Ильсур Метшин: «Для любого проекта нужны три вещи. Первая – деньги. Вторая – деньги. Третья – тоже деньги. Остальное у нас есть» |
«ЭТО НЕ КАМПАНЕЙЩИНА»
Прийти на встречу, проходившую в довольно пафосной обстановке Казанской ратуши, смогли не все приглашенные – например, пустовало кресло рядом с табличкой с именем экологической активистки Наили Биктимировой, известной, в частности, своей непримиримой позицией по защите Ноксинского леса и волжских островков.
Однако другие знаковые эксперты на приглашение мэра откликнулись, в том числе известные ученые из КФУ Нафиса Мингазова и Галина Юпина, ветеран экологического движения Сергей Мухачев, а также доктор биологических наук, директор компании ландшафтного дизайна «Парк-Сервис» Сергей Мурзов. За круглый стол с ними, помимо мэра, сели представители министерств экологии и лестного хозяйства, главы районов Казани и ответственные за политику в сфере градостроительства и благоустройства чиновники исполкома.
Открывая совет, мэр Казани Ильсур Метшин отметил, что, согласно соцопросам, вопросы благоустройства и озеленения вошли в тройку основных проблем, тревожащих казанцев, хотя еще пять лет назад они были на 12 - 13 месте.
- Казань сделала мощный рывок по целому ряду направлений, но в этих вопросах мы сильно отстали, - признал глава города.
Далее он заметил, что чудес от проекта «Зеленый рекорд» никто не ждал. Тем не менее за 20 дней, прошедших с момента старта акции, посажено свыше 20 тыс. деревьев, к делу подключились десятки предприятий и организаций.
Также Метшин упомянул о наведении порядка с компенсационной высадкой и введении неделю назад моратория на вырубку зеленых насаждений. По ходу встречи он не раз возвращался к этой теме:
- Мы посчитали стоимость развязки: вопрос компенсационных посадок крупномерами - меньше 1 процента. А строители уже жалуются, побежали по разным кабинетам – Метшин заставляет крупномеры покупать… - посетовал мэр.
Тем не менее проект, рассчитанный на несколько лет, лишь на самом старте, и ему нужны концепция и стратегия, которые власти намерены вырабатывать вместе с учеными-экологами и общественниками. Благо с ними, как отметил глава города, Казани повезло.
- Это не кампанейщина, не какое-то ура-ура – рекорд поставили и забыли об этом, - подчеркнул Метшин. - Мы бросили камень в воду, от него пошли круги. Не скажу, что у всех, в том числе строителей, подходы в корне изменились. Но так, как было, уже не будет. А вот как будет – давайте вместе обсудим.
До 2000 года каркас, по словам Мингазовой, был более или менее «собранным», но активная застройка его просто-напросто разорвала |
ЗЕЛЕНЫЙ КАРКАС РАЗОРВАН
Обсуждение начала Мингазова, которая сразу заявила, что проблема Казани не только в нехватке деревьев, но и в том, что существующие зеленые зоны разрознены:
- Современная практика градостроительства стоит на том, что зеленые насаждения вместе с водными объектами должны формировать так называемый зеленый каркас, - объясняла она, демонстрируя при этом карту. – Вот смотрите, этого зеленого кольца у нас нет…
По ее словам, в центре города должно быть сформировано зеленое ядро – крупные парки, благоустроенные водные объекты, а от них непрерывными клиньями должны расходиться радиальные линии садов и скверов, выходящие, в свою очередь, на лесной пояс вокруг города.
До 2000 года такой каркас, по словам Мингазовой, был более или менее «собранным», но активная застройка его просто-напросто разорвала.
- Говоря об озеленении, я согласна, что делать это нужно везде. Но, озеленяя просто дворы и просто улицы без единой концепции, мы не формируем этот каркас. Поэтому эту идею в «Зеленый рекорд» обязательно надо вложить, - порекомендовала она, заметив, что в действующем генплане города подобная идея заложена, но не доведена до практической модели.
Метшину идея каркаса понравилась. Ближе к концу совещания он дал распоряжение начальнику управления архитектуры и градостроительства Владимиру Фомину проработать проект совместно с экологами. Но все же призвал не абсолютизировать схему, так как основные магистрали в любом случае облагораживать надо, как и «лысое Азино».
Не обошлось и без полемики.
- Вот вы говорите, что Казань не дотягивает до норматива по озеленению в 40 - 50 процентов территории. А есть ли в России хоть один крупный город, который этому соответствует? – спросил мэр.
- Вы правильно ставите вопрос. Таких городов нет, - признала Мингазова.
Впрочем, она поставила в пример Москву - там хорошая база заложена с советских времен. Второй пример - Нижний Новгород, где не было такого активного строительства, и много зелени удалось сохранить в особо охраняемых зонах. Там их около 50, а в Казани - всего 7. И, наконец, Ярославль, который озеленили к 1000-летию города. Метшин пообещал внимательно изучить этот опыт.
«ЗЕЛЕНАЯ ПЕРЕПИСЬ» СО СПУТНИКА
Вступившая в разговор далее Галина Юпина, занимающаяся вопросами озеленения уже 20 лет, тоже посетовала, что единой, охватывающей весь город концепции озеленения у Казани нет.
Однако отметила, что предложенная Мингазовой радиально-кольцевая схема вовсе не является единственно возможной.
- Нужно исходить из существующей зелени. Ладшафтно-архитектурная модель может быть и кольцевой, и радиальной, и пятнами. Очень широко и за рубежом, и в городах России используется смешанная модель, которая позволяет создавать самые разные варианты вкрапления зелени. В нее как раз и можно включить пятна внутриквартальных насаждений, - пояснила она.
Нафиса Мингазова (на снимке - с Сергеем Мухачевым): «Озеленяя просто дворы и просто улицы без единой концепции, мы не формируем зеленый каркас» |
Попутно она не преминула кольнуть Метшина:
- Нижнекамск, я там работала. Зелени там огромное количество, мы замучились считать все эти деревья. Хвала и честь вам, что вы столько внимания уделили озеленению этого города. Но эти огромные мотивы не дают возможности проветривания...
- Вас, экологов, послушать, так вообще деревья сажать не надо. Ну давайте я однофамильцу в Нижнекамск позвоню, скажу, что надо проредить немного, чтобы проветривалось, как следует… - удивился мэр.
Следующее предложение Юпиной - провести полную инвентаризацию существующей зелени. В последний раз такую «перепись» затевали в 2007 году, но кризис помешал довести дело до ума, а с тех пор многое изменилось. Первичный анализ эколог предложила провести, не привлекая геодезистов, на основе спутниковой съемки территорий.
Отдельное внимание, по ее мнению, нужно уделить существующим зеленым зонам, многим из которых необходимо придать статус особо охраняемых территорий. Сегодня многие из них даже называются неправильно. К примеру, парк Тысячелетия по своим размерам - это на самом деле не парк (парки должны иметь по площади не меньше 5 га), а крупный сад. Соответственно, и набор посадочного материала для него был выбран неправильно.
Метшин полностью поддержал идею проведения инвентаризации и особенно отмежевания территории существующих зеленых зон:
- Необходимо «красными линиями» огородить зеленые зоны скверов и парков, чтобы ни Метшин, ни Иванов, ни Петров, ни Сидоров не могли внести никаких изменений, - дал градоначальник поручение Фомину. - Чтобы обратный ход был заварен наглухо, и парки, скверы оставались целыми независимо от чьих-либо решений.
По мнению Галины Юпиной (на снимке - с Сергеем Мурзовым), некоторым зеленым зонам необходимо придать статус особо охраняемых территорий |
ПОТОРГОВАЛИСЬ С ГРОССМЕЙСТЕРОМ
Мурзовот вопроса, где сажать, перевел разговор на то, что сажать. По его словам, при коммерческом озеленении специалисты «Парк-Сервиса» используют до 250 различных растений, а в озеленении города используется не больше десятка.
При этом не соблюдаются и требования по уходу за растениями – те же саженцы в лучшем случае поливают первый год, а затем тут вам и сломанные ветки, и разодранная кора, посетовал эксперт.
В качестве альтернативы привозным саженцам Мурзов призвал использовать растущие вокруг Казани самосевом трех-пятилетние деревья. При этом не везде, по его мнению, обязательно сажать крупномеры. Полутораметровые сосенки для дворов можно найти всего за 500 - 600 рублей.
Метшин, впрочем, тут же возразил, приведя в пример заросшие самосевом земельные участки многодетных семей в Каймарах (Высокогорский район).
- Если перевозить оттуда елку, себестоимость вместе с посадкой меньше 5 тысяч рублей не будет, - пояснил градоначальник. А затем предложил «Парк-Сервису» озеленить новый жилой массив по соципотеке теми самыми полутораметровыми сосенками по 500 рублей.
- Вы готовы? Гроссмейстер задумался... – выдержав паузу, улыбнулся Метшин.
- Готовы, - наконец, спасая репутацию, сказал Мурзов.
- Хорошо, давайте посчитаем. Хотя мы, конечно, не для того собрались, чтобы друг друга на слове ловить, - примирительно заключил Метшин, напомнив, впрочем, о том, как сами ландшафтники сватали ему заграничные крупномеры за 14 тыс. рублей.
Он также добавил, что Казань сейчас уже выбрала саженцы из всех окрестных питомников и лесхозов. Озеленители добрались уже и до резервов Подмосковья, Челябинска.
На встрече было решено создать новый орган – экологический совет |
ДЛЯ "ЗЕЛЕНОГО РЕКОРДА" НУЖНЫ ТРИ ВЕЩИ
Наконец, активнее привлекать к озеленению население, поддерживать экологическое воспитание в школах посоветовал мэру Мухачев. Он привел в пример другие города, где проводятся различные акции вроде «Усынови дерево».
Метшин сказал, что обеими руками за, но, к сожалению, на такие инициативы люди реагируют сдержанно.
- Мы говорим, что готовы привезти саженцы. Выйдите, посадите. Нет, говорят, мы и так за это платим, - поделился он опытом «зеленых субботников».
Также Мухачев расширил идею мэра по созданию экологического совета, предложив превратить его из совещательного в рабочий орган, через который, видимо, по аналогии с градостроительным советом, можно было бы пропускать все проекты, так или иначе затрагивающие окружающую среду. Мэр поручил своему заму проработать механизм и обещал подумать.
Поводя итог, он заметил, что масса вещей, о которых говорилось на встрече, не делалась не столько в силу недопонимания, сколько в силу отсутствия средств:
- Для любого проекта нужны три вещи. Первая – деньги. Вторая – деньги. Третья – тоже деньги. Остальное у нас есть. Желание, специалисты, научная школа. Но, если честно сказать, денег никогда не хватает. Ни разу, сколько я работаю мэром, такого не было, чтобы лежали деньги, и я сидел, думая, какой бы проект реализовать. Так что главное - начать, - резюмировал Метшин.
После встречи он пригласил Мингазову в другую комнату, чтобы изучить проекты озеленения Булака и других территорий, подготовленные ее студентами.