- Олег Геннадиевич, чем строящийся в Казани агропромпарк отличается от обычного рынка. Что это - дань гигантомании или принципиально новый формат для города?
- Это принципиально новый формат работы с сельскохозяйственной продукцией не только для города, а для республики и для России в целом. Именно поэтому проект финансируется на 60 процентов из федерального бюджета. Сметная стоимость проекта – более 2 миллиардов рублей. Все строительство ведется под контролем российского министерства экономики и правительства Татарстана. И республиканское, и федеральное правительства очень заинтересованы в этом проекте.
- Чем вызвано такое внимание?
- Это пилотный проект в стране, он будет тиражироваться в других сельскохозяйственных регионах. Руководство республики поставило задачу создать комфортные условия для фермеров, для предпринимателей, для реализации продукции, в первую очередь произведенной в Республике Татарстан, для открытия собственных производств фермеров на территории парка. В этом проекте перевешивает именно социальная составляющая, поэтому мы идем на компромисс и не рассчитываем на доходность в первые годы.
- Тем не менее коммерческую составляющую, наверное, тоже никто не отменял? В какие сроки вы планируете окупить инвестиции?
- Окупаемость может составить до 7 лет. Конечно, можно попытаться окупить этот проект и раньше. Но мы не имеем морального права начать сегодня отбивать инвестиции, скажем, в четырехлетний срок за счет высокой стоимости арендного места.
- И все-таки в чем суть проекта?
- Мы создаем площадку, где под одной крышей сгруппированы несколько направлений: производство, торговля, складирование, причем с большими объемами холодильных камер, и обслуживающая инфраструктура.
Комплекс рассчитан на предпринимательство – малый и средний бизнес, который работает в области сельского хозяйства, на фермеров.
Скажем, фермер, приехавший из Агрызского района со своей продукцией, может торговать и перерабатывать здесь свою продукцию, поселившись в гостинице на территории парка. Гостиница на 60 человек. Разумеется, не пять звезд, но все необходимое в достаточно комфортных номерах есть. Он может разместить здесь собственную бухгалтерию, арендовав офис. А предприниматель на нашей площадке может развить бизнес, начиная с малого. Так сказать, нарастить мускулатуру.
– Каким образом?
- Например, начинающий предприниматель имеет очень скромный начальный капитал, который позволяет ему покупать и затем перепродавать тушки курицы. Поторговав на нашей площадке, через некоторое время он понимает, что здесь же, арендовав производственную площадь, можно разделывать тушку. Разделка дает ему некую добавленную стоимость продукта. Таким образом, он переходит на новую ступень бизнеса. И так далее.
На территории парка и у фермера, и у предпринимателя будет весь комплекс услуг, которые им нужны в работе, - от банковских и кончая общепитом. Мы старались предусмотреть все до мелочей. Когда продумывали инфраструктуру парка, запланировали даже место для магазина сельхозинвентаря. Пока решаем, будет ли это в составе управляющей компании, или найдем серьезного оператора, который предоставит эту услугу.
«Весь комплекс занимает 8,5 гектаров земель, само здание площадью 50 тысяч квадратных метров. И все это создано в Казани, несмотря на высокую стоимость земли. Зато и горожанам будет удобно добираться в парк, и фермерам подъехать удобно – рядом проходит федеральная трасса М7» |
- Какую площадь занимает парк?
- Весь комплекс занимает 8,5 гектаров земель, само здание площадью 50 тысяч квадратных метров. И хочу это отметить отдельно, все это создано в Казани, несмотря на высокую стоимость земли. Зато и горожанам будет удобно добираться в парк, и фермерам подъехать удобно – совсем рядом проходит федеральная трасса М7.
Общая площадь торговых зон внутри помещений - более 10 тысяч квадратных метров. Для примера: самая большая подобная площадка, которую нам удалось увидеть в Москве, – 4,5 тысячи квадратных метров. Как видите, разница более чем в 2 раза. Причем размер территории позволяет и дальше развивать инфраструктуру парка, трансформировать ее в зависимости от потребностей, которые могут возникнуть в ходе работы.
