Старейший в республике оператор по продаже авиабилетов «Татарское агентство воздушных сообщений» на рынке уже 20 лет |
НЕОЖИДАННАЯ ОТСТАВКА
Резонансный скандал разгорелся между владельцами старейшего в республике оператора (на рынке 20 лет) по продаже авиабилетов – ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений». Спор возник между ОАО «Авиакомпания «Татарстан» (владеет 54,01% акций ТАВС) и влиятельным казанским предпринимателем Азатом Хакимом, который контролирует ЗАО «Финтранс», владеющее 45,71% акций предприятия.
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», 3 октября был созвано собрание совета директоров ТАВС, на котором произошла смена гендиректора ТАВС. Эльмира Галямова, возглавлявшая компанию с 2008 года (одновременно занимающая пост финдиректора ОАО «Международный аэропорт Казань»), была отправлена в отставку. Ее место занял Руслан Шакиров, являющийся исполнительным директором АК «Татарстан».
Рядовое, казалось бы, решение по смене топ-менеджера, однако, вызвало бурю возмущения со стороны Хакима, который в связи с этим обратился в редакцию «БИЗНЕС Online». Известно, что Галямова – креатура Хакима, и, будучи миноритарием в ТАВС, он оказывал влияние на деятельность предприятия через нее. Как утверждает Хаким, процедура ее отставки была выполнена с нарушениями и – ни много ни мало! – является частью плана по рейдерскому захвату предприятия со стороны «Ак Барс Холдинга».
Дело в том, что на заседании присутствовали лишь представители «Ак Барс Холдинга», которые представляют интересы авиакомпании «Татарстан». А именно: Алексей Трифонов – директор департамента экономической и собственной безопасности «Ак Барс Холдинга», Светлана Сотова – заместитель гендиректора по экономике и финансам, и Аксан Гиниятуллин – гендиректор АКТ. Еще один член совета Петр Трубаев – гендиректор ОАО «Ак Барс Аэро», прислал письмо в поддержку принимаемых решений.
На совете директоров ТАВС гендиректором был назначен Руслан Шакиров |
Как утверждает Хаким, «Финтранс», председателем совета директоров которого он является, не был своевременно проинформирован о повестке дня. По его словам, отставка Галямовой была обоснована не соответствующим действительности актом ревизионной комиссии. При этом от работы в этой комиссии был отстранен именно тот член, которого назначил второй акционер – «Финтранс», а реальные результаты деятельности компании под руководством теперь уже бывшего гендиректора не были приняты во внимание.
«Первоначально повестка дня заседания совета директоров ОАО «ТАВС» была ограничена двумя вопросами: о результате проведенной ревизионной проверки и вопросом под грифом «разное», – рассказал Хаким газете «БИЗНЕС Online». – Однако уже при рассмотрении вопроса под грифом «разное» председатель совета Трифонов предложил рассмотреть в рамках этого раздела еще два вопроса: о досрочном прекращении полномочий генерального директора и о назначении нового исполнительного органа. Данное предложение с легкостью было принято оставшимися двумя членами совета директоров, несмотря на то что иные их коллеги не знали не только об изменении вопросов повестки дня, но и о самом факте проведения заседания совета… В целом произошедшее напоминает рейдерский захват, проведенный по заранее спланированному сценарию. Однако остается открытым вопрос о легитимности смены менеджмента ОАО «ТАВС» в свете отсутствия кворума при проведении заседания совета директоров и нарушениях порядка его созыва».
КВОРУМ БЫЛ, НО…
Однако представители противоположной стороны не согласны с Хакимом. По словам Гиниятуллина – представителя основного акционера ТАВС, смена руководства компании прошла по взаимному согласию с бывшим начальником, а все члены совета были извещены о заседании должным образом.
«Всем членам совета директоров ТАВС были разосланы повестки с приглашениями на заседание совета, – заявил Гиниятуллин в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». – Я получил это оповещение точно таким же образом, как и Азат Хаким, и была обратная связь. Я могу сказать, что трое из членов совета сообщили, что присутствовать не смогут – кто-то уехал в командировку, кто-то иначе был занят, четвертый выразил свое мнение в письменном виде. Таким образом, кворум состоялся – четверо из семи членов свое мнение выразили».
Хаким же уточняет, что ему сложно считать должным извещение, сделанное по телефону в день заседания: «Мне позвонили в половине одиннадцатого и сказали, что в 16.00 – совет директоров. Извините, но у меня сидят две делегации из Москвы, весь день распланирован. Я не могу сорваться на совет вот так вот, даже не видя повестки дня. Положено извещать как минимум за три дня. С остальными членами совета была такая же история – позвонили перед самым заседанием. Вся пикантность ситуации в том, что у них (АК «Татарстан» – ред.) контрольный пакет, и даже если бы совет был юридически правильно собран, решение прошло бы. Я бы воздержался, и проблем бы не было, и все было бы законно и красиво. Но в данном случае нами просто пренебрегли».
«ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СТАЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ!»
В рассказе сторон о возникшей ситуации есть несколько довольно странных нестыковок.
По словам Гиниятуллина, бывший гендиректор ТАВС Галямова сама несколько раз озвучивала намерение сложить полномочия. Совет же пошел навстречу ее пожеланиям, имея в виду нынешнее плачевное состояние компании.
«Были вопросы к результатам деятельности предприятия, – говорит Гиниятуллин. – Ни один из собственников не занимался его развитием. Решение о передаче полномочий директора было принято по результатам доклада ревизионной комиссии. У совета было желание взять паузу и разобраться в ситуации, а потом уже принимать решение. Но позиция самой Галямовой однозначна: она была не согласна дальше продолжать свою деятельность».
Чистая прибыль ТАВС за 2012 год составила 2,4 млн. рублей при общей выручке 32,7 млн. рублей |
Сама Галямова, комментируя данную ситуацию для газеты «БИЗНЕС Online», сделала прямо противоположное заявление: «Для меня это стало неожиданностью! Я была назначена на должность гендиректора в 2008 году, никаких претензий со стороны акционеров не было. Назначение гендиректора – это полномочия совета директоров. Трое членов совета директоров приняли решение досрочно прекратить мои полномочия. И 3 октября я передала печать, документы, ключи от помещения. В дальнейшем споре я не принимаю участия... Нам агентство передали с убытками, с неимоверной кредиторской задолженностью в 9 миллионов, и еще банковский кредит был на 4 миллиона. Мы в течение двух лет вывели агентство на прибыль и расплатились со всеми долгами».
Новый гендиректор ТАВС Шакиров на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о причинах смены руководства дал лаконичный ответ: «Компания решила усилить контроль за деятельностью ТАВС. Председатель совета директоров ТАВС Трифонов, отвечающий за безопасность в «Ак Барс Холдинге», оказался недоступен для комментариев.
В «Ак Барс Холдинге», куда газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментариями, попросили прислать письменный запрос в приемную его гендиректора Ивана Егорова, но ответа на него в течение последних двух дней мы не получили. Однако редакция готова предоставить холдингу возможность высказать свою позицию по ситуации с ТАВС.
«ТАТАРСТАН» ХОЧЕТ ЗАЛОЖИТЬ ТАВС ПО СВОИМ ДОЛГАМ»
Из-за чего же идет весь сыр-бор? Не сказать, чтобы ТАВС представлял собой крупный бизнес. Чистая прибыль компании за прошлый год составила 2,4 млн. рублей при общей выручке 32,7 млн. рублей. Прямо скажем, не так уж и много. Эксперты и вовсе считают, что перспективы такого бизнеса довольно туманны на фоне развития online-продаж билетов.
Азат Хаким: «Самое печальное в этой истории, что подобные ситуации сильно портят имидж нашей республики, стремящейся к признанию региона привлекательным для инвесторов» |
Но Хаким обращает внимание не на прибыльность бизнеса, а на активы компании в разрезе их привлекательности для банков.
«Грубое нарушение всех юридических норм легко объяснимо, – считает Хаким. – В сложившейся ситуации я вынужден предать огласке ряд фактов. Кредиторская задолженность авиакомпании «Татарстан» достигла запредельных значений, а именно – 2,8 миллиарда рублей, из них 450 миллионов авиакомпания должна международному аэропорту Казань. Как при таких долгах авиакомпания обеспечивает на должном уровне безопасность и регулярность полетов – для меня большая загадка. Но это полбеды. Самая большая беда в том, что заложена экономическая «мина» в виде долга в 450 миллионов, плюс 75 миллионов должна аэропорту авиакомпания «Ак Барс Аэро». Итого получается 525 миллионов долга МАКу. Поэтому, несмотря на рост пассажироотправок на 24 процента, аэропорт получит в этом году приличные убытки, которые в 2014 году будут еще больше, так как Универсиада в Казани каждый год не проводится… Теперь к сути вопроса. Авиакомпании нужны еще кредиты, а заложить больше нечего. Делается ход конем: меняют директора, который все подпишет, и под поручительство ОАО «ТАВС» и под залог его активов берется кредит для авиакомпании «Татарстан»…
Активы ТАВС, которую банки готовы брать в залог, Хаким оценивает в общей сложности в сумму около 100 миллионов – это различные помещения и земельные участки.
«Деньги быстро закончатся, кто будет следующим?.. – намекает Хаким. – Правильно, аэропорт Казань. Внимательно наблюдайте за событиями вокруг аэропорта. Я прогнозирую, что наплюют на все юридические нормы, на антимонопольное законодательство… Деньги нужны! Как известно, Аксан Ганиятуллин закончил МВА, где и учат рисовать красивые бизнес-планы: 15 CRJ-200, 15 «Цессна-караван»… Теперь следующая «разводка» – 15 аэробусов. Самое главное, как ему удается «разводить» своих акционеров, ведь все эти бизнес-планы в практической плоскости явно убыточны. Гиниятуллин не авиатор, и поэтому, видимо, не знает, что в авиации есть законы писаные и неписаные, а один из неписаных законов гласит: «В любой ситуации следовать принципам, основанным на порядочности, честности и мужестве». Именно по этой причине не принял участия в этой вакханалии Петр Трубаев, потому что он авиатор и соблюдает эти неписаные законы. Самое печальное в этой истории, что подобные ситуации сильно портят имидж нашей республики, стремящейся к признанию региона привлекательным для инвесторов».
«МЫ БЫЛИ В ШОКЕ!»
Гиниятуллин полностью отвергает аргументы Хакима.
«По поводу кредита, под который якобы планируется заложить ТАВС, могу сказать – ничего подобного, – заявил газете «БИЗНЕС Online» гендиректор АКТ. – Как раз наоборот – текущая ситуация была спровоцирована стагнацией предприятия и желанием, чтобы оно развивалось. Вы посмотрите само помещение ТАВС, и вам все будет понятно. Мы, когда увидели офис, были в шоке от его состояния – можно ли его назвать работающей структурой? Значит, в него надо инвестировать средства. У второго собственника не было такого желания, а с нашей стороны инвестиции не имели смысла. В авиакомпании считают, что не стоит смешивать два разных бизнеса, две разных площадки. Чем вызвана позиция по приостановке полномочий гендиректора? Думаю, вопросом развития будет заниматься итоговый собственник в лице «Ак Барс Холдинга». Я считаю, у компании есть потенциал, даже с учетом роста online-продаж и соответствующих рисков. Все-таки тот сервис, который предлагает агентство, online-продажами не закрывается. Этот бизнес можно развивать, если он будет клиентоориентированным. То, что его не планируется заложить ни по каким кредитам, – это я вам однозначно говорю».
Аксан Гиниятуллин: «Были вопросы к результатам деятельности предприятия. Ни один из собственников не занимался его развитием» |
Похоже, история будет иметь некое продолжение. Хаким настроен жестко и не исключает, что прибегнет к судебному разбирательству. По его словам, вопрос носит для него принципиальный характер именно по той причине, что с ним не сочли нужным считаться. Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием событий.
КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАВС?
Ситуацию прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online».
Магомед Закаржаев – генеральный директор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
- Я слышал мельком, что смена назначения прошла не очень корректно, но ради чего – непонятно. Можно было договориться по-людски – если не нравится директор, с контрольным пакетом можно было провести свою кандидатуру в любом случае, только без шума. При мне таких прецедентов не было, поэтому мне не вполне ясно, зачем это все. Хаким вменяем, законы и порядки знает, могли бы договориться.
Для чего «Татарстану» усиливать влияние над ТАВС, тоже не вполне очевидно. Понятно, что это позволяет контролировать продажи билетов, в первую очередь в интересах своей авиакомпании. Но ведь сейчас все больше билетов продается в электронном виде, их можно купить с мобильного телефона по дороге в аэропорт. Для этого никакой ТАВС не нужен. Агентство было привлекательным бизнесом, но сейчас его роль сходит на нет.
При мне, когда билеты продавались только через кассы, это действительно был центр продаж, возможность их регулирования. Представьте ситуацию: допустим, на рейсе Казань – Ташкент летали только мы и узбеки. Приходит узбекский представитель в ТАВС, обходит всех кассиров и каждому сулит энную сумму. Это я к примеру говорю. В первую очередь они будут продавать билеты на ташкентский борт, а потом уже на наш. В Ташкенте так и было, поэтому нам приходилось и там развивать свою сеть продаж. Такой же фокус можно проделать с любыми рейсами, на которых параллельно летают несколько авиакомпаний… Но сейчас все абсолютно демократично, и былой актуальности в контроле над агентством точно нет.
Но заложить ТАВС по кредиту без второго хозяина все равно нельзя. Да, в «Татарстане» ситуация тяжелая, все что можно заложено, но без участия «Финтранса» заложить ТАВС можно только с нарушениями. А у Хакима есть правовые рычаги, как все поставить на место, в том числе и опротестовать решение совета директоров, если там действительно не было кворума.
Павел Тубальцев – партнер ООО «Юридическая фирма «Татюринформ»:
- Чтобы оценить легитимность принятого решения однозначно, необходимо знать либо устав акционерного общества, либо специальный внутренний документ, который регулирует порядок созыва совета директоров. Он обычно называется «Положение о совете директоров». Закон об акционерных обществах в вопросе созыва и проведения заседаний совета директоров отсылает к внутреннему документу, не предлагая императивных норм.
Кворум в данном случае составляют четыре человека, однако должны ли все четверо присутствовать очно – опять же определяется внутренним регламентом. Возможность принятия решения заочным голосованием может быть предусмотрена. Так же, как и вызов на заседание совета директоров по телефону. Дело в том, что совет директоров – это не собрание акционеров, это орган, который иногда требует оперативного созыва. Поэтому и проведенный порядок созыва – по телефону, за несколько часов до заседания – может быть предусмотрен локальным регламентом.
В любом случае акционеры могут оспорить решение совета директоров в Арбитражном суде, если они считают, что оно принято с нарушением закона или устава.
Азамат Сабиров – генеральный директор AVT:
– Видимо, АКТ хочет создать себе дистрибутивную сеть. Пошла тенденция сейчас у авиакомпаний создавать дистрибутивные сети. Это новая мода, связанная с попыткой усидеть сразу на двух стульях – и полеты продавать, и билеты. Не понимаю эту тенденцию – авиакомпания должна летать, а продажей должны заниматься профессионалы. Насколько они будут успешными, сказать не берусь.
Мария Назамутдинова – PR-менеджер компании OZON.travel:
- В краткосрочной перспективе кассы для покупки билетов продолжат существование, так как многим покупателям это удобно и привычно, хотя цены в них обычно выше, чем в online. В долгосрочной перспективе, конечно, все перейдет в online, останутся только агентства, работающие с корпоративными клиентами. Online, безусловно, обладает рядом преимуществ - это возможность сравнивать цены, осуществлять покупку в несколько кликов, выбирать из огромного количества предложений и так далее. Каждый год доля online-билетов увеличивается на 30 - 35 процентов.
P.S. Когда материал был опубликован, в редакцию обратился гендиректор компании «Аудэкс» Айрат Гимадутдинов и пояснил, что он лично и «Аудэкс» вошли в состав учредителей ЗАО «Финтранс» в 2002 году, тогда предполагалось, что компания будет заниматься консалтинговой деятельностью. Однако эти планы не сбылись, и в 2006 году Гимадутдинов и «Аудэкс» вышли из состава владельцев «Финтранс». Как уточнили в самой компании, в настоящее время в равных долях компанией владеют Азат Хаким и Рустэм Гареев.
Справка ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений» зарегистрировано в 1994 году. ЗАО «Финтранс» зарегистрировано в 2002 году. Азат Хаким родился 14 февраля 1955 года. Работал в Казанском объединенном авиаотряде вторым пилотом, командиром экипажа на Як-40. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 284