Максим Горький и Федор Шаляпин |
СПИРАЛЬ ИСТОРИИ
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения великого русского баса Федора Шаляпина, на весь мир прославившего Россию и родной город - Казань. Однако музея Шаляпина в столице республики, несмотря на то, что наш город располагает уникальной коллекцией личных вещей певца, до сих пор не существует.
По словам председателя Шаляпинского общества, бывшего зама мэра Казани Камиля Исхакова и экс-начальника управления культуры администрации Казани Альфии Тутаевой, есть два варианта. Музей должен быть или муниципальным, или стать филиалом музея Горького. Именно в этом музее многие годы ведется кропотливая работа по изучению творчества Шаляпина, здесь проводятся зарекомендовавшие себя не только в России шаляпинские чтения, на которые съезжаются самые видные исследователи творчества певца.
- В музее Горького сейчас строится Шаляпинский зал, где будут проходить конференции, встречи, концерты, будут звучать записи Федора Ивановича, - рассказала Альфия Амировна вчера на пресс-конференции, приуроченной к юбилею великого баса.
Что интересно, Шаляпин и Горький при жизни были хорошими приятелями. Певец даже пытался с помощью своих широких знакомств как-то помогать Горькому. В 1912 году Шаляпин гостил на Капри в первую декаду февраля. Он прибыл на личной яхте Михаила Терещенко - состоятельного предпринимателя и мецената, бывшего в это время чиновником особых поручений при дирекции Императорских театров. В письмах Горькому от второй половины 1911 года Шаляпин сообщал о намерении посетить Капри вместе с ним. Певец надеялся на помощь мецената в издательских делах писателя. Теперь же, спустя 100 лет, пристанище в «доме» Горького найдет коллекция личных вещей Шаляпина. Такая вот спираль истории…
КРУГ ЗАМЫКАЕТСЯ
Впрочем, самое объяснимое место для музея – пристрой к дому Лисицына на нынешней улице Пушкина, где Шаляпин родился 140 лет назад. Поначалу так и планировалось, и музейщики очень рассчитывали на это место. Именно об этом месте для музея Шаляпина в разговоре с сотрудниками музея Горького говорил и первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев в бытность свою главой республики.
Но выстроенная рядом с домом Лисицына штаб-квартира Пенсионного фонда безнадежно испортила все, что только можно, уничтожила атмосферу этого уголка старой Казани. Между тем, архитекторы полагают, что восстановление пристроя к дому Лисицына, где бы мог разместиться музей, возможно.
Вообще этот квартал на улице Пушкина в Казани мог бы стать мемориальным. Совсем рядом с домом Лисицына – знаменитая Марусовка, описанная Горьким в «Моих университетах». Здесь жил и сам будущий писатель, и легендарный Гурий Плетнев. Круг замыкается: Горький и Шаляпин, еще не будучи знакомы, в разное время жили по соседству, а потом, познакомившись, стали большими друзьями и не раз во время встреч вспоминали Казань.
ЗАВЕЩАНИЕ ДОЧЕРИ
Крупнейшую в России коллекцию вещей Шаляпина начала собирать еще многолетний и бессменный директор музея Горького Мария Елизарова. Каким-то образом ей удалось связаться с дочерью Федора Ивановича Ириной Федоровной Бакшеевой-Шаляпиной, та решила, что на родине отца должен быть музей.
Ирина Федоровна завещала землякам отца уникальные предметы – костюм, в котором Шаляпин пел партию Кончака, серебряный ковш, который поднесли певцу его коллеги – артисты Мариинского театра, и два его прижизненных портрета. Все это было прописано в завещании Бакшеевой-Шаляпиной.
Но на дворе стоял 1970 год, получить наследство из-за границы было нереальным. Власти требовали от музейщиков отказаться от подарка Ирины Федоровны. Прошло 25 лет, и только в 1995 году уникальный дар приехал в Казань. Кстати, если исходить из цен 1970 года, он по нашим нынешним понятиям был оценен в смехотворную сумму – 1 790 рублей.
Коллекцию, которая сейчас выставлена в шаляпинском зале музея Горького, собирали по крупицам. Сейчас в ней 60 подлинных предметов. Подобного собрания нет ни в одном из музеев певца, а они работают в Москве и Санкт-Петербурге.
КОЛЛЕКЦИЯ КОТЛЯРОВА
Есть еще одна коллекция, которая находится сейчас в распоряжении казанских музейщиков. Это – собрание Юрия Котлярова, человека, который всю свою жизнь посвятил изучению творчества Шаляпина и был его летописцем.
Коллекция Котлярова оказалась поделенной на две части. Одну купил город, и она сейчас находится в ведении НКЦ «Казань», вторая принадлежит музею Горького. Конечно, коллекция Котлярова – это не дар Шаляпиной-Бакшеевой, но тем не менее. В ней так же содержатся уникальные материалы, которые, несомненно, пригодятся при строительстве музея.
Понятно, что для открытия музея Шаляпина в Казани нужна политическая воля. Ведь именно таким образом возник в Казани музея Василия Аксенова. А ведь Шаляпин – это та фигура, которая до сих пор, даже после своего ухода из жизни, прославляет Казань. Просто потому, что он наш земляк. И траты на его музей – это только траты на помещение. Уникальная экспозиция, которой завидуют многие музеи, давно уже собрана и ждет своего часа.
«ГЛАВНОЕ – ЭТО ВОПРОС КОЛЛЕКЦИИ»
Может быть, не стоит бороться за дом Лисицына и можно создать в Казани еще один новодел, где и открыть музей певца? Вот что думают по этому поводу эксперты «БИЗНЕС Online».
Елена Карташева - заведующая научно-методическим отделом Национального музея РТ:
- Вопрос открытия музея – это вопрос коллекции. Вряд ли тот или иной музей пожертвует своей коллекцией. Конечно, место для музея должно быть каким-то образом связано с Шаляпиным, музей непременно должен быть в центре. Можно было бы рассмотреть Суконную слободу, где так же жил певец.
Гюзель Хайбуллина - музыковед:
- Думаю, что надо бороться за дом Лисицына, все-таки это святое место – Шаляпин там родился. Но если не получится, надо искать другое историческое место, связанное с Шаляпиным.
Владимир Курашов - профессор, доктор философских наук:
- Музей в Казани должен быть обязательно! Но находиться он должен в помещении, которое исторически связано с именем Шаляпина. Это может быть дом Лисицына или что-то иное. Например, почему бы не сделать музей в пристрое церкви, в которой Шаляпин пел?