- Что вы имеете в виду?
- Например, мы уже приглашаем фермеров и предпринимателей для предварительного заключения договоров аренды и создаем базу данных желающих работать на нашей площадке. Анализируя поступающие заявки, мы видим, что многие хотят взять в аренду довольно большие площади под производство, офисы, поэтому, возможно, придется их расширить.
- Когда агропромпарк откроется?
- Ввод объекта состоится в 2012 году.
«С ТЕМИ, КТО НЕ ЗАХОЧЕТ ПРИНЯТЬ НАШИ ПРАВИЛА, НАМ НЕ ПО ПУТИ»
- И сколько арендаторов вы планируете разместить на такой огромной площади?
- Более 600.
- Не мало ли для 50 тысяч «квадратов»?
- Мы анализировали - на Московском рынке в закрытых помещениях на 2,5 тысячи квадратных метров торгуют порядка 290 арендаторов. У нас практически такое количество разместится на 4 тысячах квадратных метров. Мы сознательно не создаем ситуации, когда люди должны толкаться. Мы закладываем коридоры между рядами более 4 метров, чтобы покупатель мог взять тележку, как в цивилизованном торговом центре, и спокойно проехать между рядами из одного зала в другой. Да, каждый квадратный метр этого коридора золотой, но я еще раз хочу повторить, что социальная составляющая этого проекта является главной. И наша задача - найти компромисс между покрытием фактических затрат на содержание и доступностью цен для арендаторов и покупателей. И это уже задача управления - добиться эффективности.
- За счет чего?
- За счет целого комплекса совершенно разных вещей. Во-первых, мы предлагаем не просто просторное здание, а совершенно новый уровень комфорта и для покупателей, и для арендаторов.
Если говорить об арендаторах, принципиальная новизна заключается в том, что мы в торговых залах оборудуем полностью оснащенные рабочие места. Фермер-арендатор приходит туда только со своей продукцией, ему больше ничего не нужно. Если на существующих рынках арендаторы платят за квадратный метр, у нас он будет платить за рабочее место.
- И что будет на этом рабочем месте?
- Витрина, весы, раковина, холодильник, где это надо. Причем у нас реализована программа «Выносной холод».
- Что это такое?
- Агрегаты холодильников вынесены в подвальные помещения, поэтому в зале не будет шума от них, от работы компрессоров не будет повышаться температура в помещении.
Конечно, проще было бы сдавать в аренду квадратные метры. Условно говоря, дядя Саша привезет холодильник десятилетней давности, который ему кто-то подарил, свой прилавок, добытый им по случаю, наденет фартук, а может и не наденет... И потом начнется – тут ломается, там чинится…
Мы сразу хотели уйти от этого бардака. Наша задача - создать совершенно новую культуру организации процесса торговли. Мы разрабатываем некие правила, которые непривычны для продуктовых рынков. И с теми, кто не захочет их принять, нам не по пути.
«Комплекс рассчитан на предпринимательство – малый и средний бизнес, который работает в области сельского хозяйства, на фермеров» |
- А можно поподробнее?
- Каждое утро будет начинаться с общего осмотра: управляющая компания осматривает каждое рабочее место, каждого арендатора, продукцию, документы на нее, как товар выложен. И по результатам осмотра выдает каждому разрешение на работу, а если что-то не так – время на устранение недостатков. Когда понимаем, что зал готов принять посетителей, звучит звонок, двери открываются, покупатели заходят. Мы рассматриваем сейчас вопрос пошива униформы для арендаторов, изготавливаем пакеты для покупок с подходящей для продаваемого товара прочностью. Будем приучаться к этой культуре с первого дня.
- Но, наверное, стоимость такого рабочего места для арендатора будет в разы выше, чем на любом другом рынке?
- Мне трудно сейчас назвать окончательные цифры, так как сейчас расчеты еще продолжаются. Тем более что и на рынках стоимость варьируется в зависимости от расположения в торговом зале. Скажем, на Чеховском рынке – от 2 тысяч рублей на периферии до 15 тысяч на входе и в центре зала. Но к чему бы мы ни пришли, эта стоимость будет ниже, чем в округе, как бы трудно это ни было. Мы сегодня делаем все, чтобы уменьшить стоимость рабочего места для арендатора.
- То есть вы все рынки убьете?
- Нет. Думаю, наша организация труда позволит войти в цивилизованное рыночное поле, где мы будем конкурировать в качестве продукции, оказании дополнительных услуг вплоть до доставки покупок. И все это, разумеется, за приемлемые деньги.
К этому подтянутся и те, кто захочет остаться на этом рынке. Прошло время уличной торговли, ящиков, ларьков - городу, республике нужен цивилизованный комплекс.
«Казань еще не видела таких площадей для торговли сельхозпродукцией» |
«МЫ СТАРАЕМСЯ СДЕЛАТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ МИНИМИЗИРОВАТЬ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ»
- Ничего подобного в городе не было и с точки зрения продуманности логистики приема и перемещения товара.
- Ну а здесь-то какие новшества могут быть?
- Въезд арендаторов осуществляется только с одного крыла, к которому непосредственно примыкает ветеринарная лаборатория со сверхсовременным оснащением. Только пройдя контроль и получив соответствующие документы и доступ в основной зал, арендатор заезжает в коридор с холодильными камерами. По-другому туда не попадешь.
В первом отсеке 90 индивидуальных камер на 300 - 400 килограммов. В них складируется то, что будет продаваться в течение дня-двух. А есть отдельное помещение, где большие холодильные камеры, скажем, на сто тонн продукции. В целом все холодильные камеры от лучших мировых производителей будут рассчитаны на объем более 2 тысяч тонн, а все складские помещения занимают более 11 тысяч квадратных метров.
Почему особое внимание уделяем самым современным технологиям? Потому что это позволяет сохранить продукт с минимальными потерями при минимальных энергозатратах. Мы вообще много внимания уделяем энергосберегающим технологиям.
- Каким, например?
- Сейчас, например, делаем установку, которая будет снимать тепло с компрессоров холодильников, чтобы оно не выбрасывалось в атмосферу. Этот процесс называется рекуперацией. Этим теплом будем обогревать воду, которая будет поступать в производство.
Хотя нас убеждали, что можно просто платить по тарифам, мы изначально пошли на то, чтобы создать собственную котельную. В итоге мы сами себя обогреваем.
Еще одна энергосберегающая технология связана с тем, что у нас очень много технологических ворот, в том числе для большегрузных машин. Поэтому хотя это и дорогое удовольствие, более 17 миллионов рублей, но сразу заказали докшелтеры – систему герметизации проема между стеной и кузовом машины, она исключает приток тепла в помещения при заезде машины. Особенно это важно летом. В производственных цехах температура должна быть не выше 14 - 16 градусов. Это обязательное требование для организации работы с продуктами. Там будет создана среда, в которой мухи просто не заводятся. Если этого не предусмотреть, то нужно будет включать кондиционирование, расходовать на это электроэнергию. А это опять стоимость аренды места. То есть стремимся достичь этой экономии во всем вплоть до того, что в местах, которые требуют постоянного освещения, установили светодиодные лампочки.
«Общая площадь торговых зон внутри помещений - более 10 тысяч квадратных метров» |
- Как искали эти технологии, где подсмотрели их?
- Мы смотрели лучшие торговые площадки, изучали российский опыт, опыт Испании, Турции, Франции. В отдельности все эти технологии уже применяются и известны, но скомпоновать все в одном месте и создать от а до я, тем более в центре города-миллионника, - это очень сложно. Я не устаю повторять, что мы стараемся сделать все, чтобы минимизировать затраты на содержание.
ПРО ТРАВАЛАТОРЫ, СЧЕТЧИКИ АВТОМОБИЛЕЙ И ЯРМАРКИ ВЫХОДНОГО ДНЯ
- Вы говорили, что и покупатель получит совершенно новый уровень комфорта, можно об этом подробнее рассказать?
- То, что мы предлагаем покупателю, сейчас нет ни на одном сельскохозяйственном рынке. Начнем с парковки. Их у нас будет две - наружная и под самим зданием, более чем на 500 автомобилей. На въезде на внутреннюю парковку хотим повесить счетчики количества автомобилей, чтобы, подъезжая, человек четко понимал, в какой зоне сколько пустых мест.
На центральном входе установлены не эскалаторы, а травалаторы - движущиеся дорожки без ступенек, чтобы удобно было с тележками подниматься и спускаться. Здесь же два лифта для людей с ограниченными возможностями. Кстати, есть специальное помещение для них, где они могут привести себя в порядок в случае необходимости. Есть блок общепита, зона отдыха, чтобы человек мог присесть, отдохнуть, посмотреть телевизор.
Обязательно будет отдел информации для покупателей, тем не менее сейчас разрабатываем систему навигации, чтобы людям было удобно ориентироваться, ведь торговые площади огромные.
- Можно заблудиться?
- Система навигации не позволит. В помещении будут два торговых зала. В первом площадью около 6 тысяч квадратных метров - островки из холодильных витрин: рыбный, мясной, фруктовый. Второй зал около 7 тысяч квадратных метров состоит из модулей с рольставнями, расположенных рядами по тематике товара. Там будет продаваться бакалея, кондитерка, другие продукты, но только не вещи. В первом зале разместятся порядка 290 арендаторов, во втором - порядка 140. Между залами удобное сообщение, отсюда можно выйти под навесы для торговли с машин.
«Под навесами с машин будут торговать во время ярмарок выходного дня» |
- То есть уличная торговля все-таки будет?
- Да, но организована она абсолютно по-новому. В непосредственной близости к помещению возведены навесы, которые рассчитаны на 138 большегрузных автомобилей. Здесь мы планируем проводить ярмарки выходного дня в осенний и весенний периоды. Теперь сельчанам не надо беспокоиться о том, пойдет дождь или нет. Они приезжают, становятся под навесы, открывают борта и практически бесплатно будут торговать. Но сначала мы проверим их товар. Экспресс-анализ позволит нам за 20 минут понять, что в фуре, насколько это соответствует нормам.
- Вы сказали, бесплатно будут торговать?
- Затраты на организацию этого процесса, конечно, будут, но мы понимаем, что на этом зарабатывать нельзя.
- Как будете решать транспортный вопрос? Проспект Победы стоит в пробках, а основной ваш клиент поедет к вам на машинах…
- Мы на эту тему несколько раз встречались с исполкомом города, обсуждали ее. Мы просчитывали все это со специализированным институтом и исходим из того, что должны справиться. Для грузового транспорта мы делаем отдельный въезд, он никак не будет соприкасаться с легковым, мы разъединяем эти потоки. Рядом две остановки общественного транспорта. В резерве есть еще маршрутные автобусы, на которых можно развозить покупателей в разные районы города.
НЕ ТОЛЬКО РЫНОК, НО И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС
- Какого рода производство вы планируете разместить в парке?
- Оно однозначно будет увязано с тем, что реализуется на этой площадке. 80 процентов производственных площадей оставляем для арендаторов - это порядка 5 тысяч квадратных метров. Кроме того, планируем разместить производство управляющей компании. Оно будет приносить некую добавленную стоимость и тем самым снивелирует фактические затраты, которые будет нести каждое рабочее место. То есть фермер, приехав сюда за 400 - 600 километров и проторговав пять дней, в случае, если у него остается непроданная продукция, либо может продать ее управляющей компании, которая переработает сырье в готовую продукцию и тут же реализует, либо может сам переработать его на производственной площадке.
