Ученому совету КНИТУ-КАИ представили нового руководителя вуза — экс-главу Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимура Алибаева. Публичных демаршей со стороны профессорско-преподавательского состава, которых многие опасались, не произошло, но, возможно, только потому, что коллективу прославленного вуза пока не дали шанса публично задать вопросы и. о. ректора. Так что ученым приходится лишь гадать, как поведет себя «спец по уборке мусора и покраске заборов». Соответствует или нет этот образ действительности, покажет ближайшее будущее, а пока мы при помощи общедоступных данных и собственных источников заполнили лакуны в официальной биографии нового руководителя КНИТУ-КАИ.
Ученому совету КНИТУ-КАИ представили нового руководителя вуза — экс-главу Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимура Алибаева (в центре)
Особенные выборы
Напрячься коллективу КНИТУ-КАИ есть отчего: смена ректора получилась как никогда нервной — пасуют даже нерядовые истории с уходом Николая Абрукова и назначением Альберта Гильмутдинова.
Напомним: поначалу все указывало на то, что Альберт Харисович вновь пойдет на выборы ректора, но вдруг все изменилось. Он снял свою кандидатуру, а к минимальному пулу из двух кандидатов в последний момент добавился (впервые за историю КАИ) самовыдвиженец со стороны — директор набережночелнинского филиала КГУ Махмут Ганиев, которого связывали и с ректором Казанского университета Ильшатом Гафуровым, и с гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным. Через месяц стало известно, что выборы отменят, назначив врио ректора, при этом наши источники указывали на совершенно неожиданную для всех кандидатуру Алибаева. При этом руководители самого университета, министерства науки и высшего образования РФ и Татарстана словно дали обет молчания — никаких комментариев. В итоге приказ о назначении Алибаева был подписан только 11 мая, а в минувшую пятницу его без особой помпы (видимо, это было связано с общей трагичностью недели, не предполагающей лишнего пафоса) представил коллективу премьер-министр РТ Алексей Песошин.
Вполне понятно, почему коллектив написал письма с требованием прояснить ситуацию президенту РФ Владимиру Путину, первому заместителю руководителя его администрации Сергею Кириенко, министру образования и науки РФ Валерию Фалькову, президенту РТ Рустаму Минниханову. Можно предположить, что впрямую раскладывать по полочкам причины сложившейся ситуации, объяснять что-то коллективу вряд ли будут — отдуваться за старших товарищей предстоит самому Алибаеву. И в целом эти первые дни сформируют настрой коллектива по отношению к новому руководителю. Мы тоже попробуем внести лепту в это дело, добавив несколько штрихов к официальной биографии врио ректора.
Тимур Лазович Алибаев родился 12 марта 1966 года в деревне Ургуново Учалинского района Башкирской АССР. В 1987-м переехал в Казань, где в 1990 году с отличием окончил исторический факультет КГУ. Был избран освобожденным председателем студенческого профкома университета. В 1995–1998 годах работал заместителем председателя казанского комитета по делам детей и молодежи. В 1998–2000-х занимал должность главного референта сектора межнациональных отношений отдела по связям с общественностью аппарата президента РТ. В 2000 году назначен первым заместителем главы администрации Кировского района Казани, где курировал вопросы социально-культурной сферы. В апреле 2006 – январе 2007 года трудился заместителем генерального директора ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод». 2 февраля 2007-го назначен главой администрации Ново-Савиновского района Казани, а 16 декабря 2010-го — главой администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. Женат, воспитывает дочь.
1. Отличник из глубинки
Алибаев — из семьи сельских педагогов. Отец, окончив филологический факультет Башкирского университета, работал учителем русского языка и литературы. Мать трудилась воспитателем в интернате деревенской школы. Десятилетку Алибаев окончил (с отличием) в поселке Уральске, некогда основанном целинниками, осваивавшими башкирское Зауралье.
При этом юноша хотел продолжить учебу на историческом факультете МГУ, но дважды провалился на вступительных экзаменах (в армию не забрали из-за проблем со зрением, его знакомые говорят, что до операции в 2004 году он носил очки с толстыми стеклами). Тогда Алибаев поступил в Башкирский государственный университет.
Почему на третьем курсе возникла идея перевестись в КГУ, неизвестно. Но в интернете можно найти информацию о том, что как раз в то время истфак БашГУ оказался фактически обезглавленным. Убрали декана Ирека Акманова — его обвинили в башкирском национализме. Причем это была часть более масштабной кампании. Из статьи в «Правде» общественность узнала, что по указанию первого секретаря Башкирского обкома КПСС Мидхата Шакирова правоохранительные органы республики фабриковали уголовные дела в отношении партийных и хозяйственных руководителей. Хозяина БАССР сняли. А поскольку истфаки всегда работали в связке с обкомами, то чистка не миновала и историков. Словом, не исключено, что решение о переводе в Казань связано с уходом близких студенту Алибаеву по духу преподавателей.
В Казани Индус Тагиров, занимавший тогда пост декана истфака, решил, что такой студент не будет лишним
2. Индус Тагиров как крестный отец в КГУ и «Снежный десант»
В Казани Индус Тагиров, занимавший тогда пост декана истфака, решил, что такой студент не будет лишним. Действительно, Алибаев окончил университет с отличием. Истфаковцы тех времен вспоминают, что жизнь на факультете бурлила. К примеру, они выпускали студенческую газету, довольно острую. За одну из статей замдекана Яков Гришин отчитал Алибаева перед всем потоком. Также Алибаев участвовал в «Снежном десанте» (поисковый отряд студентов-историков Казанского университета, разыскивающих останки павших во время Великой Отечественной войны красноармейцев), одного из основателей которого — профессора кафедры истории СССР Ивана Ионенко — Алибаев считает, по рассказам знакомых, одним из своих главных наставников.
Научным руководителем по дипломной работе Алибаева был известный в масштабе страны ученый, специалист по истории политических репрессий в годы гражданской войны Алтер Литвин
3. Ученик специалиста по красному и белому террору
Научным руководителем по дипломной работе Алибаева был известный в масштабе страны ученый, специалист по истории политических репрессий в годы гражданской войны Алтер Литвин. Как раз тогда он готовил ставшую впоследствии весьма популярной книгу «Красный и белый террор в России, 1918–1922», а ее материал «обкатывал» на лекциях. Студенты до сих пор вспоминают, каким откровением стала для них та информация. А для Алибаева она, скорее всего, была интересной вдвойне.
4. Внучатый племянник башкирского Григория Мелехова
К истории гражданской войны у Алибаева должно быть особое отношение. Его двоюродный дед — ветеран Первой мировой войны Муса Муртазин — был командиром первого кавалерийского полка Башкирского корпуса (в составе самостоятельного Башкирского войска), во время гражданской поначалу перешел на сторону красных, от них подался к главнокомандующему белыми на востоке России адмиралу Александру Колчаку, затем со своей бригадой вернулся в РККА. За витиеватость судьбы его иногда называют башкирским Григорием Мелеховым… Участник советско-польской войны, подавления Западно-Сибирского крестьянского восстания, нарком по военным и морским делам Башкирской республики, председатель ЦИК БАССР, выпускник военной академии им. Фрунзе был арестован и расстрелян в 1937 году как башкирский буржуазный националист. Реабилитирован в 1956-м.
В аспирантуру Алибаев пошел на кафедру политэкономии
5. Диссертация со второй попытки
В аспирантуру Алибаев пошел на кафедру политэкономии. Что заставило изменить исторической науке? На кафедре Литвина было только одно аспирантское место, а претендентов оказалось двое — Алибаев и его друг. Алтер Львович предложил им определиться самим. У друга вариантов не было, а Алибаева приглашали и на кафедру политэкономии. В общем, «третий должен уйти». Его куратором стал Виссарион Семенов, которого знают как основателя экономического факультета КГУ, но мало кто помнит, что в начале 90-х он был неофициальным переговорщиком Татарстана с экономической верхушкой России того времени — Егором Гайдаром, Анатолием Чубайсом и Ко. Вспоминают, что легче было застать в Москве, чем на кафедре.
После безвременной кончины Виссариона Федоровича связь Алибаева, в общем-то, с чужой для него кафедрой ослабла. Повлиял и царивший в стране на всех уровнях бардак, и необходимость выживать в нем. Словом, стало не до диссертации. Знающие Алибаева говорят, что он до сих пор повторяет: если бы не необходимость выживать, все-таки защитился бы и не пошел «на эту долбаную административную работу». Но диссертацию он все же защитил — в 2012 году. В сети можно найти карточку хранения российской государственной библиотеки. Тема работы: «Совершенствование организационного механизма управления региональной программой энергосбережения». Ведущей организацией был КГЭУ. Защита прошла в Московской академии предпринимательства при правительстве Москвы. Алибаев — кандидат экономических наук.
6. Вузы с непарадной стороны и школа главного бунтаря Татарстана
Стартовой позицией для чиновничьей работы стала общественная деятельность в КГУ — Алибаеву предложили должность заместителя в профкоме профсоюза студентов (был тогда такой, причем с представительством в ученом совете КГУ).
Оттуда Алибаева пригласили в только что созданный городской комитет по делам детей и молодежи: Камиль Исхаков, занимавший тогда пост мэра Казани, решил, что нужен человек, отвечающий за взаимодействие администрации с вузами. Поработав на этом месте, Алибаев, видимо, достаточно хорошо познакомился не только с парадной жизнью высшего образования, но и с внутренней кухней учебных заведений.
Далее был этап референтства в отделе по связям с общественностью и межнациональным отношениям президента РТ, которым заведовала влиятельная Ирина Терентьева (ныне — референт-помощник проректора КФУ). Тут подыграла национальность: срочно требовался башкир — чтобы взаимодействовать с Уфой. К слову, Алибаев владеет и башкирским, и татарским языками. В аппарате президента РТ Алибаев приобщился к школе такого мощного руководителя старой закалки и одной из знаковых фигур Татарстана конца 90-х, как Халяф Низамов, — вдохновителя известного «бунта глав».
С 2007 года Алибаев возглавлял Ново-Савиновский район, а с 2010-го — еще и Авиастроительный
7. Испытания Универсиадой и «ветеранскими» скандалами
С 2007 года Алибаев возглавлял Ново-Савиновский район, а с 2010-го — еще и Авиастроительный. Думается, в их историю он войдет со знаком плюс. Вряд ли будет преувеличением сказать, что за это время оба района изрядно — местами и до неузнаваемости — изменились. Естественно, не стоит считать Алибаева инициатором перемен, но их куратором он был точно. Это и появление новых станций метро, и наиболее значительных объектов Универсиады-2013, например стадиона «Ак Барс Арена», и благоустройство некоторых дворов, и реконструкция парка «Крылья Советов», и КДК им. Ленина.
Если вспоминать скандальные моменты, то к таким можно отнести историю с подбором места для вышеупомянутого стадиона, а также для Дворца водных видов спорта. Тогда эти планы вызвали неприятие экологической общественности.
Самому Алибаеву запомнится эпизод с ветераном Великой Отечественной войны Юрием Величко, которому в 2018 году управляющая компания отключила за долги электричество, а жилищники даже подключили к разборкам с ветераном коллекторское агентство. В общем, едва не случился федеральный скандал. Глава района тогда оперативно приехал к 91-летнему казанцу, извинился перед ним, но все равно получил показательный выговор — системе нужен был крайний… В чем-то схожей была история 92-летней пенсионерки Екатерины Юровой. В феврале 2020 года она провела напротив кабмина РТ пикет с требованием отремонтировать ее частный дом, чего она добивалась с 2013-го. Акция получила резонанс, Алибаев встретился с Юровой. В обоих случаях с формально-юридической стороны нарушений не было, но, если по-человечески, с людьми поступили неправильно, говорил чиновник. Впрочем, отметим, в истории с Величко, которая получила федеральную огласку, карьера Алибаева висела на волоске.
Из громких заявлений чиновника, пожалуй, надо напомнить призыв от 2016 года сделать платной парковку во дворах.
Также напомним, что Алибаева уже пытались «сплавить» с должности главы. В 2018 году, когда стало известно, что бывшего министра экономики РТ Артема Здунова назначат премьер-министром Дагестана, пошли разговоры о том, что его место может занять Тимур Лазович. Нет сомнений, что Алибаев и там бы справился как опытный менеджер, но не случилось. Включились другие лоббисты.
Судя по отзывам подчиненных, управленческую манеру Алибаева нельзя назвать деспотической, но он известен как сторонник принципа, что нетвердыми руками и дрожащим голосом власть реализовывать нельзя.
Считается, что главный сторонник назначения Алибаева в КНИТУ-КАИ — премьер РТ Песошин
8. Кто подставит плечо
Считается, что главный сторонник назначения Алибаева в КНИТУ-КАИ — премьер РТ Песошин. Он, напомним, председатель попечительского совета вуза, а отец главы правительства республики, Валерий Песошин, всю жизнь проработал в авиационном университете, 35 лет заведовал кафедрой компьютерных систем, а сегодня — ее профессор.
Песошин и Алибаев тесно сошлись, когда первый в 2007–2010 годах возглавлял Советский район (в казанском исполкоме исторически есть некое неформальное братство глав районов, которое, с одной стороны, держится на конкуренции между ними, а с другой — на взаимовыручке), и, естественно, точек соприкосновения стало больше во время его работы руководителем исполкома Казани. Говорят, фактор такого тандема (потенциально: руководитель вуза + куратор-тяжеловес) стал одним из решающих для президента РТ Рустама Минниханова, а впоследствии — и для министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова при утверждении кандидатуры Алибаева.
И еще о дружбе. Работая в студенческом профкоме, Алибаев познакомился с Алексеем Созиновым — действующим ректором Казанского медицинского университета, а тогда — председателем профкома студентов меда. Говорят, с тех пор они большие друзья. Наверное, руководитель КГМУ объяснит новому коллеге тонкости управления вузом.
Казанский авиазавод связал Тимура Алибаева с Дальней авиацией. Справа — командующий ДА Сергей Кобылаш
9. Оборонщики признают своим
Руководители производств Авиастроя отмечают, что Алибаеву, пожалуй, первому в новейшей истории района удалось наладить полноценные взаимоотношения администрации и промышленников; кроме того, что он старается регулярно бывать на каждом предприятии, причем независимо от того, приглашают его или нет. У него доверительные отношения с Николаем Савицких (Казанский авиазавод — филиал «Туполева»), Дамиром Каримуллиным (КМПО), Александром Гомзиным (ОКБ им. Симонова), Валерием Побежимовым («Эникс»). Тесные связи и с КВЗ. Видимо, они наладились, когда прежний гендиректор Вадим Лигай по указанию президента РТ курировал реконструкцию парка «Крылья Советов». Алибаев быстро нашел общий язык и с действующим главой КВЗ Юрием Пустовгаровым, к тому же они земляки — из соседних районов Башкортостана. Насколько можно понять, поддерживает Алибаев и отношения с гендиректором КРЭТ Николаем Колесовым, знакомство с которым началось в его бытность гендиректором «Элекона». Особые чувства, как ученика с учителем, связывали главу района с гендиректором «Казанского Гипронииавиапрома» Борисом Тихомировым.
Тесные связи и с КВЗ. Видимо, они наладились, когда прежний гендиректор Вадим Лигай по указанию президента РТ курировал реконструкцию парка «Крылья Советов»
Можно предположить, что проникнуться нуждами работников Авиастроя помог опыт (хотя и недолгий) работы на Казанском пороховом заводе — заместителем гендиректора Халила Гиниятова по персоналу. Там Алибаев оказался после того, как новый мэр Казани Ильсур Метшин отправил главу Кировского района Александра Барышева в секретари совета муниципальных образований, а его первый зам новой команде района (ее возглавил харизматичный бизнесмен Александр Сергеев) был не нужен. Узнав об этом, Гиниятов и пригласил его. Говорят, работу на пороховом Алибаев вспоминает теплым словом. Среди прочего тогда Алибаев наладил связь с другими боеприпасными предприятиями РТ — ПОЗиСом, «Точмашем», Государственным НИИ химпродутов. Кроме того, через холдинг «Ак Барс» Ивана Егорова, штаб-квартира которого находится в Ново-Савиновском районе, Алибаев в хороших отношениях с татарстанскими корабелами. (Кстати говоря, уйдя из Кировского района Алибаев времени не терял — через полтора года Метшин пригласил его главой в Авиастрой. Говорят, свою роль сыграли университетские связи Алибаева: его однокурсники, работающие в команде нового казанского мэра, убедили его в деловых качествах Тимура Лазовича. Рекомендации оказались верными: Алибаев верой и правдой 13 лет служил (городу и команде) на посту главы двух укрупненных районов.)
Нахождению общего языка с авиаторами помогло и то, что Алибаев с детства интересуется авиацией — все началось с подаренной ему книги об истории советского авиастроения. Руководители татарстанских авиастроительных производств говорят, что он разбирается в теме выше среднего. Также наши собеседники отмечают, что Алибаев, во-первых, любит развивать теорию о том, что, когда в начале 90-х американцы решали, какой быть России, они сказали: «Гражданской авиации у вас не будет, а в военную, черт с вами, играйтесь». Во-вторых, он уверен в необходимости возрождения министерства авиационной промышленности, поскольку считает, что сейчас в авиапроме нет центра принятия стратегических решений.
Знающие Алибаева говорят, что он увлекается плаванием, чтением исторической литературы, в частности популярными трудами по истории Бориса Акунина. Старается выбираться на рыбалку
10. Русский бунтующий рок, или Ничто человеческое…
Наконец, о досуге. Знающие Алибаева говорят, что он увлекается плаванием, чтением исторической литературы, в частности популярными трудами по истории Бориса Акунина. Старается выбираться на рыбалку. Супруга, у которой музыкальное образование, приобщает его к классической музыке, а «в миру» ему, как представителю поколения 80-х (на которые пришлась ранняя юность), нравится творчество Элтона Джона, ДДТ, Nautilus Pompilius.
***
Подводя итог, скажем, что после аудита учебной, научной и финансово-экономической деятельности КНИТУ-КАИ Алибаеву предстоит не только сформировать во многом новую систему управления вузом, но и создать стратегию его развития. Биографические данные показывают, что до сих пор ему и везло на старших товарищей, и удавалось создавать команды единомышленников, и получалось переламывать обстоятельства в свою пользу. Надеемся, эти качества будут не лишними для университета, который дошел до, возможно, главной развилки своей истории. И здесь от фигуры и. о. ректора зависит очень многое, если не все. Алибаев может как возглавить «похоронную команду», завершившую превращение одного из ведущих технологических университетов страны в заурядный вуз широкого профиля, так и придать динамику в развитии КНИТУ-КАИ именно как научного центра российского авиапрома. Как говорил один знаменитый философ: или — или. Третьего не дано.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 512