Общество 
19.01.2016

Поход в Москву за золотым руном: где Татарстан наскребет 750 млрд. на «Иннокам»?

Мегапроект Рустама Минниханова по развитию Закамья одобрил Аркадий Дворкович, но с Антоном Силуановым его только «начали обговаривать»

Масштабный проект развития Закамья на 10 лет, включающий 60 промышленных и инфраструктурных проектов на 750 млрд. рублей, официально вносит на этой неделе в правительство РФ Татарстан. Как заявил сегодня на брифинге министр экономики РТ Артем Здунов, уже есть договоренности, что «Иннокам» будет получать финансирование в рамках федеральных программ в приоритетном порядке. Однако, по мнению экспертов «БИЗНЕС Online», сейчас, когда в Москве «все дерутся за деньги», выбить что-либо будет непросто.

.
Объем заявленных инвестиций в 60 проектов — 750 млрд. рублей. Сколько денег из этой суммы республика хочет заполучить из федерального центра, Артем Здунов оценить то ли не смог, то ли не захотел

БЕЗ ПОДДЕРЖКИ ФЕДЕРАЛОВ «ИННОКАМ» НЕ ПОСТРОИТЬ

На этой неделе Татарстан внесет на рассмотрение в минэкономразвития России проект-распоряжение о создании инновационного обособленного центра «Иннокам», рассказал сегодня на брифинге министр экономики РТ Артем Здунов. Напомним, что «Иннокаму» была посвящена отдельная панельная сессия на прошедшем Гайдаровском форуме с участием президента РТ Рустама Минниханова. Именитые участники — председатель комитета гражданских инициатив, экс-министр финансов Алексей Кудрин, министр транспорта РФ Максим Соколов, министр энергетики РФ Александр Новак — восприняли программу развития Закамья на ура. «Мы традиционно используем Гайдаровский форум как площадку для продвижения крупных масштабных проектов РТ», — прокомментировал событие Здунов.

Утверждение «Иннокама» на правительственном уровне позволит всем инвестпроектам Закамья попадать в программы господдержки в приоритетном порядке. И это самое важное: Здунов признает, что без федеральной поддержки «Иннокам» просто не состоится. «Хочу сказать, что многие проекты Республики Татарстан мы будем решать именно уровнем документов правительства РФ, потому что невозможно собственными силами реализовать их. Без привлечения федерального финансирования и частного сложно будет — мы это сделаем, но на это уйдет очень много времени», — объяснил он.

Объем заявленных инвестиций в 60 проектов, напомним, поражает воображение — 750 млрд. рублей на 10 лет. Сколько денег из этой суммы республика хочет заполучить из федерального центра, Здунов оценить то ли не смог, то ли не захотел, дав понять, что эта доля значительна. «Трудно говорить о консолидированной доле. Программа кластеров у нас подразумевает 5 процентов республиканских, 95 — федеральных, есть программы 10/90 (10 процентов республиканских и 90 процентов федеральных средств). Есть [софинансирование] за счет налоговых преференций, за счет льготного налогового режима», — рассуждал он. А благодаря «Платону» часть строящегося дорожного полотна федералы оплатят наполовину. Неизвестна и сумма возможных частных инвестиций: как объяснили в минэкономики, в «Иннокам» пока «белым пятном» входит подвисший в минэнерго России крупный проект строительства продуктопровода «Ямал-Поволжье», который обсуждается много лет. По нему не только не определены источники финансирования, но и неясно даже, есть ли под него необходимые объемы газа.

«Иннокаму» была посвящена отдельная панельная
сессия на прошедшем Гайдаровском форуме с участием
Рустама Минниханова и Алексея Кудрина

Проект должен пройти через профильные ведомства — минэнерго, минтранспорта, минпром, а также РЖД, а затем поступить на утверждение правительства. Однако все необходимые формальности уже соблюдены, заверил Здунов, и много времени согласование не потребует: «Надо сказать, что, когда мы вносили Дмитрию Анатольевичу Медведеву этот проект «Иннокама», была создана рабочая группа, ее возглавил Дворкович. Все представители министерств в этой рабочей группе уже есть, и они «Иннокам» уже согласовали».


«МЫ ОПРЕДЕЛЕННО СТОЛКНЕМСЯ С ТРАНСПОРТНЫМ КОЛЛАПСОМ»

Первая задача, которую нужно решить правительству РТ, приступая к «Иннокаму», — это развитие транспортной инфраструктуры Закамья, которая уже сейчас оставляет желать лучшего. «Мы сталкиваемся с крупными инфраструктурными ограничениями, которые касаются не только вывоза готовой продукции, но и завоза сырья на предприятия, и с каждым годом ситуация усугубляется. Проекты [«Иннокама»] — на 10 лет, и если мы эти проекты реализуем, то определенно столкнемся с транспортным коллапсом, который уже наблюдается местами и сегодня», — обоcновал необходимость многомиллиардных инвестиций министр экономики. Об этом же предупреждал и выступавший на Гайдаровском форуме крупнейший дорожный эксперт России Михаил Блинкин, заявив, что, если мы не построим транспорт, «Иннокам» окажется либо фигурой речи, либо мечтой».

Однако, как заверил присутствовавший на брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, мы четко представляем, что для этого нужно делать. Он подробно рассказал журналистам, какие дороги, железнодорожные ветки и мосты нужно построить в Закамской зоне, чтобы этого коллапса не допустить. Прежде всего это реконструкция участка трассы М7 от Казани до Набережных Челнов, которая ведется уже сейчас. На сегодняшний день не готово 73 км дорожной полосы, которую нужно привести к первой технической категории к 2019 году. «Самым слабым местом остается Нижнекамская ГЭС — пропускная ее способность и технические ее параметры... (оставляют желать лучшего прим. авт.). На сегодняшний день нужны реконструкция и ремонт, и в этой связи мы видим необходимость строительства мостового перехода через Каму в районе Соколки, недалеко от Мамадыша», — напомнил министр еще об одном масштабном проекте, о котором шла речь на Гайдаровском форуме.

Есть проблемы и на Куйбышевской дороге, где сложно как завозить, так и вывозить продукцию с закамских предприятий — нужно строить новые дорожные участки Круглое Поле — Агрыз с электрификацией, новую железнодорожную «нитку» Тихоново — Тракторная. Последний проект требует 15 млрд. рублей. Кроме того, нужно заняться речными артериями, чтобы порты Закамья могли принимать суда грузоподъемностью более 5 тыс. тонн. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Сафин оценил сумму, требуемую только на транспортные проекты, более чем в 100 млрд. рублей.


НОВЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ БУДЕТ ПЛАТНЫМ ДЛЯ ПРОЕЗДА

Более подробно Сафин рассказал о строительстве моста через Каму, который включает в себя возведение 90 км дороги и мостового перехода. Необходимость создания этого моста подчеркивал на панельной сессии Гайдаровского форума Блинкин, который с горечью говорил о затягивании проекта: он надеется, что мост построят все-таки «при нашей жизни».

Сейчас минтранс РТ выполнил технико-экономическое обоснование проекта. К строительству будут привлекаться все денежные источники: федеральный и республиканский бюджеты, частные средства. Республика приступила к проектированию моста, до конца года уже может начать разработку финансовой модели и объявить конкурс на поиск инвесторов. «Инвесторы есть потенциальные, в принципе, мы с ними в работе, есть вероятность, что мы к 2017 - 2018 годам выйдем на реализацию», — рассказал министр. «Проект однозначно будет стоить свыше 50 миллиардов рублей», — сказал Сафин.

Мост через Каму станет единственным платным участком дорожного полотна, которое будет строиться в «Иннокаме». «Безусловно, если проект — ГЧП, речь пойдет о платности. Но здесь речь пойдет о финансовой модели участников проекта. Мы предполагаем, что будет участие федерального центра. Заработала система «Платон», и мы здесь можем получить до 50 процентов субсидирования из федерального бюджета», — надеется он.

Нажмите, чтобы увеличить

КЛЮНЕТ ЛИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР НА 200 МЛРД. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАЛОГОВ?

Напомним читателям, что в целом проект «Иннокам» предполагает развитие Камской агломерации как «точки роста» российской экономики путем создания 6 кластеров, специализирующихся на нефтегазопереработке, нефтехимии и автомобилестроении, пищепроме, деревообработке. Проект включает в себя развитие инфраструктуры, инвестиционные проекты и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования. На территории агломерации проживают 1 млн. человек, здесь работают флагманы экономики республики — «Татнефть», ТАНЕКО, ТАИФ, «Нижнекамскнефтехим», КАМАЗ, Ford-Sollers, «Нижнекамскнефтехим», ОЭЗ «Алабуга», ОАО «Аммоний» и т. д., которые создают четверть валового регионального продукта Татарстана (около 440 млрд. рублей).

По словам Минниханова, реализация инвестиционных проектов развития Камского кластера позволит к 2020 году создать более 30 тыс. высокопроизводительных рабочих мест, увеличить объем отгруженной продукции в 3 раза (до 2 трлн. рублей), размер созданной в Камском кластере валовой добавленной стоимости — в 3 раза (до 1,1 трлн. рублей), что ежегодно будет приносить в федеральный бюджет 150 - 200 млрд. рублей дополнительных налогов.

Таким образом «Иннокам» может стать точкой роста не только для Татарстана, но и для всей России. Социальный эффект тоже ожидается значительным — на 1,7 года увеличится продолжительность жизни местного населения, число высокопроизводительных рабочих мест станет больше в 1,5 раза, а количество вредных выбросов снизится на 20%. Однако для этого надо решить несколько задач, в том числе обеспечить трудовую миграцию в регион за счет значительного увеличения привлекательность региона для жизни.

Однако ключевой вопрос о том, откуда возьмутся деньги в кроимом, как тришкин кафтан, федеральном бюджете, пока что фигура умолчания. Здунов на брифинге лишь дипломатично заметил, что с минфином уже начали обговаривать, ведь министерство смотрит, есть ли такие средства в федеральных программах. Еще более трезво смотрит на ситуацию Сафин. «Единственное, конечно, мы сейчас находимся в ситуации, если будет ограничение финансирования, связанное с экономикой в стране... Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы эта реконструкция (участка М7 прим. авт.) в контрактные сроки была завершена. Мы готовы работать на опережение, но все зависит от ситуации в федеральном дорожном агентстве», — сказал он.

Нажмите, чтобы увеличить

«ВРЕМЯ ЕЩЕ ЕСТЬ — НЕ ВИЖУ ПРИЧИН НАЗЫВАТЬ ЭТОТ ПРОЕКТ УТОПИЧНЫМ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить, насколько реально в условиях падения российской экономики стране найти 750 млрд. рублей на «Иннокам».

Вадим Хоменко — вице-президент, член-корреспондент Академии наук РТ, доктор экономических наук, профессор КФУ и КНИТУ-КАИ:

— Если Здунов говорит о выделении средств, значит, у него есть основания так говорить, есть договоренности. При этом сам проект достаточно уникален, потому что он представляет собой концентрацию ряда производств, в том числе и нефтехимических, на территории Камской зоны. Инвестиции идут по утвержденным позициям, потому что нефтехимический комплекс — один из наиболее устойчивых в нынешней сложной экономической ситуации. Потому что это продукция высокой переработки, мало зависящая от цены на нефть, и перспективы здесь достаточно большие. Конечно, это не окончательная переработка, мы ждем готовой продукции в виде товаров бытового спроса и того подобного, а не просто каучука и полимеров. Нам это очень важно. Я думаю, это будет следующим шагом.

Что касается дорог и прочего. Конечно, развивать производства, связанные с вывозом большого количества продукции, без надлежащей транспортно-логистической системы просто нереально. Ответ на вопрос, найдем ли мы на это деньги, зависит от того, что если этих денег не будет. Вот смотрите: мы столько говорили о реконструкции наших транспортных коридоров, но по факту так и не реализовали их в том объеме, как это было намечено при формировании трех евразийских транспортных коридоров. «Север — Юг» практически не реализован. С проектом «Запад — Восток», связанным с модернизацией Транссиба, вопрос тоже не решен. Ну и автотранспортный коридор Европа — Западный Китай. Тоже не решается проблема. И что мы видим? В ответ Китай прогоняет по проекту «Шелковый ветер» транспортные составы из Китая до Турции через Казахстан, дальше — через паромную переправу в Азербайджан, Грузию, затем в Стамбул. А теперь и Саакашвили говорит, что готов принять поезда и в Одессе, с паромной переправой через Черное море. И это говорит о том, что на что-то, нами не сделанное, всегда будет другой ответ. Появляется другой вариант южного транспортного пути, по которому пойдут китайские товары. Но уже не через территорию России. Нужны ли нам такие ответы? А ведь в этот проект Китай предлагал вложиться. Он вкладывает деньги по всему миру, там, где ему необходимо обслуживать свои интересы. И это очень большие деньги. Поэтому Китай и хотел вложить деньги в ВСМ, ведь он смотрит на эту дорогу не как на пассажирскую, а как на грузовую, необходимую для вывоза китайских товаров.

Когда бизнес приходит на территорию, он ждет понятных условий ведения бизнеса, отсутствия коррупции и налаженной инфраструктуры. Если нет дорог, то бизнес туда не входит. И он считает, что этим должно заниматься прежде всего государство. Поэтому такой крупный проект, как «Иннокам», и базируется на решении ряда транспортных проблем, которые раньше не были решены.


Марат Галеев заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— 700 с лишним миллиардов — это общая сумма. Там не все средства бюджетные — я думаю, даже меньше половины. Поэтому эта цифра не должна так пугать. Но бизнес-проект кластера «Иннокам», по сути, один из немногих во всей России, где гарантированы точки роста экономики с хорошими гарантиями реализации продаж продукции. Поэтому этот проект нужен не только Татарстану, он имеет общероссийское значение. По сути, этот кластер уже складывается. Менделеевск, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга взаимосвязаны и технологически, по многим параметрам. Не забывайте, что проект рассчитан на 10 лет, не на 1 год. Новые мощности будут вводиться постепенно. Они сейчас строятся в «Нижнекамскнефтехиме», и в Менделеевске будет вторая очередь «Аммония». При условиях их введения в строй транспортная инфраструктура должна быть совершенно другой. И если не будет инфраструктуры, то это приведет к транспортному ступору. Но сами проекты реальны и имеют общероссийское значение. Их просто необходимо реализовывать. Ну а с их финансированием множество вариантов. Не обязательно бюджет, хотя какое-то участие федерального бюджета, несомненно, должно быть. Ведь частные инвесторы, банки, дающие кредиты, международные консорциумы всегда смотрят, каково участие государства, с тем, чтобы риски были разделены. Но по-любому все будет проходить поэтапно. Проект закончится в 2026 году. Время еще есть. Поэтому я не вижу причин называть этот проект утопичным.

И потом — при условии реализации этого проекта бюджет как раз и будет выглядеть по-другому. Надо преодолевать сырьевую ориентированность бюджета. То, что федеральный бюджет формируется только за счет нефти, — это очень плохо. Экономику надо диверсифицировать таким образом, чтобы был элемент замещения налоговой и доходной базы. Данные проекты как раз это и предусматривают.

Александр Виноградов ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»:

— Я сильно сомневаюсь в успешности этого проекта. Сейчас в Москве и так все дерутся за деньги. Странная ситуация с бюджетом — уже было сказано, что остались остатки, делается секвестр и так далее. И в этом смысле такие суммы выделять на один регион, пускай даже один из самых важных в стране, очень сомнительно.

Никита Кричевский экономист:

— Чтобы предметно рассуждать о перспективах проекта «Иннокам», необходимо в деталях ознакомиться с бизнес-планом и, главное, выяснить источники финансирования. 750 миллиардов рублей за 10 лет — это очень серьезная сумма инвестиций, изыскать которую в условиях экономического и финансового кризиса будет непросто. Если же речь идет о том, что львиную долю средств на развитие транспортной и иной инфраструктуры Закамья Татарстан просит у федерального центра, то это однозначно невозможно. Подобные коммерческие по определению проекты могут осуществляться только на условиях софинансирования региональными и федеральными властями. Причем регион должен взять на себя основную финансовую нагрузку. Инфраструктурные проекты актуальны всегда, в том числе и во время кризиса. Другое дело, что российское правительство сейчас демонстрирует панические настроения, что проявляется, например, в заявлениях о возможном секвестре бюджета. Естественно, в таких условиях просьбы регионов о новых крупных инвестициях из федерального бюджета вряд ли будут восприняты положительно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (102) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    19.01.2016 14:41

    Забавный у вас в РТ бизнес)) побольше громких проектов с как можно долгим сроком окупаемости и как можно более огромным финансированием и обязательно за счет федбюджета. Браво!

    • Анонимно
      19.01.2016 14:52

      Если бы в ФБ 97% налогов от нефтянки не уходило, не просили бы

      • Анонимно
        19.01.2016 16:07

        Просили бы еще больше. Такая натура

      • Анонимно
        19.01.2016 16:12

        Хотите объясню. Есть 100% денежной массы, из которой 80% уходит по серым схемам в банки Швейцарии, из оставшихся 20% Татарстан вычитывает налоги и формирует бюджет. Для таких как вы и придумывают что фед. центр доит регионы, когда на местах на самом деле и происходит самое настоящее воровство.

        • Анонимно
          19.01.2016 19:48

          Правильно,а потом кое-кто из правительства Татарстана посещает эти страны в новогодние каникулы.Видимо посмотреть сколько процентов накапало.

        • Анонимно
          19.01.2016 21:34

          Это вы только что придумали? Сидя на диване? :)

          • Анонимно
            20.01.2016 08:41

            Был доступ к информации видел своими глазами как пилится доходы. Думаю как власть РТ разбежится, вы тоже узнаете очень много нового, из разбирательств прокуратуры РФ по коррупционных схемам.

            • Анонимно
              20.01.2016 12:04

              Ну да, а из денег которые РТ отдает в фед. бюджет ни копеечки не пропадает.

              • Анонимно
                20.01.2016 12:35

                Думаю не в таких масштабах как тут и следаки там сложа руки не сидят. А вы смотрю соглашаетесь и к тому же поддерживаете воровство. Вот ваша натура и вышла в одном комментарии. Таким как вы закрыта должна быть работа в общественных постах.

    • Анонимно
      19.01.2016 14:57

      А как обратно вернуть те деньги в размере более 160 млрд. рублей, которые уходят из Татарстана на поддержку других регионов? Такова сумма, которую республика перечислила в качестве дотации доля других регионов России. Например, той же Чечне или Краснодарскому краю и Ставрополью. В такую сумму дотации этим регионам, которую они получают в свой бюджет безвозмездно. Б

      • Анонимно
        19.01.2016 15:13

        Про Чечню осторожнее а то придется извиняться в Инстаграмме))) Тем более у вас полно поклонников тамошнего гениального руководителя

      • Анонимно
        19.01.2016 16:56

        Не 160, а порядка 500

    • Анонимно
      19.01.2016 14:59

      Они же самые умные, думают за воровство отвечать не придётся.

    • Анонимно
      19.01.2016 16:20

      завидуйте молча

  • Анонимно
    19.01.2016 14:47

    Татарстан без денег сидит ничего нового там не делают а только ждут как чайки денег )))))

  • Анонимно
    19.01.2016 14:55

    На сегодняшний день не готовы 73 км дорожной полосы, которую нужно привести к первой технической категории к 2019 году.... «Единственное, конечно — мы сейчас находимся в ситуации, если будет ограничение финансирования, связанное с экономикой в стране... Мы, конечно, очень бы хотели, чтобы эта реконструкция (участка М7 — авт.) в контрактные сроки была завершена. Мы готовы работать на опережение, но все зависит от ситуации в федеральном дорожном агентстве», — сказал он....
    Кто ВЫ? На мою память за дорогу отвечают федералы, минтранс никакого отношения к этому не имеет...

    • Анонимно
      19.01.2016 15:21

      Наши имеют отношение ко всему ) Камазы то работают наши ) а значит и кучтэнэч будет )

  • Анонимно
    19.01.2016 15:02

    У каждого из компаний иннокама есть свою инвестпрограмма, зачем их объединять в одно большое образование? получается иннокам-нечто виртуальное, нужное для получения бабла, а как с окупаемостью? за счет прибыли крупных компаний (нкнх, камаза,соллерса и др.)? так они и так платят налоги и будут платить если инвестировать программы каждого предприятия.

  • Анонимно
    19.01.2016 15:06

    Фантазеры.

  • Анонимно
    19.01.2016 15:11

    Строить все будет само собой ПСО Казань?)))

  • Анонимно
    19.01.2016 15:13

    Хоть какой не будь проект окупился,а то уж 15 лет одни проекты ,и все не рентабельны,смех и слезы ,в китае вас всех министров и всяких примеров натянули бы

  • Анонимно
    19.01.2016 15:16

    Мощно, Закамью придется не только Казань тащить, но и всю РФ )

  • Анонимно
    19.01.2016 15:21

    Следующий за Инополисом, непомерно раздутый проект Иннокама. Такой же прожект в сегодняшних экономических реалиях, как и ВСМ Москва - Казань.
    Какие могут быть инвестиции, если экономика государства становится все более закрытой?
    Складывается впечатление, что этот надуманный инвест проект продвигается только для того, чтобы получить из федерального бюджета какие - нибудь деньги.

    • Анонимно
      19.01.2016 15:41

      Товары и сырье необходимо доставлять до потребителя. Для решения логистических проблем и будут расширять "узкие места" Камской агломерации. Проект инфраструктурный.

  • Robert
    19.01.2016 15:24

    Если финансирование моста за счет ТАИФ и ТАНЕСО(Татнефть), за счет той части налогов которые уходят в федбюджет, почему нет? Если еще по мосту пустили бы линию сверхскоростной ж/д линии, чтобы закольцевать огромный рынок труда как - Нижнекамск-Мамадыш-Елабуга-Менделеевск-Наб.Челны-Нижнекамск - это будет супер-пупер проект.

    • Мост нужен не в Соколках, а между Елабугой и Нижнекамском. Тогда все и закольцуется, и для этого не нужны десятки миллиардов.
      А г-ну Сафину главное,чтобы было подороже, и столь же бессмысленнее

    • Нет денег в бюджете на масштабные инвестиции, и не будет никогда. Надо забыть надежду на бюджет, и опираться на собственные ресурсы, экономя на всем, особенно на затратах на управление.
      Мегапроекты в нефтехимии реально пойдут тогда, когда наладим нормальные отношения с Западом - у нас нет ни денег, ни своего машиностроения. А вот на подвод дорог, м.б. и найдут деньги

  • Анонимно
    19.01.2016 15:25

    Подскажите, пожалуйста кто такой Дворкович?
    Сколько у него людей в подчинении или хотя бы кто в подчинении?

    • Анонимно
      19.01.2016 20:31

      Извините, но примитивно мыслите - "кто у него в подчинении".
      Гораздо важнее - кто у него в союзниках.

    • Анонимно
      19.01.2016 20:32

      Великолепный проект!
      Позволит выжить жителям РТ в глобализованном мире.

  • Анонимно
    19.01.2016 15:28

    зачем так размазываться по территории страны и республики? Из экономических соображений? Нет. С точки зрения экономики надо концентрировать все ресурсы, например, в Казани и пригородах. Да, сюда поедет и бизнес, и люди. Да, уже сегодня депрессивные районы окончательно загнутся. Но будет польза для всех. Поднимется Казань и пригороды, будет развитие экономики, рост доходов. Именно так развиваются городские конгломераты. Потом можно будет (если хватит населения) поднимать другие города республики/страны.
    Но, нет. У нас же главное поучаствовать в дележе бюджетного пирога. Поэтому мы сейчас раздербаним его, построим очередные монолитные коробки с громкими названиями в нескольких городах республики и успокоимся. Результата не будет. Да он им и не нужен.

    • Анонимно
      19.01.2016 16:31

      Что перенести то ? Нефтехимию и газохимию? Камаз? В казань? чушь какую то несете

    • Анонимно
      19.01.2016 16:58

      В средней Азии проживает, по разным оценкам, 0,8-1,5 млн. татар. так что этот проект станет мощным центром притяжения для наших земляков.

    • Анонимно
      19.01.2016 23:46

      Согласен полностью! Только будет еще хуже. Эти коробки и объекты будут на территориях, где никто не живет. Алабуга та же сейчас испытывает огромные проблемы с работниками. Людей в округе нет, а те кто ездит туда на работу на вахтах и своим транспортом, преодолевают огромные расстояния. С точки зрения производительности труда, времязатрат это все получается неэффективно. Каждый работник теряет по 2 лишних часа на дорогу. Развивать и строить надо там где есть люди. Казанскую зону поднимать, концентрировать ресурс, повышая эффективность. А не выбрасывать триллион в Прикамье.

      • Анонимно
        20.01.2016 09:45

        Так и надо людей везти из Средней Азии, вместе с семьями.
        Тем более сейчас в Татарии что-то начали делать, вот, уроки татарского языка пробили, мечетей много появилось, телевидение есть. Люди с удовольствием приедут..

        • Анонимно
          20.01.2016 17:14

          "Пробили"))). Для татар уроки эти всю жизнь были. А то, что пробили - так это обязаловку для всех, независимо от национальности - для русских и других народов. Их что ли привлекать уроками татарского хотите?)))

  • Анонимно
    19.01.2016 15:36

    А что очень умный проект, и главное в условиях РТ он реализуем(о чем много раз было подтверждено). А для России такой проект как раз нужен, и главное он в центре России, правда к нему не мешало еще пару районов с юга присоеденить и граховский район РУ. Более удачного места для такого грандиозного строительства и не найдешь, со временем такой мощный пром.узел на себя и "шелковый путь" оттянет.

  • Анонимно
    19.01.2016 15:46

    Этот проект будет самым мощным в РТ за последние годы

  • Анонимно
    19.01.2016 15:46

    Совбез России назвал одной из основных задач стратегии нацбезопасности сокращение уровня дифференциации регионов по социально-экономическому развитию.
    Насколько я понимаю все равны и всем одинаково давать, похоже что время бурного развития (строительства) закончилось в РТ, к сожалению в целом((..
    Многим будет больно падать.

  • Анонимно
    19.01.2016 15:56

    Показуха одна в РТ народ здесь только беднеет а наше руководство только богатеет !

  • Анонимно
    19.01.2016 15:57

    Татарские баи пристроят часть денег в проект платного моста )

  • Если честно, попахивает грандиозной аферой. Я думаю, что создание Иннокама маскирует более глобальную цель. Влюбом случае, при одобрении денег, регион получит серьезное развитие и доминирование над другими субьектами на многие годы вперед.

    • Анонимно
      19.01.2016 16:59

      Что же в этом плохого?

    • Анонимно
      19.01.2016 21:47

      В данном случае, доминирование, на мой взгляд, уж слишком неприятное слово, так сказать, с замашкой на монополизм. Я же считаю, что это будет правильнее назвать конкурентным преимуществом. Толчок для других регионов шевелить булками, а не попытка их задавить.

      • Вы думаете другие регионы не обивают приемные правительства? Вон Карачаево-Черкессия просит 450 млрд. на свой инновационный кластер. Калужская область на свои инновационные проекты. И все идут под одинаковыми флагами: создание инновационного конкурентного продукта и рабочих мест. На самом деле все понимают, что кубышка кончится или в этом или в следующем году, и это последний шанс выхватить деньги и стать монополистом в развитии

  • Анонимно
    19.01.2016 16:10

    Минтранс все круглее и круглее с каждой статьей...

  • И снова в РТ за всех работает один Минниханов.Он то старается в Рт средства привлечь, молодец, но вот те, кого он набрал в руководство- ужас просто. Речь Лейсан Абзалиловой... вы же не на дет.сад просите 20 млн.рублей! Реинжиниринг, кластеры- ей от этих слов самой смешно становилось... где цифры по возможностям импортозамещения экспортной продукции, где цифры в потребностях внутреннего рынка, которые может закрыть этот кам...Из ее речи понял только то, что : "дайте 750 млрд., мы их закопаем в песок у речки Кама и польем, приговаривая волшебные слава "крекс-пекс-фекс". Так позорить Президента и РТ, ужас...

    • Анонимно
      19.01.2016 20:05

      А ведь привлечет средства однозначно!Жаль что "крекс-пекс-фекс" только вы услышали. Я впервые ее увидел сейчас - это та рабочая пчела команды, о которой говорит все иннокам. Жаль что она всего лишь " раб лампы"..

  • Анонимно
    19.01.2016 16:20

    Наконец-то первый нормальный проект в РТ появился

  • Анонимно
    19.01.2016 16:23

    Считаю что такие огромные деньги вкладывать в Закамье нельзя. Это распыление ресурсов. Нужно концентрироваться на одной зоне: Казани и агломерации. Строить тут новые частные предприятия, привлекать инвестиции, способствовать развитию бизнеса. А не оттягивать ресурсы туда. Иначе не будет нигде опережающего роста. Есть проекты Иннополис и Смарт Сити, есть в Казани точки роста. И где они? Все, про это забыли и теперь новый мегапрожект - распылим триллион вокруг Камы... Надо сначала Казань до вести хотя бы до приличного уровня.

    • Анонимно
      19.01.2016 18:11

      А другие города РТ должны жить в каменном веке?

      Именно они формируют львиную долю бюджета республики. Нужна хорошая Транспортная инфраструктура и реальное внимание к экологии.

  • Анонимно
    19.01.2016 16:32

    Какие 750 млрд. руб.? Дорогу на БСИ отремонтируйте, клоуны.

  • Анонимно
    19.01.2016 16:44

    Как обсудить утопический проект канатной дороги на Верхний Услон - так сразу пурга на 350 коментов,как первый реальный проект в РТ (по сути, будущее Республики)- чахлые, единичные потуги откоментировать )

    • Анонимно
      19.01.2016 17:26

      Можно поподробнее насчет реальности проекта, если фед. бюджет за 10 лет все таки найдет на проект 75 млрд.р. или же попросту откажет? Коррупционогенные риски из этого проекта так и лезут толпами! Главное масштаб и несбыточные обещания! Хоть один параметр из предыдущих мегапроектов выполнен? Типа увеличение сбора налогов или десятков тысяч новых рабочих мест? Вот совершенно не доказана необходимость моста возле Мамадыша! То есть за счет фед. бюджета и бесплатного проезда все кричат что он нужен. А вот если бы пришлось его строить за счет местных финансов, частных инвесторов, то скажите ка дорогие, согласны ли вы платить за мост 1-5 т.р., меньше стоимость строительства не позволит! И будет он пустой как платная дорога под Москвой...
      Единственный вариант, который делает весь проект реальным, вплоть до финансирования - если за ним стоят американцы (Теффт, Вангард и т.д.). Те и без откатов могут заставить министров тратить бюджетные деньги на их проекты, как это делается в десятках стран, включая США. Тогда все логично: для десятков предприятий, куда они готовы вложить миллиарды на терр. ОЭЗ и ТОР, требуется кардинальная модернизация транспортной инфраструктуры, которую и проведут за счет фед.бюджета.

      • Анонимно
        19.01.2016 18:12

        Как раз таки мост для жителей Нижнекамска и его бизнеса нужен давно.

        • Анонимно
          19.01.2016 18:29

          Еще раз спрашиваю, вам нужен мост с ценой проезда более 1 т.р.?

          • Во первых, мост нужен не в Соколках, а между Елабугой и Нижнекамском.
            Во вторых, он должен быть бесплатным обычным городским мостом

            • Анонимно
              20.01.2016 10:35

              Да не будет он бесплатным. Очнитесь и разуйте глаза. Не для того деньги закапывают, деньги и дальше должны капать. А бесплатный сыр кончился. давно уже

  • Анонимно
    19.01.2016 16:45

    Вотчина Казани - туризм, реальные проекты только в Закамье, только там точки будущего роста

  • Анонимно
    19.01.2016 16:52

    тема - чтобы освоить бюджет) если строить будет не ПСО, то тема будет не нужна.
    остальное все бла бла бла.
    Что там с мультимодальным логистическим центром? уже все позабылось?

  • Анонимно
    19.01.2016 17:19

    Прожектеры и фантазеры! Пилят бюджет. Иннополис вначале загрузите работой и людьми.

  • Анонимно
    19.01.2016 17:29

    денег не дадут.

  • Анонимно
    19.01.2016 17:44

    Планов громадьё. За провальный проект кластера в Камских полянах еще не отчитались.

  • Анонимно
    19.01.2016 17:50

    От "мёртвого осла уши", а не федеральное финансирование. При таких ценах на нефть и отношениях с миром денег нет и не будет.

    Ищите инвесторов в Сирии, Венесуэле и Белорусии.

  • Анонимно
    19.01.2016 17:53

    Я живу и работаю внутри этого кластера-в Нижнекамске.Знаю эти проекты не понаслышке.Если бы не санкции,этот проект уже начал бы осуществляться(строительство).Весь вопрос упирается в деньги.Это очень большой проект для Нижнекамска и не только.Вот как он отразится на экологии этого кластера-городов Нижнекамска,Елабуги и Наб.Челнов,для ихних жителей?

    • Анонимно
      19.01.2016 18:14

      Вопрос экологии должен быть на ключевом месте в проекте иннокам.

  • Анонимно
    19.01.2016 18:17

    Татарстан потихоньку всю Россию грабит бездумными проектами, не доведя ни один проект до конца.

    • Анонимно
      19.01.2016 19:05

      Да Вы не читаете и не интересуетесь видимо, как отчитался премьер-министр Д Медведев по итогам развития страны за 2015г.Только одна отрасль(!)-нефтехимическая- получило развитие в 106,6% прироста!в основном за счет Татарстана,а конкретно-за счет нефтехимии Нижнекамска!Прежде,что-то ляпнуть,поинтересуйтесь,почитайте информацию,потом тыкайте в клавиши ПК...

      • Анонимно
        20.01.2016 08:36

        Кроме нефтепромышленности что ещё Росло в феодальной Татарии? НИИ разработало новую технологию? Или наш лес придумали отдавать на пиломатериалы Туркам? Это вы подумайте перед тем как ляпнуть.

        • Анонимно
          20.01.2016 12:12

          Если в феодальной России все падает, то в индустриальном Татарстане тяжело развивать экономику России

      • Анонимно
        20.01.2016 10:37

        Прирост был только за счет скачка доллара. Выручка в рублевом эквиваленте подскочила, вот тебе и рост по сравнению с прошлым 2014 годом. Ничего нового не придумали и не создали в республике.

    • Анонимно
      20.01.2016 10:37

      с каких пор вливание по 500 млрд в год в бюджет и внебюджетные фонды федерального центра называется грабить?

  • Анонимно
    19.01.2016 18:31

    Странно слвшать про 5 и 6 технологический уклад от Абзалиловой.
    Сейчас время третьей и четверой промышленной революции. Укладами только Глазьев мыслит. Весь мир уже рассуждает другими терминами и концепциями.

  • Анонимно
    19.01.2016 18:33

    Как поддерживать Иннополис, бумажный Смарт-сити, стадион с золотым газоном и прочие сп.объекты, аэроэкспресс, пустой аэропорт МАК, дырявые ливневки, ежегодный млрд-ы руб на Казанский вечно дырявый асфальт и прочие мечты о Верхнем Услоне с канат.дорогой- это нормально, как поднять промышленность РТ- вопли и визги. Вы что курите, товарищи?

  • Анонимно
    19.01.2016 19:03

    Кажится вчера в бюджете как раз заначку в 750 млрд. нашли, как раз для иннокама. А целом проект мне нравиться.

  • Анонимно
    19.01.2016 19:07

    Как раз этот проект и есть вложения в промышленность в российских масштабах. Надо к этому проекту еще РПЦ привлечь, это же сколько потом спонсоров можно заполучить для восстановления храмов.

  • Анонимно
    19.01.2016 19:07

    Проекты интересные. Чиновники просто так деньги не дают. Боюсь отпилят и будет "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

  • Анонимно
    19.01.2016 19:17

    Я слышу отдаленный звук большой швейцарско-дубайской пилы.

  • Анонимно
    19.01.2016 19:54

    "Лишнии" 750 млрд необходимо направить на увеличение зарплат бюджетников и пенсий. Потребитель сам без всякого "не эффективного, не целевого использования" определит кому из предпринимателей их отдать в качестве платы за полезные товары и услуги. Это будет не "проедание", это будет безоткатная экономика. Но будет ли?

  • Анонимно
    19.01.2016 19:58

    Надо у федералов вернуть свои Татарстанские деньги, ведь мы республика донор, и отправляем в федеральную казну почти 80% всех заработанных средств. Приветствую данный проект.

    • Азат Д
      19.01.2016 20:36


      Это на армию и др силовые структуры, чтобы нас Запад не "склонил", а то как они жить будем.

      • Анонимно
        20.01.2016 12:14

        На войну в Сирии? Кому нужна Россия чтобы не завоевывать. Это наше правительство в войнушку играет, во ваем мире оно своей экономикой занимается

  • Анонимно
    19.01.2016 20:00

    и все это упрется на один мост через волгу

    • Анонимно
      19.01.2016 20:30

      Эффективность вложения средств в новый мост сомнительна. Есть неотложные более эффективные проекты.

  • Азат Д
    19.01.2016 20:26


    Они бы отчитались по предидущим проектам - на что закопано немерено средств - с реальными результатами в цифрах, прежде чем новые начинать.
    У наших чинуш, главное процесс, а не результат.



  • Анонимно
    19.01.2016 20:31

    Я не понимаю противников этого проекта. Вам, что дороги не нужны? Вот только к фед.центру один вопрос, почему за 25 лет капитализма у нас ,в стране так и не построили нормальные дороги? Без нормальных дорог- нет развития. И эти дороги должно строить везде государство, именно фед.центр, раз он собирает все налоги у себя. Почему в кризис только планирем их строить?А куда в тучные годы наши олигархи выводили капиталы, а государство им в этом помогало?

  • Анонимно
    19.01.2016 23:42

    "«Ямал-Поволжье», который обсуждается много лет. По нему не только не определены источники финансирования, но и неясно даже, есть ли под него необходимые объемы газа"
    Неправда! Уважаемый автор, исследования проведены в 2014 году и необходимые объемы широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и газового конденсата для обеспечения поставок сырья подтверждены.

  • Анонимно
    20.01.2016 01:25

    Если и есть, Сибур с Газпромом их сами освоят и переработают, не беспокойтесь.

  • Анонимно
    20.01.2016 02:44

    Молодец наш Президент.

  • Анонимно
    20.01.2016 08:59

    Ещё одним доллааровым татарским миллиардером станет больше за счёт татарского народного нефтяного достояния.

  • Анонимно
    20.01.2016 10:19

    надо у наших начальничков сначало спросить, а что там с Иннополисом и с оэз Алабуга, когда прибыль начнется????????

  • Анонимно
    20.01.2016 12:10

    Алабуга то вся в прибыли, это Инноплис будет дотируемый на века

  • Анонимно
    20.01.2016 18:18

    Все проекты Таттарстана очень успешны и рост у них стабильно отрицательный, А Здунов министр отрицательного экономического роста....

    • Анонимно
      20.01.2016 18:30

      100% всю Россию инжинирим, заводы построены, а на деле бла-бла-бла

      • Анонимно
        20.01.2016 19:45

        Сами себе противоречите. Не знаете к чему придраться.

  • Анонимно
    20.01.2016 19:07

    заволжье нужно поддержать, население ежегодно тысячами убывает....

  • Анонимно
    20.01.2016 23:17

    Команда данного проекта http://www.kamaklaster.ru/rus/ckr/komanda-ckr
    Скажите, кто все эти люди? Известен только Яруллин Рафинат Саматович, человек, которого многие уважают за профессионализм. Что остальныее такого сотворили в своей жизни, чем благодарна им республика, что именно им доверила рулить 750 млрд. рублей целых 10 лет (некоторые известные фамилии вызывают плохие ассоциации). Предприятия будут реализовать проекты.

    Что будут делать эти чиновники на бюджетные деньги? И это только начало, а уже столько желающих пристроиться к бюджету.

    http://www.kamaklaster.ru/rus/ckr/sostav-nabljudatelnogo-soveta--kamskogo-ckr/

  • Анонимно
    22.01.2016 18:07

    признак аула: на любой тезис мгновенно отвечать, используя оригинальный текст, но с добавлением "а сам-то!"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль