Политика 
20.03.2019

«Есть регионы, где на вопрос «Нужен ли новый глава?» люди отвечают: «Да, нужен»

В России новая серия губернаторских отставок. Пока уходят четверо, но Матвиенко предрекла «звездопад» до середины апреля

«У власти сейчас концепция простая: не тянуть тех, кого вытянуть нельзя или слишком затратно», — говорят политологи о новой серии губернаторских отставок. Свои посты покидают губернатор Челябинской области Борис Дубровский, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, глава Алтая Александр Бердников и глава Калмыкии Алексей Орлов. О том, какие уроки власть извлекла из выборных скандалов осени 2018 года, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Накануне в активную фазу вошла серия отставок губернаторов, которую на прошлой неделе предсказали СМИ Накануне в активную фазу вошла серия отставок губернаторов, которую на прошлой неделе предсказали СМИ Фото: kremlin.ru

НОВЫЙ «ГУБЕРНАТОРОПАД»: ТРИ ОТСТАВКИ ЗА ТРИ ДНЯ

Накануне в активную фазу вошла серия отставок губернаторов, которую на прошлой неделе предсказали СМИ: первым свой пост покинул губернатор Челябинской области Борис Дубровский. Этому предшествовало написанное в понедельник заявление главы Мурманской области Марины Ковтун, а сегодня появились прошения главы Алтая Александра Бердникова и главы Калмыкии Алексея Орлова.

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что это не конец. «Такой „звездопад“ закончится где-то к середине апреля, а дальше уже должна быть подготовка к выборной кампании», — цитирует Матвиенко ТАСС. Она не видит в этом ничего необычного: «Идет нормальный, плановый процесс замены губернаторского корпуса по разным причинам: где-то два срока губернатор отработал, где-то он переводится на другую работу, это нормальное кадровое обновление… Я думаю, что еще будут отставки в этом году, мне так кажется, но запланированные, не сенсационные».

Пока список отставников совпадает с тем, который 17 марта представила газета «Ведомости» со ссылкой на источники в Кремле. В соответствии с ним свой пост в ближайшее время покинет глава Оренбургской области Юрий Берг, под вопросом политическое будущее лидера Волгоградской области Андрея Бочарова.

Первым свой пост покинул губернатор Челябинской области Борис ДубровскийФото: ©Алексей Дружинин, РИА «Новости»

Все кадровые решения внешне носят сугубо добровольный характер. Отставку 60-летнего Дубровского Владимир Путин накануне принял и назначил исполняющим обязанности руководителя региона первого заместителя министра энергетики Алексея Текслера. Региональные СМИ уже окрестили Дубровского самым «нелюбимым» губернатором Челябинской области. Весьма не бедный человек, Дубровский к губернаторскому посту подошел с немалым управленческим опытом в бизнесе — с 2009 по май 2011 года он работал первым заместителем генерального директора «Уралвагонзавода», с мая 2011 по январь 2014 года был генеральным директором Магнитогорского металлургического комбината. В 2012-м Forbes назвал Дубровского одним из 25 самых дорогих топ-менеджеров России. В свой первый губернаторский год Дубровский задекларировал доход более 600 млн рублей, к моменту вступления в должность он владел более чем 10 предприятиями, большая часть которых располагалась в Магнитогорске и Челябинске. Несмотря на уверенную победу на выборах (86% голосов избирателей при явке около 45%), уроженец Магнитогорска с самого начала губернаторства сделал ставку на критику своего предшественника, Михаила Юревича, рейтинг которого, по свидетельству издания znak.com, не пошатнулся даже спустя годы его отсутствия в регионе.

Издание также ссылается на ряд крупных и затратных проектов, которые вместо народной любви спровоцировали серьезную критику в адрес губернатора: ТОСЭРы в нескольких муниципалитетах региона, проект ВСМ Челябинск – Екатеринбург и конгресс-холл на берегу реки Миасс.

Накануне отставки губернатора ФАС объявила, что установила наличие антиконкурентного соглашения с участием Дубровского в сфере строительства и ремонта автодорог: компания «Южуралмост» выиграла 10 аукционов, которые проводило региональное правительство, на сумму почти 2,4 млрд рублей. Решение по делу антимонопольщики собирались направить в МВД и генпрокуратуру. Если это был намек, то Дубровский его понял.

Врио губернатора Текслер моложе своего предшественника на 14 лет — в январе этого года ему исполнилось 46. Как и Дубровский, он возглавлял крупные промышленные предприятия — в 2006 году был назначен гендиректором дочерней компании «Норникеля» — ООО «Норильский обеспечивающий комплекс», в сентябре 2009 года стал руководить казахстанской золотодобывающей компанией «Полюс-Золото» и одновременно был гендиректором горно-металлургического концерна «Казахалтын». При этом у него в биографии есть и политический опыт — в 2008-м он был назначен на должность сити-менеджера Норильска, но уже через год по личным обстоятельствам покинул пост. До назначения на пост врио губернатора вершиной его политической карьеры был пост первого замминистра энергетики, который он занимал с 2014-го. С марта 2015 года по декабрь 2016 года Текслер возглавлял совет директоров ПАО АНК «Башнефть».

Накануне при встрече с Текслером Путин подчеркнул, что врио губернатора родился в Челябинске и это его родной город, а также припомнил, что тот возглавлял Норильск. «Для меня это действительно родной регион. Я там родился, вырос... Как в народе говорят, где родился, там и пригодился», — подтвердил теперь уже бывший замминистра. Пройти через горнило выборов Текслеру предстоит в сентябре этого года.

Уход Дубровского запустил маховик новых кадровых перестановок. На кресло Текслера, по данным «Коммерсанта», претендуют двое — действующий глава департамента по оперативному контролю Евгений Грабчак, победивший совсем недавно в конкурсе «Лидеры России», а также бывший топ-менеджер «Интер РАО» Ильнар Мирсияпов. Последний, к слову, уроженец Чистополя и выпускник Альметьевского государственного нефтяного института. По информации издания, затягивать с назначением нового куратора электроэнергетики в стране не будут.

Первой заявление об отставке еще в понедельник написала Марина Ковтун Досрочную отставку Марии Ковтун прочили еще в 2017 году после крупного коррупционного скандала в региональном правительстве Фото: duma.gov.ru

УГОЛОВНЫЕ СКАНДАЛЫ В МУРМАНСКЕ и «разумный предел» в алтае

Уроженка Мурманска Ковтун возглавила область в 2012 году, а в октябре 2014-го, как и Дубровский, уверенно победила на выборах (64% при явке в 30%). Досрочную отставку ей прочили еще в 2017 году после крупного коррупционного скандала в региональном правительстве. Тогда силовики задержали и этапировали в Москву экс-заместителя губернатора Мурманской области Игоря Бабенко. Вместе с ним под следствие попали три высокопоставленных чиновника из правительства области. Их обвинили в превышении должностных полномочий: они якобы получали деньги от предприятий на благотворительные цели (в том числе на новогодние праздники для детей), но тратили на организацию досуга для посещающих регион федеральных чиновников и других VIP-персон. Общий ущерб составил 8,2 млн рублей. Тогда Ковтун жаловалась журналистам на серьезное «давление со стороны правоохранительных органов», «массированные запросы» и другие «акции устрашения», сообщал ТАСС, но пост главы региона ей все же удалось сохранить.

Сегодня же о своем желании покинуть губернаторское кресло публично заявил глава Республики Алтай Александр Бердников. О своем намерении он оповестил жителей республики через «Фейсбук». «В связи с окончанием срока моих полномочий на посту главы Республики Алтай и переходом на другую работу мною подано заявление президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину о добровольной досрочной отставке с этой должности. Подчеркиваю, что отставка была добровольной», — настаивает Бердников. По его словам, наступил «разумный предел». «Нам многое удалось сделать, но также велик груз нерешенных проблем, накопившихся за долгие годы, — добавил Бердников. — Для их решения требуются новые силы, новая энергия, новые современные подходы, новый руководитель республики. 13 лет работы во главе любого региона — это серьезный срок. Работа эта сложная и ответственная, требует полной отдачи моральных и физических сил».

Сегодня о своем желании покинуть губернаторское кресло публично заявил глава Республики Алтай Александр БердниковФото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Экс-губернатор пожелал республике и ее народу «процветания» и изъявил желание «служить и дальше своей малой Родине в любом другом качестве». Срок его полномочий истекал в сентябре этого года. Врио губернатора Алтая назначен руководитель НКП «ГЛОНАСС» Олег Хорохордин. С ним буквально час назад встретился Путин. Хорохордин родился в селе Глушинка Алтайского края, в начале нулевых работал в аппарате полпреда в ЦФО Георгия Полтавченко, с 2006 по 2011 год — в управлении по внутренней политике администрации президента. С 2012-го работал в совете НП «ГЛОНАСС». В 2018-м участвовал во втором потоке подготовки президентского кадрового резерва РАНХиГС.

Четвертым отставником станет глава Калмыкии Алексей Орлов — сегодня он также написал заявление об отставке. За Орловым также тянется неблагополучный шлейф — вчера экс-глава администрации главы региона Игорь Шалхаков в суде официально обвинил действующего губернатора в коррупции и миллионных хищениях. Орлов возглавил Калмыкию в октябре 2010 года, до этого он занимал пост первого заместителя председателя правительства Калмыкии. В 2014 году был переизбран на второй срок, его  полномочия на посту губернатора истекали в сентябре 2019 года. Исполняющим обязанности главы Калмыкии назначен известный спортсмен, шестикратный чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, ранее представлявший республику в Совете Федерации.

Четвертым отставником станет глава Калмыкии Алексей Орлов — сегодня он также написал заявление об отставкеФото: kremlin.ru

Напомним, до этого последний «губернаторопад» в России пришелся на осень прошлого года. В сентябре Путин отправил в отставку губернатора Астраханской области Александра Жилкина, на место которого пришел бывший таможенник Сергей Морозов. Покинул свой пост и глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков, чьи обязанности сейчас исполняет Казбек Коков. Приморье вместо врио губернатора Андрея Тарасенко возглавил тогда глава Сахалинской области Олег Кожемяко, который пришел в регион не без скандалов. Затянувшиеся выборы губернатора в Приморском крае стали первыми в истории страны, которые пришлось проводить в три тура. Не менее ярко прошли выборы в прошлом году в Хабаровском крае и Владимирской области, где победу одержали кандидаты от ЛДПР Сергей Фургал и Владимир Сипягин соответственно. Осенний «губернаторопад» также принес отставки глав Санкт-Петербурга, Курганской, Липецкой, Курской областей, Башкортостана и Забайкальского края. В эти регионы пришли соответственно Александр Беглов вместо Георгия ПолтавченкоВадим Шумков вместо Алексея КокоринаИгорь Артамонов вместо Олега КоролеваРоман Старовойт вместо Александра МихайловаРадий Хабиров вместо Рустэма ХамитоваАлександр Осипов вместо Натальи Ждановой и Александра Кулакова.

«Следующий, скорее всего, Берг (Оренбург), если говорить об очередности»Фото: kremlin.ru

«Происходит выстраивание властных вертикалей под исполнение «майских суперуказов» 2018 года»

По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты ответили, учли ли власти опыт 2018 года с протестным голосованием в Хабаровске и Владимире. 

Констатин Калачев — политолог:

— Эти отставки объединяет крайне низкая популярность у населения, низкая избираемость, низкая оценка работы, высокий антирейтинг. Это характерно для всех троих (Дубровский, Ковтун, Бердников — прим. ред.). Про Дубровского сегодня кто-то пишет, что якобы проводили в Челябинске опрос и его рейтинги составили всего 13 процентов. Бердников, как известно, и на прошлых выборах избрался не без проблем, ему реально «натянули» голоса для победы в первом туре. То есть он мог еще в прошлый раз проиграть, если бы не некоторые «чудеса», которые случились при подсчете. Бердников, конечно, запомнился нам тем, как смело он недавно сказал: «От „Единой России“ люди шарахаются как черт от ладана». Уже тогда я написал в «Фейсбуке»: он знает, что уходит, поэтому может себе позволить.

В остальном причины отставок отличаются. Бердников очень давно находился у власти, Дубровский относительно новый губернатор. Биографии у них тоже разные: Бердников — выходец из силовых структур, Ковтун — ставленница совершенно конкретной крупной компании («Норникель»), в общем-то, так она и стала главой. По-разному они заходили, возраст разный. Общее — количество проблем, который накопились в этих регионах, и крайне низкая избираемость. Не хочет никто больше повторения истории с прошлогодним единым днем голосования. Их электоральная слабость привела бы к тому, что без скандалов там бы не обошлось.

Опять же в регионах, которые возглавляли [отставники], по-разному себя вела оппозиция. Скажем, в отношении окружения Ковтун силовики принимали активные действия — там много было коррупционных скандалов, чего вроде бы не скажешь об окружении Дубровского — там продолжали преследовать скорее старую команду Юревича.

Разница между ними есть, но общий объединяющий фактор — это крайне низкая популярность. В данном случае в Кремле учитывают опыт Хабаровского края и Владимирской области. Ведь все знали, что Зимин — непопулярный руководитель, но никто не взял на себя ответственность за его отставку, потому что у человека были серьезные связи с наверху.

Тот же самый Бердников тоже отличался гостеприимством и хорошо принимал высоких гостей в Горно-Алтайске. Республика Алтай — это популярное место для отдыха высокопоставленных чиновников. Но сейчас, после прошлогоднего, никто уже не будет… Запрос на обновление в регионе ярко выражен, и если антирейтинг сопоставим с рейтингом, а то и выше (в данном случае, я думаю, антирейтинг был выше рейтинга, причем у всех троих), проще в отставку отправить и найти нового.

Следующий, скорее всего, Берг (Оренбург), если говорить об очередности. На самом деле у нас много губернаторов непопулярных. Есть регионы, где на вопрос «Нужен ли новый глава?» люди отвечают в большинстве своем: «Да, нужен». До них у Кремля руки дойдут тогда, когда выборы будут уже актуальны.

Интересно посмотреть судьбу Орлова (Калмыкия). Он непопулярен, но, с другой стороны, там ярко выраженной оппозиции нет, найти не просто технократа, но калмыка, работавшего в федеральных структурах власти, который согласится возглавить Калмыкию, очень трудно. Поэтому я не знаю, удержится Орлов или нет, хотя он к числу популярных глав не относится, а Берг не удержится точно, у него и последняя кампания была крайне сложной.

Необходимость реализации национальных проектов может быть поводом, но не причиной. Пока еще рано давать оценку тому, как реализуются нацпроекты в регионах, но при желании, если нужно сформировать мнение президента, повод можно найти. Кого-то могут в назидание другим потом снять и за провалы в работе. Но пока, например, тот же Бердников подчеркивает, что ушел в отставку сам. То же самое и с Дубровским.

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Отставки губернаторов стали последствием их низкой эффективности и непопулярности у населения. К ряду глав регионов и их заместителям есть вопросы со стороны ФАС и правоохранительных органов. Де-факто речь идет о вынужденных отставках, потому что губернаторы вызывались в Кремль на разбор полетов. По итогам разбора пока трое ушли в отставку.

Это лишний раз показывает, что верховная власть чувствительно относится к тому, чтобы региональные главы действовали максимально эффективно и в интересах населения. Был введен так называемый KPI — оценка эффективности регионального и федерального начальства. И по итогам этого анализа делается представление президенту. Как работает эта модель, мы уже видим.

Отставки губернаторов не являются попыткой президента улучшить собственный рейтинг. Путин уже несколько раз говорил, что рейтинг — дело наживное. Речь идет о том, чтобы максимально активизировать управление регионами и федеральным хозяйством, а для этого нужно провести замену негодных элементов, что и происходит. Происходит выстраивание властных вертикалей под исполнение «майских суперуказов» 2018 года. В зависимости от показателей глав регионов и федеральных властей элементы будут меняться или продолжат эксплуатироваться.

«Сложилась политическая практика, что под день выборов у нас две серии отставок: одна сразу после осенних выборов предыдущего единого дня голосования, а вторая — весенняя в широком диапазоне с февраля по май» «Сложилась политическая практика, что под день выборов у нас две серии отставок: одна — сразу после осенних выборов предыдущего единого дня голосования, а вторая — весенняя, в широком диапазоне с февраля по май» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У власти сейчас концепция простая: «Не тянуть тех, кого вытянуть нельзя или слишком затратно»

Евгений Минченко — президент «Минченко Консалтинг»:

— Еще в прошлом году мы обновили рейтинг политической устойчивости «Госсовет 2.0». В нем Дубровский и Бердников находились в красной зоне. Наш прогноз с тех пор не изменился. Причиной отставок стали проблемы с политическим менеджментом и низкий рейтинг. И последующие вопросы силовиков — это следствие непростых взаимоотношений с членами «Политбюро 2.0», куда входят приближенные к Путину политики.

На самом деле достаточно много людей, которые находятся в красной зоне и могут лишиться постов. Из наиболее очевидных регионов — Мурманск, Оренбург и Калмыкия. У власти сейчас концепция простая: «Не тянуть тех, кого вытянуть нельзя или слишком затратно».

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета:

— Сложилась политическая практика, что под день выборов у нас две серии отставок: одна — сразу после осенних выборов предыдущего единого дня голосования, а вторая — весенняя, в широком диапазоне с февраля по май. Этот год не должен был стать исключением. Вопрос был в том, какие губернаторы подпадут под данную ротацию. Нельзя говорить, что произошли какие-то экстраординарные отставки. Вопрос был в сценарии текущих отставок. Их на самом деле два: по-плохому, как было в 2016 году, или по-хорошему, когда уходят по собственному желанию, как происходит в большинстве случаев. Наиболее интересная ситуация с Ковтун. Женщину уже 100 раз в отставку отправляли, на берегу все считалось, что у нее нет поддержки, но ей удавалось каждый раз выплывать.

В протестной на сегодня Якутии недавно произошла ротация, федеральный центр не готов проводить быструю замену губернатору. Там выстроена сложная комбинация по проведению интересов федерального влияния через протеже господина Трутнева. Если ситуация будет серьезно усугубляться, то все же власти смогут решиться на смену главы региона. В Якутии засады стоит ждать с другой стороны — мигранты могут начать массово саботировать коммунальный сектор. Вчера они уже заявляли, что боятся выходить на работу. В регионе до сих пор не закончен отопительный сезон, это будет серьезным испытанием для местных властей.

Опыт 2018 года с протестным голосованием в Хабаровском крае и Владимирской области российские власти учли. Но в каком разрезе? Можно было больше учитывать мнение элиты и населения при выборе кандидата в губернаторы, но власть сделала выводы, скорее всего, с чисто политтехнологической точки зрения — как более эффективно навязать волю элитам и населению.

Аббас Галлямов — политолог и политтехнолог:

— Убирают губернаторов с высокими антирейтингами — тех, чье участие может спровоцировать волну протестного голосования. Очевидно, что, пока Путин остается у власти, модель управления регионами не поменяется. Будет ручная смена губернаторов. Президент 19 лет занимался централизацией, и я не могу себе представить, чтобы он вдруг начал движение в обратном направлении, предложив иные демократические инструменты для смены глав регионов. Это сделает уже следующий президент.

Мидхат Фарукшин — профессор КФУ:

— У всех перечисленных губернаторов очень низкий рейтинг. По тем критериям, по которым оценивается сейчас деятельность губернатора, эти рейтинги являются достаточно низкими. Никто из них не является выдающимся управленцем, и для нынешнего курса, связанного с реализацией 12 национальных проектов, они не совсем подходят.

Это как раз показала ситуация на прошлогодних осенних выборах. У этих губернаторов такие рейтинги, что они не справятся даже при всей поддержке федеральной власти.

Андрей Тузиков — доктор социологических наук, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ-КХТИ:

— Я не считаю, что отставки губернаторов — это какое-то чрезвычайное происшествие. Периодически происходит смена руководства. Мы просто, видимо, привыкли к тому, что губернатор — это такая очень-очень долговременная фигура, но не всегда так. Давайте не забывать две вещи.

Первое — у нас в системе управления торжествует идеология менеджеризма. Это количественная оценка результатов деятельности, причем в денежной форме. За что ругают губернаторов? За низкий размер инвестиций, который привлечен в регион, так ведь? За что Минниханов ругает депутатов от Татарстана? Он всегда их спрашивает: вы сколько денег принесли в республику? Это мониторит аппарат президента Российской Федерации. Это один резон. Каждый губернатор должен отчитываться количественными показателями, и если данные показатели не соответствуют каким-то установленным нормативам, то ему будет показана желтая карточка, а потом и красная.

Второй момент, который надо понимать, — это то, что идет определенная ротация элиты. В обществе ведь есть запрос на ротацию, а дальше уже можно предаваться конспирологическим версиям: кто кого обидел, кто с кем не так пообщался, кто чей человек, но это уже уровень кухонного обсуждения.

Осенние выборы 2018 года тоже, конечно, сыграли свою роль. Губернатор обязан быть не только менеджером, но и публичным политиком, в том смысле, что должен быть избираемым, выглядеть на публике убедительно и успешно выигрывать выборы.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (113) Обновить комментарииОбновить комментарии
Моисей
20.03.2019 13:06

Глава региона должен избираться народом и держать отчёт перед народом а не перед Москвой
Народ выберет, сиди 4 года, служи народу
Народ скажет пошел- уходи

А пока губернаторы назначаются из Москвы толку не будет

  • Анонимно
    20.03.2019 13:01

    Навку в губернаторы......

    • Оптимист
      20.03.2019 13:36

      Цезарь своего коня сенатором назначал
      Народ одобрял

      • Анонимно
        20.03.2019 14:08

        Это тот который Гай Юлий?

      • Анонимно
        20.03.2019 15:47

        это был не народ а плебс не пользовавшийся политическими правами в Древнем Риме.

        • Анонимно
          21.03.2019 04:56

          А где пользуется?
          "где-то 2 срока губернатор отработал" - верно гутарит Матвиенко. 2 срока - предел, потом - пожизненно.

  • Моисей
    20.03.2019 13:02

    А что такого уходах?
    Два срока отсидел - добро пожаловать новый
    Все должно быть по регламенту

    • Анонимно
      20.03.2019 17:39

      согласен, если губернатор бестолковый, его надо быстрее с места выпроваживать. но с другой стороны есть и те, что хорошо справляются ос своими обязанностями. такие пускай и будут у руля, нечего конвейер устраивать.

      • Анонимно
        20.03.2019 17:48

        Разумно, в регионах народ должен сам решать - кто должен быть главой, людям лучше знать

        • Анонимно
          20.03.2019 17:55

          Если мудрый руководитель, знающий и отстаивабщий интересы своего региона, у руля долгие годы - это признак доверия как со стороны жителей, так и со стороны центра.

          • Анонимно
            21.03.2019 04:27

            Ага, некоторые по 20-30 лет страной дно пробивают, о каком доверии может речь идти?

        • Анонимно
          21.03.2019 04:25

          От вашего знания ничего не изменится, поставят того, кого запланировали. Технологии давно уже отработаны.

        • Анонимно
          21.03.2019 04:57

          Доверитель страдает, больше ему нечем заняться!

    • Анонимно
      20.03.2019 17:49

      И будет республику колбасить туда-сюда каждые два срока. Новая метла метет по-новому

  • Моисей
    20.03.2019 13:06

    Глава региона должен избираться народом и держать отчёт перед народом а не перед Москвой
    Народ выберет, сиди 4 года, служи народу
    Народ скажет пошел- уходи

    А пока губернаторы назначаются из Москвы толку не будет

    • Анонимно
      20.03.2019 14:02

      Интересно, Бастрыкин не хочет начать проверку на предмет наличия нарушения Конституции в связи с высказываниями Матвиенко?

    • Анонимно
      20.03.2019 14:08

      Пока деньги в Москву уходят и уже оттуда возвращаются по принципу преданности от выборных губернаторов тоже толку мало будет

      • Анонимно
        20.03.2019 17:41

        Деньги так и будут уходить в Москву, это неизбежно, кто бы ни был руководителем региона

      • Анонимно
        21.03.2019 04:58

        А потом снова возвращаются в Москву?!

    • Ну и кого выберет народ? Наше общество далеко не готово еще для этого. Выберет иного руководителя региона, и что? будете потом на БО строчить мол "как же хорошо было при прежней власти... эх..."

      • Анонимно
        20.03.2019 18:30

        Им эти выборы взять и отменить.
        Вроде не бездельники и могли бы жить.

    • Анонимно
      20.03.2019 17:34

      я считаю, что нет разницы кем был назначен губернатор, важно, чтобы благополучие в регионе процветало. правильно политологи говорят, что не нужно тянуть тех, кого вытянуть нельзя или слишком затратно. нужны результативные управленцы.

    • Анонимно
      20.03.2019 18:01

      МОИСЕЙ 13:06, Согласно российским законам в настоящее время народные выборы Главы региона невозможно, точно так же как и выборы глав городских и сельских муниципалитетов. Дело в том, что региональные властные структуры (региональные муниципалитеты) являются юридическими лицами. Учредитель регионального муниципалитета САМ назначает руководителя регионального муниципалитета - точно так же как и в любом другом юридическом лице назначается руководитель организации. Тоже самое и с главами городов/поселений/сёл - учредитель НАЗНАЧАЕТ руководителя муниципалитета.
      ЕНсли Вам интересно узнать кто является учредителем областного\республиканского муниципалитета - зайдите на сайт налоговой и посмотрите выписку ЕГРЮЛ интересующего Вас муниципалитета.
      Начните уже работать самостоятельно мозгами и самостоятельно докапываться до истины, а не ждать, что вам всё дадут на блюдечке с голубой каёмочкой.

    • Анонимно
      21.03.2019 04:33

      Вы забыли отметить, что сначала нужны честные выборы, а не то, что сейчас происходит.

  • Анонимно
    20.03.2019 13:14

    Азат Д

    Да, нужен.

  • Анонимно
    20.03.2019 13:21

    А сама Матвиенко домой когда....

  • Анонимно
    20.03.2019 13:27

    нужно ли новое руководство страны?

    • Оптимист
      20.03.2019 14:06

      Надо не губернаторов тсовать а менять экономическую модель

      • Анонимно
        20.03.2019 18:02

        ОПТИМИСТ 14:06, менять надо не только экономическую модель, но и политическую!

      • Анонимно
        21.03.2019 05:03

        Нужны поменять губеров, модель, схему, алгоритмы. В общем, нужны просто перемены. От старых элементов надо избавляться. Ничего нового и хорошего они не принесут, поскольку износились до не могу.

        • Анонимно
          21.03.2019 10:08

          05:03, Вы нарушили логическую цепочку! Сначала надо менять СИСТЕМУ! Существующая система не даст вам поставить руководить регионами и городами неугодных им людей!
          Но! Опять же, сама по себе существующая система не изменится! Точно так же как эта система не даст никому даже возможности изменить самою себя! Поскольку, система меняться не собирается - всех "винтиков" системы сегодняшняя ситуация устраивает! Они владеют всеми ресурсами (и человеческими в том числе). Для них допустит изменения системы - это допустить изменения/ухудшения/уменьшения собственного финансового благополучия. СВОИ земли, заводы, полезные ископаемые, финансы они просто так не отдадут!

  • Анонимно
    20.03.2019 13:29

    Сердца наши требует перемен!Тоже!

  • Анонимно
    20.03.2019 13:30

    смысл в чем?
    назначать таких же

  • Анонимно
    20.03.2019 13:32

    Раз пошла такая драка,давайте к нам назначте или Александра Емельяненко,или Олега Тактарова...клоуны

  • Анонимно
    20.03.2019 13:33

    Да нужна ротация ,один срок 5 лет и должен новый приходить и так далее,иначе будет застой ,коррупция и тд. Полностью одобряю решения президента РФ и лично главу внутренний политики Кириенко. Молодцы главы некоторые не менялись более 10 лет. Одним словом был застой.

    • Анонимно
      20.03.2019 14:10

      А что по поводу 20 лет управления страной одним человеком? Тоже одобряете.

    • Азат Д
      20.03.2019 17:56


      Народ должен избирать, должна быть оппозиция, а так какой смысл одного на другого менять? Меняла один и тот же.

    • Анонимно
      21.03.2019 05:04

      Страна большая, полномочий много, за пять лет не вникнешь, если только за двенадцать.

  • Анонимно
    20.03.2019 13:36

    "Люди отвечают" говорите? С каких пор в России слушают что говорят "люди"?

    • Анонимно
      20.03.2019 17:40

      Все повышения цен, ущемления прав и другие необдуманные и вредительские действия против Россиян происходят исключительно "по просьбам трудящихся"

  • Анонимно
    20.03.2019 13:37

    Для Матвиенко и другим когда звездопад?

  • Анонимно
    20.03.2019 13:39

    Да и не только в регионах нужен новый глава

  • Анонимно
    20.03.2019 13:42

    13 лет работы во главе любого региона — это серьезный срок. Работа эта сложная и ответственная, требует полной отдачи моральных и физических сил». А 20 лет управления государством - это не срок.

    • Азат Д
      20.03.2019 17:57


      Ах, как там на Западе бедненькие живут, не то что могучий КНДР где от отца к сыну, и так более полувека.

    • Анонимно
      21.03.2019 05:05

      Да в принципе и 50 лет не срок. Страна то еще живет.

  • Анонимно
    20.03.2019 13:44

    Да нужен новый глава. Но не уровня региона, а страны.

  • Анонимно
    20.03.2019 13:45

    Нижнекамску нужен

    • Анонимно
      20.03.2019 14:31

      Огласите весь список пожалуйста: Казань, Бугульма, Б.Атня, Мамадыш и т.д. Обещали главу Авиастроительного заменить после скандала с ветераном, но почему то отмазали.

    • Анонимно
      20.03.2019 14:47

      А в Республике уже 30 лет один клан сидит и всей экономикой владеет, вместо бюджета деньги хозяевам в Форбс уходит, если ставить только не своих, нужен человек со стороны, у нас даже федеральный инспектор свой, не говоря уже о руководителях правоохранительных органов.

      • Анонимно
        20.03.2019 15:57

        У нас федеративности то почти нет. Как местные кланы могут чем-то заправлять, если все решения уже лет 15 как федеральная власть принимает?

        Местным кому-то может что и достаётся, но только крошки. А основные сливки снимают кланы федеральные.

        • Анонимно
          21.03.2019 04:39

          Вы шутите? Пока федеральная рука шарит в одном нашем кармане, местные в другом уже дыру прогрызли.

        • Анонимно
          21.03.2019 05:06

          Поддержать Венесуэлу!

      • Анонимно
        20.03.2019 17:28

        Что будет с регионом, если придет со стороны элита, мы уже знаем на примере Башкортостана. Местная элита на то и местная, что все равно заботится о республике, кто бы что ни говорил. А так все ресурсы только в Москву или за рубеж уходить будут

        • Анонимно
          20.03.2019 17:44

          Одна ворующая рука вытащит меньше чем две.

          • Анонимно
            21.03.2019 05:07

            А раньше ворующую руку просто рубили. Не ждали, пока их две станет

        • Анонимно
          21.03.2019 04:41

          Даже не мечтайте, не будут они с вами делиться, ни при каком раскладе.

      • Анонимно
        20.03.2019 17:29

        РТ один из стабильных регионов в плане экономического развития и развития инфраструктуры. А придет чужой человек ему вообще будет фиолетово на развитие чужой республики и вообще, что он может знать о чужом крае.

        • Анонимно
          20.03.2019 17:44

          да пока он еще пообвыкнет на новом месте, все темпы развития пойдут на смарку.

        • Анонимно
          20.03.2019 17:46

          Разгонит кланы и покажет реальную экономику республики.

          • Анонимно
            20.03.2019 19:01

            И правильно сделает! Все этого давно ждут! Даже московские татары!

      • Анонимно
        20.03.2019 17:30

        Именно поэтому мы столько средств отдаем в федеральный центр???

      • Анонимно
        20.03.2019 17:36

        В этом то и заключается успешность республики и стабильность региона.

      • Анонимно
        20.03.2019 18:06

        Варяг не гарант того, что порядок наведет. Посмотрите на примеры других субъектов, ничего хорошего. Договориться с элитой не могут, весь политический процесс застопоривается, потом новый губернатор и по новой...

      • Анонимно
        20.03.2019 18:08

        Не надо ничего менять, пусть сидят и дальше, вон на Башкирию посмотри, что произошло при назначенчестве. От добра добра не ищут. Если вам не нравится клан, то добро пожаловать на выборы, выборы и решат, нужен нам или не нужен.

    • Анонимно
      20.03.2019 15:44

      Челнам тоже.

    • Анонимно
      21.03.2019 06:14

      В Татарстане кардинально надо менять глав и руководителей исполкомов.
      Начать с Заинска, а то город и район окончательно умрут, за счёт чужих предприятий не вылезешь из ямы

  • Man_16rus
    20.03.2019 13:51

    Надо менять или сажать всё руководство Кировской области за дороги, Точнее за то что дорог там нет и лес разворовывают!
    Много лет людям обещают построить капитальный мост возле

    Гоньба, Кировская обл., 612911!

    Коммерсанты много лет драли деньги с населения за наплавной мост, когда государство должно было поставить капитальный!
    И не вложили ни одного руб в реконструкцию понтонного моста и он сгнил....
    56.591418, 50.708327 координаты!
    И вот сегодня понтонный мост через Вятку больше не собирают, ледовую переправу закрыли объезжать людям нужно по 200 км!!!

    • Оптимист
      20.03.2019 14:04

      В Кирове одни варяги правят, отчитываются только перед Москвоц
      Кировчане им не нужны
      Отсюда и проблемы

    • Анонимно
      20.03.2019 14:08

      ну так Навальный же весь лес украл.

      • Анонимно
        21.03.2019 06:47

        Только половину. Вторую половину Гайдар умыкнула.
        А мост разобрал и прикарманил Белых.

    • Анонимно
      20.03.2019 14:21

      Тиграм мяса не докладывают.

    • Оптимист
      20.03.2019 14:29

      Кирову суверинитет нужен как Татарстану, лет на 10
      Тогда расцветет и станет донором

    • Анонимно
      20.03.2019 14:43

      Вроде бы назначили вам в Кирове виновного, Белых сидит. Не угадали, что ли? Ай-яй-яй, нехорошо то как получилось...

      • Man_16rus
        20.03.2019 15:20

        Не знаю кого вам там назначили, А я говорю про мост через Вятку, которого нет. И дорог перед мостом и после моста в сумме 40 км которых тоже нет!
        Однако через этот населённый пункт в Пермь ехать почти на 200 км короче!

    • Анонимно
      20.03.2019 20:09

      "Много лет" - это с 2014??? Когда мост поставили, все вздохнули, стал круглосуточный проезд. А вот с главы,Константинова ,надо спросить, почему вместо нормального щебня зарыли туда глину с известняком. В этом году похоже в Гоньбе будет настоящий капут! Секцию моста унесло, паром в неизвестном направлении исчез, езжайте люди через Нему! Во времена СССР констатинова бы, за то что допустил в районе такое, сослали бы в Норильск, как минимум. Позволил отсечь полрайона от райцентра, а делов то было- секцию понтона на место поставить. И таким бездельникам доверили власть. Во всей стране так. Где чуть ресурсы есть, шевеление немного заметно, где нет- там с каждым годом разруха увеличивается.

      • Man_16rus
        20.03.2019 20:33

        Что отвечает прокуратура Кировской области? Вы в курсе что есть петиция за этот мост? К сожалению проголосовать могут только жители Кировской области. Прошу принять во внимание и продвигать этот вопрос оперативно!

      • Man_16rus
        20.03.2019 20:35

        Много лет людям обещают построить капитальный мост возле Гоньба, Много лет это десятки лет Люди ждали этот мост тут, а построили его в Камских полянах!
        При этом сделали в два раза уже чем хотелось бы. Поэтому он страшно опасный!
        Смертельно опасный!

  • Анонимно
    20.03.2019 13:52

    А что в России нет людей с нормальными для России ФИО?!

    • Анонимно
      20.03.2019 17:00

      Я тоже удивляюсь. Тут рубахи на груди рвут , споря с татарами и утверждая, что русских -большинство, а как посмотреть список губернаторов, то ни одного русского ФИО.

      • Анонимно
        21.03.2019 05:13

        Чем не русские Текслер, Ковтун, Юревич, Дубровский, Бабенко, Матвиенко, Полтавченко, Бабич, Берг, Хорохордин?

    • Анонимно
      20.03.2019 21:05

      а какая для России нормальное фио: Менделеев, Державин, Пушкин, Тургенев, Булгаков, Салтыков, Бердяев, Кутузов, Колчак, Деникин, Щереметьев, Юсупов, Тютчев, Бунин итд ... - годятся? ... исконно-русские - татарские родовые фамилии

  • Анонимно
    20.03.2019 13:53

    они все продолжают переставлять кровати....

  • Анонимно
    20.03.2019 14:05

    Матвиенко могут и губером назначить в любой регион,даже сюда.

  • Анонимно
    20.03.2019 14:07

    Меняйте уж оставшихся по два срока ведь работают в регионах губернаторы как рабы на галерах.

    • Анонимно
      20.03.2019 17:01

      даже если два срока нормально работает? все равно менять? в чем логика то?

  • Анонимно
    20.03.2019 14:15

    Какая разница. Это все продукты одной не очень качественной системы отбора руководителей. Свои, подкарманные, завязанные, повязанные и так далее.
    Неинтересно.

  • Анонимно
    20.03.2019 14:23

    Шило на мыло. Разве что Бату вселяет надежды)))

  • Анонимно
    20.03.2019 14:42

    Татарстану это не грозит. У нас сильный глава республики! Аллага шокер!

  • Анонимно
    20.03.2019 14:44

    Не местами нужно меняться,а систему под корень срубать.Система никчёмная и паразитирующая на гражданах всех уже достала.

  • Анонимно
    20.03.2019 15:03

    Любезные, а почему вы пропустили двух членов КПРФ, ставших губернаторами прошлой осенью? Или ЕдРо не позволяет? Напоминаю: 14 сентября Орловскую область возглавил коммунист Андрей Клычков, а 18 ноября а Хакасии выиграл выборы коммунист Валентин Коновалов.

  • Анонимно
    20.03.2019 18:19

    О чём вообще речь? Менять руководителей регионов и городов надо? - Надо! НО! Смысл менять шило на мыло? Ушёл один Иван Иванович, пришёл другой Семён Семёнович - какая разница, если эти люди из одной системы? Ну, пришёл новый руководитель региона и что дальше? Работать-то ему придётся по тем же законам, по тем же схемам. И к тому же, случайный человек "с улицы" всё равно не придёт - его не пустят! Придумают что угодно - хоть десятый тур выборов! Хоть кучу законов новых напишут, чтобы у "иных" не было шанса прийти к руководству региона.
    Увы, но это система такая у нас в стране!

  • Анонимно
    20.03.2019 18:58

    Хоть весь губернаторский состав поменяй, ничего не изменится!
    Не там надо менять, это же ясно и старшекласснику.

  • Анонимно
    20.03.2019 21:21

    придет голодный, будет больше загребать!

  • Анонимно
    20.03.2019 22:37

    Нужна регулярная сменяемость без всяких исключений за любые заслуги и не только губернаторов, прокуроров, судей, руководителей правоохранительных органов путём выборов- каждые пять лет. Но самое трудновыполнимое это избавить наш народ от политической апатии, правового нигилизма и уныния.

    • Анонимно
      21.03.2019 05:17

      Народ виноват! "Желтые жилеты" по выходным работают регулярно.

  • Анонимно
    21.03.2019 07:49

    Есть страна , где на вопрос "нужен ли новый президент?" люди отвечают :"да нужен!"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль