Сегодня в Казани начинает свою работу третий всероссийский сход предпринимателей татарских сел, ожидается приезд на него 400 участников из 33 регионов России, а также из Китая. Как рассказал председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров, участникам будут показывать успешные примеры, как сделать бизнес на селе, который бы привлекал сотни туристов в день. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», считают, что на таких сходах следует решать не только проблемы, связанные с бизнесом.
Марат Ахметов и Ринат Закиров на втором всероссийском сходе предпринимателей татарских сел |
НА СЪЕЗД ТАТАРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИЕДУТ ИЗ РОСТОВА И КИТАЯ
Сегодня в Казани начинает свою работу третий всероссийский сход предпринимателей татарских сел, одними из главных его тем станут этнотуризм и интеграция между регионами. Об этом газете «БИЗНЕС Online» рассказал один из организаторов мероприятия, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Ринат Закиров.
В этом году в сходе примут участие более 400 делегатов из 33 регионов России и Татарстана, представители органов власти Татарстана, бизнесмены, ученые (на первый сход приехали 350 делегатов). В Казань впервые приедут новые гости — делегаты из Ростовской области и Хабаровского края. Приглашены в качестве гостей предприниматели из Китая.
Сегодня предприниматели ознакомятся с деятельностью мусульманского учебно-реабилитационного центра для слепых и мечетью «Ярдэм», выставкой-ярмаркой производителей халяльной продукции и товаров народных промыслов. Участников ждут пешие прогулки по Старо-Татарской слободе, просмотр спектакля в ТГАТ им. Камала. Завтра в ГТРК «Корстон» с участием президента РТ Рустама Минниханова состоится пленарное заседание.
Как рассказал Закиров, если на первом сходе собравшиеся говорили о производстве и переработке продукции, на втором — об инфраструктуре татарского села, его исторических особенностях, тогда же была затронута тема этнотуризма, но тогда она прозвучала лишь как идея. Сегодня этнотуризм будут рассматривать уже на конкретных примерах.
«В этом году участников везем в Самарскую область, в село Алькино. Там Расых Латыпов — неформальный лидер местных сельских предпринимателей, за год сделал интереснейший этнотуристический комплекс на высокой горе с гостиницей и спортивной инфраструктурой, где зимой можно, например, кататься на лыжах, санях. Удивительно, но каждый день в село приезжают тысячи людей. Бизнес пошел. Мы всем хотим показать, что вот в таком направлении сельские предприниматели должны работать. Это перспективное направление», — рассказал «БИЗНЕС Online» Закиров.
Другая тема — интеграция между регионами и даже странами. «Приехал из Китая предприниматель Ахметжан Галиев, который получил образование в Казани. Он занимается пропагандой татарстанских брендов в Китае, открыл там сеть продажи чак-чака. Нашлись заинтересованные стороны, и пошли заказы в большом количестве. Предприниматель есть предприниматель — должен искать любую из интересных форм сотрудничества. Несколько раз приезжал в Татарстан, привозил китайских инвесторов», — рассказал Закиров.
РАССКАЖЕМ, ЧТО ЕСТЬ КУКМОР, ТАМ БИЗНЕС ПОЧТИ 30% ВРП ФОРМИРУЕТ
Еще одна тема — рентабельное производство сельскохозяйственной продукции.
«Государство приняло продовольственную программу безопасности, но она пока еще туманна. Россия вступила во всемирную торговую организацию, из-за океана к нам поступает все больше и больше продукции. Говорили, что появятся дешевые овощи, но в супермаркетах это не проглядывается. Все это требует изучения, например, где оседает разница цен: в торговых сетях или еще где-то? Вопросов такого порядка, которые стоят перед предпринимателями, очень много. А перед ними президент Татарстана поставил конкретную задачу: в торговых сетях должно быть больше нашей продукции. Для этого у нас все возможности есть», — рассказывает Закиров.
По его словам, есть в РТ успешные примеры, например, в Кукморском районе 29% валового продукта формируется за счет предпринимательства. Глава района планирует довести через два года до 40%.
При этом агропромпарк, на который возлагали большие надежды в плане поддержки фермерства, пока недостаточно раскручен, говорит Закиров. Те, кто получил места, вынуждены были съехать, потому что торговля не идет в том темпе, в каком необходимо для рентабельности.
