Уже через неделю ЧМ по футболу в России станет историей, и начнется подведение его итогов — и не только спортивных, но и бизнес-итогов. Смогли ли отечественные предприниматели заработать на мундиале? Судя по всему, ответ на этот вопрос выглядит неоднозначным. Во всяком случае, совладелец хостела «Навигатор» Тимур Дугин в своем материале на «БИЗНЕС Online» объясняет, как новые правила по покрывалам и наматрасникам, установка кнопки вызова полиции и свежие нормы СанПина лишили его выручки.
Тимур Дугин
«ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ВЫРУЧКУ ОТ МУНДИАЛЯ ЕЩЕ В 2016 ГОДУ ЗАРАБОТАЛИ «ЧАСТНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ»
Я долго думал и пришел к выводу, что мне решительно есть что сказать о чемпионате мира по футболу и о доходах, которые мы с него получаем. Для начала немного истории: опыт у меня в хостельном бизнесе большой — с 2011 года, я был одним из первых в Казани, кто занял эту нишу. В 2016-м у меня было четыре хостела, но речь сейчас пойдет только о хостеле «Навигатор» на улице Габдуллы Тукая, потому что только он смог остаться у меня в собственности до сегодняшнего дня и выжить. Остальные три пришлось продать, некоторые с убытками.
Итак, прежде чем ответить на вопрос, была ли у нас дополнительная выручка, расскажу, были ли у нас дополнительные затраты. Началось все с классификации. Одно из требований ФИФА в период проведения чемпионата – классифицирование средств размещения (классификация – это присвоение звезд гостиницам и средствам проживания). Поэтому были изданы соответствующие законы (приказ минкультуры РФ от 11.07.2014 №2015). Привести хостел к стандартам обошлось нам в две плановые месячные выручки. Если бы классификацию мы проходили в том же 2016-м, то прибыли у нас тогда вообще бы не было. А за период зимы 2016–2017 годов было желание закрыться раза четыре – в два раза был превышен бюджет плановых расходов.
На самом деле дополнительную выручку от мундиаля еще в 2016 году заработали «частные прилипалы» — бизнесмены со связями в госструктурах, которые быстро сообразили стать аккредитованными классификаторами. Зато услуга присвоения звездности (это такая бумага за подписью Оксаны Саргиной из центра развития туризма РТ) была предоставлена быстро, очень дорого, но не качественно, без каких-либо консультаций и с ошибками. Конкретно по нам дали предписания по пятой категории номера (согласно приказу минкультуры РФ, номера делятся на пять категорий, и у каждой категории есть свои требования). Номера в нашей гостинице без звезд (хостеле) относятся к пятой категории. Для этой категории номеров, согласно приказу минкультуры, не предусмотрено наличие покрывал и наматрасников. А в требованиях классификатора (организации, которая присваивает звездность) к нашим номерам были требования по наличию покрывал и наматрасников, что привело к дополнительным ненужным расходам.
Эти новые законы не то, что мы не знали в деталях, — сами организации, которые занимаются классификацией, их не знают. В этом и заключается проблема маниакально быстрого изменения законодательства в гостиничной сфере в связи с проведением футбольного чемпионата в 2018 году.
«ОБСЛУЖИВАНИЕ КНОПКИ ВЫЗОВА ПОЛИЦИИ ПОЧЕМУ-ТО СТОИТ В ТРИ РАЗА ДОРОЖЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ КНОПКИ ВЫЗОВА ЧАСТНОГО ОХРАННОГО АГЕНТСТВА»
Ладно, классификацию мы прошли, все требования выполнили, но это оказалось не все. В марте этого года нас вызывают в прокуратуру с вопросом: почему мы не выполняем постановление правительства РФ от 14.04.2017 № 447 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов»? Оказывается, 14.04.2017 приняли постановление, которое мы должны были исполнить до 1 января 2018 года. Но наш штат состоит из трех человек, и наша задача — обслуживать гостей. У нас нет кучи юристов, которые отслеживают изменения в законодательстве, меняющиеся со скоростью света. Но я, конечно, прочитал это постановление и понял, что оно к нам отношения не имеет, поскольку паспорт безопасности должны получать средства размещения с количеством мест более 50 человек. Наш хостел является средством размещения до 50 человек. На этот аргумент последовал ответ, что тогда мы должны были получить акт о том, что паспорт безопасности не требуется.
В процессе выясняется, что для получения этого акта нужна прямая кнопка вызова полиции, хотя у нас уже есть тревожная кнопка вызова частного охранного агентства. То есть получается дублирование функций? И весь прикол еще в том, что обслуживание кнопки вызова полиции почему-то стоит в три раза дороже обслуживания кнопки вызова частного охранного агентства. В связи с этим у меня возникают вопросы: может, кабель, по которому идет сигнал вызова полиции, в три раза толще или его обслуживают в три раза чаще или на обслуживание кабеля приходит в три раза больше человек, а может, у бенефициара данного законодательного изменения лицо в три раза толще?
«ПОЧЕМУ НОРМЫ САНПИНА МЕНЯЮТСЯ СО СКОРОСТЬЮ МУТАЦИИ ТАРАКАНОВ, Я И ОБСУЖДАТЬ НЕ ХОЧУ»
В самом конце июня к нам приходили пожарные, внеплановая проверка и все такое. Мы знали, что будут проверять многих, поэтому заранее подготовились, провели противопожарный аудит в частной компании. Мы общаемся с другими хостелами, в целом у всех одно и то же, всем пожарные говорят, что надо установить систему «Стрелец-Мониторинг» («БИЗНЕС Online» получил следующий официальный ответ на запрос в МЧС: «Главным управлением МЧС России по Республике Татарстан в рамках мероприятий по надзору, в том числе при подготовке к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Казани не предъявляются и не предъявлялись требования к оборудованию объектов системой мониторинга какого-либо конкретного типа. Системы мониторинга, устанавливаемые на объектах защиты, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 53325-2012. Главное управление МЧС России по Республике Татарстан не обязывало казанские хостелы и гостиницы устанавливать систему мониторинга марки ПАК «Стрелец-Мониторинг» — прим. ред.).
Я уже готов выложить определенную сумму денег на установку автоматического оповещения о пожаре и ежемесячного его обслуживания (вы не подумайте, у нас есть все: и датчики дыма, и нужное количество огнетушителей, и пожарный рукав мы разматываем с определенной периодичностью, и план эвакуации в каждом номере, и два пожарных выхода, и много еще чего). Но выясняется, что в правилах противопожарной безопасности тоже произошли изменения, а компании, которые занимаются установкой автоматического оповещения «Стрелец-Мониторинг», имеют дополнительную выручку благодаря мундиалю, ставя одинаковую цену. В апреле эта цена была 45 тыс. рублей, а сейчас уже на 20 тыс. дороже. Для гостиниц, может быть, это нормально, но для маленьких хостелов это существенное обременение.
Не хочу быть занудой, но и это еще не все. В результате внеплановой проверки Роспотребнадзор обнаружил, что мы не выполняем новые требования СанПиНа (кстати, расходы на дезинсекцию у нас также выросли в два раза). Почему нормы СанПина меняются со скоростью мутации тараканов, я и обсуждать не хочу.
«РОССИЯ — АЗИАТСКАЯ СТРАНА, И ПОЭТОМУ КРОМЕ «ДА/НЕТ» ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ОТВЕТ «ИДИ ТЫ НА...»
Итак, вот и мы подошли к основному: имеем ли мы дополнительную выручку с чемпионата мира? Но для начала можно я задам вопрос: что вы слышали о постановлении правительства РФ от 10.02.2017 года № 89 «О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания на территории субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться спортивные соревнования чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года, Кубка конфедераций ФИФА 2017 года»? В соответствии с этим постановлением максимальная стоимость гостиничного обслуживания за сутки проживания на территории Татарстана для средств размещения с присвоенной категорией «Без звезд», составляет 3,4 тыс. рублей. Вот у нас есть 12-местный номер, совокупная его стоимость не должна превышать 3400 рублей – так трактует это постановление Роспотребнадзор (такое предписание нам выписали – я уже упомянул, что проверка Роспотребнадзора у нас была). Это означает, что нужно поделить 3,4 тыс. рублей на 12, а равно это 283 рублям! То есть мы должны продавать койко-место не выше этой суммы за месяц до начала мундиаля — с 14 мая и еще месяц после окончания чемпионата – до 15 августа. (Уже после после выхода материала «БИЗНЕС Online» получил официальный ответ на свой запрос от Роспотребнадзора по РТ: «Разъяснение правовой позиции, связанной с применением положений постановления правительства Российской Федерации от 10.02.2016 г. №89 не относится к компетенции управления. Между тем необходимо обратить внимание, что данным постановлением установлена максимальная стоимость гостиничного обслуживания (в рублях за одни сутки проживания), которая зависит от категории средства размещения и категории номеров в нем. Согласно постановлению, стоимость гостиничного обслуживания для средства размещения «без звезд» Республике Татарстан для номера высшей категории составляет 6,8 тыс. рублей, иные категории одноместное (двухместное) размещение – 3,4 тыс. рублей» — прим. ред.)
На майские праздники и на Новый год мы продаем койко-место за 700 рублей, в каникулы — за 450 рублей, минимальная маркетинговая цена не в сезон — 350 рублей. То есть за месяц до World Cup нас принудили снизить цены на 20% от нашей минимальной цены.
Ответить на вопрос о доходах односложно, «да» или «нет», невозможно. Россия — азиатская страна, и поэтому кроме «да/нет» имеет право на существование ответ «Иди ты на...». Нет, этот ответ не относится к личности задающего вопрос, а скорее к самому вопросу о доходах в принципе. Ну об этом еще предстоит подумать философам.
«ЭТОТ БЕЗУМНЫЙ TATARSTAN TOP HOSTEL AWARDS – МЫ ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕ УЧАСТВУЕМ В ЭТОМ КАРГО-КУЛЬТЕ»
Не хочу останавливаться на печальной ноте, нет, не жалуюсь, я #ржунимагу. Чтобы посмеялись и вы, расскажу один «анекдот» из реальной жизни казанских хостельеров. Как-то в период проверки от Роспотребнадзора пришло письмо из городского комитета по туризму, который считает, что помогает гостиничному бизнесу, а я считаю, что нам их помощь не нужна. В данном письме они указали, что хотели бы обладать данными по наличию у нас свободных мест на период мундиаля, и для этого попросили нас каждый день заполнять таблицу Excel.
Вся абсурдность запроса комитета видна в нашем ответе им. Дело в том, что эта информация без всяких трудозатрат есть в системах бронирования, с которыми мы работаем. То есть нам не надо заполнять таблицы в Excel, чтобы, например, в Booking или Ostrovok обновить информацию. Для этого есть специальные программы, Channel manager. И, чтобы обладать информацией, надо иметь интеграцию с этими Channel manager’ами. Заполнение таблиц в Excel – это не то чтобы прошлый век, так никто и никогда не работал. Хотя, может, и было что-то такое, когда-то давно, в эпоху азбуки Морзе.
Комитет по туризму лезет не свои дела, пытается стать системой бронирования, хочет обладать информацией о наличии номеров. Если хочешь, то сможешь – достаточно произвести интеграцию с нашим Channel manager, но не за счет наших трудозатрат. Приходят к нам, оценивают наших сотрудников на знание английского, заходят в номера, в которых живут люди, выставляют какие-то оценки. Кто их просит? Нам эти оценки никак вообще не сдались. Есть оценки непосредственно от наших гостей, это рейтинг на Booking, на Ostrovok или «101 отель», которые формируются на основании оценки гостей. Какие еще могут быть оценки? Оценки чиновников? Не смешите меня!
А еще этот безумный Tatarstan Top Hostel Awards – мы принципиально не участвуем в этом карго-культе по очень простой причине: победа в этой номинации не дает никакой прибавки к загрузке. Хочется сказать: не тратьте деньги впустую – направьте пенсионерам. Что ж, весь мир – театр. А мундиаль – это шоу, которое наше правительство устроило для себя, для собственного пиара. Только непонятно, почему декорации на этом шоу заставили менять нас и за наш счет.
С уважением и безграничной благодарностью к тому, что еще живой, Тимур Дугин
Поставь на паузу, перемотай на любой момент, смотри все матчи за последние три дня с сервисом «Управление просмотром» в интерактивном ТВ от «Ростелеком»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 345