Общество 
1.12.2019

«Предлагаю правобережье Волги – Тетюшский, Верхнеуслонский районы – засадить виноградом»

Рашид Исламов знает, какая ягода должна дать импульс развитию сфер туризма и аграрного хозяйства в Татарстане

«Виноград у нас должен быть не только любительским занятием, все это дело можно довести до промышленных масштабов», — уверены виноградари-подвижники, которых становится все больше в Татарстане. Рашид Исламов — один из них. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает, сколько можно продать этой ягоды, выращенной на своем участке, и почему стереотип — виноград нельзя выращивать в нашей республике — не имеет ничего общего с реальностью.

Рашид Исламов (слева): «В этом году получил первый пробный урожай — радость была неописуемая. Что называется, плоды познания и действия наяву» Рашид Исламов (слева): «В этом году получил первый пробный урожай — радость была неописуемая. Что называется, плоды познания и действия наяву»

«КАК И МНОГИЕ, Я ДУМАЛ, ЧТО ЭТА КУЛЬТУРА СОВЕРШЕННО НЕПРИГОДНА ДЛЯ ВЫРАЩИВАНИЯ В ТАТАРСТАНЕ»

Я хочу не просто рассказать читателям «БИЗНЕС Online» о своем опыте выращивания винограда в нашей республике (пока его можно назвать микроопытом), а попытаться объяснить, насколько перспективна, интересна и важна тема виноградарства для Татарстана. А также немного рассказать о тех наших смельчаках, кто занимается выращиванием винограда уже много лет.

Четыре года назад, уже будучи на пенсии, я залез в интернет и обнаружил, что в Казани, в республике на уровне приусадебных участков развито виноградарство. Есть даже клуб виноградарей «Казанская лоза», который существует уже, наверное, лет 10, его основатель — Леонтий Кирягин (очень энергичный человек, а ему между прочим более 80 лет). Сам я всегда увлекался земледелием, в частности цветоводством, выращивал помидоры. И вот виноград… Меня тема зацепила, потому что я, как, наверное, и многие, думал, что эта культура ну совершенно непригодна для выращивания в Поволжье, тем более в Татарстане.

Откладывать дело в долгий ящик не стал и через год теоретических изысканий купил саженцы винограда — четыре штуки (сорта: белый — «Лора», «Монарх», черный — «Чарли», «Кишмиш»). В этом году я приобрел еще 9 саженцев («Тимур», «Тасон», «Виктория», «Люси», «Платовский», «СЭП», «Гурман», «Ангелия», «Тукай»). Если кому интересно, саженцы взял у Кирягина и в магазине «Дачный мир». И в этом году получил первый пробный урожай — радость была неописуемая. Что называется, плоды познания и действия наяву. Тут уточню, что спелые ягоды я получил только с первых трех кустов из четырех посаженных три года назад (сорта «Лора», «Чарли», «Монарх»), так как цикл начала созревания у лозы 3–5 лет. Опять же вопреки стереотипам, что он у нас может расти только мелкий и кислый виноград, урожай получился крупный и сладкий. Всем, кого угощал, очень понравилось.

«Вопреки стереотипам, что он у нас может расти только мелкий и кислый виноград, урожай получился крупный и сладкий. Всем, кого угощал, очень понравилось» «Вопреки стереотипам, что он у нас может расти только мелкий и кислый виноград, урожай получился крупный и сладкий. Всем, кого угощал, очень понравилось»

«САМЫЙ ГЛАВНЫЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ — ВСЕГДА ПОМНИТЬ О ЗИМЕ И ХОРОШО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕЕ ПРИХОДУ»

Тяжело ли было ухаживать за виноградом? Я бы так не сказал. Он требует не больше ухода, чем помидоры, как говорят некоторые виноградари. Кроме того, если знать предмет, когда и как вовремя провести подкормку, подвязку, обработку от болезней и вредителей, обрезку, пасынкование, черенкование, то сложностей не возникнет. Вообще, за виноградом я ухаживал, как за детьми, искренне говорю. Даже разговаривал с ним, напевал песенки под шум ветра и шелест листвы. Все время удивлялся и радовался набухшим почкам на кустах, которые превращались волшебным образом в нежно-зеленые листочки, а потом — в полноценные виноградные листья. Радовался тому, как поднимались молодые побеги, образовывались соцветия. Это чудо зарождения, цветения, образования завязей, спелых и разных на вкус и цвет плодов видишь на протяжении всего сезона. Порой даже жалко убирать загущающие или неплодоносные побеги, лишние грозди. Но надо. Иначе они отнимают силы у растения, да и ягоды будут менее сладкими и мелкими. Я действительно вошел в эту тему и влюбился безоговорочно в виноград. Еще стараюсь его выращивать с учетом почвенных и особенно климатических условий и того, что Татарстан — зона рискованного земледелия. Самый главный агротехнический прием — всегда помнить о зиме и хорошо подготовиться к ее приходу. Остальное все как обычно!   

«Тяжело ли было ухаживать за виноградом? Я бы так не сказал. Он требует не больше ухода, чем помидоры, как говорят некоторые виноградари» «Тяжело ли было ухаживать за виноградом? Я бы так не сказал. Он требует не больше ухода, чем помидоры, как говорят некоторые виноградари»

«НАШ ТАТАРСТАНСКИЙ ВИНОГРАД СТОИТ В РАЙОНЕ 200–250 РУБЛЕЙ ЗА КИЛОГРАММ»

Виноград у нас должен быть не только любительским занятием, все это дело можно довести до промышленных масштабов. В этом убежден мой учитель и наставник (беру на себя смелость подобное утверждать) — Кирягин Леонтий Иванович. При этом он приводит «убедительные доказательства возможности и выгодности выращивания винограда отечественной и зарубежной селекции в Татарстане как в теплице, так и в открытом грунте», о чем он пишет в энциклопедии любительского виноградарства, изданной в России в 2019 году. Леонтий Иванович — виноградарь с более чем 30-летним стажем. Он выращивает десятки сортов прекрасной, вкусной ягоды. Большой души человек (он, кстати, еще поэт и издал несколько поэтических сборников).

Или вот нынешний руководитель «Казанской лозы» Александр Зверев, у которого в Атабаево, под Казанью, растет 25 соток прекрасного винограда. Он, наверное, лет 10–12 занимается его выращиванием. Без ложной скромности можно сказать, что у него уже полупромышленная ситуация. А сколько сортов… за 50, наверное.

Еще один известный виноградарь — Александр Борисович Зудин, он в Бугульме живет, у него огромный участок (гектар площадей), там растут и плодоносят более тысячи саженцев. К нему весь нефтяной КОС приезжает, покупает саженцы, смотрит, как растет виноград. А в прошлом году, приезжая в Камское Устье, буквально при въезде, смотрю, метрах в 100–150 от дороги, изгородь плетеная, как в старину. Оказалось это угодья удивительного фермера Айрата Ялалетдинова. У него растет почти 2 га виноградников. В этом году он продал более 2 т ягод. Ведь это что-то да говорит! Меня его пример вдохновил еще больше.

«Что касается цен на наш татарстанский виноград, стоит он в районе 200–250 рублей за килограмм» «Что касается цен на наш татарстанский виноград, стоит он в районе 200–250 рублей за килограмм»

Понимаете, для данных людей виноград стал образом жизни, во-первых. Во-вторых, это бизнес, на котором они хотят и могут зарабатывать. У меня же такой цели нет. Мне, как я уже писал выше, хочется рассказать о них, об их опыте выращивания винограда, трудностях и проблемах, ведь в силу большого объема работы и отсутствия времени они не всегда могу это сделать сами. Хочу заняться просветительством данной темы. Конечно, расскажу и о том, что наработал (чуть-чуть) сам, но самое главное — поведать об их успехах, чтобы о них узнали как можно больше людей и зажглись этой идеей.

Что касается цен на наш татарстанский виноград, стоит он в районе 200–250 рублей за килограмм. Согласен, где-нибудь на рынках, в магазинах в сезон его можно купить за 100–150 рублей. Но поймите, когда приезжаешь и сам срезаешь понравившиеся тебе грозди (да туда еще как на выставку приходишь, столько разного винограда), пробуешь сладкую ягоду, видишь, что это экологически чистый, органический продукт, безо всякой химии, — ты понимаешь, за что платишь. Ну а органические товары, как мы с вами знаем, всегда стоят недешево. Кроме того, это отдохнувшая зимой лоза, набравшаяся сил. На юге виноград по 5–7 раз обрабатывают химией. Здесь такого нет.

Кстати, я даже разговаривал с людьми, которые в том числе делают вино из нашего винограда. Потому что у нас растут и столовые, и технические сорта. Так вот, они отмечают, что после такого вина нет похмелья и не болит голова. А все потому, что оно натуральное, пропитанное энергетикой нашей земли. Ну а из столовых сортов можно (кроме поедания и вина) сушить изюм, мариновать, делать варенье.

«Если все-таки говорить глобально, то я предлагаю правобережье Волги — Тетюшский, Верхнеуслонский районы, особенно Камско-Устьинский — засадить виноградом» «Если все-таки говорить глобально, то я предлагаю правобережье Волги — Тетюшский, Верхнеуслонский районы, особенно Камско-Устьинский — засадить виноградом»

«МОЖНО ВЕДЬ ПРИВЛЕКАТЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВИНОГРАДАРСТВА ВОЛОНТЕРОВ, СТУДЕНТОВ, ДЕТЕЙ-ШКОЛЬНИКОВ»

Если все-таки говорить глобально, то я предлагаю правобережье Волги — Тетюшский, Верхнеуслонский районы, особенно Камско-Устьинский — засадить виноградом. Объясняю: во-первых, это экология. Во-вторых, недалеко вода. А около воды микроклимат другого порядка, температурный режим на несколько градусов теплее, меньше бывает заморозков, больше продолжительность теплого периода. Кроме того, там интересные земли — более каменистые. Да, может быть, менее удобные и продуктивные для зернового хозяйства и т. д., а винограду, в принципе, хорошие удобренные черноземы и не нужны. Его корневая система проходит на несколько метров в глубину. И он питается энергией земли.

Кроме того, можно ведь привлекать для развития виноградарства волонтеров, студентов, детей-школьников. Ну что они сейчас делают? Даже летом на каникулах чем занимаются? Сидят в своих смартфонах. Скажите, современные родители не разрешат «эксплуатировать» детишек? Не соглашусь. Чем больше даешь детям свободы, тем они становятся самостоятельнее, более развитыми. Ну а насобирал виноград, можно и покушать. Мы сами в годы юности, когда нас отправляли в пионерский лагерь собирать малину, просто объедались ею и сохранили эти воспоминания на всю жизнь как лучшие мгновения. Кроме того, это может служить для школьников и студентов заработком в летний период, почему нет? Разве плохо, что они будут приобщаться к труду?

«Виноград должен стать новым витком в сфере туризма и аграрного хозяйства в Татарстане» «Виноград должен стать новым витком в сфере туризма и аграрного хозяйства в Татарстане»

Подытоживая все вышесказанное (какие-то темы я разовью в следующих блогах), хочу сказать, что виноград должен стать новым витком в сфере туризма и аграрного хозяйства в Татарстане. Это может быть интересно для коммерсантов — развиваться как государственно-частное партнерство или чисто государственное. Вокруг такого дела ведь множество позитивных производных: рабочие места, налоги в местный бюджет. Виноград — начало чего-то большого в нашей республике.

Рашид Исламов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (243) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.12.2019 10:49

Виноград дело конечно хорошее но новое.А вообще то высокая сторона Волги была до войны сплошь засажена садами.И до сих пор в посадках можно встретить и яблони и груши и вишню.А какой колхозный сад был в Верхнем Услоне по берегу Волги.А ведь там был ещё и райисполкомовский сад.И в тот и другой мы пацанами с удовольствием лазили перед сеансом в кино.Но это всё история.А вот теперь о главном.Росла раньше в Тех местах Владимирская вишня.Мои бабки собирали с каждого дерева по 2-3 больших бельевых корзин ягод.Деревья жили практически без всякого ухода по несколько десятков лет и постоянно плодоносили.Сейчас на базарах под видом владимирской вишни продают всякий мусор беспородный.Пока этот сорт совсем не пропал его надо возродить.

  • Анонимно
    1.12.2019 09:19

    Я покупаю Молдавский виноград на оптовом рынке в сезон (на вино) за 50 руб/кг.

    • Анонимно
      1.12.2019 12:43

      Мурат Сиразин! Ура в Шеланге на мерзлую землю лег снег сегодня уже в 5 см и валит и валит! Всю мою Викторию,озимую картошку и топенамбур укрыл и скотине воды сегодня не дал и они жадно жуют снег! А виноград я весь укрыл по технологии Зверева посмотрите в БО мой фильм! Значит будем пить вино в Великий татарский праздник Нуртуган 22 декабря снова с друзьями мусульманами и кряшенами!

      • Анонимно
        1.12.2019 13:59

        Видимо, для того, чтобы превратить Татарстан в местность, где будуть развивать виноделие и написан сей опус.

      • Анонимно
        1.12.2019 18:56

        Мурат как флюгер-годами рекламировал и нахваливал только свою молочную арака водку,то вдруг стал пить с друзьями только собственное виноградное вино? Вы уж определитесь пжлста!!! ))

      • Анонимно
        2.12.2019 14:36

        Озимая картошка - это как?

    • Анонимно
      1.12.2019 21:30

      пора начать вкладываться в экономику своего региона, глядишь всем по соседству станет лучше

      • Анонимно
        2.12.2019 17:20

        Выращивать можно, вопрос в другом. Как на этом заработать?

    • Анонимно
      1.12.2019 22:25

      Во первых это технарь. Он всегда дешевле чем столовый. Во вторых он привозной. И этим все сказанно

    • Анонимно
      1.12.2019 23:33

      Согласен. Местный виноград за 250 руб. никому не нужен.

      • Анонимно
        2.12.2019 13:05

        с увеличением количества и оптимизацией, цены можно понизить

      • Анонимно
        2.12.2019 15:01

        Когда винограда будет много тогда и цена будет дешевле. Кто не хочет травиться всякой фигней тот поймёт за что платит такие деньги

      • Анонимно
        2.12.2019 16:48

        э нет, надо заценить сперва

  • Анонимно
    1.12.2019 09:24

    Уже в начале 2000 в селе кушнаренково башкирии была виноградная плантация , час его загубили !

    • Анонимно
      1.12.2019 21:32

      теперь, благодаря этим людям возможно возродить местную культуру

      • Анонимно
        2.12.2019 13:06

        а была ли на самом деле культура? Это же не то, что можно просто взять и внедрить

  • Анонимно
    1.12.2019 09:29

    Мурат Сиразин! Посмотрите в Бизнес онлайн фильмы,которые мы создали про Кирягина и Зверева! У меня тоже растет виноград для себя,но я потомственный АЙРАТ,то есть по татарски скотовод и считаю лучше нет татарской молочной волки АРАКЭ,кумыса и парного козьего молока ничего нет,а закуски копченого сала от древнетатарской породы Кармалов,что с татарского переводится снежный скот! Согласен ,что в нашем районе надо разводить виноград и кармалов обязательно!

    • Анонимно
      1.12.2019 10:06

      09:29. Водка-сало, пиво-эчпочмак, а на сладкое- виноград. Ничего нового от Сиразина. Кстати! Не в виноград с хрюшками в вашем районе разводить нужно, а АЙРАТОВ, "тоесть по-татарски скотоводов!

      • Анонимно
        1.12.2019 21:33

        что мешает делать и то, и другое?

        • Анонимно
          2.12.2019 17:21

          Это не бизнес это глупость в нашем климате бананы выращивать или виноград ещё один yota фон ненужных продуктов можно и ананасы в Арктике выращивать вопрос зачем

    • Анонимно
      1.12.2019 21:33

      Мурат, думаю Вам стоит больше рекламировать данную культуру

  • Анонимно
    1.12.2019 09:36

    отличие местного выращивания от привозного винограда в минимальной хим. обработке. южные сорта сильно удобрены и обработаны как от болезней, так и от вредителей ягод. наш намного экологичней. к тому же наш не обрабатывается препаратами для долгого хранения и транспортировки.

    • Анонимно
      1.12.2019 11:19

      Татарстан рай на земле где нет болезней и вредителей я

      • Анонимно
        1.12.2019 21:35

        Может сейчас это и не так, но мы вполне можем поработать чтобы максимально близко прийти к этому!

    • Анонимно
      1.12.2019 21:34

      как думаете, есть ли потребность в данном продукте, выращенном в Татарстане?

    • Анонимно
      1.12.2019 21:51

      Совершенно верно!

  • Анонимно
    1.12.2019 09:39

    Не нужно сказки сочинять, давно доказано, что навоз в татарстане самое выгодное дело. Фермеры даже президенту рассказали и доказали.

    • Анонимно
      1.12.2019 10:55

      В теории гумус прибыльнее навоза.

    • Анонимно
      1.12.2019 21:36

      пора отходить от ресурсов с низкой маржинальностью, и создаыать продукты с более высокой прибыльностью для нашей экономики

  • Анонимно
    1.12.2019 09:42

    Лучше томаты, они там хорошо растут и всегда росли.

    • Анонимно
      1.12.2019 09:49

      С краснодарскими конкуренции все равно не выдержат.

      • Анонимно
        1.12.2019 10:17

        Краснодарские, волгоградские уже не первый год китайцы выращивают, этого даже продавцы не скрывают

        • Анонимно
          1.12.2019 21:37

          и теперь мы можем вырастить продукцию с более высоким качеством, пусть и не дешевле

          • Анонимно
            1.12.2019 22:52

            цена здесь важна, так что это "не дешевле" не радует

            • Анонимно
              2.12.2019 13:10

              китайские помидоры это отрава, думаю и виноград они также обрабатывают

            • Анонимно
              2.12.2019 16:04

              кто захочет нормальный продукт - тот и расуошелится немного

        • Анонимно
          2.12.2019 16:51

          может тоже китайцев позвать, чтоб и у нас что-то росло?

      • Анонимно
        1.12.2019 21:53

        Краснодарского винограда на нашем рынке нету. Соответственно и нет с ним конкуренции. На нашем рынке только узбекский виноград

      • Анонимно
        1.12.2019 22:43

        Ничего подобного! Местный виноград ничем не уступает Краснодарскому!

      • Анонимно
        1.12.2019 22:51

        нам не нужны краснодарские помидоры - наши будут дорорже, но качественней

    • Анонимно
      1.12.2019 22:50

      следующий пост должен быть о томатах

  • ravrr
    1.12.2019 09:47

    Удачи! Кирягину - активноздорового долголетия и толковых преемников, что смогут и захотят превзойти учителя. Также желаю чтобы наука всей своей мощью помогла ускорить и улучшить разведение винограда на нашей земле.

  • Анонимно
    1.12.2019 10:22

    Рука-лицо. Ну какой виноград? В полосе рискованного земледелия? Вот это все - подготовка к зиме, из-за ранних заморозков и прочего. Это ведь накладывает отпечатки. В этом году себестоимость винограда 200 рублей за кг. В следующем году, из-за майских заморозков, будет, к примеру, 400 рублей. И что? Весь бизнес на винограде - под ноль. Нельзя отрываться от предков. Виноград - это юг. Скотоводство, устойчивые растения и прочее - это Татарстан. И не нужно играть с природой. Уже были попытки выращивания семги и прочего. Вырастили? В промышленных масштабах?

    • Анонимно
      1.12.2019 10:41

      Мурат Сиразин! Посмотрите в БО мой фильм как Зверев укрывает виноград на зиму и ничего у него не замерзает в Татарстане! И есть Сорта у меня ,у Зверева,Кирягина,которые висят как деревья на заборе всю зиму! И мы Татары всегда делали вино и пили его из кубков сделанных из черепов врагов именитых! Надо возрождать древние татарские традиции Хамон из ног кармалов и овец вяленые ,переводится с татарского снова! Хутора Айратов ,переводится с татарского память скотоводов ,а раньше до ислама нельзя татарам было селится ближе видимости Агжи ,креста над юртой,чтобы скот не мешал друг другу,сабантуй ,Сабан бочка дубовая открытая откуда в праздник пили молочную аракэ,вино и татарскую религию Тенгрианство ,то есть поклонение синему небу,природе и духу предков,а не семитским БОГАМ!

      • Анонимно
        1.12.2019 10:59

        вы описали тенгрианство как многобожие. как можно поклоняться созданиям, они этого не достойны

        • Анонимно
          1.12.2019 11:09

          Мурат Сиразин!Хватит дурить народ! Что Аллах все создал и в том числе ВАС! Вас создали родители и Ваши предки кому надо и поклоняться и не семитских мифическим персонажам! И кто Вам сказал Что Тенге многобожин? Тенге это синее небо и оно одно и мы дети поднебесной,а не рабы божьи как учат нас семитские муллы и попы!

          • Анонимно
            1.12.2019 14:01


            Никогда не было счастья на земле, если там живут пьющие люди.

          • Анонимно
            1.12.2019 21:45

            Мурат, привет! Ты прав на 100%!!!
            Если Государство не может защиту индивидуума, оно вплетает религию! Ребята,!!!! Мы в 21 веке, проснетесь!!! Какой бог? !!!! Живите по совести!!! Совесть!

            • Анонимно
              1.12.2019 22:25

              бог теперь топит за каждого отдельного человека, если тот действует по совести

      • Анонимно
        1.12.2019 15:35

        Вот именно укрывает, что то делает... Это повышает стоимость производства.

    • Анонимно
      1.12.2019 18:37

      Зафиксирован рост производства чёрной икры...

    • Анонимно
      1.12.2019 21:40

      10.22.
      Для скотоводства нужны большие площади под корма и нагул. У нас эти площади заняты Местными и Ко. ЛПХ давят власти на местах. Мурат прав: нет будущего у фермера иже с ними! Грек.

      • Анонимно
        1.12.2019 22:26

        Грек, у фермеров здесь огромное будущее - наши площади идеальны для земледелия

    • Анонимно
      1.12.2019 21:40

      А что если мы постепенно введем собственную культуру выращивания винограда, пусть не полностью эффективно с экономической точки зрения, но полезной для населения в плане качества, с возможностью улучшения позиций при изменениях глобального климата, или мы просто создадим свой Бордо, где цена уже не будет играть столь важное значение?

    • Анонимно
      1.12.2019 21:55

      Вы глубоко заблуждаетесь. Все дело в отсутствии информации в вашей голове. Мир не стоит на месте.

  • Анонимно
    1.12.2019 10:35

    //предлагаю правобережье Волги — Тетюшский, Верхнеуслонский районы, особенно Камско-Устьинский — засадить виноградом//

    Сомнительное предложение. Бесполезно бороться с природой, точнее с климатом.
    Вырастить то можно в принципе у нас всё - хоть бананы. Вопрос только в цене и качестве.
    С точки зрения бизнеса наш виноград никогда не будет конкурентен по цене и качеству. Те из бизнесменов, кто захочет всерьёз инвестировать в этот бизнес - лишь потеряют свои деньги.

    Зачем пытаться выращивать у нас южные фрукты - если грузовик за один-два дня привезёт с юга страны первосортный по качеству и дешёвый виноград?

    Климат предполагает неизбежную специализацию регионов. Лучше выращивать то, что у нас хорошо растёт и пользуется спросом. Взять ту же клубнику. На её выращивании Грудинин стал миллиардером.

    • Анонимно
      1.12.2019 11:03

      Мурат Сиразин!Вот вокруг меня 65 га брошенных земель ,поросших бурьяном и самосевом деревьев! Я бы был рад, чтобы вокруг меня рос и виноград и кедры и сады! Кстати вокруг меня растут и грибы и земляника дикая! И теперь насчет того что надо растить то что у нас хорошо растет и можно нажиться на этом! А Вам в жизни не попадались люди кто работает в детсадах и любят детей,кто любит футбол,женщин красивых? Вот Кирягин и Зверев любят выращивать виноград и картошку их не заставишь выращивать! А я вот Айрат и люблю животных и птицу и ненавижу бандитов,коррупционеров и оборотней их крышующих,да и денег много мне не надо,так как живу в раю при этой жизни ,созданного мной вокруг дома!

      • Анонимно
        1.12.2019 13:03

        //любят выращивать виноград и картошку их не заставишь выращивать//

        Насколько я понял, предложение засадить виноградниками правый берег Волги - имело в виду промышленное значение, а не любительское.

        А любитель-садовод, как я и сказал, может и бананы вырастить - но только это не имеет практического смысла.

        • Анонимно
          1.12.2019 21:46

          без любительских начал, промышленного производства не наладить!

      • Анонимно
        1.12.2019 13:29

        одно дело в небольших объемах выращивать , другое в промышленных . Не окупится он здесь . Конкурировать с привозным будет сложно . Реализовывать , как ? Самим на рынок выходить продавать ? Или сдавать перекупам оптом ? Так перекупу все равно где его вырастили в Татарстане или например, в Крыму , его низкая цена интересует в первую очередь .
        Кроме конкурентов , есть еще возвратные заморозки , вредители , болезни и другие нюансы.

        Ps: автор статьи дилетант , насмотрелся видимо Малича с Краснодара и решил в Татарстане повторить ( выбор почему-то пал на виноград ) , только Малич понимает про , что говорит и показывает .

        Pss: почему Кирягин и Зверев в промышленных масштабах сами этим не занимаются ?

        • Анонимно
          1.12.2019 21:48

          подскажите пожалуйста, что полхого выйдет из выращивания винограда в наших широтах? и что делаете вы, для благоустройства нашей республики?

      • Анонимно
        1.12.2019 21:45

        Земли вокруг вашего участка, однозначно следует окультурить и растить то что принесет пользу

    • Анонимно
      1.12.2019 21:44

      Не согласен, ведь можно покрыть часть своего региона, пока остальные гонятся за масс-маркетом

    • Анонимно
      1.12.2019 22:00

      На нашем рынке только узбекский привозной виноград. Вы видимо не разу не пробовали местный сортовой виноград. Привыкли все кушать свою кислую Изабеллу и думаете что кроме неё ни чего больше не растёт. Не нужно утверждать то чего не знаете

      • Анонимно
        2.12.2019 14:51

        Полностью с вами согласен!! Люди кроме изабеллы сортов брльше не знают!!

    • Анонимно
      2.12.2019 16:06

      теперь у нас видимо появится виноградный миллиардер

  • mad big
    1.12.2019 10:49

    Виноград - это для души. Вполне под силу без особых хлопот выращивать для себя можно. У меня четыре лозы. Около 80 килограммов дают. Но для промышленного выращивания наверное нет. Вся проблема в возвратных заморозках. В Барнауле и абрикос выращивают вполне успешно. Ну а сортов на основе амурского винограда вообще не счесть. До 40 градусов заморозки спокойно выдерживают.
    В Казани и Ульяновске есть энтузиасты, которые выращивают сотни сортов.

    • Анонимно
      1.12.2019 22:05

      И заметьте что возвратные заморозки им не помеха. Да! Это проблема. Но эти заморозки и на югах частое явление. И им тоже это не помеха для выращивания винограда

  • Анонимно
    1.12.2019 10:49

    Виноград дело конечно хорошее но новое.А вообще то высокая сторона Волги была до войны сплошь засажена садами.И до сих пор в посадках можно встретить и яблони и груши и вишню.А какой колхозный сад был в Верхнем Услоне по берегу Волги.А ведь там был ещё и райисполкомовский сад.И в тот и другой мы пацанами с удовольствием лазили перед сеансом в кино.Но это всё история.А вот теперь о главном.Росла раньше в Тех местах Владимирская вишня.Мои бабки собирали с каждого дерева по 2-3 больших бельевых корзин ягод.Деревья жили практически без всякого ухода по несколько десятков лет и постоянно плодоносили.Сейчас на базарах под видом владимирской вишни продают всякий мусор беспородный.Пока этот сорт совсем не пропал его надо возродить.

    • mad big
      1.12.2019 11:30

      Владимирка никуда не делась. Но сорт устарел. Сейчас есть много современных сортов, которые намного устойчивей к болезням.

      • Анонимно
        1.12.2019 11:45

        Мурат Сиразин!Вот у меня каждый год друзья откапывают отростки Владимирской вишни и сливы Шеланговсой ! Приедете за поросятами кармалов дам саженцы БЕСПЛАТНО!

      • Анонимно
        1.12.2019 13:43

        Вы просто никогда не ели настоящей владимирской вишни старорежимной .Не было на ней ни каких болезней.

        • Анонимно
          1.12.2019 14:01

          Мурат Сиразин!Я жил при старом режиме и у меня в Васильево с советских времен у родителей на даче она самая росла!

          • Анонимно
            1.12.2019 22:31

            На низкой стороне Волги никогда хорошая вишня не росла потому что там извести в земле нет.У меня отец из Услона вишню привозил для посадок и ничего путного не получалось.

        • Анонимно
          1.12.2019 14:02

          когда-то на помидорах фитофторы не было , а теперь каждый год .Все меняется .

        • mad big
          1.12.2019 16:50

          Тогда и коккомикоза не было.

  • Анонимно
    1.12.2019 11:46

    Очень интересно. А укрывать его на зиму нужно?

    • Анонимно
      1.12.2019 23:24

      Есть неукрывные сорта уже. Селекционеры не дремлют

    • Анонимно
      2.12.2019 14:18

      Нужно! Обязательно, если хотите увидеть плодоношение, и не потерять несколько лет на восстановление отмерзшего

  • Анонимно
    1.12.2019 12:01

    Достойная смена Хрущеву выросла. Но на винограде останавливаться нельзя. Есть ещё бананы, ананасы и киви. Между зарослей виноградной лозы (не путать с певцом), необходимо посадить голубую агаву. Татспиртпром ещё покажет кузькину мать Западу, выпустив на мировой рынок текилу "Верхний Услон".

    • mad big
      1.12.2019 16:53

      Актинидия без проблем в наших местах растет. Родственница киви.

      • Анонимно
        1.12.2019 17:02

        Тсссс... Не рассказывайте об этом фантазёру-виноградарю. Предложит берега Волги и Камы засадить киви. А в самой Волге креветок разводить.

        • mad big
          1.12.2019 17:42

          Пресноводная креветка не выдержит нашей зимы.

        • Анонимно
          1.12.2019 21:52

          17.02.
          Через 5 лет на Волге и креветки и пираньи заживут! Но это вас не обрадует! Грек.

          • Анонимно
            2.12.2019 16:59

            вроде уже что-то делают в этом направлении, вместе с плавучими бассейнами с подогревом для людей

      • Анонимно
        1.12.2019 17:59

        Чувство юмора- слышали про такое выражение????
        Вот пост выше, на который отвечаете, очень юморной....
        Ему +100500

    • Анонимно
      1.12.2019 17:52

      а грецкий орех кто-нибудь пытался вырастить у нас в Татарстане ? В интернете продают саженцы , которые якобы выдерживают до -37 , плодоносить начинают на 3-5 год .

      • mad big
        1.12.2019 18:23

        Вы будете смеяться, но в нашем дворе растет грецкий орех. Кто посадил не знаю, но орехи дает. Правда немного, но дети ели. Есть орех манчжурский. Растет без проблем.

        • Анонимно
          1.12.2019 19:53

          Это на Ш. Усманова ? или где Я 2 года назад увидел там был в шоке )

        • Анонимно
          1.12.2019 21:28

          18:23 как по вкусу ?похож на привозной?

          • mad big
            1.12.2019 21:47

            Не пробовал. Еще раз повторю что манчжурский орех прекрасно приживается и растет у нас. Мне из Альметьевска присылали орехи. Их 10 8 дали всходы. 7 растут уже 8 лет.

  • Анонимно
    1.12.2019 12:21

    Выращивайте черную и красную смородину, крыжовник. В Финляндии делают из этих ягод вино замечательное. Глупые мысли бывают у всех, но не все их вслух высказывают.

  • Анонимно
    1.12.2019 12:49

    Замечательный, добрый текст! Спасибо автору!

  • Анонимно
    1.12.2019 13:02

    Много лет выращивая под Казанью виноград для личного потребления, могу сказать, что из технического сорта типа "рислинг" получается прекрасное белое сухое вино и чача.

  • Анонимно
    1.12.2019 13:13

    Во Франции делают самое дорогое в мире варенье из красной смородины. Косточки пинцетом выбирают.
    Насажали у нас в республике садов и виноградников. А где переработка?

    • Анонимно
      1.12.2019 13:33

      Мурат Сиразин!Какая тебе нужна переработка еще? У меня куда в доме не пойдешь везде банки с вареньями ,соленьями и соками! И так у всех нормальных людей в республике ,в у некоторых бутыли с вином в подвале! Что за дурь нужны Заготконторы,винзаводы и забойные и молочные заводы! Мало тебе сурогатов мясных,молочных и фруктовых в магазинах что ли?Делай переработку сам и народ тебя оценит и отблагодарит!

    • Анонимно
      1.12.2019 21:53

      Будет больше виноградников, предприниматели организуют и переработку

    • Анонимно
      2.12.2019 15:25

      хороший дистиллятор в хозяйстве - вот Вам переработка

    • Анонимно
      2.12.2019 17:03

      кстати что с косточками в верхнеуслонском винограде?

  • Анонимно
    1.12.2019 13:23

    Мурат Сиразин!Ну чо докопались до мужиков? Они ни кого не грабят, в храмы не ходят,не воруют,под заборами не валяются,в Госсовете штаны на деньги народа не протирают и еще работают как негры на плантациях винограда и нас кормят и поят! Памятники таким надо ставить!

    • Анонимно
      1.12.2019 13:39

      Не "докопались" - а своё мнение высказываем, по поводу предложения засадить виноградниками правый берег Волги.

    • Анонимно
      1.12.2019 13:55

      ....работают , как негры на плантациях винограда......

      А автор статьи пишет :" Он требует не больше ухода, чем помидоры, как говорят некоторые виноградари "

      где истина?

  • Анонимно
    1.12.2019 13:43

    наш виноград, не спорю, хороший, экологичный. Но дорого. У нас народ нищий. Им не по карману. Если найдете клиентов, никому не мешаете. Вырищиваете с удовольствием

    • Анонимно
      1.12.2019 21:56

      при больших масщтабах можно добиться снижения цены, и главное экологично!

    • Анонимно
      1.12.2019 22:38

      Да что дорого.? Это привозной узбекский просто для нас дешёвый. Курс, объёмы. Для них цены за которые они продают виноград оптовикам их устраивает. Они виноград у себя на родине пинают ходят просто. А что такое 200 р за кг наисвежайшего винограда? Который вы сами срезали с куста либо он срезанный и привезённый через два часа уже на рынок Казани. И самый главный вопрос в чистоте продукта. Все привыкли покупать шляпу всякую китайскую и так далее. А про свои производства забыли. Все уже такие ленивые что картошку проще купить чем выращивать.

    • Анонимно
      2.12.2019 17:02

      на здоровую еду средства найдутся

  • Анонимно
    1.12.2019 13:48

    Построили бы мост из Казани в Верхний Услон! И стройте жильё, офисы и тд, а не двор на дворе, где машине встать и детям играть негде. Виноград у нас это баловство, прогорит бизнес, а Казань развиваться должна.

    • Анонимно
      1.12.2019 21:57

      это статья не госслужащего, а простого фермера, так что комментарий не туда

  • Анонимно
    1.12.2019 13:49

    Кстати служил на Крайнем Севере на берегу Ледовитого океана.Там уже малина вымерзает а вот красной смородиной все берега рек покрыты.Осенью почти всё в зиму остаётся не собранным потому что всё собрать невозможно.После этого у себя в саду постоянно держал красную смородину.А насчёт садов то уже и в марийке и в чувашке да и под Нижним целые гектары засаживают.Это гораздо выгодней чем пшеница.

  • Анонимно
    1.12.2019 13:49

    Молодец. Класная идея

  • Анонимно
    1.12.2019 14:02

    Виноград в Татарстане выращивают
    Винограду в Татарстане быть.
    Посмотрите сколько и какой виноград выращивают в Чистополе, Бугульме, Камском Устье, Верхнем Услоне и других городах Республики , а сколько дачников и садоводов, тысячи. Собрать бы Республиканскую конференцию, да поддержку от правительства РТ

  • Анонимно
    1.12.2019 14:03

    Есть идея - будут силы и знания это осуществить. В добрый путь!

  • Анонимно
    1.12.2019 14:45

    роскошная статья! и меня прямо возбуждают . Рашид абы- ждите в гости! Тимур Нафигов.

  • Анонимно
    1.12.2019 14:45

    Какие интересные мнения) Приятно читать)

  • Анонимно
    1.12.2019 15:02

    Статья понравилась. Вызывает большое уважение позиция автора. Это ведь огромный труд, выращивать любой овощ или фрукт, не важно что. А здесь виноград . Да Бог здоровья и сил Рашиду Исламову!

  • Анонимно
    1.12.2019 15:03

    яхшы идея. Кама тамагында нинди генә җиләк-җимеш үстермиләр. элек әбиләр көянтәгә слива тутырган чиләкләрен асып метеор белән сатарга йөриләр иде. Димәк, ул акча китергән. Хәзер дш аның белән акча эшләп булыр иде. Читтән кертелмәсә. Үзебезнекеләрен кибеткә куймыйлар. Читтән кайтканны саталар. Нишләп үзебезнекеләр керә алмый? Теләмиләр чөнки. Кама тамагында слива алма чияләрне эшкәртә торган завод ачсаң ничек кенә эшләп китәр иде. Варенье, джемнар ясасаң. беркемгә берни кирәк түгел. Виноград белән дә шулай булмасын. Аны түгел, алманы да куярга урын юк.

  • Анонимно
    1.12.2019 15:04

    Отличная идея! Дай Бог здоровья и сил Рашиду Исламову!

  • Анонимно
    1.12.2019 15:57

    Это просто удивительно! Всего можно добиться, если любить то, чем занимаешься!

  • Анонимно
    1.12.2019 16:16

    Зверев с 6 года выращивает Виноград, 14 лет... И никакой промысловости даже не достиг, чтобы пересчёт на тонны шёл. Это о многом говорит

    • Анонимно
      1.12.2019 16:52

      Мурат Сиразин! Зря ты так! Не знаешь не болтай! Зверев специализируется и на вине,и на винограде и саженцы винограда продает! Мед тоннами на винограде качает и вся Рыба с Камы его! Он давно уже богаче многих депутатов Госсовета! И если посчитать сколько он саженцев продал, то это гектары плантаций по России!

      • Анонимно
        1.12.2019 19:50

        в том и дело, что знаю его. Его же личные слова - Для того чтобы виноград вызрел и стал, действительно, сладким и вкусным, ему необходимо хотя бы 100 солнечных дней за сезон. Подсказать, сколько в Казани этим летом было солнечных дней?

        • Анонимно
          1.12.2019 20:50

          Мурат Сиразин! Он мне тоже говорил, но он живет в Атабаево,а Автор статьи говорит про правый берег Волги и Тут при Хане Батые были еще сады и 100 дней солнечных каждый год,а дождей не бывает и если не поливать земля трескается!

        • Анонимно
          1.12.2019 23:08

          От климатических условий никто не застрахован! В Африке и снег может пойти , ну что вы в самом деле! На такой случай есть сверхранний сорта винограда

    • Анонимно
      1.12.2019 23:07

      А вы не думали , что просто он не хочет выращивать такой масштаб ?

  • Анонимно
    1.12.2019 16:45

    Странно, виноградарей со стажем хватает, а интервью от дилетанта.
    Кстати, тот берег всегда славился обильными и качественными урожаями косточковых (слива и вишня), огромные сады были.

  • Анонимно
    1.12.2019 16:54

    Татарстан - очень плодородная земля. И если подойти к этому ресурсу с умом и хваткой, можно получить отличный результат! Автору респект за то, что делится собственным опытом и рассказывает о своих коллегах)

  • Анонимно
    1.12.2019 17:03

    Лучше посадить лимоны и апельсины.
    да и бананы еще

  • Анонимно
    1.12.2019 17:41

    Добрый вечер! Давно знаю автора статьи, Рашида Исламова. Очень разносторонне развитый, интересный человек. В голове куча идей. Поэтому с ним всегда интересно) А ещё, он обожает свою Родину - Татарстан и всячески пропагандирует идеи для её роста и процветания. Это тоже похвально! Виноград - одна из возможностей для предприимчивых ребят. Если близок к земле, если горишь этой идеей, обязательно будет результат! Ждём новых сообщений. Успехов Вам!

    • Анонимно
      1.12.2019 18:32

      можно про другие идеи по-подробнее , особенно про те , которые привели к росту и процветанию Татарстана

  • Анонимно
    1.12.2019 17:58

    Верхнеуслонский склон всегда считался "помидорным раем", потому что он- южный склон и, да, косточковые хорошо росли, потому что извести там в земле много.

  • Анонимно
    1.12.2019 18:05

    Мне понравилась эта идея! Я, конечно же, за то чтобы территория Камского Устья расцветала от таких идей

  • Анонимно
    1.12.2019 18:14

    Мне очень нравится перспектива! Виноград за окном на даче! Сок, вино, долма....

    • Анонимно
      1.12.2019 18:27

      18:14
      В статье речь идет о промышленных масштабах , а не пары кустиков на даче

  • Анонимно
    1.12.2019 18:27

    Очень даже не плохая идея. Свое всегда лучше. Процветания и достижения ваших целей!

  • Анонимно
    1.12.2019 18:30

    Если глобальное потепление будет развиваться такими же темпами, то лет через 60-100 климат в Казани будет как в Ростове на Дону, и вполне можно будет на Правобережъе выращивать товарный виноград. И почвы там подходящие. Подождем...
    А пока что виноград у меня вызревает кислый. Солнца и тепла для сахаристости очень не хватает. Поэтому и вино беспохмельное, что мало сахара, чтобы в алкоголь сбродиться.

  • Анонимно
    1.12.2019 19:13

    Отличная идея! Благодарю за статью!

  • Анонимно
    1.12.2019 19:37

    Надо наверное ещё не забывать мы почти северное поволжье, идёт потепление, но зимой резких морозов ниже 20ти неожиданно ни кто не отбивал!

  • Анонимно
    1.12.2019 19:40

    Камское Устье в прошлом славилось садами, хорошо бы район вспомнил прошлое и взялся активнее за садоводство. Так бы и в целом подтянулось сельское хозяйство района.

  • Анонимно
    1.12.2019 19:48

    Считаю что это очень хорошая идея!

  • Анонимно
    1.12.2019 19:52

    Здорово, прогресс только и идет так, кому-то кажется невозможным, пустым делом,а упорные идут до конца и добиваются успеха. У нас в ауле Нижние Ураспуги Зеленодольского района давно уже бум на южные бахчевые культуры, многие выращивают арбузы, дыни, виногоад. Созревать успевают, вкус отличный, все довольны. С каждым годом улучшается и семенной матеоиал

    • Анонимно
      1.12.2019 21:44

      арбузы , дыни успевают созревать т.к ранние сорта за 60 дней вырастают ( от всходов до зрелости ) , у винограда ранние сорта 100 дней ( и это при хорошей погоде , а если погода ниже , чем нужно -рост , формирование / созревание грозди замедляется ) .

      Когда выращиваешь для себя , то в холодное лето можно несколько кустиков прикрыть тем же агроспаном , но в промышленных масштабах это нереально .

  • Анонимно
    1.12.2019 19:57

    У мамы виноград погибает все время. Это удивительно, что такие крупные и сладкие выросли у вас и это хорошо. Хорошо ещё то, что если виноградарство будет развиваться у нас, мы будем покупать свой урожай.

    • Анонимно
      1.12.2019 22:41

      Скорее всего она за ним просто не смотрит и соответственно лоза не вызревает к зиме и просто замерзает. Это один из вариантов.

  • Анонимно
    1.12.2019 20:12

    Мурат Сиразин!Да климат у нас тут до дури теплый!Дождей почти не бывает. Растет все тут в Шеланге! Жена решила тень из плетени сделать и что Вы думаете плетень из сухих ивовых палок зацвел и стал зеленым забором! Виноград у меня растет на загонах крытых из рабицы для птиц! Я в свое время их делал чтобы птенцов вороны и орлы не воровали,но жара стояла! Но мне друзья привезли военную маскировочную сетку для танков ,а через два года сетка сгнила и ее виноград заменил! А осенью птица ест и листья и падающий виноград! Косточковые дуром растут и все ветки на подпорках рагулинах не выдерживают веса фруктов, яблоки свиньи до декабря едят и так по всему району! Я как то внука послал на дачи продавать молоко на лисапеде и он приезжает обратно с мешком яблок! Я говорю на хрена привез? Тетя дала! Я говорю она выращивает, а ты на шару забрал! Он говорит Бабай там весь овраг в яблоках,а где нет хозяев ,там 20 см слой этих яблок лежит! А она знает что наши козы,свиньи и гуси яблоки любят и ходят на дачи и попрошайничают яблоки у дачников там! Но я против промышленного виноградорства! Опыт в Шеланге уже был и делали БОРМОТУХУ! Я вообще против помещиков и агробаронов! Они будут плавать на яхтах , а батраки что ли будут на них пахать что ли как на своей лозк что ли?! Только мелкобуржуазное виноградерство,козоводство,свиноводство как в ЕВРОПЕ должно быть! И народ разберется у кого лучший виноград,вино,колбаса и шматок сала!

  • Анонимно
    1.12.2019 20:46

    В Лениногорском районе до Горбачева были плантации винограда. Но случился «сухой закон», и виноградники вырубили.

  • Анонимно
    1.12.2019 20:55

    Во-первых спасибо автору что поднял эту тему.Кому-то она может и не нужна, но многим думаю будет полезна. Вот только думаю дискуссия началась не с того конца. Речь пошла о промышленных виноградниках. Это дело требует не только прф. знаний, но и предпринимательской подготовки. А вот приусадебный виноградник (для себя) сейчас уже и споров не вызывает. У большинства садоводов он уже растёт. Другой вопрос какие сорта растут. Сейчас к условиям Татарстана адаптированы более 300 сортов, не уступающих южным аналогам. Некоторые советуют лучше купить оптом подешевле. Рекомендации сомнительные. Купленный виноград не картошка, долго не хранится. А вот своим можно лакомиться с 20 Августа до конца Октября, а после можно сделать соки, компоты вины, изюм, чачу и даже коньяк. Виноград -культура безотходная. Даже листья идут на долму, а из косточек ( остаются после виноделия) в домашних условиях можно сделать лечебное виноградное масло. Ресвератрол который содержится в винограде учёные считают замедлителем старения. Может вы от 10-15 кустов не разбогатеете, но сэкономите не только на расходах , но и на своём здоровье. Но а промышленных виноградниках можно попросить поделиться Айрата Ялалетдинова. Он наверняка подумал, прежде чем заложить не сотки ,а гектары. Да и грант от государства получил не за просто так. У нас много опытных виноградарей, думаю они ответят на многие вопросы, задавайте.

    • Анонимно
      1.12.2019 23:13

      Совершенно с Вами согласен! Мы живём в 21 веке , в веке передовых технологий и прогресса! надо стирать стереотип «в наших широтах ничего не растёт»! А информация находится в открытом доступе!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:00

    Да. В этом году у родителей виноград был нереально вкусный, хотя раньше я его считала пародией на виноград. Он был мелкий и кислый, а сейчас похоже климат очень изменился и, наверное, вполне можно выращивать.

    • Анонимно
      1.12.2019 22:15

      Видимо уже появляется смысл заниматься виноградарством

  • Анонимно
    1.12.2019 21:04

    Идея отличная. Распространил бы данную практику на всю округу, и тогда можно было бы добиться промышленных масштабов. Не являюсь ярым почитателем винограда, но вино брал бы сам и дарил бы друзьям и знакомым!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:05

    Первый раз слышу про Лениногорские виноград плантации. Интересно!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:09

    Нам нужно развивать местное хозяйство, каким изначально невыгодным в плане цены оно бы ни казалось. Только после того, как данная культура получит свой расцвет - можно говорить об индустриализации

  • Анонимно
    1.12.2019 21:15

    Хорошая идея. Нужно лишь продумать конкретнее о деталях!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:15

    Почему бы не попробовать? Идея интересная, помыслы добрые. Все же в действии познается. Действуйте! Удачи!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:18

    Можно ещё листья винограда солить и продавать Тюркским народам для приготовления долмы )

  • Анонимно
    1.12.2019 21:18

    Хорошая идея! Привлекать детей в садоводство, прививать любовь к труду с детства тоже одобряю. Пробовала виноград, который выращивает Айрат. вкуснее. Хорошо ыло бы если бы всегда могли кушать свой Татарстанский виноград

  • Анонимно
    1.12.2019 21:19

    Хорошая идея!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:21

    Это очень здорово, что есть такие активные, деятельные и неравнодушные люди! Благодаря таким происходят позитивные изменения в обществе! Удачи!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:24

    Пока сам не попробую, не поверю что в наших широтах возможно вырастить виноград сопоставимый по вкусу с узбекским.

    • Анонимно
      1.12.2019 22:22

      Жду вас в гости в сентябре в следующем году в камском устье. И вкус у нас несопоставимый с узбекским. Наш вкуснее, чище и ассортимент больше чем предлагают узбеки на нашем рынке

    • Анонимно
      1.12.2019 22:44

      Жду вас в камском устье в следующем году. Вы поменяете своё мнение. Мне нравиться видеть удивлённые лица посетителей))

      • Анонимно
        2.12.2019 10:40

        Сайт сделайте!

      • Анонимно
        2.12.2019 15:00

        Очень многие удивляются увидив ягоду, а когда поробуют так дар речи теряют!!!)) Сам неоднократно наблюдал за этой картиной)

    • Анонимно
      1.12.2019 23:26

      Мурат Сиразин! Есть в Татарстане целое община долбанутых на винограде! Я был на выставке и мы с Кирягиным ходили мимо столов и пробовали чачу,коньяки вино и винограды! Скажу я понял почему в Тбилиси и Ереване не было вытрезвителей , а пили много они и мы тоже и были не в одном глазу и потом еще Кирягин про меня читал стихи свои, но думаю вина всего в том что мы после каждой рюмки ели мой козий сыр!! Нужна культура пития и качественные вина и правильный сыр! А Кирягин,Зверев умеют виноделить ,а вот Рашид Исламов пока не знаю! Что могу еще добавить! Исламов молодец поднял проблему,а ему давай выращивай картошку ,помидору и вишню! А он что против что ли против вишни и грецких орехов? Он против как и я тунеядства и чтобы земля пустовала! Виноград у нас растет и он вкусней и узбекского и молдавского и турецкого,а почему посмотрите фильмы мои про Зверева и Кирягина в БО и они популярно объяснили! Я был в Венгрии на винном заводе и там пожилой гид на дегустации вин рассказал анекдот! Дежурный офицер прибегает к командиру полка и говорит : Через полчаса приедет с проверкой Командующий армии! Полковник вызывает ординарца и посылает на базар купить хорошего вина бутыль и круг хорошего сыра! Ординарец говорит есть,а потом спрашивает в вине я спец, а как сыр хороший выбрать?! Полковник говорит хороший сыр пахнет красивыми женскими гениталиями! Ординарец прибегает обратно ,а генерал разносит полковника : Почему трава не покрашена, почему больно умных много и строем не ходят! Ординарец подходит и просит разрешить у генерала обратится к полковнику! Тот разрешает и тот докладывает: Я выполнил Ваш приказ и купил лучшее вино и лучший сыр! Генерал ему говорит по морде у тебя видно что в вине понимаешь,а как сыр определил что он лучший! Ординарец отвечает: пока шел всю дорогу возбуждался сыром! Рашид Исламов ,жду с Вашим вином пробовать ,а хороший сыр с меня!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:27

    Идея хорошая. Но по цене не сможет конкурировать с южным регионом

    • Анонимно
      2.12.2019 14:55

      а оно и не так необходимо. Суть в том чтобы вообще хоть что-то кроме сорняков выращивать, и статья показывает что у нас можно выращивать многое, вплоть до винограда

      • Анонимно
        2.12.2019 16:02

        вот и чиновники у нас по такому принципу работают , делают чтобы вообще хоть что-то делать , а результат не важен

  • Анонимно
    1.12.2019 21:30

    Рашид Исламов, молодец! Поддерживаю, хороший проект! Успехов в Ваших начинаниях!

  • Анонимно
    1.12.2019 21:43

    Не плохая идея! Успехов и терпения)

  • Анонимно
    1.12.2019 22:31

    У меня в огороде растет виноград сорта изабелла с 1991. Я их даже не прикрываю их на зиму.

  • Анонимно
    1.12.2019 22:34

    Поддерживаю!!!Собирали там когда то в 1963 годах мешки с грушами с колхозных полей заброшенных.Груши были крупные!
    Виноград можно!!

  • Анонимно
    1.12.2019 22:40

    Ребятушки, милые мои! Я как никто знаю , что такое иметь виноградник в промышленном объёме , я супруга такого «энтузиаста»! Никто не говори. , что это легко , что это просто ...для такой работы нужен труд , огромный...и огромная любовь к своему делу! Есть сложности не спорю , надо понимать, какой сорт более урожайнее..как правильно обрезать , подвязать , обработать , подкормить ....нюансов полно!.нужно анализировать , искать ..думать и конечно же работать! ...и сказать, что у нас ничего не растёт ...Это бред! Извините уж меня! И фермерский продукт, местного производства ...с наших широт... в любом случае будет отличаться от «узбекского»!!!

    • Анонимно
      2.12.2019 11:15

      Расти то он будет с этим никто , как раз не спорит , но не каждое лето вызреет и не каждое лето будет товарной ягодой ( может быть кислый , водянистый и т.д ) + расходы здесь однозначно больше , и проблемы с реализацией при низких привозных ценах конкурентов никто не отменял . В этом вся проблема .

      Ps : можете по- подробнее рассказать в цыфрах , расходы - доходы , если это не коммерческая тайна конечно. Думаю , многие были бы благодарны .

  • Анонимно
    1.12.2019 22:50

    Успехов в благом деле

  • Анонимно
    1.12.2019 23:05

    Очень интересная идея! В любом случае надо поднимать аграрное хозяйство. Успехов!

  • Анонимно
    1.12.2019 23:09

    Отличная идея !
    Поможет развить Татарстан в этом направление

  • Анонимно
    1.12.2019 23:24

    И виноградом ограничиваться не надо!

    • Анонимно
      2.12.2019 14:53

      у нас хорошая почва, и в плане земледелия действительно можно выращивать многие культуры

  • Анонимно
    1.12.2019 23:39

    Статья достаточно продуманная. Видно, что автор более душой за свое дело и нацелен на достижение результата. Так держать!

  • Анонимно
    1.12.2019 23:41

    На мой взгляд отличная идея. Это что-то новое для республики, если уделить достаточное количество времени, сил и средств, думаю, это будет очень прибыльно.

    • Анонимно
      2.12.2019 14:52

      Можно кооператив создать, и двигать вместе в одном направлении с единомышленниками, одной статьей тут не отделаешься

  • Анонимно
    1.12.2019 23:44

    Интересная статья! Но надо понимать, что работа на земле требует больших усилий, и потом, приживется ли данная культура в наших климатических условиях?

  • Анонимно
    2.12.2019 00:42

    Всегда приятно читать и слушать людей, любящих свое дело. Даже если они не профессионалы. Важна энергия стремления, она заражает и заряжает. И не важно, виноградарь, кузнец, кожемяка, преподаватель в кружке или еще что... Вектор развития позитивно сам в себе.
    Нравится идея приобщение к труду молодежи, что сейчас у сожалению не приветствуется. Я с 10 лет трудился, где официально, где не очень, но ценить тогда еще копейку научился, как впрочем и в моделировании своего бизнеса в последующем этот опыт помог. Сейчас моя младшая дочь 12 лет два раза в неделю подмерзает наш подъезд. Я плачу ей сам, чтобы не ходить с соседей собирать, поскольку это больше нужно мне, приобщить ее к труду, да и к вещам купленным на заработанные деньги доча относится более аккуратно...
    В общем спасибо за энергетику статьи, модель мне кажется рабочей.
    Кам

  • Экономист
    2.12.2019 01:23

    Прожив около 30 лет в Узбекистане, уяснил несколько моментов по винограду...

    Главное требование-число солнечных дней во время активной фазы, далее качественная обрезка-троекратная (перед зимовкой не короче 4 почки, после цветения и после завязи грозди, причем два последних отламывать руками)... Очень важен момент сбора в зависимости от целей, для хранения гроздей одни сроки для переработки другие... Чтобы грозь не сохла после среза на острый край среза накалывали виноградину, чтобы не клевали птицы каждую большую гроздь укутывали в бумажный кулек из бумаги типа промокашки, но можно и газету... Про методику полива, опыление серой, подбор сортов и еще кучу тонкостей пока промолчу... А так конечно нужно выращивать...

  • Анонимно
    2.12.2019 07:27

    Отличная статья!!!! Сколько труда вложено нее!!!!

  • Анонимно
    2.12.2019 08:59

    Статья интересно написана, мы вот тоже посадили у себя в саду, очень сладкий виноград вырос, а так у нас сорт киш миш поэтому, он мелкий у нас.

  • Анонимно
    2.12.2019 10:22

    Очень интересная статья и очень заманчиво!!!

  • Малай №1
    2.12.2019 10:45

    Я был у Кирягина, знакомился с его сортами. И купил несколько саженцев. Две погибли в первую же зиму, так как не укрыли. Остальные два пошли. В наших краях, особенно в Услоне и Камском Устье со времен царя говорят были большие площади винограда. Только потверждается ли это архивными документами? Кто-нибудь изучал данный вопрос и есть ли факты что на наших землях рос виноград и причем немалых количествах?

  • Малай №1
    2.12.2019 11:03

    по количеству комментов можно сделать вывод что такие статьи очень интересны людям. Спасибо за материал!

  • Анонимно
    2.12.2019 11:56

    Отличная идея! Не случайно, ещё 6 лет назад Д.А.Медведев сказал, что к 2020 году населению России, которое хочет достойно жить, стоит бросить свои силы на предпринимательство или сельское хозяйство. Так что, поддерживаю!

  • Анонимно
    2.12.2019 12:20

    Честный бизнес - это всегда хорошо.
    К счастью, и примеров сейчас достаточно!
    В этом случае, можно и за продукт не беспокоиться: все своими руками.
    Такие идеи надо поддерживать!

  • Анонимно
    2.12.2019 13:19

    У вас все получится. Виноградарей в татарстане много. предлагаю всем объединиться и обратиться в минсельхоз.

  • Анонимно
    2.12.2019 13:32

    Бик яхшы фикер,Кама Тамагы районы күпләргә таныш түгел. Рәшит абый молодец,халыкны эшле итү турында да,экологик чиста продукт турында да уйлана.Күпме җирләр буш ята бит бездә.Ә шуларда шаулап алма бакчалары, виноградлар, слива,чия үсеп утырса!

  • Анонимно
    2.12.2019 14:20

    Раньше в селе была активная жизнь. Сельчане выращивали овощи. Были яблоневые сады. теперь они заброшены. Возродить бы эту практику. Низкорослые яблони выращивать намного удобнее.

  • Анонимно
    2.12.2019 14:47

    Как на ваш взгляд злесь может выстраиваться ГЧП? Массовые коммерческие перспективы здесь на данный момент весьма сомнительны

  • Анонимно
    2.12.2019 15:04

    Идея супер!! Рашид абы молодец!! В Камском устье почти все сорта попробывал, у каждого сорта свой вкус, своя изюминка!!

  • Анонимно
    2.12.2019 15:17

    Ну если бы не слова про "энергетику земли", что у меня ассоциируется исключительно с мемом про "огурец и Силу Земли", то была бы отличная статья. А так - просто хорошая. Идея вполне разумна, да и кроме как в агропром вкладывать в Росии больше и некуда - всё более-менее хлебное уже у иностранных инвесторов за пазухой. А тут - главное чтоб пиар грамотный был :) Тогда и до прибыльности довести можно будет.

  • Анонимно
    2.12.2019 16:09

    Татарский виноград, да с эчпочмаком, мммм....

  • Анонимно
    2.12.2019 16:15

    Хочется услышать мнение виноградарей, которые на своих участках уже выращивают

    • mad big
      2.12.2019 17:03

      Если есть время, то идите в Казанскую лозу. Там все расскажут. нИ РАЗУ НЕ РЕКЛАМА. сАМ ТАМ НЕ БЫЛ ПОКА, НО ЗНАНИЙ УЖЕ НЕ ХВАТАЕТ.

  • Анонимно
    2.12.2019 17:10

    По Татарстану едешь - и поля все засеяны, и нефтяные вышки повсюду. А у нас в Пермском крае один борщевик растёт!

  • Анонимно
    2.12.2019 17:11

    я тоже планирую виноград посадить весной

  • Анонимно
    2.12.2019 17:17

    В принципе, в нашем климате может расти даже итальянский пьемонтский сорт Москато Бьянко (Белый Мускат), из которого производят любимые российскими женщинами игристые вина Асти Мартини, Асти Чинзано итп

  • Анонимно
    2.12.2019 17:24

    На зиму деревья утепляете чтоли? Трескучие морозы не погубят виноградники?
    Супер идея, конечно. На себя работаешь, начальство не выслушиваешь, а думаешь только о развитии, на свежем воздухе.

  • Анонимно
    2.12.2019 17:26

    Мне кажется, что бороться с природой бесполезно. Вырастить то можно здесь всё - и виноград, и арбузы и дыни. Только всегда это будет хуже и по качеству и по количеству.

    С точки зрения экономики здесь лучше выращивать то, что лучше всего растёт здесь - и через торговлю обмениваться товарами с теми регионами, где с точки зрения климата хорошо растёт виноград и всякие там абрикосы.

    Я ещё ребёнком наткнулся на старую брошюрку, как в Зеленодольске один бабай довольно успешно выращивал виноград - но за эти десятилетия Зеленодольск так и не стал виноградным краем.

    Пытаться бороться с климатом, выращивая виноград - бесполезно. Это также бесполезно, как и выращивать в Татарстане верблюдов (кстати верблюжья ферма в Лаишевском районе у такого же энтузиаста уже закрылась),

    • Анонимно
      2.12.2019 19:53

      Зря вы так думаете, посетите виноградники Татарстана, и вы убедитесь в обратном!! У нашего винограда вкус и аромат намного ярче и насыщнней чем у импортного, и сахар она набирает не меньше!!

  • Анонимно
    2.12.2019 20:04

    Молодцы ребята!! Так держать!!!

  • Анонимно
    2.12.2019 21:27

    Был на винограднике в Камском Устье лично,и знаете не жалко было бы и 300 р отдать,когда ты сам ходишь,выбираешь,пробуешь, видишь сколько труда вложено в это не легкое дело!всем кто решил заняться выращиванием винограда желаю успехов,терпения и крепких нервов!)

  • Анонимно
    2.12.2019 21:34

    Покупала виноград из камского. Отличный сладкий виноград. Таких бы виноградарей да по больше. Тогда бы и импорта меньше было бы в наших магазинах.

  • Анонимно
    2.12.2019 21:38

    Хорошая идея!

  • Анонимно
    3.12.2019 07:58

    Камский виноград, это не только польза и выгода, но и красота!!! А сколько необработанной земли будет задействовано! Опять таки новые рабочие места! Блестящая идея!

  • Анонимно
    3.12.2019 10:22

    Поддерживаю идею с виноградниками. Для экономики региона - это good!

  • Анонимно
    3.12.2019 13:54

    Прекрасная статья, и душевная немножко! Ведь она о завтрашнем дне, о будущем! Хорошо, что у нас из любителей вырастают такие профессионалы. Ведь автор базируется на собственном опыте, ему, видемо, есть что сказать. Я сейчас тема- нащупать направления ускорения, найти помощников и сподвижников. А профессиональным коментаторам БО отвечу: и пшеница и просо, и ячьмень из южных стран. Да что там, гладиолусы из Африки пришли! Статья всиляет надежду, что виноград в своем развитии не обойдет наш любимый Татарстан! Успехов Вам, Рашид Исламов!

  • Анонимно
    3.12.2019 15:23

    Идея замечательная! Нам даже довелось попробовать несколько ягод ваших ягод! Очень сладкие ягоды, и крупные)) думаю и очень надеюсь, будущее за органическим земледелием!

    • Анонимно
      3.12.2019 17:03

      Прекрасная идея,я очень ЛЮБЛЮ виноград,на моем участке растёт Изабелла, я так радуюсь и листьям,которые затеняют мою экобеседку место для отдыха и рукоделия и спелым гроздям,надо начать выращивать эко полезные ягоды и для сока и для изюма,и для вина,я желаю помогать вам

  • Анонимно
    8.12.2019 22:03

    Я около 40 лет выращиваю виноград в Татарстане. Я выросла в Донбассе, но волею судьбы оказалась в Татарстане, вышла замуж, обзавелись дачным участком и очень хотела перенести сюда привычные мне растения. Я привезла черенки винограда, шелковицы и другие растения. Тогда не было столько сортов, как сейчас, я посадила 3 сорта. Много было проб и ошибок, да и свекор говорил мне, что у нас виноград расти не будет, он пытался выращивать,но у него не вышло.А ведь он был главным агрономом колхоза в Камско - устьинском районе. Но меня никто не переубедил, я настырная. Что я хочу сказать скептикам: виноград у нас растет прекрасно, но только ультра ранние и ранние сорта и в основном в укрывной форме. А вкус и сахаронакопление зависит от правильной формировки, нагрузки и агротехники. Для этого нужен опыт и желание.Но наш виноград ничуть не хуже привозного. Сегодня утром погиб Зверев в автокатастрофе. Не хочется в это верить. Очень жаль.

  • Анонимно
    15.12.2019 14:34

    Только у тех, кому дарованы золотая голова и золотые руки рождаются такие идеи и их реализация. Спасибо за труды!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль