Общество 

«Вас обманывают и под видом Сунны выдают то, что Пророк никогда не говорил»

Рустам Батыр
2019-03-16 07:55

«Согласно исламской традиции, лицемеры хуже неверных, поскольку не только погрязли в неверии, но еще и вводили в заблуждение остальных мусульман, обманом выдавая себя за их единоверцев», — пишет в материале для «БИЗНЕС Online» известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр. Он рассматривает толкование аята, который современные борцы с Кораном очень часто используют в контексте обоснования принципа Сунны…

«Исламский мир пережил, пожалуй, самую грандиозную аферу в истории человечества» «Исламский мир пережил, пожалуй, самую грандиозную аферу в истории человечества»

«В ПОСЛАННИКЕ БОЖЬЕМ БЫЛ ДАН ПРЕКРАСНЫЙ ПРИМЕР ДЛЯ ВАС»

Все мы видим, что исламский мир сегодня находится в тупике. Это интеллектуальные задворки мира. Но что затормозило некогда цветущую и лидирующую на планете цивилизацию? Взлом культурного кода. Все остальное вторично. Все остальное не более чем следствие. Исламский мир пережил, пожалуй, самую грандиозную аферу в истории человечества. Ее суть состояла в том, что на смену учению Корана, преисполненного величайших идей человеколюбия и рационализма и лежащего изначально в основе исламского менталитета, пришло нечто ему противоположное. Это нечто вобрало в себя все ужасы Средневековья: ксенофобию, мракобесие, жестокость и насилие — все то, что нас сегодня так пугает в практике многих религиозных мусульман.

Для того чтобы легализовать в лоне ислама антикоранические принципы, потребовалась корнтрпарадигма. Она нашла свое воплощение в концепте Сунны — Закона Пророка, который, по учению адептов этой идеи, может даже отменять Закон Бога. Именно идея Сунны, возводимой к Пророку (по факту — псевдо-Сунны), стала тем шлюзом, через который в мир ислама из подземелья прошлого и ворвались страшные демоны, сковавшие в конечном итоге мусульманские дух и мысль. Понятия «Сунны Пророка» в Коране, естественно, нет. Там лишь говорится об одном — Сунне Бога. Тем не менее современные толкователи так лживо интерпретируют некоторые коранические аяты, апеллируя к богословской неграмотности мусульман, что непосвященному человеку может показаться, будто они и в самом деле подразумевают идеи Сунны. Сегодня мы начнем развенчивать эти стереотипы.

Современные противники Корана — хадисоцентристы — из числа мусульманских богословов нам часто говорят, что Коран, дескать, нельзя воспринимать напрямую — только сквозь призму тафсира, т. е. толкования. Они убеждены, что суннитские экзегеты прошлого будут подыгрывать их идеологии. Но на самом деле это не так. Именно авторы суннитских классических тафсиров, как никто другой, выступают против того, чтобы с помощью Корана обосновывали принцип Сунны. Я обнаружил это совершенно случайно: обратившись к 40 классическим суннитским тафсирам первого тысячелетия хиджры.

Для того чтобы не быть голословным, рассмотрю сегодня их толкование одного аята, который современные борцы с Кораном очень часто используют в контексте обоснования принципа Сунны. Этот аят звучит так: «В посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» (33:21). Современные горе-толкователи нам говорят, что если Пророк является примером для мусульман, то, стало быть, в данном тезисе постулируется принцип Сунны в исламе. Что ж, посмотрим: а что об этом думают авторы классических суннитских тафсиров? Давайте сегодня совершим богословский экскурс по их текстам.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Авторы рассмотренных тафсиров указывают, что данный аят является частью отдельного смыслового фрагмента коранического текста 33:9-27, в котором, согласно общему мнению суннитских экзегетов, отражены события пятого года хиджры, в исламской истории известные под названием «Поход союзников», или «Битва у рва». Собственно, поэтому сура 33 и получила название «Союзники» (аль-ахзаб). В шаввале этого года войско мекканских язычников, усиленное дружественными племенами, выступило на штурм Медины, где после исхода из Мекки обосновалась первая община мусульман во главе с Пророком, но путь ему преградил защитный ров, вынудивший противников мусульман увязнуть в осаде и в конце концов бесславно ее снять.

Поход союзников, войско которых многократ превосходило число мусульман, грозил для молодой общины верующих обернуться ее полным поражением. Положение усугубила вероломная измена курайзитов, которые проживали в Медине и с которыми у мусульман был мирный договор, в результате чего община верующих в самый решающий момент неожиданно оказалась уязвимой с тыла. В данной ситуации, казалось бы, полной безнадежности и безысходности, предательски повели себя маловеры/мунафикун, испугавшиеся неминуемого поражения и жестокой расправы со стороны «войска союзников»: под разными предлогами они стали уклоняться от участия в строительстве оборонных сооружений и в целом подготовки к сражению. При этом Пророк вместе с другими защитниками города разделил все трудности осады и лично принимал участие в рытье защитного рва.

Таков исторический контекст, отраженный в аятах 33:9-27, в том числе и в рассматриваемом стихе 33:21, повествующем о том, что «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас». На него из 40 изученных толкователей обращают внимание все муфассиры, рассматривающие данный фрагмент Корана, за исключением одного.

«Cуннитские муфассиры в качестве главного и часто единственного толкования аят 33:31 интерпретируют в том духе, что Пророк был дан как пример силы духа и стойкости в сражении» «Cуннитские муфассиры в качестве главного и часто единственного толкования аят 33:31 интерпретируют в том духе, что Пророк был дан как пример силы духа и стойкости в сражении»

ОСНОВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Как следствие вышеизложенного, суннитские муфассиры в качестве главного и часто единственного толкования аят 33:31 интерпретируют в том духе, что Пророк был дан как пример силы духа и стойкости в сражении. На это значение аята в той или иной формулировке прямо указывают 23 толкователя из 31, составивших отдельный комментарий к данному стиху. Пятеро экзегетов, в том числе двое авторов «матерей тафсиров» и двое ханафитских муфассиров, вспоминают при этом арабскую поговорку, которая, по их мнению, удачно подходит для характеристики стойкого характера Пророка во время суровых испытаний войной: «В яйце пуд (букв. двадцать маннов) железа».

Некоторые муфассиры выделяют в данной связи два оттенка смысла. Во-первых, Пророк являл верующим пример личной стойкости/терпения, как это было в битве при Ухуд, когда он был ранен и потерял убитым родного дядю Хамзу. О достойном поведении Пророка в этом тяжелом сражении, закончившемся поражением мусульман, вспоминают 11 экзегетов. Во-вторых, Пророк и в этот раз наряду со всеми разделял все тяготы военного положения и вдохновлял своих сподвижников личным примером.

Зачинатели тафсира, оставив достаточно много своих комментариев касательно разных мест фрагмента 33:9-27 о «походе союзников», в отношении слов «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» высказывались нечасто. Экзегеты фиксируют, что ас-Судди комментирует это место в смысле «примера во время сражения», что и стало основным значением данного аята в суннитской традиции тафсира. Ибн-Умар относит данную фразу к стойкому перенесению Пророком голода, который постиг мусульман, заточенных в осажденном городе. А Йазид ибн Марван слова «в посланнике Божьем был дан для вас прекрасный пример» интерпретирует в том смысле, что участникам битвы у рва не стоило сомневаться в Пророке, но надлежало держаться подле него. Некоторые экзегеты, не уточняя имен патриархов тафсира, приводят сходные суждения, истолковывающие пример Пророка также в контексте описанных военных событий.

АДРЕСАТЫ АЯТА

Помня о тяжелом положении мусульман во время осады и проявленном малодушии маловеров/мунафикун среди них, экзегеты указывают, что адресатами данного аята могут быть как те, так и другие. «Есть два разных мнения относительно того, кто подразумевается в этом обращении, — фиксирует данное разногласие аль-Куртуби. — Мнение первое: лицемеры (мунафикун), ибо здесь продолжается предшествующее обращение к ним [т.е. аяты 33:18–20]. Мнение второе: мусульмане (муминун), в силу [последующих] Божьих слов: „Для тех, кто надеется на Бога и Последний день и часто поминает Бога“ (33:21)».

Аяты, которые предшествуют 33:21 и которыми обосновывают версию мунафиков как его адресатов, звучат следующим образом: «Бог знает тех из вас, которые отвращают людей от участия в войне, и тех, которые говорят своим братьям: „Идите к нам!“ Они принимают в войне ничтожное участие, поскольку они скупы по отношению к вам. Когда ими овладевает страх, ты видишь, как они смотрят на тебя. Их глаза вращаются, словно у того, кто теряет сознание перед смертью. Когда же страх проходит, они обижают вас острыми языками, скупясь на добро. Они не уверовали, и Бог сделал тщетными их деяния. Это для Бога было легко.  Они полагают, что союзники не ушли. Если бы союзники пришли, то они захотели бы кочевать среди бедуинов и расспрашивать о вас. Будь они вместе с вами, то они бы не сражались, разве что немного» (33:18-20).

Таким образом, если аят 33:21 рассматривать как продолжение данных слов, на что указывает аль-Куртуби, то из них вытекает следующий вывод: Пророк был дан в пример мунафикам, т. е. немусульманам.

Однако, как правило, муфассиры избегают называть адресатов аята 33:21 напрямую мунафиками/лицемерами, ибо все-таки речь идет о людях из общины Пророка, а, согласно исламской традиции, лицемеры хуже неверных, поскольку не только погрязли в неверии, но еще и вводили в заблуждение остальных мусульман, обманом выдавая себя за их единоверцев. Данную сложность авторы тафсиров решают двумя способами: либо мунафикун включают в число адресатов аята наряду с другими людьми, т. е. растворяя их в общей массе, либо обозначают их более осторожными формулировками, как это делают, например, двое из когорты главных экзегетов, отмечая, что аят 33:12 — «это укор Бога уклонившимся от Божьего посланника и войска мусульман в Медине».

Многие же муфассиры вообще уходят от разговора на тему адресатов аята 33:21, провозгласившего Пророка «примером для вас», т. е. оставляют открытым вопрос о том, кому он, согласно этому стиху, был дан в пример: мусульманам или немусульманам.

ДРУГИЕ ИНТЕПРЕТАЦИИ

В данной связи возникает другой вопрос: возможно ли рассматривать аят 33:21, обозначивший Пророка как «прекрасный пример для вас», вне привязки к событиям пятого года хиджры? То есть допустимо ли данный призыв вычленить из военного подтекста и распространить его в целом на жизнь мусульман? Так экзегеты поступают нечасто. Среди муфассиров, которые, как уже было отмечено, все, кроме одного, обозначили исторический контекст коранического фрагмента, включающего себя и аят 33:21, только шестеро интерпретируют его без привязки к данному контексту. Во всех этих случаях дается, как правило, просто общеязыковое объяснение слова «усва»/«пример», без детализации и без отсылки его значения к Сунне.

Само же слово «сунна» при интерпретации аята встречается у шестерых толкователей, среди которых нет ни одного из когорты авторов «матерей тафсиров», т. е. из когорты самых авторитетных толкователей. При этом у троих оно использовано в общелексическом значении во фразе «благой обычай» (сунна хасана, салиха). Во всех трех случаях «благая сунна» Пророка привязывается к его образцовому поведению во время военных испытаний.

И лишь у троих из упомянутых комментаторов, среди которых нет ни одного ханафита, Сунна используется в узком, религиозно-правовом, смысле слова. Впрочем, об этом мы можем только догадываться, поскольку они упоминают ее лишь вскользь, подробно не останавливаясь на данном вопросе. Характерно, что все трое обозначают Сунну всего-навсего как возможное, но не главное значение слов Всевышнего «в посланнике Божьем был дан вам пример».

Дополнительно к сказанному стоит отметить, что аль-Матуриди, приводя третье возможное значение для «усва»/«пример», использует однокоренной со словом «сунна» глагол «санна». Правда, он интерпретирует аят как обращение к неверующим, а усва — как пример, данный им не прямо в Пророке, а в лице обычных мусульман, принявших Пророка. «Был дан для вас пример в верующих, — излагает аль-Матуриди возможный смысл аята 33:21, — с которыми вы сравняетесь, если последуете тому, что посланник Божий предписал (шарра`а) вам и установил (санна)». Здесь же он возводит этимологию слова «усва» к «истива»/«равность».

Экзегетом, интерпретирующим аят в отчасти привычном современным хадисоцентристам ключе, стал Ибн-Касир, который, впрочем, избегает использования термина «сунна»: «Этот аят — великая основа для того, — пишет он, — чтобы брать пример с Пророка в его словах, делах и состояниях, поэтому Бог повелел брать с него пример во время похода союзников в терпении, выдержке, хладнокровии и самоотдаче». Однако подобное толкование в своей первой части, распространяющей пример Пророка на все случаи жизни, для традиции суннитского тафсира является единственным исключением. Более ни у кого другого из авторов рассмотренных общепризнанных тафсиров первого тысячелетия хиджры подобных трактовок аята 33:21 нет.

Интересно, что аль-Матуриди среди прочего допускает вынести предмет аята вообще за пределы пророчества Мухаммада. «В посланнике Божьем был дан для вас прекрасный пример, — пишет он, формулируя значение аята в смысле его обращения к идолопоклонникам, — еще до того, как он был явлен вам посланником и получил Откровение, ибо вы знали о его благонравии, достоинстве, благородстве и надежности. Так почему же вы не следуете ему после того, как он стал Пророком?»

«Под видом Сунны часто выдают то, что Пророк никогда не говорил и никогда не делал, а все для того, чтобы извратить подлинное учение ислама» «Под видом Сунны часто выдают то, что Пророк никогда не говорил и никогда не делал, а все для того, чтобы извратить подлинное учение ислама»

ХАРАКТЕР НОРМАТИВНОСТИ АЯТА

Некоторые муфассиры, рассуждая про аят 33:21, задаются вопросом о том, стоит ли его расценивать как императив, строго предписывающий брать пример с Пророка, или он содержит в себе всего лишь соответствующую рекомендацию верующим. В частности, данную проблему обозначает аль-Куртуби, хотя сам при этом и уходит от ответа на вопрос по существу. «Есть два разных мнения, — пишет этот экзегет плеяды главных толкователей, — относительно того, что такое брать пример с Пророка: обязательное (иджаб) или желаемое (истихбаб). Мнение первое: обязательное, ставшее следствием желаемого. Мнение второе: желаемое, ставшее следствием обязательного».

Подробно на эту тему высказывается ханафит аль-Джассас, тафсир которого «Законоположения (ахкам) Корана» целиком посвящен нормативным значениям коранического текста. В своем толковании к 33:21 он пишет: «Строй (захир) данного аята предполагает желательность (надб) без обязательности (иджаб), ибо Всевышним использовано слово „ля-кум“/„для вас“. Аналогично этому говорят: „Ты можешь помолиться (ля-ка ан тусалли)“ или „Ты можешь раздать милостыню (ля-ка ан тасаддака)“. В данной [языковой форме] нет указания на обязательность (вуджуб). Строй языка здесь указывает, что человек может как сделать это, так и оставить оное. Аят указывал бы на обязательность, если бы Бог сказал: „Вам надлежит (алай-кум) брать пример с Пророка“».

Прояснив этот важный нюанс, комментатор Корана продолжает: «Правильно (сахих) считать, что в аяте нет указания на обязательность, напротив, он указывает лишь на желательность, которая здесь более очевидна по причине, уже отмеченной нами. При этом известно, что приказ указывает на обязательность деяний Пророка, а брать пример с него означает делать ровно то, что делал он. Однако когда мы не следуем Пророку с точки зрения оценки степени обязательности деяния и его смысла, то это, стало быть, не есть брать пример с него. Разве непонятно, что когда Пророк делает что-то желательное, а мы совершаем это как обязательное, то мы уже не берем с него пример?! И когда Пророк совершает какое-либо деяние, то нам нельзя совершать его, будучи убежденными в обязательности оного, до тех пор, пока мы не узнаем, что данное деяние было построено на этом. А когда мы узнали, что данное деяние Пророка строится на обязательности, то нам уже надлежит его исполнять в силу этого, но не в силу данного аята, в коем нет указания на обязательность, т. е. в силу того, что следовать Пророку Бог повелел нам вне этого аята».

Таким образом, получается: следовать примеру Пророка, что бы мы под этим ни подразумевали, не является обязанностью мусульман, вытекающей из аята 33:21. Это так, ибо данный аят просто не содержит в себе подобного повеления.

Итак, истолкование слов «в посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» в хадисоцентристском ключе, т. е. в смысле предписания следовать Сунне, не соответствует суннитской традиции классического тафсира, ибо абсолютное большинство исламских экзегетов утверждали, что здесь речь идет не об этом, а о том, что Пророк явил пример крепости духа и стойкости в сражении. К тому же возможно, что данный аят обращен вообще не к мусульманам, не исключено, что он даже не касается пророческого периода в жизни Мухаммада. Да и потом, в аяте, как показывает его грамматический разбор, нет никаких указаний на то, что следовать примеру Пророка есть религиозная обязанность мусульман.

Если сегодня услышите, что вы обязаны следовать Сунне, ибо Бог сказал: «В посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» (33:21), — знайте, что вас просто-напросто обманывают. На самом деле суннитская традиция тафсира этому не учит. И знайте другое: под видом Сунны часто выдают то, что Пророк никогда не говорил и никогда не делал, а все для того, чтобы извратить подлинное учение ислама.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (131) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.03.2019 15:50

По существу вопроса... Любой минимально обученный мусульманин понимает глубокую и скорее всего осознаваемую ошибочность Батрова - наиболее ярко это на его утверждении о необязательности 5 намазов...для христиан поясню, если бы Иса ас показал ежедневную практику, которую видели и продолжали бы все апостолы и тысячи видевших это своими глазами первых христиан, а через 1400 лет "Батров" заявил либо не было этого либо Иса ас неправильно понял послание... Статьи Батрова плюсуют либо воинствующие атеисты, либо воинствующие исламофобы. Других логичных объяснений нет. Сам же Батров просто зарабатывает деньги, чем скандальнее тем читабельнее

  • Анонимно
    16.03.2019 09:12

    Статья очень понравилась, спасибо! С автором согласна!

    • Анонимно
      16.03.2019 10:47

      По крайне мере будоражит мысль, заставляет думать .

      • Анонимно
        16.03.2019 20:24

        Небезызвестный Доренко высказал интересную мысль, которую очень трудно опровергнуть.
        Он предложил проверять религиозность у последователей аврамистических религий путём представления их перед выбором.
        Например: брать у них Апл 10-й, поднимать его на уровень поднятой руки и спрашивать - Если его отпустить из рук, он разобъётся?
        Если человек скажет - разобъётся - то значит он атеист.
        Если скажет - на всё воля всевышнего (бога) - то он адепт этой религии.
        Но тогда этот испытуемый должен согласиться с тем, что бы его Айфон за 1 тысячу долларов был просто разбит с высоты.
        Так как он , по сути, не знает - по воле всевышнего телефон разобъётся или всевышний его сбережёт.
        Но вряд ли кто согласится даже ради всевышнего потерять свой дорогой телефон.

    • Анонимно
      16.03.2019 15:39

      С чем согласна???!!! Сформулируйте пожалуйста ;)

  • Анонимно
    16.03.2019 09:15

    Я обнаружил это совершенно случайно: обратившись к 40 классическим суннитским тафсирам первого тысячелетия хиджры.

    Вот оно чудо )) Миллионная умма мусульман, десятки тысяч Коран-хафизов и мухаддисов, величайшие исламские университеты Аль-Азхар, Деобанд стоят в сторонке перед новым Марджани нашего времени, выпускником московского исламского колледжа и Волго-вятской академии госслужбы при Президенте РФ, обнаружившим через 1400 лет после Пророка (с.г.с.), что следовать его Сунне не нужно.
    (Сарказм)
    Аллаһ знает лучше
    Мистер Х

    • Анонимно
      16.03.2019 09:24

      Ну он ещё и разные тренинги проходил, раскрепощающие и избавляющие от комплексов.

    • Анонимно
      16.03.2019 09:25

      Мистер Х, а если не обсуждать автора, то по сути поднятой темы, чем возразить имеете? Как ранние суннитские тафсиры толкуют аят 33:21? Или Вы не в курсе?

    • Анонимно
      16.03.2019 09:33

      Аллах действительно знает лучше, а мистер Хэ, по прежнему может лишь издеваться по поводу личности автора, не говоря по существу вопроса ничего. Да ведь и сказать он не может после приведенных аргументов из тафсиров. Других то тафсиров нет!

      • Анонимно
        16.03.2019 15:50

        По существу вопроса... Любой минимально обученный мусульманин понимает глубокую и скорее всего осознаваемую ошибочность Батрова - наиболее ярко это на его утверждении о необязательности 5 намазов...для христиан поясню, если бы Иса ас показал ежедневную практику, которую видели и продолжали бы все апостолы и тысячи видевших это своими глазами первых христиан, а через 1400 лет "Батров" заявил либо не было этого либо Иса ас неправильно понял послание... Статьи Батрова плюсуют либо воинствующие атеисты, либо воинствующие исламофобы. Других логичных объяснений нет. Сам же Батров просто зарабатывает деньги, чем скандальнее тем читабельнее

    • Анонимно
      16.03.2019 18:44

      Му'атазилиты были умнее и начитанные Батрова, и власть была у них же. Но что с ними стало?!

      Только мне кажется, что Батров пишет для тех, кто не имеет базовых знаний об исламе и не силен в логическом мышлении? Тут столько ошибок, подтасовок и тенденциозности! Это похоже на то, как массажисту операцию на сердце доверили. Наукой должны заниматься профессионалы, хоть история, хоть физика. Даже если они ошибутся, то можно им объяснить это. В случае с Батровым этом мрак под мраком. Такое на Рен-ТВ хорошо бы пошло. Или в докладе второкурсников о Коране.
      Никак не хочу обидеть, но всему есть предел. Рустам, может возьмётесь за то, что сможете осилить? Например, про то как в муфтияте плохо, а в театре хорошо. Общественные вопросы не менее важны, а научные оставьте учёным мужам.

      Желаю всем благополучия и процветания.

    • М.К.
      16.03.2019 23:11

      Он этого не утверждает.

      Сразу поясню. что я не богослов, творчества Р.Б. не изучал, не собираюсь ни соглашаться, ни спорить с ним.

      Но даже я вижу, что основной его посыл заключается в том, что за Сунну пророка выдаются сборники хадисов, которые представляют всего лишь анекдоты о жизни Наби.

  • Анонимно
    16.03.2019 09:22

    Т.е. теперь мне как мусульманину необязательно, к примеру, кушать правой рукой.
    Или меня (мужчину) ничто не ограничивает летом от хождения только в трусах по городу. Ведь именно в Коране это не обсуждается, а с точки зрения удобства летом в жару приятно ходить именно так. И если сунну я по примеру Батрова отброшу.

    • Анонимно
      16.03.2019 09:52

      09:23 А своей головой пользоваться не пробовали? Или она у Вас только для тюбетейки?

    • Анонимно
      16.03.2019 14:05

      Ходите если вам так удобно, кто вам мешает то! Только это не логично и не совсем удобно как вы говорите

  • Анонимно
    16.03.2019 09:22

    Рустам прав: не нужно путать современный ислам суннитского мира с классическим суннизмом.

  • Анонимно
    16.03.2019 09:38

    Тысячам достаточно и шаблона заливки виндоус. Неугомонным и двигающим рахмат и алга

  • Анонимно
    16.03.2019 09:41

    Спасибо Рустам эфенди, Аллах велик. Иногда в мечетях такое говорят и поистине думаешь : не мог один человек без образования( пророк Мухаммад мир ему) столько хадисов оставить . Вот великая книга да , это от Аллаха через пророка Мухаммада ( мир ему) . Коран это устав для мусульманина а все остальное от мунафиков .

    • Анонимно
      16.03.2019 11:28

      Если бы вы читали жизнеописание Пророка Мухаммада,мир ему и благословение Аллаха, то у вас таких суждений не было бы.!

    • Анонимно
      16.03.2019 12:25

      Что за глупое суждение? Хадис - это поступок, действие, состояние, случай, фраза Пророка, мир ему. Какие тут могут быть ограничения в количестве?? Вы хоть сами понимаете о чем говорите?
      И человека, посланного БОГОМ, сделавший невероятное во всей истории человечетва, просто охарактеризовать как необразованным человеком - верх наглости и лицемерия. В какую мечеть интересно вы ходите? И зачем...

      • Анонимно
        16.03.2019 15:36

        Не совсем так. Хадис - это не поступки и действия, а чей-то рассказ о поступках и действиях.
        Не документальная кинохроника, а рассказ, пересказанный своими словами многими пересказчиками, часто заинтересованными, служащими правящим феодалам, боровшимися за влияние, наделенными человеческими слабостями.
        Для сравнения, Священный Коран - слово БОГА, заучиваемое наизусть и переданное без искажений.

    • М.К.
      16.03.2019 23:13

      Строго говоря, Пророк не оставлял хадисов.

    • Анонимно
      16.03.2019 23:55

      9.41 сразу видно что ты дилетант. Пророк, не сидел целыми днями сочиняя хадисы.

  • Анонимно
    16.03.2019 09:43

    После этой статьи, и простые мусульмани, и религиозные деятели опять начнут вешать "ярлык" коранит на Рустама Батрова

    • Анонимно
      16.03.2019 10:38

      А вы его таким не считаете?

    • Анонимно
      16.03.2019 10:53

      Берем шире, исмаилит?

    • Анонимно
      16.03.2019 12:47

      Его (Батрова) ошибка ( а может даже и специально нацеленная задумка) заключается в том, что он ничем и никак не обоснованно выделяет и противопоставляет две крайние позиции: кораноцентризм (к чему причисляет себя (но незаслуженно (об этом чуть ниже) и хадисоцентризм (всех остальных, кроме себе подобных). Тем самым (расчленив и противопоставив эти 2 позиции) он: нарушил систему иерархично расположенных приоритетов в исламе (Коран - Сунна - Иджма); сегодня, как никогда еще (раньше еще он так открыто не заявлял о своей позиции), откровенно уже встал на воинственную антисуннитскую позицию (лишив сунну коранической основы, фундамента, компаса, ориентира); а Сунну представил в виде консервативного, ненадежного и вредного компонента (пережитка) для рациональной интерпретации Корана (налицо - игнорирование и низведение Сунны из ислама). А ведь как в Коране, так и в Сунне нет такой "двуглавой" (двухцентрично подразделенной) идеологии (как у Батрова)! Там - моноцентрично представлена в иерархической последовательности система приоритетов-ценностей: Коран (вершина, Императив, Слово) - Сунна (Дело-Образец (эталон, матрица, образец безошибочного и точного следования Корану (совокупность ПДД (говоря языком гаишников), Традиция Пророка как практическое руководство к действию, Коран в действии (на практике) - Иджма (как способ коллективно-рационального (не индивидуального!!! (как у Батрова) подхода к решению ситуационных проблемных задач и прихода к матрице, моносунне). Секта, т.н. коранитов (но не кораноцентристов!!!!), по сути, не только искажают Коран, но и интерпретируют его сугубо индивидуально и субъективно (путем отсебятины) и сходят с рельсов суннизма (а точнее, ислама). Поэтому Батров есть - коранит, но никак не есть кораноцентрист (коим он хочет себя представить). Его ошибка в том, что он синонимизирует (отождествляет) понятия "коранизм" и "кораноцентризм" и все это противопоставлет (так называемому) хадисоцентризму (чего в исламе нет и не может быть (а выдумано коранитом-Батровым). Кораниты, таким образом, отвергают и рушат саму кораническую и сцннитскую идею моноцентризма, представляющую собой иерархичную систему приоритетов-ориентиров (см. выше) - т.е. в итоге, они игнорируют как Коран, так и Сунну. Поэтому-то эта - ложная секта интеллектуалов-субъективистов (да - людей интеллектуальных, рациональных, но о которых можно с полной уверенностью и с горестью сказать русскими поговорками - "горе от ума" или же "умная голова дураку дана"). Кстати, о возможном появлении этой сектантской группы в будущем предсказал сам пророк (о том, что появятся в его умме люди, отвергающие его Сунну (традицию. основанные на хадисах) и руководствующиеся лишь самостоятельно (и вопреки кораническим аятам собственными суждениями и умозаключениями и интерпретациями Корана). Вот это время и пришло - сбылись пророческие слова. А то, что в исламе есть множество ошибок, отклонений, нарушений - здесь спору нет и сомнений нет (об этом также предсказал также сам пророк и об этом ведают практически все мусульмане (здесь Батров - никак не есть первооткрыватель Америки). Но пытаться продемонстрировать себя в роли очистителя и просветителя ислама представителям сектантского "коранизма" (повторяю, не кораноцентризма!!!) - дело заранее провальное и даже вредное (хотя с их стороны и претенциозное и впечатляющее).

      • Анонимно
        16.03.2019 14:45

        Согласен. Весьма точно подобранные понятия: КОРАНОЦЕНТРИЗМ и КОРАНИЗМ. Надо обмозговать

      • Анонимно
        16.03.2019 15:25

        Согласен. Современный мумульманин должен уметь различать КОРАНОЦЕНТРИЗМ от КОРАНИЗМА, как и ХАДИСОЦЕНТРИЗМ от ХАДИСИЗМА.

        • Анонимно
          16.03.2019 19:19

          Вы не поняли или хотите уклониться от вопроса. Понятий "кораноцентризм" и "хадисоцентризм" вообще не может быть как взаимоисключающих друг друга и альтернативно-самостоятельных и самодостаточных (автономных) центров. Слово "центр" - неуместное (ни к селу, ни к городу понятие) слово. Лучше и вернее говорить об иерархии приоритетов-ценностей: Бог и пророк; Слово Божье и жизнь-богослужение пророка; Слово-Императив (Которое было вначале всего) и Дело; Воля Бога и воля пророка (соподчиненная Первому); Коран и образец-эталон жизни по Корану (Сунна). Для суннитов эти две ценности - неразрывны и неделимы. Для суннитов нет подразделения на кораноцентризм и хадисоцентризм. Нет их противопоставления и не может быть. Нет двух центров у суннитов. Если и использовать слово "центр", то можно говорить о принципе концентричности (раположения по концентрам) четырех органично взаимосвязанных (!!!!) кругов (наподобие мишени): Коран (сердцевинный внутренний круг (1-й главный круг (Слово, Императив, Амр, Компас) - Сунна (2-й круг, опоясывающий первый круг (Дело, практической воплощение Корана на примере жизни пророка (дорожная карта для путешественника) - Иджма (консенсус, консультпункт ученых в проблемных ситуациях (причем, не мазхабная иджма (как это практикуется в ныне существующих изолированных друг от друга мазхабах, а межмазхабная иджма (межмазхабный консенсус (но только ни в коем случае - не компромисс!!! (з-й круг) - Умма (4-й круг). Как видим, в данном концентре-системе нет и не может быть понятия "хадисоцентризм" и никак не уместен термин "кораноцентризм" (Коран так и так логично и неспоримо, несомненно в центре, на вершине). Есть принцип объединения иерархии ценностей и логического их расположения по концентрам (по кринципу концентризма). Но у коранитов, разрушающих эту концентрически расположенную систему (сознательно или же бессознательно), нет двух вышеотмеченных двух органично взаимосвязанных и неделимых кругов (2-го и 3-его). Они опровергая их (считая их ненужными и вредными) в целях "обоснования" (оправдания) своей антисуннитской позиции придумали новые термины (нелогичные, неуместные, ошибочные, разрушительные): кораноцентризм (отождествляя его с коранизмом) и хадисоцентризм (навесив его на всех суннитов). Но в том то и парадокс, на практике же кораниты фактически опровергают придуманное ими же понятие "кораноцентризм" (под которым они понимают первый круг - сам Коран!!!). Ведь Коран призывает следовать: Слову Божьему (Корану), а затем - Сунне пророка, а затем - к иджме ученых. В итоге получается, что кораниты - вне Корана и без Корана. Без центра, без компаса (о дорожной карте и речи нет...).

          • Анонимно
            17.03.2019 13:23

            В каком аяте Корана есть призыв следовать Сунне Пророка ?

            • Анонимно
              17.03.2019 15:34

              А вы когда-нибудь держали Коран? Ну, если нет, то тогда найдите следующие суры (первая цифра) и аяты (вторая цифра): 8:20; 59:7; 24:54; 24:63; 33:71; 33:36; 4:13-14. А если вы тоже "коранит" (не кораноцентрист!!! (поскольку кораноцентристами являются все сунниты), то эти аяты - вам на размышление (это Коран так разоблачает "коранитов"-антисуннитов). Кораниты - есть отвергатели Корана (антикораноцентристы). Есть еще и хадисы, обязывающие мусульман следовать за Пророком (с.г.в.). Но для коранитов они - лишь пустой звук (кстати, это подтверждает хадис-предсказание, в котором сам Пророк (с.г.в.) дает исчерпывающую характеристику сектантам-коранитам). Короче, и Коран, и Сунна свидетельствуют против сектантского коранизма.

              • Анонимно
                17.03.2019 17:09

                Посмотрел все аяты. Ни в одном из них не сказано про Сунну посланника Аллаха.

                • Анонимно
                  17.03.2019 20:50

                  Вы хотите сказать, что в этих аятах не упоминается слово "сунна"?
                  Ну, значит, вы тогда не знаете, что такое "Сунна"!!! Согласно вашей "логике" в Коране не упоминается слово "сира" - и по-вашему получается, что нет и сиры Пророка (с.г.в.). Вы что из этого вычеркиваете не толҗко Сунну, но и сиру (жизнедеятельность и биографию) Пророка (с.г.в.)?

          • Анонимно
            17.03.2019 17:06

            19:19 Спасибо за объяснение. На самом деле я прекрасно понимаю что коран и хадисы это также гармонично и неделимо как и Аллах и пророк. Просто термины КОРАНОЦЕНТРИЗМ и ХАДИСИЗМ очень лаконично отражают суть проблематики

            • Анонимно
              18.03.2019 14:07

              Суннитам нет смысла выделять (а тем более, противопоставлять) термины "кораноцентризм" и "хадисоцентризм" (с позиции суннизма, это - искусственные термины). У суннитов все ценности распределены и иерархично упорядочены в соответствии с Кораном и Сунной. И этот порядок нерушим, непоколебим. Есть 3 течения-секты (3 антисуннитские (псевдоисламские) течения-группы), нарушающие этот системный порядок: шиа, кораниты (Батров и пр.) и "евроислам". Все 3 игнорируют Сунну (2-ю ценность (после Корана). И соответственно с этим - искажают Коран. И в конечном счете, становятся антисуннитами и ревизионистами Корана.

      • Анонимно
        23.03.2019 08:09

        Мир Вам! Я не могу сргдасится,с Вами, что Батров опровергает Коран, наоборот он всеми силами пытается донести то, что сказано в Коране- монотеистическую суть слов БОГА, что не нужно и нельзя их дополнять словами человека, даже если это и в правду слова пророка, в чём я сильно сомневаюсь.
        Но, Вы не видите и не слышите, ослушник разукрасил Вам ваше лжтвое видение , и это сказано в Коране, на глазах шторы, уши не слышат, сердца запечатаны, но но всё милость БОГА.
        Помните, из тех же хадисов- когда пророк начал свою миссию, он рриходил к людям с Кораном и говорил им, примите этот Коран, и только и ничего более( он свою сунну им не пихал, так же?), но его современники что говорили? Да мы Коран примем, но и впридачу мы будем наших отцов рассказы( хадичы) вместе с Кораном брать, на что пророк отвечал- НЕТ, только КОРАН!!! Помните? А теперь посмотрите, неужели эта картина на сегодняшнии день чем то отличается??? Я и Батров, призываем всех только к КОРАНУ, а вы говорите и делаете что берёте Коран, но с хадисами
        Делайте вывод, обратитесь к ЕДИНОМУ БОГУ- АЛЛАХУ,, и ЕГО слову тоже Единому ,

    • Анонимно
      16.03.2019 23:53

      Про Батрова никто и не думает не переживайте. Нечем заняться чтоли..

  • Анонимно
    16.03.2019 09:43

    Сложно написано, философия, умничество. Не дочитал даже.....

    Какой статус у автора??? Какой уровень образования???
    За ним не пойдут люди!!

    • Анонимно
      16.03.2019 10:19

      Кто не может дочитать текст, точно не пойдут

    • Анонимно
      16.03.2019 10:23

      Да, вы правы, наши люди идут за лидерами, которые ездят в роскошных лимузинах.

    • Анонимно
      16.03.2019 11:29

      Этот автор , материю весной даже признавал как то. Что тут говорить.

    • Анонимно
      16.03.2019 11:44

      9-43
      Почему надо за ним пойти? Живите своим умом. Постоянно надо подражать кому-то, что ли?

  • Анонимно
    16.03.2019 09:51

    Хорошо тому, кто слышал пророка в живую.

  • Анонимно
    16.03.2019 10:01

    Наконец то дошли до этого! Конечно не следует прямо применять правила и советы того времени, они указаны для человечества того времени, чтобы они выжили в пустыне, избежали болезней, не сгорели под солнцем, не отравились от испорченной от высоких температур свинины и тп

    • Анонимно
      16.03.2019 11:32

      Смысл жизни в чем? И кто решил ее создать и не указал ли Он на то как ее проживать?! Конечно указал! И человек не в праве решать как ему жить так как не по шел сюда по своему желанию ,а в гостях находится! И правила Хозяин устанавливает! А не гость!

      • Анонимно
        16.03.2019 12:34

        Странный комментарий. Умственно отсталые не могут решать, как им жить и поэтому без помощи посторонних не способны выжить. А остальным постоянно в этой жизни думать как жить, как выжить, чтобы не умереть с голода и холода.
        Но, когда мы что-то делаем, очень важно, что мы чувствуем, часто наши чувства автономны от наших действий. Одно и то же действие можно делать разными чувствами, с самими крайними-с ненавистью или с любовью.
        И Всевышнего мы прежде всего познаем нашими чувствами, то есть нашей душой, так как мы Всевышнего можем чувствовать, когда думаем о Нем с Любовью, которая дает нам ни с чем не сравнимое ощущение счастья. Мы же видим, когда наблюдаем за природой, что Всевышнее все это Создал с Любовью, поэтому все красиво и гармонично в природе и мы учимся этой любви, гармонии в этой жизни.
        И "замысел" у Всевышнего наверно-чтобы мы "учились" не Земле быть "любящими", чтобы быть ближе к Всевышнему.

  • Анонимно
    16.03.2019 10:01

    Оооо, спецы собрались! Есть среди вас хоть один улем, уважаемые анонимы? Мистера Х поддерживаю

  • Анонимно
    16.03.2019 10:04

    Что же он не заклеймил в средневековом маразме нижегородских белорубашников, невпускавших на джума прихожан без белых рубашек, те тоже опирались на Сунну. Батров наоборот, поддержал имама, ссылаюсь на ту самую Сунну, точнее даже на вариацию Сунны, где про белые рубашки не сказано.
    Просто есть план, сначала Сунна, потом Пророк, потом выдвижение Али...и Республика разделена на много лет на шиитов и суннитов. 15 лет назад эта же группировка (включая художника, журналиста) пыталась распространить хайдарбашевский суфизм, но без особых успехов, сейчас разворот пошел на шиизм, не в чистом понятии, больше похоже на исмаилизм.

    • Анонимно
      16.03.2019 11:22

      Вы сами себе противоречите: если Батров ссылается на Сунну, значит, он не против Сунны. Он против Псевдо-Сунны.

      • Анонимно
        16.03.2019 11:46

        как это современно, избирательность называть борьбой за чистоту. То есть по ситуации с рубашками вы полностью согласны с автором?

      • Анонимно
        16.03.2019 12:37

        Да нет, он за ту Сунну, что пришлась его убеждениям. Хотя какие тут «его убеждения»? Видно, что не его «труд». Батров ведь арабского языка даже не знает.

  • Анонимно
    16.03.2019 10:09

    Рахмат Рустам . Пишите нам интересно , человек должен владеть знаниями . Коран должен изучаться , это книга достоин любви и внимания !

  • Анонимно
    16.03.2019 10:09

    А если серьезно, то вот эта вот фраза: "Все мы видим, что исламский мир сегодня находится в тупике" - очень часто повторяемая Рустамом для достижения своих целей, вызывает недоумение.

    Взглянем на мир за последние 30 лет:
    1) Количество мусульман в Европе увеличилось настолько, что специалисты говорят о 10 % к 2050 году и это без всяких завоеваний, что, казалось бы, должно нравиться гуманисту Батрову, но нет;
    2) В самой великой стране мира США - 3 миллиона мусульман или уже 1% от населения, специалисты прогнозируют к 2050 году 2,1% - опять-таки без завоеваний, а благодаря пророчеству и хадису о "самой многочисленной умме в день Страшноно суда"
    3) За указанный период времени на земном шаре появилось множество независимых мусульманских стран:
    Азербайджан, Босния и Герцеговина, Казахстан, Киргизия, Косово, Таджикистан, Туркменистан, Эритрея.
    4) Добились широкой автономии Палестина и мусульмане на юге Филиппин...

    Этот список можно продолжить. Суть не в этом, а в том, что когда эти данные слышат мусульмане, они говорят "Əлһəмдүлиллəһ!", а
    Батров из раза в раз повторяет только: "Все мы видим, что исламский мир сегодня находится в тупике".
    Аллаһ знает лучше.
    Мистер Х

    • Анонимно
      16.03.2019 10:58

      Мистер Х, данные, которые Вы приводите, лишь подтверждают тезис Рустама хазрата: мусульмане бегут в Европу в поисках хорошей жизни, а не наоборот. И вот Вам ещё: сколько лауреатов Нобелевской премии во всех странах исламского мира, и в странах Запада. То то.

      • Анонимно
        16.03.2019 13:04

        1. Нет. Они подтверждают то, что у мусульман блестящая рождаемость, связанная с соблюдением Сунны. В Египте, Тунисе и множестве других стран нет войн, но средний возраст населения просто потрясающий, значит, люди из этих стран распространятся по миру и увеличат исламскую умму, как и было предначертано.
        2. Среди мусульман достаточно ученых в естественно-научных и технических областях. Но было бы наивно полагать, что Нобелевских лауреатов назначает Аллаһ Тəгалə. Нет это делают субъективные люди, нобелевский комитет, среди членов которого вполне могут быть атеисты, сионисты, расисты и прочие лица с конкретно субъективны мнением по отношению к коллегам-мусульманам. Поэтому цифры по нобелевским лауреатам не могут рассматриваться как объективные, тем более, что политических, спорных решений там было достаточно.
        Аллаһ знает лучше
        Мистер Х

        • Анонимно
          16.03.2019 13:25

          Так говорить может и грех, высокая рождаемость никогда не казалось большим достижением, отчасти еще потому, в советские времена были многодетные семьи, все были крайне неблагополучны.

    • Анонимно
      16.03.2019 11:54

      Количество вовсе не означает качество.

    • Анонимно
      16.03.2019 12:49

      10:09 к сожалению эти « количество мусульман увеличилось» в Европе есть нехорошая тенденция. Я сам мусульманской веры человек но мне стыдно за действия этих « мусульман в Европе. Сплошные потребители , гадят , некто работать не хочет .. ничего позитивного. Так нельзя , должна быть отдача !

      • Анонимно
        16.03.2019 13:30

        1. Соблюдающий мусульманин никогда не скажет о себе "я сам мусульманской веры человек".
        2. "Сплошные потребители , гадят , некто работать не хочет .. ничего позитивного" - это вообще комментировать не хочется. Огульное охаивание своих братьев по вере вообще некрасиво.
        Да, есть среди мигрантов преступники и неграмотные и безкультурные. Но сотни тысяч это простые работяги на заводах, люди содержащие кафе, уборщики и т.д.
        Оскорбляя их сторонники Батрова уважение уммы не заработают
        Аллаһ знает лучше
        Мистер Х

      • Анонимно
        16.03.2019 16:04

        Это вы сами в Европе опрос проводили или тв рассказал? Погуглите и вы найдете когда эти мусульмане спасали европейцев в ситуациях, когда другие боялись лезть.

    • Анонимно
      16.03.2019 16:40

      согласен, не знаю кто кроме Батрова в тупике

    • Анонимно
      16.03.2019 17:19

      Кто вам сказал что Босния и Герцеговина- мусульманская страна?

      • Анонимно
        16.03.2019 19:29

        Вообще в мире нет и не может быть отдельных мусулманских стран. Есть только формальные (псевдоисламские) национальные государства, но не соответствующие ни Корану, ни Сунне. Согласно Корану и Сунне может быть лишь одно объединенное мусульманское пространство, включающее в себя различные национальные образования. В исламе нет и не может быть изолированных (тем, более - конфликтующих) "национальных исламов".

      • Анонимно
        16.03.2019 19:58

        Мне сказала об этом Википедия ))):
        "По данным переписи населения 2013 года, 50,11 % участвовавших назвали себя босняками, 30,78 % сербами и 15,43 % хорватами; по религиозной принадлежности: 50,7 % — мусульманами, 30,7 % — православными, 15,2 % — католиками".

        Как вы считаете, страна где 50% населения считает себя мусульманами может считаться мусульманской?

        • Анонимно
          17.03.2019 18:47

          А как вы считаете,страна где 80% процентов христиане( русские), может считаться христианской?

          • Анонимно
            18.03.2019 00:26

            А что написано в ее основном законе (Конституции) по этому поводу?

  • Анонимно
    16.03.2019 10:12

    Прошу всех в дискуссии не проявлять невежество.
    Автор статьи поднял очень важную тему, которая будоражит умму и уже много веков.
    Если есть, что сказать по сути - говорите, но излагайте без оскорблений.

    • Анонимно
      16.03.2019 11:37

      да мы немножко, на том же языке, что и автор, обвиним в мракобесии, в экзетике или герменевтиком назовем. Вот как нам недалеким, поспевать за таким широчайшим красноречием Батрова?

  • Анонимно
    16.03.2019 10:43

    Хотите знать, к чему призывает Сунна? Посмотрите на ИГИЛ (запрещена в России).

    • Анонимно
      16.03.2019 13:10

      Ну давайте продолжим изумительный логический ряд, выстроенный в вашем весеннем, обостренном разуме.
      Величайшие исламские ученые призывали следовать Сунне, значит они равны ИГИЛ (запрещена в России). Так?
      Ну, и как вам?

      • Анонимно
        16.03.2019 16:06

        Ну птицы летают, страус птица....или страус должен полететь или страус не птица.

  • Анонимно
    16.03.2019 10:47

    Может лучше послушать шейхов, которые изучают это с молоком матери. А не наших светских, бывших комсомольцев изучающих эту тему всего лишь 10 лет!!
    Логично?! Мудро?!
    В религии есть несколько вопросов, на которые не надо размышлять и философствовать, надо просто принять.
    Нам просто мешает своеволие и гордыня и наше светское невежество.

    • Анонимно
      16.03.2019 16:30

      Зачем их слушать, у нас и своя культура не менее содержательна. Например арабский фразеологизм «в яйце пуд (букв. двадцать маннов) железа» на русский можно перевести как "иметь железные (стальные) яйца". Думаю хоть в этом наши с вашими едины во мнении???

  • Анонимно
    16.03.2019 11:13

    призыв автора отказаться от сунны навевает мысли о религиозности автора

    • Анонимно
      16.03.2019 11:57

      Не вижу в его словах никакого призыва отказаться от Сунны.

  • Анонимно
    16.03.2019 11:26

    А ведь Коран это оружие,сильное оружие, или от Сильного.
    Естественно доступ ограничен,сильно ограничен.
    Автор же статьи сам понес ахинею,да ещё пытается её логически преподнести,сейчас я его Кораном обломаю.....
    40.37 Те, которые спорят против знамений Божиих, не имея полномочия, данного им, весьма ненавистны Богу и верующим: за то Бог запечатлевает сердце каждого гордеца, каждого упрямца.

    • Анонимно
      16.03.2019 12:50

      В том то и дело, что сунны не есть слова Божьи и воля его! Надо верить в Аллаха, а не слепо следовать правилам придуманным и написанным во времена, не актуальные к нынешним реалиям.

  • Анонимно
    16.03.2019 11:34

    Тем кто хочет хоть как-то разумно говорить о этом! Пусть посмотрит на ичтихады Мазхабов.! И прочтет Сиру !

  • Анонимно
    16.03.2019 11:39

    Основательное суждение,или основа ...
    Взято из Высшего знания,т.е. Корана,сура скот,сто тридцать семь


    Что для соучастников, чтимых ими, то не переходит к Богу, а что для Бога, то идёт к соучастникам, каких чтут они. Как не основательны они в своих суждениях!
    Т.е. вместо Корана только огонь

  • Анонимно
    16.03.2019 11:46

    Надо читать "Комментарий к речам пророка", автор Риза Фахрутдин. Тогда станет ясно, что ислам учит к человечности.

  • Анонимно
    16.03.2019 12:44

    Исламский мир развивается и растет,слава Аллаху. И это благодаря сунне Пророка

    • Анонимно
      16.03.2019 13:28

      А почему только можно употреблять развивается, но не развитый, хотя уже времени было достаточно.

      • Анонимно
        16.03.2019 19:25

        Специально для вас,развивался,рос и будет развиваться и расти.

  • Анонимно
    16.03.2019 12:45

    Батров пишет,караван идет

    • Анонимно
      16.03.2019 13:28

      Батров пишет, а Титаник все также тонет. Тут Вы правы.

    • Анонимно
      17.03.2019 07:50

      Он давно уже никуда не идет((( все познание Ислама сводится к банальной риторике. Я теперь понимаю, почему раньше богословами были образованные в светских науках люди ( математики, историки, философы, астрономы,). А ныне сплошь прошлые парторги...

  • Анонимно
    16.03.2019 12:53

    Пишите культурно без оскорблений. Кстати молодые бородачи вам совет , приведите свои бороды человеческий вид , пророк мухаммад пример этому . Страшно и жалко смотреть на ваши неухоженные бороды ( лень?) смотреть ,

    • Анонимно
      17.03.2019 11:28

      Да это салафиты
      Они ни один миллиметр лишнего не подрежут

  • Анонимно
    16.03.2019 12:56

    Коран - теория, Сунна - практика! Пророк с.г.в.с показал действиями правопреминение Корана, эти действия и слова запомнили сахабы, передали табиинам, мухаддисы это зафиксировали и классифицировали, это произошло более 1000 лет назад. Данная статья для мусульман которые даже не знают основ Ислама, это главный электорат автора. Батров привёл сабабу-ннузуль (причину ниспослания) аята, а не его правопреминение, в этом и есть обман читателя. Статья просто философская демагогия.

    • Анонимно
      16.03.2019 15:39

      Вы не привели ни единого аргумента...и не можете обьяснить, в чем вы правы?

      • Анонимно
        16.03.2019 23:48

        А ты объясни в чем Батров прав. Какие у тебя аргументы?

    • Анонимно
      16.03.2019 15:41

      Священное писание, не теория. Это прямое послание Всевышнего, чистое и непорочное от толкований исказителей. Даже не пытайтесь сравнивать творение Бога и опыт человека. В этом и есть ваш предрассудок.

  • Анонимно
    16.03.2019 13:10

    Подмена Единого Бога кем-то иным произошла в исламе - акцент на Мохаммаде, в христианстве - на Христа (и даже на неких святых и их мощах).Более или менее, точность веры сохранил иудаизм, но и в нем толкователи Торы, т.е. талмудисты, вытворяют что-то подобное "знатокам" тасфира. Мы вступили в эпоху Водолея, в которой границы религий будут стерты, и синкретизм будет во многих сферах. Батыр, со стороны ислама, вот уже начал разгребать завалы лжи и выдумок. Поддерживаю. Иудеи тоже начали предпринимать какие-то действия: например, рассекречивают каббалу,а также стало заметно давление на талмудистов. Вот в христианстве пока тишь: никаких движений. Хотя уже вполне можно было бы уже открыто признать, какие слова Христа были засекречены не вселенском соборе в 3-м веке, например, о реинкарнации души. И многом другом, что было не выгодно властям и церковной иерархии.

    • Анонимно
      16.03.2019 15:25

      То, что взгляды коранита-Батрова совпадают со взглядами поклонника астрологии (вступившего в "эпоху Водолея") - лишь дополнительное свидетельство об их удаленности и отчужденности от ислама. Всевышний собирает и объединяет их на одной платформе.

  • Анонимно
    16.03.2019 14:43

    О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)!
    сура Ан-Ниса аят 59

  • Анонимно
    16.03.2019 15:07

    Даже если данный Аят не указывает на то, что пророк пример для мусульман, то разум доказывает это. Господь выбирает пророками самых лучших из людей. И почему нельзя сделать себе примером лучшего!? На кого же равняться? Каждый ответит за свой выбор.

  • Анонимно
    16.03.2019 15:53

    Суть всего вышесказанного: Если «В одном яйце пуд (букв. двадцать маннов) железа» - то в двух яйцах два пуда. А если учесть, что обстоятельства были очень не простые - то стало быть яйца у тех кто присутствовал в той завауршке были стальными. Думаю с этим согласятся все экзегеты и простые верующие. Всё то, что Батров пишет после этого абзаца по сути лишнее и является лишь самохвальством с использованием заумных фраз.

    • Анонимно
      16.03.2019 16:47

      Как простой верующий соглашусь пожалуй

    • Анонимно
      16.03.2019 18:51

      По моему, писать статьи - это особый метод Батрова заучивать мало кому нужные термины.
      А так - автор молодец, статья так себе - ни о чем для мусульман, ни для чего для немусульман.

  • Анонимно
    16.03.2019 18:41

    Я прочитал опусы оппонентов Батрова и понял, что сведующих богословов, способных в споре глубиной своих знаний отстоять истину, просто нет. Очень жаль. Теперь понимаю, что смысла в духовной академии просто нет. Из за того, что наша умма не способна обсуждать любые богословские вопросы.

    • Анонимно
      16.03.2019 20:11

      Вот именно, что богословские споры должны вести богословы. Вы же не считаете Батрова, закончившего медресе среднего уровня богословом, который на равных может вести религиозные диспуты с Куран-хафизами или мухаддисами?

      • Анонимно
        17.03.2019 07:47

        Если Куран хафизам есть что ответить, это тогда будет дискуссия.

      • Анонимно
        17.03.2019 11:01

        Восхищаюсь уровнем образования и САМООбразования Батрова
        Поднял тему -что говорится не в бровь,а в глаз
        Ислам как самая молодая религия
        Переживает сложные времена
        Да и жизнь стала другая
        Все хотят быть вершителями судеб и властелинами мира
        Все больше дей считают себя миссиями- гордятся даже неофитами...скольких ты привел в ислам...религия превратилась в политику...в соревнование...
        Пора вернуться к истокам..к истине...поставить во главе угла гуманистические ценнности
        А не игру бесконечную в атрибутику и обрядовость
        Быть проще надо и держать ушки на макушке..чтобы не быть завербованным в запутанные не додуманные схемы вершителей судеб
        Живите по совести и чести

    • Анонимно
      16.03.2019 23:47

      По существу скажи,что ты понял из опуса Батрова.В чем он прав?

      • Анонимно
        17.03.2019 11:41

        23:47 он прав в том, что в классических тафсирах рассмотренный аят не толковался в пользу Сунны. И это основная мысль его статьи.

  • Анонимно
    16.03.2019 19:24

    Зачем их обсуждать,если все уже давным давно описано,доказано. Только глупый будет вступать в спор с Батровым.

  • Анонимно
    16.03.2019 19:28

    Все мусульмане в мире живут по Корану и Сунне Пророка. Сунна неотъемлемая часть религии. Слава Аллаху.

  • Анонимно
    16.03.2019 19:39

    Рустам Батров провел исследование: изучил суннитские тафсиры аята "Пророк был дан для вас как прекрасный пример" и показал суннитское понимание этого аята. Но сами сунниты не хотят знать учение суннизма. Парадокс!

  • Анонимно
    16.03.2019 20:47

    Судя по массе негативных высказываний в отношении автора статьи и самой статьи, комментаторы не готовы как-то меняться, искать истину. Это называется догматизмом. Впрочем, я это знал - достаточно пересечься с так называемыми мусульманскими священниками и все налицо. И лишний вопрос им не задай, и не поставь что-либо под сомнение, молчи и слушай. Все ребята. Я понял, официальную вертикаль мусульманских организаций не переделать. Это бесполезно. Как мусульманин по рождению, я покидаю вас, толстокожие догматики, и подаюсь в независимые суфии. Как это и было столетиями ранее, мыслящие люди находили ответы только в суфизме. Пока! Никаких общих дел, кроме похорон, которых никому не избежать. Батров, держись!

  • Анонимно
    16.03.2019 22:30

    У меня тоже сегодня большое разочарование, в самом деле, как вы высказались:"не переделать.Это бесполезно." Еще больше убеждаешься, что татарский Ислам в начале прошлого века-это был как "луч света в темном царстве". Тогда тоже было тяжело прогрессивным богословам, как травили Ризу Фахретдина, даже за то, что хотел детям дать хорошее образование. Но суфизм тоже не выход.

  • Анонимно
    17.03.2019 01:56

    Кояш чыкты , нур балкыды!
    Ятма йоклап уян шакирд
    Уянырга вакыт житте ( Гтукай) ! Рустам Рахмат

  • Фидарис
    17.03.2019 10:20

    Батров заканчивает свою статью словами (Астагфирулла): Если сегодня услышите, что вы обязаны следовать Сунне, ибо Бог сказал: «В посланнике Божьем был дан прекрасный пример для вас» (33:21), — знайте, что вас просто-напросто обманывают (точка, конец предложения ... Астагфирулла). Ну, и кем же вы тогда являетесь, Батров?!

    Ну, допустим, что часть ранних тафсиов трактовали приведенный аят узко, обращая внимание не в целом на деяние Пророка (С.А.В.), а только на проявленные им при обороне Медины. Что это меняет? Почему для вас из этого следует, что вся Сунна лжива?! Где логика?!
    И ставит ли такой подход под сомнение самую широкую, обобщенную трактовку аята? Если да, то приведите негативные примеры отклонения из жизни Пророка (С.А.В.)со дня его пророчества ( не ссылайтесь на ваше субъективное отношение к Сунне, а приведите от себя конкретный пример). Если у вас их нет, то какие могут быть у вас сомнения в максимально возможной широкой трактовке этого аята?!

    Вы свои тексты перечитываете или нет? Как можно писать "Современные противники Корана ... из числа мусульманских богослов"

    Если в вас сидит внутренний протест и неприятие части положений Сунны , то идите со своими переживаниями в научное богословское сообщество. Хотя ... какое сообщество, после таких статей?

    • Анонимно
      17.03.2019 21:04

      Батров не знает, что такое Сунна! Не может установить связь между аятами, призывающими следовать за Пророком, и понятием "Сунна". Тем самым оказывается в антисуннитской позиции, а, значит - и антикоранической (антисисламской). Такое у него узкое и примитивное "понимание" Корана. "Горе от ума" - т.е. вред от понимания. И саморазоблачение (публичное). Не каждый на это способен и отважен (на такое "геройство").

  • Анонимно
    17.03.2019 13:48

    Когда человек, не знающий арабский язык, начинает трактовать Коран, это вызывает большое подозрение. Начинает с откровенной лжи: "исламский мир сегодня находится в тупике". Всё дальнейшее словоблудие крутится вокруг этого тезиса. Он не в способен увидеть, в каком состоянии сейчас находятся православие и католицизм? И что развиваются мусульманские страны и не-христианские страны- Китай, Япония, Корея. И даже среди христианских стран более-менее живы только протестантские страны- США и Германия, отказавшиеся от традиционного христианства.

  • Анонимно
    17.03.2019 17:25

    Что общего у тех, кто минусует? Отрицание ради отрицания, у большинства, скорее - это реакция на фамилию Батрова. А ведь статья - призыв к размышлению, это главный призыв Всевышнего - размышляйте! Найдите в себе силу запустить процесс мышления на понимание истины. Это будет во благо всем! А Батрову спасибо!

  • Анонимно
    18.03.2019 00:14

    Рустам хазрат молодец. Пытается разобраться почему мусульмане оказались в упадке. Стыдобище - не иначе, когда из Саудовской Аравии и Турции финансировались и снабжались оружием, медикаментами, провизией Джабхат ан Нусра, камня на камне не оставившая от Сирии. Такого быть не должно между мусульманами. Самого угнетают пятничные проповеди, когда хазраты своими речам деморализуют прихожан. Постоянные тезисы: все пропало, всем кирдык, никто не спасется, все плохо. Самое печальное, что через сотни веков трудно докопаться до истины. Но решение должно быть.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль