Нефть и нефтехимия 
27.05.2014

Удастся ли в Татарстане «приземлить» космический «Буран»?

ПРЕЗИДЕНТ ТАТАРСТАНА ПОПРОСИЛ НЕ «ЗАЦИКЛИВАТЬСЯ» НА КЛАССИЧЕСКИХ НЕФТЕХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ И ПРИСЛУШАТЬСЯ К «УТОПИСТАМ»

Космические наработки, которые долго лежали под грифом «секретно», надо использовать в нефтегазохимической отрасли РТ. Именно это предложил вчера на совете директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» бывший сотрудник всемирно известного пионера ракетно-космической техники Валентина Глушко. Как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», пилотную установку, которая должна если не перевернуть, то весьма усовершенствовать отрасль, обещают собрать уже в декабре этого года.

.
«Татнефтехиминвест-холдинг» продолжает поиск новых технологий и проектов для нефтегазохимического комплекса Татарстана

ПРОЕКТ БЫЛ УНИЧТОЖЕН, А ТЕХНОЛОГИИ ВЫВЕЗЕНЫ ЗА ГРАНИЦУ

Одним из самых интересных моментов вчерашнего совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» стал доклад о возможности применения в нефтехимии космических технологий. Его рассказывал президент и генеральный директор московского ОАО «НПП «Мадо XXI век» Тигран Вайрадян.

Заинтриговал он сходу: «Наша компания на базе космических технологий предлагает проект «Торнадо», предназначенный для переработки сырой нефти. Наша цель — использовать то, что было применено, в частности, на космическом корабле «Буран». Там были использованы новейшие технологии. К сожалению, этот проект не пошел. Более того, он был полностью уничтожен, а технологии вывезены за границу. Западные державы все это присвоили себе. Наша цель — пустить в работу технологии, которые нигде не были использованы в дальнейшем и шли под грифом «секретно».

«Вайрадян работал с академиком Глушко (Валентин Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроенияавт.), — пояснил позже корреспонденту «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин. — В свое время окончил Институт химического машиностроения. У него большой опыт работы с космическими технологиями. Надеемся что-то использовать».

Вайрадян рассказал, что его компания разработала нефтеперерабатывающий комплекс «Торнадо». Он должен перерабатывать сырую нефть в различные продукты (высокооктановый бензин, керосин, дизельное топливо) и компоненты. Гендиректор московской компании не стал вдаваться в подробности о том, что связывает конкретно установку с «Бураном», но заверил, что производительность «Торнадо» по мощности равна НПЗ-миллионнику. При этом новый комплекс компактен. Диаметр одного блока (а всего их 6) — 2 м, длина — 4,5 метра. За час шестерка реакторов сможет перерабатывать до 108 т газожидкостных компонентов (не имеет значения, сырая это нефть или какой другой компонент). Заявлено, что среди достоинств «Торнадо» — снижение энергетических затрат при нефтепереработке; универсальность (способность одновременно выполнять различные процессы, существующие в нефтеперерабатывающих и нефтехимических отраслях), экологическая безопасность.

.
Рафинат Яруллин: «Мы с Вайрадяном в контакте уже года два, десятки вариантов прорабатывали и сегодня вытащили на совет. Это абсолютно новое слово»

Еще одно предполагаемое достоинство «Торнадо» — мобильность. Каждый из 6 блоков можно разместить на фуре. «Объединившись, они становятся целым нефтеперерабатывающим заводом, — заверил Вайрадян. — Мы ничего не нарушаем в технологиях нефтехимической промышленности, жестко придерживаемся традиций, но при этом создаем новое поколение конструкций — компактных, производительных, которые в будущем могут обеспечить переработку любого компонента, в частности нефтяных фракций».

«ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИНИМАТЬ НЕ БУДЕМ»

— И нефть перерабатывается, и газы? — взял слово президент РТ и председатель совета директоров холдинга Рустам Минниханов.

— Всё, — был краток Вайрадян.

— И мобильной может быть установка? — продолжал «допрос» президент.

— Каждый из шести реакторов можно установить на фуру типа рефрижератора, и никто не поймет, для какой цели она, — загадочно пообещал руководитель московского предприятия. — Шесть этих фур объединяются на одной площадке. И производительность можно поднять еще раз в пять.

.

— И сернистую, и высокосернистую нефть может перерабатывать? — не останавливался Минниханов.

— Все может перерабатывать, — в очередной раз заверил Вайрадян.

— Давайте так, — подытожил президент. — Пилотная установка делается? Надо будет специалистам поехать, посмотреть. Нам, особенно для наших битумных месторождений, было бы интересно иметь такие мощности. Энергоемкость вашего процесса меньше, чем у классической схемы?

— Энергетические затраты минимизированы, — ответил руководитель «Мадо XXI век». — Установка работает автономно, нет необходимости в подводе электроэнергии. Газовые компоненты, которые выделяем в процессе перегонки, используем в газогенераторе, который и дает электроэнергию.

— Тема очень интересная, будем сотрудничать, — пообещал Минниханов. — Мы как-то иногда зацикливаемся на классической схеме и оттуда не выходим. Вы предлагаете совершенно новые подходы. Нам важно проникнуться, понять и постараться использовать эту технологию. Спасибо. Очень интересно.

.

Фраза насчет «зацикливания», скорее всего, частично относилась к возникшему незадолго до этого спору с генеральным директором ОАО «ТАНЕКО» Леонидом Алехиным. Комментируя выступление другого докладчика, генерального директора ООО «НПО «Кинематика» Сергея Угловского об установке фракционного разделения углеводородов, Алехин заметил, что «для разделения нефти эта установка не подходит». Гендиректору ТАНЕКО хотел, было, возразить Яруллин, но его перебил Минниханов: «Революцию делают утописты. Да! Те вещи, которые считаются нереальными».

После совета директоров Яруллин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что разработка компании Вайрадяна — это действительно новое слово: «Рассматриваем возможность использования космических технологий для уменьшения содержания серы в нефти. Также это возможность переработки химических продуктов по новым технологиям. Думаю, в декабре сделаем пилотную установку, посмотрим результаты. Желаемое за действительное принимать не будем, каждую деталь отработаем. Мы с Вайрадяном в контакте уже года два, десятки вариантов прорабатывали и сегодня вытащили на совет. Это абсолютно новое слово».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (32) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • starr
    27.05.2014 10:14

    И где вы раньше были, ребята? Когда НПЗ-миллионники строили? Столько денег бы сэкономили Бюджету...Поди качали "в тихую" на собственном дачном участке. А теперь, когда своя нефть почти закончилась, можно и обнародовать, да?

  • Анонимно
    27.05.2014 10:50

    Весь этот проект попахивает шарлатанством и лженаукой. Если бы было так просто, для чего мы вкладывали миллиарды долларов в Танеко, чтобы иметь 7 млн. тн. мощностей переработки. Это напоминает псевдонауку Петрика.

    • starr
      27.05.2014 11:20

      Разгадки как правило куда проще. Вот запустят эту систему и окажется что она в обслуживании в 500 раз дороже, чем другие. Это и будет компенсацией за мобильность, универсальность и компактность. Принцип рычага никто не отменял...Атомная энергетика при первом рассмотрении очень дешевой кажется - энергию изначально подводить не нужно - она сама высвобождается при распаде вещества. А когда построишь реальный реактор, подсчитаешь сколько нужно заплатить за непрерывный мониторинг безопасности объекта, за утилизацию активного вещества, за обслуживание - иллюзия и рассеивается...

      • Анонимно
        27.05.2014 11:53

        И не говори! Пол Европы какие дураки то оказывается. Понастроили себе рекаторов, а только сейчас выяснилось, что атомная энергетика - это дорого! Чушь хватит писать!

        • starr
          27.05.2014 13:05

          Вот и не пиши!!! Европа и США очень хорошо жили в XX веке - за счет других стран. Все вкусное вывозили себе по дешевке, а весь отработанный мусор отправляли в страны третьего мира - на захоронение. И платили за это демократией или кока-колой... А сейчас озаботились альтернативной энергетикой, потому что страны за захоронение начали выставлять счета с реальными суммами, условиями и гарантией выплаты...

          • Анонимно
            27.05.2014 13:49

            Сколько же можно повторять идиотские утверждения, что Европа и США жили за счет других стран. И вот тебе на, сейчас будут платить реальные суммы. За что, за то, что Иван волей случая заселил земли, где есть залежи нефти, затем ему дали бурильную установку и помогли просверлить дырку в земле, дали трубы и по нему он качает нефть и требует реальную стоимость за это. так из чего она складывается, эта самая реальная цена. Из того, что Ваня каким-то чудом забрел в Сибирь, спасаясь от гнева своего царя. Или за то, что дал возможность пробурить там дырку в земле. для неких это может показаться неким преувеличением, но бурили то в России англичане, да и теперь те залежи, которые лежат в очень сложных условиях бурят те же англичане и американцы. Например, на шельфе. Так что все же вкладывается в эту реальную стоимость. Умение людей добыть нефть, в умение ее переработать, в умение людей ее использовать в своих машинах? или в желании Вани задрать цену. Написал это, полагая, что заденет за живое. Но сколько можно одну и ту же чушь про эксплуатацию писать и говорить. Пока вот такие будут все это бубнить, так и будут думать, что главное это захватить, а вот что-то новое придумать - это пусть там Запад и США думают.

            • starr
              27.05.2014 14:57

              Ваша история про то, как Вы ненавидите "Ваню" меня не проняла :) Сходите к психотерапевту - здоровье дороже, да и окружающим спокойнее будет...Когда Турция еще не знала о том, сколько залежей Бора находится на ее территории - она пригласила к себе геологов из Англии и США. Те провели геологоразведку и сказали, что залежи бедные и нет смысла за них браться. Но они пойдут навстречу дружественной стране и за скромную сумму готовы купить все месторождение с правом единоличной добычи на нем. Чтобы, как они сказали "побыстрее выработать этот несущественный объём" и более к этому вопросу не возвращаться - переключиться на другие вопросы развития экономики.Турция решила перепроверить и пригласила представителей другой страны.Итог геологоразведки: 96% всех мировых залежей Бора.Это не сказка и не притча. Это факт в мировой Истории. Именно так привыкли добывать ресурсы англосаксы. Вы еще поинтересуйтесь для общего развития - почему Аргентина называется Аргентиной...

              • Анонимно
                27.05.2014 15:21

                И что ваш рассказ про месторождение бора в Турции дает дополнительно к тому, что было написано? Да, запасы около 90% сосредоточено в Турции (2 млрд. тонн из 2,5 млрд. тонн общих запасов, разведанных), около 7% в США. Того количества, которое добывается и в США и в других странах с более мелкими месторождениями, хватает для его использования. А вот вопрос, где можно его использовать и есть главным. А не в том, что там сосредоточено около 90% бора в Турции. Хотели занизить запасы бора, могли по другой причине, а не для того, чтобы обмануть Турцию. Например, поддержать высокую цену на бор на мировом рынке. А не для того, чтобы кинуть Турцию. Могли там и не добывать этот элемент. Это обрушило бы рынок, возможно так и случилось. Так что и Турция ничего от этого не выиграла особо. Но это разговор о другом.

                • starr
                  27.05.2014 16:02

                  А кто сказал, что мой рассказ - это что-то дополнительное? Вы утверждали, что Европа и США никогда не жили за счет других стран. И даже назвали эти слова идиотскими. Я вам показал (надеюсь - убедительно) всего один факт, доказывающий, что это Д-а-а-а-а-л-е-к-о не так... И не нужно выдумывать причины "занижения" запасов. Речь шла конкретно о выработке всего месторождения. Это не занижение и не игра на рынке. Это конкретное "кидалово" в государственных масштабах. Это и есть - жизнь за счет других. Атомной энергетики это тоже касается, с чего и начали. Так что давайте прекратим эту дискуссию и переключимся на изначальную тему статьи - дешевую малогабаритную сверхсекретную чудо-машину, обещающую переработку чего угодно (тяжелой сернистой нефти из битумных пластов) в высокооктановый бензин...

                  • Анонимно
                    27.05.2014 16:42

                    Еще раз могу заявить, что утверждение действительно идиотское. С таким же успехом можно заявлять, что россияне живут за счет африканцев, потому как они поставляют ей бананы. Кстати, здесь еще есть доля правды. так как африканцы сами все же вкалывают, чтобы вырастить эти бананы. А что делает тот же россиянин, чтобы добыть и продать те самые кубометры природного газа? Да, почти ничего, ей ведь все эти богатства достались от бога, он то приложил минимум труда, чтобы все это добыть. Потому и страна живет на том, что продает газ и нефть. Это получается Россия эксплуатирует Европу и США. Ведь в обмен на нефть и газ Россия получает то, что сделано руками европейцев, придумано их мозгами. Это европейцы работают, чтобы продать свой товар, а потом на вырученные деньги купить тот газ, который вырывается из недр, только кран надо поставить, чтобы лишнее не ушло. Могу эту же аналогию провести на более понятный язык для обывателя. Пусть в большой деревне есть родник с чистой водой, и он единственный источник воды. А источник забил в огороде у одного из жителя деревни или он просто пользуясь силой прихватил его. А потом установил правила, все несут ему все то, что смогут вырастить у себя в огороде, в саду за ведро воды. Вот все пашут, что то придумывают, чтобы получить заветную воду в обмен на свой труд. А хозяин воды лежит на печи, после сытного обеда, разминается с Булавой, чтобы показать соседям свою силу, развлекается, гоняет мяч, или в хоккей сыграет с теми, кого приблизил к себе, давая им какие-то поблажки при дележе. Так кто тут кого эксплуатирует? Да и реальную цену за воду он определяет странным образом. Вот не понравился ему сосед, не так себя ведет, не с ним хочет дружить, на получай в два раза больше по цене воду.

                • Анонимно
                  27.05.2014 16:12

                  Совсем глупый чтоле? Они не хотели занизить цену. Получается, что они хотели этот бор ВЕСЬ вывезти забесплатно... Капец, методы работы у иностранцев... А что там про Аргентину, если не секрет?

                  • Анонимно
                    27.05.2014 16:28

                    А про Аргентину еще прозаичнее - была у них гора размером с Эверест (шучу), битком набитая серебряной рудой. Приплыли англичане, главному аргентинцу подарили стеклянные бусы и бутылку виски. Остальным завялили кокса из местных листьев. И пока народ от души веселился, англичане всю серебряную руду добыли, переплавили, и увезли в Англию. А мы все потом удивляемся - откуда в маленькой Англии столько бабла?

                    • Анонимно
                      27.05.2014 20:54

                      А как насчет английских колоний? Индия, Египет и др. Англия оттуда золото вывозила только что не грузовыми баржами. Причем не руду, а готовые золотые изделия.

                    • Анонимно
                      27.05.2014 21:04

                      Что и говорить... Ведущие европейские страны вплоть до 20 века откровенно грабили все остальные земли. Куда бы ни высадились их экспедиции - первым делом искали золото, серебро, драгоценные камни. Их нафиг не волновало то, что это чужая земля, что здесь тоже живут люди. Да и сейчас все тоже самое, только в закамуфлированной форме. Все пытаются свести к простой формуле: Мы вам демократию и макдональдс, а вы нам - ресурсы. Мы для них по-прежнему дикари и туземцы...

                    • starr
                      27.05.2014 21:36

                      Да, примерно так :)

                • Анонимно
                  27.05.2014 16:22

                  Ага, хорошо держать цену на мировом рынке, когда все запасы находятся у тебя одного :)

      • Анонимно
        27.05.2014 12:12

        Все еще проще..это просто распил денег под лженаучные проекты, в этом преуспел Татнефтехиминвест холдинг.

        • starr
          27.05.2014 13:10

          Да вроде стараются пресекать сейчас лженауку. А вот подряды на обслуживание можно заключать и заключать. Ну не выбрасывать же технологию, на которую столько денег потрачено, а?

  • Анонимно
    27.05.2014 11:25

    Эти инноваторы настолько круты, что не удосужились сделать свой сайт...странно.

    • Анонимно
      27.05.2014 13:06

      есть у них сайт, дилетантизм в кубе http://mado-company.com/report22.html

    • starr
      27.05.2014 13:37

      И как Юра Гагарин в Космосе оказался без сайта-то, ума не приложу...

      • Анонимно
        27.05.2014 14:29

        А уж как Колумб Америку открывал? Про охотников на мамонтов даже вспоминать неудобно.

        • starr
          27.05.2014 14:59

          Ну с Колумбом все ясно - поплыл в Индию, приплыл в Америку. Нет, чтобы гугл-карту на смартфоне открыть, да?

  • Анонимно
    27.05.2014 12:52

    Да, это необходимо тщательно проверять. А то уж слишком фантастично звучит, чтобы быть правдой.

  • Анонимно
    27.05.2014 15:13

    Надо попробовать.

  • Анонимно
    27.05.2014 15:27

    вайрадян сдурел штоли рафинат ваще молчу- космические технологии все время у него- пусть на землю спустится посмотрит какие тут технологии

  • Анонимно
    27.05.2014 16:31

    Попахивает шарлатанством. БО, не оставляйте пожалуйста эту тему. Чтобы в итоге всем возрадоваться или увидеть каким бредом занимаются серьезные люди в республике.

    • starr
      27.05.2014 21:32

      Судя по описанию - проект вполне жизнеспособен. Но технически очень сложен по сравнению с ректификационной колонной (которая, по сути - самогонный аппарат).Здесь же разделение происходит с помощью растворителей, которые нужно в реактор периодически доливать. Если в ректификате просто заливали нефть в колонну и "выпаривали" из нее бензин, а остаток отдавали на производство битумов и резины, то здесь как в хим.лаборатории - наливаешь в стаканчик нефть, наливаешь в нее растворитель нужного сорта, затем нужное тебе вещество сливаешь, остаток фильтруешь и так далее.Основные заботы, я так понимаю - чтобы вся эта автоматика и электроника безотказно работала - нужно ее достаточно часто обслуживать, менять фильтры, заливать растворители, утилизировать отходы хим. производства и т.д.Не удивлюсь, если эта установка потребует для своей работы платиновых каталитических сеток, золотых подложек и алмазных линз :) В общем, что гадать - нужно сделать опытный образец, запустить в работу на 6 месяцев. Потом подсчитать прибыли, убытки, затраты и сделать окончательный вывод - стоит ли всем этим заморачиваться.Таких чудо-изобретений бывает достаточно много: двигатели, работающие на любом топливе, моторы, экономящие электроэнергию, батарейки, работающие по полгода и так далее. А как посчитаешь все - выигрыш 1%, а геморроя - на все 1000%.

  • Анонимно
    27.05.2014 18:20

    Бугагашеньки "попахивает шарлатанством" 0))))Там не попахивает а просто фонтанирует сероводородом у них на сайте такие перлы что только держись"КС «ТОРНАДО» может функционировать как при атмосферном давлении, так и при отрицательных давлениях (вакуум),"Это в РТ территория с отрицательным давлением )))))Я ветряк рядом хочу поставить и никаких реакторов не надо

  • Анонимно
    27.05.2014 20:24

    татарский салат армянского специалиста с бураном и космосом и даже с Глушко.... за два года - перебрали варианты, а делать будут за деньги РТ. Красивый кульбит - главное все вернется из-за бугра - в каком виде?

  • Анонимно
    28.05.2014 11:27

    Нечто подобное я уже читал в детстве. Правда не о нефтепереработке "на коленке"... Фамилия тогдашнего "автора" проектов была - Манилов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль