АРИОЗО ЛЕНСКОГО В ДЖАЗОВОМ ИСПОЛНЕНИИ
Казанцы за последние годы уже привыкли к тому, что оперный театр обязательно поможет им ощутить новогоднее настроение. Здесь в последние дни уходящего года можно, если достанешь билет, послушать хорошую популярную музыку в профессиональном исполнении, выпить бокал шампанского и даже потанцевать. Если умеешь.
Этот год не стал исключением: билеты на рождественскую — она же новогодняя — программу раскупили задолго до праздников. Хотя по казанским меркам они были недешевы — до 2500 рублей. Тем не менее вчера в зале яблоку негде было упасть, публика поражала изысканными туалетами, и в воздухе витало ожидание праздника.
На этот раз готовить праздничную программу был приглашен Валерий Раку, некогда бывший главным режиссером нашего оперного. Последние два десятка лет и до недавнего времени он, отойдя от режиссуры, занимал административную должность в Новой опере. Один раз он уже ставил Opera vs Jazz и сейчас перенес опыт на казанскую сцену.
Саму идею шоу нельзя назвать очень уж оригинальной, и, скорее, можно определить как забавную. Что до режиссуры, то ее в шоу не было и быть, очевидно, не могло, и Раку, скорее, стоит рассматривать как именно автора идеи, собравшего и объединившего концертные номера. Хотя, в принципе, если постараться, можно было бы придумать хоть минимальную сюжетную канву.
А идея заключается в том, что на сцене — два оркестра: симфонический и джазовый. И на каждую арию или увертюру симфонического джазовый отвечает импровизацией на эти же темы или произведением, как-то ассоциативно с ними связанным. Например, после ариозо Ленского джазовый коллектив предлагает публике произведение под названием «В онегинском стиле». От Чайковского там мало что остается, но какую-то канву, если постараться, заметить можно.
ЧЕРНЫЕ ПРОТИВ БЕЛЫХ
По стильно украшенной новогодними гирляндами лестнице публика попадала в зрительный зал, а там, прямо на сцене, по краям которой стояли переливающиеся огнями елки, уже сидели два оркестра. Слева в черных костюмах разместились музыканты оркестра нашего оперного театра, справа — в белых смокингах — артисты камерного оркестра джазовой музыки им. Лундстрема.
На сцену вышли главный дирижер оркестра оперного театра маэстро Ренат Салаватов и его джазовый коллега — финн Антти Сарпила. И даже пожали друг другу руки, как боксеры на ринге. Первое слово — за хозяевами. Начался поединок с экспрессивной увертюры Жоржа Бизе из «Кармен». Маэстро Салаватов сразу же показал класс, звучание оркестра восхищало сбалансированностью и чистотой. Но вот смолкли аплодисменты, и в бой пошли джазмены.
Едва отзвучало ариозо Канио из «Паяцев», как джазмены уже иронизировали, импровизируя на тему «Смейся, паяц!». После блистательных куплетов Эскамильо из «Кармен», когда самовлюбленный тореадор отправляется на корриду, его запредельный пафос немного снижает ирония «Часа быка», исполненного джазовым коллективом.
Действо, участие в котором принимали солисты Мариинского театра и Новой оперы, проходило на фоне экрана, где шел соответствующий видеоряд: веселились санта-клаусы, бежали олени — один из символов Рождества в Европе. Немного банально, но склонность к банальным ходам наблюдалась еще в 80-е годы в спектаклях, поставленных Валерием Раку на сцене нашего оперного. Но публика вчера все могла простить, потому что оба оркестра звучали отлично, к певцам претензий также не было.
Антракт был не менее впечатляющим, чем поединок царственной аристократки оперы и буржуазного, но все же респектабельного джаза. Середину большого фойе, куда устремилась публика, в эти дни в театре занимает огромная, под потолок, елка. Надо отдать должное декоратору — поработал он на славу. Здесь «голос с небес» объявил оперный бал открытым, и право первого танца было отдано юным сильфидам и их партнерам – учащимся хореографического училища.
За вальсом последовал галоп, в круг начали выходить смельчаки из публики, увы, все это были люди старшего поколения. И хотя говорят, что после победы на «Больших танцах» на телеканале «Россия» татарстанской команды Казань переживает танцевальный бум, настоящих бальных танцев это пока не коснулось. Ну а завершился танцевальный антракт, во время которого были выпиты, пожалуй, все запасы шампанского в буфетах, традиционной мазуркой. И публика вернулась в зал досматривать поединок оперы и джаза.
Финал был легкий и по-французски элегантный. Под аккомпанемент оркестра оперного театра на сцену вышли все три пары участников и исполнили известную меломанам «Застольную» из первого акта «Травиаты» Джузеппе Верди, напомнив к тому же, что завершается год памяти этого композитора — оперный мир отмечал его 200-летие.
Были долгие аплодисменты, корзина цветов от дирекции театра и… всё. Никто из публики не преподнес ни одного букета ни одному из участников концерта.