ЭКЗАМЕН ДЛЯ « ПАРТИЗАН» КАМСКОГО ФИЛИАЛА РЕЧНОГО РЕГИСТРА
Темой этого слушания стали обязанности старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова во время освидетельствования теплохода «Булгария» и соблюдение им должностных инструкций. Четких ответов на эти вопросы гособвинителям было добиться настолько сложно, что весь допрос напоминал экзамен, на который явились двоечники-должники. Также суд пытался выяснить, почему признанное годным к плаванию судно стало ломаться чуть ли не в каждом рейсе.
В общем, сотрудники Речрегистра убеждены, что причиной крушения теплохода стала судоводительская ошибка и нарушение герметичности, когда судно зачерпнуло воду через открытые иллюминаторы. А Ивашов, в общем-то, ни при чем…
Свидетель Альберт Спицын |
Первый вчерашний свидетель – замдиректора Камского филиала Российского речного регистра Альберт Спицын – четко отвечал на вопросы, касающиеся каких-либо терминов, связанных с его работой. А вот на вопрос гособвинения, исполнял ли его коллега-подсудимый должностные обязанности, отвечал невнятно. Он отметил, что да, при выпуске судна в эксплуатацию были «недочеты», но они не повлияли на безопасность судна. То есть, убежден Спицын, Ивашов ни в чем не виноват.
Он также отметил, что в регистре, анализируя действия сотрудника-подсудимого, не пришли к каким-то определенным выводам. Однако отметил, что теперь все эксперты документируют каждый свой шаг во время проверок судов.
«Спицын явно пытается выгородить своего коллегу, поскольку, видимо, у них в Речном регистре велась работа спустя рукава, – поделился с корреспондентом «БИЗНЕС Online» своим мнением гособвинитель Ильдар Нуруллин. – Всполошились, когда произошла трагедия! И только тогда начали досконально проверять всю документацию, проводить досмотры».
«СТРАННАЯ У ВАС ОРГАНИЗАЦИЯ»
Ответы главного эксперта Бориса Глухова, который все же признал, что Ивашов нарушил должностные обязанности, спровоцировали «минутку веселья» у адвокатов, утомившихся от многочасового допроса, они начали смеяться и шутить. Не удержались от улыбок и другие присутствующие в зале, в том числе судья. Словно все забыли, по какому поводу собрались…
«Адвокаты постоянно улыбаются! – в отчаянии срезала веселье задыхающаяся от возмущения потерпевшая Гульнара Назарова, потерявшая на «Булгарии» 9-летнего сына. – Люди же погибли, 122 человека…»
«Может, скорую вызвать?» – сразу стал серьезным судья. Зал тоже быстро пришел в себя.
Но Назарова с выступающими слезами на глазах покинула процесс лишь на несколько минут.
Третий вчерашний свидетель, старший эксперт Сергей Семышев, как и Спицын, защищал Ивашова и говорил так тихо, что один из потерпевших весьма точно охарактеризовал его тремя словами – «как при смерти». Семышев проводил освидетельствование «Булгарии» в предпоследнюю навигацию в 2010 году.
Под конец Семышев осмелел и попросил судью снять вопросы гособвинения, спрашивающего, имеются ли в действиях его коллеги-подсудимого нарушения должностных обязанностей.
«Прошу снять эти вопросы!» – сказал старший эксперт, разбудив засыпающих в зале.
Свидетель Ираида Романова |
Но на это он получил лишь язвительные улыбки, смешки большинства присутствующих и предупреждение судьи о том, что уклонение от дачи показаний преследуется уголовной ответственностью. Также свидетелю напомнили, что теплоход мог затонуть и на год раньше, ведь проблемы с ним были не только в том роковом июле, и тогда бы ему самому пришлось сесть рядом с другими подсудимыми.
Семышев ответил, что да, согласно инструкции, Ивашов должен был выдвинуть требование об устранении неполадок или же составить акт о непригодности судна, если проблемы были проигнорированы.
Закончился допрос вчерашних свидетелей главным бухгалтером – Ираидой Романовой. Интерес к ней возник в связи с квартальной премией в 50 тыс. рублей, выданной Ивашову после гибели «Булгарии».
«Странная у вас организация», – в конце сказал судья.
Потерпевший Геннадий Игнарин |
«Сейчас у меня под щекой успокоительное, руки трясутся… – сказал, обращаясь к корреспонденту «БИЗНЕС Online» потерпевший Геннадий Игнарин (потерял при крушении дизель-электрохода 35-летнего сына, у которого осталась жена и двое сыновей), не пропускающий ни одного судебного процесса. – Тяжелее всего, когда разбор виновности или невиновности подсудимого пытаются заменить чисто техническим экзаменом со стороны адвокатуры. Какая разница, какой был двигатель у теплохода, какой он был марки, цвета и так далее. Сегодня 40-й день заседания, 753-й день от крушения теплохода, и мне хочется, чтобы быстрее начался допрос самих подсудимых. Как ни погляжу в их клетку, у них всегда улыбчивые лица. Они не только не признают себя виновными, но и просто издеваются и над потерпевшими, и над «убиенными». Понятное дело, почему свидетели из Речрегистра так покрывают Ивашова – корпоративная защита!»
Сегодня в 10.00 процесс по «Булгарии» продолжится.