Церемония открытия ЧМ-2015 по водным видам спорта превратилась в триумф современного телевидения. Сумасшедшего качества телекартинка заставила многих зрителей шоу в «Татнефть Арене» сразу же посмотреть повтор по TV. За тем, как Казань вновь стала столицей мирового спорта, наблюдал и корреспондент «БИЗНЕС Online», который так и не разгадал, что хотели сказать сценаристы команды Игоря Крутого, оценил дружеский жест Владимира Путина в адрес Рустама Минниханова и загляделся на Аиду Гарифуллину.
«МИР, ДРУЖБА, СОСИСКА!»
Первое, что бросилось в глаза при подходе к «Татнефть Арене», — это отсутствие очередей возле пунктов досмотра, поскольку еще позавчера зрители, пришедшие на генеральный прогон «Пилигрима», тратили здесь по 15 - 20 минут, прежде чем попадали к месту проведения шоу. Возможно, это было связано с тем, что обычной публики в пятницу здесь было меньше, т. к. атлетов, судей и прочих участников водного мундиаля привозили сразу на парковку арены, к тому же с полной загрузкой работал вход для разнообразных VIP'ов с противоположной стороны. Или же к правоохранителям поступили рекомендации максимально либерально относиться к аудитории церемонии открытия, тем более что и здесь было немало людей с депутатскими значками на лацканах, да и вообще узнаваемых лиц. Впрочем, опять вспоминая репетицию, можно отметить, уже и там полицейские демонстрировали максимально человечное отношение. К примеру, когда один из волонтеров достал из дамской сумочки очень большой крест и поинтересовался у должностного лица в форме, а можно ли такое проносить на трибуны, то получил следующий ответ: «Да он же святой!» Вот и на этот раз отечественные полисмены не препятствовали одному из наших коллег, и тот рассматривал все краски «Пилигрима» в приближении через увесистый советский бинокль, который при желании можно было использовать как орудие нападения или защиты в нештатной ситуации.
Однако нештатные ситуации вчерашним вечером были запланированы исключительно на сцене, да и то в полном соответствии со сценарием. В фойе же «Татнефть Арены» все проходило под лозунгом «Мир, дружба, сосиска!». Мир и дружба, поскольку у всех было отличное настроение и многие делали селфи возле стены с эмблемой чемпионата перед входом, причем почему-то в тренде было фото, запечатлевающее тебя в прыжке. Что касается сосисок, то они также пользовались популярностью — возле лотков с хот-догами образовывались самые большие очереди. А вот сувенирные лавки не отличались особым разнообразием продукции: в основном привычные кружки, магниты и брелоки. Кстати, любопытно, что благодаря стараниям организаторов практически ничего не напоминало о том, как в «мирное» время используют TNA. Разве что силуэты людей в шлемах и с клюшками в руках, нарисованные на стенах, напоминали о том, что здесь обычно играют в хоккей. В это время в зале местный ведущий Тимур Скляров уже разогревал публику. Как стало ясно в ходе самой церемонии, на сей раз организаторы решили упорно гнуть линию на показ исключительно татарстанских дарований, так что, казалось бы, неизменной в последнее время Яне Чуриковой придется подождать.
Скляров говорил, в общем-то, по делу, но особого энтузиазма у аудитории не вызвал. Потом к нему присоединилась замечательная нижнекамская соул-певица Алена Тойминцева, прогремевшая в шоу «Голос», но и она в разговорном жанре не слишком преуспела. Самую выразительную характеристику превью шоу дала одна из зрительниц: «Пробякали, проокали, а что дальше?» Зато очень запомнилась передвижная платформа, расположенная по краю сцены, на ней и перемещались ведущие. Наверняка кто-то из тренеров пожалел, что эту конструкцию нельзя сохранить после возвращения хоккейной коробки, ведь так, перемещаясь вдоль борта, можно буквально преследовать по площадке какого-нибудь нерадивого подопечного и устраивать ему нагоняй в режиме online.
ОРГАНИЗАТОРЫ ЦЕРЕМОНИИ: ТАТАРЫ — ЭТО БУЛГАРЫ!
Конечно, ощущение дежавю и воспоминания об универсиадских церемониях двухлетней давности присутствовали. И они только усилились, когда обнаружилось, что, как и в 2013-м на «Казань Арене», каждому зрителю полагался рюкзачок с фонариками разных цветов, которые нужно было пустить в ход в нужный момент. А еще в качестве презентов полагались красочный буклет «Пилигрима» со своеобразным либретто будущего представления (из его содержания можно было сделать вывод, что либреттисты Джузеппе Верди не так заморачивались над этим, как люди из команды Игоря Крутого), ракушка, которую в нужный момент нужно было приставить к уху, и маленькая колбочка с таинственной бумажкой. Все это можно было изучить в несколько затянувшейся паузе между уходом со сцены ведущих и началом «движухи». На экранах запустили обратный отсчет времени — 30 минут, но примерно половину из этого времени ничего не происходило. Может быть, организаторы вняли просьбам зрителей, многие из которых сочли аж получасовой танцевальный номер на генеральной репетиции слишком затянутым. Но, скорее всего, время начала шоу просто подгоняли под график президента РФ Владимира Путина, который уже прилетел в Казань, но должен был еще дать свое благословение отечественным спортсменам. Танцы все же состоялись, пусть и в укороченном режиме. Артисты изображали, как показалось зарождение жизни в воде, в буклете «Пилигрима» этот номер не значился, так что пришлось корреспонденту «БИЗНЕС Online» дать ему собственное название — «Сначала были жабры». Президент РФ опоздал в ложу минут на 10, что, исходя из обычной практики главы государства, кажется настоящей удачей организаторов церемонии. В итоге на это же время было задержано и начало шоу «Пилигрим». Как говорится, и пусть весь мир подождет...
В самом начале представления одинокий рыбак с внешностью хипстера закинул удочку, сидя в лодке посреди сцены. Конечно, это не могло не вызвать в памяти бессмертный эпизод из «Ералаша». Казалось, сейчас прогремит голос «директора стадиона»: «Мальчик, здесь рыбы нет!» Но не успел корреспондент об этом подумать, как рыбак «поймал» целый город. Цитируем буклет: «Одинокий рыбак раскроет тайну озера Кабан и поднимет с его дна древний город Болгар» (об этом же оповестили зрителей в телетрансляции).
Прочитав это, сторонники «ордынской теории» происхождения татар из Института истории им. Марджани, быть может, схватятся за сердце, хотя речь идет о красочном представлении, а не о научном симпозиуме. Восточные красавицы плясали, картины древнего города мелькали, все это дополняла композиция «Туган як» в шикарной аранжировке, которую сразу же хочется добавить в собственный плей-лист. Минтимер Шаймиев в почетной ложе наверняка был доволен, как на весь мир рекламируется пестуемая им туристическая жемчужина. Татары — это булгары! Вот такой недвусмысленный месседж отправили организаторы церемонии всем россиянам и всему миру посредством роскошной телекартинки.
«ПУТИН-1» И «ГАЛЬЕН-2»
Само открытие водного мундиаля, безусловно, стало еще одним триумфом современных электронных медиа. Собственно «Пилигрим» и заточен прежде всего на телевизионную аудиторию, поскольку на экране даже и не заметишь разницы между 40-тысячной «Казань Ареной» и заметно уступающим ей в размерах хоккейным дворцом. Не случайно многие, едва вернувшись с церемонии, тут же бросились к своим пультам, чтобы посмотреть все это на TV, благо «Россия 1» показывала трансляцию из Казани в записи. Бегавшие буквально над головами зрителя, помещенные на дно бассейна и закрепленные на реквизите камеры создавали иную, гораздо более волшебную телевизионную реальность происходящего. То и дело на два экрана (хотелось бы четыре), висевших в углах, оборачивались и зрители в зале.
Само же шоу, как показалось, все же продемонстрировало некоторую победу формы над содержанием. Единственной связующей нитью, которая объединяла номера, была вода. В ней танцевали артисты, по ней шлепали знаменосцы, в нее забирались дети, чтобы спасти выброшенного на берег дельфина. Но какой-то общей сквозной идеи, как это было в случае, когда стержнем сценария выступала история, на сей раз не считывалось. Мотивом, скрепляющим начало и конец, стала бутылка с посланием: в начале шоу показали, как ее забрасывает в воду мудрец, а в конце ее после психоделического погружения в глубины подсознания вытащил со дна эффектный синий фридайвер в не менее эффектных желтых ластах. Тут каждый зритель достал из бутылки заветную бумажку, прочитав индивидуальную мудрость, будто сошедшую со страниц книги «1000 афоризмов».
А еще на протяжении всех двух часов не покидало чувство тревоги, которое в принципе отражает сознание современного человека. Об этом были музыкальные номера, сплошь проникнутые темами одиночества и грусти, не добавили оптимизма даже желтые сапоги солиста Jukebox Trio Владимира Иванова. В эпизоде «Забытые берега» водное пространство населяли люди в довольно зловещих масках, а в эпизоде «Морские чудовища» аквалангистам и вовсе пришлось обезвреживать подводные мины, окружившие подлодку (Курск?). Кстати, именно в этот момент зрители наиболее дружно сработали красными палочками-фонариками.
Но технологически «Пилигрим», конечно, безупречен. Сумасшедшего качества голограммы и всевозможные видеопроекции, всевозможные трансформации сцены, которая вдруг становится бассейном и опять превращается в танцпол, парящие по воздуху корабли и гигантская чайка — все это впечатляет, а временами даже захватывает дух. Инновационным элементом, символизирующим прорыв России и Татарстана в XXI век, стали, конечно, пляшущие роботы-манипуляторы заводского вида, размахивающие планшетами с какими-то картинками.
Жаль только, что при ставке на телекартинку в «Татнефть Арене» на этот раз не сумели создать хороший звук, поэтому слова песен иногда было не разобрать. А ведь пример с великолепным концертом Пласидо Доминго в этом же зале показывает, что ничего невозможного нет. Не менее огорчительными для зрителей были фатальные перебои со связью — глухо было не только с интернетом, но подчас не отправлялись даже СМС.
И конечно, церемония открытия превратилась в очередной международный триумф Татарстана. Во-первых, национальному колориту была отдана часть шоу. Здесь и музыкальное оформление, хотя, как показалось, во время выноса флагов стран-участниц на генеральном прогоне татарских мелодий звучало гораздо больше. К слову, на сей раз они были гуще разбавлены произведениями отечественных классиков и нейтральными диджейскими сетами. А знаменосец сборной России, трехкратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Наталья Ищенко, как и полагается, вышла в конце и шлепала по воде под «Танец с саблями» Арама Хачатуряна в оригинальной обработке.
Во-вторых, сами вокалисты, каждый из которых имеет отношение к республике. Будь-то, как уже говорилось, уроженка Нижнекамска, московская певица Тойминцева или местные героини «Голоса» Дина Гарипова и Эльмира Калимуллина. И, конечно, оперная дива Аида Гарифуллина, которая, пожалуй, выиграла и в негласном конкурсе на самое лучшее платье.
Под занавес почему-то немного грустный президент страны, которого встретили бурной овацией, а некоторые экзальтированные дамы даже осыпали воздушными поцелуями, сказал с трибуны правильные слова, подходящие к теме собрания, а заодно и похлопал по плечу, поблагодарив за организацию ЧМ, Рустама Минниханова, который сиял весь вечер и даже (единственный в VIP-ложе) поддерживал волну на трибуне.
Как уже было сказано, место в VIP-ложе нашлось и Шаймиеву (так получилось, что первого и нынешнего президента РТ рассадили по разным краям). Рядом с Бабаем сидел полпред Михаил Бабич, а с Миннихановым — президент ассоциации национальных олимпийских комитетов шейх Ахмад аль-Фахад аль-Сабах. Вторым рядом в ложе сидели не переводчики, как многие подумали, а помощник президента Игорь Левитин и генсек ОКР Анастасия Давыдова.
Кстати, гораздо ярче президент РФ выступил перед самой церемонией на встрече со спортсменами национальной команды России. Они рассказали президенту, что от казанских спортивных объектов все иностранные гости в приятном шоке. «Хорошо бы, если бы они так и оставались в шоке, а вы бы все выиграли», — пожелал в ответ Путин.
После принимающей стороны вновь напомнил об Универиаде-2013 высокий зарубежный гость — это президент ФИНА Хулио Маглионе решил переплюнуть главного в мире по студенческому спорту Клода-Луи Гальена, который два года назад «задвинул» длиннющую речь, порядком утомившую публику. Но и «Гальен-2» не успокоился, пока развернуто не поблагодарил всех по порядку под добродушные смешки аудитории.
Путин объявил чемпионат открытым, а сцену и всех артистов окончательно залило водой. Казань стала центром мирового спорта на ближайшие три недели, а горожанам не нужно забывать, что водный мундиаль — это отнюдь не то мероприятие, в котором церемония открытия является венцом всего. Но все же хотелось бы, чтобы иностранные фавориты водных дорожек и трамплинов и правда еще долго «так и оставались в шоке».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 251