«Из пандемии мы плавно перетекли в санкции… Курсовая разница и инфляция сожрут абсолютно все», — прогнозируют нескорое покрытие убытков владельцы ресторанов и баров Казани. С 26 марта индустрии наконец разрешили работать круглосуточно. Роспотребнадзор дал добро на фоне снижения заболеваемости ковидом. Бизнес воодушевлен, ночная жизнь на Профсоюзной забурлила. Как убедился наш корреспондент, местами даже выстроились очереди. О том, как прошли первые ночные выходные и сможет ли внутренний туризм компенсировать потери, — в нашем материале.
Снятие долгожданных ночных ограничений для рестораторов Татарстана обошлось без громких объявлений
Общепит Татарстана расправил плечи — работать можно круглосуточно
Снятие долгожданных ночных ограничений для рестораторов Татарстана обошлось без громких объявлений. Постановление было опубликовано в субботу днем на сайте правительства РТ. Причем на традиционном утреннем совещании того же дня в кабмине республики с участием премьер-министра Алексея Песошина о готовящихся решениях не прозвучало ни слова. Он лишь сказал, что ситуация с COVID-19 «пошла в сторону облегчения»: за последнюю неделю показатели заболеваемости снизились на 34%.
Какие послабления сделали общепиту? Документ за подписью Песошина признает утратившим силу 4-й абзац п. 4 постановления кабмина РТ от 19 марта 2020 года №208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции». В нем, в частности, указан запрет на работу общепита с 30 октября 2021-го с 23:00 до 6:00. Исключения были лишь для обслуживания навынос, доставки заказов и оказания услуг общественного питания в аэропортах, на вокзалах, объектах дорожного сервиса. В том же п. 4 осталось еще несколько запретов, таких как курение кальянов и масочный режим. Но высокопоставленный чиновник из штаба Татарстана в беседе с нашим корреспондентом заметил, что главный федеральный санврач Анна Попова категорически против их отмены. Ограничения же по рассадке гостей, заполняемости залов и обязательной 100-процентной вакцинации персонала были сняты ранее.
Как рассказали «БИЗНЕС Online» в Роспотребнадзоре РТ, снятие ограничений на ночную работу общепита стало возможным по достижении следующих показателей эпидемиологической ситуации:
- C 8-й недели 2022 года еженедельно отмечается снижение заболеваемости в среднем на 30%. Коэффициент распространения — 0,7.
- В республике охват вакцинацией против COVID-19 взрослого населения составляет 81,7%, лиц старше 60 лет — 76,6% от численности возрастной группы.
- Охват ПЦР-тестированием на коронавирус сохраняется на уровне 310 на 100 тыс. населения за последние 7 дней (нормативный показатель — 300).
- Заболеваемость гриппом не регистрируется с 6-й недели 2022 года, заболеваемость острыми вирусными респираторными инфекциями ниже эпидемического порога на 50%.
Послабления в конце марта были ожидаемыми. Ранее заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по РТ Любовь Авдонинадопускала снятие ограничений на ночную работу общепита именно к данному времени. Отметим, что Татарстан сделал это одним из последних. Та же Москва разрешила индустрии работать круглосуточно с 19 июля 2021-го, а в Санкт-Петербурге и Костромской области ограничения сняли с 18 марта этого года. Решались на временные послабления в республике для сферы гостеприимства только в преддверии новогодних праздников — с 20 декабря 2021-го по 10 января 2022-го общепит мог функционировать до часа ночи, а в новогоднюю ночь принимал гостей до 3:00.
Что мешало разрешить ресторанам, барам и кафе работать круглосуточно раньше? В Роспотребнадзоре Татарстана это объясняли тем, что ночной запрет нужен, поскольку в это время суток граждане менее ответственно относятся к мерам безопасности — к примеру, не носят маски и не соблюдают социальную дистанцию. В середине февраля ассоциация рестораторов направляла очередное письмо с просьбой снять ограничение. Против ночных ограничений ранее публично высказывался и ректор Поволжского университета физкультуры, спорта и туризма Рафис Бурганов, беспокоившийся за спортбары.
В ночь с субботы на воскресенье главная тусовочная улица Казани — Профсоюзная — ожила, уже не страшась наказания за работу после 23:00
«Мы все выдохнули»
В ночь с субботы на воскресенье главная тусовочная улица Казани — Профсоюзная — ожила, уже не страшась наказания за работу после 23:00. Ночная жизнь города била ключом. Побывавший в трех заведениях корреспондент «БИЗНЕС Online» не увидел на лицах гостей баров никаких масок, а на танцполах — какой-либо социальной дистанции. О антикоронавирусных ограничениях напоминала только потертая разметка на полу.
В баре «Коммуналка» царила домашняя советская атмосфера. Столик не бронировали, поэтому официанты предложили место на лестнице советского подъезда. В знак приветствия — рюмка настойки. Отдохнув в знакомой с детства атмосфере, двигаемся дальше — в бар «Нить». Там встречает ревущий танцпол, энергичные движения молодых 20-летних. Взрослые люди наслаждаются моментом и временами присоединяются к тусовщикам, вероятно вспоминая молодость.
В баре «Нить» встречает ревущий танцпол, энергичные движения молодых 20-летних. Взрослые люди наслаждаются моментом и временами присоединяются к тусовщикам, вероятно вспоминая молодость
Труднее получилось попасть в соседний бар Zero. «Я бы пустил, но все не поместятся!» — говорил стоявший на входе дрожащий от холода работник заведения, регулируя поток гостей. В очереди на входе — свыше 10 человек. Сколько покинули заведение, столько и зашли — выходящие покурить не считаются. Итак, компания из четырех человек не выдерживает и покидает очередь, а следом новые уходящие. И вот корреспондент в помещении. Внутри поток двигающихся людей: как на танцполе, так и на барной стойке. Праздничная атмосфера, как и в двух предыдущих заведениях. Везде — музыка, коктейли, улыбки гостей, молодые энергичные люди.
Донат Мухаметшин: «Работали почти как в старые добрые времена — выручка оказалась в 5 раз выше, чем обычно. Хотя не все гости успели переориентироваться: у кого-то были другие планы, кто-то уехал»
По словам владельца клуба Bazzar, ресторана Messa/Eres и «Покешной», члена совета правления ассоциации рестораторов РТ Доната Мухаметшина, послаблений, конечно же, ждали намного раньше, как в других регионах. Но готовились к ним заранее и набирали персонал, налаживали закупки и поставки. «В субботу мы уже работали ночью, а в воскресенье взяли выходной, чтобы подготовиться к наступившей неделе. Работали почти как в старые добрые времена — выручка оказалась в 5 раз выше, чем обычно. Хотя не все гости успели переориентироваться: у кого-то были другие планы, кто-то уехал. Резко открылась вся сфера, предложение, скорее всего, превысило спрос».
По словам собеседника, за два года накопилась кредитная нагрузка и теперь есть надежды, что она будет снижаться. Появилась хотя бы возможность совершать выплаты. Но, чтобы достичь показателей, сопоставимых с допандемийным уровнем, эти цифры нужно нарастить процентов на 30 — из-за «космической» инфляции за два года. «Думаю, о восстановлении можно будет говорить к середине лета, — говорит Мухаметшин. — Сейчас есть проблемы с логистикой, много кто уехал, есть другие факторы. Обычно хватило бы 2–3 недели, но теперь обстановка другая, не все готовы отдыхать и тратить деньги».
Артур Галайчук: «Если после введения ограничений у нас было минус 50 процентов выручки, то в субботу — плюс 100. Мы все выдохнули. В заведениях, где рабочее время продлилось на 3–4 часа, прирост составил 15 процентов»
Основатель баров ReLab, Paloma Cantina, Mr. Willard, пиццерии Cicheti Артур Галайчук отмечает, что к выходным здесь уже подготовили новый график работы и в субботу сразу решили работать до утра. «Если после введения ограничений у нас было минус 50 процентов выручки, то в субботу — плюс 100. Мы все выдохнули. В заведениях, где рабочее время продлилось на 3–4 часа, прирост составил 15 процентов», — говорит он.
Сейчас все клиенты сокращают расходы, реже приходят, меньше тратят, добавляет предприниматель. «Пока это не критично. Но посмотрим, что будет через 2–3 месяца, когда до нас докатятся все ощущения от введенных санкций, — говорит Галайчук. — О восстановлении до допандемийного уровня говорить не приходится. Из пандемии мы плавно перетекли в санкции — не думаю, что восстановимся до тех показателей. Курсовая разница и инфляция сожрут абсолютно все. Надо привыкать к новой реальности».
Алкоголь подорожал на 20–50%, но поставки не прекратились, говорит Галайчук. Пока его заведения работают по прежним ценам. Их коррекция зависит от объемов запасов, закупленных по старому ценнику. Каких-то позиций может хватить и на полгода, а некоторые уже на этой неделе придется заказывать по новому курсу. «Поставщики алкоголя никуда не уходят [из-за санкций] и с 1 апреля начинают продавать. В рыночной экономике всегда найдутся лазейки», — добавляет предприниматель.
Казанский ресторатор Константин Иванов говорит, что, судя по оборотам его заведений, гости не были готовы к новости о продлении работы и уже привыкли к старому режиму
Сможет ли внутренний туризм каким-то образом компенсировать потери? Да, из-за ограничений на зарубежные поездки люди начнут тратиться на развлечения внутри страны. Бары и рестораны что-то станут зарабатывать, но это будут не те траты, что раньше, считает собеседник.
Казанский ресторатор Константин Иванов говорит, что, судя по оборотам его заведений, гости оказались не готовы к новости о продлении работы и уже привыкли к старому режиму. «Прирост выручки в наших заведениях был незначительным. Видимо, нужно время, — говорит он и добавляет, что сохранение масочного режима сейчас бессмысленно. — Маски только почему-то оставили, глупо выглядит. Ведь большое скопление народа ночью на дискотеке, а персонал все еще в масках! Гости давно уже в ресторанах без масок, в них смысла нет».