Помимо этого, мы с министерством сельского хозяйства рассматриваем сегодня вопрос переработки овощей. Крупного перерабатывающего комплекса по овощам сегодня в республике нет, поэтому на нашей площадке можно организовать мойку, очистку, калибровку, сортировку, фасовку в разную тару овощей, выращенных в Татарстане. Если эта концепция будет нормально технологически выстроена, то помимо обеспечения рынка Республики Татарстан возможен выход, как один из вариантов, и на федеральные торговые сети. Они ведь сегодня тоже заинтересованы в качественной продукции. Но там высокие требования к товарному виду продукции. Если мы пойдем по этому пути, то нам предстоит поэтапная работа вплоть до того, что возможно придется взять семенной фонд, передать его фермеру, он должен будет вырастить урожай под наш заказ, под стандарты, которые диктуют сетевые компании.
«Мы сегодня делаем все, чтобы уменьшить стоимость рабочего места для арендатора» |
Вокруг агропромпарка со временем могут появиться предприятия-сателлиты.
- То есть задача стоит гораздо шире, чем просто организация торговли сельскохозяйственной продукцией местного производства на современном уровне?
- Да, но понятно, что эта задача не на один год. Примерно такую же работу ведет сейчас Краснодарский край. Но пока она идет тяжело. Очень непросто приучить фермера к выращиванию продукции по стандартам, в том числе и в силу технологических сложностей. К тому же Россия традиционно является зоной рискованного земледелия.
- Производственные площадки тоже будут полностью оборудованными?
- Там будут подключены вода, электричество. Уже идет нарезка модулей для производств. Но арендаторы производственных площадей будут платить уже за квадратный метр.
- А заявки уже есть?
- Да, идут звонки.
- Звонят из республики?
- Не только, звонят и из других регионов. Но в любом случае у нас всегда будет резерв мест для татарстанских фермеров. Даже если некоторые поначалу будут пустовать.
«Здесь на 50 тысячах квадратных метров разместятся торговые залы, склады, офисы, производственные площади и обслуживающая инфраструктура» |
«ВСЕ РАЗГОВОРЫ О ВОЗМОЖНОЙ ПРОДАЖЕ АГРОПРОМПАРКА – ПОЛНАЯ ЕРЕСЬ»
- А каков принцип управления всем этим хозяйством?
- Создано государственное автономное учреждение «Агропромышленный парк - Казань». Учредителем является министерство сельского хозяйства, председателем наблюдательного совета - вице-премьер Марат Готович Ахметов.
- Какие задачи стоят перед управляющей компанией?
- Прежде всего обеспечить эффективную работу всего комплекса, отвечающую задачам, поставленным перед нами правительством республики.
- Насколько большим будет штат управляющей компании?
- На первом этапе мы видим его около 100 человек. Вопросов перед управляющей компанией множество. И ни один не назовешь мелким, каждый требует серьезной проработки. Пропускная способность парка - до 10 тысяч человек в день, поэтому важно и качество продукции обеспечить, и бесперебойную работу, и безопасность наших посетителей, и еще множество вопросов решать ежедневно вплоть до санитарной уборки торговых залов, которая должна осуществляться минимум два раза в день.
- Ста человек достаточно для управления таким сложным комплексом и его обслуживания?
- На первом этапе такая численность представляется оптимальной. Мы же понимаем, что увеличение штатной численности повлияет на стоимость аренды для фермеров и в конечном итоге на стоимость товара. А рядового покупателя привлекает в первую очередь все-таки цена продукта. Поэтому так важно до минимума сократить посреднические услуги. Сейчас уже возникают предложения – нельзя ли у вас купить не одно, а 30 - 40 рабочих мест. То есть уже есть желающие перепродавать эти места дальше, поэтому хотим организовать такую систему безопасности, которая позволит исключить подобные вещи.
- Ранее в прессе прозвучали опасения о том, что парк в будущем может быть продан…
– Это полная ересь. Сама система управления и выбор организационно-правовой формы построены так, что ничего подобного просто нельзя будет сделать. Все имущество агропромпарка - это государственная собственность, которая будет передана в минземимущество, а оно, в свою очередь, передаст его в оперативное управление государственному автономному учреждению. То есть весь комплекс государственный, а управление им полностью прозрачное.
Фото: Андрей Титов