«Надо с татарскими предпринимателями из регионов России сотрудничать, особенно с поставщиками халяльной продукции. Изначально был разговор, что для них будет отдельный сектор халяльной продукции, но агропромпарк на это не пошел. Особо контакта не получилось. На третьем сходе эта проблема тоже будет обсуждаться», — рассказал Закиров.
А ГОТОВ ЛИ ТАТАРСТАН К БОЛЬШОМУ ТУРПОТОКУ?
Римзиль Валеев — публицист, общественный деятель:
— Сход татарских предпринимателей проводится уже третий раз, и его значение велико, поскольку колхозы разваливаются, социальная жизнь становится хуже, условия меняются, национальные вопросы не могут ждать решения от имени государства.
Конечно, фермерам поддержку оказывают недостаточно, в Татарстане тоже. До этого финансирование села шло в республике через поддержку агрохолдингов, агрофирм, крупных предприятий. Сейчас холдинги разваливаются, а фермеры тоже страдают — не знают, как продавать свой товар. На прошлом сходе президент Рустам Минниханов говорил: «Построим агропромпарк, приезжайте, продавайте без посредника, будете делать деньги». Вот открылся агропромпарк, начали приезжать. Расих Латыпов из Самарской области, из села Алькино, жил там пару недель и уехал несолоно хлебавши, потому что как-то так получается, что сельский предприниматель производит мясо, молоко, но девать некуда, перевозка дорогая. 10 - 15 - 20 тысяч в месяц за место продажи — цена неподъемная. Тем не менее на это мероприятие съедутся 450 человек со всей России.
Рамис Сафиуллов — руководитель агрофирмы «Колос», Тетюшский район:
— Подобные сходы всегда нужны, потому что именно там есть живой контакт, это гораздо лучше, чем, например, в интернете искать. Проходит много разных подобных мероприятий, тематика у них разная, но все они направлены на развитие предпринимательства, туризма. Но сидеть дома, развивать туризм, при этом ничего не видя и не трогая, не получится. Надо ощущать, общаться, надо выезжать, смотреть, внутри этого надо жить, кипеть. Я всегда обеими руками за подобные мероприятия. Спасибо тем, кто это устраивает. Мы сами часто ездим, нас отправляли в Беларусь и в Германии мы были, куда только не ездим. Везде смотрим, изучаем.
Я считаю, что сам факт того, что на сход приедут и из регионов, и даже из Китая, уже сам за себя о многом говорит. Приезд — это интерес к тому, что мы делаем. Наш регион и так привлекателен в сравнении с другими, у нас многое сделано, и будем делать.
У нас в Татарстане есть своя особая региональная поддержка. В последнее время начали учиться, интерес появился к земле. В Казани, в том числе, много предприимчивых людей.
Говорят, что в село никто не едет, а вот у меня сидят специалисты до 30 лет — молодые девушки, парни. Тетюшский район как Камчатка для Казани. С людьми надо работать, уважать их, заинтересовать.
Фарида Бибарс —автор проекта «Бибарс Сарай»:
— Я считаю, что на сегодняшний день в республике немного реализованных и успешных этнопроектов. Причины, по моему мнению, в неготовности Казани и республики к приему туристического потока, в несогласованности маршрутов, несогласованности реальной стоимости программ для туристов и в несогласованности предпринимателей, которые вложились в данный бизнес, и руководства республики, которое непосредственно занимается этим вопросом. Я очень активно общаюсь по агротуризму с председателем ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств РТ Камияром Байтемировым, с владельцем страусиной фермы в Ямашурме. Мы ездили в село Шуран в Лаишевском районе, где работает замечательный предприниматель, который вложил много денег в агротуризм — у него и конеферма, он и церковь старую отстроил. Мы активно общаемся с центром «Иске Казан». Наш проект «Бибарс Сарай» на «Казанской ярмарке» больше работать не будет. Инвестор, который вложил в него достаточно большие деньги, отметил, что народ туда не шел. Коммерческий настрой территории был невыгоден. У нас было интересное предложение от префектуры Старо-Татарской слободы, в августе прошлого года мы там уже работали. Это было очень выгодно для туристов, которые туда приезжали, поскольку было оживление, мы создавали очень хороший национальный колорит. Улица Каюма Насыри оживлялась. Мне бы очень хотелось, чтобы было продолжение и в этом году, но пока об этом ничего неизвестно. Инвестор разочарован, поскольку поддержки от государства нет. Но дело не только в государстве, вопрос даже не в государстве. Дело в том, что сейчас Казань на самом деле не готова принимать большое количество туристов. Туристы приезжают на один день. Каких-то интересных событийных идей немного. Можно поехать в Свияжск, можно поехать в Болгар, можно поехать в Казань... Но должен быть какой-то комплексный подход, чтобы турист не один раз приезжал в Казань, а многократно, чтобы он за один раз, даже на два дня остановившись, не смог понять, насколько мы красивы, и приехал бы к нам еще раз. Ну еще, конечно, нужен комплекс услуг, трансфер. Очень много деталей. Это глобальная, серьезная тема. Нужно делать очень хороший маршрут, который давал бы возможность туристам все изучать как в Казани, так и в Болгаре, в Свияжске, в Раифском монастыре. А сельский туризм однозначно является и этнотуризмом, потому что есть сельские дома и есть предприниматели, которые могут в этих хороших, деревянных сельских домах с национальным колоритом, с интересными национальными программами принимать людей. Но пока какой-то законченной туристической программы мы не видим. Я считаю, что сейчас есть реальная возможность этим заняться. Но решать это надо коллегиально. Государство должно принять предложение от предпринимателей, которые уже вложились. Это надо делать не с нуля. А готовые проекты есть, на которые можно меньше денег потратить, надо только поддержать предпринимателей. Нужно только предложить более удобный вариант для того, чтобы это был общий проект.
Сергей Пасечник — генеральный директор туркомпании «Компаньон СП»:
— В Татарстане относительно таких этнопроектов гордиться особо нечем. Я не знаю таких примеров больших проектов. Есть какие-то мелкие хозяйства, где можно рассматривать какую-то зону около озера и два-три домика как пример такого этнотуризма. Где-то есть пасека, какие-то животные, где у наших детей есть возможность прикоснуться к коровам, овечкам. Но они очень маленькие, чтобы их рассматривать как полноценную этнодеревню. Идеи у предпринимателей есть, но идеи нужно воплощать, а серьезной поддержки от государства нет. У нас ведь все, что связано с сельским хозяйством, требует дотаций. Тем более когда нужно сделать красивую деревню, куда можно приглашать гостей со всего мира. Почему государство не поддерживает? Этот вопрос не ко мне. Вот был проект по развитию экотуризма в Камских Полянах, там природные условия очень хорошие. И это обсуждалось года два, а потом почему-то закрылось. Здесь нужна именно воля руководства нашей республики.
Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана:
— Я на этот съезд не поехал, потому что сейчас занят подготовкой к съезду нашей ассоциации и к съезду сельхозпредпринимателей в Санкт-Петербурге. Но такие съезды могут быть полезны, чтобы ближе узнать друг друга, какие-то цели поставить перед руководителями регионов. И хорошо, что Татарстан служит той площадкой, где приветствуются такие собрания. Преимущество сотрудничества между регионами, которое заявлено одной из тем для обсуждения на этом съезде, заключается в том, что какую-то продукцию, возможно, и хуже качеством мы закупаем за тридевять земель, а она есть рядом с нами. У нас масса таких возможностей, при которых можно включить все внутренние резервы регионов и Приволжского федерального округа, и других, для того чтобы разнообразить спектр продукции для наших потребителей.
Если бы я был на этом съезде, то поднял бы там вопрос о земле. Целью аграрной политики государства с 1991 года была приватизация земли. Чтобы дать крестьянам право оформить эти земли, дать в собственность. К сожалению, время идет, выпускаются новые законы, но земля по-прежнему остается в руках чиновников, то есть государства. И государство никак не может решиться законным образом передать эти земли крестьянам. Это первое. А теперь второе. Если земля не оформлена соответствующим образом в регистрационной палате, то она собственностью не считается. Но в то же время государство требует от каждого крестьянина платить налог. Поэтому вопрос о земле — один из важнейших для развития первичного и вторичного рынков земли, для создания институтов залога земли. А у нас, к сожалению, этого нет.