Дедюхин.jpg
Известный казанский предприниматель Евгений Дедюхин финансирует разработки промышленного применения новой технологии обработки эмульсий

«СУЩЕСТВУЮЩИЕ КРЕМЫ – ЭТО ПОПЫТКА ПРОТИСНУТЬ ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ ЧЕРЕЗ МЕДОВУЮ СОТУ»

Как оказалось, инженерную и научную составляющую, заложенную на заре туманной бизнесменской юности в КАИ, не вытеснили даже многолетние конкурентные войны. Более того, выяснилось, что это не менее сильный мотив, чем завоевание рынка.

Идея попробовать принципиально новый способ обработки эмульсий, по словам Евгения Дедюхина, возникла довольно давно и принадлежит его давнему товарищу Андрею Геталову. Сегодня Геталов – владелец и генеральный директор московской компании «Дерманика», занимающейся производством косметических кремов, а году в 1995 - 1996-ом, когда они познакомились с Дедюхиным, работал в компании «Единая Европа », которая вместе с казанской компанией «ТАКОС» (акционером и генеральным директором которой являлся Дедюхин – прим. авт.) развивала в России парфюмерно-косметическую сеть «ИЛЬ ДЕ БОТЭ». Кстати, в «Единой Европе» Геталов прошел все ступени: от торгового представителя до директора по продажам.

Будучи инженером-ракетчиком по образованию, кандидат технических наук Геталов посмотрел на косметические продукты взглядом, начисто лишенным всякой рекламной лирики, и задумался о такой проблеме кремов, как малая эффективность проникновения в кожу. Не секрет, что из всего количества крема, которое наносится на поверхность кожи, в лучшем случае 10 - 15% попадает в более глубокие слои. Дело в том, что для преодоления барьера из ороговевших внешних клеток (это и есть наша кожа) нужен не только дружественный химический состав, но и мелкая текстура крема, которая позволяет питательным веществам проникать через межклеточные промежутки в более глубокие слои кожи. Однако средний размер частиц крема приблизительно в 50 - 100 раз (!) превышает размер межклеточных промежутков верхнего слоя эпидермиса.

И самое неприятное тут то, что у натуральной косметики, относящейся к категории более дорогих кремов, структура эмульсии еще более «тяжелая». Природные консерванты и эмульгаторы менее эффективны, чем синтетические, которые используются в недорогих продуктах. Именно поэтому органические косметические кремы характеризуются вязким нанесением и распределением на коже, продолжительной впитываемостью и жирной остаточной пленкой. Можно сделать сколь угодно дорогую и потенциально эффективную формулу косметического крема. Но из-за своей «тяжелой» структуры такой крем не проникнет в глубокие слои кожи, то есть не будет эффективным. «Существующие крема – это попытка протиснуть футбольный мяч через медовую соту», – комментирует проблему Геталов.

У дешевых кремов другая беда: синтетические эмульгаторы, применяющиеся для уменьшения размеров дисперсной фазы и улучшения структуры крема, вредны для защитных функций кожи. Они разрушают липидные межклеточные промежутки верхнего слоя кожи.

Вникнув в проблему, Геталов загорелся идеей улучшить структуру натуральных кремов за счет внедрения новых способов гомогенизации. Интерес усиливало желание реализовать идею изготовления «индивидуальных» кремов для розничных продаж. Она заключалась в том, что консультант в шоу-руме, протестировав состояние кожи клиента, должен дать ему индивидуальные рекомендации в отношении выбора средств по уходу за кожей. При этом в числе рекомендованных могут быть не только продукты из ассортимента магазина, но и приготовленные на заказ с индивидуальным подбором необходимых ингредиентов для каждого конкретного покупателя.

Предполагалось использовать от 300 до 500 базовых рецептур, каждая из которых позволяла бы изменять концентрацию полезных компонентов в разрешенных пределах. Такое количество рецептур дает возможность подобрать индивидуальное средство практически для любого клиента. Производить индивидуальный крем планировали в специальной лаборатории.

Однако существующие технологии не позволяли получать нужный продукт: в итоге получалось либо очень дорого, либо недостаточно качественно. Успешных проектов в этой потребительской нише пока нет, несмотря на востребованность…

Фото-Геталова.jpg
Андрей Геталов: «Из всего количества крема, которое наносится на кожу, в лучшем случае 10 - 15 процентов попадают в более глубокие слои кожи. Мы попытались выяснить основные причины такого действия косметического крема»

«С ПОЯВЛЕНИЕМ НАШИХ КРЕМОВ КОНКУРЕНЦИЯ В НЕДОРОГОМ СЕГМЕНТЕ ВОЗРОСЛА…»

В итоге Геталов создал компанию «Дерманика» и начал исследования в области технологии кавитационной обработки жидких сред. О своих идеях сразу же рассказал Дедюхину и его партнеру по бизнесу Марату Гиниятуллину. Те в то время были полностью погружены в проблемы оперативного управления своими бизнесами: что-то росло, что-то продавалось, что-то создавалось с нуля – и особенно в научные страсти Геталова вникать не стали, но денег на исследования дали. Так началось финансирование исследований, цель которых – доказать эффективность нового способа в решении различных задач в промышленном производстве.

В «Дерманике» была разработана новая технология гомогенизации, в основе которой лежит метод получения сверхтонкой эмульсии путем ультразвуковой кавитационной обработки в специальных реакторах.

В 2010 году, через год после основания, «Дерманика» вышла на рынок с новым продуктом. Это был крем для курящих с особым абсорбентом, благодаря которому никотин не мог негативно воздействовать на кожу пальцев рук, устранялся запах табачного дыма. Сегодня у компании 9 артикулов различных средств по уходу за кожей, которые продаются в ряде региональных и федеральных торговых сетей. Объемы производства пока небольшие – порядка 60 - 70 тыс. туб в месяц. Геталов сегодня особо не стремится их наращивать – он весь в новых исследованиях. Но к основателю компании и по совместительству главному инноватору постоянно обращаются заказчики с предложениями применить его технологию для изготовления продуктов, которые даже не относятся к косметической отрасли.

Уже сегодня «Дерманикой» разработаны кавитационные реакторы, которые имеют существенно лучшие характеристики по удельному энерговоздействию на обрабатываемые среды, чем у большинства известных аналогов. Так, для косметических эмульсий при достаточно простой формуле крема получена дисперсность 500 - 600 нанометров, а уровень гомогенности (однородности) составил 35 - 40%. Напомним: для традиционных гомогенизаторов уровень гомогенности не превышает, как правило, 10%.

- Такие установки, кроме нас, никто в мире больше не проектирует и не использует, – говорит Геталов. – Мы постоянно работаем над усовершенствованием реактора. Сегодня он уже заметно изменился даже по сравнению с тем, что было год назад.

Постепенно в научные исследования втянулся и Дедюхин, и остальные партнеры.

- Как-то быстро вспомнилось все, чему учили в вузе и аспирантуре, возникло настоящее научное нетерпение: что же там дальше, за маленькой черной дверцей в стене, куда еще никто не заходил? Делаешь шаг – и снова: что дальше? Когда постоянно этим занимаешься, фантастически интересно, – комментирует Дедюхин.

На выходе инвесторы уже получили снижение себестоимости изготовления крема (~ на 20% ниже, чем по обычной технологии) при значительно более высоких потребительских свойствах. Тонкая структура крема позволяет активным полезным ингредиентам проникать в глубокие слои кожи в большем количестве.

установка-для-производства-тонкодисперсной--эмульсии.
Первая установка для производства тонкодисперсной эмульсии в производственном цехе ООО «Дерманика» (Москва)

- Об успехе свидетельствует рост продаж нашей продукции в отсутствие рекламы. Именно благодаря тонкой структуре наши продукты «первой цены» (самая низкая цена на полке магазина – прим. авт.) дают хороший результат: имеют приятную консистенцию, легко наносятся, мгновенно впитываются, не оставляют ощущения жирной пленки, а главное – сразу виден результат, ждать два-три месяца, чтобы «почувствовать разницу», не надо, – отмечает Геталов. – С появлением наших кремов конкуренция в недорогом сегменте возросла.

Структура-крема-РїРѕ-классической-технологии.jpgСтруктура-крема-РїРѕ-РЅРѕРІРѕР№-технологии-софт-тач-дерманикР
Структура крема по классической технологииСтруктура крема по новой технологии SoftTouchDermanika

Преимущества новой технологии подтверждаются и результатами маркетинговых исследований, которые «Дерманика» провела среди девушек и женщин разных возрастных категорий: от 18 до 65 лет.

«ЕСЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ УДАСТСЯ, МНОГИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ – ОТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ДО ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ – ЖДЕТ РЕВОЛЮЦИЯ…»

Преимущества новой технологии подтверждаются и результатами маркетинговых исследований, которые «Дерманика» провела среди девушек и женщин разных возрастных категорий: от 18 до 65 лет.

Любопытно, что на основе полученных таким способом эмульсий можно создавать продукты совершенно нового качества не только в области косметики, но также в пищевой и химической промышленности, нефтепереработке, строительстве и многих других отраслях.

Известно, что кавитационная обработка является эффективным методом деструкции тяжелых нефтей, благодаря чему позволяет решить многие вопросы транспортировки нефти и переработки нефтепродуктов.

Ультразвуковая кавитационная обработка может эффективно использоваться в технологии получения синтетических каучуков для приготовления эмульсий и растворов мономеров (исходных реагирующих веществ) и предполагает ускорение процессов их полимеризации с образованием латексов (каучуков). Эта технология может применяться для создания гомогенной реакционной среды, в которой значительно ускоряются и углубляются процессы химического превращения растительных масел с получением стабилизаторов каучуков.

При использовании метода кавитации для обеззараживания воды в целях использования в быту можно избежать ее озонирования и хлорирования. Также перспективным направлением использования технологии является обработка промышленных стоков.

По заказу и с использованием рецептуры и ингредиентов Московского жирового комбината были изготовлены пробные партии майонеза «Провансаль», обладающие новыми потребительскими свойствами, в частности, равномерной структурой и увеличенным сроком хранения без дополнительных консервантов.
Кроме того, в настоящее время уже проведены лабораторные исследования, и доказана эффективность метода не только в области получения тонких эмульсий, но и суспензий (смесей веществ, где твердое вещество распределено в виде мельчайших частичек в жидком веществе во взвешенном состоянии): при получении глинистой суспензии и дальнейшей ее обработке в процессе производства вспененных строительных блоков, при изготовлении зубной пасты, а также высококачественной водоэмульсионной краски. Так, например, использование технологии в изготовлении строительной краски делает излишним ее трехкратное или четырехкратное нанесение на поверхность, для получения качественного результата достаточно всего одного слоя.

Помимо Геталова, в эксперименте в качестве научного консультанта участвует доктор технических наук, член Всероссийского общества биотехнологов, профессор, заведующий кафедрой промышленной биотехнологии КНИТУ (КХТИ) Александр Сироткин.

Одно из направлений проводимых в настоящее время исследований – пастеризация молока при температуре не более 45 градусов Цельсия, когда питательная ценность продукта полностью сохраняется.

- С технологической точки зрения мы ставим перед собой сразу несколько задач. Первая – добиться высокой степени гомогенизации молока, то есть эффективного распределения жировых шариков в воде, чтобы продукт был внешне привлекательным, красивым. Вторая задача – обеспечить более длительный срок хранения продукта, его лучшее усвоение и меньшую «зашлаковку» организма ненужными веществами (эмульгаторами). Третья – обеспечить непрерывное обеззараживание молока, избегая при этом высокой температуры пастеризации, чтобы сохранить наибольшее количество полезных веществ. При решении всех трех задач нам удастся обосновать применение нового гомогенизатора, который представляет собой небольшую «коробочку», выполняющую сразу две функции: гомогенизацию и обеззараживание молока, вместо прежних гомогенизаторов, весьма затратных по расходу материалов и энергии, – комментирует профессор.

Сироткин.jpg
В отработке технологии участвует доктор технических наук, член Всероссийского общества биотехнологов, профессор, заведующий кафедрой промышленной биотехнологии КНИТУ Александр Сироткин

В настоящее время в процессе ультразвуковой обработки молочных проб в потоке за короткое время достигнуто удаление 90% бактерий группы кишечной палочки и до 70% мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов. Именно эти два показателя регламентируют в промышленных процессах санитарно-гигиеническое качество молока. Наши реакторы позволяют получать стабильные молочные эмульсии с размером жировых шариков от 1,0 до 2,0 мкм и уровнем гомогенности (доли жировых шариков с таким размером) 70 - 75%.

Достигнутые показатели не предел, хотя уже сейчас они позволяют найти место новому способу в промышленных технологиях переработки молока.

Наибольшей сложностью, по мнению авторов разработки, является экспериментальное измерение динамики схлопывания кавитационного пузырька, а также ансамбля пузырьков на финальной стадии обработки жидкой среды – самой основной с точки зрения энерговыделения. Кроме того, для каждого процесса требуются определенные характеристики установок, то есть если для косметического крема нужный вариант найден, то для других эмульсий необходимы уточнения режимов обработки и параметров оборудования. Когда они будут найдены, технология, без сомнения, произведет революцию в самых разных сферах человеческой жизни.

- На сегодняшний день в разработки вложено порядка 1 миллиона долларов. Удастся ли их «отбить», неизвестно. Тем не менее мы верим в успех и прикладываем максимум усилий, чтобы сделать нечто такое, что будет полезно для современного общества, будет востребовано, – говорит Дедюхин.

- В нашей технологии нет никакой химии, только физика. На молоке мы остановились как на наиболее сложной эмульсии. Если тут получится, то и со всеми остальными эмульсиями тоже должно получиться. Кроме этого, молоко – наиболее интересный объект для изучения с точки зрения практической значимости и полезности, – добавляет предприниматель.

В настоящее время параллельно с промышленной проверкой технологии идет процесс защиты изобретений. Новизну и изобретательский уровень работ подтверждают 8 патентов Российской Федерации на способы изготовления косметических эмульсий и способы кавитационной обработки жидких сред. 7 заявок на изобретения получили статус международных в рамках Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В патентных ведомствах Швейцарии и Австрии авторы получили охранные документы на два изобретения. Продолжается процесс патентования в Европе, Америке, Индии, Японии и Китае. В этих технологически продвинутых странах казанцы попытаются найти единомышленников, готовых быстро внедрять и распространять инновации. В России, как известно, с высокими инструментальными технологиями пока «не очень»…