Конференция ASG была приурочена к годовщине участия компании в возрождении исторического центра Казани |
ASG, ВЕЛИКИЙ И ПРЕКРАСНЫЙ
Под шелест услаждающих ухо разговоров о светлом пути духовности и возрождении памятников самое важное как-то ускользнуло от внимания участников конференции «Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России». Между тем в резолюции конференции, предложенной от имени всех ее участников, в том числе двух президентов РТ, первого и действующего, мэра Казани, десятков чиновников, реставраторов и искусствоведов, юристы ASG предложили… ввести для бизнеса, работающего в этой сфере, настоящую налоговую индульгенцию.
Напомним, что мероприятие было приурочено к годовщине участия компании Алексея Семина в возрождении центра Казани. В выпущенном по этому случаю пафосном журнале «Мир искусств» даже говорится, в частности: « В феврале 2012 года стартовал проект государственно-частного партнерства по возрождению исторического центра Казани». Для тех, кто до этого полагал, что это самое партнерство в городе стартовало еще до появления в этой сфере Семина – как минимум ранней осенью 2011 года, поясним, что масштабность участия группы ASG, видимо, не позволяет компании видеть других – не столь мощных – участников процесса. По крайней мере, никто из представителей бизнеса, участвующий в восстановлении исторических памятников республики, среди выступающих замечен не был. Как-то потерялся на пленарной части конференции и КГАСУ, заявленный одним из организаторов. Невольно складывалось впечатление, что все остальное – лишь соус для презентации беспрецедентных усилий ASG.
Если Алексей Владимирович нуждался в аплодисментах, он их получил. А вот что касается сторонников… Пообщавшись с участниками конференции, корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснил, что редкие гости Семина заглянули в раздаточные материалы и прочитали проект резолюции научно-практической конференции. Хотя это того стоило.
Текст представляет собой вполне конкретный набор предложений, касающихся стимулирования частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия. Для этого необходимо преодолеть низкую доходность инвестиций в реставрацию, говорится в проекте резолюции. Мерами для этого должны стать, с одной стороны, фактически прямое субсидирование затрат собственника объекта на его реставрацию. Причем размер госсубсидий – от 10 до 50% стоимости работ – может поступать как от федерального центра, так и из местных бюджетов. С другой стороны, предлагается ввести целый ряд налоговых преференций для инвесторов, вкладывающих деньги в шедевры искусства и памятники архитектуры. Речь идет о снижении ставки налога на землю – при условии проведения работ по сохранению исторических зданий; отмене налога на прибыль; введении налоговых вычетов для физлиц, потратившихся на восстановление принадлежащих им предметов культуры. Кроме того, юристы Семина предложили отменить НДС при реализации объектов культурного наследия и при ввозе предметов искусства в Россию.
Кроме того, документ предлагает упростить согласование реставрационных работ между совладельцами объектов вплоть до отмены обязательного письменного согласия всех собственников на проведение работ. Напомним, что в ходе реставрации дома на ул. Баумана, 40 работы встали в связи с отказом других собственников освободить помещения – дело дошло до судов…
А ЧИТАТЬ-ТО НАДО…
Впрочем, один из выступавших с докладом участников - умудренный аппаратным опытом представитель комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, ответственный секретарь по государственной культурной политике при председателе Совета Федерации Николай Ващенко, похоже, заглянул в бумаги первым делом. И тут же озадачил участников конференции вопросом: а от чьего имени будет подписан сей документ, какой будет процедура его подписания и на какой адрес его отправят?
Правда, к этому моменту участники конференции, слегка подуставшие после экскурсии по объектам реставрации ASG, осмотра выставки картин из коллекции музея Семина и насыщенных цифрами речей, оставили этот посыл без внимания. Однако под конец выступления Ващенко очень к месту развеселил утомленную аудиторию воспоминаниями о работе правительства Евгения Примакова. Тогдашний премьер, по отзывам чиновника, внимательно читал все без исключения документы, очень глубоко вникая в суть и внося правки до последнего момента.
- Вряд ли мне еще представится, Минтимер Шарипович, возможность вот так пообщаться с вами, - вдруг обратился Ващенко к первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву. - Вы знаете, я вспомнил одну вещь. В 1998 году, когда правительство России возглавлял Евгений Максимович Примаков, союз театральных деятелей проводил очередной форум с пафосным названием. Было принято решение выпустить постановление правительства о РФ «О государственной поддержке театрального искусства РФ». Мы исполняли этот документ вместе с минкультом. Там была заложена обратная связь от субъектов Российской Федерации. Знаете, один из первых документ с обстоятельным докладом и подписью первого лица мы получили от Минтимера Шариповича – он стал основой для того, чтобы показать, как в республике ставятся и решаются вопросы...
Алексей Семин (в центре) предложил субсидировать бизнесменов, вкладывающихся в старину |
Семин на правах модератора конференции уже собрался было передать слово следующему выступавшему, но его прервал Шаймиев.
- Вы сказали одну интересную вещь... Примаков читал проекты постановлений правительства, но, по-моему, все председатели должны читать! – заметил первый президент РТ.
- Да, это так, - несколько замялся, смущенно рассмеявшись, Ващенко и неожиданно заявил. - Но… бывают и другие случаи! Когда не так внимательно читают…
- Исключения, да… Но… читать надо! – многозначительно добавил Шаймиев.
ПОЧЕМУ АБРАМОВИЧ БОГАЧЕ ЕЛИЗАВЕТЫ II?
Вопрос, поднятый Ващенко, корреспондент «БИЗНЕС Online» в ходе пресс-конференции задал Семину. В самом деле – как готовилась резолюция и какой будет ее дальнейшая судьба?
По словам Семина, резолюцию готовили юристы компании ASG на основе европейского опыта, где владелец какого-нибудь замка, открывая его для публики, освобождается от массы налогов. Лишь бы памятник архитектуры содержался в надлежащем состоянии.
- Сначала была идея отразить содержание резолюции в докладе, но затем решили, что это будет тяжело восприниматься, - объяснил Семин. – И решили оформить это как резолюцию для обсуждения. Мы там ничего не изобрели. Во всем мире памятники архитектуры именно потому и сохранены, что не государство вкладывает деньги в их реконструкцию, как это принято у нас, а в результате из 100 памятников восстанавливается один. Во всем мире существует понятие государственных субсидий: у нас это в голове не укладывается, но там, если ты реконструируешь памятник архитектуры, вот тебе 30, а то и 50 процентов, и даже 75процентов затрат для важного памятника за счет государства. Памятник при этом остается в собственности частника.
Редкие гости конференции заглянули в раздаточные материалы и прочитали проект резолюции научно-практической конференции. Хотя это того стоило... |
Далее Семин объяснил, что тот же капремонт на жилых объектах не облагается НДС, чтобы сделать жилье более доступным, так почему реставрация памятника облагается? Надо приравнять памятники архитектуры к жилью. Что же до налога на землю, то памятник может стоять на обширном участке, на котором больше нельзя ничего строить – и нельзя извлекать никакую выгоду. Это нормально, отметил Семин, – но тогда представьте себе налог с одного-двух гектаров земли в центре города. «Налог будет фантастический!» - воскликнул он. А это просто, по сути, стимулирует владельца не к сохранению объекта архитектуры, а к его сносу. Ведь в этом случае и расходов не будет, и участок освобождается от обременений… Что, собственно, у нас и происходило до последнего времени.
- Даже во Франции, вокруг имиджа которой сейчас все сжимается, - вспомнил Семин историю с «бегством» Жерара Депардье из-за угроз поднять налог на роскошь, - даже там из перечня имущества исключаются предметы антиквариата. При всем при том, что Франция готова богатых растерзать, люди, обставившие свои резиденции предметами искусства, не платят с них налоги. Да, социалисты готовы брать три четверти заработанных доходов, но не ставят вопрос о вводе налогов на такое имущество!
Именно из-за разных подходов к налогообложению тот же российский олигарх Абрамович получается богаче, чем британская королева. Если в России в налогооблагаемую базу включаются любые предметы старины и антиквариата, то в Европе – нет.
- О состоянии Елизаветы II пишут в последнем номере Forbes, - пояснил Семин. – Я никак раньше понять не мог, когда-то давно, почему по суммам у нас Абрамович богаче Елизаветы II. Ведь у нее – такие дворцы… Но это все не учитывается. Это все объекты культурного наследия. Они принадлежат правящей династии, но они исключены из налогооблагаемой базы, и состояние королевы исчисляется миллиардом фунтов, тогда как состояние наших проживающих в Лондоне олигархов доходит до многих миллиардов фунтов. Да если бы она платила налоги с тех 60 - 70 миллиардов фунтов, а примерно в такую сумму оценивается ее недвижимость, корона британской империи с аукциона бы пошла!
Вернувшись к резолюции, Семин пояснил, что документ не окончательный и предложен для обсуждения участникам. А далее, если все получится, то по каналам законодательной власти - через Госсовет РТ, правительство, минкульт РФ, мэрию или иные - он поступит на обсуждение в Госдуму РФ.
- Мы очень опасались ее вносить, - добавил он. – Очень опасались. Поэтому она была дана для обсуждения, без какого-либо статуса. Но, видимо, наше общество начало созревать к тому, чтобы выйти на такую практику.
ГОТОВ ЛИ МЭР КАЗАНИ К НАЛОГОВЫМ ПРЕФЕРЕНЦИЯМ?
То, что предлагает Семин через внесенную резолюцию конференции, так или иначе затрагивает и уровень местных властей. А готова ли Казань освободить на своем уровне владельцев-реставраторов от налогов – скажем, по земле? Об этом корреспондент «БИЗНЕС Onlinе» спросил Ильсура Метшина.
- При условии восстановления памятников архитектуры на это можно пойти, - ответил мэр. - Если бы меня спросили, готов ли я по своей части дать налоговые каникулы, по земельному налогу, по имуществу, я бы, конечно, сказал – да, чтобы памятник был восстановлен. Но федеральный закон сегодня нам этого не позволяет сделать. Поэтому мы и говорим о том, что нужно его совершенствовать. Мир все придумал – надо смотреть европейский опыт и попытаться использовать его с учетом российской действительности.
ТИРАЖИРУЕМ ЛИ ОПЫТ ТАТАРСТАНА?
Под занавес конференции Ващенко учтиво заметил, что такой колоссальный опыт, какой накоплен в Татарстане, должен быть представлен и на федеральном уровне, и на уровне регионов. В республике осуществляется целый ряд проектов комплексной реконструкции. Это по сути – пилотный проект в масштабах страны, с этим не поспоришь.
Но вот поддается ли республиканский опыт тиражированию? Большой вопрос. Грандиозный авторитет Шаймиева, которому лично многим обязаны капитаны нашего бизнеса. Непреклонная воля Минниханова, не знающего слова «невозможно». Ручное управление практически каждым объектом. Это все – уникальные характеристики татарстанского политического ландшафта, такого же, похоже, уникального, как всякий культурный феномен…
Читайте также: