Общество 

«А судьи кто? Диванные герои, самопровозгласившие себя комитетом по фетвам»

Рустам Батыр
2019-11-02 07:30

«Обращение комитета по фетвам ДУМ Саратовской области» с обвинениями в адрес автора «БИЗНЕС Online» Рустама Батыра появилось в середине октября на сайте саратовского муфтията. Правда, выяснить, что это за комитет по фетвам и кто в него входит, так и не удалось, к тому же до того о его деятельности ничего не было известно. Сам Батыр считает, что инициатором подобных действий является руководитель ДУМ Саратовский области Мукаддас хазрат Бибарсов, преследующий свои цели.

«Когда бросаются столь серьезными обвинениями, мы вправе задаться вопросом: «А судьи кто?». Согласитесь: приличные люди не прячутся по кустам и не нападают из-за угла, но имеют смелость нести ответственность за каждое произнесенное слово» «Когда бросаются столь серьезными обвинениями, мы вправе задаться вопросом: а судьи кто? Согласитесь: приличные люди не прячутся по кустам и не нападают из-за угла, но имеют смелость нести ответственность за каждое произнесенное слово» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРИЛИЧНЫЕ ЛЮДИ НЕ ПРЯЧУТСЯ ПО КУСТАМ И НЕ НАПАДАЮТ ИЗ-ЗА УГЛА

Правда и трусость никогда не уживаются вместе. Они словно жидкости в сообщающихся сосудах — одно вытесняет другое. Поэтому если кто трусит, значит, за ним нет никакой правды. А кто прав, тому нечего боятся. Пожалуй, лучше остальных эту материю чувствуют анонимные хейтеры. От того они и скрывают собственные имена. На просторах интернета подобное встречается сплошь и рядом. Но вот чтобы до уровня анонимки опустился целый муфтият — такое происходит на моей памяти, честно говоря, впервые.

14 октября 2019 года на сайте саратовского муфтията было опубликовано «Обращение комитета по фетвам ДУМ Саратовской области» в связи с публикацией в газете «БИЗНЕС Online» статьи вашего покорного слуги «Буквализм в Курбан-байраме задавил изначальный смысл». В лучших традициях интернет-хейтерства члены комитета причисляют автора публикации к «антиисламским пропагандистам лжи и клеветы», «подлецам и негодяям», ведь он, по их мнению, «искажает важнейшие основы исламского вероучения, смешивает благое с мерзким, безгрешное с проклятым». Сама же статья, убеждают нас, «пронизана гнусными инсинуациями в отношении Священного Корана и исламского вероучения в целом», является «насмешкой над духовными и культурными ценностями», «разрушением духовных категорий», «подрывом устоев вероубеждения мусульман», атакой на один из столпов имана и даже «пресловутым окном Овертона».

Когда бросаются столь серьезными обвинениями, мы вправе задаться вопросом: а судьи кто? Согласитесь: приличные люди не прячутся по кустам и не нападают из-за угла, но имеют смелость нести ответственность за каждое произнесенное слово и потому не стыдятся ставить под ним собственное имя. Однако данное обращение — совсем иной случай. Кто скрывается за громким названием «Комитета по фетвам» —  тайна за семью печатями. Ее не раскрывает ни текст обращения, в котором отсутствуют имена подписантов, ни сайт саратовского муфтията, в котором о персональном составе и вообще о комитете по фетвам не сказано ни слова.

Более того, если прогуглить данный вопрос, то обнаружится, что интернет не хранит никакой информации о деятельности комитета. С какого периода он действует? Какие фетвы и заявления он успел принять, помимо обсуждаемого обращения? Как часто он собирается и собирается ли вообще? Признаков его реальности в интернете — ноль. Складывается впечатление, что если саратовский комитет по фетвам и существует, то он был создан с одной единственной целью — выступить с гневным осуждением статьи про Курбан-байрам.

«Сама же статья, убеждают нас, «пронизана гнусными инсинуациями в отношении Священного Корана и исламского вероучения в целом», является «насмешкой над духовными и культурными ценностями» «Сама же статья, убеждают нас, «пронизана гнусными инсинуациями в отношении Священного Корана и исламского вероучения в целом», является «насмешкой над духовными и культурными ценностями» Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРАНДИОЗНЫЙ САРАТОВСКИЙ МАСШТАБ

Естественно, анонимка не вызвала никакого резонанса. Уважающие себя СМИ, да и желтая пресса тоже, полностью проигнорировали старания саратовских комитетчиков. Тогда руководитель ДУМ Саратовский области Мукаддас хазрат Бибарсов отправляется в дальний путь, чтобы собственноручно развести плод стараний подконтрольных ему ноунеймов. Так, 23 октября он прибыл в Казань и встретился с председателем ДУМ РТ Камилем хазратом Самигуллиным, передав ему зеленую папку с текстом обращения. «Надеемся, что на территории вашей деятельности, — попросил в сопроводительном письме Бибарсов, — будет проведена соответствующая профилактическая работа». Одновременно саратовский муфтий направил текст фетвы-анонимки Макзюму Салахову, президенту Академии наук РТ, в которой работает автор статьи. «Просим Вас, как президента Академии наук Татарстана и известного ученого, — написал он ему, — дать свою оценку деятельности сотрудника академии». Такими статьями он, по мнению Бибарсова, «ставит под сомнение имя и научный авторитета Академии наук РТ». Перед нами грандиозный саратовский масштаб истинных титанов мысли и действия.

Кстати, оба письма написаны на бланке ни много ни мало духовного управления мусульман Поволжья. Спрашивается: зачем просить Самигуллина о профилактических мерах на территории его деятельности, если в подчинении самого Бибарсова находится ДУМ всего Поволжья?

Для полноты картины добавим, что мифический комитет по фетвам призывает не вести никакой полемики с автором статьи, а вместо этого напутствует верующих подавать «заявления в правоохранительные органы». «Сами мы также последовали этому призыву», — гордо добавляют при этом авторы обращения. Заранее предвидя сомнения на счет благопристойности такого способа оппонирования, религиозные деятели убеждают сомневающихся: «Мы не поддерживаем правовой нигилизм и отказ от взаимодействия с органами власти. Уверены, что подобный подход не обоснован».

«Отсюда становится понятным, почему Бибарсов с таким рвением борется с автором статьи про Курбан-байрам. Его интересует цель повыше, атака на которого ему нужна для сохранения личной власти в собственной вотчине» «Отсюда становится понятным, почему Бибарсов с таким рвением борется с автором статьи про Курбан-байрам: его интересует цель повыше, атака на которую ему нужна для сохранения личной власти в собственной вотчине» Фото: «БИЗНЕС Online»

ВЕРШИНА ИСТИННОГО ЛИЦЕМЕРИЯ

25 октября на сайте islamcivil.ru выходит статья «Кризис ордынского духовенства». В ней помимо прочего в нелицеприятном ключе упоминается и автор ненавистной Бибарсову статьи. Под публикацией подписался некий Ислам Абдуллаев, который по всем признакам скрывается под псевдонимом. Да и сам сайт создан в лучших традициях анонимства. На нем нет никаких выходных данных: ни названия организации, отвечающей за интернет-ресурс, ни контактов для связи.

Учитывая синхронность появления данного материала с другой аналогичной активностью Бибарсова, мы имеем основания предполагать, что за данной публикацией стоит не кто иной, как сам саратовский муфтий. В свете этого статью следует рассматривать как его манифест, объясняющий подлинный смысл вышеописанных стараний религиозного деятеля ислама.

В статье с ностальгией вспоминаются былые времена, когда «муфтияты-участники совета муфтиев были равноправными членами организации, которые условно подчинялись Гайнутдину, но управлялись не главным муфтием, а были автономными», «свободными островками», однако «вдруг стала набирать обороты организация под названием ДУМ РФ». Автора публикации не устраивает, что «в новой организации начинает заметно выстраиваться строгая иерархическая система, где верхушка сможет полноправно назначать или смещать с должностей руководителей региональных муфтиятов и даже их заместителей, ранее имевших независимость». В конечном итоге статья ставит ультиматум муфтию Равилю хазрату Гайнутдину, угрожая ему тем, что «многие муфтияты, не желая входить в ДУМ РФ, войдут в ряды конкурирующего муфтията — ЦДУМ, найдя поддержку у Талгата Таджуддина» либо «могут организовать свой собственный новый совет, либо войти в уже существующие другие организации», либо войдут в ныне замороженную российскую ассоциацию исламского согласия (РАИС), которую «при желании можно возродить».

В принципе, я уже писал, что за всей громогласной «антисектанской» риторикой Бибарсова стоят вполне земные интересы карьерного свойства, а именно — противодействие процессам консолидации российской уммы, которую предпринимает Гайнутдин в последние годы в рамках своих организаций. Данная статья лишь подтверждает справедливость моих суждений, ибо она, по сути, является ничем иным, как саморазоблачением тех региональных муфтиев, для которых личные властные интересы дороже единения мусульман страны. Обнаруживается в статье и тактика защиты внутриисламского сепаратизма (читай: раскольничества) провинциальных иерархов ислама: виновником собирания российской уммы в единый организационный кулак назначается первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир хазрат Мухетдинов. А ему в нагрузку даются «сектанты типа Рустама Батрова», ведь «многие считают их куратором именно Мухетдинова».

Отсюда становится понятным, почему Бибарсов с таким рвением борется с автором статьи про Курбан-байрам. Его интересует вовсе не рядовой сотрудник Академии наук РТ, а цель повыше, атака на которую ему нужна для сохранения личной власти в собственной вотчине. Как говорится, лес рубят, щепки летят, ибо кому же хочется быть хвостом у слона, когда можно остаться головой у мухи?

Вот она вершина истинного лицемерия, когда под предлогом защиты Корана и Сунны напрямую попираются их принципы и императивы, приписывающие нам, мусульманам, быть единым телом.

«В интернете он распространял голосовое сообщение об авторе статьи о Курбан-байрам, где назвал его «кафиром — человеком, который вышел из ислама» «В интернете он распространял голосовое сообщение об авторе статьи о Курбан-байраме, где назвал его кафиром («человек, который вышел из ислама») Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧЛЕНЫ АНОНИМНОГО КОМИТЕТА ПО ФЕТВАМ ПРЕКРАСНО ПОНЯЛИ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ КРИТИКУЕМОЙ СТАТЬИ

Члены анонимного комитета по фетвам прекрасно поняли главный смысл критикуемой статьи, которая, по их собственному признанию, «призывает к переосмыслению жертвенности и благотворительности, то есть суть его (автора — прим. ред.) работы завернута в обертку позитивных посылов». «Действительно, почему бы не развивать благотворительность,  — продолжают они, — и другую социальную активность, когда это так необходимо. Почему бы не сосредоточиться на интеллектуальном росте и актуализации смыслов жертвенности в исламе». И тем не менее саратовские ноунеймы отвергают эти посылы и намеренно перевертывают мысли статьи так, чтобы Бибарсов имел возможность использовать ее в подковерной борьбе за власть внутри СМР.

Но что же видится им альтернативой?

У Бибарсова есть ответ на этот вопрос. И он воплотился в лице Ишмурата Хайбуллина, его давнего идейного соратника. Хайбуллин — мусульманский проповедник из Башкортостана. Он активно публикуется на интернет-ресурсах Бибарсова, участвует в его мероприятиях, а в начале этого месяца муфтий устроил ему даже целое турне по селам Саратовской области, в которых Хайбуллин встречался с рядовыми мусульманами, имамами, проповедовал и раздавал книги.

Неудивительно, что Хайбуллин старательно подыграл единомышленнику в обсуждаемом вопросе. В интернете он распространял голосовое сообщение об авторе статьи о Курбан-байраме, где назвал его кафиром («человек, который вышел из ислама»). Надо полагать, что Хайбуллин собственноручно ввел оппонента в ислам, раз чувствует за собой полномочия выводить оттуда. Но суть не в этом.

Мне хочется вернуться к осуждению правового нигилизма, которые, как мы видели выше, саратовский комитет по фетвам предлагал истреблять в себе заявлениями в правоохранительные органы. Посмотрим, насколько они последовательны в своих призывах.

В узких кругах Хайбуллин прославился тем, что несколько лет возглавлял организацию под названием «Шура мусульман Башкортостана». При этом сам Хайбуллин стоит на салафитских позициях, о которых, в частности, свидетельствуют его посты в защиту ваххабитов. В приверженности ваххабизму как таковом нет ничего криминального до той поры, пока человек не переходит определенную радикалистскую грань. Эту грань Хайбуллин перешагнул несколько лет назад. В июне 2017 года Кировский районный суд Уфы признал экстремистскими шесть (!) материалов, которые были опубликованы на сайте, ныне не функционирующем, принадлежавшем возглавляемой Хайбуллиным организации, которую он вскоре после запрета текстов — в августе 2017 года — самораспустил

В нынешнем же году правоохранительные органы заинтересовались публикациями, вышедшими из-под пера уже самого Хайбуллина. 3 апреля 2019 года Белореченский межрайонный суд в ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан принял решение признать экстремистским материалом книгу его сочинения «Шура в Башкортостане». Верховный суд Республики Башкортостан отклонил апелляционную жалобу Хайбуллина на запрет книги, и 9 августа она была добавлена в федеральный список экстремистских материалов. 

И теперь повторим грибоедовский вопрос, заданный в начале статьи: а судьи кто? И вот он ответ. Это диванные герои без имени, самопровозгласившие себя комитетом по фетвам. Это такфирист, проповедующий идеи экстремизма. И, наконец, это муфтий, который под знаменами высокопарной риторики вместо заботы о единении мусульман тащит в будущее совсем иную любимую прелесть — пригретое кресло провинциального начальника в тюбетейке.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (67) Обновить комментарииОбновить комментарии
Рашид
2.11.2019 13:19

10:39 А где там полемика? Там фантазии одного обиженного человека, которому дали задание сеять смуту.

  • Анонимно
    2.11.2019 08:44

    Узнаём девиз Батыра
    Ни дня без плевка сторону ислама и муфтия

    • Анонимно
      2.11.2019 13:40

      Батров так удивляется, что его начали критиковать муфтии.

      Получается, что он от три года читает каменты под своими опусами, но вообще не воспринимал их всерьез?
      Типа, пока муфтии не критиковали, на мнение простых читателей можно наплевать?

      Ну здорово, что муфтии его начали критиковать!
      Хоть сейчас он вдруг понял, что мусульмане в целом его воспринимают отрицательно.


      А до этого был слон Батров и мусульмане-моськи, которых Батров даже не видел. Теперь появились около слона Батрова существа, слова которых он хоть соизволил воспринять)))))

      • Анонимно
        2.11.2019 22:15

        Надо находить экстремизм в его статьях и больше нагружать прокуратуру. Что не забывал об ответственности.

    • Анонимно
      3.11.2019 23:13

      Батоов, в отличии от некоторых примазавшихся к исламу дармоедов, порядочный, умный и смелый человек. Его сила в его знаниях и доброте. Его горе оппоненты, демонстрируют свою трусость и дремучее представление об исламе. (Карабай)

  • Анонимно
    2.11.2019 09:14

    Хорооош здесь, Батыр!

  • Анонимно
    2.11.2019 09:17

    Батыр молодец, только вперед, не обращай внимания на клеветников!

  • Анонимно
    2.11.2019 09:18

    Хорошая статья, разнес опонентов, показал истинное лицо муфтиев

  • Анонимно
    2.11.2019 09:19

    Ждем ответа от пресс службы Дум рт

  • Анонимно
    2.11.2019 09:20

    Мукаддас хазрят честно говоря не дотягивает до статуса судьи по многим причинам. С его деятельностью не соглашался даже его родной отец. Ни разу не помню, чтобы саратовский муфтий открыто осудил хотя бы один теракт.

  • Анонимно
    2.11.2019 09:22

    Получается муфтий Самигуллин поддержал предложение салафитов?

  • Анонимно
    2.11.2019 09:25

    Хорошая статья, БО спасибо!

  • Анонимно
    2.11.2019 09:25

    Батров красавчик!

  • Анонимно
    2.11.2019 09:26

    Только на страницах БО мы узнаем "реальную" работу некоторых муфтиев

  • Анонимно
    2.11.2019 09:27

    Батров в своем стиле конструктивно разнес опонентов.

    • Анонимно
      2.11.2019 10:38

      Батров в своём стиле.. Дальше можно не читать!
      Когда уже его разоблачат!?

  • Анонимно
    2.11.2019 10:11

    Эй Ростэм Болгатыр.....

  • Анонимно
    2.11.2019 10:39

    Спасибо за интересную полемическую статью Батрова!

    • Рашид
      2.11.2019 13:19

      10:39 А где там полемика? Там фантазии одного обиженного человека, которому дали задание сеять смуту.

  • Анонимно
    2.11.2019 11:47

    Батров как маленький ребенок, сначала ходит всех задирает, потом как получит - бежит жаловаться маме.
    Пора уже вырасти и остепениться

  • Фидарис
    2.11.2019 12:00

    Вот он пытается угодить Равиль хазрату, его заму Мухетдинову, пытаясь потрафить стремлению СМР установить единоначалие в Умме. Это выглядит более чем странно после всего того, что он ранее уже успел начеркать здесь, на страничках БО. Вряд ли лидеры СМР захотят иметь такого помощника. Лучшее для духовных деятелей РФ - это не обращать внимание на Батрова. В этом смысле, конечно, зря Бейбарсов писал какие-то бумажки и что-то хотел предпринять.

    • Анонимно
      2.11.2019 13:24

      12:00 А кто усомнился в отсутствии единоначалия. Всевышний Саляллаху Алейхи Вассалям единый и начальный. Тут немного другая философия, надо просто разговаривать и договариваться с лидерами. А не давить нахрапом по методу большинства.

      • Анонимно
        2.11.2019 14:57

        Всевышний Саляллаху Алейхи Вассалям?

        У сторонников Батрова такой уровень исламского образования, что воспринимать их всерьез просто смешно.

  • Рашид
    2.11.2019 13:17

    Критика должна быть животворящей. А в устах этого действительно чалмоносца критика на уничтожение... Вот теперь представим такого критика в православии на минуточку. Давно бы уже статеечку за разжигание и оскорбление религиозных чувств подобрали. Отсюда выводы... Удивляюсь как ему не предоставят времечко на федеральных каналах. Умудрились же запихнуть туда ирландского клоуна. Слова сказанные на федеральном канале уже сказаны, а слово не воробей.

    • Анонимно
      2.11.2019 15:00

      На федеральном канале Батров вещал бы на всю страну. Не уверен, что все чеченцы и дагестанцы обладают таким же терпением как татары, а любые высказывания исламскую тему они воспринимают куда более серьезно чем мы.

  • Анонимно
    2.11.2019 14:00

    Не религиозен,но наблюдаю за этим парнем давно,пожалуй это самый умный и достойный кандидат для всех мусульман Татарстана,зря обижаетесь,он прав.

    • Анонимно
      2.11.2019 15:44

      Религиозен. Можете сколько угодно за ним наблюдать, но соблюдающие мусульмане никогда, наверно, его уже не примут. Слишком много он наговорил того, что на грани.

  • Анонимно
    2.11.2019 14:13

    Теперь Батыров и до саратовского ДУМ добрался, ДУМ РТ ему уже "жевать", видимо, надоело...

  • Анонимно
    2.11.2019 14:34

    Батров обвиняет оппонентов в трусости, называет их чиновниками в тюбетейке, заботящимися о своих креслах, представляет их в образе карьеристов, не сделавших ничего полезного для мусульман, называет их "ваххабитами".
    По всем вышеперечисленным пунктам Батров сам: никогда не отличался смелостью во время службы в качестве заммуфтия РТ (такого рода громких и скандальных "разоблачительных" статей он никогда не писал (в интересах сохранения своей должности и своего любимого кресла (и это разве не трусость?); рядовые мусульмане запомнили его в этой должности именно как светского "чиновника в тюбетейке" (культуролога в тюбетейке, писавшего в БО лишь в рамках культурологической тематики); не было от его деятельности никакой пользы (ни в образовательной области, ни в проповеднической (ни разу не засветился на минбаре), ни в научной (из-за дилетантизма в исламских науках), опозорился и запомнился на конференции, посвященной критике дарвинизма); а в последнее время писал в защиту "ваххабизма" и "саляфизма", опираясь на труды Марджани и Ризаэддина Фахреддина (и с учетом актуализирующегося тренда этого течения не только в мусульманской общественности, но и в среде экспертов-исламоведов).
    Ситуация простая (банальная) - возникла противоречие и борьба не только "за место под солнцем", но и за власть "над умами и душами" между сторонниками суннизма (официальное руководство ДУМ, традиционные мусульмане-сунниты) и антисуннизма (новоявленные сектанты-"кораниты" и "евроисламисты" (Мухетдинов, Батров, Садриев (о них уже знают по предыдущим статьям читатели БО). Сейчас, как свидетельствует настрой данной статьи, это противоречие находится на вершине пика (наивысшего накала, матча-реванша). В ход пущены все средства противоборства. Но, все же, думается, антисуннизм не пройдет в российских реалиях, где сохраняются прежние традиции. Евроислам проиграет (поскольку у него нет исламской основы и наглядного примера-эталона (суннизма), а без суннизма (в свою очередь) искажается практика жизни человека по Корану), и невозможно подгонять ислам (Коран и Сунну) под какую-то Европу (или же под Америку, под Африку, под Саудию, под Татарстан, под какую-то социальную группу или же под конкретного человека (пусть даже и самого выдающегося) - наоборот, человек (общество) должны подгонять себя под ислам. Такова норма всякой религии (не только ислама). Религию невозможно (и нельзя) подгонять под себя (что-то в ней отбрасывая, бракуя, фильтруя и отбирая, что-то в ней меняя, выкраивая). Она в каждом человеке проявляется индивидуально (но это вовсе не означает "подстроить ислам под себя"). Это, примерно (и упрощенно), то же самое, что усвоить (впитать) у себя дома свои семейные традиции (быть носителем и транслятором семейных традиций) , но при этом быть индивидуальным. Сунна в исламе это - незыблемая традиция (которую не следует нарушать).

    • Фидарис
      3.11.2019 11:23

      2.11.2019 14:34. Батров и Садриев, действительно, достаточно ясно выражали свои антисуннитские позиции. А вот от Мухетдинова такого не замечал, кроме его поддерживающей реплики "с возвращением", которую он адресовал Батрову в самом начале его отхода от прежних позиции. Что он тогда поддерживал, какое "возвращение"?Интересно было бы узнать сегодня его мнение относительно статей Батрова на БО,

      На самом деле, не оправдывая указанных вами персон, надо признать, что проблемы существуют. Более того, как мне кажется, эти ребята поначалу в своих устремлениях тоже исходили из благих намерений, не из корысти. Изначально выбранный ими путь - выборочная критика какой-то части исламской отртодоксии - привел их к серьезным отрицаниям постулатов. Дальше все ушло в область эмоций, и конструктива как не было, так и нет .
      Но проблемы у Уммы есть. Давайте попытаемся их найти, попытаемся описать нашу Умму, какой бы сложной этот процесс нам не казался. Я уверен, Коран и Сунна никогда не будут в противоречии с развитием Уммы и с развитием нашего общества в целом. Все должно развиваться, но это не означает, что ислам должен подстраиваться, мы должны научиться говорить о наших ценностях на современном уровне и определять векторы развития.



      • Анонимно
        3.11.2019 12:59

        Аутентичный Ислам никогда не противоречил и не противоречит социальному прогрессу. Он (ислам) лишь выполняет по отношению к прогрессу ориентирующую (сыраталь мустакыйм, истикама или же васатыйя (что никак не означает "серединный", как это ошибочно преподносят в переводах Корана и в трактовках (не "фифти-фифти" или же лояльный, буферный, "разбавленный" ислам), а стержневой, центральный, генеральный, прямой, неуклонный, твердый и единственно верный путь), координирующую и руководящую функции. Батровы (сектанты"кораниты") же под флагом модернизации, секуляризации и европеизации ислама в своих "разоблачениях", образно говоря, выплескивают вместе с водой (тем, что действительно заслуживает критики и осуждения, и упразднения (скажем, ту же марионеточную муфтиятскую систему) и ребенка (аутентичный Ислам (как Сунну, так и Коран). Они же все равно хотят (так же, как и марионеточные муллократы-"чалмоносцы") встроить мусульманское сообщество (общественную организацию!!!) в рамки системы светского госуправления и при этом еще претендуют в руководство (вместо муфтиев и ректоров). Образно говоря, хотят прицепить мусульманскую телегу к общей большой телеге немусульман и при этом выкинуть из мусульманской телеги Сунну (традицию Пророка), а, стало быть, тем самым и "разгрузить" Коран. Это же - сущий антисуннизм и антикоранизм (под флагом модернизма). Даже известный востоковед Сюкияйнен (немусульманин) поражается взглядам и образу жизни этих "модернистов-евроисламистов" ("коранитов"), иронически характеризуя их как обособленную сектантскую группу (их полный отход от Сунны и Корана).

        • Анонимно
          3.11.2019 17:24

          Очень правильно. Поддерживаю Вас. Пишите больше и чаще. Это лучшее объяснение деятельности Батрова, и вообще - положения дел, за несколько лет!

          • Анонимно
            3.11.2019 21:18

            Благодарю! Пишу, но, к сожалению, не всегда модераторы пропускают мои комменты (скорее всего, из-за недостаточной компетентности в области ислама и сложившихся стереотипов-штампов в отношении ислама (в чем их и невозможно винить). Кстати, интересно - а пропустят ли они данный критический коммент?...

    • Анонимно
      3.11.2019 23:54

      Откуда столько злобы? Направьте вашу энергию на благие дела. Искренней верой во Всевышнего и своими благими делами покажите свое превосходство над Рустемом Батровым. (Карабай)

  • Анонимно
    2.11.2019 14:53

    Статья выглядит как кляуза, жалоба и нытье! Ответьте на вопрос по сути, есть ли против вас судебные иски?

    • Анонимно
      2.11.2019 15:06

      Вы кого спрашиваете: Батрова, против которого пытаются, да не могут возбудить дела, т.к. ему нечего шить, или Бибарсова, люди их окружения которого уже получили приговоры по статье экстремизм?

      • Рашид
        2.11.2019 16:35

        15:06 Да это понятно, не только ярлыки умеют вешать наши правоохранители. Недавно вон журналист из медузы на себе все испытал.)))

    • Анонимно
      3.11.2019 23:59

      Странно слышать от верующего человека о судебных исках, Обращайтесь к Всевышнему и он даст вам ответ и направит в нужное русло.

  • Анонимно
    2.11.2019 14:58

    Люди старшего поколения сейчас поностальгируют :)

    Как похоже на споры в однопартийные времена, когда каждый громил оппонента цитатами из партийных классиков, и более правильно понимает политику партии.

    Пока Батыр выглядит умнее своих оппонентов.

    • Анонимно
      2.11.2019 15:49

      А оппоненты-то есть? Религиозные деятели, в своем большинстве, просто не обращают на него внимание (что правильно), никто не собирается дискутировать с глупостями и хотелками молодого человека, возомнившего себя реформатором Ислама.

    • Анонимно
      4.11.2019 00:01

      Батров не только умнее, он еще дарит надежду, что еще не так все плох. (Карабай)

  • Анонимно
    2.11.2019 15:22

    Бизнес онлайн держит планку!ВО!!!

    Дамир хазрат единственный НАРОДНО избранный заместитель ДУМ РФ и это многим не дает покоя!
    Видно он стратег и человек который выполняет намеченные цели, если наладит работу с молодежью, то видется конкуренцию вряд ли кто ему составит.
    И как понимаю, Не любит когда председателю ставят ультиматумы!

    Анвар Ряшидов

    • Анонимно
      2.11.2019 16:43

      Не знаю ничего про Дамира, Бибарсова и Батрова и знать не хочу. Эти люди родились и выросли не в Татарстане, но почему-то все лезут учить татарстанцев! Мы уж тут как-нибудь сами разберемся, у нас много достойных имамов - не фитначей, не интриганов и не "реформаторов". Просто имамы каждодневно выполняющие свой святой долг. Вы уж господа выходцы из Сергача сами, а мы сами - уж больно сильно наши характеры с вашими не совпадают!

      • Анонимно
        2.11.2019 18:43

        а многие, сидя за пределами татарстана, лезут учить нас жить, те же Рашиды и Дашкины из Москвы.

    • Анонимно
      2.11.2019 17:22

      А разве представители Саратовского муфтия были когда Российские муфтии и хазраты выбрали Дамир хазрата 1 главным заместителем?

      • Анонимно
        2.11.2019 19:14

        Судя по фото со страниц соц.сетей представители там были!

    • Анонимно
      3.11.2019 16:19

      Читал, что кандидатуру Дамира хазрата выбирали представители 2000 общин (входящих в ДУМ РФ и СМР),а вернее 149 делегатов по рекомендации от этих общин!
      Очень сильно и как я понимаю - это Историческое событие!

      Всем удачи.

      • Фидарис
        3.11.2019 17:47

        Во времена СССР выборы в системе блока членов партии и беспартийных граждан проходили еще более представительными и внушительными. Однако старшее поколение помнит, что это было на самом деле.
        Сама система функционирования ДУМ не построена на их эффективной связи с Уммой. Может я ошибаюсь, но я не вижу и не чувствую какую-то существенную, работающую прямую и обратную связь между ними. Иначе, например, не было бы такого позора как запрет на строительство мечетей в Москве.

  • Анонимно
    2.11.2019 15:50

    А где можно посмотреть отчеты ДУМ СО или это секрет фирмы?

    Вот пишут комментарии, что муфтий СО не выстраивает работу с молодежью (в пример , что на все Поволжье у него нет заместителей из молодого поколения(Не старше 40 лет), хотя должно быть не меньше 5.)
    Это имеет место быть Или получается о праведнике на 4 небе действительность?

  • Анонимно
    2.11.2019 16:50

    " ибо кому же хочется быть хвостом у слона, когда можно остаться головой у мухи."

    Вот эта цитата сразу на повал!

    Многие уже поняли, что он не пример для подражания, но все таки он мусульманин (можно помягче немного)!

  • Анонимно
    2.11.2019 17:55

    Интересно, до чего мы дойдём таким образом? Духовенство мусульманское, как и православное, оставив свою паству, занялось разборками, кто важнее и кто больше грязи выльет друг на друга. Что нас ждёт, Варфоломеевская ночь?

  • Анонимно
    2.11.2019 18:22

    А как вам такое предложение, чтобы в Духовном управлении расформировать региональных муфтиев, имам-мухтасибов и оставить всех на должности имамов и мулл ?

    • Анонимно
      2.11.2019 18:55

      А власть с кем работать будет? По любому вопросу будут собирать все 1500 имамов и мулл Татарстана? Как вы себе это представляете?

      • Анонимно
        2.11.2019 19:37

        Не уводите в сторону в Татарстане нет региональных муфтиев, Там один муфтий Камиль хазрат!
        Сейчас информационный век и заместители у единственного муфтия вполне могут любой вопрос обдумать и принять правильное решение!

    • Анонимно
      2.11.2019 19:10

      Да!Считаю очень актуально на данный период и за одно посмотреть будут ли также искренне служить и нести правду о религии,без статуса муфтия или имам-мухтасиба! Или это только были громкие слова, чтоб усидеть на кресле?

  • Анонимно
    2.11.2019 19:33

    Буря в стакане!!!
    Вся эта грызня далека от Небесного Писания и учения нашего любимого пророка Мухаммада, мир ему.

    Батров, Мухетдинов, Гайнутдинов и т.д. и т.п.

  • Анонимно
    2.11.2019 20:41

    Не обращайте на Батрова внимания, вот и всё...

  • Анонимно
    3.11.2019 11:33

    Хорошая статья, лицемеры заполонили все сферы деятельности, надо больше о них рассказывать.

  • Анонимно
    3.11.2019 14:28

    Бизнес онлайн вы молодцы!

    Вы сами того не предполагая, дали площадку для обсуждения и решения наболевших вопросов УММЫ.Спасибо.

    Реально здесь может высказаться написав статью или проговорив свои личные вопросы в комментариях ,любой имам, муфтий или религиозный человек.

    Вы создали, можно сказать информационную площадку для всех духовных управлений!

  • Анонимно
    4.11.2019 00:15

    Пока жив и здоров Рустем Батров, есть надежда на светлое будущее и мы не скатимся в мракобесие. (Карабай)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль