Голосование по поправкам в Конституцию 
2.07.2020

«Это первый пробный шаг к будущим голосованиям»: Татарстан выдал «обнулению» 82%

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, кому и что пытался доказать Путин и как голосование по поправкам продвинуло выборные технологии власти

«Если бы голосование проходило только 1 июля, то явка оказалась бы заметно меньше», — уверены эксперты, анализирующие довольно предсказуемые результаты голосования по поправкам к Конституции РФ. За реформу высказались 77,92% избирателей при общей явке в 65%. Татарстан заметно превзошел средний показатель, но даже с ним неожиданно оказался лишь на 25-м месте. О том, какие выводы можно сделать по итогам голосования, — в комментариях экспертов «БИЗНЕС Online».

По официальным данным ЦИК РФ, за реформу высказались 77,92% избирателей, против — 21,27%, при общей явке в 65% По официальным данным ЦИК РФ, за реформу высказались 77,92% избирателей, против — 21,27% при общей явке в 65% Фото: «БИЗНЕС Online»

ДАЖЕ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В 1993 ГОДУ

Ожидаемым триумфом для Владимира Путина и его администрации закончилась затянувшаяся на полгода эпопея с изменением Конституции России. По официальным данным ЦИК РФ, за реформу высказались 77,92% избирателей, против — 21,27% при общей явке в 65%. В Татарстане картина еще лучше: за поправки к Конституции высказались 82,81% жителей республики, против — лишь 16,61% при явке в 79,68%.

Конституция версии 1993 года таким результатам может только позавидовать. 27 лет назад ее приняли на референдуме с 58,4% голосов за при явке в 54,8%. В Татарстане в 1993-м явка с трудом дотягивала до 14% при 74,84% проголосовавших за. Кстати, возможно, поэтому и планка для местной власти оказалась выше, чем по стране в среднем, — даже с учетом бойкота 90-х по результату нельзя было опускаться ниже. Впрочем, и с такой цифрой Татарстан смотрится еще относительно скромно на общем фоне — на 25-м месте, между Тульской областью и Северной Осетией. Для сравнения: Башкортостан оказался на 7-й строчке с 88,68% голосов.  

Выше всех результат у Чечни — 97,92%, там же зафиксирована и самая высокая явка — 95,14%. Следом идут Тува, Крым, Дагестан и Ямало-Ненецкий автономный округ. Единственным регионом, где большинство выступило против изменения Конституции, стал Ненецкий автономный округ — 54,57% участников ответили нет поправкам. Явка там тоже не блещет рекордами — всего 58,28%. Среди регионов протестным голосованием могла отметиться Республика Коми, где при обработке 5,2% протоколов вчера вечером вырисовывалась следующая картина: за поправки — 29,93%, против — 68,88%. Но через некоторое время, после обработки уже 28,31%, результаты резко «исправились»: 66,19% — за, против — 32,89%.

Выше всех результат у Чечни — 97,92%, там же зафиксирована и самая высокая явка — 95,14%. Следом идут Тува, Крым, Дагестан и Ямало-Ненецкий автономный округ Выше всех результат у Чечни — 97,92%, там же зафиксирована и самая высокая явка — 95,14%. Следом идут Тува, Крым, Дагестан и Ямало-Ненецкий автономный округ Фото: «БИЗНЕС Online»

Недельное голосование россиян по поправкам к Конституции прошло без каких-либо серьезных нарушений — по крайней мере, такова официальная позиция ЦИК России и Эллы Памфиловой. При этом движение «Голос» сообщало о нескольких сотнях жалоб, поступивших еще до 1 июля, а ряд СМИ рассказывал о принуждении бюджетников голосовать и о том, что свой голос можно было отдать по несколько раз, завышении надомной явки и пр. Объявлять первые итоги голосования ЦИК начал еще задолго до его завершения, хотя по закону о выборах или референдуме это запрещено. Дело в том, что нынешний плебисцит не был ни тем и ни другим. На «общероссийское голосование» никакие нормы законов не распространяются, это была, по выражению Памфиловой, «эксклюзивная, разовая акция».

Практически не нашли своего отражения в реальной жизни и всплески протестных настроений россиян. Накануне произошло только несколько акций — когда на Красной площади активисты выложили своими телами цифру 2036, обозначающую гипотетическую дату завершения правления «обнулившегося» теперь Путина, и когда на Пушкинской площади в Москве собрались несколько сотен митингующих. На этот раз никого задерживать не стали, а вместо ударов дубинкой полиция заботливо раздавала маски.

КТО В ТАТАРСТАНЕ ЗА, А КТО — ПРОТИВ

Внутри Татарстана голосование прошло без сюрпризов, не считая разве что одного вспыхнувшего от пылкого настроя избирателей КОИБа, который быстро потушили. Активнее всех голосовали жители Апастовского района — к 18:00 накануне там свой гражданский долг исполнили уже 96,82% избирателей, 95,48% явки показали жители Актанышского муниципалитета. На родине президента РТ — в Сабинском районе — к вечеру проголосовали 92,69%. Казанцы же традиционно оказались в числе самых ленивых — в разных районах явка едва превысила 62–64%. Челнинцы продемонстрировали себя чуть активнее — к урнам пришли порядка 79% избирателей, городские нижнекамцы показали такой же уровень социальной ответственности, а вот в районе явка зашкалила за 90%. В нефтяном Альметьевске проголосовали 80–85% (первая цифра — город, вторая — район) жителей. Из сельских районов худший результат показал Верхнеуслонский (77,91%).

Самый большой урожай голосов за собрала избирательная комиссия Апастовского района — 96,5%, против при этом там проголосовали лишь 3,4%. Близкий результат получил Буинский муниципалитет — 95,99% голосов за, а также Кайбицкий — 95,59%.

В Казани процент одобрения поправок колебался от 77,3% в Приволжском районе до 78,96% в Московском. Челны в зависимости от округа ответили да в 78,5–81,28% случаев. В Нижнекамском районе жители согласились с «путинскими» изменениями Основного Закона РФ красивым числом 87,87%, результат в самом городе — 80,53%. Больше всего ответов «нет» было получено от жителей Челнов (20,69% — Центральный ТИК), Казани (20,51% — Авиастроительный ТИК), Альметьевска (20,27%), Бугульмы (20,11%). Зато в нефтяной столице нами был обнаружен уникальный в своем роде избирательный участок (№818), где 71 избиратель дружно сказал конституционным поправкам да.

Среди челнинских УИКов самым протестным оказался УИК №2832 (Автозаводский ТИК) — 33,77% голосовавших там высказались против поправок. В Казани на УИК №2758 (Авиастроительный ТИК) против высказались сразу 38,1% человек. А в Ново-Савиновском районе нашлись такие избирательные комиссии, где поправки были не приняты большинством голосов: УИК №260 (55,11% голосов против) и УИК №270 (53,76% против), еще один УИК №259 был очень близок к этому (48,37% голосов против).

Фарид Мухаметшин: «Меня не удивляет, что явка была высокой и по Татарстану, и по России. Небезразличных людей было очень много» Фарид Мухаметшин: «Меня не удивляет, что явка была высокой и по Татарстану, и по России. Небезразличных людей очень много» Фото: gossov.tatarstan.ru

«МЕНЯ НЕ УДИВЛЯЕТ, ЧТО ЯВКА БЫЛА ВЫСОКОЙ И ПО ТАТАРСТАНУ, И ПО РОССИИ»

«Мы благодарны жителям республики за их активное участие в этом процессе и всем тем, кто проводил голосование и участвовал в его организации.  Мы столкнулись с новым опытом, когда в течение недели нужно было осуществить голосование с учетом серьезных требований Роспотребнадзора, чтобы обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации. Работа выстроена хорошо», — дал свою оценку прошедшему голосованию казанский Кремль устами руководителя пресс-службы президента РТ Лилии Галимовой.

«Для изучения всех поправок и предложений выделен длительный период. Это позволило ознакомиться с ними гражданам, представителям партий и организаций. Поэтому меня не удивляет, что явка была высокой и по Татарстану, и по России. Небезразличных людей очень много», — оценил прошедшее голосование спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Сегодня утром он выступил в республиканском пресс-центре по голосованию, «отодвинув» внезапно для журналистов на час итоговый брифинг главы ЦИК РТ Андрея Кондратьева. Мухаметшин рассказал, как он был в рабочей группе по поправкам, о том, насколько важны культурные, языковые, социальные и, конечно, политические преобразования Конституции РФ. Тему «обнуления», разумеется, не затронули, хотя она является одной из ключевых всех 206 поправок.

На вопрос «БИЗНЕС Online», удовлетворен ли Мухаметшин практикой многодневного голосования и как относится к тому, чтобы распространить ее на все выборы, в том числе президента республики, он резонно заметил, что в Госсовете такой вопрос еще не обсуждался. «В стране только два субъекта имело возможность проголосовать онлайн — Москва и Нижний Новгород. Поступающая к нам информация говорит о том, что это весьма успешно апробировано. А в части того, что, может быть, голосовать не в один день, а в два-три… Если пандемия не будет идти на спад, это предложение [по многодневному голосованию], которое звучит от народа, людей, можно воплотить в жизнь. Тогда мы сможем принять участие максимально, не боясь контактов и заражения коронавирусом, который, к сожалению, еще есть. Думаю, что ближе к этому сроку мы обязательно будем рассматривать данный вопрос. По готовности ЦИКа, по согласованию с нами мы примем решение и вас известим», — сказал спикер Госсовета РТ. При этом он сам при выборе — пойти на участок или проголосовать онлайн — отдал бы предпочтение первому. «По старинке», — с улыбкой сказал Мухаметшин.

Что будет дальше? Чисто формально у ЦИКа есть еще пять дней на то, чтобы подвести финальные итоги. После столь ошеломительного успеха должно последовать подписание указа президента РФ, ведь предварительные согласия парламента и Конституционного суда уже получены. По словам спикера Госсовета РТ, стоит готовиться к тому, что сейчас надо переписывать еще целый ряд федеральных законов — это время. «Нам тоже придется выполнять работу по приведению своих законов к нормам. Думаем сейчас, создавать ли отдельную рабочую группу или трудиться в комитетах…» — пояснил он.

«В АП РФ готовится матрица обращения президента по итогам плебисцита и его дальнейшей имплементации, — сообщается сегодня в телеграм-канале „Незыгарь“. — Будут затронуты внутренние вопросы, внешняя повестка на Западе и Востоке: сигналы ближайшим соседям и партнерам на Ближнем Востоке, а также невербальное приглашение к обоюдовыгодному диалогу всех заинтересованных сторон от Киева до Вашингтона. После 30-дневного перерыва после обращения и детального анализа (а итоги голосования произвели достаточно много вопросов) нас ждет завершение кадровой ротации, отложенной из-за пандемии, и усиление внутренней повестки, особенно в регионах. Тема COVID-19 и второй волны пока отойдет на второй план».

«Пока всё выглядит так, что без этой недели предварительного неконтролируемого голосования, которое позволяет сделать любые вбросы, не было ни 77% голосов «за» по стране, ни даже 50% «за» в Москве и Петербурге» «Пока все выглядит так, что без этой недели предварительного неконтролируемого голосования, которое позволяет сделать любые вбросы, не было ни 77 процентов голосов за по стране, ни даже 50 процентов за в Москве и Петербурге» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВОПРОС ЛЕГИТИМНОСТИ ЭТИХ ИТОГОВ ОСТАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ»

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты уверены, что прошедшее голосование — это только начало.

Екатерина Шульман — доцент Института общественных наук РАНХиГС:

— Результаты были объявлены заранее — их и продемонстрировали. Из неожиданного: значительная разница между результатами в регионах и разница между досрочным голосованием и, собственно, голосованием 1 июля. Особенно это заметно на примере больших городов, таких как Москва и Санкт-Петербург.

По мере того, как будут появляться массивы данных, мы станем больше знать о том, как на самом деле проголосовали регионы. Пока видно, что предварительно заказанный результат был достигнут благодаря неконтролируемому досрочному голосованию и подомовому обходу. Это дало и большую часть явки, и нужные проценты поддержки. Если бы голосование проходило исключительно 1 июля, то, судя по всему, цифры были бы совершенно иными.

Когда появятся подробные результаты по регионам, все станет еще более ясным, к примеру, похоже, север — Архангельская область, НАО, Коми — проголосовал настолько против, что это не удается скрыть. Интересно будет посмотреть отдельно регионы Дальнего Востока, Свердловскую, Новосибирскую область и все крупные города. Но пока все выглядит так, что без этой недели предварительного неконтролируемого голосования, которое позволяет сделать любые вбросы, не было ни 77 процентов голосов за по стране, ни даже 50 процентов за в Москве и Петербурге.

Что касается использования практики недельного голосования в будущем, то по необходимости эти технологии станут еще применяться, раз уж никаким образом иным не получается выигрывать выборы. Скоро будут осенние, которые еще пройдут по действующим правилам, но на выборах в Госдуму и в особенности на выборах президента эта система явно окажется применена. Ведь из всех поправок самая непопулярная была об обнулении, без нее не произошло бы такого общественного раскола. Если бы поправки касались только, например, социальных и идеологических вопросов, то не было бы нужды в таких фокусах с голосованием, ведь, судя по социологическим данным, эти изменения либо приветствуются, либо воспринимаются нейтрально.

Не было прогнозов о том, что данное голосование вызовет протесты в ходе или по итогам. Во-первых, не существовало никакой агитационной кампании из-за карантинных мер, так что общественная активность была заморожена. Массовые мероприятия запрещены и сейчас, поэтому если бы и имелось какое-то большое общественное желание выйти, то его невозможно было бы реализовать. Во-вторых, так как во время голосования вопрос о персоналиях прямо не стоял (хотя был косвенно, это и вызвало раскол голосующих), скорее речь шла об абстрактных для голосующих конструкциях, а подобные выборы не вызывают такого эмоционального отношения. Люди обычно готовы выходить за своих кандидатов, как было летом 2019 года в Москве или осенью 2019-го в Элисте либо Улан-Удэ. Но все же главная причина отсутствия протестов — это, конечно же, карантин: организаторы голосования намеренно выбрали такой удачный для себя тайминг.


Валентин Бианки — политолог:

— Результаты попали в диапазон моих ожиданий, правда, по верхнему пределу. Крайне подозрительные цифры, 82 процента, например, по Петербургу. В чем успех администрации президента? По-видимому, сработала логика сопричастности к чему-то серьезному. Я подозреваю, что огромный процент составляет надомное голосование. Из кучи регионов была информация, что по квартирам ходили без всяких вызовов, что понижает ощущение легитимности процесса. Комиссия говорила, что 100 процентов голосовавших на дому были за. Это вызывает определенный скепсис. Если бы выборы проходили без новаций оргпроцесса, результат был бы ощутимее меньше. Сложно сказать сколько. Но подозреваю, что как минимум явка была бы на 10–15 процентов меньше. Крайне разумно, что силовики не стали реагировать на протест, иначе бы раздули из минимальной акции что-то серьезное. Очень мало тех, кто верил в другой исход. В том числе и в системной оппозиции к бойкоту призывали.


Алексей Коннов — генеральный директор центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР):

— Результаты были ожидаемыми, но к итоговым цифрам сейчас как-то сложно относиться, ведь соцсети и прочие внешние факторы говорят о других процентах. Но если рассуждать о поддержке со стороны массового населения, то она скорее похожа именно на такую.

Я думаю, что залог успеха администрации президента заключается, во-первых, в прекрасной юридической проработке этого вопроса с точки зрения того, что в поправки запихнули все социально нужное, на что реагирует народ. И во-вторых, в достаточно планомерной подготовке и проработке прекрасной политтехнологической деятельности пропаганды.

Вопрос — помог ли формат с новыми технологиями как-то власти с голосованием? Мне кажется, что вряд ли много людей проголосовали таким образом. Вообще, мне кажется, что эта система убьет напрочь классическую выборную и ее откатали на прошедших выборах. Для системы у таких выборов ведь есть один очевидный большой плюс — голосование можно растянуть во времени и скрыть все что угодно и как угодно. А минус для системы — понятно, что среди альтернативно настроенного населения такая технология вызывает еще большее недоверие.

Что касается отсутствия протестов, то у нас же обычно мало куда люди выходят периодически. К тому же все изменения в систему голосования были внесены в последний момент. А силовики же не идиоты, чтобы разгонять тех, кто вышел. Я думаю, что им конкретно была дана команда не реагировать. Ведь зачем злить народ? Я думаю, имелось очень четкое указание сверху, чтобы силовики никоим образом не реагировали, при том что оно было очень жестко проконтролировано, зная рвение некоторых «местечковых» ребят, иначе «погоны полетят».

«Результат голосования был не ожидаемый. Я высказывался, что будет в пределах 70% поддержки и в пределах 60% явка. Скромные у меня были предсказания» «Результат голосования не ожидаемый. Я высказывался, что будет в пределах 70 процентов поддержка и в пределах 60 процентов явка. Скромные у меня предсказания» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это ПЕРВЫЙ ПРОБНЫЙ ШАГ К БУДУЩИМ ГОЛОСОВАНИЯМ»

Олег Матвейчев — политолог, политтехнолог:

— Результат голосования не ожидаемый. Я высказывался, что будет в пределах 70 процентов поддержка и в пределах 60 процентов явка. Скромные у меня предсказания. Но сейчас можно говорить не просто о победе власти, а об ошеломительной победе и полном разгроме оппозиции. Последняя пытается заговорить о том, что те люди, которые не пришли (20 процентов), голосовали против. Но это абсолютная манипуляция цифрами, потому что у нас на самом деле процентов 20 населения просто не живет по своей прописке. Оно, может быть, и хотело бы прийти и проголосовать за поправки. В Москве знаю таких людей, которые очень бы хотели проголосовать за, но не стали заморачиваться с открепительными талонами, не знали, куда им звонить. И они просто не проголосовали, но всей душой поддерживали Путина. Записывать их теперь в противников режима, говорить, что не явились демонстративно, чуть ли не послушав Алексея Навального, — это абсолютной воды манипуляции. Мы видим, что путинское большинство существует, что результат практически повторяет голосование за президента на президентских выборах. А, извините, после этого была пенсионная реформа. Считали, что рейтинг Путина рушится. Тут мы видим, что, наоборот, страна президента поддерживает. Это, конечно, лишний шлепок всем политологам, которые рассказывали о смерти путинского большинства, росте влияния оппозиции и протестных направлений. Нет, Россия осталась Россией, и она едина, вокруг президента.

Это голосование — первый пробный шаг к будущим голосованиям, когда наша избирательная система переводится на клиентоориентированность. Государство обязано обеспечивать права и свободы граждан. Такое право, как голосование, должно быть обеспечено во всех удобных ему форматах. Хочет — электронно может голосовать. Сейчас прошел масштабный эксперимент. Пока он коснулся 1 процента избирателей от всей России и 10 процентов от Москвы и Нижнего Новгорода. Цифра станет постепенно расширяться. Будет 5–10 процентов от всей России и так далее. Люди, которые боятся вируса, могли проголосовать на дому.  Другие имели возможность прийти в один из удобных ему дней и проголосовать. Безопасность на участках была обеспечена. Надо еще сделать понятной и удобной процедуру переприкрепления. Огромное количество людей проживают не по своей прописке: живут в селе, а работают в столичном городе. Если брать ту же самую Казань, там наверняка огромное количество граждан из сел трудятся. А в Москве работают люди со всей России. Нужно все эти форматы использовать шире в следующих голосованиях. В этом я вижу только плюсы. Минусов особо никаких нет. Все байки о том, что электронные системы как-то позволяют манипулировать, — ерунда. Давно уже на Западе они работают. Эстония, целая страна, электронно всегда голосует. И никто никогда не говорит, что там манипулируют. Здесь огромное количество специалистов, в том числе под руководством Алексея Венедиктова, известного оппозиционера, редактора «Эха Москвы», проверяли эту систему и не нашли там никаких дырок и возможностей для фальсификации. Система блокчейновская, на ней построены все криптовалюты мира. Если бы можно было фальсифицировать, у нас бы фальсификанты биткоины себе нарисовали и миллиардерами бы стали.

Я находился вчера на Пушкинской площади. Там было огромное количество журналистов. Процентов 60, наверное, из них ждали массового митинга. Еще процентов 20–30 — зеваки типа меня, которые пришли посмотреть, что тут вообще будет происходить. Везде камеры стоят, силовики, а где основное действо? Процентов 20–30 — так называемые протестующие, про которых было непонятно, что им надо. Конечно, это абсолютная профанация. Никто не хочет и здоровьем своим рисковать, идти на массовые акции. Честно говоря, нет и протеста как такового. Весь он концентрируется в «Фейсбуке». Там люди друг друга подбадривают, создают впечатление, что вся страна — это одна сплошная оппозиция. В реальности все со здравым смыслом голосовали за поправки. Такая оппозиция просто очень маленькая. Мы знаем, по данным социологии, что большая часть коммунистов голосовали за поправки. Есть «отмороженная» часть КПРФ — всякие Платошкины и тому подобные, которые были против, а также «навальнинцы», «гудковцы» и «яблочники»… Это все очень маргинальная часть нашего населения. К ним же, наверное, всякие меньшинства присоединились, ЛГБТ и прочее.


Анатолий Вассерман — знаток программы «Своя игра», интеллектуал, публицист, политолог:

— Результат голосования был ожидаемым с самого начала, но оставалась неясной одна подробность — в связи с пандемией ожидалась довольно низкая явка и существовала теоретическая возможность заявить, что за поправки проголосовали больше половины пришедших, но меньше половины списочного состава избирателей, и это можно было трактовать так, что большинству граждан РФ поправки не понравились. Вот теперь отпала и такая возможность — проголосовавших за Конституцию хоть и ненамного, но больше половины списочного состава избирателей, то есть даже чисто формально сейчас можно не сомневаться, что большинству поправки понравились.

Но в остальном интриги не было. С самого начала ясно, что поправки соответствуют нынешнему положению дел в стране и мире, что они сформированы на основании обширного опыта жизни при Конституции в ее предыдущей версии, потому совершенно несомненно, что большинство пришедших на голосование поправки поддержат.

Причем, что важно, это было видно по поведению противников поправок. Они даже не пытались критиковать их содержательно, ругали разве что поправку о том, что лица, бывшие президентами ранее, теперь в связи со существенным сокращением полномочий имеют право баллотироваться заново независимо от предыдущих сроков. Противники называли ее поправкой о «несменяемости Путина».

Я, кстати, тоже против нее, считаю, что вообще нельзя ограничивать число сроков пребывания на выборной должности, какой бы то ни было, потому что это ограничивает права не избираемых, а избирателей. Замечу, что нигде в мире нет ограничений сроков пребывания депутатом какого бы то ни было законодательного выборного органа и они распространяются только на президентов и в некоторых странах, в том числе у нас, на губернаторов.

Как бы то ни было, противники поправок не пытались критиковать их содержательно, а хотели поставить под сомнение достоверность самого голосования. По этому поводу небезызвестная организация «Голос», отрабатывая заказ иностранных организаций, на чьи деньги она существует, заранее подготовила методичку для своих представителей, где вписала, что на выборах было свыше 30 тысяч нарушений. Реально же в ходе голосования даже «Голос» смог заявить по 5 тысяч нарушений, и все это уже было проверено, и оказалось, что, по-моему, всего выявлено 28 реальных нарушений. Например, где-то член избирательной комиссии брал паспорт в руки или пришедший на выборы гражданин не обработал руки. Все остальное, что сочинил «Голос», — галимая липа. То есть противникам поправок заранее было ясно, что народ поправки поддерживает.

Что касается применения недельной системы голосования, то я не знаю, станет ли она применяться в будущем. Сейчас этот эксперимент обсуждают специалисты, и я не берусь предсказать их выводы. Ведь все это было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, последствиями пандемии, и пока неизвестно, могут ли достоинства такой формы голосования перевести недостатки в нормальных условиях. Достаточно напомнить, что члены избирательных комиссий были отвлечены от своей основной работы на лишнюю неделю.

Если бы голосование проходило только 1 июля, то, полагаю, явка оказалась бы заметно меньше. На сколько сказать не берусь, но навскидку могли бы прийти что-то между 50–60 процентами избирателей, а так были 65 процентов.

«На самом деле успех относительный, по совокупности это усилия лично Путина, успех пропаганды, админресурса, терпения народа» «На самом деле успех относительный, по совокупности тут усилия лично Путина, успех пропаганды, админресурса, терпения народа» Фото: kremlin.ru

«КТО–ТО МОЖЕТ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЭТО БОЛЬШОЙ УСПЕХ, НО НА САМОМ ДЕЛЕ он ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ»

Константин Калачев — руководитель политической экспертной группы:

— Результаты стали для меня вполне ожидаемыми, при том что я допускал, что в отдельном муниципальном образовании или регионе власть может проиграть, я в этом случае угадал. На самом деле она одержала тактическую победу, тут нет предмета для спора. Но некоторые вопросы просто отложены на будущее. Вопрос с передачей власти остается, как и с удовлетворением ожиданий, передача власти и социальное самочувствие — это проблема внутренней стабильности, и данный вопрос просто перенесли. Можно будет судить о том, проблема настоящая или нет, через год или два. Критически настроенные граждане, чье мнение частично учтено в этом голосовании, останутся таковыми. А тем, кто голосует за перемены к лучшему, сложнее всего, потому что экономическая конъектура может оказаться не очень приятной. Справедливости может не быть, потому что с коррупцией никак не разберутся, рабочих мест больше не станет и так далее.

Кто-то может говорить, что это большой успех, но на самом деле он относительный, по совокупности тут усилия лично Путина, успех пропаганды, админресурса, терпения народа. Хочется схватиться за последний песок с надеждой на то, что мы сейчас сорвем и заживем. 27 лет не могли зажить, потому что Конституция мешала, и все будут хорошо. На самом деле и завтра, и послезавтра неизбежны. Нужно готовиться, что либо власть будет адекватна, либо, как предполагают, ситуация может развиваться по разным вариантам. Например, когда накануне событий в Армении в какой-то момент люди подумали, что хуже не будет и терять нечего. Главный вопрос — это реализация ожиданий. Граждане голосовали за перемены к лучшему, через год-два, если они их не увидят, можно нарисовать любой результат, но это будет чревато.

Любые форматы можно использовать, вопрос только  в том, что история медлительна, но неумолима. Можно отложить еще на один выборный цикл проблему того, что ожидания людей и их настроения не соответствуют результатам голосования. Ну и что? Толку-то. Вопрос в том, что власть живет в своем мире, население — в своем. И в этот раз, как мне кажется, два мира пересеклись. Начались дискуссии, довольно бурные. За и против, в том числе был услышан голос большинства.  Не стыдно быть в меньшинстве, стыдно быть в стаде. Большинство — это тоже люди, нормальные, адекватные, которые сейчас голосуют исходя из каких-то выгод, но что будет, если случится экономический кризис, начнется и социальный. Всему тому грош цена, если не окажется денег, работы. А так, прекрасно, здорово, Конституцию поменяли. Поменяется ли жизнь через год или два?


Аббас Галлямов — политолог и политтехнолог:

— Не было сомнений с самого начала, что власть получит в качестве формального результата те цифры, которые она сама решила, что ей нужны. Правила игры составлены таким образом, что помешать этому никто не мог. Приобрела ли власть по итогу дополнительную легитимность? Нет. Она, наоборот, проиграла. Это такая тактическая победа, которая ведет к стратегическому поражению. Нарушения, манипулятивный характер мероприятия, применение административного ресурса были очевидны всем. Безусловно, избирателям такие вещи не нравятся. С точки зрения организации фальсификаций новый формат помог. Я изначально говорил, что результат предсказуемый. Было понятно, что власть нарисует любой результат, который сочтет нужным. Правила игры сделаны таким образом, чтобы полностью развязать руки фальсификаторам. Если бы голосование было в прежнем формате, результат оказался бы ближе к соцопросам группы Белановского или «Левада-Центра». Фальсификаторы вполне могли и проиграть.

Народ массово не вышел на улицы, потому что с самого начала у людей существовало ощущение, что это не было их повесткой. Кремль придумал голосование, которое в принципе не нужно. Тут не выборы, которые проводятся, например, в Госдуму. Они идут независимо от того, хочет Кремль этого или нет, существуют объективно. Вот данное голосование объективно не существует. Если бы Кремль не захотел, его бы не было. При выборах в Госдуму люди считают, что украли их голос. В данном случае нельзя украсть то, чего у тебя не было. Граждане не восприняли это так, что у нас что-то есть и подобное отнимают. Власть придумала какую-то хитрую замысловатую игру, чтобы нас обдурить. Конечно, Кремль будет пытаться распространить новые правила на другие выборы, потому что рейтинги властей падают. Самый главный итог этого мероприятия даже не голосование по поправкам, а апробирование новых способов фальсификации.

«Целевой группой этого плебисцита и соответственно, вопроса о легитимности, является элита, а не население в целом, которому по большому счету все равно — что поправки, что законность результатов» «Целевой группой плебисцита и, соответственно, вопроса о легитимности является элита, а не население в целом, которому по большому счету все равно — что поправки, что законность результатов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАСЕЛЕНИЮ ПО БОЛЬШОМУ СЧЕТУ ВСЕ РАВНО»

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета

— В целом результаты были предсказуемыми, за одним исключением. Дело в том, что администраторы голосования, те, кто отвечал за обеспечение нужного результата, практически до последних дней не могли определиться с концепцией результата — с тем, что им нужно: или результат, сопоставимый с голосами, поданными за Путина в 2018-м, и это было бы оптимально (тогда явка — 65 процентов, результат — 75 процентов), что и получили, или чтобы не слишком ставить под сомнение легитимность выборов, больше ориентируясь на результат голосования за Конституцию 1993 года, превзойдя его. Судя по тем утечкам, которые имелись, склонялись к концу прошлой недели ко второму варианту, более скромному, но в итоге решили идти на пролом и последние три дня поставили целью повторение результатов Путина в 2018 году, судя по официальным цифрам, ее добились. Конечно же, вопрос легитимности этих итогов остается открытым.

К тому же следует понимать, что целевой группой плебисцита и, соответственно, вопроса о легитимности является элита, а не население в целом, которому по большому счету все равно — что поправки, что законность полученных результатов, потому что Путину критически важно было продемонстрировать элитам с помощью этого плебисцита, что он пользуется такой же поддержкой, как в 2018 году, несмотря на всю информацию последних двух лет о снижении его рейтинга. Чтобы иметь точку опоры, апеллировать к свежим каким-то результатам 2020-го при принятии реализации непопулярных решений ближайшие 6–8 месяцев, которых будет немало, которыми окажется недовольна либо значительная часть элиты, либо бо́льшая. Это касается внутриполитических решений и внешнеполитических. Потому здесь следует понимать, что плебисцит преимущественно не для населения, а для элиты. Как она отнесется к легитимности данных цифр — большой вопрос. Население воспримет это нормально и очень скоро про все забудет.

Ему по большому счету все равно, оно не видит корреляций между теми голосами, которые либо отдало за поправки, либо проигнорировало голосование, не пришло или проголосовало против. С теми событиями, которые последуют, народ поймет, что поступил опрометчиво, но это произойдет, скорее всего, осенью или ближе к концу года, когда столкнется с теми самыми решениями, которые будет принимать президент, апеллируя как раз к тем цифрам доверия, которые он получил по итогам 1 июля.

Население не понимает значимости тех тектонических сдвигов, которые сейчас происходят. Фактически это голосование обнулило всю электоральную систему последних 30 лет в России. Электоральная система, по которой выбирали власть в 90-е более свободно, в нулевые-десятые годы с большими ограничениями, но тем не менее выбирали, обнулена. Данная практика, которая была 1 июля, теперь станет распространяться и на другие выборы. И там ни о каком реальном выборе речи уже не пойдет. Но население этого не понимает.

Во-вторых, оно очень устало от коронавирусных ограничений, проблем экономических, которые в связи с тем свалились. И сейчас у него основная потребность — это отдохнуть от всего: лето, ограничения сняли, нужно как-то расслабиться.

В-третьих, сама оппозиция не смогла сформировать четкий месседж. В 2011 году она организовала: голосуй за любую другую партию, кроме «Единой России», и это сработало тогда. Подобное стало индикатором протестного голосования. Сейчас часть оппозиции говорила, что нужен бойкот — и это абсолютно устраивало администрацию президента, часть утверждала, что нужно голосовать против, еще все друг друга обвиняли, что сторонники противоположной точки зрения продались Кремлю… В итоге получилась некрасивая картина, которая значительной части населения в оппозиции не нравится. Там два оппозиционера, три мнения, и все друг друга обвиняют в работе на Кремль.

Сейчас фактически выборы превращаются в голосование, в то, о чем заявляли провластные говорящие головы еще несколько лет назад перед президентскими выборами. А так во всем мире элиты между собой договариваются, призывают население прийти по референдуму и проголосовать за или против. Госпожа Валентина Матвиенко, которая четко ловит тренды, уже озвучила идею, чтобы распространять эту практику под предлогом защиты населения от коронавируса и прочего на обычные выборы.

Такая практика будет распространяться, потому что она власти дает колоссальные возможности для применения административного ресурса в самом широком его понимании: с точки зрения и агитации за нужных кандидатов, и организации и подсчета бюллетеней, и онлайн-голосования — все это будет широко применяться уже на ближайших выборах. Правда, не факт, что начнут с региональных. Может быть, региональная кампания сентябрьская пройдет еще по старым правилам, а вот выборы в Госдуму, возможно, в декабре 2020 года или 2021-м уже вовсю станут применять эту модель. История будет такая: в определенных кабинетах решат, сколько голосов должна получить «Единая Россия», сколько — коммунисты, сколько — другая оппозиция, может, кто-то из новых фейковых партий пройдет, и на достижение этого результата станут работать. Так же как с плебисцитом — приняли решение 65 на 75 и используют весь инструментарий для данного достижения. Как видим, достигли даже с небольшим перевесом.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (253) Обновить комментарииОбновить комментарии
Оптимист
2.07.2020 13:54

Очевидно, что 70% голосов за поправки при 60%-ой явке вполне устраивают Кремль. Совсем скоро они вступят в силу.

Как известно, в Конституцию внесли 206 правок, но главная из них — обнуление президентских сроков ВладимВладимыча. А это значит, что до 2036 года мы, скорее всего, будем пожинать плоды вечной власти.

Вечная власть — дело максимально неэффективное. До нас Президентов «обнуляли» такие замечательные страны, как Беларусь, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Венесуэла, Египет, Перу, Казахстан, Киргизия, Сенегал, Таджикистан и Узбекистан. Их пример ничего успешного не демонстрирует.

Теперь вот и Россия оказалась в столь прекрасной компании. С чем вас и поздравляю! Судя по всему, уже завтра нас ждёт другая жизнь: с великим русским языком, защищёнными границами, доступной медициной и МРОТ не ниже прожиточного минимума.

Красота. Ничего не скажешь.

  • Анонимно
    2.07.2020 12:53

    Даже как-то жаль либерастов наших, включая секту навального.. Старались, флэшмобы даже устраивали. Но в реальность окунулись. Не поняли очередной раз, что народ не за "обнуление" ходил голосовать, а против вас.. Народ у нас мудрый и понимает какие силы были против поправок. И чем больше вы выступали против, чем больше вас поддерживали американцы с англичанами, вывешивая гей флаги из своих посольств, тем меньше вам поддержка на любых выборах. Не за "обнуление" народ пошел голосовать, а против вас. Во всяком случае процент ЗА был бы меньше наверняка если бы либерда не развернула такую жутчайшую, дичайшую пропаганду против поправок и про какое-то "обнуление"

    • Анонимно
      2.07.2020 13:15

      Тоже интересно. Читаю сайты бандеровцев и радикалов полуэкстремистов они в истерике, что люди пошли и подавляющим большинством проголосовали За. Все усилия, атаки ботов, троллей оказались напрасными. Если они так расстроены, то для России поправки точно хорошие.

      • Оптимист
        2.07.2020 13:54

        Очевидно, что 70% голосов за поправки при 60%-ой явке вполне устраивают Кремль. Совсем скоро они вступят в силу.

        Как известно, в Конституцию внесли 206 правок, но главная из них — обнуление президентских сроков ВладимВладимыча. А это значит, что до 2036 года мы, скорее всего, будем пожинать плоды вечной власти.

        Вечная власть — дело максимально неэффективное. До нас Президентов «обнуляли» такие замечательные страны, как Беларусь, Боливия, Буркина-Фасо, Бурунди, Венесуэла, Египет, Перу, Казахстан, Киргизия, Сенегал, Таджикистан и Узбекистан. Их пример ничего успешного не демонстрирует.

        Теперь вот и Россия оказалась в столь прекрасной компании. С чем вас и поздравляю! Судя по всему, уже завтра нас ждёт другая жизнь: с великим русским языком, защищёнными границами, доступной медициной и МРОТ не ниже прожиточного минимума.

        Красота. Ничего не скажешь.

        • Анонимно
          2.07.2020 14:01

          Оптимист ваша и истерика понятна. Финт который прошёл в Чечне в 90-х в Татарстане и других регионах РФ не прошёл.

          • Анонимно
            2.07.2020 14:17

            Уже надоели вы со своим обнулением. Об этом ни чего ещё не говорилось и никто никаких заявлений не делал. Все поправки направлены только на улучшение развития страны.

            • Анонимно
              2.07.2020 14:50

              Какая именно поправка?

              • Анонимно
                2.07.2020 15:06

                Про защиту животных например

                • Моисей
                  2.07.2020 15:12

                  У животных сегодня праздник

                • Анонимно
                  2.07.2020 15:32

                  А я курицу вчера на мясо пустил
                  Не дожила бедолага до светлых времен
                  Один день не дожила(((

                • Анонимно
                  2.07.2020 15:47

                  15:06, про защиту животных конкретно укажите номер статьи Конституции РФ! Конкретно какую статью изменили или внесли новую!!! Номер! Не укажите номер - это просто слова!

                • Анонимно
                  2.07.2020 18:03

                  А фз№498 что мешает соблюдать?Там все про животных четко расписано)))))

                • Анонимно
                  2.07.2020 18:50

                  15:06 Объясни мне глупышке,кого защищать, кота или беззащитного мышонка?

              • Анонимно
                2.07.2020 16:13

                14-50 Да практически все- ознакомьтесь с ними и соотнесите с народом. И в том числе, возможность В.Путина, естественно если он сам этого захочет, принять участие в выборах 2024.

            • Анонимно
              2.07.2020 17:46

              вы не пробовали читать те самые поправки, ЗА которые голосовали??? там все четко и однозначно про обнуление прописано! или вас пока носом не ткнешь вы не понимаете?

            • Анонимно
              3.07.2020 13:43

              Ну подождем совсем немного, тарифы на жкх с 1-го июля, бензин на подходе и МРОТ для Вас.

        • Анонимно
          2.07.2020 14:40

          Насчет всех перечисленных стран говорить не буду , но тот же Казахстан ваши единомышленники , на страницах БО , в пример ставили , типа чего можно добиться при независимости.

        • Анонимно
          2.07.2020 18:44

          По закону о защите животных даже к крысам нужно будет обращаться "Здравствуйте милая Анфиса!".

        • Анонимно
          2.07.2020 18:59

          Белоруссия - вполне успешная страна, про остальных не уверена, но тоже наверное не все так плохи

        • Анонимно
          3.07.2020 03:39

          Еще бы нац регионы обнулить!!!

      • Анонимно
        2.07.2020 13:55

        Позже будете радоваться, когда эти поправки начнут действовать.

      • Одни беззастенчиво врут и лукавят,
        Другие доверчивый делают вид.
        В итоге любое решенье продавят,
        В душе оставляя мучительный стыд.

        Наживкой послужит меню соц-гарантий,
        Оно будет как утешительный приз.
        За то, чтоб в конце заказных хиромантий
        Солист выходил бесконечно на бис…

      • Анонимно
        2.07.2020 15:24

        Зачем вы туда лезете, если патриот? Мы вот себе такого не позволяем.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:16

      Возможно, но люди, которые сами читали поправки и сделали свои выводы даже на такое не велись же. Просто понимали, что поправки нужны для дальнейшего стабильного развития и социальных гарантий.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:23

      Поправки были вызваны требованиями общества. Каждый год люди просят о чём-то, это все вылилось в итоге в ответную реакцию - поправки. Это отличный шанс улучшить жизнь.

      • вам же уже 20 лет обещают улучшение.
        сейчас еще 18 лет ждите обещаний..)))

        • Анонимно
          2.07.2020 14:19

          Вы похоже забыли как было в 90е. Нищета разруха, ничего не было. Сейчас же есть все, свободный рынок, инфраструктура, социальные гарантии. Новые поправки сделают только лучше.

          • в 90-е жил, ничего что вы пишите не было!
            все предприятия работали.
            да 7-8 месяцев были проблемы с выплатой зплат, но это временное.

            от уровня промышленности 90х, сейчас и 205 не осталось..
            все убили ваши младореформаторы!

            • Анонимно
              2.07.2020 15:18

              Вот это вранье! 90-е это был кошмар для всех, кроме братков. Вы из них?

            • Анонимно
              2.07.2020 15:56

              О как. 7-8 мес без зарплат потерпеть можно было, что ж ж сейчас после месяца карантина голосили. Власти просчитались, вы и так потерпели бы.

              • Анонимно
                2.07.2020 16:16

                Не на всех предприятиях - это раз. К тому же задержки накапливались постепенно, и платили раз в месяц, но за предыдущий период. Пенсии платили исправно, и их, заметьте, хватало на жизнь пенсионера и ещё детям помогать.

                • так точно..
                  это шло с накоплением по предыдущим месяцам..
                  а уровень цен был ниже чем сейчас, а зплаты выше.

                  просто зомбоящик в те года так не работал, как сейчас.

                  и в турции я начал отдыхать до прихода путина еще к власти..

            • Анонимно
              2.07.2020 16:35

              Забыли самое главное. В 90-х люди верили в лучшее. Сейчас, веры нет. Сплошная безнадега и ожидания еще худшего.

              • Анонимно
                2.07.2020 20:28

                В лучшее верили только новоявленные мелкие лавочники. Мечтали стать крувными воротилами, но их опередили более шустрые акулы. Вот теперь вы обиженные и майданите здесь в надежде в новой волне хаоса ухватить в этот раз покрепче судьбу за хвост. И не нужно тут говорить о своих переживаниях о "нищем народе", о своих богатствах вы мечтаете.

                • Анонимно
                  2.07.2020 20:43

                  С каких пор, рабочие завода, стали называться мелкими лавочниками?
                  Вы бы молчали побольше, о чем не знаете, жертва ЕГЭ.

            • Анонимно
              2.07.2020 18:57

              самый развал и разруха начались в 90-е, людей целыми предприятиями на улицу выкидывали, не только зарплаты, но и пенсии вовремя не платили

              • Анонимно
                2.07.2020 21:48

                Насчёт пенсий ложь! Из как раз платили вовремя. И для пенсионеров были вклады в банках с шикарными условиями.

                • Анонимно
                  2.07.2020 22:05

                  задерживали тоже, и они резко уменьшились

                  • Анонимно
                    3.07.2020 08:13

                    Их индексировали регулярно. Не уменьшались они. Пенсионеры в 90-е как раз были самые защищённые.

                    • Анонимно
                      3.07.2020 11:01

                      в итоге платили, конечно, но индексация не покрывала уменьшения. по сравнению с советским периодом

              • Анонимно
                2.07.2020 22:24

                Большинство уничтоженных предприятий прекратило своё существование именно после 2000 года! То же самое касается и научных центров. В 90-е дорог с твёрдым покрытием строилось больше чем в 2000-е и в 2010-е.

                • Анонимно
                  2.07.2020 23:08

                  все в 90-х как раз началось, в 2000 по инерции уже продолжалось

            • Анонимно
              2.07.2020 20:18

              Вы уж Реалист определитесь, ведь именно младореформаторы и младо бандиты создали лихие девяностые. Хвалить то время, значит признавать свою причастность к ним. Считать те годы абсолютной разрухи раем может только тот кто ловил тогда рыбу в мутной воде.

            • Анонимно
              3.07.2020 12:36

              Вы реально реалист? В 90е все работало? Зарплату даже платили? Вас сколько лет? Не пишите ерунду пожалуйста такую про 90е. Бандитизм всюду, нищенские зарплаты, бартер вместо денег, наркоманы, рабыня изаура по телеку да и многое другое. Вот что такое 90е! Не хочу!

          • Анонимно
            2.07.2020 14:44

            Сейчас всё фальшивое, всё эрзац

          • Анонимно
            2.07.2020 14:49

            14.19,Вы еще вспомните, как жили в19-ом веке.

          • Анонимно
            2.07.2020 16:00

            14:19 Вы еще вспомните 1913 год.

          • Анонимно
            2.07.2020 16:17

            Нормально было в 90-е. Свобода лучше чем несвобода.

            • Анонимно
              2.07.2020 22:06

              кому нормально было? и что за свобода - от работы, от зарплаты?

              • Анонимно
                3.07.2020 08:23

                Мы верили в то, что будет лучше. Работы было много, только надо было немного шевелиться, а не просиживать штаны в НИИ. Зарплата была, может, не такая, как хотелось бы, но всё же. Не голодал никто, в итоге. Не надо лепить про ужасы 90-х. Хуже было в 90-92. Потом был рост, несмотря на нефть по 8-12.

                • Анонимно
                  3.07.2020 13:50

                  3.07.2020 08:23
                  Где Вы работали,
                  интересно?
                  Не было зарплат, в лучшем случае выдавали продуктами или продукцией предприятия.
                  Вы кого хотите обмануть? А 90-92 года - это не 90-е разве? Их ведь тоже надо было как-то прожить, детей кормить, одевать.
                  Не понимаю, для чего отрицать очевидное.

                • Анонимно
                  3.07.2020 13:51

                  3.07.2020 08:23
                  Верили, потому, что молодые были - вся жизнь впереди.

        • Анонимно
          2.07.2020 15:55

          Ну за 20 лет улучшения и случились. Дома, дворы, поездки заграницу, по 2 машины в семье, одежда, питание. Качество всего выросло.

      • Анонимно
        3.07.2020 13:45

        Платежки по ЖКХ с 1- го августа уже ЛУЧШЕ..

    • Анонимно
      2.07.2020 13:23

      Да кто будет против заботы о стариках, детей? Мамочки? А у нас их полстраны

      • 12000 руб пенсия- это забота по вашему?
        если только по сравнению с средним классом..
        то да..

      • Анонимно
        2.07.2020 14:48

        А разве эти мамочки сами не знают, что забота о престарелых родителях и детях их прямая обязанность? Или без поправки им "совесть не позволяет" о них, о своих кровинушках, заботиться?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:23

      Все европейские гос-ва принимали и продолжат принимать поправки. Мы чем хуже? Это нормальная практика.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:39

        13.23 Ах, вот она причина поправок- чтоб хоть в этом (раз в другом никак) не отставать от европейских государств? А мы то думали, чтобы улучшилась жизнь всех наций в России. Но только в этом и получилось не отставать. В остальном - пшик..... Обычный 20 летний пшик.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:46

        Есть только мааааленький нюанс между странами ЕС и Россией.Сами догадаетесь?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:26

      Нужна Конституция, адекватная времени и уровню развития страны. Если мы хотим двигаться дальше, менять страну к лучшему, нужно, чтоб и основной закон страны не отставал и не сдерживал изменения.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:18

        13.26. Про Конст вспоминают только тогда, когда нужно продлить пребыван Путина во власти.

      • Анонимно
        2.07.2020 19:32

        "Адекватная времени и развитию" - это как? Упоминание бога в Основном законе страны? Тогда у меня плохие новости для вас. Судя по такому уровню, мы стремительно скатываемся в Средневековье.

    • Анонимно
      2.07.2020 14:05

      Пытаетесь выдать желаемое за действительное?)))

    • Анонимно
      2.07.2020 14:16

      12.53. Чел - стадное существо. Большинство людей не может жить без царя в голове. Им нужно на кого-то возложить свои проблемы, надеяться, одобрять, болеть за общее...

      Чистая психология, никакой политики. Особенно, если цель власти преподносится в красивой соц упаковке.

    • Анонимно
      2.07.2020 14:18

      Холуйство сложно, но искоренимо. Нужно лишь время, образование и смена поколений. И слово свобода заляпать невозможно как бы старались некоторые...

      • Анонимно
        2.07.2020 16:21

        14-18 Это вы о какой свободе говорите, может американской, всегда наш народ демократии учили?

      • Анонимно
        2.07.2020 16:54

        Все верно. Еще К. Маркс отмечал: "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"

    • Анонимно
      2.07.2020 14:32

      Себя пожалей. Будешь страдать вместе со всеми.

    • Анонимно
      2.07.2020 14:34

      Абсолютно верно

    • Анонимно
      2.07.2020 14:35

      Себя пожалей.

    • Анонимно
      2.07.2020 15:37

      Голосовали скорее не за "обнуление" (это так либералам хочется представить), а как раз скорее против либералов, против навальных , бонь, и прочих противников поправок

    • Анонимно
      2.07.2020 16:47

      Согласен с вами полностью . Вопли этой публики лично меня просто убедили сходить и проголосовать ЗА

    • Анонимно
      2.07.2020 16:55

      Навальный, он чудесный парень, но он неисправимый романтик, и он на абсолютно неверном пути, потому что дачи – это фигня. Шубохранилища – фигня. Особняки – считай, это тоже фигня. Это не работает, это не борьба с режимом. Это развлекуха для плебса и мексиканский сериал.

    • Анонимно
      2.07.2020 21:13

      Согласна полностью.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:03

    От этих поправок Жить легче и лучше не станет

    • Анонимно
      2.07.2020 13:19

      Еще как станет, каак минимум животным, которых будут оберегать по закону и наказывать живодеров!

      • Анонимно
        2.07.2020 13:41

        До этого конституция по отношению к людям то не работала, а вы про животных.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:13

        А без конституции никак?

      • Анонимно
        2.07.2020 14:47

        Так и животных раньше закон оберегал,однако как в аэрофлоте не уважали животных,так и не уважают.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:50

        Ну да, ну да. Чтоб не быть живодером, только закон может помочь. А человечек сам этого не знает, что обижать слабых нельзя?

      • Анонимно
        2.07.2020 16:55

        Живодеров, издевающихся над людьми, не наказывают.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:19

      А вам откуда знать? Они ещё даже в силу не вступили, а вы уже такие выводы сделали.
      Лучше попробовать так, чем потом жалеть и продолжать критиковать всех и вся.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:21

      Я вас удивлю, но если не предпринимать усилий, то вам будет жить плохо в любой без исключения стране. Только от вас зависит. В России государство даёт возможность зарабатывать как хочешь, хоть из воздуха деньги можно делать не нарушая законов. Если лежать, вздыхать, ныть и ждать раздачи сундуков с деньгами за красивые глаза, так вся жизнь пройдёт.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:07

        Из воздуха сундуки с деньгами в России делают только вороватые чиновники. Некоторые умудряются целые квартиры наличкой набивать.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:21

      От новых поправок жизнь будет комфортнее для граждан в правовом и социальном поле!

      • Анонимно
        2.07.2020 13:57

        Через год посмотрим. И что вы напишите.

        • они будут крапиву и обои есть, но так же будут надеяться... и опять ЗА проголосуют..
          хоть за что, но ЗА действующую власть и их законы.

        • Анонимно
          2.07.2020 14:39

          Услуги троллей, к тому времени будут не нужны, они свою грязную работу выполнили. Его выкинут с "работы" и он честно расскажет о "комфорте в правовом и социальном поле"

      • Анонимно
        2.07.2020 15:13

        Выйду ночью в поле с конем,
        Ночкой темной тихо пойдем,
        Ночью в поле звезд благодать,
        В поле никого не видать,

    • Анонимно
      2.07.2020 13:22

      Но уж лучше они пусть будут, чем их не будет, согласитесь?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:23

      Хотя бы что такие поправки закрепили - уже первый шаг.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:24

      Вот я считаю, давно надо было менять некоторые вещи. Сколько ж можно в советском союзе жить

    • Анонимно
      2.07.2020 13:24

      Эти эксперты меня всегда удивляют. Это ведь всего лишь их мнение, болтовня,вот и все. Лучше индексацию пенсий мне сделайте.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:11

        Пенсии надо повысить По Силуановски...чтобы могли позволить на море летать и путешествовать

        • Анонимно
          2.07.2020 14:41

          Мало у кого остается здоровье и возможности путешествовать если даже дожил до пенсии.

          • Анонимно
            2.07.2020 15:15

            Сейчас, в самоизоляции, все только и путешествовали с одной ТВ программу на другую с помощью пульта

    • Анонимно
      2.07.2020 13:26

      Россия сама должна определить, как и по каким правилам ей жить. Конституция страны в 1993 писалась второпях и под сильным влиянием зарубежных специалистов. Они не были заинтересованы в сильном государстве в России. Сегодня санкции провалились, но враги России продолжают вмешиваться в наши внутренние дела, в том числе, используя недостатки ельцинской конституции. Путинские поправки обезопасят Конституцию от посягательств Запада

    • Анонимно
      2.07.2020 13:50

      Поправки нужны адекватным людям. Для тебя не нужны.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:57

        Я вот считаю, что к животным надо относиться хорошо и без поправки. Кто-то считает, видимо, иначе)))

    • Анонимно
      2.07.2020 13:55

      Вы смотрели что хоть там предложено или просто так решили написать не понимая о чем речь даже?

      • Анонимно
        2.07.2020 17:35

        Читала, смотрела по телевизору, где мне несколько месяцев объясняли, что проголосовать ЗА- это за улучшение всего социального, за животных, за детей, против геев и всего ещё 200.
        А сегодня везде смотрю по всем каналам - оказывается, было голосование за ДОВЕРИЕ лично Путину. Я - то голосовала за улучшение , за будущее, а оказалось, меня обманули, не объяснили про Путина .Я бы неголосовала за, я против повышения пенсионного возраста. Меня обманули

        • Анонимно
          2.07.2020 17:45

          17:35, судя по тому, что Вы пишете комментарии на БО, у Вас есть возможность пользоваться интернетом. Кто Вам мешал, прежде чем идти и голосовать "за", ознакомиться со всеми поправками - их 206! Вы понимаете, что проголосовали за все 206?

    • АН61
      2.07.2020 14:02

      Думаю что даже тяжелее .

      • АН61
        2.07.2020 14:17

        Ответ был на это

        От этих поправок Жить легче и лучше не станет


        Теперь имея формальное одобрение , они закрутят гайки ещё больше , вот что я имел в виду.

    • Анонимно
      2.07.2020 14:18

      Впоследствии эти поправки сыграют огромную роль в положительную сторону. Усилился суверенитет, дали по рукам чиновникам, закрепили индексацию пенсий, закрепили институт брака, который распадается на Западе, и очень важное это приоритет российского права над международным. Только этого достаточно, чтобы сказать "ДА". А обнуление это уже на совести Путина и правящей элиты. И всем понятно, что если Путин сможет к 24 году направить Россию к более справедливой жизни, значит молодец, если нет, то хоть поправки принесут пользу.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:42

        в России не очень соблюдаются права. куда ты теперь со своей новой конституцией будешь жаловаться на нарушение своих прав...

      • Анонимно
        2.07.2020 14:42

        А что теперь разводы уменьшатся?
        Вы сами верите в эту чушь?

        • Анонимно
          2.07.2020 16:15

          При чем здесь разводы? Эта поправка говорит, что брак - это союз мужчины и женщины, что не будет родителя номер 1 и номер 2, что гомо, лесби и тому подобное не сможет официально вступить в брак и претендовать на детей и Разве не кошмарно, то во что превращается брак на западе?

          • Моисей
            2.07.2020 16:31

            А у нас в России и без поправок ЗАГС не регистрировал однополые браки
            И всвидельство о рождении не писал родитель номер 1 и номер 2
            Вы что курите там?)

          • Анонимно
            2.07.2020 17:02

            А Вы на западе живете? Или только пользуетесь достижениями запада, начиная от унитаза!

          • Анонимно
            2.07.2020 21:54

            Это и до изменений было невозможно. Родителей номер один и два нет нигде,это всё пропаганда.

      • Анонимно
        2.07.2020 17:11

        Зафиксируйте нынешнее состояние и свой комментарий. И вернитесь к нему через пару лет. Вот тогда время все и рассудит

  • Анонимно
    2.07.2020 13:08

    Гражданам напомнили о правах, есть оказывается конституция, которая заботится о людях. Гражданам сейчас понять процедуры по отстаиванию своих прав.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:19

      Теперь у нас новая конституция, согласно которой вся деятельность государства направлена на социальные нужды граждан, так и должно быть!

      • Анонимно
        2.07.2020 14:51

        Ё-моё! Как же мы раньше-то жили с Конституцией в прежней редакции?!))

        • Анонимно
          2.07.2020 17:32

          Только всё для себя и приезды и договоренности и местные такие же, такая боль в душе, везде просто откровенное издевательство над людьми, если ты не из удачи, то никаких перспектив, не в бизнесе, ни в чём, так надоело!

      • Анонимно
        2.07.2020 15:31

        13:19, в какой поправке к какой статье Конституции РФ 1993 года это написано?
        А теперь давайте вспомним, что было написано в Конституции РФ 1993 года до поправок:
        Ст 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита свобод человека и гражданина - обязанность государства.
        Ст 3. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
        Ст 4. 3. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
        Ст 7. 1. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

        А теперь вопрос: почему не работала прежняя конституция??? С 1993 года прошло 27 лет!!!

        • Анонимно
          2.07.2020 18:48

          Народ? Народ безмолвствует. Когда из немого моря народа начнут проявляться активные некарманные группы, заинтересованные в продвижении своих прав, тогда что нибудь изменится. Например, интересы предпринимателей, профессиональные союзы, даже интересы соседей по дому и микрорайону можно представлять. Надо людям больше общаться с внешним миром и перенимать все лучшее в том числе и как быть гражданином.

          • Анонимно
            2.07.2020 22:31

            18:48, хочу Вас разочаровать, но согласно принятым поправкам у народа уже нет возможности что-то решать самому на уровне микрорайона, так как Ст 3 Конституции РФ изменена! Нет теперь права на самоуправление!!! Те, кто проголосовал "за" даже не понял этого!!!

    • Анонимно
      2.07.2020 13:25

      Граждане наши молодцы, что проявили гражданскую активность!

    • Анонимно
      2.07.2020 13:26

      Кто-то за, кто-то против. Так было всегда. Но какой идиот будет против социальных выплат?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:27

      Большинство стран признает, что их конституции важнее. В Италии так, во Франции конституция страны – в приоритете. Мы чем хуже?

      • Моисей
        2.07.2020 13:43

        Надеюсь теперь будем жить как в Франции?
        Ничто нам больше мешать не будет?

        • Моисей
          2.07.2020 13:57

          Одной поправки было бы достаточно
          Жить не хуже чем во Франции
          Что огород городить то

          • Анонимно
            2.07.2020 15:22

            Поживаете там для начала годик хотя бы, потом и говорите

          • Анонимно
            2.07.2020 18:18

            Моисей,я вам удивляюсь. Вы провокатор,людей на эмоции выводите или просто конформист? Пару тем назад,в коментах, Вы писали -мол ,мой голос нужен обществу итдитп,я проголосовал ЗА.
            А сейчас критикуете,это не так,то не эдак.

            • Моисей
              2.07.2020 19:12

              Вот мой вчерашний комментарий
              Прошу не домысливать за меня

              1.07.2020 12:29:16 Я проголосовал
              Я вчера видел выступление Бабая
              Слушаю нашего Президента
              Минниханова
              Им доверяю
              Если сказали что надо голосовать, значит это надо для Татарстана
              Как патриот Республики и своего народа пересилил себя и пошёл
              Иногда общественное выше личного

        • Анонимно
          2.07.2020 14:12

          Как во ФрАнции ? С кучей мигрантов? Нет уж спасибо. и в россии пока комфортно

          • Анонимно
            2.07.2020 14:42

            14.12 Да уж, мы же уже привыкли к мигрантам из Азии. Зачем по новой привыкать теперь к мигрантам с Востока, да? Хотя, по сути разницы между ними никакой.

            • Анонимно
              2.07.2020 16:40

              14-42 Мигранты в нашей стране- это в основном, жители из стран бывшего Советского Союза, а это большая разница.

              • Анонимно
                2.07.2020 22:14

                Ну и во Франции, раз уж речь здесь именно о ней, большинство мигрантов с их бывших территорий))

          • Анонимно
            2.07.2020 14:44

            В России? С кучей мигрантов? Без денег, но с неподъемными ценами?

          • Анонимно
            2.07.2020 14:56

            Т.е. мигрантов в России совсем нет?Хотя некоторые мигранты гораздо приятнее чем некоторые россияне.

          • Анонимно
            3.07.2020 16:16

            Съездите в Москву, там эмигрантов уже каждый 3.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:10

    Татарстан молодцы! Отдельное спасибо ВТОЦ, Азатлык и их единомышленникам, отдельное бабушке фаузие. Если бы они не высказались против, скорее всего ЗА было бы меньше. Даже дальние деревни показали результат более 90 %, что ясно означает, что не хотят они войн в РТ и мнимой независимости, показали своё отношение к нацикам.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:20

      По факту, активные граждане страны, да и республики, "За" поправки, что и доказано цифрами.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:37

      13.10. Вы о чем? ВТОЦ был только "ЗА". Даже поздравление вчера накарябал. И какое отношение вы имеете к деревням, чтобы вещать от их имени? Опять приступ мании величия и шовинизма?

    • Анонимно
      2.07.2020 14:09

      Да! Апастовский район показал националистам где их раки зимуют)

  • Анонимно
    2.07.2020 13:12

    Очевидно то, что многие люди ходили голосовать за стабильное будущее и развитие. Ведь эти поправки только на это и направлены.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:22

      Согласнен, я шел за тем, чтобы закрепить стабильность будущего, закрепить социальную направленность госполитики!

      • Анонимно
        2.07.2020 14:53

        Цыплят по осени считают. Лет этак через пять посмотрим, чего вы там закрепили)))

    • Анонимно
      2.07.2020 13:26

      Сейчас каждому нужна стабильность, вот и проголосовали за

      • Анонимно
        2.07.2020 14:34

        13.26. В соврем мире стабильность - застой, а застой - откат назад.

      • Анонимно
        2.07.2020 17:14

        20 лет стабильность, 20 миллионов высококвалифицированных рабочих мест, 20000 далларов в год средняя зарплата... не надоело?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:29

      Не факт, что стабильность. Можем еще еще раз дно пробить. Это хорошо получается у власти.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:29

      Каждый находил в поправках что то для себя. Кому животные ближе, кому индексация пенсий, кому - зарплаты.

      • Анонимно
        2.07.2020 14:36

        А мне для того, чтобы хорошо и с заботой относиться к животным, никакой закон не нужен))) Я "зверьё, как братьев наших меньших, никогда не был по голове")))

    • Анонимно
      2.07.2020 13:30

      Ради пособий на детей, однозначно

  • Анонимно
    2.07.2020 13:14

    Спорны только идеи с голосованием в автоюусах,во дворах,в багажниках ит.д
    Они взымели обратный эффект и вызвали сомнения у думающих людей по абсолютно понятным причинам.
    А голосование в 2-3 дня на изберучастках и электронно,может иметь право на существование..

    • Анонимно
      2.07.2020 13:21

      Я тоже сначала так отреагировала, но потом сходила проголосовала и поняла, что это очень удобно и мобильно. И не противоречит закону.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:22

      Те, кто яро спорит против, либо не идут голосовать вовсе, либо втихаря придерживаются линии государства, так было испокон веков...

    • Анонимно
      2.07.2020 14:19

      13:14 частично не соглашусь с вами, голосование в автобусах, самое лучшее из нововведений на этих выборах! Такую практику необходимо сохранить и распространить во всех регионах!

    • Анонимно
      2.07.2020 16:44

      13-14 Видно фейков насмотрелись, раз о багажниках пишете

  • Анонимно
    2.07.2020 13:14

    "Визжанием проигравших - удовлетворен" - капитан Титаренко.

    • Анонимно
      2.07.2020 17:29

      Постеснялись бы героя отличного фильма приплетать к глупой "цитате", вами же и придуманной.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:17

    Мы проголосовали за, так как поправки-лишь первый шаг к развитию нашего законодательства в этих сферах. Дальше больше.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:48

      Всего лишь первый шаг, за столько лет? Раньше никак нельзя было шаги делать?

      • Оптимист
        2.07.2020 14:07

        Раньше видно не догадались
        Все же просто
        Поправил Конституция и жизнь удалась
        Это прорыв
        До этого никто не додумался
        Бедолаги, столько лет мучались

      • Анонимно
        2.07.2020 16:50

        13-48 Чтоб такие поправки вносить, надо было создать финансовую базу для этого- одних деклараций недостаточно. А сейчас еще и поправки не приняты, а реальная поддержка и помощь во время пандемии оказывается- и семьям, и бизнесу.

    • Анонимно
      2.07.2020 15:03

      До 36го года успеете наконец увеличить среднюю зарплату хотя бы до 1000 евро?

  • Анонимно
    2.07.2020 13:18

    я голосовал ЗА, мои знакомые и моё окружение тоже ЗА, вот и ответ всем конспирологам, народ ЗА поправки, а никак иначе.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:57

      Да большинство проголосовало за, кто в здравом уме будет голосовать против?

    • Анонимно
      2.07.2020 13:58

      Оно и понятно. Цифры же не из воздуха взяли. Люди хотели изменений и гарантий защищенности вот и результат.

      • Анонимно
        2.07.2020 19:00

        Вот и новый лозунг родился: хотели, хотим и будем хотеть гарантий...

  • ПанАлекс
    2.07.2020 13:22

    Пока ассистенка фокусника отвлекала зрителей, фокусник проводит подмену!
    Так и здесь - само голосование ничего не решало, пропагандисты твердят о "вотуме доверия Путину" или же всей власти (хотя когда это Путина и власть интересовало мнение народа???), но и "голосование" и нарисованные результаты и споры по ним это только "отвлечение ассистенки" - сам фокус в другом месте, но на очень грандиозную сумму.
    Главный вопрос - судьба "книг учета получения бюллетеней", где граждане оставили собственноручную подпись напротив персональных данных. Не послеуют ли эти книги судьба паспортов СССР.
    Хотя все испортить может излишняя старательность исполнителей - заказчику нужно было не менее 50% собственноручных подписей, а эти.....

  • Анонимно
    2.07.2020 13:42

    Что и ожидалось.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:43

    Граждане существуют в единении с властью и одобрением поправок высказали одобрение действующей системе! Все правильно, определённость всегда предпочтительнее чем неизвестность. Исключительность и успех России всегда заключались в формуле: самодержавие, религия и народность.

    • Анонимно
      2.07.2020 13:58

      100 летняя деградация страны и катастрофическая убыль населения это успех врагов России.

    • Анонимно
      2.07.2020 14:01

      Исключительность - возможно, но успех? Главные успехи как раз были, когда самодержавие свалили, и религия на задворках была.

  • Я за всех не скажу, но 90% кого знаю голосовали ЗА. Я верю в результат.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:51

    Жить постоянно недовольным - плохо. Нужно либо принять действительность, либо искать страну, где ты сможешь быть довольным. На переезд и изучение языка уйдет 3-5 лет. Большой срок, но лучше его потратить, чем ныть всю жизнь и быть в постоянном стрессе и недовольстве

    Я завидую тем, кто голосовал ЗА. Лично я начинаю череду изменений в своей жизни. При том, что я был не против обнуления (выборы-то никто не отменял), но против кучи остальных поправок

    • Оптимист
      2.07.2020 14:12

      А есть третий вариант
      Менять порядок в стране которой ты живешь

      • Анонимно
        2.07.2020 14:24

        Ага, и поэтому наши предки человека добровольно свалили с теплых морей на север?
        Молодость у меня одна. Хочу как-то ее получше провести

      • Анонимно
        2.07.2020 20:44

        14-12 Как раз в конституции и предусмотрено некоторое уменьшение полномочий президента и увеличение- Госдумы.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:55

    Я голосовал за

  • Анонимно
    2.07.2020 13:56

    Главное что победили те кто хочет видеть перемен в стране

  • Анонимно
    2.07.2020 13:56

    Давно пора было менять. И так уже застоялась Россия

    • Анонимно
      2.07.2020 14:12

      А сейчас что, сразу с места в карьер понесемся?)))

    • Анонимно
      2.07.2020 14:19

      Кто мешал раньше выполнить обещание по созданию 25 млн. рабочих мест? Что возраст пенсионный не повысят?

    • Анонимно
      2.07.2020 15:07

      и кто же поменяет жизнь к лучшему, дирижер-то остался. он уже 20 лет меняет , но только для кого???

  • Анонимно
    2.07.2020 13:58

    Необходимо не теряя темпа приступить к законодательному наполнению внесенных в Конституцию изменений. В Татарстане - прежде всего по обновленной ст 68.
    Например, принять закон РТ об обязательном переводе на русский язык всех татароязычных СМИ, включая тв и радио, а также всех публичных выступлений, включая выступления в государственных, муниципальных структурах и общественных организациях.

  • Анонимно
    2.07.2020 13:59

    Если поправки такие плохие для РФ народа, почему и до голосования и тем более после сильно расстроены например украинские неонацисты, которые всегда ратовали за войну с Россией, возврат Украине Крыма, желают развала РФ или наши ВТОЦ, Азатлык - националисты-экстремисты, сепаратисты, открыто симпатизирующие террористам ДАИШ, которые тоже на скрывают того, что хотели бы видеть РФ разделённой, а Татарстан отдельно от РФ или те, кто не скрывает своего презрения к РФ и поклоняется США. Объясните?

    • Анонимно
      2.07.2020 19:12

      Телевизор меньше смотрите, а больше за своими правами в своём доме, нашем городе и нашей стране. А то депутаты, министры и прочие работают на свой карман а о государстве думать не хотят и не могут...

  • Анонимно
    2.07.2020 14:04

    13.43 точно ! Существуют ! Не живут а существуют ! Не сомневаюсь даже кто голосует За 85% .Показали дорогу пошли ! Для чего Бог дал мозги ! Видать реально только для размышляющих и думающих . Всему своё время . Путин не вечен как и все , потом восстанавливать страну и экономику ещё больше времени надо будет как и медицину и образование ! Если вообще восстановить удасться ! Народ сам заслушивает этой жизни ! Для которой она -существование !

    • Анонимно
      2.07.2020 18:50

      а что за высокомерие к голосовавшим за. почему решили. что они не обдумали свое решение? Путин. далеко не ангел. конечно, но и намного лучше своих предшественников

  • Марат Ш
    2.07.2020 14:15

    Читаю наполненные грустью посты, содержащие такие громкие обороты, как «нет у нас больше конституции» или «закон ушёл из России», и не понимаю, а что произошло? Какие права по как бы старой конституции у вас были? Честные выборы? Свобода слова? Независимые суды? Разделение властей? Ещё вчера полномочия президента были чем-то ограничены, а сегодня стали безграничны? Напомню, что ещё до формального обнуления корреспонденту Медиазоны Давиду Френкелю прямо на избирательном участке менты сломали руку и сказали, что он сам виноват. И это под множеством камер, а если бы не было видеосъемки, то Френкелю ещё бы и штраф выписали или 15 суток дали. Единственная статья конституции, по которой действительно живёт страна, гласит: гражданин обязан исполнять любую волю начальства. Так что ничего не изменилось. «Конституция» прежняя, волю начальства исполнили.

    • Фидарис
      2.07.2020 20:21

      Вы правы, но не совсем чтобы.... При прежней Конституции друзья из кооператива "Озеро" из нищих "садоводов" превратились в долларовых миллиардеров. А обновленная конституция, например, позволит теперь им образовывать целые свои вотчины, устанавливая собственную публичную власть на специальных территориях, выведенных из юрисдикции существующих органов власти.
      На самом деле реальную картину того, что заложено в изменениях мы увидим в новых законах и практике их применения. Чего, например, стоит пункт о Госсовете. Под этот пункт можно прописать любой манипулятивный закон о перераспределении власти и не раз его менять в зависимости от обстоятельств.
      Очевидно, что поправки убрали многие тормоза для "жерновов ассимиляции". Какие законы примут для защиты "исторической правды", "культуры" и "языка"? Надо полагать такие, о которых вещали по "ящику" в пропагандистских агитках. Да, вся эта политика была уже на практике (согласен с вами), но она не была конституционно оформленной, а теперь можно всё это прописать в законах и нормативных актах, базируясь на главный документ.

  • Анонимно
    2.07.2020 14:21

    За будущее олигархов и их детей.Ур-ра.

  • Анонимно
    2.07.2020 14:33

    Я нас всех поздравляю. Мы все - и кто голосовал ,и кто считал сделали все, чтобы вырастить дракона. И мы конечно в числе отличников, в первых рядах. История повторяется, и она нас ничему не учит. Но мы достойны тех правителей, которые нами правят. Эпоха «Вечного» получила своё юридическое оформление. Что будет дальше предсказать не сложно. Смотрим фильм Марка Захарова « Убить дракона» и соревнуемся в выражении верноподданнических чувств.

    • Анонимно
      2.07.2020 18:46

      а чем так Путин не угодил? конечно, есть свои промахи, но в целом достойный лидер

      • Анонимно
        2.07.2020 22:01

        Неинтересны его милитаристские игры,но экономику надо поднимать в первую очередь! А этого нет. Не выплаты и подачки,а рабочие места!

        • Анонимно
          2.07.2020 23:13

          какие игры милитаристские ? что оборону страны и армию укрепляет - так правильно делает, а как иначе? другие страны тоже этим занимаются

  • Анонимно
    2.07.2020 14:36

    Ура, товарищи

  • Анонимно
    2.07.2020 14:52

    К 2036 году надо не забыть вернуть слово "подряд". И снова обнулить.

  • Анонимно
    2.07.2020 14:57

    Я голосовал за то, чтобы вернули пенсионный возраст назад.

    • Анонимно
      2.07.2020 16:25

      Я бы тоже проголосовал за это, но увы... Подозреваю, через несколько лет его повысят ещё лет на 10

  • Анонимно
    2.07.2020 15:04

    Послушными нужно быть и терпеливыми по отношению к власти. Президент России любит Отечество в лице народа и руководит им, как отец, руководствуясь Законом, а народ видит во Владимире Владимировиче Путине свое счастие, силу и славу!

    • Анонимно
      2.07.2020 16:48

      Я напомню.
      Нет такой процедуры, как «всенародное голосование».

      Сама Конституция способами выражения власти народа называет либо референдум, либо выборы.

      Так что результаты этого «голосования» юридической силы не имеют.
      Точка.

      • Анонимно
        2.07.2020 16:57

        15:04, для Вас и таких, как Вы:
        Патерналистский характер Российского государства как большой кормушки с целью покупки политической лояльности социально незащищённых слоёв - важнейший инструмент для удержания бедного населения в узде.

  • Antares
    2.07.2020 15:08

    Катя Шульман, Аббас Галямов - вам мой огромный респект! Полностью присоединяюсь к вашему мнению, добавить нечего.

  • Анонимно
    2.07.2020 15:23

    УРА!!!! Казань получила почётное звание «Город трудовой доблести»!!!!! Спасибо ВВП!!!!

    • Анонимно
      2.07.2020 18:32

      Трудягам что-ли выпадет что? Или снова начальники получат медальки?

  • Анонимно
    2.07.2020 15:54

    Никто, кроме Бога, не знает кто как голосовал.

  • Анонимно
    2.07.2020 16:12

    А чем занимались все эти дни татарстанский Голос, Ассоциация наблюдателей Татарстана, местный штаб Навального? Вроде бы рег отделение партии Яблоко организовывало опрос на выходе? Какие результаты? Какое мнение у этих людей о голосовании в Татарстане?

    • Анонимно
      3.07.2020 16:18

      Наблюдателей нет, тк это не выборы вовсе, а некий опрос.

  • Азат Д
    2.07.2020 16:32


    На первом фото в храме голосуют?

  • Анонимно
    2.07.2020 17:06

    Все прошло без скандалов. Ни одной жалобы о принуждении к голосованию, к отчётности о факте голосования. Все голосовали свободно и добровольно. И результат красивый.

  • Анонимно
    2.07.2020 17:20

    Господи! Как же мне стыдно быть гражданином этой страны.

    • Мир открыт в чём проблема.

      • Анонимно
        2.07.2020 18:00

        17.47. "Мир открыт" для тех, у кого есть недвижимость за границей и счета в иностранных банках...

      • Анонимно
        2.07.2020 19:10

        вылеты за рубеж запретили до 1 августа, не слышал разве

      • Анонимно
        2.07.2020 19:18

        Не дождёшься

    • Анонимно
      2.07.2020 18:44

      что же такого стыдного в "этой" стране ?

      • Анонимно
        2.07.2020 20:02

        Вообще Россия — страна удивительной, прямо-таки космической гармонии: в ней отвратительно абсолютно всё. Власть, оппозиция, климат, дороги, СМИ, экономика — ни единая деталь не портит картины, выламываясь из общего стиля.

        • Анонимно
          2.07.2020 22:16

          можно только посочувствовать человеку с таким отношением к окружающему, интересно, как он сам себя самого оценивает - также плохо?

    • Анонимно
      2.07.2020 19:25

      17.10
      Как же противно быть с тобой одного гражданства. Надеюсь ты скоро уедешь от нас

    • Анонимно
      2.07.2020 20:50

      17-20 Видно вам надо гражданство поменять. Стране нужны люди, любящие ее и старающиеся сделать еще лучше.

  • Анонимно
    2.07.2020 19:06

    А что будет с пожизненными судьями с иностранным гражданством? Разъясните пожалуйста...

  • Анонимно
    2.07.2020 19:10

    А когда наших иностранных депутатов освободят от непосильной нагрузки работы на несколько стран?

  • Анонимно
    2.07.2020 19:42

    А в нашем Госсовете есть иностранные депутаты?

  • Анонимно
    2.07.2020 21:18

    Мне говорят: "Нынешний россиянин — во многом советский"

    А я не спорю. Всего лишь мысленно включаю переводчик: "Нынешний россиянин — во многом рабский". Как тут поспоришь? Святая правда. Мы все пропитаны холопством, кто-то на 90%, кто-то на 10%. Но цель — освобождение, а не рабство

  • Анонимно
    2.07.2020 21:28

    Вопрос патриотам, вот Конституцию поменяют и что потом? Это материально как-то скажется на жизни россиян. Может быть зарплаты вырастут до уровня западных? Или цены снизятся и машина которая стоит 30 000$ в России будет стоить 5000$? Или снова величия дадут и скреп, но не денег?

    • Анонимно
      2.07.2020 21:36

      Рассматриваются следующие шаги:
      1. Новый налог
      2. Новое повышение пенсионного возраста
      3. Разрешение собирать старые полиэтиленовые пакеты
      4. Введение крепостного права
      5. Отправка 10 млрд. долларов в Венесуэлу.
      Вероятнее всего, Путин реализует все 5 шагов.

    • Анонимно
      3.07.2020 07:53

      В день обнуления повысили тарифы на ЖКХ! Хотя нефть и газ за последний год подешевели!

  • Анонимно
    2.07.2020 22:28

    Без булдырабыз. Как сказали так и сделали

  • Анонимно
    3.07.2020 19:45

    Позор вообще-то.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль