом удалось спастись, но также и тех (десятки? сотни?), кого после 19 июля вызывали на допросы. И их семьи, родственников, которые тревожились за них. «Список большой получается», - печально констатировал Рустам Султанович. И опять же посмотрел на ситуацию с неожиданного ракурса:
- То, что вся правда не открывается, - в этом проявляется милосердие Всевышнего. Потому что иногда общество настолько не готово узнать подлинную правду, что лучше это отсрочить…
Известный экономист Рустам Курчаков заметил, что вся правда о событиях 19 июля, может быть, станет известна только через полвека… |
НЕВОЗМОЖНО, ЧТО В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ БУДЕТ НЕИЗМЕННО,
ЗАКОНСЕРВИРОВАНО, ЗАМОРОЖЕНО
Взгляд на ситуацию сверху, в контексте мировых событий, предложил на круглом столе один из ведущих исламоведов страны Султанов. Он затронул историю появления самого термина «ваххабизм», в которой оказались замешаны (ну кто же еще!) Соединенные Штаты и президент Билл Клинтон, вбросивший этот термин в 90-х годах (саудиты, где ваххабизм является официальной религией, – это традиционные партнеры республиканцев) и соединивший его с понятием радикализм. Проанализировал процессы исламского возрождения, заверив, что революции на арабском востоке (Египет, Ливия, Сирия и т.д.) - это надолго, еще как минимум лет на 15. Ответил на нескрываемо провокационный вопрос модератора: не заговор ли американских спецслужб - «арабская весна»? Рассказал про потрясающе интересные процессы, которые происходят вокруг арабских событий в Америке и в московском Кремле. Объяснил, почему Путин рванулся после теракта 19 июля в Татарстан. И, вконец заинтриговав, все-таки порадовал, когда высказал довольно-таки оптимистичную точку зрения на будущее Татарстана:
- Объективных предпосылок для радикального, качественного роста радикализма в Татарстане нет. Нет таких предпосылок, какие существуют, например, на Северном Кавказе… Когда мы два года назад делали специальную работу по системному анализу северокавказской ситуации, мы выделили 47 проблем. Ключевых, системных проблем, которые характеризуют социум Северного Кавказа. Из этих проблем в Татарстане - я перед поездкой сюда смотрел - воспроизводится, в крайнем случае, 12 - 14.
Один из ведущих исламоведов страны Шамиль Султанов рассказал про потрясающе интересные процессы, которые происходят вокруг арабских событий в Америке и в московском Кремле |
Ну а про «казанское» 19 июля Шамиль Загитович сказал, что «это не в вакууме произошло»:
- Конечно, исходить из того, что здесь, в Татарстане, все будет неизменно, все будет законсервировано, заморожено, - это невозможно. Есть фактор молодежи, есть фактор несогласия. А самый главный момент заключается в том, что Россия - деидеологизированная страна. Здесь нет идеологии. И молодежь, которая входит в жизнь, она не имеет ценностных ориентиров.
И «ВЛАСТИТЕЛЬ ДУМ» - «ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ»…
Конечно, это только абрис, небольшая часть почти трехчасового серьезного разговора, который велся на круглом столе в редакции газеты «БИЗНЕС Online». Так, здесь говорили о том, может ли столкнуться Россия с волной экстремизма, которую (специально?) нагнетает Запад. Вспоминали, какие велись в Татарстане богословские споры 100 лет назад. Подробно разбирали, чему и почему учат шакирдов из нашей республики за рубежом, в мусульманских странах. Высказывали свои взгляды на то, какие нужны мечети и муллы в деревнях, кто их должен содержать (общины верующих, умный председатель колхоза или власть, как «парткомы» в свое время). Пытались разобраться, почему такое влияние приобрел в России в последние 20 лет «властитель дум» - «золотой телец».
Полная стенограмма круглого стола будет опубликована газетой «БИЗНЕС Online» в ближайшее время.