Шавкат Умаров уверен, что нового начальника управления надо искать в республике |
«В ЭТОЙ КАТАСТРОФЕ ВСЕ НЕ ДО КОНЦА ПОНЯТНО»
— Шавкат Абдулхаевич, отставка принята?
— Да, все согласовано с руководителем Росавиации... Подал в отставку потому, что чувствую свою ответственность за то, что произошло в моем ведомстве, в той области, за которой я должен был следить. После таких катастроф начальники управлений, как правило, не остаются на своей работе... Почему ухожу, когда еще идет расследование? Механизм крутится и без меня.
— Кандидатуры в преемники есть?
— Пока нет. Сейчас один из моих заместителей назначен исполняющим обязанности, а дальше вопрос будет решаться на уровне министерства транспорта России, согласовываться с правительством, а потом подадут представление в Росавиацию.
— Это будет человек из-за пределов Татарстана или?..
— Нет, думаю, найдем среди своих. Мне кажется, лучше найти того, кто знает нас, нашу авиацию. И я бы хотел, чтобы он был из летчиков, чтобы досконально знал все сферы авиационной деятельности.
— Чем дальше будете заниматься?
— Пока все, что случилось, надо пережить. Хотя и держусь, это непросто. Никогда не думал, что моя карьера таким образом закончится. В связи с катастрофой. Совершенно не думал... Пока в течение 10 дней, скажем так, ничего не буду делать. А дальше есть желание заниматься малой авиацией — она мне интересна, я ее люблю, летаю на «Цесснах». В общем, наверное, так. Опыт у меня есть, знания есть, может, где-то консультантом буду. Пока не знаю. Буду продолжать летать, буду следить за малой авиацией, буду ей помогать, чтобы она была для людей, для молодежи. Там ведь многое надо систематизировать.
— Когда можно ожидать завершения расследования катастрофы?
— В этой катастрофе все до конца непонятно... Я не раз участвовал в подобных расследованиях и по опыту скажу, что полгода оно идти точно будет. Никаких скоропалительных выводов не должно быть. Каждая секунда будет описываться, построят графики и так далее. Весь полет будет посекундно восстанавливаться. Будут еще тысячу раз слушать эту пленку... Долго, словом.
— Один из самых распространенных вопросов по катастрофе: «Почему межгосударственный авиационный комитет не обнародует запись переговоров пилотов?»
— А что там выкладывать? Там ничего и нет. Нет такого диалога между командиром и вторым: то-то случилось, делаем то-то и то-то. Там почти нет ничего... И сейчас не то время, чтобы что-то скрывать — все выкладывают. Помните катастрофу под Пермью (14 сентября 2008 года разбился Boeing-737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», погибли 82 пассажира и 6 членов экипажа — авт.)? До секунды разговор выложен... И этот выложат... Любая катастрофа — страшная. А эта совсем страшная. И на глазах все произошло, и столько молодежи погибло. Что тут еще сказать?..
«ДЛЯ НАС ЭТО НЕОЖИДАННОСТЬ И ПОТЕРЯ...»
Газета «БИЗНЕС Online» попросила татарстанских авиаторов оценить работу Умарова на должности главы управления Росавиации.
Магомед Закаржаев — генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— Шавкат Абдулхаевич с большим пониманием относится к самому авиационному бизнесу. Он был не просто регулятором от какого-то ведомства — «запретить», «не разрешать» и так далее, а старался помочь, прекрасно понимая, в каких условиях находится гражданская авиация. И при этом не отступал от авиационных правил. Когда за пределами Татарстана были совершенно необоснованные нападки, в том числе и на Казанское авиапредприятие, он очень рьяно и рискуя своим положением защищал нас и всегда делал это совершенно бескорыстно, что не очень свойственно нашему не совсем альтруистическому времени.
Мало регионов, где есть такие начальники управления. Он сам профессиональный пилот, с большими опытом и знаниями. Прекрасно знает всех работников — летчиков и инженеров. Никогда не зазнавался — в любое время можно было обратиться и услышать адекватный ответ. Много сделал для малой авиации, основал первую в Татарстане летную школу — «Авиатор», прекрасно знает, что это такое — авиация общего назначения. В Росавиации он очень авторитетен, среди начальников управлений — один из лидеров, тот, к кому прислушиваются менее опытные коллеги.
