Энергетика 
2.02.2016

Иван Грачев: «Ценам на нефть пора расти, причем расти сильно – мир никуда не денется»

Экс-председатель думского комитета по энергетике о заговоре саудитов, провале «блицкрига» американцев и справедливых $110 за баррель

Новая холодная война с Россией ведется в том числе с помощью нефтяных котировок, но на этом и сами США теряют по полмиллиарда долларов в день, уверен депутат Госдумы Иван Грачев. В интервью «БИЗНЕС Online» экс-председатель думского комитета по энергетике рассуждает о том, кому выгодны резкие колебания нефтяных цен, гайдаровщине в правительстве Китая и о том, какие уроки должны извлечь российские власти из роста АПК в прошлом году.

Иван Грачев
Иван Грачев

«У САУДОВСКОЙ АРАВИИ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЧТИ ИСЧЕРПАНЫ»

— Иван Дмитриевич, вы считаете, что нынешнее падение цен на нефть обусловлено не только экономическими причинами? Что налицо — признаки нефтяного заговора?

— Несомненно, не только экономическими. Профицит нефти на сегодняшний день оценивается в 2 миллиона «бочек» (баррелейприм. ред.) в день, и это ровно та цифра, которую Саудовская Аравия в двух импульсах добавила к своему экспорту. В последний раз в ноябре они добавили около миллиона. При этом саудиты вполне могли бы этого не делать. Много лет не добавляли, но именно тогда, когда осложнились взаимоотношения России и США, они добавили в первый раз. А когда осенью прошлого года стал намечаться перелом и цены обещали пойти в рост, вбросили еще миллион. Но у Саудовской Аравии возможности тоже практически исчерпаны — и по бюджету, и по наращиванию объемов добычи.

— То есть ресурсы для холодной войны на нефтяном рынке у саудитов заканчиваются?

— Вбрасывание «бочек» — это чисто тактическая вещь. Но есть ведь и стратегическая точка зрения. Как выпускник физфака Казанского университета я четко усвоил, что прогресс неотделим от роста энергопотребления. Это фундаментально. Тысячу лет так было и следующую тысячу лет так будет. Еще я твердо знаю, что первыми заканчиваются дешевые месторождения. Спрос будет расти, а дешевая нефть будет заканчиваться. Что это означает? Что на оставшуюся нефть цена в среднем обязательно будет расти. От этого мир никуда не денется.

— Какие дешевые месторождения еще остались — в России, в мире?

— К примеру, месторождения Западной Сибири. В Саудовской Аравии тоже история спорная: есть ли там запасы для увеличения объема добываемой нефти? Меня как физика-экспериментатора всегда учили: прежде чем судить, посмотри все экспериментальные данные, которые есть в наличии по мировой «нефтянке». Есть теория американского экономиста Гарольда Хотеллинга, согласно которой графики роста и спада везде примерно одинаковы. Так называемое правило Хотеллинга гласит, что по мере сокращения запасов стоимость каждой единицы ресурса должна возрастать. Если через призму этой теории взглянуть на саудовские месторождения, то мы увидим, что они тоже вот-вот пойдут на спад. Как наши западносибирские месторождения уже пошли на спад, так и саудовские ждет та же участь: арабы больше не смогут наращивать фантастические объемы добычи на существующих месторождениях. Так что и с этой точки зрения ценам на нефть уже пора расти, причем расти сильно.

«США ТЕРЯЮТ ПРИМЕРНО ПО ПОЛМИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ В ДЕНЬ»

— Но ведь Советский Союз «дожали» именно ценами на нефть. Известно, что в начале 1986 года нефть стоила 10 долларов за баррель, хотя годом ранее — 32 доллара. Случалось, что нефть при «раннем» Горбачеве сбывали и по 6 долларов — рынок был затоварен ею. Почему же сейчас не получится, если нам снова предрекают нефтяные цены по 10 - 15 долларов?

— У них и тогда ничего бы не получилось, если бы руководство СССР не капитулировало само. И капитулировало оно даже несколько раньше, чем нас начали «дожимать» в этой нефтяной гонке. Но в те годы бюджет Саудовской Аравии верстался, исходя из 10 - 15 долларов за «бочку», а сейчас — исходя из 80 - 90 долларов. Население, живущее под властью саудитов, за это время значительно выросло, и, соответственно, выросли местные соцпрограммы. Так что запасы прочности у этой арабской страны сейчас совершенно иные.

Неизвестно еще, сколько продержатся США, которые теряют примерно по полмиллиарда долларов в день. Вероятно, американцы надеялись на некий блицкриг, на то, что российская экономика слаба и быстро капитулирует. Но, как мы видим, все вышло немного по-другому.

— А за счет чего американцы теряют по полмиллиарда в день?

— Я полагаю, что крупнейшие нефтяные компании США вроде Exxon или Shell отдают себе отчет, что могли бы продавать нефть по 80 долларов, а вынуждены по 30 или 40. Разница существенная — более чем вдвое. Что же говорить о маленьких компаниях, специализировавшихся на сланцевой нефти? Практически две трети из них накануне банкротства.

— Какова сейчас себестоимость нефти, то есть тот порог, ниже которого нефтяные цены не должны упасть?

— Она оценивается по-разному. Саудиты оценивают себестоимость в районе 10 долларов за баррель. Некоторые российские компании при этом называют еще более низкий ценовой диапазон: от 2 до 6 долларов. Откуда такие цифры? Думаю, лишь при условии, что нефтедобывающая компания только черпает из земных недр, ничего не вкладывая в развитие бизнеса. А если вкладываться в геологоразведку, в освоение Арктики и прочее, тогда справедливая цена, которая гарантирует должные инвестиции в развитие отрасли, может достигать 100 - 110 долларов. К примеру, только в прошлом году недоинвестирование в «нефтянку», по данным международного энергетического агентства, составило 20 процентов.

Можно на ту же ценовую планку и по-другому выйти. Если гипотезу о монотонном росте средних цен на нефть принять как аксиому, тогда кривую роста можно оценить по площадкам после кризисов. Собрать совокупно все кризисы начиная с 1973 года и посмотреть, как цена на нефть выходила на равновесное значение после кризисов. Убежден, что и тогда мы получим 100 - 110 долларов за «бочку».

— А какова максимальная планка, на ваш взгляд?

— 150 долларов за баррель при минимальной в 6 - 8. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой: а кому выгодна такая большая амплитуда колебаний? При Горбачеве максимум составлял 40 долларов за баррель, а минимум опускался к себестоимости. При Ельцине цена на нефть падала до 14 долларов, насколько я помню, зато при Путине стремительно пошла вверх. Кто зарабатывает на таких амплитудах?

Понятно, кто — тот, кто формирует цены. Вот есть, к примеру, такая всем хорошо известная страна, как Англия, которая свое судостроение и автомобилестроение ликвидировала, зато получает прибыль от оборота бумаг и манипуляций с брендами. Разумеется, чем больше амплитуда, тем больше зарабатывают те, кто сидит на этом обороте, особенно если они участвуют в формировании цен. А цены на нефть формируются, исходя не из рыночных сделок, а как раз исходя из бумаг и телефонных звонков. Есть целый ряд западных агентств, которые на этом специализируются: Platts, Argus, Reuters. Соответственно, эта область интересов наиболее подвержена манипулированию. Но манипулирование не может изменить тенденции в целом. Оно может раскачивать ситуацию и обеспечивать амплитуду колебаний, но сама кривая будет расти чуть быстрее, чем растет ВВП.

«Европа еще будет нуждаться в 100 миллиардах кубометров российского газа. Недаром на европейском направлении согласован газопровод «Северный поток-2»

«ЛУЧШЕ УКРАИНСКОГО МАРШРУТА ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕТ»

— В каком состоянии находится инфраструктура нашей нефтяной отрасли? Многие нефтяники жалуются, что никакого развития, по сути, не было. Справедливы ли эти жалобы? Как бывший председатель думского комитета по энергетике вы многое наверняка повидали своими глазами.

— Да, конечно, повидал. И вынужден не согласиться с тем, что развития не было — это не совсем так. К примеру, я был на Талаканском месторождении в юго-западной Якутии. Здешние бригады, работающие под эгидой «Сургутнефтегаза», кстати, формировались с привлечением нефтяников из Татарстана и Башкортостана. На мой взгляд, это очень современное месторождение. Также я осматривал нефтепровод, идущий до Владивостока: дороги вокруг него тоже в очень хорошем состоянии. Есть новое Ванкорское месторождение, но я его своими глазами не видел, так что не могу судить.

Новым месторождениям были предоставлены значительные налоговые льготы, и это тоже сыграло свою роль. За предоставление льгот проголосовала Госдума — по представлению нашего комитета по энергетике. А вот коэффициент извлечения нефти на старых месторождениях упал очень сильно: примерно с 37 процентов до 27 процентов. Хотя в то же самое время в мире этот коэффициент рос. На мой взгляд, это тоже связано с абсолютно ненормальной налоговой системой. Мое личное предложение как депутата заключалось в том, что надо срочно менять налогообложение для всех старых месторождений, в том числе тех, которые расположены в Татарстане.

— А в чем должны были состоять изменения?

— Я предлагал идти от инноваций. Те, кто применяют новые технологии и при этом получают результат, должны получать большие налоговые льготы. По-моему, это лучше, чем налогообложение от реального дохода. Разница в чем: по опыту Сахалина мы знаем, что можно очень долго этот реальный доход не показывать, но при этом можно качать нефть и получать прибыль. А не показывать инновации нельзя, поскольку иначе ты ничего не получишь. Ты должен применить патенты и новые технологии, добиться результата — и тогда приобретешь льготы.

— Как вы в принципе оцениваете перспективы сырьевого сектора российской экономики? Россия не зря подсела на нефтяную иглу?

— Плохо это или хорошо, но это аксиома: никуда мир не денется, он будет зависеть от нефти и газа. По крайней мере до появления термоядерной энергии. Никакие солнечные зайчики и ветряные мельницы не смогут изменить ситуацию, потому что они в 10 раз дороже и будут в 10 раз дороже всегда. Соответственно, Россия как была, так и останется поставщиком ресурсов для всего мира. Ее преимущество — в огромной территории. Есть же фундаментальные экологические ограничения, касающиеся объемов производства энергии на единицу площади. А у нас — «широка страна моя родная»... И это плюс.

Соответственно, развитие нефтегазовой отрасли останется приоритетом номер один во всех стратегиях развития России. Но, если быть максимально последовательным, надо думать и о том, как создавать в стране на основе ТЭКа максимально добавленную стоимость. А этим никто целенаправленно не занимался, хотя следовало бы. Простейшая вещь: дали налоговые льготы восточносибирским месторождениям, и они начали быстро развиваться.

Европа еще будет нуждаться в 100 миллиардах кубометров российского газа, я в этом уверен. Недаром на европейском направлении согласован газопровод «Северный поток-2». Аналогично и Китай. Когда пять лет назад я вступал в должность главы думского комитета по энергетике, я говорил об этом китайцам, хотя они спорили со мной. Теперь глава «Газпрома» Алексей Миллер уже официально заявляет, что поставки российского газа в Поднебесную могут составить 100 миллиардов «кубов» вместо 68 миллиардов.

Но лучше украинского маршрута все равно ничего нет. Его готовы бесплатно и в любой момент модернизировать немцы — это вопрос переговоров. На три ключа взять украинские трубы легко: даже трагических событий на Украине могло бы и не быть, если бы это было сделано заблаговременно.

На совместные проекты с Турцией и Болгарией России не надо замыкаться. С этими странами следует вести переговоры, чтобы та же Украина была сговорчивее. Но зацикливаться на них — непозволительная роскошь, потому что Болгария или Румыния ничем не лучше Украины. Они такие же экономически слабые и такие же политически зависимые. Они также будут нас шантажировать. Что касается Турции, то я всегда предупреждал, что если у Москвы не останется выбора, Анкара начнет нам руки выкручивать. Это достаточно сильное и самостоятельное государство, поэтому переговоры должны вестись по всем направлениям: с Европой — по Болгарии и Украине и отдельно с Турцией. И тогда результат точно будет.

— Есть ли перспективы у переговоров по Украине?

— У меня еще до событий на Украине была совместная с Брюсселем межпарламентская группа по энергетике «Россия – Европа» — с нашей стороны эта структура не денонсирована, и формально я остаюсь ее руководителем. В этом качестве я, возможно, сам поеду на предварительные переговоры — говорят, меня там ждет Шефчович (Марош Шефчович, заместитель председателя Европейской комиссииприм. ред.). Я всегда оставался сторонником переговоров по украинскому маршруту, даже тогда, когда «Газпром» категорически заявлял, что Украина нам не нужна, коль ее может заменить «Турецкий поток» и «Южный поток».

«Cейчас цены на нефть периодически идут вниз, и ЦБ с правительством по старинке пытается укреплять рубль. Это просто неграмотные люди, они не имеют естественно-научного образования» (фото: kremlin.ru)
«Cейчас цены на нефть периодически идут вниз, и ЦБ с правительством по старинке пытается укреплять рубль. Это просто неграмотные люди, они не имеют естественно-научного образования» (фото: kremlin.ru)

«В СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РУКОВОДСТВУЮТСЯ НЕКИМИ КОМИКСАМИ ПРО РЫНОЧНУЮ ЭКОНОМИКУ»

— Можно ли, на ваш взгляд, отвязать цену на нефть от курса рубля?

— Прежде всего — абсолютно неразумно укреплять национальную валюту в связи с ростом нефтяных цен, как это делает Центробанк. Вот сейчас рубль начал приобретать равновесное значение и хотя бы отчасти соответствовать тому, что происходит в остальной российской промышленности. Стали конкурентоспособными сельское хозяйство и некоторые другие наши хозяйственные отрасли. Значит, такой политики в отношении рубля и следует придерживаться — наконец-то Набиуллина начала говорить разумные вещи. А чтобы добиться более ощутимых результатов, надо не болтать про диверсификацию, а, регулируя налоги, добиваться каждый год диверсификации экономики, прежде всего в сфере, связанной с топливно-энергетическим комплексом.

— Но вот в 2008 году доллар в России стоил 30 рублей при том, что и нефть на международных рынках стоила 30 долларов. Почему же сейчас такой большой разрыв?

— Для того времени это было равновесным значением. Но дальше у нас росла инфляция — по 10 процентов в год. И все товары росли в цене в темпе инфляции. Но доллар вопреки всему продолжал держаться на отметке 30. Меня как физика учили, что это не равновесная политика. И она требовала огромных денежных затрат — до 50 - 60 миллиардов долларов в год. После падения цен на нефть такая политика была обречена. Что и произошло.

Это все прогнозировалось — можете поднять хотя бы мои высказывания за 2008 год. Я всегда считал, что это глупая и абсолютно неправильная политика. Вот сейчас цены на нефть периодически идут вниз, и ЦБ с правительством по старинке пытается укреплять рубль. Это просто неграмотные люди, они не имеют естественно-научного образования. В своей деятельности они руководствуются некими комиксами про рыночную экономику. В минэкономики даже балансы по леонтьевской модели разучились считать. Зато в «комиксах» написано, что если национальная валюта падает, надо поднимать ключевую ставку. И в некоторых странах это действительно работает. Но в России ситуация несколько иная. Следовало взять данные по рублю и нефти за последние полтора года — простейший факторный анализ бы показал, что ни от чего, кроме нефти, рубль на данном этапе не зависит. Это результат предшествующей бездарной экономической политики. Соответственно, все прыжки и ужимки с ключевой банковской ставкой на рубль повлиять никак не могли. И тратить 130 миллиардов долларов на поддержание рубля не следовало: просто взяли и подарили спекулянтам 130 миллиардов долларов. Но ничего не удержали и удержать не могли. Это можно было предвидеть. В Казани в технических вузах этому на втором курсе учили: как влияют факторы на достижение цели. Но они умеют только поднимать ключевую ставку, потому что в Америке это, дескать, работает. И подняли, и угробили реальную промышленность.

— При этом стратегически в Кремле вроде бы мечтают о возрождении реального сектора, но практически это, видимо, невозможно...

— Давайте возьмем экспериментальные факты. Что по итогам прошлого года в стране поднялось? Сельское хозяйство, сельхозмашиностроение и частично — оборонные предприятия. Но что этому способствовало? Не в комиксах, а в реальной жизни? В том же сельском хозяйстве взяли все наши налоговые предложения — «упрощенку», «вмененку» — и задействовали. Это раз. Второе — прямые субсидии по казначейской схеме. И получили за год положительный результат, так что экспорт сельского хозяйства за год вырос до 20 миллиардов долларов. Простейшие вещи, которые хорошо работают в нашей стране: упрощенная система налогообложения, казначейская система субсидирования интересных отраслей хозяйства... Сделайте это, и через год бизнес удвоится. В этом смысле сельскому хозяйству повезло, потому что нашлись люди, которые пролоббировали его интересы. Надо честно признать, и в «Единой России» есть такие деятели.

— Новый министр Ткачев сыграл в этом какую-то роль?

— Нет, он просто не успел, поскольку и налоговая система для АПК, и многое другое готовилось еще до него. Но в части субсидирования кредитования, думаю, что он приложил руку.

«ЕСЛИ БЫ МОЙ КУРС КАЗАНСКОГО УНИВЕРИТЕТА ДОПУСТИТЬ К УПРАВЛЕНИЮ СТРАНОЙ, ВСЕ БЫЛО БЫ В ПОЛНОМ ПОРЯДКЕ»

— А что вы думаете об экономической политике Татарстана в нынешних условиях?

— В прежнее время Татарстан имел одну из лучших научных отраслей в России — и по химии, и по ряду направлений биологии, и, конечно же, по математике. Но вот как раз наука в практическом хозяйствовании была задействована очень слабо и сейчас слабо задействована. Мы все заинтересованы в том, чтобы коэффициент извлечения нефти в РТ значительно вырос. Следовательно, мы заинтересованы, чтобы все инновации, подготовленные на этот счет в республике, были реализованы, но тогда в этом направлении надо работать как с наукой, так и с налоговой системой. Однако как республика, так и страна в целом в этом направлении, мягко говоря, недорабатывает.

— Вам как выпускнику Казанского университета виднее...

— Я всегда был максималистом и, кажется, не раз говорил, что если бы мой студенческий курс Казанского университета (а это 200 человек) допустить к управлению страной, то все было бы в полном порядке.

— И таким образом казанские сменили бы питерских...

— Воздержусь от высказывания на эту тему в канун выборов (смеется). Но если серьезно, когда смотришь, каких профессионалов в этой теме выдавала естественная наука, становится обидно, что их потенциал не был в должной мере использован на развитие страны. Вспоминаю своих физтеховцев: дипломников и аспирантов — их разобрали на работу в банки, где они делали свою карьеру. Но по ним было видно, что это люди совсем другого класса, нежели те, кто получил менеджерское образование.

Очень интересная в этом плане поездка у меня была в свое время в Японию. Я понимал, что инновации без фундаментальной науки эффекта все равно не дадут, что Японии все равно рано или поздно придется отказаться от атомной энергетики, если они хотят жить стабильно и гарантированно. Отсюда — японцам придется в огромных количествах покупать наше электричество и наш газ. Поэтому перспективы у российско-японского сотрудничества огромные. Но при этом японцы, как известно, никогда не забывали о своих ученых, и именно научная школа позволила им совершить тот послевоенный рывок, благодаря которому они до сих остаются в авангарде высоких технологий.

«Китайцы очень сильно отравлены угольной энергетикой» (фото: atomic-energy.ru)
«Китайцы очень сильно отравлены угольной энергетикой» (фото: atomic-energy.ru)

«ЕСЛИ АМЕРИКА НЕ ХОЧЕТ ПРОБЛЕМ У СЕБЯ, ОНА НЕ ДОЛЖНА СОЗДАВАТЬ ИХ ДРУГИМ»

— А какие перспективы у нашего энергетического сотрудничества с Китаем?

— Китай — очень сложная страна. Безусловно, они будут нуждаться в огромных количествах нашей энергии, о чем я уже говорил выше. Китайцы очень сильно отравлены угольной энергетикой — если уж в Пекине «красную опасность» объявляют до двух раз в год, то что же говорить об остальной территории Поднебесной. Ту же газохимию лучше делать у нас, а потом гнать по трубам готовый продукт с высокой добавленной стоимостью. Это проще и дешевле. Но китайцы на это пока идти не хотят — у них установка, что все лучше делать в своей стране.

Есть и вопрос об азиатском электрическом суперкольце. После путешествия в Японию, Китай и Южную Корею я абсолютно уверен, что это никакая не фантазия — наоборот, этот проект мог бы кардинально изменить наш Дальний Восток. Еще одна тема в Китае связана с ценообразованием. Я пытался объяснить на уровне «Жэньминь жибао» (китайская ежедневная газета прим. ред.) и на уровне министерства энергетики КНР, что вот эти огромные волатильности и амплитуды колебаний выгодны лишь тем, кто зарабатывает на этом. Когда мы продаем в КНР нефть, то 10 - 15 процентов от этой суммы зарабатывают другие. Ни мы, ни Китай в этом не заинтересованы, и это просто глупо — дарить проценты от номинала каким-то другим спекулятивным странам. Но тогда надо создавать свою систему нефтяного ценообразования, базирующуюся на реальных сделках. На самом деле у старого китайского руководства это находило полное понимание. К сожалению, уровень сегодняшних замминистров совершенно иной — там, условно говоря, гайдаровщины тоже чрезвычайно много. От того, как они из этой ситуации вырулят, зависит очень многое, в том числе и в нашей стране.

— В последнее время много говорят о замедлении темпов китайской экономики и ее серьезном кризисе...

— Я думаю, темпы замедления будут сокращаться и постепенно сведутся к 5 процентам. Важно, чтобы в Китае обвала не произошло, чтобы они не оказались в режиме перестройки. Поэтому мы искренне заинтересованы, чтобы они росли и были стабильными покупателями нашей нефти и газа.

— Какого минимума вы ждете в 2016 году от нефтяных цен? Максимум вы уже назвали: 100 - 110 долларов за баррель.

— Минимум — 55 долларов. Я в этом почти уверен. Две трети американских компаний — уже в режиме банкротства. Снижение объемов производства нефти и газа в США в этом году пойдет очень сильное. Так что если Америка не хочет проблем у себя, она не должна создавать их другим.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (93) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.02.2016 08:25

    А нефть об этом знает, что ей нужно расти:))

    • Анонимно
      2.02.2016 12:50

      Такое ощущение, что в штатах тоже кризис - все евронытье с прошлогодним душком! На новые методички денег нет!

      • Анонимно
        2.02.2016 13:38

        Как-то не согласовано вы с оратором ниже от 02.02.2016 13:00 вещаете. Понимаю, что трудно увязать ваше и его, но попробуйте.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:00

      Не болтать надо, а молиться об увеличении нефтяных цен. Это сейчас наиважнейшая задача номер один. Будет высокая цена на нефть - будет и стабильность и чемпионат мира по футболу. Будет и Крым и Донбас. Всё будет, надо только потерпеть.

      • Анонимно
        2.02.2016 13:26

        Точно! Всем миром выйти и молиться! Пока весь мир развивается и головой думает мы будем молиться чтоб нефть подорожала)))) Так победим!

      • Анонимно
        2.02.2016 13:53

        Ага, крестных ходов с такими молитвами России не хватает. Надо бы и по Красной площади пройтись во главе с Кириллом. Б

      • Анонимно
        3.02.2016 15:56

        Как поет Слепаков - "а чо, блин, если нет?"

  • Анонимно
    2.02.2016 08:27

    Такое чувство что чем больше политиков скажет мантру "Цена на нефть должна подрасти", тем быстрее она вырастет. В ГосДуме наверно заседание начинается с того что все депутаты садятся в позу лотоса и часами повторяют "Нефть дорожай, нефть дорожай" :-). А может пора бы просто хорошо работать начать, а не фигней страдать и зомбировать мозг народу?

    • Анонимно
      2.02.2016 10:53

      Предлагаю вам и вам подобному еврохомячью последовать вашим-же рекомендациям!

      • Анонимно
        2.02.2016 11:55

        Истерика? =)

        • Анонимно
          2.02.2016 12:47

          У кого???

        • Анонимно
          2.02.2016 13:55

          Она у них еще не началась, истерика, не успевают прочувствовать. Пока до головного мозга дойдет, может и поздно уже будет, но счастливы в неведении, так и пасутся динозавры. Б

          • Анонимно
            2.02.2016 16:12

            Из всего вашего комента наиболее информативна последняя буква символизирующая суть евроноющей тусовки!

    • Анонимно
      2.02.2016 11:18

      Мольба не поможет, потому что враги сидят вокруг и молятся, чтобы нефть дешевела.

  • Анонимно
    2.02.2016 08:28

    еще один мечтатель

  • Анонимно
    2.02.2016 08:31

    Вот такие у нас депутаты.. Физик учит работать экономиста.. И так у нас везде. И конечно он не будет депутатом если все не свалит на Америку и сговор всех против России матушки прикрывая свою профнепригодность на депутатском кресле.

    • Анонимно
      2.02.2016 09:50

      Как-будто у нас экономисты чего-то умеют или знают. Только могут более иди менее толково объяснить что произошло, связав рост курса доллара со снижением цены на нефть. Ну а остальное - пассы руками и мимикой, чтобы опять уговорить всевышнего поднять цену на нефть. Б

    • Анонимно
      2.02.2016 14:17

      1. правильно, физика не получилось начал самовыражением заниматься;
      2. Ваня, иди на пенсию, а то можешь и не успеть;
      3. быть депутатиком, не значить самовыражаться, а значить тратить бюджет на создание рабочих мест, где твои избиратели получали бы такие доходы, что бюджет от этих отчислений рос, а не уменьшался, энергетик ты наш;
      4. был безграмотным критиком, так и остался, даже русского начальствующего языка на тебя жалко - вроде седой, вроде с бородой, а как был сопливым мальчуганом в песочнице у мамы. так и остался сопливым "политиком" под крылом у мамы;
      5. так что создал в татарстане для нашего многонационального народа?
      6. или как у твоих соратников другое амплуа - критиковать?

  • Анонимно
    2.02.2016 08:33

    как в песне у Слепакова:
    "Я очень рад конечно , что у вас подорожает нефть
    А че б..я если нет!
    Вот так вот, раз и нет"

  • Анонимно
    2.02.2016 08:33

    мечтать не вредно!

  • Анонимно
    2.02.2016 08:34

    не хотел бы конечно что бы цена поднималась, не потомучто у нас заработает промышленность, я не наивный - ничего не заработает. А вот наблюдать растерянность и панику удащливых, одно удовольствие!
    Пилить скоро будет нечего)))

    • Анонимно
      2.02.2016 09:01

      Ваши рассуждения напоминают рассуждения разведенца, который не платит алименты и ему плевать на проблемы детей, главное что он создает проблемы бывшей жене..

    • Анонимно
      2.02.2016 09:02

      Вы все таки наивны, есть гос. бюджет и им всегда будет что пилить. Удовольствие вы вряд ли получите, потому как "пока толстый сохнет худой сдохнет". Ирек.

  • ПанАлекс
    2.02.2016 08:45

    "Заговор саудитов" привел к катастрофе само КСА! Что умеют американцы так это "внедрение идеи, мысли". Внедрили такую саудовцам через наследного принца: "если снизить цену до минимума, 20-30 долл/бар, то конкуренты падут, а весь рынок достанется нефти КСА". Заодно внедрили ложное чувство превосходства: типа это они, саудовцы, контролируют цены на нефть. Но сейчас КСА постигло жесточайшее разочарование: Фактические убытки, или точнее недофинансирование бюджета и капвложений в новые месторождения, оказались за год сравнимы со всеми ЗВР КСА! При такой цене КСА без 5 минут банкрот. И если раньше нахождение в госсобственности Сауди Арамко сильно подпитывало госбюджет, то сейчас бюджет платит за госкомпанию! Спасение видится в приватизации . Но слишком медленно решают бюрократы. Поэтому как бы в виде бонуса банковский картель, контролирующий рынок нефти и манипулирующий ценами, вдруг немного "приподнял" цены, к чему никаких "экономических" предпосылок не было.
    Если кто то заметил схожесть ситуации с другими странами, может случайно?
    По крайней мере в РФ намек поняли и срочно погнали на приватизацию госпакеты акций крупнейших компаний и банков, правда исключив Сбер.

    • Анонимно
      2.02.2016 11:25

      Подождите 5 минут, к тому времени КСА по вашему прогнозу успеет обанкротиться. А если не обанкротится, то придется пересмотреть ваши диванно-аналитические способности

    • Анонимно
      2.02.2016 12:37


      Азат Д

      Так почему Россия не снижает поставки нефти на мировой рынок, по низкой цене, а она основной поставщик нефти, продавая её за копейки, тем самым помогая опускать цену?
      Вот здесь ясно виден профессионализм Набиулиной, если бы она выкачивала резервы на поддержания рубля , то все бы резервы выкачали и осталась страна без них и с ещё большим курсом доллара, так как у рубля бы не было поддержки.
      Наверняка, если бы Россия, в два раза сократила поставку нефти на мировой рынок, даже при уже низкой цене на нефть 70$, то уверен, в долларах была та же прибыль, что и сейчас с полным потоком нефти за гроши.

  • Это говорит человек, который бубнил о "сланцевом пузыре"! Фантазер.

  • Анонимно
    2.02.2016 09:16

    Грачев конечно, тот еще прорецатель...
    Даже при нефти 60 долларов за баррель, рубль будет плавать 60-65 за доллар.

    • Анонимно
      2.02.2016 09:22

      Он к этому и призывает. И так надо, чтоб поднять свою промышленность и сельское хозяйство..

      • Анонимно
        2.02.2016 09:31

        Обоснуйте!

        • Анонимно
          2.02.2016 09:54

          Если вы элементарных вещей не понимаете, то вам надо их обьяснять. А мне это не надо..

          • Анонимно
            2.02.2016 16:13

            вам это не дано, правильнее так писать.

            • Анонимно
              2.02.2016 17:17

              Чтоб придумать ответ вы думали почти 7 часов, а если начну обьяснять, то полгода у вас уйдет и не факт что поймете)..

  • Анонимно
    2.02.2016 09:26

    Типичная кремлевская риторика. Вокруг враги, всё это заговор. Наверное Обама мешал за прошедшие годы инвестировать и создавать конкурентоспособные отрасли кроме нефтянки.

    • Анонимно
      2.02.2016 10:06

      Мешал тот кто держал доллар по 30 рублей при нефти 100 долларов. Надо было опустить при высоких ценах на нефть доллар до 60 руб. и вкачать в экономику в 2 раза больше рублей..

      • Анонимно
        2.02.2016 12:11

        Ну не томите. Назовите же скорее эти ФИО, которые мешали это сделать.

        • Анонимно
          2.02.2016 13:04

          Либерасты, кто же еще. Они засели в правительстве и на федеральном и на региональных уровнях. Сидят и вредят России, как только могут.

          • Анонимно
            2.02.2016 13:43

            Веселый какой-то у нас электорат =) 15 лет их стабильно выбирает с результатом 147%, а потом ФИО назвать не могут

      • Анонимно
        2.02.2016 12:19

        Чтобы потом покупать доргую валюту, чтобы покупать импортное оборудование, ноу-хау, сырье, ПО, ЗИП. еду, лекарства и т.п. и т.д.? Гениально!

  • Анонимно
    2.02.2016 09:27

    Очередное камлание о пролитии дождя.
    В прошлом году нефть падала по причине отставания спроса на нее в Китае от предложения, хотя спрос вырос на 2,5%. Какова цена будет, если спрос прекратит расти или, тем более, упадет, - подумать страшно. Мир по-прежнему, несмотря на вопли о "сланцевом пузыре" и скорейшей неминуемой кончине сланцевых компаний, вот уже третий год утопает в нефти.

  • Анонимно
    2.02.2016 09:36

    а может что то свое начать создаывать чтобы не зависеть он цен на нефть и она нам самим нужнее будет????ааааа??

  • Анонимно
    2.02.2016 09:53

    фантазии Фарятьева! Очень много кому из мировых промышленных монстров выгодна низкая цена на нефть

    • Анонимно
      2.02.2016 13:12

      Но решают-то финансовые монстры. А они куда монстрее промышленных. И у меня ощущение, что они только и ждут предлога погнать цены обратно. Вспомните как скакнула цена до 36 только при намеке, что Россия собирается обсудить с ОПЕК снижение добычи.

      • Анонимно
        2.02.2016 13:39

        Россия тут не причем, был классический отскок и фиксация прибыли.

  • Анонимно
    2.02.2016 10:01

    "Воздержусь от высказывания на эту тему в канун выборов (смеется)". Вот в этом весь Иван Дмитрич от 90х до наших дней: минимум критики действующей власти и ее друзей, высокая договороспособность в ущерб интересам избирателей.

  • ПанАлекс
    2.02.2016 10:14

    Вот народ, предпочитает жить с "промытыми", чем со своими собственными. Если полгода, год, два везде писать в СМИ, интернете и "аналитики-эксперты", что вокруг сплошь превышение предложения и по нефти и по газу, что залейся, - верят! Хотя я вот никак не пойму, почему несмотря на санкции, ограничения и произвол наша нефть и газ находят покупателя. Да и Газпром не смог бы рапортовать о рекордной доле на рынке Европы. Реальность такова, что спрос вырос вместе с предложением, так что если бы цена нефти действительно регулировалась рынком, то до таких цен падение просто невозможно было бы. Видимо адепты "рыночного ценообразования" поверили, что последний рост цен на нефть на 40-50% вызван "переговорами РФ с ОПЕК"!

    • Спрос есть всегда и предложение тоже. А когда дешевле так лучше запас сделать на будущее с такой форвардной кривой цен. И Газпром в январе продал больше на 36% по причине разницы цен, цена в январе 15-го около 370 за тыс. куб. и в январе 2016 около 200, без учета скидок. А на нефть и газ никто ограничения и санкции не накладывал.

      • Анонимно
        3.02.2016 00:22

        Газпром с сентября 2014 помарт 2015 боролся с реверсом в Украину и сократил поставки в ЕС,отсюда и 36%.

    • Анонимно
      3.02.2016 00:21

      Рост экспорта нашей нефти произошёл, в основном,на восточном направлении в рамках долгосрочных контрактов с китайцами и в связи с расширением пропускной способности нефтепровода ВСТО.По газу - практически тоже самое.Газпром поставляет в рамках долгосрочных контрактов,в связи с удешевлением газа его стали покупать немного больше. И не заблуждайтесь по поводу рекорда. Более 10млрд кубов газа вернулось реверсом в Украину. На цену нефти,конечно,влияет много факторов,но предложение на рынке растёт быстрее спроса и этот фундаментальный фактор в первую очередь давит на цены.

  • А в Америке бензин подешевел в два раза. Значит и себестоимость снижается. Стало быть в одном теряют, в другом находят.

  • Анонимно
    2.02.2016 10:50

    Вы анонсируйте, пожалуйста, когда подобные статьи о росте нефти от государственных деятелей публиковать будете. А то такая зависимость хорошая, глядишь, на бирже подзаработать получится.

  • Анонимно
    2.02.2016 10:56

    Манилов отдыхвет

  • Анонимно
    2.02.2016 11:09

    золотовалютные резервы государства тают и потому народу придется пока поддержать государство снижением уровня материальной жизни.Значит нужно повысить духовную составляющую.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:07

      Скрепы будем укреплять. Обливание, закаливание, Порфирий Иванов. На моря пока не будем ездить. Вот нефть подорожает - наверстаем.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:09

      Увеличить размеры Скрепы

  • Анонимно
    2.02.2016 11:23

    Низкая цена на нефть отрезвляет! По идее девальвация рубля очень хороша для импортозамещения. Но есть иной косячок - вместе с девальвацией упали и реальные доходы населения, а этого надо было любыми способами недопустить. Смысл импортозамещать, если спрос на всех рынках падает изза того что людям банально не хватает денег. Здесь было бы целесообразно вспомнить советский опыт предоставления бесплатных благ от государства.
    В частности крайне живительно и полезно для всей экономики сделать к примеру действительно бесплатным наше дошкольное образование, которое к слову по конституции РФ и так должно быть бесплатным и доступным. Это даст дополнительный доход на 1 домохозяйство порядка 3-6 тысяч, которые тут же пойдут на текущее потребление благ. К примеру только такой мерой можно было бы простимулировать дополнительное потребление примерно на 250 млрд. руб. в месяц, которое в свою очередь способно принести в виде налогов порядка 100 млрд. руб., за счёт кумулятивного эффекта. Иными благами которые так же могли бы дать толчок для развития экономики могли бы быть продовольственные карточки для малоимущих. Звучит постыдно и неприятно - но эта мера так же могла бы позволить увеличить потребление, а соответственно и производство внутри страны. Где на всё это взять денег? Вводить налог на депозиты, на абсолютно любые по ставке сопоставимой с налогом на прибыль - 20%, это будет стрижка богачей. Уменьшение рентной части экономики крайне нужно для экономики, это по сути паразитическая спекулятивная часть экономики не дающая нам ни развития инноваций, ни иной конкурентоспособной продукции.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:52

      Насчет стимулирования спроса согласен на 147%. Только спрос еще можно стимулировать низкими %% ставками по кредитам. Но есть одно но. Потреблять надо продукты собственного производства. а вот с ним у нас как-раз-таки беда.
      И насчет девальвации и блага для импортозамещения. Не забывайте, что все конкурентное преимущество РФ осталось только по ФОТу и частично по энергетике (благодаря той же самой девальвации). Все остальное - технологии (а с ними и роялти), оборудование. сырье, инструменты все дорогое т.к. в РФ не производится. С кредитами такая же беда - брать под 21% годовых на покупку импортного оборудования? Да всю экономию по ФОТу и энергетике там и профукаем.
      Плюс общая нестабильность в РФ, которая и толкает инвесторов выбору проектов с окупаемостью "здесь и сейчас". И это явно не производство.
      Вот поэтому и наши сыроподобные продукты от наших производителей стоят как пармезан завести из Европы. Даже с учетом нового курса евро.

      • Анонимно
        2.02.2016 15:19

        Добавьте в расчеты коррупционный оверхед, административную ренту, страхование страновых и политических рисков - и вот от нашего преимущества по фот не осталось и следа...

        • Анонимно
          2.02.2016 17:46

          Немного еще добавлю.
          Чтобы поднять производство в нынешних условиях необходимо очень много учесть.
          Сырьевые потоки, всех смежников (читай сформировать для них отдельные планы), все дальнейшие производственные цепочки, потребителей, энергообеспечение.
          Создать условия для инвесторов - суды, кредиты, налоги.
          Создать условия для потребителей.
          Раньше целые институты занимались этой проблематикой и планированием.
          Сегодня ...
          Да сами знаете как сегодня.

  • Анонимно
    2.02.2016 11:34

    ..."Спрос будет расти, а дешевая нефть будет заканчиваться. Что это означает?"...
    Они даже не думают, что это может значить, что человечество все больше и больше будет искать и переходить на альтернативные источники энергии.

  • Анонимно
    2.02.2016 11:45

    Очень грамотные рассуждения образованного человека. Причем не жертвы реформы современного образования, а фундаментального советского.
    То что в сроках он может ошибаться, это да. Сильны спекулянты и американцы политически не слабы. То что в прямую не называет фамилии виновных в отсутствии диверсификации экономики при высоких ценах на нефть, то же правильно. Иначе сразу на "пенсию" отправят.
    Надо еще добавить что те же персонажи, что виноваты в недоразвитости нашей экономики, не плохо заработали на скачках курса. Дополнительно обвалив рубль. А теперь на вырученные деньги поучаствуют в приватизации гос активов, за недорого.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:55

      Прекратите нести напраслину на Единую Россию. Там через одного сидят очень уважаемые люди. И каждый из них - большой патриот нашей великой и могучей Родины. Каждый из них работает не покладая рук, помогая Владимиру Владимировичу делать Россию еще краше и развитее.

    • Анонимно
      3.02.2016 00:23

      Рассуждения человека очень поверхностно знакомого с темой...

  • Анонимно
    2.02.2016 12:17

    Вот прогноз этого прорицателя в июне 2015 года. Выводы делайте сами

    http://www.business-gazeta.ru/article/214597/?utm_source=search

  • Анонимно
    2.02.2016 12:20

    Весь цивилизованный мир договорился о развитии альтернативных источников энергии, а Иван Грачев по-прежнему видит в этом "солнечных зайчиков". Кстати, вот прогнозы этого прорицателя про сланцевую нефть

    http://www.business-gazeta.ru/article/75244/14/

    • ПанАлекс
      2.02.2016 13:33

      При цене на нефть в 20-30 долл. кому нужны дорогие альтернативные источники? Как раз рынок дорогой энергетики съеживается, тем более что многие гос-ва сокращают дотации на них! Конечно если находятся прорывные технологии, сильно снижающие себестоимость энергии, но пока не слышал о таких...

      • Анонимно
        3.02.2016 00:27

        Дотации снижают потому что стоимость энергии из ВИЭ приближается, а в некоторых случаях уже равна и даже ниже стоимости энергии из традиционных источников. Пока вы рассуждаете мантрами прошлого века в Дании за 2015 год 42% энергии вырабатывается ветряками...

  • Анонимно
    2.02.2016 12:34

    Татарстану мало что перепадает от роста нефти. Нужна здоровая регионализация в политике России.

    • Анонимно
      2.02.2016 13:56

      В этом как раз и сила Татарстана - в его независимости от нефтяных цен. В то время как федеральный бюджет трещит по швам, мы продолжаем устойчивое развитие и движение к новым вершинам.

      • Анонимно
        2.02.2016 16:22

        Именно поэтому с первого февраля видимо решили опять цены за бесплатное дошкольное образование поднять

  • Анонимно
    2.02.2016 12:56

    Хорошее интервью, спасиБО.
    Что касается точности прогнозов, в чем упрекают некоторые комментаторы...
    Можно предположить цифры, но предположить чужую глупость невозможно. И предательство тоже всегда неожиданно вылезает боком. Это раз.
    Два: не надо заводить рака за камень и отводить внимание от сути. А суть Грачев обозначил точно. Это главное.

  • Анонимно
    2.02.2016 14:55

    Хорошо бы всем депутатам ввести систему мотивации по KPI!

  • Анонимно
    2.02.2016 16:35

    Докатились. Все упования на рост стоимости нефти. Что за бред!!!

  • Анонимно
    2.02.2016 17:02

    Ну же нефть, милая, пора расти, расти...выше и выше )

  • Анонимно
    2.02.2016 17:18

    Вся нефть должна перерабатываться в России - тогда все будет ОК.

  • Анонимно
    2.02.2016 20:00

    Да. Во всем виноваты то саудиты, то американцы. Только не мы. Только не наши бездарные депутаты и чиновники.

  • Анонимно
    2.02.2016 20:31

    Господин Грачев, США может и теряет по полмилиарда долларов в день за чет низких цен на нефть, но из за таких низких цен на нефть потребление в США резко выросло, экономика развивается, увеличивается налоговый доход и.т.д, и все это вкупе дает намного больше прибыли в день чем полмилиарда доларов.....И при высоких ценах на нефть не особо то простой люд шиковал.....

  • Анонимно
    2.02.2016 20:38

    Чубайс во всем виноват, ату его, роснано обанкротил, пора бы и за нефть взятся, потом можно свою честно заработанную пенсию в Монако промотать....

  • Анонимно
    2.02.2016 20:42

    "Я всегда оставался сторонником переговоров по украинскому маршруту, даже тогда, когда «Газпром» категорически заявлял, что Украина нам не нужна, коль ее может заменить «Турецкий поток» и «Южный поток».
    Очень смелое заявление высказывать свое мнение наперекор ЕМУ...

  • Анонимно
    3.02.2016 00:43

    вечные заговоры врагов..достали если честно...а объективно- заводы и свое производство исходя из наших законов и реалий строить не выгодно...задушат налогами и поборами..и вот эту то проблему никак никто решать не хотят..все ищут внешних врагов..и ждут повышения курса нефти..без нефти и баксиков- нам никуда..все производство развалили..и развивать (исходя из криков чинуш о необходимости повышения и без того высоких налогов) судя по всему не собираются

  • Анонимно
    3.02.2016 13:20

    При Буше хорошо жили. А вот с Обамой нам не повезло. Надеюсь при Хиллари заживем.

  • Анонимно
    3.02.2016 17:10

    Все интервью Я,Я..,Я. Вывод пора пить чай с лимоном, а не депутатствовать.

  • Анонимно
    19.04.2016 09:33

    Себестоимость производства солнечного кВт.ч в Германии >20 евро центов, т.е. в 10 раз выше тепловых. Работает 18% времени. Дублирование 100% грязными угольными.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль