«Есть страх предпринимателя, что если он пожалуется, то дальше к нему будут применены санкции. Но сейчас время изменилось, не бойтесь жаловаться! Мы работаем для вас», — убеждала накануне замдиректора корпорации МСП татарстанских предпринимателей. В ответ предприниматели просили беззалоговые кредиты, жаловались на медленную работу банков и заранее просили продления «пилотных» кредитных программ с льготными ставками. За дискуссией в Доме предпринимателя наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Около 80 бизнесменов накануне ждали в Доме предпринимателя статс-секретаря, замдиректора корпорации МСП Наталью Коротченкову
«Мы понимаем — ставки были высокими…»
Около 80 бизнесменов накануне ждали в Доме предпринимателя статс-секретаря, замдиректора корпорации МСП Наталью Коротченкову. Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов прислал вместо себя недавно назначенного первого зама, директора департамента развития предпринимательства и конкуренции Айрата Шамсиева. Модерировал встречу, посвященную новым продуктам для малого и среднего предпринимательства, бизнес-омбудсмен Казани Михаил Кузнецов.
«Мы понимаем, что ставки по кредитам в начале этого года были высокими, неприемлемыми, потому что изменились экономические условия, сильно выросла ключевая ставка, — напомнила присутствующим Коротченкова. — Как только она снизилась, мы принимаем оперативное решение о снижении ставки по нашим льготным программам поддержки предпринимателей. У нас есть программа стимулирования кредитования (ПСК) и программа минэкономразвития „1764“, по ним предлагаем ставки до 11 процентов для всех предпринимателей микро-, малого и среднего предпринимательства и 10,75 процента по программам минэкономразвития».
Есть ставки и пониже, новые продукты МСП обещают среднему бизнесу 3%, а малому — 4,5%. Такие условия обещает совмещенная программа минэкономразвития «1764» и ПСК. «Работает она на получение кредита суммой от 50 миллионов до 1 миллиарда рублей. Касается эта новая программа четырех отраслей: обрабатывающие производства, переработка сельхозпродукции, логистика и туризм. Заявки банки-партнеры (их 48) уже начали принимать, в том числе заявки принимает наше дочернее общество, МСП Банк», — объяснила замдиректора корпорации. Срок действия российской программы истекает 31 декабря, лимит кредитования — до 50 млрд рублей.
На 3-процентные кредиты могут рассчитывать и технологичные, развитые компании. Программу для инновационных и высокотехнологичных предприятий запустило минэкономразвития РФ совместно с МСП и МСП Банком в апреле этого года. Но и критериев для предприятий, которые могут претендовать на льготную ставку на протяжении трех лет, немало: выручка от 100 млн рублей, рост выручки за последние три года 12%, наличие патента.
Критериев для предприятий, которые могут претендовать на льготную ставку на протяжении трех лет, немало: выручка от 100 млн рублей, рост выручки за последние три года 12%, наличие патента
«Эта программа не массовая, но она предназначена для наших российских производителей, технологичных, зрелых компаний, которые в том числе являются поставщиками наших крупнейших заказчиков. Максимальный объем кредита по этой программе — 500 миллионов рублей, применяется она для инвестиционного и оборотного кредитования», — рассказала Коротченкова.
Третье ноу-хау касается офсетных договоров — это госконтракты со встречными инвестиционными обязательствами. В этом случае госзаказчик от имени региона заключает с поставщиком гарантированный долгосрочный контракт (на срок до 10 лет), под который поставщик создает в регионе производство необходимого товара. Инвестор в период действия контракта получает право выступать единственным поставщиком производимого им товара для других заказчиков на территории региона.
«Изменения в закон внесены в этом году, вступают в силу они в ноябре, мы совместно с крупнейшими заказчиками и регионами начали подготовку. Надеемся, что договоры со встречными обязательствами позволят поддержать долгосрочный спрос и создать условия для новых производств на территории России, модернизации существующих и поддержат в итоге наших российских поставщиков», — подытожила Коротченкова.
Выступив с предложениями, московская гостья призвала предпринимателей региона не замалчивать проблемы. «Есть страх предпринимателя, что если он пожалуется, то дальше к нему будут применены санкции. Но сейчас время другое, оно изменилось, поэтому не бойтесь жаловаться! Мы работаем для вас», — напутствовала Коротченкова.
«Если ты берешь под залог помещение, то за это время помещение уйдет, придется искать новое. А цены на рынке недвижимости растут! Ты просто не можешь купить себе помещение, чтобы начать какую-то деятельность»
«Вы так не разгоните маховик экономики!»
И предприниматели высказались. Поначалу руки вопрошающих поднимались нечасто, но рост градуса общения подогревал активность и остроту вопросов.
Первый, вполне невинный вопрос задала Гульнара, представляющая ООО «Казань Туристик», которое занимается внутренним туризмом. «Вы озвучили от 50 миллионов рублей (минимальная сумма кредита по совмещенной программе „ПСК“ и „1764“ — прим. ред.)… Мы небольшой туроператор, хотели бы для развития купить минивэн за 4 миллиона рублей, чтобы организовывать экскурсии по Татарстану. Мы в эту программу не вписываемся, мы в пролете?» — уточнила участница встречи.
«Не в пролете точно, — обнадежила Коротченкова. — Программа новая, постановление №1420 от 16 августа, там, действительно, порог установлен от 50 миллионов рублей. Но по той ситуации, о которой вы рассказываете, у нас есть программы экспресс-кредитования у МСП Банка на сумму до 10 миллионов рублей, готовы вашу заявку проработать. Если даже вы под эту новую программу не подходите, это не значит, что вы не должны подавать заявку», — заверила представитель корпорации МСП.
Одного из учредителей АО «Петрокар» заинтересовало, будут ли предоставляться кредиты и проектное финансирование без залога и поручительства. «Много людей, которые хотят заниматься этой деятельностью (нефтепереработкой — прим. ред.), но у вас везде ссылаются на поручительства, на рассмотрение каких-то документов, — заговорил предприниматель под оживление зала. — Нужно предоставлять кредиты под бизнес-план с экономическим обоснованием непосредственно предпринимателям и руководителям этих организаций. Это первое. Второе — как можно войти в бизнес, который решается фактически через корпоративный или административный ресурс? Речь веду о купле-продаже и переработке нефтепродуктов на двух заводах — „Нижнекамскнефтехим“, „Татнефть“. Они говорят, что сами перерабатывают, но у них недозагруженность полная! Мы хотели туда попасть, но нам сказали: „Этого не будет, вы не входите в систему корпоративных договоров“. Последний вопрос сопровождался аплодисментами из зала.
«Знаете, без залогов совсем не получится, — ответила Коротченкова. — Это риски того, что вы не вернете кредит. Но все зависит от суммы кредита. Есть сегмент до 10 миллионов рублей, там можно рассматривать историю беззалогового кредитования. Но по крупным суммам возникают риски и банков, и нас, как института развития. Заемщик может перестать платить по кредитам, это может носить массовый характер, наступит коллапс. Совсем без залогов не получится». Частные вопросы по взаимодействию с НКНХ и «Татнефтью» она обещала проработать с командой.
Предприниматель Руслан пожаловался на то, что государство не идет навстречу, что в банках смотрят не на «оборотку», а на налоговую декларацию. Но основной вопрос вновь вернулся к залогу
«Где взять залог?» — раздалось из зала. — 5 миллионов, допустим, надо. Вам звонишь и слышишь: „Есть залог? Нужно на 10 миллионов!“ Это ведь существенная проблема, вы так не разгоните маховик экономики». Мужчине передали микрофон, он представился Русланом. Его компания торгует медицинскими изделиями. Предприниматель пожаловался на то, что государство не идет навстречу, что в банках смотрят не на «оборотку», а на налоговую декларацию. Но основной вопрос вновь вернулся к залогу.
«Вы скажите сейчас: 10 миллионов, 50 процентов мы покрываем, еще 50 процентов — под 1 процент годовых. Все к вам прибегут!» — пообещал Руслан.
«Даже если ты найдешь залог, банк будет рассматривать документы три месяца и только потом дает добро или не дает. Если ты берешь под залог помещение, то за это время помещение уйдет, придется искать новое. А цены на рынке недвижимости растут! Ты просто не можешь купить себе помещение, чтобы начать какую-то деятельность», — вступил еще один предприниматель.
«Совсем без залога не получится, — повторила Коротченкова. — Нужно разбивать на этапы: сначала заходить на меньшую сумму кредитования, развивать производство, потом уходить на залоги и бо́льшую сумму кредитования».
В поддержку столичного гостя высказался и Шамсиев. «Вот я знаю, что у вас есть 100 миллионов. Я приду к вам и скажу: „Дайте мне 80 миллионов, у меня хороший бизнес-план“, — обратился Шамсиев к представителю „Петрокара“. — А если я вдруг не верну, то бог простит! И я буду не один такой. Вы готовы на подобную работу идти? Вот вы мне ставите снова условия. А я не хочу условия».
Дискуссии прервал Кузнецов, предложив собрать у присутствующих инициативы по этому вопросу и направить их в корпорацию МСП.
Высказавшись по общей для всех проблеме, предприниматели обратились к деталям. Представителя Зеленодольского фанерного завода интересовало, будет ли продлена новая программа «ПСК» плюс «1764» с кредитованием под 3% хотя бы до 2024 года. Все будет зависеть от того, как этот «пилот» покажет себя в реальной работе и насколько программа окажется востребована, заметила Коротченкова. МСП готово выходить с предложениями по ее продлению.
Руководителя ассоциации фермеров и крестьянских подворий и СХПК РТ Камияра Байтемирова взволновала судьба сельхозкооперативов, которые банки не спешат кредитовать, и личных подворных хозяйств (ЛПХ)
Руководителя ассоциации фермеров и крестьянских подворий и СХПК РТ Камияра Байтемирова взволновала судьба сельхозкооперативов, которые банки не спешат кредитовать, и личных подворных хозяйств (ЛПХ). Последние по закону относятся к сельхозтоваропроизводителям, на них распространяются все меры господдержки, но к предпринимателям они не относятся. Байтемиров поинтересовался, возможно ли создать какую-либо программу льготного кредитования для селян. Коротченкова посоветовала рассмотреть программу «ПСК» плюс «1764», она подходит и сельхозтоваропроизводителям, но ЛПХ все же кредитуются как физлица.
«Вместе с минсельхозом, наверное, надо посмотреть льготные программы, но набор мер поддержки у минсельхоза, в том числе в рамках нашего нацпроекта по МСП, очень большой: субсидии, гранты, можно пользоваться ими. Если нужно нам изменить условия — давайте проработаем их вместе, но там будет проблема с залогом. Вы в кооперативе объединяете производителей, и имущество для залога и вся история связана не с потребкооперативом, а с лицом, которое входит в его состав. В этом есть свои особенности, надо проработать механизм, как будет кредитоваться именно кооператив», — подытожила Коротченкова.
В заключение встречи предпринимателям предложили оставить их предложения и пожелания для передачи в работу МСП.