Энергетика 
9.12.2014

Раузил Хазиев о создании «Татэнерго 2.0»: «Тогда бы с нашими ценами считались!»

Глава Генерирующей компании — о необычных условиях новой мегасделки с Вексельбергом, разногласиях с ОЭЗ «Алабуга» и подъеме Нижнекамского водохранилища

Энергоактивы Генерирующей компании, «Татнефти» и ТАИФа необходимо объединить под единым управлением — только консолидация позволит отстаивать интересы татарстанской энергетики на федеральном уровне. Об этом в эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» заявил гендиректор Генерирующей компании Раузил Хазиев. В ходе беседы он прокомментировал причины провала республики на федеральном рынке энергомощностей, а также рассказал, когда Казань перестанет быть самым энергодефицитным городом России.

.
Раузил Хазиев: «Чем меньше компания, тем ей труднее выживать на рынке»

«МНЕ КАК БЫВШЕМУ ТАТЭНЕРГОВЦУ ОБИДНО...»

— Раузил Магсумянович, как вы прокомментируете итоги конкурса конкурентного отбора мощности (КОМ) и заседания правительственной комиссии? Чего ожидать республиканским генераторам в будущем? Какие выводы следует сделать энергетическим компаниям? Есть ли возможность изменить ситуацию?

— По результатам КОМ-2015, который завершился в сентябре, из-за избытков мощности, обусловленных вводом новых станций и снижением спроса, невостребованными оказались 15,4 гигаватта мощности (годом ранее — всего 3,1 гигаватта). Конкурентный отбор на 2015 год не прошли и две станции Генерирующей компании, а именно Казанская ТЭЦ-1 и Казанская ТЭЦ-2. Результаты хоть и неприятные, но ожидаемые. Если говорить о КТЭЦ-2, то с нового года мы там вводим новый энергоблок. А новые станции вне конкуренции, они в любом случае будут на рынке, потому что через них возвращаются деньги. Поэтому для нас эта ситуация трагедией не стала. Да, это плохо, но не смертельно.

Что касается других станций... Честно говоря, обидно. Как бывший татэнерговец считаю, что когда-нибудь энергетика Татарстана обратно соберется, может, на другой основе. Я вам так объясню, что произошло. Есть некий рынок, некое пространство, к примеру Поволжье, где находятся продавцы товара, а товар единый. Наше окружение — компании, которые имеют по 20 - 30 станций в активе. Мы не очень крупная компания, всего лишь 8-я в России. Есть компании намного крупнее нас. И они в Поволжье имеют по 20 своих станций, а пространство одно. У нас 6 станций, у ТГК-16 две, у «Татнефти» одна. А товар один и тот же, мы все внутри «забора». Кто, по-вашему, будет доминировать на рынке? У кого 20 или у кого 1 станция? Эти 20 и будут диктовать условия. Да, у нас 6 объектов генерации, мы еще можем конкурировать. А представьте, что мы все, и «Татнефть», и ТГК-16 выступим единым фронтом, уже с 9-ю станциями? В этом случае с нашими ценами на рынке стали бы считаться. Потому что чем меньше компания, тем ей труднее выживать на рынке.

— То есть вы полагаете, что необходимо создать некую единую компанию? А как при разной собственности иметь единое управление, на основе каких-то договоренностей?

— Совершенно верно! Вот смотрите, сегодня огромные деньги потеряла бывшая Нижнекамская ТЭЦ-2, ныне — станция «Татнефти» (а те, кто не получает доплату за мощность, теряют до 30 процентов всех доходов!), ТГК-16 тоже пострадала. А если бы мы шли под единым управлением, все вместе защищались на КОМ, то его можно было бы пройти. Необходимо создать единый совет директоров, куда войдут Генерирующая компания, «Татнефть», ТГК-16. Консолидация нужна, это сегодня уже очевидно. Со следующего года правила игры будут еще жестче, поэтому у нас выход один: быть вместе.

.
«Когда-нибудь энергетика Татарстана обратно соберется, может, на другой основе»

«ДЕФИЦИТ В 750 МЕГАВАТТ — НОНСЕНС ДЛЯ ГОРОДА-МИЛЛИОННИКА!»

— Раузил Магсумянович, год назад вашей компании удалось перевести площадку строительства новой станции по программе договора о предоставлении мощности (ДПМ) со Свердловской области в Казань на ТЭЦ-2. В конце ноября был подписан меморандум о намерениях с ЗАО «КЭС-Холдинг» — энергетического актива компании «Ренова» Виктора Вексельберга, уже в феврале вышло распоряжение правительства о переносе ДПМ в Казань. На каком этапе в настоящее время находится реализация проекта модернизации КТЭЦ-2?

— Решение о реконструкции Казанской ТЭЦ-2 было принято моими предшественниками в компании, энергетики признавали очевидное: модернизация ТЭЦ назрела уже давно. К тому моменту, как я приступил к своим обязанностям в Генерирующей компании, на территории КТЭЦ-2 начались земляные работы под строительство площадки для новых парогазовых установок, разработан проект. Его стоимость была известна — около 11 миллиардов рублей, потому что в России аналогичные станции уже строились, и затраты приблизительно были равные.

Но мы понимали: денег на реализацию проекта у нас нет. Да, мы получили порядка 6 миллиардов рублей за счет продажи трех станций «Татнефти» и ТАИФу, но не хватало еще 5 миллиардов. Где их взять? Стали изучать рынок и выяснили: по программе договоров поставки мощности (ДПМ) в России строится множество объектов, но не все на тех территориях, где существует реальный дефицит электроэнергии и мощности.

Один из таких объектов — Новобогославская ТЭЦ в Свердловской области, проект которой вело ЗАО «КЭС», входящее в группу «Ренова» Виктора Вексельберга. Мы связались с коллегами, провели расчеты, ряд переговоров. Когда на инженерном, техническом уровне было определено, что строительство новой ТЭЦ для компании «КЭС» нецелесообразно, а для нас этот проект имеет важнейшее значение, довели информацию до президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Президент встречался с Вексельбергом, и в ноябре 2013 года был подписан меморандум между двумя компаниями. В феврале 2014 года вышло распоряжение правительства России, подтверждающее легитимность сделки.

.
Рустам Минниханов и Виктор Вексельберг подписали меморандум

В настоящее время на КТЭЦ-2 строительно-монтажные работы завершены. Идет устранение замечаний Приволжского управления Ростехнадзора. В тестовом режиме первый блок был опробован в октябре, и первые киловатты от него уже были выданы в сеть. На днях завершились пусконаладочные работы на втором блоке. 27 декабря мы планируем ввести энергоблок в эксплуатацию.

— Означает ли это, что вы планируете выйти с новыми блоками на оптовый рынок сразу после запуска станции?

—На рынок выйдем с апреля. Берем фору в первый квартал 2015 года. Мы должны быть уверены в надежности поставки. В работе газовых турбин случаются отказы, для нас же это абсолютно новое оборудование с высоким уровнем автоматизации. А по правилам рынка, если на него заявляешь мощности, а потом происходит остановка, поставщику грозят огромные штрафы. К примеру, за простой в один месяц взыскивается штраф в 50 миллионов рублей! Так что первые три месяца 2015 года мы будем работать только на внутренние нужды.

— Насколько вырастет КПД станции и каков общий показатель ее выработки?

— Мы считаем по электрическому КПД: если у старых станций он составляет всего 32 - 33 процента, то новые выдают уже 52 - 53. То есть КПД вырастет на 20 процентов, да и удельные показатели там совершенно иные. Кроме того, стоимость производимой электроэнергии на парогазовых установках значительно ниже, что делает станцию намного эффективнее с экономической точки зрения. И потом, с вводом новых блоков в 2,5 раза сокращаются выбросы в атмосферу вредных веществ. По сути, мы фактически удваиваем мощность и потихоньку будем выводить старое оборудование. Но не все сразу. Да, теплоэлектроцентрали уже 76 лет, но на части основного и вспомогательного оборудования проводились замены, этот ресурс мы будем «выжимать».

— До какого периода планируете вывести старое оборудование?

— Вывод будет постепенно идти примерно до 2019 года. К этому времени мы, уверен, решим вопрос с модернизацией казанской ТЭЦ-1. Да и наши коллеги из ТГК-16 (а вы знаете, что они обновляют КТЭЦ-3) завершат свой проект. Так что ожидаем к тому времени рост генерации в Татарстане.

.
Для КТЭЦ-2 наибольшее значение имеет фактор увеличения надежности электроснабжения потребителей Казани

— Кстати, мы часто говорим, что Казань — энергодефицитный город, решит ли ввод новых ПГУ на Казанской ТЭЦ-2 хоть частично эту проблему?

— Процентов на 30. По Татарстану расчет был таков: брали полный объем вырабатываемой электроэнергии по всему региону и общее потребление. Получался оптимальный баланс. Да, Заинская ГРЭС имеет 2200 мегаватт установленной мощности, но ее ведь просто так не перекинешь в Казань. Если говорить о казанском энергоузле, то здесь дефицит электроэнергии — 750 мегаватт. И такой дефицит — нонсенс для города-миллионника. В России даже областные города, такие как Ижевск, Чебоксары, Нижний Новгород, как правило, полностью обеспечены собственной генерацией. Конечно, вводимые 220 мегаватт на Казанской ТЭЦ-2 полностью проблему не закроют, но, как я уже говорил, окончательно решить вопрос с собственной генерацией можно после модернизации КТЭЦ-1 и КТЭЦ-3. Что касается КТЭЦ-2, то здесь наибольшее значение имеет фактор увеличения надежности электроснабжения потребителей Казани.

— Когда ожидаете получить возврат инвестиций?

— Срок поставки мощности по ДПМ — 10 лет с момента начала поставки. Цена исчисляется исходя из принципа компенсации типовых капитальных затрат инвестора на сооружение мощности с учетом прибыли на вложенный капитал по рыночной процентной ставке в течение 15 лет. При этом прибыль «недостающих» пяти лет компенсируется за счет дополнительной составляющей цены ДПМ за 7 - 10 годы поставки по договору.

Иными словами, возврат инвестиций пойдет с момента, как мы выйдем на оптовый рынок. Ежегодно будем получать примерно 1 миллиард с рынка при исправной работе оборудования.

— Пока же строительство ведется на заемные средства?

— Да. Как только вышло распоряжение правительства страны о переносе площадки ДПМ в Казань, банки сразу же выразили готовность с нами сотрудничать, потому что это государственная программа. Всем компаниям, что работали по программе ДПМ, банки с большой охотой выделяли кредиты. Мы провели конкурс, в котором участвовали Сбербанк, Газпромбанк, «АК БАРС» Банк и другие. Но «АК БАРС» Банк предложил самые выгодные условия, и мы взяли у них кредит в размере 5 миллиардов рублей. И сегодня завершаем строительство данного объекта.

.
«Модернизация наших двух станций и станции ТГК-16 позволит полностью закрыть дефицит в Казани, и столица станет абсолютно надежным городом в плане обеспечения электрической энергией»

РАДИ ЕЩЕ ОДНОЙ СТАНЦИИ ПО ДПМ ПОМОЖЕМ БЕРЕЗНЯКАМ

— Вы говорили о модернизации КТЭЦ-1. По нашей информации, Генерирующая компания ведет переговоры с «КЭС» по переносу ДПМ на первую теплоэлектроцентраль по аналогии с ТЭЦ-2. Но о подробностях проекта нигде заявлено не было. С какой площадки будет перенесен ДПМ? И на какой стадии находятся переговоры?

— Возвращаясь к началу нашего разговора: в России при нынешней ситуации нет другой более эффективной программы, чем обновление станций по программе ДПМ. При любом раскладе ДПМ — самая выгодная программа. Да, действительно, мы провели переговоры с «КЭС-Холдингом», сегодня у этой компании самый большой объем проектов по ДПМ.

Их мощности находятся на Урале, где и так существует избыток. В частности, речь идет о Новоберезниковской ТЭЦ в городе Березники Пермского края, строительство которой ОАО «ТГК-9» (входит в состав «КЭС-Холдинга») полагает нецелесообразным. Под ТЭЦ там только отведена площадка, строительство еще и не начиналось, но проект полностью готов, и он идеально подходит для Казани.

Я был в Березниках — очень красивый, зеленый таежный городок с хорошо развитой промышленностью. Электрическая энергия там опутана сетями, есть свои генерации. Но существуют вопросы по теплу. Я встречался с вице-губернатором Пермского края, с мэром Березников и предложил такую схему: Генерирующая компания поможет в строительстве тепловых сетей, а права и обязанности по ДПМ Новоберзниковской ТЭЦ будут перенесены в Казань, на площадку КТЭЦ-1. «КЭС» нас в этом вопросе поддержал, на уровне губернатора и мэра мы вопросы сняли, в том числе и по тарифным последствиям. Мы же не хотим, чтобы потом сказали, что вот, мол, Татарстан пришел, забрал все и оставил после себя проблемы.

.
КТЭЦ-1

— Следует ли понимать так, что Генерирующая компания готова понести расходы в далеких Березниках, чтобы получить возможность построить новую станцию в Казани?

— Мы знаем, что это в конечном итоге нам дает. И потом, помощь в вопросах теплоснабжения Березников исчисляется не миллиардами, это несопоставимые деньги по сравнению с выгодой, которую нам даст перевод ДПМ.

И потом, в любом случае в министерстве энергетики, где рассматриваются документы по ДПМ, зададут логичные вопросы: «Вы между собой все решили, а что будет в этом городе с населением? Какие тарифы? Насколько надежным будет теплоснабжение, если новую станцию не построят?» Ответы на эти вопросы мы ищем вместе с «КЭС».

— То есть сейчас идет подготовка документов для правительства?

— Документы уже переданы в минэнерго и минэкономики России, где идет обсуждение этого проекта. Честно скажу, в Москве нам задают вопросы: «Почему уже на вторую станцию в Татарстане просите перевести ДПМ, ведь у нас, в России, есть много территорий, где существует дефицит мощности?» А мы доказываем: в России других городов с таким глубоким дефицитом мощности, как в Казани, нет.

— Какие мощности запланированы проектом для КТЭЦ-1? И какова стоимость проекта?

— Точно такие же, как на КТЭЦ-2, с аналогичным, совершенно новым оборудованием производства «Дженерал Электрик». Это строительство двух блоков ПГУ по 115 мегаватт с вводом в эксплуатацию до 2018 года. Стоимость модернизации первой централи сопоставима со второй, то есть примерно 11 миллиардов рублей. Еще раз повторю: модернизация наших двух станций и станции ТГК-16 позволит полностью закрыть дефицит в Казани, и столица станет абсолютно надежным городом в плане обеспечения электрической энергией. Здесь хотелось бы отметить большую поддержку нашего президента, премьер-министра и мэра Казани. Сейчас в Казани проходят слушания по вопросу схемы развития системы теплоснабжения, это один из важнейших документов города. Ильсур Раисович Метшин активно занимается этим вопросом.

— По схеме теплоснабжения вопрос. Вы неоднократно заявляли, что намерены стать единой теплоснабжающей организацией Казани (ЕТО). Но, насколько известно, ваши коллеги в ТГК-16 также планировали побороться за этот статус? Можно ли предположить, что за ЕТО развернется настоящая битва?

— Мы не собираемся ни с кем воевать. Да, мы хотим стать единой теплоснабжающей организацией в той зоне, где обеспечиваем теплоснабжение. Но мы не лезем ни в чей огород: у наших коллег, в ТГК-16, есть свое развитие и своя зона ответственности. У нас cпора в этом вопросе нет, в теплоснабжении я вообще не вижу конкуренции.

.
«Оборудование ЗайГРЭС уже не может отвечать по своим характеристикам требованиям конкурентного рынка»

НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЗАИНСКОЙ ГРЭС НУЖНО 130 МИЛЛИАРДОВ

— Год назад вы говорили, что Генерирующая компания ищет инвесторов для реконструкции блоков на ЗайГРЭС. Более того, нашему изданию стало известно, что компания рассматривает предложения трех потенциальных инвесторов, включая и зарубежных. Насколько верна данная информация? Если да, можете озвучить требования к предполагаемым участникам заказа Генкомпании?

— Заинская ГРЭС — огромнейшая станция, блоки которой вводились с 1966 по 1976 годы. И эта станция однозначно федерального значения. Заинтересованность в ее работе у всего Поволжья. Оборудование ЗайГРЭС уже не может отвечать по своим характеристикам требованиям конкурентного рынка. Стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ней, дорогая, значительно дороже, чем у более молодых станций. Честно говоря, она и живет за счет того, что станции доплачивается за готовность выдать мощность. А мы бы хотели, чтобы она продавала электрическую энергию по конкурентным ценам. Для чего требуется серьезная модернизация.

Но вы представьте: если для реновации станции на 220 мегаватт требуется 11 миллиардов, то во сколько может обойтись модернизация Заинской ГРЭС с ее 12 блоками мощностью в 2200 мегаватт? В 130 миллиардов рублей! Очевидно, что таких денег ни у республики, ни у нас нет. Поэтому наша задача — найти верное техническое решение. Этим вопросом мы занимаемся уже год. Вашу информацию подтверждаю: действительно, рассматриваются варианты модернизации турбинного оборудования Заинской ГРЭС с привлечением отечественных и зарубежных производителей. В настоящее время Заинской ГРЭС на энергетическом рынке готовы предложить свои услуги «Уральский турбинный завод» совместно с Siemens, ОАО «Силовые машины» и французская компания Alstom. Это так называемые технические инвесторы. Сегодня проводится оценка и выбор по объемам реновации. Далее предполагается отработка решений и совместная оценка сроков и стоимости реновации. Что касается поиска средств: к этому проекту есть заинтересованность у Китая, с чехами работаем.

— Есть ли какая-то стратегия по модернизации ГРЭС?

— Есть. На пяти блоках планируем провести реновацию, полностью модернизировать. А 7 блоков постепенно вывести из эксплуатации, заменив их на совершенно новые машины.

.

ЕСЛИ «АЛАБУГЕ» ТЭЦ НЕ НУЖНА — ЗАКРОЕМ. А ОБОРУДОВАНИЕ ПРОДАДИМ

— Еще один проблемный объект — Елабужская ТЭЦ, недостроенная станция. В прошлом году вы говорили нашему изданию, что приобрели у «КЭС» оборудование для ТЭЦ, которое планируете установить в Елабуге. Ожидалось, что таким образом станция, наконец, начнет выполнять свое предназначение — работать в режиме когенерации и обеспечивать недорогой тепловой и электрической энергией резидентов ОЭЗ «Алабуга». На каком этапе этот проект, удалось ли достигнуть договоренностей с руководством свободной экономической зоны?

— Да, действительно существующая Елабужская ТЭЦ является отопительной котельной, в состав которой входят водогрейная котельная мощностью 420 Гкал и пускорезервная котельная. Елабужская ТЭЦ — это наша головная боль, по сути, там нет как таковой теплоэлектроцентрали. В свое время ее не достроили, не хватило всего-то лет пяти «застоя». И для нашей компании она ничего, кроме убытка, не несет.

Я уже говорил, что мы купили у Новобогословской станции оборудование. Оно как раз подходит для строительства Елабужской ТЭЦ на 230 мегаватт, мы можем очень быстро смонтировать станцию. Поэтому предлагаем ОЭЗ «Алабуга» построить современный энергоблок. По прогнозу, общее число компаний-резидентов может вырасти до 120 к 2020 году, потребляемая мощность этих предприятий может превысить 300 мегаватт к 2022 году. Мы готовы войти в инфраструктуру ОЭЗ на паритетах своим оборудованием стоимостью в 5 миллиардов рублей.

.
Елабужская ТЭЦ

— Вы считаете, что ОЭЗ могла вложиться еще на 5 миллиардов рублей в эту станцию? С оборудованием понятно, а на что должны пойти средства экономической зоны?

— Столько стоит само строительство. Но в ОЭЗ говорят, что есть другие предложения, подешевле. Мы предложили созвать технический совет, чтобы посмотреть технические решения, что более выгодно. Думаю, в ближайшее время решение будет принято. Если оно будет положительным — за 2,5 года мы построим станцию. Если особая экономическая зона примет решение работать без наших мощностей, мы закроем ТЭЦ.

— А если они откажутся, куда вы денете это оборудование?

— На это оборудование мы с легкостью найдем покупателя.

— То есть пока вы его придержали для себя?

— Конечно! Это же готовое оборудование! Даже если в России вы его закажете, ту же турбину будут изготавливать 7 - 8 месяцев! А у нас уже все есть в наличии, и проект готов.

МЫ ПОТИХОНЬКУ ПОДНЯЛИ ОТМЕТКУ НА 1,3 МЕТРА

— В ноябре 2013 года была опубликована схема территориального планирования Российской Федерации в области энергетики до 2030 года, которую утвердил своим распоряжением российский премьер Дмитрий Медведев. В частности, в этом документе предполагается расширение мощности Нижнекамской ГЭС для «обеспечения надежного энергоснабжения центра России и покрытия пиковых нагрузок», что подразумевает подъем отметки Нижнекамского водохранилища до проектного уровня. Этот вопрос муссируется уже не один год. Какую позицию по нему занимает в настоящее время Генерирующая компания? Прорабатываете ли вы данную тему на федеральном уровне?

— В этом вопросе всегда было больше политики, чем экономики. Как известно, Нижнекамское водохранилище было наполнено до промежуточной отметки 62 метра в 1979 году, предполагалась достройку и наполнение его до проектной отметки в 68 метров выполнить в 90-х годах прошлого столетия. В связи с известными событиями в истории нашей страны данный вопрос был отложен на неопределенное время. В свое время им активно занимались первый президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, Рустам Нургалиевич, еще будучи премьер-министром, Ильшат Шаехович (Ильшат Фардиев — министр энергетики в 2010 - 2012 годахприм. ред.).

.
Ильшат Фардиев (в центре)

Во-первых, это уникальная станция, более современная, я бы даже сказал, красивая, где трудится талантливый коллектив. И единственная проблема: она не вышла на проектную отметку в 68 метров. Что мы имеем сегодня. Нижнекамское водохранилище на промежуточной отметке в 62 метра имеет 49,8 процента мелководий (и это при норме в 20 процентов), что превышает рекомендованные санитарные нормы более чем в 2 раза, заболачивается, загрязняется промышленными и бытовыми стоками. Все это влияет на эпидемиологическую и экологическую обстановку. Экологи давно бьют тревогу: вода в водохранилище относится к наихудшему, 3 классу. Другой момент: построенные на проектную отметку водохранилища речные причалы, инженерные защиты городов, сельхознизин, нефтяных месторождений, водозаборные сооружения при эксплуатации на промежуточной отметке 62 метров давно подлежат реконструкции. Отведенные под проектную отметку сельскохозяйственные земли в зоне отчуждения заброшены.

Из-за отсутствия проектного напора установленная мощность Нижнекамской ГЭС используется на 30 процентов, а судоходные сооружения из-за недостаточности глубин эксплуатируются с нарушением строительных норм и правил. И это далеко не все последствия от половинчатого решения.

— Насколько увеличится мощность станции, если довести подъем водохранилища до проектного уровня?

— Пиковая мощность увеличится почти в два раза: с 400 мегаватт, что есть сегодня, до 740 мегаватт. В мае 2013 года мы уже подняли уровень на 1,3 метра, с 62-х до 63,3. Все на законных основаниях.

.
Нижнекамская ГЭС

— Насколько выросла после этого производительность станции?

— Не намного, процентов на 8. Вот отметка в 66 метров была бы более эффективной. Еще в июле текущего года советом директоров Генерирующей компании одобрен проект «Достройка Нижнекамского водохранилища до проектной отметки в 68 метров» и план мероприятий. Создана рабочая группа, согласован проект распоряжения кабинета министров Республики Татарстан о создании рабочей группы по вопросу поднятия уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС.

Мы заново провели экологический, технический аудит водохранилища и береговых объектов, все документы направляются в соответствующие федеральные ведомства. И мы предлагаем установить даже не 68 метров, а хотя бы 66, тогда уже не будет такого катастрофического подмыва берега и качество воды существенно улучшится.

— Как вы считаете, когда по Нижнекамской ГЭС будет принято решение?

— Вопрос достройки Нижнекамского водохранилища в связи с масштабностью проблемы не может решиться быстро. Надеемся на решение вопроса в сроки, определенные схемой территориального планирования Российской Федерации в области энергетики. Но, честно говоря, еще в конце 80-х нужно было найти смелость и принять решение о поднятии уровня воды.

Есть ли смысл в воссоздании единого «Татэнерго»? (09.12.14-10.12.14)
15%Это невозможно до тех пор, пока энергосистема России будет работать по лекалам Чубайса
21%Вряд ли этого захотят собственники станций – они не хотят зависеть от других
26%Это уже пройденный этап. Монополии – зло!
38%Обязательно нужно это сделать, раздробленность энергетики в РТ снижает ее конкурентоспособность
Ваш голос учтен
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    9.12.2014 08:28

    Никто свои активы запросто так не отдаст, но с энергетикой действительно надо что-то делать. С КОМом пролетели, дефицит растет, куда уже дальше-то

  • Анонимно
    9.12.2014 08:28

    Молодец Хазиев дело делает! Энергетику поднимает!

    • Анонимно
      9.12.2014 11:57

      ТАРИФЫ тоже...(((

    • Анонимно
      9.12.2014 21:16

      Молодец в чем? Вот И.Ш. собственоручно построил империю под названием "Татэнерго". Человек с огромными амбициями и планами, в свое время отстоял независимость системы от федерального поглощения и если бы не вынужденное отстранение, так же бы успешно руководил генерацией, как впрочем и сейчас сетевой! Так что мерить чужой куртуз, не такое уж и похвальное дело!

    • Анонимно
      10.12.2014 06:48

      А что уж поднимает, цены вообще непонятные, не прозрачные.

  • Анонимно
    9.12.2014 08:30

    Вопрос с подъемом воды в Нижнекамском водохранилище не только технический, но и земельный-при заполнении ложа водохранилища водой, большая часть территории отойдет соседним республикам, а там нефть.

  • Анонимно
    9.12.2014 08:30

    Гладко было на бумаге, но забыли про овраги. как всегда.

  • Анонимно
    9.12.2014 09:09

    Давно пора объединять. по одиночке конкуенты нашу энегргетику укатывают

    • Анонимно
      9.12.2014 10:03

      Вообще-то КОМ предусматривает конкурс поставщиков энергии по эффективности (дешевизне), а не мощности административного ресурса, к чему призывает Хазиев. Тогда не нужно жаловаться на высокие цены на электроэнертию.

  • Анонимно
    9.12.2014 09:11

    Это что там на ТЭЦ-3 обновляют? Они строят ГТУ, а до самой станции нет ни какого дела. покрасили и всё на этом. а оборудование старое. аварии за аварией идут. как запустят ГТУ эта станция ТАИФу не нужна будет. я о том что после воссоединения всех станций, лишний вес на ТАТЭНЕРГО 2.0 ляжет. соответственно чтоб всё отремонтировать они поднимут цену за тепло и электричество. им хорошо, они боряться за рынок, а людям то что от этого!

  • Анонимно
    9.12.2014 09:18

    А кто развалили ее? И ответили ли они за это? Печально все это....

  • Анонимно
    9.12.2014 09:28

    Фардиев И.Ш. первый в энергетике республики. Хазиев Р.М. должен продолжить линию Фардиева.

  • Анонимно
    9.12.2014 09:33

    Ген. компания как раз с КОМом не пролетела. Цена на мощность в вынужденном режиме на 2 тыс. руб. выше , чем было в заявке на КОМ. Это ещё раз подтверждает правильность расчётов при подаче заявки , в отличии от других станций. Кроме того ЗайГРЭС прошла на рынок мощности по заявленным компанией ценам , что в любом случае скомпенсирует убытки от продажи ээ. Получение статуса вынужденного генератора - это один из запланированных вариантов развития событий для ТЭЦ 1 и 2.

    • Анонимно
      9.12.2014 09:41

      Не смешите, все кто в теме знают, что генерирующая ничего не планировала и была в шоке когда пролетела с КОМом, а вынужденная это заслуга не самой компании.

      • Анонимно
        9.12.2014 09:52

        Нет, конечно, это "заслуга" дефицита мощностей в Казани)

      • Анонимно
        9.12.2014 10:07

        Гораздо смешнее, что с КОМом пролетели более молодые станции, не принадлежащие генкомпании, когда с кома вылетает станция 33 года постройки прошлого века - это, согласитесь, объяснимо.

        • Анонимно
          9.12.2014 13:05

          На электростанциях ГК в настоящий момент нет оборудования 33-го года постройки. Все оно демонтировано, включая здания, где оно находилось. Это все от лукавого. Фактически сейчас на всех станциях Казани действующее оборудование примерно одного возраста (конец 60х-70 е годы.) И это соответствует общероссийскому состоянию энергетики. Вопрос с КОМом- тоже от лукавого. По- факту и ГК и ТГК и НкТЭЦ получат свои тарифы по вынужденному режиму, только кто-то по электрике, а кто-то по теплу. Другое дело- потребитель. Он фактически оплачивает БЕСПРЕЦЕНДЕНТНО дорогую мощность новой генерации по ДПМ и ЗАВЫШЕННУЮ мощность старой генерации по вынужденке. В итоге он платит ДВАЖДЫ! Результатом станет МАССОВОЕ строительство собственных генерирующих мощностей у крупных промышленных потребителей и дальнейший рост нагрузки на население и мелких потребителей. Т.е. сама реформа энергетики в том числе с ДПМ зашла в тупик. А господин Хазиев гордо заявляет, что пытаясь добиться перевода ДПМ на свои станции продолжает забивать гвозди в гроб потребителя. При этом по теплу он это уже сделал. Тарифы просто не поддаются логическому объяснению. Он собрал котел в виде генерации и тепловых сетей, теперь в этом котле формирование тарифов крайне не прозрачно. И Комитет по тарифам тут умывает руки. Независимые станции в такой ситуации- как бельмо на глазу. Трудно объяснить, почему тариф НкТЭЦ в полтора раза ниже тарифа НчТЭЦ или КТЭЦ-2. А когда в котле объединенной энергетики- все опять шито-крыто. Есть только тариф конечного потребителя и все там в куче... И потребитель опять в жестких тисках...

          • Анонимно
            9.12.2014 14:08

            С ТЭЦ-2, понятно, ее ПГУ новые , их вот-вот подключат, а вот ТЭЦ-1 — первенец энергетики Татарстана - введена в эксплуатацию 1 июля 1933г. и строилась по плану ГОЭЛРО. Там еще и конь не валялся, а вы утверждаете, что нет таких станций.

            • Анонимно
              9.12.2014 14:42

              На КТЭЦ-1 здание 33-года реконструировали в 2005 году и в нем размещены два блока ГТУ по 25 МВт. ГТУ в настоящий момент работают... Остальное оборудование- см выше.

          • Анонимно
            9.12.2014 14:44

            Зато в комитете по тарифам до этого совсем не дела. одни сплетни, склоки и женские капризы. начальник больше занят такими важными вопросами. не до таких мелочей уж.

    • Анонимно
      9.12.2014 10:02

      Откуда у Вас сведения о тарифе? ФСТ его еще не установил. Не факт, что он будет выше цены КОМ. Может быть и ниже.

    • Анонимно
      9.12.2014 17:18

      вынужденный режим дается на 2 года, потом проще закрыть станцию

    • Анонимно
      10.12.2014 08:04

      Для Заинской ГРЭС ы ГК как занимающей доминирующее положение в торгах цена на мощность устанавливается регулятором, как собственно и для Набережночлнинской ТЭЦ. Так чтона КОМ-16 всех ждет упитанный полярный лис с ценным мехом... Т.к. господин Вексельберг, для снижения стоимости энергоресурсов для своих призводственных предприятий понизит в следующий раз цену еще ниже. А с измененными допустимыми перетоками Заинская ГРЭС и по электрике вынужденника не получит... Хазеев правильно сказал, соседи могут демпинговать, потому, что это в их корпоративных интересах. Генерирующая компания 2.0, 2.1. 3.0 в отрыве от производителей демпинговать на КОМ не сможет... так, что это все лукавство. И в марте ожидаются новые правила КОМ... так что это интервью просто улыбнуло :) Как обычно много пафоса не о чем...

  • Анонимно
    9.12.2014 09:36

    Сначала, надо спросить с тех кто развалил единую систему. У нас так всегда, сначала развалят, потом объединяют - и все одни и те же лица. А эксперименты дорого обходятся.

    • Анонимно
      9.12.2014 09:58

      А что такое вообще единая система и для чего она нужна? Кажется, мы ушли от единой системы обеспечения продуктов населением, от единой системы производства одежды, от единой системы снабжения автобензином. Почему должна быть единая система производства энергии? Этого нет в законе! И еще раз напомним, что проблема не в жалких доходах от КОМа, а в том, что нефтехимия - этот современный конкурентоспособный кластер Татарстана, недавно отстроенный - не мог из-за тарифов энергетиков конкурировать с нефтехимией арабов, нидерландов, южнокорейцев! Он обходился неоправданно дорого, а строить свои станции (что разрешено российскими законами), не давало руководство республики из-за социальных причин. Решение о продаже станций ихз основным потребителям было вынужденным, но оптимальным.

  • Анонимно
    9.12.2014 09:44

    Хороший материал, интересно было почитать

    • Анонимно
      9.12.2014 09:56

      Действительно качественно. Пресс-центр ГК участвовал?

      • Анонимно
        9.12.2014 12:44

        Особенно будет красиво читать в конце декабря на сайте Комитета по тарифам о бешенном росте тарифов на тепло для населения и прочих, для обеспечения хорошей жизни "Генерирующей компании"...

        • Анонимно
          9.12.2014 13:39

          Не фантазируйте и не истерите, рост тарифов ограничен уровнем инфляции, что контролирует "хотелки" поставщиков.

          • Анонимно
            9.12.2014 14:37

            Ну конечно, это вы просто не знаете по каким формулам все считается, так что с высоких трибун говорят только уровень инфляции, а в реальности плюс 10 % без проблем.

  • Анонимно
    9.12.2014 09:50

    Мечтатели, мечтатели... кто вам мешал, ребята, модернизироваться, когда вы дикие миллиарды с нефтехимии каждый год брали в Татэнерго 1.0? И ничего не делали, аварии были одна за другой! А потом антикоррупционная комиссия выявила массу нарушений, которые так и замяли по тихому! Теперь у станций собственники - Татнефть и Таиф, им важна не КОМ, а качество своего производства! И сидеть в каком-то мифическом управляющем тресте и слушать фантазии Хазиева не будет ни Шигабутдинов, ни Маганов. Не за то миллиарды уплачены! Обратной дороги нет...

  • Анонимно
    9.12.2014 09:53

    Читая статью возникает ощущение, что Хазиев прощупывает почву, типа нет денег совсем, чтобы опять поднять цены на тепло, ведь на электроэнергию федералы со своими новыми правилами не дают поднимать, а тепло благо цены комитет по тарифам устанавливает, а как говорится для Хазиева они свои люди столько лет он там работал.

  • Анонимно
    9.12.2014 10:09

    можно что угодно говорить, сколько угодно пыхтеть, но факты есть факты - генкомпания приволокла в республику ДПМ, а это совсем другие деньги, их можно гарантировано вернуть, если отработает еще ДПМ по первой станции вообще молодчики будут

    • Анонимно
      9.12.2014 10:58

      так это наши с вами деньги, которые сидят в стоимости электроэнергии, причем как бы нам руководители Генкомпании не рассказывали а правило простое на чьей территории строится станция по ДПМ тот большую нагрузку по платежам и несет.

      • Анонимно
        9.12.2014 12:15

        Эти деньги потребители Татарстана оплачивают в независимости от того, строится на территории нашей станция по дпм или нет, просто, если нет дпм, то наши потребители оплачивают строительство на других территориях

        • Анонимно
          9.12.2014 13:22

          что за сказки вы рассказываете такое примитивное трактование ДПМ есть только со стороны генкомпании, в реальности там модель действует с перераспределением нагрузки через рынок мощности и стоимости энергии в чистом виде.

  • Анонимно
    9.12.2014 10:15

    А заинскую станцию нельзя было постепенно за счет амортизации модернизировать? А где амортизационные фонды?

  • Анонимно
    9.12.2014 10:28

    Генерацию продадут какому нибудь Федеральному игроку и дело с концом. Хватит уже, науправлялись))

    • Анонимно
      9.12.2014 10:51

      Щуствую, что такие успехи во многих отраслях экономики РТ. В современных рамках жестких реалий при нынешней кадровой политике очевидно, что долг РТ будет расти (деньги в РТ будут втекать медленнее, чем утекать). Массовые культ-шоу-программы не помогут ..

  • Анонимно
    9.12.2014 11:58

    уровень Нижнекамской ГЭС поднять?!три раза ха-ха,Башкирия,Удмуртия и Пермь точно не согласятся

  • Анонимно
    9.12.2014 12:10

    Интервью интересное. Спасибо БО.Понятно, что дела у энергетиков Татарстана не очень. За реформами, продажами станций - проспали дело.Ничего не сказали про Уруссинскую ГРЭС, посадили "инвесторов" или нет?Хотелось подробностей про Казанскую ТЭЦ-2, новое оборудование использует уголь? До реконструкции Казанская ТЭЦ-2 сжигала и газ, и уголь. Сжигать уголь в черте города? Понятно что есть скрубберы (>90% очистки), но как то оно не очень.И надо помнить про украину, может ли Татарстан использовать собственную ресурсную базу (нефть, битумы, попутный газ, мазут, уголь - он у нас тоже есть) для генерации электроэнергии на случай ФАРС-МАЖОРА? Ведь генерация электроэнергии не только бизнес, это Всё....Если ли план на ЧС?

    • Анонимно
      9.12.2014 12:55

      какой уголь? читайте внимательней!

      • Анонимно
        9.12.2014 16:54

        Человек не в теме. Пусть проедет по улице Тэцевской, повернет на улицу, где станция технического осмотра ГИБДД, доедет до тупика, выйдет из машины и пешком идет в сторону ж/д путей там он увидит серый ручеек. Это слив золошлаковой смеси, уловленной скрубберами (водяными циклонами пылегазочистки) Казанской ТЭЦ 2, который идет в золошлакоуловитель. Там он, возможно, поймет, осознает, что не всё знает про Татарстан.Если нет знаний по углю Татарстана, есть красивая книга - Атлас Республики Татарстан, там есть карта по залежам угля. Можно поискать еще информацию.У нас и уран есть, была большая экспедиция в советские годы на юго-восток, в 90-е была республиканская программа по поиску золота. Эти элементы есть, но их концентрации для добычи нерентабельны. По разнообразию полезных ископаемых башкирам повезло больше, у них горы урала.

        • Анонимно
          9.12.2014 23:35

          раньше КТЭЦ-2 действительно работала на угле, но оборудование по углеподготовке давно демонтировали, а на его месте уже смонтированы те самые ПГУ

  • Анонимно
    9.12.2014 14:35

    Надо найти смелость и ликвидировать Нижнекамскую ГЭС.

    • Анонимно
      10.12.2014 03:33

      Согласен. Строить огромные ГЭС на равнинных реках - в целом идиотство.

  • Анонимно
    9.12.2014 19:10

    Хотелось подробностей про Казанскую ТЭЦ-2, новое оборудование использует уголь?откуда ему на угле работать?!Газовая с газа по идее ( без мазута), паровая толкается от газовой, котел просто как "самовар"

    • Анонимно
      9.12.2014 21:21

      Нет не использует, уходящие газы Гту идут через котел утилизатор где греют воду превращая ее в пар , пар в дальнейшем идет в голову паровой турбины .

  • Анонимно
    10.12.2014 11:05

    Интересная статья выявила много некомпетентных в вопросе людей, считающих видимо себя "профи" ))))))

  • Анонимно
    10.12.2014 14:47

    Качество воды важнее!!!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль