С 2018 года официально отменяются аттестационные работы по татарскому языку для выпускников 9-х классов, заявил сегодня на пресс-конференции первый замминистра образования РТ Ильсур Хадиуллин. Школьники, как и раньше, смогут сдавать родной язык по выбору в статусе ОГЭ, но понятно, что желающих не так много. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что при резком сокращении учителей татарского интерес к его изучению будет падать.
Ильсур Хадиуллин официально заявил, что министерство не будет заставлять учеников сдавать татарский язык в качестве обязательного
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ, В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ПОЛЕ»
Тема татарского языка в школах республики была вновь в центре внимания на сегодняшней пресс-конференции, посвященной изменениям в предстоящем основном государственном экзамене (ОГЭ) для выпускников 11-х и 9-х классов. Но для начала общие цифры. Как сообщили в министерстве образования РТ, в государственной итоговой аттестации 11-х классов 2018 года примут участие 16673 татарстанца, из которых 16312 — выпускники нынешнего года. При этом в основном этапе примут участие 15,9 тыс. человек. В Татарстане будет задействовано 84 пункта проведения экзамена, в которых имеется 1406 аудиторий. Основной этап ЕГЭ пройдет со 28 мая по 2 июля. Осенний период — с 4 по 15 сентября. Кардинальных изменений в ЕГЭ в этом году не произойдет — поменяются лишь некоторые задания в контрольно-измерительных материалах.
Но основные вопросы, интересовавшие журналистов, как ни странно, касались аттестации в 9-х классах. Кстати, здесь Татарстан выступает пилотным регионом для апробации устной части экзамена по русскому языку. По словам первого заместителя министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина, в республике 221 школа изъявила желание выбрать эту форму. С 2019 года уже все 9-е классы России будут сдавать собеседование в рамках русского языка. Всего в этом году из 9-х классов будут выпускаться в республике свыше 35 тыс. школьников.
Появились изменения для девятиклассников и касающиеся экзамена по татарскому языку. Отметим, ранее они в добровольно-принудительном порядке сдавали итоговую аттестационную работу по татарскому языку, которая была введена при экс-министре образования РТ Энгеле Фаттахове. Хотя формально процедура не была обязательной, но внешне все обставлялось так же строго, как ЕГЭ, а родители боялись, что оценки повлияют на перевод ребенка в 10-й класс. В прошлом году тестирование проходило 24 апреля, в нем, как сообщал минобраз РТ, приняли участие 33 тыс. 716 девятиклассников, то есть практически все. «Мы ежегодно проводим единое республиканское тестирование по татарскому языку для обучающихся 9-х классов. Задействовали все пункты проведения экзамена, процедура аналогична проведению основного государственного экзамена после 9-го класса. Контрольно-измерительные материалы были подготовлены в соответствии с программами, которые внедрены в школах», — рассказывал журналистам замминистра образования и науки РТ Ильдар Мухаметов. Он сообщил об апробации экзамена не только в письменной, но и в устной форме, причем с 2018 года раздел экзамена «Говорение» должен был получить 100-процентный охват.
Желание сдать ОГЭ по родным языкам изъявили 1465 человек. Из них: 1275 — татарский, 104 — чувашский, 60 — удмуртский и 26 — марийский языки
Сегодня Хадиуллин официально заявил, что ничего этого не будет вообще, министерство не будет заставлять учеников сдавать татарский язык в качестве обязательного. «Мы живем в России, в российском законодательном поле. И заставлять сдавать учеников пятый экзамен будет нарушением их прав. Поэтому мы с этого года ввели небольшие изменения — как вы знаете, у нас прошли проверки со стороны Рособрнадзора и прокуратуры... Это у нас и не было экзаменом, это была аттестация. Она будет проводиться по желанию, на усмотрение администрации школы», — пояснил Хадиуллин на встрече с прессой.
«ДАЕМ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОДОЙТИ ИНДИВИДУАЛЬНО К КАЖДОМУ ВЫПУСКНИКУ 9-Х КЛАССОВ»
Уже в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Хадиуллин сказал, что предмет «татарский язык» не входит в обязательный перечень экзаменов. «9-е классы сдают четыре экзамена — это максимальное количество. Из них два экзамена — обязательные русский и математика, и два экзамена — по выбору. Поэтому школьники Татарстана и выпускники 9-х классов имеют право выбрать экзамен по татарскому языку и литературе. Никакого давления на выпускников 9-х классов со стороны министерства образования нет», — твердо заявил представитель образовательного ведомства. По его словам, минобр дает возможность администрациям школ республики и муниципальным органам образования подойти к этому вопросу индивидуально, с учетом особенностей района. «Они [девятиклассники] сами выбирают — либо это изложение, либо диктант, либо по билетам — разные есть формы. Мы, таким образом, даем возможность подойти индивидуально к каждому выпускнику 9-х классов», — сказал второй человек в образовательном ведомстве Татарстана.
Кроме того, он уточнил, что всего в 2018 году порядка 70 девятиклассников будут сдавать экзамены на татарском языке. «Сейчас количество уменьшается. Дети заявились, но есть те, которые уже отказались», — сказал первый замминистра образования РТ. Наконец, часть учеников будет сдавать собственно татарский в качестве экзамена по выбору. Однако первоначально прозвучавшая информация о том, что их 23, оказалась неточной. Позже в министерстве образования РТ нам уточнили, что желание сдать ОГЭ по родным языкам изъявили 1465 человек, из них: 1275 — татарский, 104 — чувашский, 60 — удмуртский и 26 — марийский языки. «А ЕГЭ мы имеем право сдавать только на русском языке, даже если ученик обучался на татарском языке», — подчеркнул Хадиуллин.
В начале нынешнего года также сообщалось, что министерство образования и науки РТ готовит новую программу преподавания татарского языка. Тем не менее Хадиуллин не стал комментировать этот вопрос. «У нас сегодня тема — подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. По татарскому языку я соберу отдельно. Министр [образования РТ Рафис Бурганов] уже дал интервью. Это вопрос интересный и непростой», — сказал замминистра в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
Напомним, что на коллегии местного департамента надзора в сфере образования Бурганов дал понять, что вопрос изучения татарского языка в школах окончательно не закрыт: в этом учебном году изучение татарского языка будет идти в соответствии со ФГОС, а дальше все еще возможные какие-то корректировки. «Этот вопрос будет рассматриваться совместно. Будут найдены нормальные варианты решения. Я бы не называл [решения] компромиссными, потому что какой в одном государстве может быть компромисс? Это нормальное рабочее решение проблем, которых жизнь каждый день нам будет подбрасывать, — подчеркнул Бурганов. — Я бы не стал эту лодку раскачивать. Это рабочий процесс, в котором, как наш президент республики говорит, виноваты и лошадь, и телега. Поэтому надо спокойно разобраться до конца».
В государственной итоговой аттестации 11-х классов 2018 года примут участие 16673 татарстанцев, из которых 16312 — выпускники нынешнего года
«В ГОРОДАХ, КАК НИ КРУТИ, РУССКИЙ ПРЕВАЛИРУЕТ»
Как же расценивать такие показательные для судьбы татарского языка цифры? «Очевидно, что это связано с общероссийским отношением к родным языкам, отменой ЕГЭ на родных языках. А то, что не выбрали экзамен по татарскому языку, связано с тем, что в условиях сокращения учителей татарского языка и литературы кто будет сдавать экзамен по татарскому языку? Его обычно сдают те, кто готовится для поступления на факультет татарской филологии. Но это общая обстановка страны, политика страны», — считает экс-заместитель начальника управления образования Казани Марат Лотфуллин. «У нас в школе не было случаев, когда дети выбирали в качестве экзамена татарский язык и литературу, в Казани же говорят в основном на русском. В татарской деревне проще учить татарский, чем в Казани, — сказал „БИЗНЕС Online“ директор школы „СОлНЦе“ Павел Шмаков и при этом добавляет. — Наша цель — как раз-таки увеличить присутствие татарского языка в Казани».
«Возможно, эти 23 человека, которые выбрали добровольно экзамен по родному языку, сделали это из-за национальных взглядов или потому, что хотят связать жизнь с татарским языком и хотят себя проверить. Среди наших детей, выбравших татарский язык, — нет», — поделился с нашим корреспондентом еще один директор казанской школы, не захотевший называть своего имени. Обычно, по его словам, в 9-м классе дети экзамен сдают для того, чтобы поступить в профильный класс либо в колледж. Наш собеседник считает, что выбор в пользу экзамена на татарском и по-татарски делают выходцы из татарских деревень, где ведется обучение и разговаривают в быту именно на родном языке. «Так им сдавать проще и легче изъясниться. Если проанализировать, это явно будут районы, а не города. В городах, как ни крути, русский превалирует. Да и обучение на татарском языке в Казани почти нет, кроме гимназии №2», — обратил внимание директор.
Кстати, по словам Шмакова, он пока не знает о судьбе обязательной аттестации по татарскому языку: «Пока не знаю, мы еще не обсуждали. Пока у нас идет война за то, чтобы не выгнать учителей татарского языка, чтобы не сократить часы, число кружков чтобы было то же самое».
А вот Лотфуллин уверен, что до нуля цифра сдающих добровольно татарский язык не снизится. «Наверное, достигнет какого-то предела падение, потому что все равно среди народов есть герои, которые, несмотря ни на что, будут изучать родные языки, сдавать экзамен по родным языкам. Герои обычно составляют где-то пять процентов от общего числа населения. Но, например, я думаю, найдутся люди, которые будут изучать родной язык, даже если за это будут сажать в тюрьму», — считает эксперт.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 473