Не знаю, кто придет на смену, но жалко, что такой начальник управления уходит. У меня нет предположений, кто может заменить Умарова.
Коллеги указывают, что Умаров сделал немало для авиации РТ в целом и для авиации общего назначения в частности |
Петр Трубаев — генеральный директор ОАО «Ак Барс Аэро»:
— Для нас это неожиданность и потеря... Он проработал на этой должности 15 лет, в высшей степени профессионал, прошел все ступени в авиационной иерархии — от второго пилота до руководителя татарского управления Росавиации. Вся его деятельность была направлена на поддержку нас, авиаторов, и на решение бесчисленных производственных вопросов. Он был реальным помощником. При этом не закрывал глаза на недостатки — принципиален, как требует буква закона. Знаю, как идет работа в других территориальных управлениях, там совершенно другой подход. Благодаря Умарову авиация в республике серьезно развивается — сужу и по малой авиации, где он немало сделал, и по обучению кадров в Куркачах, и по развитию бизнес-авиации.
После катастрофы мы с ним плотно общались, и было видно, как он переживает. По масштабности эта катастрофа действительно... В республике такое было только в Бугульме, когда разбился Ан-24 с нефтяниками. Плюс здесь такой резонанс политический... Думаю, что это решение сильного человека — не каждый способен в такой ситуации взять на себя ответственность и написать заявление об отставке... Печально.
Азат Хаким — председатель совета директоров ГК «Тулпар»:
— Роль Умарова в развитии нашей авиации значительна. При Шавкате Абдулхаевиче в Татарстане начался расцвет малой авиации. Такой, что наши коллеги даже называли республику авиационным раем — в отличие от едва ли не всей остальной России. Здесь были созданы нормальные условия для работы авиапредприятий, для развития такого тяжелого дела, как малая авиация.
Он пилот, понимает все профессиональные проблемы. Его кредо на должности начальника управления было: «Чем больше летаем, тем больше безопасность». А не наоборот. Поэтому у нас много авиакомпаний, предприятий авиационной направленности, и развита малая авиация — это его несомненная заслуга.
Кто придет на его место, сказать сложно. Человек, во-первых, должен быть профи. Во-вторых, должен быть неравнодушным к авиации — через душу и сердце ее пропускать... Сейчас его обязанности исполняет Сергей Саушкин — профессионально очень подготовленный парень и по возрасту подходящий, ему работать и работать. Если бы его назначили начальником регионального управления, он бы справился, был бы достойным преемником. Тем более он долго работал с Умаровым, а когда человек долго работает под чьим-то началом, он перенимает методы... Кого-то со стороны? Думаю, это будет неправильно. То, что Умаров ушел, — для нас, авиаторов, ощутимая потеря.
Справка
Шавкат Абдулхаевич Умаров родился 15 сентября 1951 года. Работу в Казани начал 9 июня 1971 года с должности второго пилота Ан-2. Прошел все ступеньки авиационной карьерной лестницы. Летал на Як-40, Ту-134, Як-42, Ту-154. На должность руководителя татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации назначен 15 июля 1998 года. Карьеру в большой авиации закончил три года назад, как уточняет сам, «не по здоровью, а потому, что Ту-154 стали выводить из эксплуатации, а на иностранную технику не стал переучиваться».
Государственный советник РФ 2 класса. Государственные награды: «Заслуженный пилот России», «Почетный работник транспорта России», «Отличник воздушного транспорта России».
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Образовано в июле 2004 года. Федеральный орган исполнительной власти. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Находится в ведении министерства транспорта РФ. Осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Агентство возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ по представлению министра транспорта РФ. Руководитель Росавиации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на агентство полномочий.
Татарское МТУ ВТ Росавиации в нынешнем виде создано 22 августа 2008 года. И.о. руководителя — Сергей Александрович Саушкин (до этого — заместитель руководителя управления — начальник отдела поддержания летной годности гражданских воздушных судов). Заместитель руководителя управления — Дмитрий Вадимович Архипов.