Все новости Татарстан Закамье

Еще новости
Еще новости
Еще новости
Не забудьте поздравить 8 Апреля
Опросы Архив
А вы носите защитную маску?
Эксклюзив

Спецпроект Все спецпроекты

Бестселлеры Казани: от стандарта до эксклюзива

Куда вложиться и где жить: обзор востребованных квартирных локаций

Новости Татарстана
21.02.2020

Муфтий Татарстана призвал беречь и изучать татарский язык

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин обратился к мусульманам с призывом беречь и изучать родной язык. Обращение, опубликованное на сайте ДУМ РТ, приурочено к Международному дню родного языка, которое отмечается сегодня, 21 февраля.

«Для неравнодушных татарстанцев этот день является еще одним поводом обратить внимание широкой общественности и своих соотечественников к проблемам изучения и сохранения языков народов России. Радует и очень обнадеживает, что мероприятия ко Дню родного языка весьма активно инициирует татарская молодежь — креативная, смелая, прогрессивная!..» — говорится в обращении.

Муфтий Татарстана также напоминает, что свой вклад в сохранение татарской национальной идентичности вносят и имамы республики — по инициативе ДУМ РТ 2020-й объявлен в РТ Годом родного языка. «Таким образом, деятельность муфтията в текущем году будет выстроена с учетом задач по развитию татароязычной среды в мечетях, обучению татарскому языку, популяризации татарского духовного наследия, воспитанию национального самосознания среди татар-мусульман», — говорит Самигуллин.

В своем обращении он напоминает о том, что языки — дар Всевышний, и приводит несколько аятов Корана, подтверждающих это. «Так вправе ли мы, Его ничтожные рабы, утрачивать то, что создал и даровал нам Господь, и лишать такой ценности, как родной язык, своих детей и внуков?! В действительности лишь высокомерие, лицемерие и невежество могут стать преградой на пути к понимаю этой истины», — задается притом вопросом муфтий.

«Я молю Всевышнего, чтобы татарский народ, которому суждено быть мусульманским, сохранил бесценное духовное наследие и язык своих предков, на котором изложено бесчисленное количество выдающихся богословских, научных и художественных трудов, говорили знаменитые на весь мир соотечественники, развивалось просвещение, познавалась религия ислам… Впрочем, и сегодня татарская умма является одной из самых прогрессивных в мусульманском мире. И на то — воля Аллаха! Дорогие единоверцы! Любите, берегите и изучайте то, что Всевышний нам даровал, — родной язык!» — резюмирует он свое обращение.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Читайте нас в Telegram
Комментарии (268) Обновить комментарииОбновить комментарии Оставить комментарий
Анонимно
21.02.2020 23:31

Не все татары мусульмане. И да, на здоровье, берегите и изучайте

  • Анонимно
    21.02.2020 23:31

    Не все татары мусульмане. И да, на здоровье, берегите и изучайте

    • Анонимно
      22.02.2020 00:08

      Не все православные русские но все этот язык знают, чуваши, марийцы, удмурты, якуты и тд..

    • Анонимно
      22.02.2020 01:33

      И зачем это вы пишете? Что вас тут задело? Большинство татар мусульмане

      • Анонимно
        22.02.2020 09:55

        Из тех, кто называют себя верующими - вряд ли большинство верующие.

        • Анонимно
          22.02.2020 10:37

          ислам - интернационален. Выпячивать национальность - это к исламу не имеет никакого отношения.

          • Анонимно
            22.02.2020 11:23

            Есть такой аят: «И из Его знамений — сотворение небес и земли, и разнообразие ваших языков и цветов (кожи). Поистине, в этом — знамения для знающих» (Сура ар-Рум (Римляне), 22 аят).

          • Анонимно
            22.02.2020 12:20

            Татары остались живы, только потому что они мусульмане. Поэтому связь сильнейшая.

            • Анонимно
              22.02.2020 12:42

              А чуваши остались живы - только потому, что они православные? Поэтому связь такая сильнейшая?

              • Анонимно
                22.02.2020 12:51

                Они катастрофически обрусевают, эти чуваши.
                Это не сохранение, а уничтожение по факту.

          • Анонимно
            22.02.2020 13:20

            Ислам призывает не учить свой родной язык и предавать его забвению?

            • Анонимно
              22.02.2020 14:17

              И да -- представьте пророка Мухаммада, не знающего арабского! Ведь он знал язык своей матери, значит это по сунне так поступать. Не знал бы арабского, и принуипиально говорил лишь по латыни или арамейском, можно было бы поступать как русскоговлрящие татары мусульмане. Чем ответите?

              • Анонимно
                22.02.2020 14:34

                У вас железная логика))) значит у кого мать не татарка, а отец татарин, можно татарский не знать?

                • Анонимно
                  22.02.2020 14:37

                  Нет, не значит. То, что сказано выше, можно распространить и на отца, т на мать. Вы таки программист?

                • Анонимно
                  22.02.2020 14:47

                  Все граждане Татарстана должны знать татарский!

                  • mad big
                    22.02.2020 15:41

                    А гражданам России что делать?

                  • Анонимно
                    22.02.2020 16:23

                    я гражданин России, все что я обязан - это отслужить в армии, если годен.

                  • Анонимно
                    22.02.2020 16:24

                    Так как нет гражданства Татарстана, так и обязанности учить татарский нет

                  • Анонимно
                    22.02.2020 19:17

                    22.02.2020 14:47
                    Конституцию читайте!
                    Статья 26
                    2. КАЖДЫЙ имеет право на пользование РОДНЫМ языком, на свободный ВЫБОР языка общения, воспитания, ОБУЧЕНИЯ и творчества.

                    Видите - ВЫБОР! а НЕ принудиловка!

              • Анонимно
                22.02.2020 14:41

                Я думаю, что ответить здесь нечем, так как я более чем уверен, что не было в истории такого пророка, который бы конъюнктурно подстроился под большинство и не знал язык своих родителей и никогда не говорил на нем, прикрываясь тем, что в исламе нет национальностей. Конечно, когда проповедовали, они наверное проповедовали на языке тех, кому они проведлвали, но чтобы забыть свой родной язык... Не может такого быть, это у меня в голове не укладывается...

                • Анонимно
                  22.02.2020 17:33

                  Так у татарина выросшего в русскоязычной среде родной язык русский. Когда вы это поймёте? Он на русском разговаривает и на русском думает. И в этом ничего плохого нет. Так же ничего плохого нет, если ваш родной язык татарский или чувашский.

      • Анонимно
        22.02.2020 10:30

        Кряшены не мусульмане. Еще есть атеисты и сотни тысяч, кто не против свинины и алкоголя. Поэтому лишние ограничения для татар только отталкивают от этого официоза. Лучше бы зарплаты в Казани подняли. Про сельские районы республики даже не говорю. Вся эта история с языками похожа на отвлекающий маневр. Лишь бы народ не спросил про успехи суверенитета для каждого татарина. Языком сыт не будешь.

        • Анонимно
          22.02.2020 10:56

          Кому что, а козе - капусту!
          Мы про сохранение татарского языка от уничтожения говорим, а вы суётесь со своей несчастной зарплатой.
          Работайте лучше - будет вам зарплата!

          • Анонимно
            22.02.2020 11:26

            Так и вы работайте над сохранением, только не за счёт других народов и за свой счёт. А то привыкли за бюджетный счёт курултаи собирать, да чаи по Европам гонять с тамошними татарами.

            • Анонимно
              22.02.2020 11:39

              И правильно делаем!
              А вы привыкли воровать из бюджета России миллиардами долларов и чтобы вам за это хлопали в ладоши.

        • Анонимно
          22.02.2020 20:18

          Наиболяя похожая на плоть человека вещь в природе -- плоть свиньи. Мы сделаны из одних и тех же вещей -- тканей и органов.

      • Анонимно
        22.02.2020 11:43

        Пусть Самигуллин расскажет, заставляли ли его учить марийский, когда он в Марий Эл учился. Было ли у него в школе 5 уроков марийского языка и ещё два урока Родной (марийской) речи? Вот тогда и обсудим этот вопрос.

        • Анонимно
          22.02.2020 12:02

          Он изучал марийский. И это известный факт.

          • mad big
            22.02.2020 12:10

            Изучал и изучил есть две большие разницы.

          • Анонимно
            22.02.2020 12:53

            Возможно, он изучал его самостоятельно. Но его не заставляли учить марийский язык в школе. Я сам из того посёлка, где он родился. Посёлок Красногорской. У нас не было принудиловки в школах. Были марийские классы, где учились по желанию марийцы. В каждой параллели был такой класс. Вот там были уроки марийского. Так что не надо рассказывать мне сказки.

    • Анонимно
      22.02.2020 06:42

      Изучайте. Сохраняйте. Берегите. Но без принуждения. Добровольно.

    • Анонимно
      22.02.2020 08:34

      Не все русские христиане.
      Большинство русской молодежи, судя по опросам, хочет выехать навсегда на ПМЖ в другие страны и никогда не возвращаться.

      • Анонимно
        22.02.2020 09:02

        Не русской молодежи , а российской молодежи .

        • Анонимно
          22.02.2020 09:31

          Молодец муфтий
          Главе РПЦ пора тоже с таким заявлением обратится
          Ведь количество русскоговорящих в мире за последние 30 лет уменьшилось с 360 миллионов до 180
          Катастрофа
          И русификацией татар как предлагает Тишков эту проблему не решить

          • Анонимно
            22.02.2020 09:42

            09:31 опять ты со своим фэйком про уменьшение. 180 носителей, 320 миллионов русскоговорящих.

          • Анонимно
            22.02.2020 10:17

            Учите узбекский, их прибавляется и будет ещё больше.

          • Анонимно
            22.02.2020 10:20

            //русификацией татар как предлагает Тишков//

            Дайте, пожалуйста, ссылку на эту "цитату" Тишкова. Нигде этого у него не встречал.

            • Fandas Safiullin
              22.02.2020 12:52

              Аноним 22.02.2020 10:20: «//русификацией татар как предлагает Тишков//
              Дайте, пожалуйста, ссылку на эту "цитату" Тишкова. Нигде этого у него не встречал».


              Вот «капитальная» статьтья (в 26 журнальных страниц) этого самого агрессивного идеолога нынешней национальной политики, в научно-теоретическом журнале Института философии РАН:

              «В.А. Тишков — Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма)»
              Журнал «Вопросы философии» №9, 1998.

              Господин Тишков не мелочится скромными предложениями о русификации отдельных, нерусских, народов РФ — татар, в частности. Он НАСТАИВАЕТ и ТРЕБУЕТ (цитата последних слов статьи):
              «Именно поэтому мои заключительные слова сводятся к призыву: забыть о нациях во имя народов, государств и культур, даже если будущие исследователи подвергнут сомнению и эти последние дефиниции»».

              Вот что он написал о многонациональности РФ в 1998 году:
              «Что стоит хотя бы первая строка нынешней Конституции: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации». Эти старые клише многонациональности (вместо общепринятой многоэтничности) из советских деклараций, когда за них не нужно было платить процедурой реализации, перекочевали в совершенно новую политическую ситуацию более ответственных смыслов и освобожденных адептов этих смыслов».

              А сегодня он, при «совершенно новой политической ситуации, торопит «процедуру реализации» «более ответственных смыслов» «освобожденными адептами этих смыслов».

              • Анонимно
                22.02.2020 14:02

                «забыть о нациях во имя народов»

                Это у него сугубо полемика о научных дефинициях - что есть "нация" и "народ".

                Из данной цитаты НЕ следует, что он призывает забыть о "народе". Ни вообще, ни о конкретно татарском народе.

                Что касается этой цитаты из конституции - «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», то Тишков совершенно прав. Он и здесь лишь говорит сугубо о научных дефининициях, а не о "ликвидации татарского народа". )

                Дело в том, что в советское время в общественных науках не использовался термин "нация". Советские словари говорили, что это "буржуазное понятие".

                Под термином "многонациональный" понималось исключительно "много национальностей".
                Начиная с 1980-хгг и сейчас всё чаще под термином "многонациональный" националисты стали понимать "много наций".

                При таком, новом, толковании этой строки конституции ситуация как бы переворачивается - главный термин "нация" стал нелепым образом образовывать второстепенный "народ". Поэтому предложение Тишкова, как учёного, вполне логично и научно - российскую нацию могут образовывать только народы. В его научном тексте здесь совершенно нет никакого стремления "русифицировать татар". Это же очевидно.

      • Вышла в свет моя книга " Социально-психологические аспекты татарского языка и татар в России" :

        https://psyfactor.org/lib/garifullin74.htm

      • Анонимно
        22.02.2020 09:28

        "Большинство русской молодежи, судя по опросам, хочет выехать навсегда на ПМЖ в другие страны и никогда не возвращаться." Пожалуйста, сошлитесь на источник.

  • Анонимно
    21.02.2020 23:33

    Правильно. Поддерживаю!

    • Анонимно
      22.02.2020 09:14

      Поддержим тем, что будем между собой разговаривать только на татарском.

      • Анонимно
        22.02.2020 10:06

        Как вариант, можете перейти на язык жестов или язык свиста.

        • mad big
          22.02.2020 10:47

          Азбука Морзе и язык эсперанто универсальны и понятны всем во всем мире.

          • Анонимно
            22.02.2020 11:21

            На "языке танца" - можно ещё.

            • Анонимно
              22.02.2020 11:58

              Помню, что говорил на планерках в институте культуры тогдашний ректор Юсупов Рифкат Рашидович при обсуждении вопроса, куда он дел деньги, выделенные кабмином Татарстана на создание учебных программ на татарском языке. (А кабмин Татарстана давал на это много денег всем вузам Татарстана, в том числе и КАИ и КХТИ и другим, если что).

              Юсупов говорил примерно так: "Наш язык - язык музыки. Поэтому мы купили рояль".

              Проректор по науке Румянцев и проректор по воспитательной работе Терехов радостно улыбались.

              • Анонимно
                22.02.2020 12:05

                Ну да, при покупке рояля возможны откаты, а при наборе групп на татарском языке - работа.

                А Юсупову лишь бы принять было

              • Анонимно
                22.02.2020 14:41

                Напомните, преподавателем какого предмета был т. Юсупов?

                • Анонимно
                  22.02.2020 15:04

                  Там был и преподаватель психологии Юсупов.

                  Но здесь речь именно о ректоре Юсупове Р.Р., который был историком

        • Анонимно
          22.02.2020 19:21

          22.02.2020 10:06
          Свиста нельзя - денег НЕ будет!

      • Анонимно
        22.02.2020 10:36

        Где этот смешной демарш можно посмотреть? Как интересно вы в аптеке будете спрашивать лекарства? Для этого их нужно перевести на татарский. Говорить только на татарском сегодня это значит отказаться не только русских слов, но и от слов английских, французских, немецких. Сможете? Или ваша речь похожа на суржик? Но это уже не татарский язык.

        • Анонимно
          22.02.2020 14:48

          А Вы переводите названия лекарств на русский, когда спрашиваете их в аптеке о_О ? Даже не представляю, как будет Мезим или Аспирин упса или ибупрофен на русском...

  • Анонимно
    21.02.2020 23:39

    Муфтий призыви пожалуйста уже государство, политиков этих что бы народ не грабили, что там есть всевышний, что пусть одумываються, хотя поздно уже

    • Анонимно
      22.02.2020 12:11

      В заметке сказано, что в мечетях постараются создать среду, не враждебную татарскому языку.

      Предлагаю для начала вывески в мечетях перевести на татарский язык.

      К примеру, вывески в тахаратхане, при входе в мечеть и т.д.

  • Рашид
    21.02.2020 23:41

    ИншАллах, на молодежь вся нада. Правильные слова говорит Муфтий. Проповеди тоже в России должны быть на татарском языке.

  • Анонимно
    21.02.2020 23:48

    В исламе нет разделения на нации,его не учили?

    • Анонимно
      22.02.2020 13:26

      Барыбызга да урысча сөйләшергә һәм урыс булырга кушылганмы Коръәндә? Туган тел ул амәнәт, аларны югалткан өчен дә сорау булачак үлгәч. Табигать байлыкларын һәм төрле биологик төрләрне юкка чыгарган өчен дә җаваплы булачакбыз.

    • Анонимно
      22.02.2020 14:50

      Я смотрю тут все учёные в исламе :D

      • Анонимно
        22.02.2020 17:12

        Чем меньше знаний, тем больше уверенности в своей правоте. И наоборот.

    • Анонимно
      22.02.2020 14:58

      Ты спец в исламе значит? Ты что ли муфтия будешь учитт?

      • Рашид
        22.02.2020 15:39

        14:58 Муфтии слишком подвержены политической конъюнктуре в нашей стране. Им приходится из двух золим выбирать наименее опасное... Здесь не муфтиев учат а высказывают свои мнения и взгляды на события.

  • Анонимно
    21.02.2020 23:50

    Он сам Татарского не знает !!! Дети его не знают ! И потом , если Самигуллин печется за татарский язык, пусть сначала извиниться за поступки в медресе Мухаммадия. Он Книги заставил на улицу выбросить

  • Анонимно
    21.02.2020 23:53

    Мы татары-то еще в хороших условиях живем в России. Никто не запрещает разговаривать на татарском. Что уйгуры вынуждены переживать в Китае просто ужасно. И все политики молчат...

    • Анонимно
      22.02.2020 10:08

      «Что уйгуры вынуждены переживать в Китае просто ужасно»

      В Казахстане - уйгуры переживают ещё худшее, просто американцам это не к чему пиарить.

  • Анонимно
    21.02.2020 23:56

    Дорес! Правильно! Афэрин!)

  • Анонимно
    21.02.2020 23:58

    Камиль эфэнди Самигуллин правильно обозначил тезис, для татар- татарский язык очень важен!) Бик дорес диде! Татар, туган телебез безнен оченгенэ кирэк!

  • Анонимно
    22.02.2020 00:20

    Коран написан на арабском, при чем здесь татарский?

  • Анонимно
    22.02.2020 00:58

    День родного русского языка в нашей многонациональной республике Татарстан когда будет? У меня нет другого родного и не будет..Я и мои предки родились и жили здесь... Так когда?

    • Анонимно
      22.02.2020 09:56

      да не нужен нам никакой день. Достаточно того что у нас есть Достоевский, Пушкин, Толстой и т.д. известные во всем мире

    • Анонимно
      22.02.2020 14:52

      Соң 21 февраль Барлык телләр өчен дә туган тел көне ич! Сезнең дә бәйрәм бүген, шуңа күрә бәйрәм белән Сезнең :)

    • Анонимно
      22.02.2020 15:15

      00.58. Очень сомневаюсь я, что вы и ваши предки " родом отсюда". Потому что каждый коренной Казанец знает, что в день рождения Пушкина А.С. - 6 июня, ежегодно проводится день русского языка. Есть ещё один всесоюзный день Кирилла и Мефодия, посвященный вашему русскому языку

  • Анонимно
    22.02.2020 01:06

    А сам то знает?

  • Анонимно
    22.02.2020 01:18

    Почему бы Самигуллину не начать молиться на татарском языке, а не на арабском и призвать других к этому? Почему намаз на арабском, а не на татарском? Наил Гыйлман.

  • Анонимно
    22.02.2020 01:23

    последний раз испытывал необходимость в татарском языке в детстве, чтобы общаться с прабабушкой, для которой этот язык был единственным средством общения.
    Может мне кто-нибудь сказать, для чего этот язык нужен сейчас мне, и в чем его необходимость моим детям в будущем?

    • Анонимно
      22.02.2020 14:53

      Әгәр илле елдан Россия Кытай кулына күчсә, сез урыс телен дә шулай ташлаячаксызмы? Нәрсәгә ул хәзер дип?

  • Анонимно
    22.02.2020 02:08

    «Но раб, сознавший свое рабство и поднявшийся на борьбу за свое освобождение, - наполовину перестает уже быть рабом. Современный сознательный рабочий, воспитанный крупной фабричной промышленностью,. просвещенный городской жизнью, отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону, социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем, что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь».
    В то время в нашей программе отношение наше к религии выражалось, в требовании полного отделения церкви от государства и школы от церкви.

    * См. Н. Ленин. Полное собрание сочинений. Том VII, ч. 1 ст. 47.

  • Анонимно
    22.02.2020 04:21

    Надо, только многие муллы и мусульмане татары Казани толком сами татарский не знают, а на арабском цитаты парируют и детей в этом духе к стыду.

  • Анонимно
    22.02.2020 04:41

    Бик дөрес!

  • Анонимно
    22.02.2020 05:06

    На каком языке обратился?

  • РАЗУМ И СИЛА
    22.02.2020 06:23

    Язык конечно это прекрасно.
    Только почему ты не призываешь к тому, чтобы люди были накормлены, одеты, обуты и к питьевой воде из крана, например?
    У тебя люди недоедают, чиновники весь бюджет разворовали, а ты о важности татарского языка только??

  • Анонимно
    22.02.2020 06:38

    Видимо, тут есть не стыковка, если это нам дар от Бога родной язык, тогда почему же требуется Коран надо изучать на арабском языке

    • Анонимно
      22.02.2020 11:27

      А вы на каком хотите? На всех языках мира что ди чтобы он был ниспослан?

  • Анонимно
    22.02.2020 06:39

    Родной язык должны сохранить носители этого языка. Нельзя навязывать изучение языка тем, кто не хочет его изучать. Не все татары мусульмане и не все верующие.

    • Анонимно
      22.02.2020 10:41

      Расскажите это православной экс-министру образования Васильевой.
      И создателям ЕГЭ на русском языке

    • Анонимно
      22.02.2020 14:54

      Никто и не навязывает, а лишь призывает.

  • Анонимно
    22.02.2020 06:51

    Да кто же вам запрещает его беречь? Вы должны знать свой родной язык. Другим только не навязывайте.

  • Анонимно
    22.02.2020 06:52

    Да, все они, которые у власти, умеют лишь призывать "беречь и изучать".
    Чтобы изучить - нужно сберечь, а чтобы сохранить - нужно защитить.
    А вот с этим, просто беда, - одно пустозвонство.
    Дождётся ли татарский народ новых "игнатьевых и шмаковых"?
    Остаётся лишь уповать на "счастливый случай"?!

  • Анонимно
    22.02.2020 06:55

    Что изучать: английский, который необходим, или татарский, который родной?
    Я считаю очень важным знание татарского для татар, но это не тот татарский, который был что лет назад. Имамы мечетей, к сожалению, тоже плохо знают татарский. Иногда встречаются сочетания слов с неправильными окончаниями, я слово ' безлэргэ' вообще убивает. Хорошо, без намешиваний с русским, разговаривают очень малое количество мулл. Их бы для начала научить.

    • Анонимно
      22.02.2020 10:37

      Безләргә -это выраҗение, используемое в проповедях.
      Совершенно понятное и логичное слово.
      Для безграмотных, слабо знающих татарский язык все может показаться странным.

      • Анонимно
        22.02.2020 10:52

        Да уж...
        Каждый безграмотный мнит себя великим знатоком татарского языка.

  • Анонимно
    22.02.2020 07:11

    Спасибо, хазрат. Пусть Аллах дарует вам здоровья и долгих лет жизни

  • Анонимно
    22.02.2020 07:18

    Поддерживаем! Рэхмэт, Камиль хазрат!

  • Анонимно
    22.02.2020 07:37

    Попам и муллам надо заниматься своими делами, со своей паствой. Мне непонятно, почему молитвы на арабском, а не на татарском. Но моё мнение держу при себе. Как-то так.

    • Анонимно
      22.02.2020 10:38

      Это самое правильное их дело - защищать родной язык от уничтошения.

  • Анонимно
    22.02.2020 07:58

    Так они берегут, причём так, что даже выгоняют татар, не знающих татарского языка, из мечетей.
    Огромное "спасибо" бабаям из Нижнекамска, которые оттолкнули от религии Аллаха меня и моего товарища...

    • Анонимно
      22.02.2020 09:16

      Бабаи из мечети прожили жизнь, а не спились водкой.
      А где Ваши бабаи? В мечети?

      • Анонимно
        22.02.2020 09:25

        Ну если человек пришел, будучи немусульманином в мечеть, значит его собственные бабаи не в мечети и не научили его быть мусульманином.

        После этого он критикует бабаев, которые не предали свою религию, не предали свой язык и продолжают давать понимание другим людям, как правильно жить.

        • Анонимно
          22.02.2020 10:08

          9:25, 9:16, эти бабаи совершили грех. Любой мусульманин должен стремиться распространять ислам среди людей. Оттолкнуть людей, пришедших в мечеть - стыд и позор. Тем, кто такие поступки поддерживает - тоже стыд и позор!

          • Анонимно
            22.02.2020 10:27

            Насколько понимаю, этот человек пришел в мечеть и ему сказали, что пусть учит татарский и что настоящий мусульманин должен знать татарский язык, если он татарин. Ну и тем более не отказываться разговаривать на татарском языке, если знает, лишь бы продемонстрировать, что он лучше татар.

            А зачем приходить в мечеть и требовать рассказа об Исламе именно на русском языке?

            Никогда не поверю, что татарин в Татарстане в его возрасте (не моложе 40 лет) совсем не знает татарского.
            Получается, что он настолько обиделся на бабаев, за то что они посмели разговаривать с ним на татарском языке, что решил больше не ходить в мечеть?

            Да как они посмели))))))) эти бабаи разговаривать на татарском языке с ним? ))))

            Ну такой грех)))))))))


            • Анонимно
              22.02.2020 10:39

              ислам интернационален - то есть для всех национальностей.

            • Анонимно
              22.02.2020 10:56

              10:27, да, грех! И то, что вы тут нафантазировали - тоже грех. Если эти бабаи заявили, что любой мусульманин обязан знать татарский язык, чтобы исповедовать ислам, то это тоже грех, причем большой. Нельзя в исламе объявлять обязательным то, что Аллах не сделал обязательным. Нельзя разрешать то, что не разрешено, и запрещать то, что не запрещено. Не ставьте себя на уровень Бога.
              Откройте хоть раз в жизни Коран и прочитайте.

              • Анонимно
                22.02.2020 11:21

                Коран против татарского языка не выступает.Татары сохранились от вековых попыток уничтожения благодаря исламу

                • Анонимно
                  22.02.2020 11:34

                  Правильно, 11:21, не выступает. Он о нем вообще не говорит. Коран послан для всех. Если вы выступаете против сказанного, то сильно сомневаюсь, что вы мусульманин.

                • Анонимно
                  22.02.2020 11:51

                  А чуваши, якуты - сохранились благодаря православию?

                  • Анонимно
                    22.02.2020 12:06

                    Еле сохранились.
                    Половина чувашей уже обрусели.
                    А якуты чисто формальные христиане.
                    В душе шаманисты.
                    Поэтому и сохранились

          • Анонимно
            22.02.2020 13:34

            Этот парень оттолкнул ещё больше людей , требуя от пожилых людей говорить с ним на русском

            • Анонимно
              22.02.2020 14:51

              А я ничего от них не требовал, зачем вы приписываете мне то, чего я не делал?
              До встречи в Судный день...

              • Анонимно
                22.02.2020 16:06

                14;51 Твои сочинения до сих пор слабые, не реалистичные получаются. Придумывай и пиши ещё.

        • Анонимно
          22.02.2020 14:49

          Может он сирота и родился на Чукотке, Украине? Пока только фио татарские, разве можно выгонять из храмов мечетей за незнание языка? Для того и пришли, чтобы быть ближе к своим. Бабаи, а мудрости ноль.

          • Анонимно
            22.02.2020 14:59

            Пусть он хоть в Антарктиде родился, а должен прилагать усилия к знанию татарского языка.

      • Анонимно
        22.02.2020 09:32

        Мои бабаи погибли на войне, защищая таких, как ты.
        Видимо зря...

        • Анонимно
          22.02.2020 09:38

          Они защищали тирана Сталина прежде всего.

          • Анонимно
            22.02.2020 09:46

            Уж чего-чего а в защите Сталин не нуждался. Сталин даже свое сына не защищал. Думаю на свою жизнь ему и вовсе было плевать

          • Анонимно
            22.02.2020 09:48

            Тирана Сталина?
            А ты смешной))
            Они защищали свой народ, свою Родину...

            • Анонимно
              22.02.2020 10:15

              Всех насильно загнали на фронт, не обманывай, 3 миллиона советских дезертировало

            • Анонимно
              22.02.2020 10:41

              Они кричали «За Сталина» с перепугу и меньше всего думали о Родине в этот момент.

          • Анонимно
            22.02.2020 10:14

            согласен, все они защищали сталинский режим

            • Анонимно
              22.02.2020 19:44

              22.02.2020 10:14
              Сталины приходят и уходят, а Россия остается!

          • Анонимно
            22.02.2020 19:42

            22.02.2020 09:38
            Быть антисталинистом, - это НЕ значит быть ИДИОТОМ!

        • Анонимно
          22.02.2020 09:48

          Если кто не знает, то вторая мировая закончилась 75 лет назад.
          Твоему отцу более 80 лет должно быть, если твои бабаи погибли на второй мировой.

          Или может твой бабай на афганской войне погиб?
          Или на чеченской?

          • Анонимно
            22.02.2020 09:54

            Погибли во время Великой отечественной войны, 1941-1945.
            Мой отец 1939 года рождения.

            • Анонимно
              22.02.2020 10:08

              Так Ваши ровесники и сами уже дедушки некоторые.

              Чего это Вы обидчивый такой - пришел сам, будучи бабаем, в мечеть и обижается вот уже много лет, видимо, на других дедушек в мечети, что с ним на татарском языке говорят?

              Внуков уже надо учить Исламу и татарскому языку.
              Алга, кардаш!

    • Анонимно
      22.02.2020 13:33

      А почему вы требуете от них, что они должны разговаривать с вами на русском языке? Все же кричат что нельзя ничего навязывать. Татарин или татарка вольны выбирать, на каком языке ии говорить у себя на родине.

      • Анонимно
        22.02.2020 14:27

        Цитата: "...даже выгоняют татар, не знающих татарского языка, из мечетей."
        Про требования и прочее вы за всех дофантазировали.
        Могу представить с чем мужчина столкнулся: "сначала татарский выучи - потом в мечеть приходи". Вот такое бывало, да.
        Нехорошими вещами занимаетесь, защищая таких бабаев.

        • Анонимно
          22.02.2020 14:34

          Правильные бабаи!
          Я их поддерживаю!
          Татарский язык не должен дискриминироваться в общественной и государственной жизни!

          • Анонимно
            22.02.2020 14:49

            Ну что я могу сказать, если в мечетях будут рулить такие, как вы, то скоро они опустеют и ислам будет развиваться вне них.
            У вас теперь вместо единого Бога другой божок...

            • Анонимно
              22.02.2020 14:59

              А ислам только укрепляется и растёт число прихожан во славу ислама и сохранения нашего родного татарского языка!
              Ислам на страже родного языка - и это очень важно!

        • Анонимно
          22.02.2020 14:55

          Да, так оно и было, к моему большому сожалению.
          Самое плохое, что парень, которого я привёл тогда в мечеть, хорошо знает татарский язык.
          Но посмотрев на этих деятелей он решил больше никогда в мечеть не ходить.
          Кто за это ответит перед Аллахом?
          В Судный день будет справедливое воздаяние каждому...

          • Анонимно
            22.02.2020 15:03

            Обиделся на татарский язык и решил не ходить в мечеть - ну и логика!

          • Анонимно
            22.02.2020 15:08

            Так может парень только искал повод не жить по Исламу?

            Ну не увидел бы этих бабаев, то сказал бы, что в тахаратхане грязно.
            Потом сказал бы, что не нравятся ему представители средней Азии, потом, что не хочет жениться только на мусульмане, потом еще что-то.

            Не беспокойтесь, мы, мусульмане, не обязаны нравится всем.

            • Анонимно
              22.02.2020 15:19

              А меня в булочной обсчитали, я теперь не ем хлеб :D

            • Анонимно
              22.02.2020 20:21

              Да вы и так уже никому не нравитесь.
              Сами, своими глупыми высказываниями и странными нововведениями отталкиваете людей, как от мечети, так и от общения с вами...

              • Анонимно
                22.02.2020 21:21

                А зачем мне нравиться? На мне узоров нету и цветы не растут! У меня нет миссионерской задачи всех людей в мусульман превратить.

        • Анонимно
          22.02.2020 15:08

          Не может такого быть, чтобы выгоняли за незнание языка. Уверен что парень *возмутился* татарским, вот его и выгнали.

          • Анонимно
            22.02.2020 15:15

            И вам будет воздаяние, за домыслы и богатую фантазию...

    • Анонимно
      22.02.2020 15:45

      Значит, вера ваша была некчемной, ежели требование равенства татарского языка с русским вас отпугнуло.

      • Анонимно
        22.02.2020 16:02

        Что вы знаете о моей вере, чтобы делать такие выводы?
        Как вы смеете защищать оголетелых фанатиков татарского языка, которые своими дикими выходками настраивают людей против религии?
        Степень моей веры в Аллаха ведома только Ему, и не вам судить меня, вы для меня есть никто и звать вас никак...

  • Анонимно
    22.02.2020 07:58

    Одними призывами языки не спасают...призывают спасать язык и историческую культуру на памяти уже всю жизнь...а телега всё там же...нужно конкретные дела делать.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:48

      Для начала пусть делопроизводство в муфтияте ведут только на татарском языке.

  • Анонимно
    22.02.2020 08:00

    Лучше бы выступил в поддержку пенсионеров,вернули бы дорожные и поддержку мам,отменили бы абон.плату за садик!!!

    • Анонимно
      22.02.2020 11:27

      Мы про Фому, а он про Ерему!
      Мы выступаем против уничтожения татарского языка, а вы лезете с детсадами.
      Вы хотите нас отвлечь от спасения родного языка?
      Вы бы хотели, чтобы он скорее почил в бозе, поэтому отвлекаете?

      • Анонимно
        22.02.2020 11:54

        Никто его не "уничтожает". Абсолютно все реформы были посвящены лишь тому, чтобы русскоязычных не принуждали. Про татарский язык - даже слова сказано не было. Все желающие, как и раньше, могут его учить.

        • Анонимно
          22.02.2020 12:46

          Уничтожение - в отсутствии реального равенства татарского и русского языков вопреки нормам Конституции Татарстана!

          • Анонимно
            22.02.2020 12:55

            Права - имеют только люди. Предметы и неодушевлённые предметы - "прав" не имеют.

            А вот люди, татары и русские - имеют право на изучение родного языка. И государство предоставляет такие возможности всем желающим.

            • Анонимно
              22.02.2020 13:04

              Значит, моя права в использовании татарского языка наравне с русским грубо нарушаются.

              • mad big
                22.02.2020 13:24

                В прокуратуру обратитесь. Вам там объяснят все по пунктам.

                • Анонимно
                  22.02.2020 13:44

                  Обратитесь, когда под китайцами останетесь.

                  • mad big
                    22.02.2020 14:10

                    Все в стиле местечкового. Сиди и жди, когда у соседа корова сдохнет. А если еще и дом сгорит, то пир на весь мир закатить можно.

                  • Анонимно
                    22.02.2020 19:47

                    22.02.2020 13:44
                    а ВАС китайцы ОБОЙДУТ?

              • Анонимно
                22.02.2020 14:10

                Надо требовать равного использования татарского языка с русским в государственной и общественной жизнь!
                Нет национальному неравенству и дискриминации!

                • Анонимно
                  22.02.2020 14:27

                  Мы за равенство!
                  Кто против?

                • Анонимно
                  22.02.2020 19:47

                  14:10 вы в прошлой жизни не замполитом были? Уж больно любите вы лозугами разговаривать!

                • Анонимно
                  22.02.2020 19:48

                  22.02.2020 14:10
                  Требовать и использовать - это РАЗНЫЕ вещи!
                  У Ильфа и Петрова было: "Надо НЕ бороться за чистоту, надо убирать!"

  • Анонимно
    22.02.2020 08:00

    Не каждый может сказать подобное, очень смелые слова)

    • Анонимно
      22.02.2020 09:52

      ..не все могут,вернее могут не только лишь все,мало кто может это сделать...

  • Анонимно
    22.02.2020 08:09

    Уважаемые господа, миряне, не согласие можно проявить молча, если вы воспитанный культурный член общества, а информация очень правильная и касаема всех народностей обширной России. Каждый должен беречь чистоту родного языка!

    • Анонимно
      22.02.2020 10:04

      Нет в исламе никаких мирян. Все мусульмане равны. Никогда не используйте по отношению к мусульманам термин "миряне", если вы позиционируете себя как культурного и образованного человека. Который, кстати, людям рты затыкать не должен. Пусть высказываются все, кто считает нужным.

      • Анонимно
        22.02.2020 13:58

        И сами же рот затыкаете :D

        • Анонимно
          22.02.2020 14:41

          Я даю фактическую справку. Свое мнение выражать не препятствую. Читайте внимательно.
          В исламе нет разделения на "мирян" (простых верующих) и священников, как в христианстве.

  • Анонимно
    22.02.2020 08:11

    Иншаллаh. Ике кулым белэн риза! Мэнге Тау

  • Анонимно
    22.02.2020 08:13

    Призвал и забыл, а преподаватели татарского уже преподают географию и др предметы, в в татарских школах!

    • Анонимно
      22.02.2020 09:06

      А вас не смущало, когда преподаватели русского языка оказались в такой же ситуации?

  • Анонимно
    22.02.2020 08:18

    Татары и Татарстан - навсегда!!!

  • Анонимно
    22.02.2020 08:25

    С точки зрения эргономики/удобства/простоты изучать нужно русский, английский.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:51

      Английского языка достаточно с точки зрения эргономики. Русский язык совсем не нужен с точки зрения эргономики. И хватит тратить бюджетные деньги на преподавание русского языка. А сэкономленные деньги надо направить на увеличение пенсий пенсионерам. И на лечение инвалидов. А то собираем на лечение детей смс-ками. А можно просто перестать преподавать русский язык и сразу пенсионеры и инвалиды будут жить лучше.

      • Анонимно
        22.02.2020 09:58

        Поддерживаю!

        Пенсионеры живут в нищете!

        Дети инвалиды без надежд на излечение!

        А в школах с первого по 11 класс уроки русского безостановочно идут!

        Давайте русский сократим и вылечим наконец больных детей!
        Дети страдают от детской онкологии. А в это время огромные бюджетные деньги тратятся на изучение склонений и спряжений!

        Спасите наших детей!

      • Анонимно
        22.02.2020 10:36

        Сначала таким как вы -лоботомию, потом экономия на русском языке. Договорились?
        Английский может пригодится лет через 1000. Сейчас британцы не готовы к ВАШЕЙ экспансии.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:57

      Насчет эргономики/удобства/простоты скорей всего английский подходит т.к.всего 2 падежа ,твердый порядок слов в предложении и нет категории рода т.е. удобно не задумываться к какому роду принадлежит каждое слово(мужскому,женскому или среднему роду) и соответственно не задумываться как склонять это слово.
      Вот в немецком ,кто с "нуля" изучает немецкий язык нужно запоминать род каждого слова посмотрев только в словарь немецкого языка ,чтобы не ошибиться как правильно склоняется каждое слово.Это очень неудобно.Так думается в этом удобство английского языка(отсутствие категории рода) для изучения другими народами.

    • Анонимно
      22.02.2020 13:59

      Учите китайский лучше, очень эргономично!

      • Анонимно
        22.02.2020 15:09

        Да, исходя из требований эргономичности, надо перестать учить русский, а сразу надо учить китайский.

        Что скажете сейчас, противники татарского?

        • Анонимно
          22.02.2020 15:34

          Переобуваемся на лету и утверждаем, что самое главное - не эргономичность, а наши исконные и посконные традиции.
          Особенно в век техники и технологии!

        • Анонимно
          22.02.2020 19:51

          22.02.2020 15:09
          Дунгане (китайцы-мусульмане), именно на нем и говорят!

  • Анонимно
    22.02.2020 08:37

    Желаю муфтию и всем имамам говорить только на татарском языке. И чтобы их дети и родственники всегда говорили только на татарском языке.
    И пусть Аллах Тааля даст нам всем возможность говорить только на родном татарском языке.

  • Анонимно
    22.02.2020 08:39

    Все верно сказал Муфтий! Надо учить и знать !

  • Анонимно
    22.02.2020 08:39

    Жить по книге? Не понимаю я людей некоторых

  • Пурхан
    22.02.2020 08:39

    Пусть он начнет с себя ,и люди к нему потянутся .

  • Анонимно
    22.02.2020 08:39

    Обязательно надо учить .

  • Анонимно
    22.02.2020 08:41

    В Татарстане надо ввести норму, что все сотрудники магазинов обязательно должны знать татарский язык и до начала обслуживания спрашивать у посетителей, на каком языке их надо обслуживать.

    А то очень позорно получается - приезжие едут в Татарстан на заработки, устраиваются работать в магазины и не знают языка народа, который обслуживают.

    ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЯЗЫК ТЕХ, КОГО ОБСЛУЖИВАЕТ.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:02

      Оставьте свои глупые хотелки уже. Мы живём в России и в любом магазине страны ОБЯЗАНЫ обслужить покупателя на государственном русском языке. А все остальное - ваш националистический бред. Да и предпринимателям-владельцам магазинов виднее как вести бизнес, не вам из учить

      • Анонимно
        22.02.2020 09:12

        Представляю себе, что эмигрантка из России приехала работать в магазин в Германии и агрессивно отказывается говорить на немецком и утверждает, что будет обслуживать покупателей-немцев только на русском языке на основании того, что в ООН русский язык считается одним из официальных языков.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:07

      Естественно! Приехал в Россию - говори по русски.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:35

      "ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЯЗЫК ТЕХ, КОГО ОБСЛУЖИВАЕТ." НЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ, А ЖЕЛАТЕЛЬНО ЗНАТЬ, НО НЕ ОБЯЗАН!!!

    • Анонимно
      22.02.2020 18:04

      Так мы русские приезжими довольны даже очень .Они на русском прилично нас обслуживают .

  • Анонимно
    22.02.2020 08:42

    Надеюсь, свою речь муфтий произносил на родном татарском языке

    • Анонимно
      22.02.2020 09:29

      Не сомневайтесь

      • Анонимно
        22.02.2020 09:53

        Пока еще сомневаемся.

        Если он будет и всегда так говорить, то через несколько лет перестанем сомневаться

  • Анонимно
    22.02.2020 08:54

    Предать свой язык - все равно, что предать маму. Если родился татарином - за татарский язык до конца.

    • Анонимно
      22.02.2020 09:15

      с вами полностью согласен но сожалению этот правила отсутствует

      • Анонимно
        22.02.2020 09:27

        "этот правила отсутствует"
        Дальше можно не комментировать.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:09

    Где молитвы на татарском, после осмысления смыслов особенных поступков будет меньше.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:11

    Двойка кремлевским чиновникам. Интересней смотрится, если Феофан призовет к изучению татарского, а Камиль русскому.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:12

    Правильно говорит муфтий! Татарлар Алга!!!

  • Анонимно
    22.02.2020 09:21

    Все правильно, изучайте. Только русским детям не навязывайте.

  • Анонимно
    22.02.2020 09:27

    1. Нужно вернуть татарскому уровень государственного в Татарстане!
    2. Нужно сделать программы по приглашению татар со всего СНГ жить и работать в Татарстане!
    3. Нужно влиять на власти Татарстана чтобы они отстаивали национальные интересы Татарского народа!

    • Анонимно
      22.02.2020 09:48

      А то они только личные интересы отстаивают, а татарский язык - его пусть уничтожают, им дела нет.

    • Анонимно
      22.02.2020 18:09

      Вы и так всех татар сзывали в Татарстан в 1990 годах.Тогда еще Шаймеев звал .Что то слабо получилось .

  • Анонимно
    22.02.2020 09:31

    Камиль хазрат выучил татарский уже будучи имамом. Этим он показал пример многим, кто не может побороть себя и свою лень. Молодец

  • Анонимно
    22.02.2020 10:01

    Как жалею что я не изучал англ язык вместо татарского

    • Анонимно
      22.02.2020 10:53

      Знание и изучение языков это способ повысить свой интеллект и увеличить свои умственные способности. Знание татарского, русского языков дает возможность быстро освоить и английский язык, который так необходим в карьере, занятии высокооплачиваемых должностей и соответственно увеличении собственных доходов. Татарский язык это как инструмент, как ключ к изучению других языков. Если не хотите развиваться, изучать языки, то оставайтесь там где вы есть и будьте довольны вашим существованием.

  • Анонимно
    22.02.2020 10:29

    09:27
    Пункт 1: Татарский государственный есть, но им никто не пользуется
    Пункт 2: В девяностые много татар приехало из СНГ. Местные никуда на должности их не пускали. Эльбек поднялся, теперь сидит.
    Пункт 3: Без комментариев.

  • Кто это?

    • Анонимно
      22.02.2020 10:45

      Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин обратился к мусульманам с призывом беречь и изучать родной язык.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/458748?utm_source=top-news

      если ты русский-мусульманин то, прими во внимание следующее:

      Муфтий Татарстана также напоминает, что свой вклад в сохранение татарской национальной идентичности вносят и имамы республики
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/458748?utm_source=top-news

  • Анонимно
    22.02.2020 10:53

    Пусть с себя и начнет) Говорил ли он на нем когда- нибудь?

  • Анонимно
    22.02.2020 11:14

    Где был этот муфтий, когда певец Салават в своих концертах на татарском рассказывал оскорбительные анекдоты про имамов? Почему тогда не выступил в защиту татарского и его проводников имамов?

    • Анонимно
      22.02.2020 11:36

      И муфтий молодец, что защищает язык от уничтожения.
      И Салават, в#ступающий как артист.
      Ему простительно.
      Сами муллы рассказывают анекдоты про себя.

      • Анонимно
        22.02.2020 11:59

        Все молодцы, только кто поддержит и защитит татарский язык не на словах, а на деле?

        • Анонимно
          22.02.2020 12:31

          А государство может только уничтожать татарский язык.
          А народу - его сохранять.

          • Анонимно
            22.02.2020 12:58

            Классика: Государство - инструмент господствующего класса по подавлению других классов.

          • Анонимно
            22.02.2020 18:19

            Вот опять про государство клевета идет.Вы скоро ответите за такие слова .Если бы государство уничтожало как вы говорите татарсткий язык так он бы не преподавалься в школах .А он преподаеться на равне и более с русским .Ох надо бы вас к уголовной ответственности привлечь .Говорите правильно и не клевещите на государство .

      • Анонимно
        22.02.2020 12:00

        Приведите хоть один пример, когда мулла оскорбительно выразился про себя и своих коллег?

      • Анонимно
        22.02.2020 12:01

        Салавату можно, у него священный орден от муфтия Гайнутдина

  • Анонимно
    22.02.2020 12:03

    С такими защитниками татарского языка, как местные косноязычные комментаторы, язык однозначно обречён на забвение.
    Вы проявляете себя в самом негативном свете, прикрываетесь религией, требуя обязательно знать татарский язык от людей других национальностей.
    Один вообще заговаривается, болезный, считая всех не знающих татарский язык не мусульманами.
    Пророк Мухаммад (С.А.С.) не знал татарского языка, наверняка даже никогда не слышал о нём, но если верить татарскому националисту, пророк уже не может считаться мусульманином.
    Это нормально???
    Аллах вам всем судья.
    А я постараюсь держаться подальше от таких глупцов, возомнивших о себе и своём языке непонятно что...

    • Анонимно
      22.02.2020 14:13

      Представьте пророка, не знающего своего родного арабского и говорящего, скажем, только по-латыни. Прикрываясь тем, что, мол, в исламе нет национальностей и латинский "эргономичней", как тут товарищ выразился. Татары-мусульмане не знающие татарского со стороны выглядят так.

      • Анонимно
        22.02.2020 14:38

        Для него родной язык был арабский, он его ЗНАЛ, потому что с детства на нем воспитывался. Если бы он был арабского происхождения, но родился бы и жил в стране с другим языком, у него был бы другой родной язык. Представить можно все, что угодно.
        Как сложилась жизнь, такой родной у каждого мусульманина и будет. Ну включите логику и совесть хоть немного.
        Национальности для ислама не важны. Их существование признается как факт, но никаких обязанностей в связи с этим не возникает.
        Отказывать людям в приобщении к исламу из-за того, что они языка какого-то не знают? Комментатор выше совершенно прав: "Аллах вам всем судья".

        • Анонимно
          22.02.2020 15:37

          Вы лучше со своей совестью разберитесь... Ваши бабушки и девушки прошли многие испытания и трудности, чтобы донести татарский до наших дней. А вы все конъюнктурно подстроились, боясь оказаться в меньшинстве, и ещё нас к чему-то призываете.

          • Анонимно
            22.02.2020 15:59

            Огромное спасибо тем, кто сохранил шаш родной язык для своих детей и внуков не боясь притеснений и косых взглядов в очень недоброжелательной атмосфере последних лет!
            Придут добрые времена и наш вновь возродится и расцветёт!
            Прежде всего благодаря тому, что вы его сохранили!

        • Анонимно
          22.02.2020 16:03

          Ин ша’а Аллаh!
          Благодаря исламу придут хорошие времена и наш язык вновь возродится и расцветёт.
          Нам надо достойно пройти это время испытаний и не предать свой родной язык!

        • Анонимно
          22.02.2020 22:34

          Почему имам должен обделять людей, которые хотят слушать проповедь на татарском языке и угождать прихотям "новых татар", среди которых похоже модно не знать своего же языка?

  • Анонимно
    22.02.2020 12:49

    Что даст , и дал ранее, нам татарам Знание вашего татарского??

    Напишите по пунктам из 50 . Ну хотя бы из двух трёх пунктов.!!!

    • Анонимно
      22.02.2020 13:00

      Принадлежность к татарской нации

    • Анонимно
      22.02.2020 13:14

      Для нас, татар, НАШ язык татарский, он для нас родной, часть нас, нашей души. если чисто практически подойти, то знание татарского облегчит изучение английского например, как и знание двух языков облегчает изучение третьего языка. Человеческие возможности таковы, что знание одного языка не замещает другого, не стоит беспокоится что зная и изучив другой язык можно забыть тот который знал до этого, напротив знание языков развивает интеллект и умственные возможности человека, позволит добиться успеха.

    • Анонимно
      22.02.2020 16:16

      Вот ещё -- какой-то список Вам составлять. По Вашему вопросу видно, что если Вам что-то дать, Вы и родину готовы продать, и мать родную ;) Так спрашивать я постыдился бы.

      Ну а если серьезно:

      1) Вы сможете читать литературу татарскую, в том числе религизную. Поверьте, сильных книг немало на татарском, особенно дореволюционных. Чего только "Кәлилә вә Димнә" в переводе Габделгалләмә Фәезханова стоит (переизданная в наши дни Нәҗипом Исмәгыйлевым).

      2) Много татар начнут к Вам совсем по-другому относиться, если Вы будете знать татарский язык. Если с такой сугубо утилитарной точки зрения, какую я вижу у Вас, подходить, это полезно для бизнеса и налаживания контактов. Старые татарские диаспоры как в Финляндии или в Америке или в Австралии или Турции обрусевших татар не очень-то жалуют, как и много остальных татар.

      3) Не очень жалуют обрусевших татар и другие тюрки - турки, казахи, узбеки, азербайджанцы и др. А татарский язык -- это окно в тюркский мир. И с лингвистической точки зрения он посередине между огузскими (турецкий) и кыпчакскими (казахский), так что полезен для понимания и тех и других. Ну, если татарский вам не очень импонирует, можете турецкий учить, мы Вас поймём :D

      Да, сейчас эти страны кажутся бедными и вроде как все там русский знают, но и то, и другое меняется. Русский теряет популярность в средней азии, а численность стран растет, и экономика постепенно налаживается. Ещё пара поколений, и скажем в Казахстане большинство молодежи скорее всего будет знать только тюркский и английский. А в Турции это уже сегодня так.

      Ну и четвертое. Языки это богатство всего человечества. В них информация, знания, видение мира. Как и биологические виды, скажем, являются нашим общим богатством. И языки, и виды надо стараться сохранять. Кто знает, может материал для лекарства от рака находится в каком-то растении в джунглях. А ключ к этому знанию -- в языке народа, живущем в этих джунглях. Про виды мы же не говорим, какая польза от этого снежного барса? Что, мол, останутся козы, коровы, свиньи, кошки и собаки -- этого нам достаточно. А тут речь про языки -- культурный код столетий...

      Ну а лично я добываю свой хлеб тем, что пишу программы для обработки татарского языка и других тюркских языков и перевожу на них. Но это не для всех релевантно, так как не все являются программистами или переводчиками.

      • Анонимно
        22.02.2020 18:34

        1) Мне не интересна татарская литература.
        2) Отношение никак не изменится.
        3) Мне не требуется окно в тюркский мир.
        4) Сохраняйте татарский язык, но без моего участия.

        • Анонимно
          22.02.2020 19:33

          Ваше право. Вы для формы попросили аргументы "за", некоторые я Вам привел, зная заранее, что для Вас это ничего не изменит.

          Но есть много других людей, и я уверен, что кто-то прочитает вышесказанное и задумается.

          Если так случится, то сейчас молодежью создается много ресурсов на татарском языке и для изучающих татарский язык. Это курс "Әйдә татар" на радио Азатлык, это "Ана теле", это Common Voice, Википедия на татарском, Selimcan точка org и много других. Есть планы запустить курс татарского на Дуолинго.

          • Анонимно
            22.02.2020 21:48

            ... еще забыл упомянуть Giylem.tatar, тоже очень интересный проект.

          • Анонимно
            22.02.2020 23:38

            19.33 Вот для примера как можно построить уроки английского и тат.языков.

            Небольший разбор английских и татарских слов.Английское deep-глубокий,глубоко.Вероятно отсюда depth-глубина.
            Значения татарского төп-основание,самый низ,самое дно,глубина.
            Сравните английское depth,deep(дип) и төп татарское ?
            Еще bottom-дно ,напоминает татарское баттым-утонул,увяз(на дне)?

            Для закрепления в памяти -мини урок татарского и английского языков.
            Рассмотрим суффикс- less и суффикс-сез.
            Английское слово tooth и теш татарское означает -зуб.
            Добавляем суффиксы -less-сез:
            toothless-тешсез=беззубый.
            Аналогично образуем:
            bottom+less-төп+сез=бездонный.

            Как видим английский суффикс -less и тат.суффикс -сез соответствует русскому префиксу без-(не-).

            Есть сходства в окончаниях прилагательных в английском и тат.языке,также прилагательные не склоняются.
            Похожи притяжательный падеж у существительных.Есть вспомогательные глаголы в английском и тат.языках.Нужно попробовать синхронизировать некоторые времена глаголов в английском и тат.языках.Если вывести татарский на латинский шрифт ,то сходство будет лучше видно.
            Еще есть целый пласт общих английских и татарских слов схожих по звучанию и одинаковых по смыслу.В комменте долго их перечислять.

            Неплохо строить уроки тат.языка в сопоставлением с английским для лучшего понимания английского и тат.языков и для лучшего закрепления в памяти!

          • Анонимно
            23.02.2020 10:34

            Это я про пункты написал, был татаром. Но не я написал вам что мне не нужно окно...в тюркский мир.
            Это кто-то русский написал.
            Сейчас я не татарин, но и не русский.

        • Анонимно
          22.02.2020 19:37

          Без такого интеллигентного и любознательного человека как Вы, склонного к изучению языков, это очень сложно будет сделать и татарский мир очень многое потерял.

        • Анонимно
          22.02.2020 21:26

          3) Мне не требуется окно в тюркский мир.
          Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/458748

          Еще одно столетие, и тюркский мир сам придет к Вам :D

          • Анонимно
            22.02.2020 22:16

            Вообще говоря, хорошо что вам не нужно окно тюркский мир -- так как если вы откроете окно в тюркский мир, тюркский мир может задохнуться :D

          • Анонимно
            22.02.2020 22:37

            Сейчас русские сами же строят атомную электростанцию для турков (на основе которой проще простого сделать ядерной оружие).

          • Анонимно
            23.02.2020 10:11

            Пусть приходит тюрский мир.

        • Анонимно
          22.02.2020 21:27

          Чисто по демографическим причинам.

      • Анонимно
        22.02.2020 19:06

        16.16 Так как число часов тат.языка сократили до 1-3 часов ,то в таком случае нужно стремится к эффективности обучения тат.языку.

        Так думается составить такую программу обучения ,где обьединились сходства в татарском и турецком языках .То есть изучаются общие слова(словарный запас) в татарском и турецком языках,показывалось сходства и различия в татарской и турецкой грамматике,сходства в английском и тат.языке,сходства в арабском и тат.языке (общий словарный запас),сходства в языке фарси и тат.языке.Чтобы при изучении тат.языка показать Универсальность татарского языка.Вот в таком направлении создавать программу обучения.
        По моему еще в царское время в Казанском университете была кафедра по изучению турецко -татарских наречий.В школах такому не учат,а неплохо бы было с выдачей сертификата с уровнем знания татарского и турецкого языка.

  • Анонимно
    22.02.2020 12:59

    Постоянные суды за пособия многодетных, льготы пенсионерам. И так далее. Хуже чем в России, где знать татарский то и не нужно никому.. уехать бы отсюда подальше. ..

  • Анонимно
    22.02.2020 13:23

    Да здравствуют смешанные браки, как в ссср! Никаких споров и путь к единению! В Татарстане огромное число башкиро-татарских семей, татарско-чувашских. русско-удмуртских, удмурто-чувашских и т.д. Про русско-татарские просто нет смысла рассуждать. Очень крепкие семье, не зацикливающиеся на всей этой ерунде. Кто им скажет, что они прожили неправильную жизнь? Пусть попробуют, будут высмеяны.

  • Анонимно
    22.02.2020 20:49

    "...мы, Его рабы..." - это Ислам - религия для арабов. Татары дожили до сегодняшних дней благодаря Вере существовавшей до Ислама. Возможно благодаря именно Исламу, мы татары и наш язык сегодня вырождается. Народ, в котором религия опустила женщину ниже плинтуса - обречён!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Читаемое Обсуждаемое
Важное за неделю

Рекомендуем

Это интересно

Старая элита

[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль