Общество 
12.08.2019

«31 год такого не было!»: дожди тормозят уборку хлеба в Татарстане

Марат Ахметов раскритиковал аграриев-«ждунов», которые не убирают хлеб в надежде, что он высохнет сам

Более 5 млрд рублей может потребоваться на сушку зерна в Татарстане. Марат Ахметов тем не менее призвал хлеборобов не ждать милости от погоды и, несмотря на повышенную влажность, возобновить уборку хлеба. В минсельхозе подсчитали — заплатить элеваторам все равно выйдет дешевле, чем сгноить на корню, учитывая высокие цены на зерно. «БИЗНЕС Online» выяснял, почему комбайнеры не спешат нажимать на педаль газа.


«погода не августовская, А напоминает по характеру конец сентября»

Не ждать, а убирать урожай призвал аграриев министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов на совещании в кабмине в минувшие выходные. Хлеба в этом году уродились знатные — есть поля в Мензелинском районе (ООО «АФ „Мензелинские Зори“», ООО «Калмурзино»), где урожайность озимых свыше 70 ц/га, порадовался министр. Но теперь большая проблема — собрать и, главное, сохранить хлебное «золото».

«В июне мы испытывали серьезный дефицит осадков, а конец июля — наоборот, изобилие влаги. Только в третьей декаде июля выпала месячная норма, а на днях, с 5 на 6 августа, то есть за сутки, выпала еще месячная норма. В отдельных территориях — Камское Устье, Лаишево — метеопосты за эти же сутки зафиксировали полуторамесячную норму осадков. И они до сих пор не прекратились. Это, безусловно, серьезно усложняет уборку хлебов. Сегодня погода не августовская, а напоминает по характеру конец сентября», — заявил Ахметов в начале своего доклада. На слайде было видно, что количество выпавших осадков в некоторых районах в первой декаде августа в четыре-пять раз превышают средние многолетние показатели.

Фото: agro.tatastan.ru

Министр отметил, что богатый урожай получился не сам по себе, а во многом благодаря привлечению серьезных финансовых ресурсов, часть которых надо будет вернуть в конце года. А это значит, что для всех аграриев сельхозпроизводителей задача номер один — уборка хлеба с минимальными потерями. Но пока хлеборобы не спешат садиться в хлебоуборочный комбайн — на утро субботы (когда проходило совещание) было убрано только 11% площадей (158 тыс. га), тогда как год назад на эту же дату было втрое больше (478 тыс. га). Намолот, соответственно, тоже скромный — 518 тыс. тонн, а вот средняя урожайность радует — 32,7 ц/га, что на 4 ц/га больше, чем в прошлом году. Нужно отметить, что спустя два дня, несмотря на дожди в выходные, хлеборобы «подтянули» показатели. По данным на 12 августа, убрано уже 13,9% площадей (197 тыс. га), но при этом средняя урожайность пошла несколько вниз.

Фото: agro.tatastan.ru

«Нам не везде удается поменять ментальность не только глав фермерских хозяйств, но и руководителей крупных хозяйств, которые ждут сухое зерно на корню, — покритиковал таких „ждунов“ Марат Готович, добавив. — Погода практически везде была одинаковая, но производительность уборки разная».

Он привел анализ темпов уборки с 7 по 9 августа в некоторых районах РТ.  В среднем за этот период в республике было убрано 2,3% полей. Но при этом Арский район успел убрать 6,4%, Сабинский — 5,9%, Азнакаевский — 4,6%. Зато в Агрызском, Бугульминском, Алексеевском, Черемшанском районах эти показатели оказались близкими к нулю. Менее 1% у Бавлинского и Менделеевского районов.

 Чтобы подстегнуть районных начальников скорее убирать хлеб, за районами были закреплены заместители министра сельского хозяйства РТ Фото: agro.tatarstan.ru

«услуги элеваторов дороже, чем сушка влажного зерна у себя. Но потери из-за поздней уборки кратно больше»

«Да, может, когда-то погода восстановится, но у нас уже поля озимых и значительная часть ячменя вышли на перестой. А это большие потери урожая», — строго напомнил Ахметов, чем грозит такая выжидательная позиция. Слайды на экране дополнительно сообщали: перестой озимой пшеницы всего на 10 дней грозит потерями на 28%, переспевший ячмень за тот же срок теряет в урожайности на 35%. Чтобы подстегнуть районных начальников скорее убирать хлеб, за районами были закреплены заместители министра сельского хозяйства РТ.

Фото: agro.tatastan.ru

«При этом я прошу и глав районов, как в советские партийные времена, закрепить, особенно за более проблемными хозяйствами, своих представителей, которые знают специфику уборки и способны оказать помощь руководителю с ежедневным докладом о проделанной работе», — попросил Марат Готович.

Он уверен, что потенциал намолота даже при такой дождливой погоде у аграриев гораздо выше. «Но пока не удается загрузить наши сушильные мощности хозяйств, и сушильные комплексы ХПП тоже не загружены. Некоторые считают, что завозить зерно на ХПП (хлебоприемное предприятие, элеватор — прим. авт.) очень затратно. Да, услуги элеваторов дороже, чем сушка влажного зерна у себя. Но потери из-за поздней уборки кратно больше», — напомнил он прописную истину.

Для сомневающихся был сделан конкретный расчет. При перевозке зерна на 50 км с влажностью 25% услуги элеватора обойдутся в 1429 рублей за тонну или около 4 тыс. рублей за гектар. А потери от перестоя на две недели, например ячменя, составят свыше 9 тыс. рублей, аргументировал министр.

Фото: agro.tatastan.ru

«Я специально детально изложил эти расчеты, и прошу руководителей хозяйств расчеты наложить на свое хозяйство. Я надеюсь, они будут полезными и помогут вам определиться с тактикой уборки», — рекомендовал он.

Учитывая, что уборочные площади составляют 1,42 млн га, несложно подсчитать (1,42 млн га умножить на 4 тыс. рублей за гектар — услуги элеватора), что для сушки всего зерна в республике потребуются внушительные средства — до 5,7 млрд рублей. Другое дело, что к услугам ХПП прибегают далеко не все. 

Цены на зерно, как обещает Марат Готович, в этом году будут даже более привлекательными, чем в прошлом году Фото: agro.tatarstan.ru

цены на зерно приятно радуют

Цены на зерно, как обещает Марат Готович, в этом году будут даже более привлекательными, чем в прошлом году. Во-первых, переходящих остатков зерна в стране вдвое меньше, чем год назад, — только 10 млн тонн. К тому же ряд субъектов попал в этом году в серьезную засуху: урожайность в Пензенской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской областях, а также в Мордовии не превышает 15–25 ц/га. В соседнем Башкортостане — только 21,7 центнера с гектара.

«Вероятно, и поэтому цены на зерно в этом году не характерны для уборочного периода, — объяснял Ахметов такую аномалию, — Цены за неделю в разных округах выросли от 200 до 700 рублей за тонну. Такое бывает редко. Например, цены на пшеницу 3-го класса в Поволжье обозначены на уровне 10,5 тысячи рублей за тонну, 5-го класса — 9,2 тысячи рублей за тонну. И надеемся, что эти цены сохранятся и в дальнейшем».

Фото: agro.tatastan.ru

«Поэтому для нас важна каждая тонна хлеба, и усилия на предстоящий период должны быть направлены на максимально производительную и качественную уборку», — вдохновлял Марат Готович на скорейшую уборку драгоценного в этом году зерна.

Президент РТ Рустам Минниханов, на минувшей неделе посетивший поля в Азнакаевском и Сармановском районах, согласился с министром, что ждать перемены погоды не стоит. «Даже если погода поменяется, наши потери все равно будут больше. Как бы сложно ни было, любой момент мы должны [использовать], если комбайн может идти, надо заходить. Сушильные хозяйства у нас есть, это все равно будет экономически целесообразнее, чем потерять зерно, ожидая улучшения погоды», — заявил Минниханов.

Главы районов и руководители хозяйств, опрошенные «БИЗНЕС Online», по-разному восприняли призывы министра и президента. Если в Кукморском и Лаишевском районах (убрано около 10% площадей) взяли под козырек и буквально караулят каждый лучик солнца, то в Атнинском (2%) заняли больше выжидательную позицию, объясняя это тем, что сушить зерна нет возможности. Ждут хорошей погоды и в ПСХК «Ембулатово» Буинского района — убирать зерно с влажностью свыше 19% там пока не видят никакого резона.

Руководители хозяйств по-разному восприняли призывы к уборке. Если в одних районах взяли под козырек и буквально караулят каждый лучик солнца, то в других заняли выжидательную позицию Фото: agro.tatarstan.ru

«Все это очень сложно, 31 год такого не было»

Ждать или убирать? Компенсирует ли расходы на сушку зерна его высокая рыночная стоимость? «БИЗНЕС Onlinе» узнал мнения экспертов.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы от Татарстана:

— Непростой год складывается. По воспоминаниям людей, он напоминает 1978-й. Уборка идет очень тяжело, часть зерна озимых уже начинает прорастать в колосе, есть некоторое осыпание. Пока незначительное, но так как уборка затягивается, то потери неминуемы. Вы знаете, к весне в Татарстане погибло около 40 процентов озимых, а в результате плохой зимовки и недостатка осенней влаги для всходов многие поля весной были изреженными. Но по яровым культурам — ячменю и пшенице — урожай будет очень хороший, для них просто отличные условия. Поэтому, я думаю, на фуражные цели обеспеченность зерном у нас будет хорошая, а вот продовольственного зерна будет намного меньше.

По республике, я думаю, продовольственного зерна будет раза в два-три меньше, чем в прошлом году. Трагедию из этого делать не надо, так как республика всегда была по зерну профицитная, и избытки зерна позволяют даже его экспортировать. Для сельхозпроизводителей год очень сложный и затратный, и вряд ли он по озимым зерновым будет прибыльным. По яровым, думаю, будет неплохо.

В прошлом году август был сухой, поэтому всходы озимых с осени были очень изреженные, что повлияло на урожай текущего года, но для уборки урожая это было хорошо: когда молотили зерно, оно на корню было 13–14 процентов влажности, и в сушке он не нуждался. Это была одна из самых легких уборок за последние 10 лет. А в этом году — самая сложная за последние 20–30 лет. Сейчас зерно в поле молотят с влажностью 25–30 процентов. Если вы его просто положите на склад, оно через два дня испортится. Поэтому, конечно, надо все зерно сушить, но сушилок в республике недостаточно для того, чтобы заняться всем зерном в потоке, не задерживая комбайны. И нужно учитывать, что если зерно возить на элеватор и сушить, то скорость уборки будет примерно в пять-шесть раз ниже из-за пропускной способности сушилок.

Удорожание зерна от сушки зависит от его влажности. За один проход сушилки вы снимаете всего 2 процента влаги. Для хранения вам надо довести влажность до 13 процентов. Если вы сегодня обмолачиваете зерно при влажности 28 процентов, то вам надо снять 15 процентов лишней влаги, а для этого его нужно минимум 7 раз прогнать через сушилку. В результате в 7 раз падает производительность труда на приемке, а тонна зерна подорожает на 1,5–1,8 тысячи рублей. Плюс считайте, что примерно 5–10 процентов зерна из-за дождей уже проросло в колосе. Даже если погода улучшится, это зерно уже будет некондиционным, и вы его не сможете отделить из общей массы. Все это очень сложно, 31 год такого не было. 

Только поэтому сегодня, в период уборки, закупочная цена на фуражную пшеницу уже 10 тысяч рублей за тонну, это в полтора раза выше, чем год назад, и каждую неделю цена растет примерно на 300–400 рублей. Я думаю, что фуражная пшеница в этом году будет стоить где-то 12–14 тысяч рублей. Продовольственная, наверное, 13–16 тысяч, но ее излишков практически не будет, потому что она пользуется спросом и на экспорт. В мире ее цена начала расти из-за неблагоприятной погоды в России. У нас традиционно хорошо смогли убрать зерно только Ставрополь, Краснодар и Ростов, и они уже продали часть урожая на экспорт. В любом случае надо бороться за спасение урожая и все силы пустить на его обмолот и заготовку.

«Сушить дорого, зерно подорожает от этого на 30–35 ПРОЦЕНТОВ»

Сергей Димитриев — глава Кукморского района:

— У нас убрано порядка 10 процентов. Всего надо убрать 35 гектаров, это яровые и озимые. Вчера мы работали на полях там, где дождя не было. Несмотря на влагу, мы усиленными темпами убираем культуры, средняя урожайность порядка 32 центнеров с гектара, это хороший урожай. Обильные дожди сильно мешают уборке, но многие товаропроизводители обеспечены сушилками, также есть элеватор для фермеров и двух хозяйств, у которых нет сушилок. На этой неделе прогнозируется нормальная погода без дождей, и мы ставим себе цель в течение недели, максимум 10 дней, убрать до 50–60  процентов урожая. Для этого организован двухсменный режим работы.

В дождь работать невозможно. С 9 утра мы заходим, если они видят, что могут убирать, то начинают кто-то в 10, кто-то в 11. Мне сейчас доложили, что во многих хозяйствах в 10 начали убирать. Влажное зерно комбайн не молотит, оно обратно выходит, из-за этого большие потери.

Себестоимость зерна мы ожидаем в этом году от 4,5 до 5 рублей за килограмм, к ней прибавится цена за сушку. Если влажность зерна до 25 процентов, то на сушку потребуется полтора рубля на килограмм зерна, получается полторы тысячи за тонну. Конечно, это немалые деньги, но если урожай останется на сентябрь, то там мы уже очень много потеряем. Поэтому я только за, максимум надо сделать и завершить уборку в августе. В наибольшей опасности на сегодня из яровых ячмень и овес, 6 тысяч гектаров пшеницы пока на стадии дозревания.

Габдулахат Хакимов  глава Атнинского района:

— На данный момент убрали 2 процента от общей площади посевов, дожди мешают. Компании же только сухое зерно молотят. И техника есть, и готовность на 100 процентов, сейчас все зависит только от погоды. С Маратом Ахметовым мы вместе работали, я, конечно, понимаю его вызовы. Но нужна погода: вот когда погода будет, тогда ждать нельзя. Сушить дорого, зерно подорожает от этого на 30–35 процентов. У нас своего элеватора нет, есть свои сушилки, но полной потребности они не обеспечивают.

Виталий Германов  начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Лаишевского района:

— У нас собрано 10,4  процента от общей площади. Комбайны на краю [поля] стоят, никто не ждет солнечных дней, ловят каждый момент: обдуло — поехали, поработали. В дождь вообще невозможно убирать, зерно будет очень сырым, нужно обдувание ветром. Лучше подождать, чем воду везти, так затраты будут еще больше, и самим неудобно работать — «КАМАЗы» не заедут в поле. Никто не убирает при дожде.

В районе элеваторов нет, ближайший элеватор — «Казаньзернопродукт». В трех хозяйствах есть свои сушилки. Чтобы убавить влажность на 1 процент, нужно затратить где-то 54 рубля на тонну. Как сказал Марат Готович, цена на зерновые останется на уровне, а озимая рожь будет субсидироваться на полтора рубля за килограмм. В прошлом году в этом время уборочная кампания уже приближалась к половине, к тому же падает урожайность.

Когда была солнечная погода, урожайность была 28 центнеров с гектара, а сейчас с каждым днем падает. К тому же есть вероятность, что если продолжатся дожди и уборка будет идти с трудом, то прорастет озимая рожь, и это зерно уже будет непригодно. Также следует отметить, что надо готовить семена, а семенной материал нельзя сушить: в сушилке зародыш зерна погибает, и оно уже непригодно для посева. В хозяйствах есть переходящий фонд зерна, который будет использован для посевной 2019 года, а потому уже будем смотреть, как сложится следующий год, чтобы пополнить все свои фонды.

Государство сейчас хорошо субсидирует те хозяйства, которые страхуются в страховых компаниях. Страховать можно и нужно, но люди боятся, потому что у них есть негативный опыт, когда они только судом добились выплаты даже тех денег, которые они потратили на страховку. Так что страховые компании подпортили доверие, и сейчас эта работа идет тяжело.

«Если дожди не перестанут, последуем совету министра»

Алмаз Фасхутдинов — заместитель директора по экономике ПСХК «Ембулатово» (Буинский район):

— На данный момент в нашем хозяйстве зерна убрано порядка 25–30 процентов. Дождь, конечно, мешает уборке. Зерно влажное, его невозможно убирать, невозможно хранить. Поэтому мы пока заняли выжидательную позицию. Если дожди не перестанут, последуем совету министра. Конечно, риски есть, но надежда всегда остается. Если за эту неделю не прояснится погода, то придется вот так — сдавать зерно на сушку. Но когда дождь идет, все равно убирать нормально не получается. С влажностью 19 процентов зерно можно убирать, но хранить его нельзя, придется на сушку возить. А хранить можно с влажностью 14–15 процентов. А сейчас мы влажность и не меряли, потому что зерно в колосе набухло, надо, чтобы оно высохло. А сейчас там явно больше 19 процентов влажность: когда дожди идут, всегда так.

Николай Титов — первый заместитель министра сельского хозяйства РТ:

— Ждать нечего. Каждый час хорошей погоды нужно ловить. Если мы будем ждать сухое зерно, то можем потерять на корню еще больше. Естественные потери будут. Ячмень уже перезрел, озимая пшеница тоже поспела уже. Около 700 тысяч гектаров уже спелых хлебов надо убирать в ближайшее время. Вот погода немного открылась, дай бог настроение появится. Удастся ли собрать и сохранить зерно в этом году? Конечно! У нас вариантов других нет. Мы обязаны это сделать.

Петр Чекмарев — экс-директор департамента растениеводства минсельхоза РФ:

— Ваш министр все правильно сказал. Потому что ждать нечего. Каждый день идет потеря зерна и его качества из-за влажной погоды, так как зерно перестояло, оно сейчас будет прорастать в колосе. Там, где зерно можно обмолотить, даже с какими-то потерями, проблемами, его все равно нужно максимально убирать, пропускать через сушилки и закладывать на хранение. Другого варианта сейчас нет, потому что уже были годы, что дожди шли вплоть до заморозков, до зимы. И тогда только во время небольших «окон» с хорошей погодой проводили уборку урожая. Это не первый год такой, такие годы бывали и раньше. Раз в 10–12 лет через уборку проходили такие погодные условия. Сегодня у нас есть мощные комбайны — если они не тонут, могут идти по полю и если зерно немного продуло, будет вымолачивание, то нужно, конечно, убирать.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.08.2019 18:37

Никогда такого не было и вот опять... В. С. Черномырдин

  • Анонимно
    12.08.2019 18:37

    Никогда такого не было и вот опять... В. С. Черномырдин

    • Анонимно
      12.08.2019 20:30

      Сколько тут комбайнеров- комментаторов!

      • Анонимно
        12.08.2019 21:25

        Требуем официальную позицию по теме у тракториста Василия

        • Анонимно
          13.08.2019 06:46

          я не тракторист. и даже не механизатор.
          но может мне кто то объяснит почему в нашем регионе, рисковом для выращивания пшеницы, из года в год идет борьба за урожай именно зерновых?
          Разве нельзя выращивать другие культуры? Разве нельзя заняться животноводством?
          В Италии, Греции, Турции прекрасно растут оливки, апельсины, персики. Они их выращивают и продают, а пшеницу закупают. Вполне разумный обмен.
          Мы то почему каждый год только и слышим то засуха то дожди то еще что то произошло на наших полях. И как следствие очередные миллиарды текут куда то.
          P.S. Пока писал комментарий, закралось подозрение что именно из-за дотаций все это задумано.

          • Анонимно
            13.08.2019 07:39

            Вам к Василию в колхоз им Вахитова Кукморского уезда

          • Анонимно
            13.08.2019 07:45

            Всем животные едят зерно, без зерновых животноводства нет.

            • Анонимно
              13.08.2019 08:30

              Очень даже удачно без зерна развивают молочное животноводство, птицеводство развитые страны. Не нужно думать что зерно (ячмень, пшеница, овес, рожь) идеальный корм для животноводства.

          • Малай №1
            13.08.2019 11:28

            а скот кормить чем? в большей части наше зерно на фураж идет.

            • Анонимно
              13.08.2019 14:41

              Если бы у коров был выбор они фураж из нашего зерна обходили бы за несколько километров. Едят и травятся.

          • Анонимно
            13.08.2019 14:16

            Главный риск сельского хозяйства в РФ - это нескончаемый диспаритет цен обескровливающий крестьян. Самая низкая в мире поддержка сельского хозяйства и самые низкие закупочные цены в мире на зерно.
            Россия зерновая страна, но сельское хозяйство очень бедное и потому низкие зарплаты и очень низкая обеспеченность техникой, затягивающая проведение сельхозработы

          • Анонимно
            14.08.2019 17:02

            Если выращивать то, что будет расти без проблем, придется ухаживать, убирать, продавать. А так сидят на дотациях и страховках. Им этот то урожай не нужен

    • Анонимно
      12.08.2019 21:04

      Ахметов опять деньги просит, неужто остаётся????

    • Анонимно
      13.08.2019 00:23

      Тукта яңгыр, тукта яңгыр яумале! Йөрәгемне сагыш басты аңлале!

    • Анонимно
      13.08.2019 13:10

      18.37. Черномырдин вместо "никогда" говорил "отродясь".

  • Анонимно
    12.08.2019 18:39

    Никогда такого не было, и вот опять...

    • Анонимно
      12.08.2019 20:12

      Сельское хозяйство этим и отличается от вашей торговли, что сильно зависит от природы.
      3 года засуха, год потоп, 1 из 5 лет прибыльный. Все хотят надивиться на бедных колхозниках
      Поэтому во всем мире государство поддерживает своих крестьян.

      • Анонимно
        12.08.2019 20:47

        надо восстановить систему меллиорации которая была в СССР это тоже инфраструктура вместо того что бы тратить на тосэры и талию

      • Анонимно
        13.08.2019 07:52

        Торговля пивом и квасом тоже на днях на погоду жаловалась

      • Анонимно
        13.08.2019 23:00

        Это нонсенс. Мешать не надо, тогда и поддерживать не придётся. Сельское хоз-во производит то, что на 100% пользуется спросом. Как это может быть убыточным и низкооплачиваемым? И при этом фрукты и овощи сплошь импортные! Чеснок, лук, морковь, картофель - почти всё привозное

    • Оптимист
      12.08.2019 22:53

      Татарстан находится в зоне рискованного земледелия
      И даже несмотря на это на 4 месте в России по обьемам произведенной сельхозпродукции
      И это благодаря труду и умению наших аграриев

      • Анонимно
        13.08.2019 06:30

        в нашем законодательстве отсутствует наказание за искажении статистики. и вы правы, мы на 4 месте благодаря умению формировать нужные показатели.

        • Анонимно
          13.08.2019 13:05

          часть 1 ст. 13.19 КоАП РФ:
          Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных -
          влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
          Можно еще Закон РФ от 13 мая 1992 г. N 2761-I "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" почитать

      • Анонимно
        14.08.2019 17:03

        Это скорее благодаря труду и умению наших садоводов, их тоже в статистику встречают

  • Анонимно
    12.08.2019 18:40

    Намолили

  • Анонимно
    12.08.2019 18:42

    пора бы уже министерство по сбору грибов и клюквы организовать,создать болота на полях окультурить их, и по максимуму использовать дождливые лета.Что там еще растет при постоянной влаге?
    Вобщем половину сельхозугодий на влагу рассчитать,половину на засуху вот ив выигрыше будем. А освоение бюджета можно как на камазе оправдать- типа реконструкцию болот наметили, а что клюква не пошла, так это издержки технической рекультивации-ил поменяли в болоте,кислород со дна пустили

  • Анонимно
    12.08.2019 18:42

    Только что же жара была виновата?

    • Анонимно
      12.08.2019 20:13

      Майская жара подсушила озимые культуры, а сейчас дожди мешают уборке. Согласен с ним.

      • Анонимно
        13.08.2019 07:39

        20.13 у вас, простите, то понос, то золотуха. То жара мешает, то дожди. Может, не своим делом занимаетесь?

    • Анонимно
      12.08.2019 20:48

      в наших анналах есть еще резервные причны- загинайте пальцы:
      1)Саранча пожрала
      2)кислотные дожжи
      3)кротово-сурковые всплески рождаемости.иза чего комбайны проваливаются в метровые ямы
      4)сверчково-колорадские нашествия,которых не берут уже всем известные яды,наступления продолжается
      5) руководители -гуманитарии-историки, поэты.литературоведы и т.д. -нанесущие непоправимый урон полям
      6) Градины величиной с куриное яйцо и ураганы в связи с глобальным потеплением-уносящие весь урожай с корнями из отсталых в передовые районы,которые ежегодно дают супер отчетность.

  • Анонимно
    12.08.2019 18:49

    Глава Тукаевского района заставил хозяйства скосить озимые культуры,теперь этот хлеб просто гниёт в валках. Ущерб от главы района больше,чем от непогоды!!!

    • Анонимно
      12.08.2019 19:12

      дык они директиву выполняли-сделали все что нужно было в этих условиях, то бишь костьми легли но хлеб убрали. Теперь их никто не сместит-во всем погода виновата

    • Анонимно
      12.08.2019 19:20

      В этом году макдоны должны отдыхать,и не в коем случае уже нельзя косить зерновые.
      С каждым днём влажность будет больше,и роса наступит по утрам.

    • Анонимно
      12.08.2019 19:25

      Тукаевского главу нужно назначить министром образования,т.к. по профессии он учитель истории.
      Ну не получается у него в сельском хозяйстве,кроме отчётов на бумаге.

      • Анонимно
        12.08.2019 20:06

        был уже у нас в образовании тракторист,не кликайте беду лишний раз,оне потом в правительство уходят

    • Анонимно
      12.08.2019 19:27

      В Тукаевскшм Агросила , врядли ли по указанию главы будет работать .

    • Анонимно
      12.08.2019 20:35

      Дурашка, кто сейчас главу слушает? у них власти на ооо-шек, тем более если агрохолдинги крупные, нет. уверен вы сами-то полный ноль в сх. в условиях дождей делают обычно так, господа россиийские типичные уччченые,(не знают, но учат) покупают сушилки. и тогда можно спасти урожай.

      • Анонимно
        13.08.2019 23:05

        А о чём тогда министр рассуждает и кому цу раздаёт я не пойму? Агробизнес без него не разберётся что и когда им убирать?

    • Анонимно
      12.08.2019 21:32

      Вот чем глава может воздействовать на хозяйства. Когда нет мозгов у руководителей можно выполнять все прихоти главы.

    • Анонимно
      13.08.2019 04:54

      Кругом блатные бездари в главах! Вот беда!

  • Анонимно
    12.08.2019 18:50

    у Ямбулатово в Буинске 250 га зерновых - никакую погоду это хозяйство не делает.

    • Анонимно
      12.08.2019 21:33

      Вы что хотели этим сказать? 250 га можно не убирать чтоль?

  • Анонимно
    12.08.2019 18:50

    18:42. А теперь виноваты дожди! "Дожди! Косые дожди!" Ну или "Подожди, дожди, дожди!" В общем, найдут как всегда крайнего и накажут. И чтоб по всей строгости! А как же!

  • Анонимно
    12.08.2019 18:55

    надеюсь ведомство даст четкое понимание куда потом это зерно сдавать, чтобы хотя бы покрыть затраты, а не совсем пропасть за счет выхода машин в дождь?

  • Анонимно
    12.08.2019 19:10

    в захлебе чарующем чавкает почва...
    дождями умыло засохшую грусть...
    кирзуха крестьянина чавкает влагой,
    сквозь слезы стеная, шепча - ну и пусть...
    стеной хлеба простояли аж с мая..
    теперича скинули головы вниз...
    идет агроном ходом матом стеная,
    ну зачем? ну зачем мне такая жисть?

  • Анонимно
    12.08.2019 19:15

    Им же русским языком писали- 8-10августа -осень. Все должно быть убрано.

  • Анонимно
    12.08.2019 19:16

    правильно делают что ждут... всё еще будет и солнце и тепло

  • Анонимно
    12.08.2019 19:24

    У нас каждый год урожай богатый,хоть погода во всем виновата,в полях не возможно находится,столько яда,даже сорняков 100% нет!
    Но были в перми,у них жлеб и батон на 4 руб. ДЕШЕВЛЕ!
    Почему, так как у нас суверинетет?!

    • Анонимно
      12.08.2019 20:39

      вы все правильно поняли.

    • Анонимно
      13.08.2019 07:42

      19.24 сувениритет у вас.

    • Анонимно
      13.08.2019 23:07

      Да, о том что пчёл погубили своими бездарными отравлениями молчат почему-то. И сколько дряни это зерно теперь содержит?

  • Анонимно
    12.08.2019 19:28

    Ни как не могу понять, почему чиновники указывают частным хозяйствам , когда убирать урожай со своих полей. Хозяйства сами должны решать когда им выгоднее начать уборку.

    • Анонимно
      13.08.2019 23:08

      Я тоже этого понять не могу. Люди вкладывают свои деньги, свои труд, рискуют этим. Для того чтобы им потом чиновники-теоретики с трибун указывали когда и что убирать?

  • Анонимно
    12.08.2019 19:35

    Очень уж странные и многими неожиданные кадровые перестановки на Республиканском уровне на этой неделе произойдут!День настал!

  • Анонимно
    12.08.2019 19:59

    Если Минсельхоз. не будет указывать кому, когда и почему убирать хлеб, то возникает вопрос, а зачем оно вообще надобно это Минсельхоз. хозяйство. И ещё, если не можете убрать свой урожай, то зачем столько сеете.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:01

    И что делали бы аграрии без ценных указаний глав и министра!
    Как слепые щенята тыкались бы носом )))

    • Анонимно
      13.08.2019 20:52

      А страховаться от неурожая и погодных катаклизмов почему нельзя? Вроде весь цивилизованный мир так делает.

      • Анонимно
        13.08.2019 22:30

        Пробовали страховаться. При возникновение гибели урожая страховые компании доказывали что случай не страховой и не выплачивали страховку.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:20

    Почему главы районов отчитываются перед вышестоящими начальникам , сколько молока ,сколько гектаров тем этим заметно, сколько тонн убрано. Это же не он все делал,а частные хозяйства, ЛПХ и т.п.

    • Анонимно
      12.08.2019 20:43

      Это отголоски Саратовской партийной школы. Все проходит и это пройдет.

    • Анонимно
      12.08.2019 22:19

      Губернатор отчитывается перед президентом страны.
      Глава Района отчитывается перед губернатором.
      Руководитель Хозяйства отчитывается перед главой района.
      Вот такая вертикаль выстроена.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:26

    Слайды, диаграммы понаделали, наверное и кучу всяких распоряжений заготовили вместо конкретной работы. И еще хочется сказать что я фермер и сам знаю когда мне убрать урожай. Мне Ахметов не нужен.

    • Анонимно
      13.08.2019 04:59

      Ахметов сколько десятилетий сидит на шее аграриев?! 30 лет! Его уж воротит от денег!

      • Анонимно
        13.08.2019 13:17

        Готович же хотели в думу протолкнуть, зав комиссии по с/х.
        Там на его компетенции посмотрели и послали, он обиделся и просто штаны протирать не пошёл.
        Решил тут протирать

    • Анонимно
      13.08.2019 05:58

      Вот видите фермеры как поют...

  • Анонимно
    12.08.2019 20:31

    Сводки с полей стали напоминать сводки с фронта. "Граждане и гражданки Российской Федерации". Сегодня, благодаря неотразимому героизму наших комбайнёров, было освобождено пшеничное поле на западной стороне нашего хозяйства! Ура, товарищи! Неурожай не пройдёт, неурожай будет разбит! Ура, товарищи!!!

  • Анонимно
    12.08.2019 20:32

    Из всех Экспертов только один говорит четко и со знанием дела. Не зря его выбрали депутатом и хорошо что он занимается сельским хозяйством. Остальные лишь вторят начальству.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:34

    Как то так. Опять погода виновата? Вечный вопрос.

    • Анонимно
      12.08.2019 22:21

      Конечно, ведь вегетация растений сильно зависит от погоды.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:38

    Забыли как поступить с влажным зерном?Сколько диссертаций,кандидатских и докторских защищены главами районов и чиновниками на эту тему!Вот к чему приводит плагиат!
    Файзи ага уже в преклонные годы показывал как делать прекрасный корм из влажного зерна,а вы....растерялись!знакум

    • Анонимно
      12.08.2019 22:22

      Не. Олько кормом единым. Ещё нужно зарплату платить и кредиты гасить. Кормами не возьмут.

  • Анонимно
    12.08.2019 20:44

    Странно. Ожидал традиционных рассказов о засухе. Причём даже не удивился бы.

  • Анонимно
    12.08.2019 21:05

    А Красный Восток, самый счастливый, т.к. нет зерновых, т.е. есть только подсолнуха и кукуруза, такие культуры они и зимой и весной убирают и опыт имеется.....

    • Анонимно
      12.08.2019 22:16

      Вы сильно ошибаетесь. У Красного Востока в РТ к уборке 140000 гектаров зерновых. Каждый год КВ производит
      35-40% продовольственной пшеницы всей республики.

  • Анонимно
    12.08.2019 21:05

    Зона рискованного земледелия. Как учили в КГСХА

  • Анонимно
    12.08.2019 21:07

    То засуха, то дожди. Каждый год

  • Анонимно
    12.08.2019 21:33

    На разные праздники сомолетами умеют разгонять тучи . Как хлеб убирать нет поддержки ни с воздуха ни с элеваторов. Или они только деньги отмывают типо облаки разгоняют

  • Анонимно
    12.08.2019 22:17

    Уважаемые городские комментаторы, те, которые рожь от пшеницы отличить не могут (не ржаной хлеб от пшеничного в магазине, а именно рожь и пшеницу на поле), вам сейчас лучше помолчать.

    • Анонимно
      12.08.2019 22:38

      1. жоржик. можно было бы писать, что совести у Вас ребята нету, но не буду выступать в роли создателя всего сущего, хоть в него и не верю.
      2. ????
      3. курбан байрам! и подарок от бога в виде погоды для ЕР -цена на хлеб будет выше как и хотели депутаты от Единой России год или два назад все ныли и министр тоже что хлеб дешёвый..

    • Анонимно
      12.08.2019 22:44

      1. жоржик. когда работала программа сноса ветхого села некоторые получили возможность приобщится к проблемам голосования в городе.
      2. так что миленький не надо затыкать рот удачливым людям которые сменив шило на мыло удачно вписались в жизнь столицы государства в составе РФ..
      3. ни что не может заткнуть рот личностям искренне радующихся связке помыслов депутатов ЕР, господа бога и погоды в его руках

  • Анонимно
    12.08.2019 22:34

    Кому выгодно?!) кто построил элеваторы! Всем спасибо, деньги мне в карман!

  • Анонимно
    12.08.2019 22:38

    как в советские партийные времена
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/434740

    без СССР никуда, так как там было продумано

  • Анонимно
    12.08.2019 23:00

    Знаю колхоз, где в нач. 90-х за один Камаз солярки купили зерносушилку из Кировской области. И теперь живут и припевают.

  • Анонимно
    13.08.2019 00:00

    Это - божья кара!
    Погрешили, все стали гоняться за деньгами, о духовном забыли, забыли что такое милосердие, человечность, доброта и т.д.
    Вот и посылает нам Всевышний дожди и пожары. Пока только дожди и пожары, если мы не изменимся будет еще хлеще.

    • Анонимно
      14.08.2019 21:06

      Везде блуд, разврат, невиданное воровство чиновников. Огромные особняки, невиданная роскошь на фоне невиданной нищеты стариков и больных людей.

  • Анонимно
    13.08.2019 00:25

    Более 100 тыс.колхозников к тому же покинули родные края от невыносимой нищей жизни , зато этот министр из Дворца Землевладельцев весь с иголочки из VIP на М.Красной по полям в куртках стоимостью от 500 тыс.руб. ПОЗОР !

  • Анонимно
    13.08.2019 00:30

    А кто арал « без булдэрабыз « хоть бы сказал - дай БОГ! Нельзя быть само уверенным! Даже если у тебя дети в Форбсе

  • Анонимно
    13.08.2019 00:36

    Нефть всему виной как наркоманами стали кочуем и не думаем о последствиях что земля не прощает такое варворское отношение! Хоть воду заполняли бы в пустоты! А сейчас битум начали добывать так и воду артезианскую испортили - экологическая котострофа. 80% женщин в альметьевске да и в закамье онкологией болеют.

  • Анонимно
    13.08.2019 01:08

    Хоть дождь,хоть хорошая погода хлеб,все равно подорожает.

  • Анонимно
    13.08.2019 05:28

    31 год такого не было и вот опять. я

  • Анонимно
    13.08.2019 06:43

    Когда это ведомство не жаловалось на тяжелую жизнь? У них весь смысл работы заключается в том, что бы просить милостыню с протянутой рукой, в виде субсидий от государства. Сами по себе они неэффективны!

  • Анонимно
    13.08.2019 07:06

    Ахметов говорит..пусть идет на поле в такую дождь и попробует поработать...

  • Анонимно
    13.08.2019 07:07

    народ в такую погоду выгоняет на поле...5 млрд потребуется...может 10...куда что списать уже не знают...

  • Анонимно
    13.08.2019 07:26

    Закят 2.5 процента от валовой дохода нищим, сиротам не платят гоняют на машинах миллионны которые стоят, руководители да и фермеры многие, отдыхают на дорогих курортах по два три раза в год, любовниц содержат, а положенные долю бедняков выделить денег нет, вот Господь немножко показывает что задуматься надо, погода от него и солнце и дожди.

  • Анонимно
    13.08.2019 09:32

    Вспомнили лето 1978 года. Как бы зима не повторилась с 40градусными морозами. Обратите внимание - ветви рябины ломаются от большого числа ягод, а это верная примета что зима будет суровой.

  • Анонимно
    13.08.2019 10:46

    Может изобретут сушилку-перевозку зерна(пример бетомешалка) , после поля до хлебоприемника лишнюю влагу из зерна удалит.

  • Анонимно
    13.08.2019 11:17

    Неудачный год для уходящего министра. Сначала озимые замерзли, сейчас в самую уборочную страду дожди. Ахметов явно хотел с рекордным сбором зерна уйти.

  • Анонимно
    13.08.2019 11:22

    на новый год 78-79 морозы 50* !
    в челнах авария на теплотрассе,
    новый город чють не заморозили!
    но-к вечеру восстановили подачу тепла...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль