Шаляпинский фестиваль-2020 
15.02.2020

За покрашенным фасадом «сталинки»: что скрывает казанский «Борис Годунов»

Как на Шаляпинском фестивале пытаются усвоить советскую имперскую культуру середины XX века до последней калории

В мартовской афише Казанского театра оперы и балета в ряд красуются Максим Галкин, Александр Малинин и хор Турецкого. Но до очередной смены эстетики на сцене еще есть время — международный оперный фестиваль продолжается. 12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов». К главной фестивальной святыне, специально для читателей «БИЗНЕС Online», приложился критик Иона Койфман.

12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов» 12 февраля, накануне дня рождения Шаляпина, был показан «Борис Годунов» Фото: республика21век.рф

СПОНТАННЫЙ ДИАЛОГ

…Менял всемирнейший певец
Столицу за столицей!

Театральный вечер начался с самодельных стихов, прозвучавших во вступительном слове бывшего солиста и штатного режиссера театра Эдуарда Трескина. Продолжился он, впрочем, гораздо более интригующим образом — спонтанным диалогом между реальностью 2020 года, в которой постмодернистски чередуются выдающийся композитор Модест Мусоргский и эстрадный певец Александр Малинин, и постановочной традицией русской оперы.

Предмет яростных искусствоведческих и идеологических баталий, едва ли не единственная опера XIX века, которая в первые десятилетия советской власти удостоилась безоговорочной канонизации, на самом деле не имеет канона Предмет яростных искусствоведческих и идеологических баталий — едва ли не единственная опера XIX века, которая в первые десятилетия советской власти удостоилась безоговорочной канонизации, — на самом деле не имеет канона Фото: республика21век.рф

МАСКА И ДУША

Центральная фигура фестивального бренда — великий певец Федор Шаляпин, противник театральной рутины и штампов, один из предшественников глубоко рефлексивной культуры «нового пения». В поддерживаемой фестивалем легенде о казанском «Борисе», хранящем дыхание русской театральной традиции, Шаляпин окружен еще двумя монументами. Это бунтарь и праотец европейского авангарда XX века Мусоргский (перед ним преклонялись Равель и Дебюсси, Стравинский и Берг), и наследник модернизма, ученик Коровина и Врубеля, Федор Федоровский. Этот тройной барельеф из года в год возникает в программе Шаляпинского оперного фестиваля, а за ним скрывается, собственно опера, «Борис Годунов».

Предмет яростных искусствоведческих и идеологических баталий — едва ли не единственная опера XIX века, которая в первые десятилетия советской власти удостоилась безоговорочной канонизации, — на самом деле не имеет канона. Композитор оставил две совершенно разные и самостоятельные редакции. Первая рассказывает о трагедии царя и «русского мира», вторая — еще и о столкновении двух держав и культур. Ни одна не стала окончательной в театральной практике, и сейчас рядом с немногочисленными «чистыми» версиями мы видим обилие сводных вариантов, созданных постановщиками.

Советская власть искала в «Борисе» политической актуальности, а театры потихоньку приспосабливали его к эстетике «большой оперы», удобно рифмующейся со сталинским ампиром. По этому пути идет и Казанский оперный, выбрав в качестве основы академизированную музыкальную редакцию Римского-Корсакова и урезанный со всех сторон вариант драматургии — без сцены в уборной Марины, без сюжетной линии с политиканами-иезуитами и без финальной сцены под Кромами. Это позволяет сократить длительность спектакля до диетического гастрольного варианта.

Федор Федоровский создал свою сценографию для постановки Леонида Баратова на сцене Большого театра в 1948 году, вскоре после окончания войны, а в Казани «Борис» идет в его оформлении с начала 1990-х Федоровский создал свою сценографию для постановки Леонида Баратова на сцене Большого театра в 1948 году, вскоре после окончания войны, а в Казани «Борис» идет в его оформлении с начала 1990-х Фото: республика21век.рф

ДАЙ ОТДОХНУТЬ И ФОНТАНУ

Федоровский создал свою сценографию для постановки Леонида Баратова на сцене Большого театра в 1948 году, вскоре после окончания войны, а в Казани «Борис» идет в его оформлении с начала 1990-х. Этот монументальный стиль, виртуозно использующий игру чистых красок и плоскостей, — часть «соцреалистического канона», реликвия ушедшей эпохи.

Редакция, в которой опера исполняется в ТАГТОиБ, позволяет вдоволь полюбоваться нежным голубым свечением декораций Федоровского в «польском акте»: публика неизменно аплодирует фонтану (ради живописной реконструкции в театре еще не так давно шли «Кармен» по эскизам Головина и «Пиковая дама» в оформлении Дмитриева). Хлопают и во время долгих темных перемен декораций: большой стиль требует от зрителя большого терпения; хлопают между картинами, когда артисты выходят на поклоны, — разве что не хлопают в такт музыке.

Спектакль Баратова воссоздан Михаилом Панджавидзе с крохотными, но симптоматичными изменениями вроде плакатно броского красного платка в руках царя или зачем-то вскакивающего во время ареста на стул Варлаама. Театру, очевидно, недостаточно «живых картин», широкого актерского жеста и крупного мазка, и в святилище традиций потихоньку берет свое постмодернистская эпоха.

Вслед за образом титульного героя разворачивается целая галерея равнозначных портретов Вслед за образом титульного героя разворачивается целая галерея равнозначных портретов Фото: республика21век.рф

ЧЕЛОВЕК В ПЕЙЗАЖЕ

В партитуре Мусоргского отсутствуют второстепенные персонажи и почти нет традиционной оперной иерархии: вслед за образом титульного героя разворачивается целая галерея равнозначных портретов. Царь Борис — Михаил Казаков, многократно исполнявший эту роль на сцене Большого театра в постановках Баратова и Александра Сокурова, точнейшим образом воспроизводит изначальный рисунок роли, с огромными жестами и знаменитым падением на ступени трона. Былой бархатной ровности в звучании его голоса стало меньше, не везде хватает опоры, и от этого вокальная манера порой кажется странной.

Яркими и эффектными могли бы оказаться Сергей Семишкур в партии Самозванца, Полина Шамаева (Марина Мнишек), Михаил Светлов (Варлаам), каждый из которых обладает хорошей вокальной школой. Но дирижерские намерения Василия Валитова в отношении оркестра явно шли вразрез с ожиданиями солистов и хора (который лучше всего прозвучал в финале с верхнего яруса, под руку хормейстера театра Любови Дразниной). Артисты то почти проглатывали ключевые реплики, то вязли в некомфортных темпах. Там, где должна была в полный голос заговорить музыка, она была исполнена формально. Актерского спектакля за краткие часы срочных репетиций тоже не сложилось, как это чаще всего бывает на Шаляпинском (особенно заметно было полное отсутствие драматической продуманности роли Шуйского у Валерия Микицкого).

У театральных реконструкций, безусловно, есть своя ценность. В казанском «Борисе» четко видно, на что эта ценность потрачена. Это поддержка статуса фестиваля, давно превратившегося в руины, и искусственное жизнеобеспечение мифа о единственно верном «классическом» прочтении. Может даже показаться, что ни сама постановка, ни произвольно нанесенные поверх нее штрихи ничего не добавляют к опере Мусоргского. На деле же версия Казанского оперного — это попытка усвоить имперскую культуру сталинской эпохи до последней калории, без осознанно критического, подлинно «музейного» к ней отношения. Более всего «Борис» в 2020 году напоминает «сталинские» дома — трубы текут, перекрытия прогнили, зато фасад покрашен.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (30) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.02.2020 11:38

годунов это классика, а наши получается даже ее не могут нормально поставить

  • Анонимно
    15.02.2020 08:34

    брать прошлые знаменитые исторические личности и на них самоутверждаться у нас могут. А где свое что то новое? Постоянно мусолят Грозного и Сталина. Масштабных личностей в истории уже нет. есть пародии

    • Анонимно
      15.02.2020 10:57

      Так они, как выясняется, не знают всех ханов ЗО по именам и не знают их деяний.

  • Анонимно
    15.02.2020 09:21

    Значение имеет певческое искусство.

  • Анонимно
    15.02.2020 09:44

    Страна пребывала в разрухе, экономика — в стагнации, враги по периметру точили на государство зубы..
    Что касается исторических персоналий, то примерно так:
    Иван Васильевич, Семеон Бикбулатович, опять Иван Васильевич, Федор Иванович, царевич Дмитрий, Борис Годунов, уже официально. Правда, потом Борису не подфартило, и вместо относительно мирной смены династий грянула Смута, но это уже другая история (Отрепьев+Мнишек)

  • Анонимно
    15.02.2020 10:12

    Напишите свою оперу о том, как в 1395 году Тамерлан разбил Орду и разорил земли аланов, которых Орда нанимала, за неимением...чем и подвела аланов под монастырь.

    • Анонимно
      15.02.2020 11:10

      Унылая получится опера: после того, как в Орде с "дружеским" визитом побывал сначала Тамерлан, а потом и чума, ханам стало в могут жить в едином государстве и они, объявив «парад суверенитетов», запилили средневековый вариант ЕС, со своими персональными ханами в каждой республике.
      Но постепенно пыл угас и Казань скатилась в унылую казан ку с постоянной династической «Санта-Барбарой». Не чеканя собственную монету, Казань умудрилась стать крупным торгово-финансовым центром Поволжья. Это не осталось назамеченным, и в Москве стали один за другим зреть хитрые планы. Всего Казань осаждали 5 или 6 раз, иногда брали, иногда нет. В один из переворотов к власти пришел хан из крымской династии Сафа-Гирей. Он поимел в Казани жену Сюембике и кучу проблем от нежелавших делится баблом казанских олигархов, в конце концов став героем при невыясненных обстоятельствах. Жена же его, Сюембике, стала национальной татарской героиней, хотя татаркой ни разу не была (дочь правителя Ногайской Орды Юсуфа)........вот такое примерно либретто.

      • Анонимно
        15.02.2020 17:24

        Примерно правильно ! только вот вопрос Татары и Ногайцы говорят на 90% одном языке , то есть гораздо ближе чем русский и украинская мова . Вот кто они ?

        • Анонимно
          16.02.2020 08:06

          Кыпчаки и половцы XI—XIII
          Золотая Орда XIII—XV вв. а дальше парад суверенитетов

        • Анонимно
          16.02.2020 08:22

          До парада суверенитетов были более менее едины; что русские с украинцам, что ногайцы с крымскими

        • Анонимно
          16.02.2020 09:02

          Не было орды с названием Татарская....не было!

  • Анонимно
    15.02.2020 10:55

    В заголовке отразилось отношение автора статьи к советской музыке. Ну и ну, "имперская оказывается". А для меня она родная и вовсе не имперская.

    • Анонимно
      15.02.2020 11:16

      Год создания оперы 1869, Шаляпин мигрировал в 1922. Так что ни разу не советская музыка.

      • Анонимно
        15.02.2020 11:36

        Мигрируют птицы, люди эмигрируют.

        • Анонимно
          15.02.2020 11:50

          Это у вас. А у нас это переселение.
          Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — переселение людей из одного региона ( государства, страны) в другой.

          • Анонимно
            15.02.2020 18:49

            В отличие от людей, у птиц нет вынужденной миграции, которая называется эмиграция. Так что и у вас тоже бывает эмиграция.

            • Анонимно
              16.02.2020 08:08

              Как знать? По какой нужде птицы летят на Север как сумасшедшие. Нужда!

  • Анонимно
    15.02.2020 11:38

    снова конфуз перед гостями...

  • Анонимно
    15.02.2020 11:38

    годунов это классика, а наши получается даже ее не могут нормально поставить

  • Анонимно
    15.02.2020 12:09

    Пора бы сменить руководство оперного.
    Вот Сладковский опять новый фестиваль организовал - органнный.
    На первом концерте чудо что было - и музыка, и голоса - такой бас, прямо до мурашек. Не устану повторять, какое счастье, что Сладковский работает в нашем городке, дарит нам радость

  • Анонимно
    15.02.2020 12:54

    пришлось в своё время в записи посмотреть постановку 1948 года, где блистали, Иван Козловский, Марк Рейзен. к сожалению, эти записи испортились, и их не восстанавливали. сохранились записи постановки Бориса Годунова 1978 года в Большом театре. а вот что наши сделают, я даже себе представить не могу.

  • Анонимно
    15.02.2020 16:32

    взял билеты и схожу обязательно. такие "новаторские" постановки не пропускаю. но не всегда ожидания оправдываются, тем более, что "спектакль Баратова воссоздан Михаилом Панджавидзе с крохотными, но симптоматичными изменениями".вот это и смущает. постановка Баратова это и есть 1948 года, более удачная после провала 1946 года. и ещё, хочется увидеть, как они преподнесут зрителю сцену у собора василия блаженного. всё таки массовка зашкаливает.

  • Анонимно
    15.02.2020 23:07

    Отличная рецензия. СпасиБО!!

  • Анонимно
    16.02.2020 06:03

    Увы,Сладковский в этом году из Казани уедет, похоже

  • Анонимно
    16.02.2020 13:07

    Такое ощущение , что автор изначально «заточен», настроен на негативное отношение ко всему , что происходит в театре ...

  • Анонимно
    16.02.2020 13:28

    Авторские познания вокала «восхищают» до слез ! Уважаемая, где можно послушать Ваше пение ?!

  • Анонимно
    16.02.2020 13:52

    Что это за автор ? Псевдоним ?! Покажитесь , мадам ! Мы на вас посмотрим !

  • Анонимно
    24.02.2020 00:21

    разве что не хлопают в такт музыке.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/457826
    Очень точно подмечено! Еще разговаривают в голос во время действия, а по окончании обязательные стоячие аплодисменты независимо от качества постановки.

  • Анонимно
    28.02.2020 18:29

    Писать подобные кляузы скотство, кем бы вы ни были. Если ваш гениальный слух так страдает на этих бездарных постановках, смело дуйте в театр ла скала, там все идеально. Только там вы не задержитесь. Да похоже и здесь вас выперли, вот вы и беситесь. Потому что я не вижу причин, по которым можно так ненавидеть людей, которые там работают

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль