«Мы в кризисе! Нам надо ситуацию поменять. Так просто, на словах, ничего не будет. Нужны жесткие, может быть, непопулярные меры», — заявил сегодня в стенах Казанского кремля президент РТ Рустам Минниханов. На очередном заседании совбеза обсудили катастрофические, как выяснилось, вопросы кадрового голода республики. Гендиректор КАМАЗа назвал ситуацию в Челнах «коллапсом» и посетовал на слишком развитых выпускников колледжей, которые не идут на производство, где нужны «не умные, а умелые». Директор ПОЗиСа Радик Хасанов жаловался на Wildberries и другие логоцентры, где работать легче, а зарплаты вдвое выше. О том, как на все это отреагировал президент РТ и что предложил руководитель УФСИН, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Сегодня заседание совбеза целиком посвятили вопросам решения кадровых проблем республики, коих, выяснилось, так много, что комплекс мероприятий для их решения объединят в отдельную республиканскую программу
Минниханов: «Все это, Альберт, радужные ожидания…»
«Я посмотрел, проект решения очень обширный. Надо его упаковать по-другому», — с первых же минут задал президент РТ Рустам Минниханов рабочий тон очередного заседания совета безопасности. Совещание целиком посвятили вопросам решения кадровых проблем республики, коих, выяснилось, так много, что комплекс мероприятий для их решения объединят в отдельную республиканскую программу.
Как заявил Минниханов, в Татарстане сложилась довольно плачевная ситуация с дефицитом рабочей силы — растущие аппетиты промышленности республики уже невозможно закрыть существующими безработными на биржах труда. Лишь по предварительным оценкам минтруда РТ, на период до 2022–2028 годов потребность в рабочих руках со средним образованием вырастет на 22%,с высшим — на 37%. «Вот мы готовим-готовим вроде бы, и количество у нас [образовательных организаций], вузов… Где они, наши специалисты? Там большие вопросы», — обозначил Минниханов.
По словам министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова, среднесписочная численность трудоспособных в экономике РТ сегодня составляет почти 2 млн человек, из которых более 470 тыс. заняты в отрасли промышленности и торговли. И этого недостаточно. Прежде всего остро не хватает специалистов со средним образованием (80%), нежели с высшим (20%). Только сегодня потребность в новых работниках на промпредприятиях составляет около 11 тыс. человек, особенно катастрофична ситуация в Закамье и его машиностроительном кластере.
По словам Альберта Каримова, среднесписочная численность трудоспособных в экономике РТ составляет почти 2 млн человек, из которых более 470 тыс. заняты в отрасли промышленности и торговли. И этого недостаточно
Демографическая яма, последствия пандемии коронавируса, отток трудовых мигрантов, рост удаленной работы, цифровая трансформация, которая привела к оттоку кадров с заводов в сферу IT (куда относятся и, к примеру, цифровые сервисы доставки, и маркетплейсы) прежде всего из-за разных уровней зарплат, — лишь малый перечень озвученных кадровых проблем. «Среднему специалисту в распредцентре сегодня готовы платить свыше 80 тысяч рублей, — привел пример Каримов. — Так, в Зеленодольске, вы знаете, у нас реализованы крупнейшие такие проекты. Создано около 10 тысяч рабочих мест, еще порядка 2,5 тысячи планируется создать. Wildberries сегодня стал крупнейшим работодателем Зеленодольского района. Кто бы мог такое представить? Причем квалификационные требования к таким работникам существенно ниже…»
Что делать? Тут Каримов привел несколько положительных примеров, вспомнив сталинские пятилетки с лозунгами «Кадры решают все», с широким стахановским движением и т. д. «Там, [в СССР], были, конечно, и другие методы по организации труда, которые сегодня неприменимы», — не без сожаления оговорился Каримов.
Если же серьезно, то тут министру видится два пути: снизить спрос в рабочей силе со стороны предприятий и увеличить собственно предложение рабочей силы. Самое простое решение — поднять уровень зарплат. К примеру, в нефтянке, по его словам, сегодня в среднем получают 60–70 тыс. рублей, а в машиностроении — всего 48 тыс. рублей. Как поднять зарплату? Надо снижать спрос на кадры, в чем может помочь цифровая трансформация производства, внедрение роботов, что, отметил Каримов, имеет негативную сторону, связанную с ростом безработицы в среднем классе. Сторонник всего цифрового Минниханов ему парировал: «Когда мы электронный документооборот запускали, все рассказывали, как быстро мы [потеряем сотрудников], что не будет бумаг, что людей станет меньше… Что-то я не чувствую, что людей меньше стало. Все это, Альберт, радужные ожидания. Это, может, когда-то и будет где-то. Но нам сейчас работник нужен». По словам Минниханова, повышение зарплат, конечно, необходимо, но одна эта мера может не решить проблему — мол, создастся лишь переток кадров с одного места на другое. Ставку, по мнению президента РТ, надо делать на молодежь, на ее подготовку в профучилищах. «Мы в кризисе! Нам надо ситуацию поменять. Так просто, на словах, ничего не будет. Нужны жесткие, может быть, непопулярные меры, но мы должны их сделать», — заявил президент РТ.
Каримов предложил активнее завозить рабсилу из соседних регионов и гастарбайтеров из других стран (например, из Узбекистана и Киргизии), заранее их готовя для труда в РТ, а также повышать престиж рабочих профессий
Спорить с ним Каримов не стал, а перешел к конкретным мерам. Например, предложил завлечь новые кадры через доступное жилье. «Особенно арендное жилье. Мы знаем, что „Дом.РФ“ в этой части начинает делать. Считаем, что нам в республике нужна своя программа арендного жилья», — заявил Каримов. На это ему вновь возразил Минниханов: «Мы 10 лет про арендное жилье рассказываем — ничего этого нет, так, бутафория! Надо внимательно рассмотреть общежития <…> Был опыт малосемеек. Надо, чтобы он (молодой специалист — прим. ред.) пришел, у него был свой угол, начал работать, а потом он возьмет ипотеку и пойдет. Без таких вот решений ничего не будет! И закрепления тоже. Они должны быть близки к предприятиям, эти малосемейки. Общежития должны быть! Туда надо брать тех, кто уже пойдет на реальный сектор». Положительные примеры таких мер есть — мол, те же Челны поднялись на малосемейках. Такой опыт президент РТ предложил рассмотреть предметно. Помимо этого, по словам Минниханова, необходимо привести в порядок республиканские ресурсные центры, ставя для них в приоритет машиностроительные специальности.
В качестве еще одной меры Каримов предложил активнее завозить рабсилу из соседних регионов и гастарбайтеров из других стран (например, из Узбекистана и Киргизии), заранее их готовя для труда в РТ, а также повышать престиж рабочих профессий. Рустам Нургалиевич с такими предложениями согласился. «Да, престиж рабочих профессий — об этом надо говорить и активно работать. Но! Человека, который решил работать там, где мало работы, вы просто не заставите. Нам надо активно привлекать из других регионов, по соседству очень много регионов, где уровень жизни поменьше, — отметил президент РТ. — Для этого нужны пряники, действия, агитация, престиж должен быть».
«Нам необходим механизм планирования», — сказал Сергей Когогин, а затем подошел к Минниханову и начал показывать какие-то материалы. «Слесарь — при потребности 257 человек есть только 175. То есть профзаказ и реальное исполнение далеки от реальности», — негодовал докладчик
Когогин: «4 тысяч рабочих в Челнах не хватает. Вы понимаете, что это такое? Как расти-то?»
Следом к трибуне вышел гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, которому, как отметил Минниханов, проблема нехватки сотрудников знакома не понаслышке: она обсуждается на каждой личной встрече. «Кадровый голод приводит к тому, что дальнейшее развитие экономики и промышленности вряд ли будет динамичным, — осторожно обозначил глава предприятия, но затем решил выразиться категоричнее. — Рустам Нургалиевич, мы имеем узкое место и если не разошьем его, то, скорее всего, проблема будет нас не просто сдерживать, а топить».
По словам Когогина, сейчас предприятие не может полностью закрыть потребность в рабочих и вынуждено «латать дыры». За последние пять лет челнинский автогигант вложил в развитие 100 млрд рублей и получил новые современные производства, но это не решает проблему полностью. «Мы по-разному подходим, включая все эти фокусы с мигрантами, с УФСИН переговоры ведем, но это все, коллеги, латание дыр», — с сожалением признал гендиректор КАМАЗа.
«Если брать Набережные Челны, то у нас четкое понимание, что там уже коллапс», — не стал сглаживать углы Когогин. Уже после окончания совещания корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать это заявление мэра автограда Наиля Магдеева. «Разные мнения бывают. Я бы сказал, что ситуация напряженная», — отметил градоначальник. В докладе Когогин заметил, что уровень безработицы в Челнах практически нулевой, новых рабочих мест много, но молодежь уезжает в Казань, Москву и Санкт-Петербург. И это притом что уровень образования в Татарстане ничуть не ниже, а где-то и выше московского и питерского. Да, в Челнах «недоразвитая» социальная сфера, указал Когогин, но из Казани люди тоже переезжают, заметил он.
Наиль Магдеев: «Разные мнения бывают. Я бы сказал, что ситуация напряженная»
«Амбиции у КАМАЗа довольно серьезные, в следующем году хотим серьезно увеличить оборот. Но 4 тысяч рабочих в Челнах не хватает. Вы понимаете, что это такое?! Как расти-то?!» — сокрушался Когогин. По его словам, в прошлом году заводу даже пришлось увеличить рабочий день, ввести сверхурочные работы, но «люди устают». Корпоративная программа предприятия ежегодно охватывает 12 тыс. детей. Как отметил Когогин, тысячи ребят приезжают на экскурсии и завод и смотрят современные производства: «А не то, что в соцсетях показывают, о проблемах и грязи». Также предприятие старается вернуть школьникам интерес к техническим специальностям: для этого создано несколько инженерных классов.
По словам Когогина, кадровую проблему в республике реально решить за 5–6 лет, если ответить на вопрос, почему уезжают молодые люди. Сегодняшний рабочий должен быть «не сколько умный, сколько умелый», указал он. И обратил внимание на то, что престиж колледжей вырос и выпускники с «низким уровнем интеллекта» туда уже не идут. А поступают ребята с довольно высокими баллами по ЕГЭ, которые затем без экзамена переходят в высшие учебные заведения и не идут на заводы. А те, кто мог бы потом устроиться на предприятие, остаются без места в колледже. «Нам необходим механизм планирования», — сказал Когогин, а затем прямо от трибуны прошествовал к креслу Минниханова и начал показывать какие-то справочные материалы. «Слесарь — при потребности 257 человек есть только 175. То есть профзаказ и реальное исполнение далеки от реальности», — негодовал докладчик, а затем все-таки вернулся к трибуне.
Директор предприятия убежден, что Татарстан опережает другие регионы в плане развития инфраструктуры, «социалки» («тут даже не о чем говорить»), но не использует свои преимущества. И это чревато застоем. Как выяснилось, в том числе из-за непонятной ситуации с кадрами в Казахстан недавно «уехал» современнейший литейный завод. «450 миллионов евро, и это инвестиции, которые сделаны не в республику», — отметил Когогин. Нашелся и другой пример: автогигант из-за нехватки рук вывез в Ульяновскую область алюминиевое производство.
«20 тысяч тонн литья уходит в Ульяновск, потому что мы не понимаем, когда решим эту кадровую проблему», — отметил спикер и добавил, что одними «фокусами с цифровизацией» здесь не обойтись.
Радик Хасанов отметил, что за последние 20 лет предприятие не ощущало дефицита кадров, но в конце прошлого года беда пришла и на ПОЗиС. В итоге в этом году предприятию пришлось отказаться от гособоронзаказа на 2 млрд рублей
Wildberries и Ozon оставили предприятия Казанской агломерации без сотрудников
«Если так продолжится, дальше будет уже поздно», — емко описал ситуацию с кадрами гендиректор АО «Производственное объединение „Завод имени Серго“» Радик Хасанов. Он отметил, что за последние 20 лет предприятие не ощущало дефицита кадров, но в конце прошлого года беда пришла и на ПОЗиС. В итоге в этом году предприятию пришлось отказаться от гособоронзаказа на 2 млрд рублей. Сегодня ПОЗиСу не хватает 400 работников, а у судостроительного завода им. Горького потребность еще выше — 1 тыс. сотрудников. При этом на учете в центре занятости Зеленодольска стоят 503 человека, многие из которых — «профессионально безработные», т. е. оформились только ради получения пособий.
По словам Хасанова, после открытия в районе крупных логистических центров Wildberries и Ozon кадровая проблема обострилась. Причем не только в Зеленодольске, но и в Казани. И если в будущем привлекать крупные компании в республику, нужно подумать, как обеспечить их кадрами. А сейчас высококвалифицированные, обученные сотрудники увольняются и устраиваются в логоцентры ради более высокой зарплаты. «Может быть, я жестковато скажу, но это может привести к деградации! Вместо получения высшего образования молодой человек идет работать на склад», — посетовал руководитель предприятия.
Завод и рад бы платить сотрудникам больше, но не может, развел руками директор предприятия. Он отметил, что сырье и кредиты стали обходиться дороже, а на дивиденды приходится отправлять до 75% прибыли: «На развитие ничего не остается».
— По дивидендной политике здесь есть уже установка главы государства, — отметил Минниханов.
— Поэтому я и прошу обсудить, — отреагировал Хасанов.
Президент РТ пообещал, что республика направит обращение в федеральный центр: «Я считаю, что совершенно неправильно. Даже высокомаржинальные компании себя ограничивают. Тут же не частная лавочка, а государственное оборонное предприятие».
Наконец Хасанов поругал СМИ, которые пока недостаточно активно повышают престиж человека труда. К этой важной работе спикер призвал привлечь лидеров мнений и блогеров. «Страна живет, пока работают заводы», — заключил директор.
Эльмира Зарипова дала ценный совет: чтобы не было дефицита кадров, надо просто свои производства организовывать там, где есть люди
«Если работодатели вовремя не заказывают кадры, то к кому претензии?»
Каплю позитива впрыснула министр труда РТ Эльмира Зарипова. По ее словам, рост рождаемости в прошлые годы очень скоро приведет к тому, что до 2030-го плюсом на рынок труда будут выходить по 40–50 тыс. молодежи. Пенсионная реформа также приведет скоро к росту численности трудоспособного населения. По оценке минтруда РТ, в 2031 году оно вырастет на 167 тыс. человек.
Рост населения будет там, где есть инфраструктура для жизни. Нетрудно догадаться, что это большие агломерации Казани, Зеленодольска, Лаишево, Пестречинского, Высокогорского районов. Хуже с ростом населения в Челнах, Арске, Агрызе, Актаныше, Дрожжаном, Менделеевске, Муслюмове, Мамадыше, Сарманово и Болгаре. На юго-востоке так вообще дефицит кадров усугубляется еще и тем, что есть отток в Башкортостан и Самарскую область.
Бизнесу Зарипова дала ценный совет: чтобы не было дефицита кадров, надо просто свои производства организовывать там, где есть люди. Конечно, «демографические» районы тоже не нужно бросать при этом на произвол судьбы. Но что делать, если некоторые из этих районов сами не закладывают в свои программы развития подготовку кадров — таковые, по словам Зариповой, тоже есть, словно они не видят перспектив перед собой. «Если работодатели вовремя не заказывают кадры (а это не один месяц и не два), если нет заказа в систему образования, то к кому претензии?» — отметила министр, говоря не только о районах, но и о предприятиях.
Помимо прочего, по словам Зариповой, предприятиям нужно заниматься переподготовкой кадров, ссузам надо увеличивать число бюджетных мест и постоянно проводить аудит таковых, чтобы они максимально использовались по делу, — сегодня процент трудоустройства выпускников коммерческих колледжей очень низкий. Также обратила внимание Зарипова и на зарплаты — число получателей детских пособий за последние годы выросло в 2 раза, и не от хорошей жизни явно.
В остальном Зарипова согласилась с предыдущими спикерами: и в вопросах плотной работы с мигрантами и организации ресурсных центров прямо в том же Узбекистане, и в вопросах усиления пропаганды рабочих профессий под лозунгом «Жить и работать в Татарстане!». Минниханов все эти предложения поручил обязательно отразить в готовящейся кадровой программе.
Без кадров не будет новых проектов, отметил Тимур Шагивалеев
«Преимущества привлечения труда осужденных к работам в том, что они не могут отказаться…»
Без кадров не будет новых проектов, отметил в своем докладе гендиректор ОЭЗ «Алабуга» Тимур Шагивалеев. По его оценке, ежегодный дефицит выпускников учреждений среднего профессионального образования (СПО) в республике — 5 тыс. человек. И несмотря на то что курьеры, водители и сортировщики — это «тупиковое направление работы» (их, по мнению Шагивалеева, заменят роботы), люди уходят в такие профессии с заводов. И это только начало кризиса, который продлится 10 лет, обозначил Шагивалеев нерадужные перспективы.
По мнению руководителя ОЭЗ, нужно возродить начальное профессиональное образование (НПО) и создать по всей республике сеть фабрично-заводских школ с общежитиями, как это было в СССР. Ежегодно там можно обучать до 20 тыс. человек, которых не нужно долго учить — поваров, комбайнеров, отделочников и т. д.
Эдуард Хиалеев напомнил, что не так давно в стране ввели такую практику, как принудительные работы для осужденных, в рамках чего «сидельцев» можно привлекать через отдельные исправцентры для работы на предприятиях
Еще более интересные предложения высказал и руководитель УФСИН России по РТ Эдуард Хиалеев. Он напомнил собравшимся, что не так давно в стране ввели такую практику, как принудительные работы для осужденных, в рамках чего «сидельцев» можно привлекать через отдельные исправцентры для работы на предприятиях. Такая практика в РТ есть: на КАМАЗе, в АО «Аромат», на хлебозаводе №3, в ООО «Агроэкоресурс» и т. д. Всего среди татарстанских осужденных правом на принудительные работы обладают сегодня более 3 тыс. заключенных. Если создавать условия и обустраивать исправцентры для них, то уже в следующем году за станки можно посадить более тысячи дешевых работников. «Преимущества привлечения труда осужденных к принудительным работам в первую очередь в том, что осужденные не могут отказаться от предложенной работы, добросовестное отношение к труду и послушное поведение — стимул к освобождению от наказания, осужденные находятся под постоянным контролем ФСИН», — рекламировал своих подопечных Хиалеев.
Все вышеизложенное Минниханов поручил взять на контроль создаваемой рабочей группе по разработке республиканской кадровой программы. Курировать вопрос поручено премьеру Алексею Песошину, «чтобы уже к февралю мы эту программу рассмотрели и утвердили».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 947