Нефть и нефтехимия 
29.09.2015

Рустам Минниханов: «Хотя... можно кое-кого расстрелять, конечно»

Подопечные Сергея Чемезова попросили ТАИФ помочь оборонке в выпуске брони, а в «Алабугу» готовы вложить более 12 млрд. рублей

Казанским химикам есть за что благодарить Обаму. Американцы и голландцы прекратили поставку сверхвысокомолекулярного полиэтилена, который среди прочего необходим ОПК. Требуется срочно наладить свое производство, а лучшее место — «Казаньоргсинтез». Об этом говорили вчера на совете директоров «Татнефтехиминвест-холдинга». Корреспондент «БИЗНЕС Online» также узнал, что в «Алабуге» предполагают делать сырье для пороха, а «побочным эффектом» производства станет... наполнитель для кошачьих туалетов.

«Милитаристский угар» царил на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

«МЫ ПРИШЛИ С РЫНКОМ»

«Милитаристский угар» царил вчера на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», где, как обычно, Татарстан убеждали вложиться тем или иным способом в различные проекты. То и дело звучали слова «броня», «порох», «взрыв», «пуля». В общем, неудивительно, учитывая место работы главного докладчика, занявшего половину времени заседания советника генерального директора АО «РТ-Химкомпозит» (входит в «Ростех») Сергея Рябых. Татарстан пытался соответствовать и по-военному ни на что не напрашивался и ни от чего не отказывался.

В первую очередь Рябых предложил «самый простой инвестиционный проект» — организовать на ПАО «Казаньоргсинтез» (КОС) производство сверхвысокомолекулярного полиэтилена (СВМПЭ). Он рассказал, что исторически СВМП пытались делать две компании — КОС и тюменское ПАО «Сибур холдинг», но дело остановилось из-за того, что не был подготовлен рынок сбыта порошкового СВМП. Сегодня ситуация иная. Благодаря мероприятиям правительства «РТ-Химкомпозит» реализует три проекта по производству изделий из СВМПЭ — труб, футеровки и композиционной брони. В последнем случае, видимо, имеется в виду так называемая «мягкая» броня или бронеодежда, в которой используют пакеты тканей с определенной текстурой, один из компонентов — волокна из СВМПЭ. Как отмечают специалисты, такая броня более всего подходит для полицейских. Она обеспечивает защиту от пистолетных пуль и осколков. Для защиты от более серьезного оружия СВМПЭ используют вместе с бронепанелями из других материалов.

«Мы гарантируем использование порошков СВМПЭ начиная с 2017 года в объеме 1,2 тысячи тонн и к 2020-му — 4 тысячи тонн», — заверил Рябых. И дело не терпит отлагательств. До последнего времени СВМПЭ закупали за рубежом, но сегодня два базовых производителя — американская Ticona и голландская Dyneema — прекратили поставки порошков — санкции. Между тем СВМПЭ очень нужен в том числе для нужд ОПК, подчеркнул Рябых, «и нам надо в срочном порядке создавать собственное производство».

Почему обратились к Татарстану? «Мы рассматривали много площадок, — рассказал Рябых, — но на КОСе уже есть проектное решение по созданию установки СВМПЭ, специалисты. Мы провели первые переговоры, на которых было сказано: если будет дано добро руководства, садимся и говорим о конкретных предложениях, — обрисовал ситуацию докладчик. — Объем этилена, который нам нужен, не считаю каким-то значительным вопросом, имеющим отношение к балансу сырья». Есть два варианта создания предприятия. Первый: «РТ-Химкомпозит» дает деньги, оборудуется мини-цех. Второй: аренда площадей. «Но мы прекрасно понимаем, что выделить отдельное производство внутри системы невозможно, — отметил Рябых. — Поэтому в любом случае физически всем этим оборудованием будет управлять КОС, мы же только инвестируем и будем гарантированно иметь порошок СВМПЭ. Словом, мы пришли с рынком сбыта, деньгами, но нам нужны площадка и гарантированные отношения».

«У нас существовало производство СВМПЭ, — рассказал гендиректор КОСа Фарид Минигулов, — оно, конечно, было не такое современное, как предполагается, но тем не менее... Есть кадры, производственные площадки, какое-то оборудование. Технически мы к этому готовы, сейчас надо определить, по какому варианту пойдем, и получить согласование акционеров». По его оценке, проект можно реализовать за год-полтора.

Фарид Минигулов
Фарид Минигулов: «Технически мы готовы, сейчас надо определить, по какому варианту пойдем, и получить согласование акционеров»

«Группе компаний «ТАИФ» — отработать вопрос или по созданию СП или рассмотреть возможность предоставления площадки для стратегического партнера, — вступил в разговор президент РТ Рустам Минниханов. — В течение двух-трех месяцев надо принять решение. Все равно это материал и для оборонных продаж, поэтому какую-то поддержку по части импортозамещения можно будет получить».

«СВМПЭ включен в программу первоочередных мероприятий по импортозамещению, тут все в порядке», — подтвердил Рябых.

«Искать что-то не надо, — посоветовал Минниханов, припомнив «угрозу» о том, что рассматриваются несколько площадок, — надо на КОСе рассмотреть одну из форм предприятий».

ИРАНСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА ТАТАРСТАНСКИХ ЗАПРАВКАХ

Второй проект, предлагаемый «РТ-Химкомпозитом», — организация производства заправочных комплексов компримированного газа с использованием баллонов четвертого поколения из полимерных композиционных материалов. По словам Рябых, технология отработана, баллоны получаются легче, чем металлические аналоги (24 кг против 85) и выдерживают давление до 250 атмосфер (обычно — 150 - 200). «Но самое важное — другое, — отметил Рябых. — Металлические баллоны во всем мире запрещены к размещению на заправках, где заливают бензин и дизельное топливо. Баллоны четвертого поколения сразу делали так, чтобы они не разлетались на осколки при взрыве или при попадании пули. Все технологии проверены». Насколько можно было понять, в производстве намереваются использовать продукцию ООО «Алабуга-Волокно».

«Тимур, вы в курсе? — обратился к генеральному директору ОЭЗ «Алабуга» Тимуру Шагивалееву Минниханов и поинтересовался у Рябых. — Может, на особой зоне вам и производство наладить?»

Тимур Шагивалеев
Тимур Шагивалеев: «Хотим получить добро на создание в республике двух производств»

«Мы этого и просим! — ответил он. — Вот наш график ввода завода в эксплуатацию. Хотим получить ваше добро на создание в республике двух производств: баллонов и — с компанией «РариТЭК» и на ее площадке — контейнеров (контейнерные заправочные комплексыприм. авт.). В баллоны инвестируем 1 миллиард 350 миллионов рублей, в производство контейнеров — 150 - 200 миллионов. Этот комплекс может ставиться прямо на любой существующей бензиновой заправке». «Одного контейнера на сколько заправок хватает?» — поинтересовался президент. «На 40, но мы можем сделать на 100 - 120. Одновременно начинаем производство в Сафоново, где «мотают» корпуса ракет (имеется в виду ОАО «Авангард» в Смоленской областиприм. авт.), контейнеров емкостью 100 - 150 тысяч кубических метров газа. Будем использовать их как материнские заправки. Их можно ставить в автобусных парках, например, там, где есть большое потребление. Мы взяли эту технологию в Иране, где 3 миллиона автомобилей на компримированном газе (в России — 180 тысяч), используем мировой опыт, чтобы создать производство системы контейнерных заправок (сам процесс заправки длится от 2,4 до 3,7 минутприм. авт.)».

«Делайте заявку на статус резидента. Тимур Наилевич вам окажет содействие, и мы в самое короткое время рассмотрим», — заметил Минниханов.

Но и на этом Рябых не остановился, заявив о намерении создать еще и производство малеинового ангидрида. Напомним, в прошлом году на одном из заседаний совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» его гендиректор Рафинат Яруллин сетовал, что это остро необходимо. Сегодня продукт на 100% поставляется из-за границы, между тем его переработка создает целый кластер и дает импульс для развития производства композиционных материалов... «РТ-Химкомпозит» готов вложить в проект «достаточно большие средства» — 11 млрд. рублей.

Рафинат Яруллин
Еще в прошлом году на одном из заседаний совета директоров Рафинат Яруллин говорил, что производство малеинового ангидрида остро необходимо

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ПАМПЕРСАМИ И ПОРОХОМ

Но и это было еще не все. Следующий проект, по мнению Рябых, «может иметь очень быструю реализацию». Это организация производства по глубокой переработке лубяных культур — льна и конопли. Как рассказал докладчик, создана опытно-промышленная установка, позволяющая перерабатывать лен в целлюлозу без всяких отходов. Почему опять Татарстан? «Сегодня эта целлюлоза уходит в Голландию и возвращается к нам в качестве сырья для производства памперсов, — рассказал Рябых. — Учитывая то, что в «Алабуге» планируется их производство (имеется в виду строящийся сегодня завод бельгийской компании Drylock Technologiesприм. авт.), абсолютно точно наш проект подойдет для того, чтобы сделать здесь эдакий агропромышленный комплекс. Можем предложить вам СП для производства льна, для чего нам нужно 2 тысячи гектар земли. Это будет глубокая переработка с выработкой 10 тысяч тонн качественной целлюлозы, из которой 10 - 12 процентов в рамках «Ростеха» берет оборонно-промышленный комплекс, остальное можно реализовывать в Татарстане, на том же предприятии в «Алабуге», ведь сырье из Голландии удорожает продукцию».

«И что мы получаем из льна?» — поинтересовался Минниханов.

«Три продукта. 10 процентов — волокно для ткацкой промышленности, 75 процентов перерабатываем в целлюлозу для гражданского назначения, остальное — на пороха и нитроцеллюлозные лаки для ОПК. Остатки переводим, прошу прощения, в... наполнители для кошачьих туалетов. Очень эффективная схема — ничего на предприятии не остается. Опытная установка есть, далее ее при помощи госсубсидий можно тиражировать в республике. Но нам необходим партнер из агрокомплекса и, возможно, инвестиционный партнер. Могли бы реализовать программу начиная с 2016 года».

1.jpg
Марат Ахметов: «Льном пока занимаемся очень слабо — всего два хозяйства на 1000 гектар. Порядка 3 тысяч тонн собираем»

«Марат Готович, какие у нас перспективы по льну?» — обратился Минниханов к министру сельского хозяйства и продовольствия РТ Марату Ахметову.

«Льном пока занимаемся очень слабо — всего два хозяйства на 1000 гектар. Порядка 3 тысяч тонн собираем, половину отгружаем республике, половину — в Вологду, Владимир для переработки. В принципе, вопрос живой. Но, конечно, комбайн специфический, бельгийский, очень дорогой — 15 - 18 миллионов рублей стоит. Но 10 - 15 тысяч тонн для республики реальны».

«Мы можем начать с 1,5 - 2 - 3 тонн, — вставил Рябых. — Есть гарантированное потребление 10 тысяч тонн в «Алабуге», под него и подстроим всю технологическую цепочку».

«Марат Готович, давайте, вместе с коллегами надо рассмотреть возможность расширения наших и посевных площадей и дальнейшей переработки», — подвел черту обсуждению Минниханов.

Впрочем, неутомимый Рябых коротко рассказал еще об одном проекте — по созданию центра малотоннажной химии. «Более 1400 наименований надо заместить для ОПК, нефтянки по программе импортозамещения», — проиллюстрировал он ситуацию. Проект также будет рассмотрен.

«...В ЖИВОТАХ ЕСТЬ МИКРОБЫ»

Под занавес мероприятия выступил профессор КНИТУ Яков Самуилов. Поскольку на финишной прямой находится проект «Аммоний», он рассказал о возможностях по использованию мочевины (карбамида). «Доклад делается для акцентирования внимания на перспективах, открывающихся для республики в связи с появлением нового производства», — подчеркнул Самуилов и рассказал о том, что, помимо использования мочевины как удобрения и подкормки для скота появились «необычные методы» применения, например, «можно получать великолепные полимеры».

Яков Самуилов (в центре)
Яков Самуилов (в центре) рассказал о том, что, помимо использования мочевины как удобрения и подкормки для скота появились «необычные методы» применения, например, «можно получать великолепные полимеры»

Профессор докладывал настолько хорошо поставленным голосом, такой речью и с такими элементами ораторского искусства и актерского мастерства, что слушали его не перебивая. Минниханов, то и дело прерывавший предыдущих докладчиков, сделал уточнение лишь в начале, при упоминании о том, что мочевина используется как азотное удобрение и азотная подкормка для КРС.

«А что за подкормка для скота?» — спросил Минниханов.

«У него в животах есть микробы, которые перерабатывают мочевину в белок», — популярно разъяснил профессор.

«Марат Готович?» — вопросительно взглянул на Ахметова президент.

«Есть такое, как белковую подкормку в незначительных объемах применяют», — отозвался Ахметов.

«Если помните, китайцы... — внес свою лепту в объяснение Самуилов. — Они иногда хорошие, иногда — хорошие до невозможности. Качество молока на белок проверяют анализом на азот. Если повышенная концентрация азота, значит, белка много, молоко хорошее. В меламине, получаемом из мочевины, до 45 процентов азота. Начали валить в молоко меламин, в результате — массовое отравление детей. Расстреляли всех!»

«Мы не хотим, чтобы у нас кого-то расстреляли, — «испугался» Минниханов и после паузы добавил. — Хотя... можно кое-кого расстрелять, конечно».

Предприятия: Казаньоргсинтез
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (36) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.09.2015 08:39

    На Точмаше уже идет освоение мягкой брони.

    • Анонимно
      29.09.2015 08:45

      надо сделать что то вроде батута

      • Анонимно
        29.09.2015 10:51

        Ни в коем случае не батут. На подобие батата и есть железная броня. Пуля должна не отскакивать от брони , а в ней застревать.

    • Анонимно
      29.09.2015 10:07

      Пуля не отскакивает как от стальной брони, а застревает в ней, не давая разрушать основное изделие- кабину КАМАЗа, вертолета, самолета и т д.

    • Анонимно
      29.09.2015 19:02

      На Точмаше еще и конь не валялся. А, до брони нам, как до леса раком.

      • Анонимно
        29.09.2015 21:57

        На Точмаше закуплео оборудование и уже выпускается броня. Работы ведутся совместно с КХТИ.поэтому не зная не говорите.

  • Анонимно
    29.09.2015 08:58

    Это хорошо, что из-за санкций мы видим новые пути развития, прямо по древним мудростям, где советуют извлекать из всего случившегося только хорошее.

  • Анонимно
    29.09.2015 08:58

    У Татарстана большие планы и интересные задумки, будем следить за ходом событий

  • Анонимно
    29.09.2015 09:35

    Льнокомбинат?

  • Анонимно
    29.09.2015 10:10

    В Китае с2000-2015 год расстреляли 10000 чиновников. У нас эта цифра должна быть раз в 5 больше.Что ни чиновник ,то казнокрад.Вы видели хоть одного,кто бы жил в аварийном или ветхом жилье!!!

    • Анонимно
      29.09.2015 11:47

      Точно, ни один чинуша, даже самый мелкий, за зарплату не работает. Всех скопом лес валить. А по большому счету, на кой нам вообще министерства в регионах со своими штатами раздутыми? Хватит управлений фед. министерств в столицах фед. округов и небольших отделов в регионах.

    • Анонимно
      29.09.2015 11:50

      Щиновники со справкой о нужде квартиры выкупают или бесплатно получают

    • Анонимно
      29.09.2015 21:54

      А вы уверены, что будут расстреливать именно воров?)) Я почему то совсем в этом не уверен. Расстреляют кого угодно, стрелочников найдут, мелкую сошку, но реальных воров, воров по крупному - вряд ли. На Васильеву посмотрите хотя бы.. И то больше похоже на междоусобные разборки, так уж получилось

  • Анонимно
    29.09.2015 10:58

    Рустам Нургалиевич, а давайте как Ли Куан Ю начните с друзей.

  • Анонимно
    29.09.2015 11:52

    перед расстрелом нужна конфискация всего нажитого -замков,поселков,островов и лесов с полями.глядишь и выход к волге обнаружится скоро...расстрел осуществлять принародно...с последним словом...

  • Анонимно
    29.09.2015 12:02

    наконец то Казаньоргсинтез для оборонки страны чтото полезное сделает!

    • Анонимно
      29.09.2015 12:06

      Оргсинтез не головная структура, налоги платит все, которые положено. Тем уже как минимум помогает стране.

  • Анонимно
    29.09.2015 14:39

    Ключевая фраза сказана в конце, с этого места пожалуйста поподробнее и огласите весь список целиком!

  • Анонимно
    29.09.2015 15:09

    Конечно, надо все эти произ-ва запускать. Однозначно и побыстрее..

  • Анонимно
    29.09.2015 17:28

    Надо загружать предприятия Татарстана пока не сняли санкции! Тот же КамАЗ, можно много чего выпускать и не просить денег у государства. Например, составить список промышленных товаров которые закупали на Украине и вперёд, загружаем КамАЗ. Вот только захочет ли руководство КамАЗа, помню с каким трудом заставили Беха выпускать \"Оку\", которая расходилась в 90-е на \"ура\". Президенту Татарстана это дело надо взять под контроль и периодически \"пороть\" чиновников, чтобы отрабатывали, а не протирали штаны.

  • Анонимно
    29.09.2015 18:02

    чего радуетесь? с вас то и начнут списки составлять...

  • Анонимно
    29.09.2015 18:48

    А какая тут радость, надежда скорее, что \"полуживые\" предприятия загрузят. А Вы, надо полагать не восторге от работы, сочувствую и таких к сожалению на Руси большинство.

  • Анонимно
    29.09.2015 18:56

    Очень интересная статья. Интересно кого имел ввиду президент в последнем предложении))

  • Азат Д
    29.09.2015 19:00

    Когда с такой же помпой будем выпускать конкурентный рыночный продукт, замещая импортный? А то опять "успешно" военный бюджет осваивают.Прям как жена Гены Букина, когда работала распространителем косметики, сама у себя покупала и радовалась успеху.

  • Анонимно
    29.09.2015 19:21

    Наверное, не "можно", а "нужно".

  • Анонимно
    29.09.2015 19:28

    Пора, давно пора слезать с нефтяной \"иглы\". Этот шанс для пром.производства надо использовать, все возможности пока есть, но это пока. Иначе так и останемся \"страной-бензоколонкой\".

    • Анонимно
      29.09.2015 20:48

      ""Вы хоть поняли теперь , что Вы натворили ""в Мензелинском районе Г- н Ахметов ? Упадок сельхоз производства, 1-е бюджетные телки не работают , их сумма более 20 мл руб , 2 е подеж молодняка по всему району , 3 е отсутствие какого то ни было здравого понимания ситуации на местах Вашим бывшим замом , 4 е отсутствие желания вникать скрупулезно в мелочи производства молока им же и масса других недоработок управлен . Сель хоз , дают впечатление какого. То заговора против Мензелинскоо района , завтра приедут спецы из минсехоза по добычи молока , будут крайние , будут пафосные обещания ваших же рекрутов , будут подарки проверяющим , но конечно сгоревшую ферму в Органик груп на днях вряд ли покажут , так же не кто не скажет что всех дойных коров свезли в новый убойный цех в течении года, а самое страшное еще впереди у Мензелинкого р на , зимовка будет очень не простой 43 место по РТ лет на пять это точно , многие ждут пенсии, только в это году на пенсию должны выйти по данным пенсионного фонда 63 работника сел хоз ва, а зам министра по кадрам не привез в район не одного полноценного спеца , ну как так Марат Готович , где Ваш прогматизм и чутье на таланты в делах а не на словах .

  • Анонимно
    29.09.2015 20:54

    Можно построить в Татарстане заводы по производству нефтехимического, нефтяного оборудования и труб , зачем их ежегодно закупать на несколько десятков(сотен) миллиардов рублей за рубежом.

  • Анонимно
    29.09.2015 21:53

    Все перечисленные производства по объемам под силу среднему, а то и малому бизнесу. Но про них даже и не вспомнили. А ведь хотят довести их долю до 30%. Выращивание льна, например, может обеспечить работой многих фермеров Кукморского, Сабинского, Балтасинского, Мамадышского, Менделеевского, Агрызского и других северных районов.

  • Анонимно
    29.09.2015 22:48

    Вечно кого то хотят расстрелять и никак

  • Анонимно
    30.09.2015 11:56

    Конечно, надо все эти произ-ва запускать. Однозначно и побыстрее..

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль