Общество 
2.03.2016

Рустам Минниханов: «Странные в нашем понимании люди меняют мир»

Президент РТ о том, по каким предметам он был слаб в школе и почему российская сборная обязана победить в WorldSkills

Пятую программу из серии «Пять вечеров с Рустамом Миннихановым» ее ведущий Сергей Брилев начал с кадров в аэропорту «Казань». Беря багаж с ленты транспортера, он напомнил, что прежние передачи снимались в Набережных Челнах, Нижнекамске и вообще вся серия задумывалась до выборов президента республики. «Сейчас предстоит новый взлет — в сторону выборов Государственной думы, — заметил Брилев, идя по просторным холлам терминала. — Вот и поговорим сегодня о будущем. Сейчас — в казанский Кремль».


«В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ КОМУ БЫЛ НУЖЕН ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КРОМЕ «ХЕНДЕ ХОХ»?»

У камина, сидя напротив президента республики Рустама Минниханова, журналист Сергей Брилев дал слово своему собеседнику.

— Формально, если меня спросить «Знаешь ли ты Минниханова?», ну вроде бы знаю. А ведь не знаю, потому что мы с вами все время говорили о каких-то вещах очень рациональных, но мало говорили о ваших ощущениях. Давайте с простого начнем: а себя в школе помните? Как учились?

— Учился?.. Я был хорошист. Но домашние задания делать не любил, вообще учиться не очень любил. Выигрывал за счет креативности.

— Когда мы с вами в прошлый раз в Иннополисе записывались, я в шутку по-английски начал с вами говорить — вы начали отвечать. Все знают, вы втайне английским занимались, то есть со временем поняли, что без учебы никуда.

— Я неоднократно говорил, что, когда ты учишься, никогда не знаешь, что тебе больше пригодится. Вот иностранный язык. Советский Союз — кому нужен был иностранный язык кроме «хенде хох»? Мир меняется, и английский теперь — язык международного общения. Скажем, физика, особенно химия, математика — сегодня они требуют хороших базовых знаний. Я не скажу, что был слаб в математике, физике, химии, но химию мог бы глубже изучить. Все эти знания сегодня нужны в моей работе.

— Ну я про английский могу сказать, не боюсь раскрыть секрет перед зрителями. Я наблюдал вас в Давосе 7 лет назад, это был прием от имени Билла Клинтона под эгидой, уж не помню, американской какой-то компании. И тогда вы еще работали через переводчика. А потом, два года назад, я вас видел в Сингапуре, и вы общались без переводчика. То есть вы учили язык.

— Такой обиходный язык должен быть у всех, мы занимаемся. Сложность в том, что если вы будете говорить по английски — я вас пойму. Если американец... не факт! То есть такому, как я, который учит, разговаривать не с носителем языка проще всегда, он правильнее разговаривает, все слова выговаривает.

— Давайте про образование. Тема такая: и про ощущения, и про будущее. Я вам про себя секрет расскажу. Я ненавижу свекольник — нас в детском саду перекормили просто, но детский сад я вспоминаю хорошо. Действительно, массу полезных знаний мне в детском саду привили, бытовых, до сих пор пользуюсь. У вас очень неплохо в республике с детскими садами. Вы уже достигли этой федеральной планки, вот этого пожелания Путина, чтобы не было очередей в детский сад? На каком сейчас этапе?

— Знаете, мы на самом деле недооцениваем роль и значение не детского сада, а детского дошкольного образовательного учреждения. В нашем понятии в быту детский сад — это место, куда родители отвели детей на время работы, и они там находятся. Но это неправильно. Сегодня детское дошкольное образовательное учреждение — это начальная школа. И очень важно, чтобы ребенок с 3 до 7 лет получил те навыки, которые нужны будут этому человеку в дальнейшей жизни. Эксперты говорят, что до 70 процентов того, что необходимо, ребенок получает до 7 лет. А после 7 лет он уже «добирает» то, что «добирает». Я с этим согласен. Мы ставим задачу: не только чтобы садики появились, но и материально-техническая база улучшилась. Там должны работать профессионалы, которые должны прививать нашим детям вот эти навыки, которые нужны в дальнейшей жизни. Что касается объемных показателей, мы очень много построили садиков. С 2012 года 192 садика, это свыше 40 тысяч мест для детей. И, конечно, с 3 до 7 лет вопрос закрыт. В прошлом году только 75 садиков было новых. Плюс уплотнение, плюс другие подходы. И самое главное — мы нашли форму, чтобы появились частные садики.

— Дорого это получается, нет? Потянуть может обычный человек?

— Частный садик, конечно, для родителей, кто может заплатить больше. Не все это могут. Кто выше среднего класса — уже может воспользоваться.

— А почему вы говорите, что это важно?

— Это дополнительные места, это уже новые формы...

— То есть те, кто может заплатить, берут на себя нагрузку, которая позволяет снизить нагрузку...

— Они делают то, что не делают наши муниципальные садики, и то, что мы видели — очень неплохо. И иностранный — английский, китайский, испанский учат. Сегодня и в классический садик тоже приходят много новаций — татарский, русский, английский, другие образовательные вещи. Частный садик — 15 - 20 тысяч рублей в месяц для рядового человека достаточно сложно, но у нас достаточно много богатых людей.

— И, таким образом, повторю, туда ушли богатые, но больше денег в бюджете на создание детских садов остается.

— Мы и частные садики стимулируем, оборудованием помогаем. Раньше этого не было. Я считаю, что это нормальный процесс.

«У НАС УЧИТЕЛЯ БОЛЬШЕ ПОЛУЧАЮТ»

— Вы упомянули педагогов, а откуда они берутся? Был период, особенно в 90-е годы, когда непрестижно стало работать педагогом — неважно, в детском садике или в школе. Где их брать-то, педагогические кадры?

— Их надо готовить, их нигде нет. У нас есть специальная программа ресурсных центров. И вот в этих ресурсных центрах вопрос подготовки педагогов мы отдельно рассмотрели. Постарались, чтобы материально-техническая база у них была получше, общежития, оснащение было получше. И сегодня есть форма стипендий, когда мы целевым образом туда направляем. Ну и те последние «майские указы», которые приняты президентом Владимиром Владимировичем Путиным, серьезно изменили материальное стимулирование, оценку вклада человека.

— Это когда зарплата преподавателя была приравнена к средней по региону.

— Да, и к этой зарплате привязана зарплата воспитателей детских дошкольных учреждений. То есть сейчас зарплаты у них уже достойные, и последняя статистика: 25 процентов в системе образования составляет молодежь. Если взять уровень аттестации тех, кто целевым образом пошел учиться на эти специальности, он показывает, что сейчас достаточно высокий уровень людей, которые хотят в будущем работать в системе образования.

— Мне ваш коллега, калужский губернатор Артамонов, жаловался на специфическую для себя проблему. Расширилась Москва, и теперь Калужская область граничит с Москвой. И у него возникла проблема — преподавателям из приграничных сел и деревень стало проще речку перейти, соответственно, уехать в Москву — и получить московскую зарплату. А от вас уезжают учителя?

— Если уж брать географию... Средняя зарплата у нас одна из самых высоких по Приволжскому федеральному округу. Марий Эл, Чувашия, Ульяновская область... У нас больше получают. И в наши университеты приезжают из других регионов — это тоже хорошая подпитка. Уровень жизни, качество жизни в Татарстане — он достойный, мы с радостью принимаем. И в университетах у нас почти 8 тысяч иностранцев учатся. То есть с каждым годом привлекательность Казани растет, и других центров. Вот даже в IT-парке, в Челнах, я спрашивал, процентов 30 из других регионов.

— А что за история с детскими технопарками? Это в Челнах или Нижнекамске?

— Это в Челнах. Это новая история, ее разработали наши коллеги из агентства стратегических инициатив, это прорывной проект. Мы, по сути, многое упустили после советских времен. Были дома юных техников, технические кружки. И это была хорошая платформа для подготовки будущих специалистов в инженерных науках. Да, у нас традиционно музыкальная школа, хореография, спорт, а вот технические кружки отставали. 5 - 7 лет назад я такую задачу поставил. И наши заводы, министр промышленности курировали эти кружки. Мы систему какую-то разрабатывали. Но вот то, что сегодня есть, «Кванториум» — это роботы, цифровые технологии, беспилотники, там формируется совершенно другая формация людей. По своему интеллекту они на два-три порядка выше нас, мы даже не понимаем, о чем они говорят. То есть это люди будущего. Мы такие технопарки будем строить — в Челнах это первый опыт. Да, это требует больших вложений. Мы договорились с директором КАМАЗа — часть затрат он возьмет на себя, плюс будет давать своих специалистов — конструкторов, технологов. Дальше они пойдут в университет, где будут получать знания.

КАМАЗ сегодня занимается разработкой беспилотного автомобиля. Это совершенно новая компетенция, новая наука. Кто его разработает? Его могут разработать только молодые. Там программные продукты, робот, все остальное должно быть синхронизировано. И вот такие площадки, если появятся в нашей стране... Президент Владимир Путин на АСИ нас поддержал — я заявился там как пилотный регион. Это все-таки не просто какие-то кружки, это целые технологии. АСИ пригласило лучших специалистов, лучших практиков, и они разработали методологию. Ведь мы можем построить здание, купить оборудование, а вот чтобы оно было интересно и работало, дать туда ту программу, которая нужна сегодня... Благодаря АСИ они неделю, две недели обучали наших учителей этим наукам.

— Для детей это бесплатно ведь?

— Там порядка 400 детей. Это бесплатно, но для нас, для КАМАЗа это достаточно затратно. Но без этого нельзя. Для Челнов 400 детей... Ведь они имеют право на дополнительное образование. Мы ввели такую схему, что у нас допобразование было — неизвестно, кто, сколько, куда ходит. Сейчас у нас это адресно, и те, кто имеет... Сюда же надо брать детей с четкими склонностями. И сейчас они с пятого класса таких берут.

«ЕСЛИ У ТЕБЯ БАЗОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕТ, ТЫ НЕ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ПОЛУЧИШЬ В GOOGLE»

— Можно, я сейчас улечу в космос в своих рассуждениях? Вы упомянули роботов. Последний доклад Давоса констатирует, что будущее за цифровыми технологиями, что поступательное внедрение и роботизация до 2025 года новых богатств в мире — на 100 триллионов долларов. Но тот же давосский форум говорит, что это приведет к появлению 5 миллионов новых безработных. И вот как это все соединить — технологический прогресс, цифры, создание денег и судьбы людей? Понятно, что пока это несколько абстрактно, но уже близко.

— Мы всегда с вами обсуждаем, что будет: ДВС, топливный элемент или аккумуляторная батарея. На чем будет базироваться энергия автомобиля? Мы рассуждаем о будущем телевидения. То есть много тем. Давос главной своей темой поставил тему технологической революции и цифровых технологий. Но когда я все это послушал, понял, что мы опаздываем. Ведь в ближайшие 10 - 15 лет масса профессий исчезнет, они не нужны, их не будет. И в то же время огромное количество новых профессий надо создать. С 2025 года количество водителей будет сокращаться, а потом они вообще исчезнут. И таких новых направлений много! Мы должны к этому быть готовы. Это первое.

Второе, что я понял. На рынке будут востребованы люди с хорошим образованием. Чтобы быть конкурентным, ты должен быть хорошим специалистом. И возникает вопрос человеческого капитала. Будут конкурентны те страны, где высокий уровень образования, где созданы условия раскрытия талантов. Президент нашей страны поставил задачу: мы должны быть лидерами в мире. Это возможно. У нас есть все предпосылки. У нас люди конкурентны, у нас есть очень способные, средние и те, кто как-то вот не получил должного образования. Нам надо поднять нижнюю планку, чтобы средний уровень у нас был достаточно высоким.

Для этого нужна реформа дошкольного, школьного образования — и работа, что ведется по вузам. Они должны быть нацелены на конкретные вещи. Уже со школы мы должны раскрыть, в каком направлении вот этот молодой человек или девушка будут конкурентны. Наша задача не просто обучить, а дать минимум знаний общих и дать направление, куда он пойдет, что будет с ним. Возможно, он будет разработчиком, и тогда надо идти в вуз. Возможно, он будет хорошим специалистом, и ему надо идти в ресурсный центр, получить хорошую специальность и работать.

Но в любом случае молодежь должна понимать, что будущее за образованными, креативными людьми, которые не только имеют хорошее образование, это ведь еще не факт, ты можешь иметь Стэнфорд, Гарвард, но если у тебя нет движения, желания что-то создать, твои знания не раскроются. Но и при наличии желания без хороших знаний ты ничего не достигнешь. Нам важно донести это до нашей молодежи, вот этот посыл, чтобы они максимально эффективно использовали время для получения образования. Некоторые вот говорят: мы взяли, в Google зашли, любой вопрос задали. Но если у тебя базового образования нет, ты не поймешь, что получишь в Google.

— Вы у меня вопрос буквально с языка фактически сняли... Меня тоже очень смущает такой эффект, вот такие Google-«Википедия» знания. В этой связи я поделюсь с вами позицией, за которую вы сейчас, наверное, можете обвинить меня в антигосударственных взглядах. Я только за́ принцип ЕГЭ — он действительно дает равные шансы, но меня очень смущает качество этих знаний. Я начал задавать вопрос молодым, спрашиваю, а вот кто напал на Советский Союз кроме Германии? И мне в 70 процентах случаев начали отвечать: «Австрия». Я когда первый раз услышал, начал думать: а почему? Оказывается, ребята готовились к ЕГЭ по истории, у них есть такая брошюрка, она для всей страны одинакова. И вот там на середине страницы заканчиваются ответы про Первую мировую войну, начинаются ответы про Вторую мировую войну. И последней строчкой ответа про Первую мировую является Австро-Венгрия. И потому, что они готовились к предмету не через понимание, через зазубривание, они визуально вспоминают Австрию. Что вы скажете по качеству ЕГЭ? Здесь ведь явно требуется что-то изменить.

— Я согласен, многие пытаются критиковать ЕГЭ, но назовите другую форму, как мы можем оценивать качество? Как мы формулируем вопросы, не наши ученики виноваты, а мы с вами — методисты, специалисты делают это примитивно и неинтересно. Если он знает историю, он ответит на любой вопрос. И форма, когда мы пишем и готовим их по какому-то шаблону, неверна — надо изменить эту систему. Я еще раз говорю: ученик должен иметь базовые знания истории, географии — не будешь же каждый раз в Google заходить. Уточнить — да... Вот у меня специальность инженерная. Инженер — это человек, который знает не все, а умеет работать со справочником. Google тоже справочник, и надо уметь с ним работать. По ЕГЭ мы должны школьников тренировать, не только после 9 класса. Может быть, промежуточные ЕГЭ делать. Чтобы они были психологически готовы, чтобы у них была практика. Там много вещей нужно, которые надо поправить. А то, что ЕГЭ необходимо, это однозначно.

«ЗОЛОТУЮ МЕДАЛЬ НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ ПРОСТО ЗА ТО, ЧТО ЗУБРИЛ И НА ПЯТЕРКИ УЧИЛСЯ»

— Вы Госсовет упомянули. На этом Госсовете Владимир Путин пообещал 50 миллиардов рублей из федерального бюджета на строительство школ. Но сказал, что основной упор делается на регионы и муниципалитеты. Что у вас в этом направлении?

— Я считаю, что это хороший посыл. Но вот моя позиция: вторая смена — это дискомфорт, но это не самая главная проблема. Сегодня надо привести в порядок те школы, которые у нас есть. У нас много школ уже достаточно ветхих и плохо оснащенных. То, что есть федеральная поддержка, и президент такую задачу ставил... Нам необходимо по республике построить 38 школ. Мы однозначно будем участвовать в этой программе. Но мы уже с 2012 года отремонтировали 620 или 630 школ, они отвечают стандартам. Сегодня 50 процентов школ и детских дошкольных учреждений охвачены этой программой. Но, увлекаясь новым, мы забываем то, что у нас есть. Ребенок не виноват, что он оказался в том микрорайоне, где школа старая. Была, в частности, программа, касающаяся новых теплых туалетов, где условия совершенно другие. Это частная программа, но она тоже важна.

В селах у нас, конечно, недокомплект, в городах, наоборот, есть проблема второй смены. Мы будем делать в первую очередь в городах, где есть новые микрорайоны и где необходимо построить новые школы. Но экономическая ситуация для России и ее регионов, как известно, очень непростая, и то, что президент определил 50 миллиардов на реализацию программы, — это хороший посыл на будущие годы.

— Возвращаясь на шаг назад в нашей беседе: по поводу качества ЕГЭ, как ребята приходят в университеты... Есть такое хорошее подспорье, известное еще со времен советской образовательной системы, как олимпиады. Я сам в олимпиадах участвовал. Это помогало в том числе и для самостимулирования. Олимпиады как критерий для поступления в престижные вузы мне кажутся очень разумной системой. У вас как с олимпиадниками в республике?

— Я очень позитивно отношусь к этому движению. Более половины республиканских учащихся принимают участие в олимпиадах. У нас даже есть специальный олимпиадный центр, очень хороший, мирового уровня. В России мы занимаем третью позицию по олимпиадникам, по-моему, у нас 109 победителей. Хотя по количеству жителей Татарстан — не самая большая в РФ республика.

— А впереди вас кто? Москва, Питер?

— Москва, Питер, а потом мы. Мы даже Московскую область умудрились обойти. Я считаю, что эта работа должна быть системной. Может быть, я ошибаюсь, но я считаю: если школьник, круглый отличник, не выиграл олимпиаду, какую золотую медаль ему можно давать? Просто за то, что он зубрил и на пятерки учился? Он должен проявить себя еще где-то. Я думаю, здесь надо изменить критерии. Да, он должен на пятерки учиться, но при этом он должен победить на российской олимпиаде или быть призером на международных соревнованиях. У нас тоже есть хорошие примеры, международные олимпиады — это физика, химия, математика. Очень приятно, когда ученики добиваются таких результатов. Я поддерживаю это направление. Считаю, что это очень важно, чтобы соревновательный дух был, школьник должен подготовиться, получить дополнительные знания. Хотя у нас уже говорят: «Вот в Москву уедем». Очень хорошо. Раз они нужны и в московских вузах. Я говорю: «Создайте условия, чтобы в Москву не уехал, а был заинтересован остаться».

— Или чтобы вернулся к себе после Москвы.

— Еще лучше: мы должны отправить его в столицу, чтобы он вернулся к нам в новом качестве.

— Когда люди начинают жаловаться: «Вот тут москвичи понаехали». Я говорю: «Вы посмотрите, чаще всего эти москвичи — ваши же, которые прошли московскую какую-то школу и вернулись». По-моему, это замечательно.

— Я считаю, что это хорошо.

— Мы заглянули в будущее, но не заглянули в то будущее, которое отнюдь не абстрактное, а уже стоит в календаре, это WorldSkills — чемпионат, который вы к себе заманили. Как идет подготовка?

— Знаете, еще раз. Было ощущение, что мы упускаем подготовку рабочих специальностей.

— Да, о чем мы говорили как раз до этого.

— Наша система ПТУ, СПТУ как бы заморозилась, и ничего нового у нас не было. Последние годы мы искали много путей...

— Извините, что перебиваю. Помню, что у вас это уже было в отличие от других регионов: я ездил на соревнования молодых нефтяников «Татнефти» в Альметьевске.

— Это учебный центр «Татнефти» был.

— Но все равно.

— Нет, с одной системы требовалось... Мы приняли решение создать много ресурсных центров по самым нужным профессиям для Татарстана. Порядка 19 уже сегодня есть. Мы в ближайшее время 25, а может, еще больше создадим. То есть там должно быть и материально-техническое оснащение, и подбор кадров, и самое главное: ресурсный центр обязан работать в рамках той отрасли или того предприятия, на которых он ориентируется. Скажем, КАМАЗ, «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим». Они способны не только заказывать, но и участвовать в подготовке: их люди будут преподавать там, они и преподают. Это очень хорошее направление. И очень хорошо совпало, что мы, Россия, стали членом WorldSkills и заявили о своем намерении провести соревнования. У нас были конкуренты: Бельгия была, город Шарлеруа, и Париж был. Конечно, в современных политических, внешнеполитических моментах это достаточно сложная задача была. Но президент Владимир Путин поставил задачу, встретился, во-первых, с членами делегации WorldSkills, а потом поручил нам в Казани добиться этого права.

Здесь, конечно, огромная поддержка была федерального правительства, вице-премьер Голодец руководила нами. Мы тоже постарались, и в такой серьезной конкуренции мы победили и Париж, и бельгийский город, получили это право. Это не только некие амбиции — мы хотим получить компетенции. Вообще, мир ушел далеко вперед. По уровню мастерства мы сильно пока отстаем. Наша задача в 2019-м году — не только провести, а достойно показать Россию и заявить о себе.

Сегодня принято решение создать шесть межрегиональных центров по подготовке к чемпионату. Один будет у нас. Это наша IT-направленность, где-то — машиностроение. Вот у нас была выставка по автопрому, мы там один этап соревнований уже обкатали. И самое главное — все руководители предприятий заинтересованы (вот 10 или 15 машин «Форд» выделил), чтобы эти соревнования здесь прошли. Вроде бы региональные небольшие соревнования. Но предприятия заинтересованы, чтобы больше молодежи вовлечь. В принципе, это их клиенты, их работники в дальнейшем. Надлежит достойно провести: для этого создан оргкомитет, расписаны задачи, центры, то есть чтобы не только с точки зрения организации, но и с точки зрения качества российская сборная находилась на уровне. Она должна победить, выполнить такую задачу.

«ИНТЕРЕСНО ПОСЛУШАТЬ, КАК ЛЮДИ АБСУРДНЫЕ ВЕЩИ РЕАЛИЗУЮТ»

Рустам Нургалиевич, я очень рад, что мы нашу пятую встречу посвятили в значительной степени будущему. Мы начали эту серию встреч до выборов президента, а завершаем много месяцев спустя. И мне очень понравилось, что вы сами не раз и не два упомянули выражение «ощущение». Я как раз хотел об ощущениях ваших поговорить, и вы неоднократно к своим ощущениям возвращались. По вашим ощущениям, чему бы вы могли еще научиться в плане повышения своей квалификации, чем еще хотите заняться кроме английского языка, которым, как мы знаем, вы занимаетесь?

— Знаете, каждый из нас должен учиться. Мы говорим об образовании, а чтобы ставить задачи в образовании, ты должен иметь некий базовый уровень. Мы работаем со школой «Сколково», и они нам провели модули, где у нас была групповая работа, и наши главы и министры готовили свои программы.

— То есть семинар своего рода.

— Нет, не семинар, это проектные работы. Я поставил им задачу. Первое: в рамках «Программы-2030» что ты хочешь сделать за пять лет, товарищ министр. Вчера мы заслушали, и я говорю: так как вы плохо ходили на занятия, я даю вам конкретные задания — разработать этот проект.

А вы ходили на занятия, в отличие от них, я так понял?

— Я приходил, но у некоторых времени не было.

То есть у президента есть время, а у министра — нет. Занятно.

— Задача ведь не только учить, министр знания должен использовать, чтобы улучшить свою работу. То есть и министры, и глава, и сам президент должны знать те вещи, которые им будут нужны. Скажем, я председатель совета директоров компании «Татнефть». У нас есть битумная нефть, сланцевая нефть, и прежде чем ставить главную задачу ресурсной базы, я должен понимать, как можно ее решить. Или в нашей республике нефтехимические, нефтеперерабатывающие предприятия — какую технологию мы выберем, чтобы не было тяжелых остатков, или как мы будем развивать нефтехимию, какой комплекс, технологии мы выберем. Или по электронному документообороту, по электронным услугам — что мы можем дать. Президент должен постоянно что-то новое искать.

— Иными словами, вы ходите на семинары, на лекции, продолжаете учиться?

— Конечно, тот же Давос. Мы посетили его с генеральным директором «Татнефти». Я считаю, что там было много интересного, например, связанного с «Шелковым путем». Или мы посетили сессию, где разработчики электрического самолета, который может лететь сколько угодно, решали эту задачу. Интересно послушать, как люди абсурдные вещи реализуют, и это оказывается далеко не абсурдом.

— И это еще и деньги приносит.

— Не только деньги, это изменит мир. Эти люди, в нашем понимании, странные, меняют мир. Мы обычные люди, мы плывем по течению, вроде бы кто-то гребет, кто-то вообще не гребет, а эти люди совершают некие прорывы, и мне интересно этих людей увидеть, пригласить, послушать. Очень много интересных вещей делает Герман Греф. У него любая тема, завтрак или мероприятие превращается в решение какой-то задачи, то есть не просто «давай пообщаемся». Я помню, даже по дошкольному образованию была одна тема... Я почему и говорю, что 70 процентов навыков школьник получает до 7 лет — это было у Грефа. Вот Давос — если бы не поехал, не проникся... Я думал, что это нас не касается, четвертая промышленная революция: паровая машина, электрическая машина, автоматизация, а сейчас думаю совершенно иначе. Поэтому все мы должны быть на плаву, учиться. Кто-то более прорывной, кто-то должен не мешать и хотя бы двигаться вместе.

Ценим вашу любознательность, Рустам Нургалиевич, спасибо за беседу.

Телеканал «Россия 24», программа «Пять вечеров с Рустамом Миннихановым»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    2.03.2016 12:35

    Все- таки у нас очень толковый президент. Креативный, но не отрывается от земли.

    • Анонимно
      2.03.2016 13:13

      да он молодчина! ещё бы на МСБ внимания побольше и на бюрркратию

    • Анонимно
      2.03.2016 23:26

      И очень правильно про победу говорит. Мы обязательно должны выиграть. Это теперь - вопрос чести и достоинства !

    • Анонимно
      2.03.2016 23:31

      Хорошо оплачиваемой работы в Татарстане мало, но она есть !

  • Анонимно
    2.03.2016 12:48

    пора строить канатную дорогу в Казани через Волгу... полный автомат и новое качество. А Президент год назад четко назначил это направление - как в Нижнем, где отбою нет.

    • Анонимно
      3.03.2016 21:44

      Согласен, канатка сильно бы сэкономила средства граждан и, следовательно, республики.

  • Анонимно
    2.03.2016 12:56

    В соревнованиях победить можно, только ежедневная жизнь граждан в их спальных необустроенных дворах от этого не изменится. Вот куда надо направлять неуемную энергию и вот по каким показателям надо соревноваться

  • Анонимно
    2.03.2016 13:15

    Как здорово и правильно выступает наш Рустам Нургалиевич!Было бы правильно, если б изначально всех глав муниципальных образований и мэров выбирали по их профессиональным знаниям и способностям двигать прогресс!У нас локомотив Рустам Нургалиевич!Сколько всего сделано в нашем регионе именно благодаря лично ему!Сколько прорывных проектов в республике!Если до его избрания(сейчас начнут меня критиковать и т.д!!!)убивая колхозы и совхозы, вся молодежь уезжала из деревни - то сегодня возрождается село!Деревни поднимаются !За последние 20 лет в деревнях наконец-то стали дороги строить!Родители , оставляя детям жилье в городах - возвращаются в родные края!Минталитет людей стал меняться!К земле родимой возвращаются!В районных центрах великолепные спортивные комплексы построили!ФАПы, дома для участковых!Слушая Рустама Нургалиевича конечно же хочется получать новые знания, творить, предлагать!Однако коррумпированность - главная беда не только конечно нашего региона, однако она и тормозит движение вперед!Особенно это становится понятным, когда совершенно бездарность, даже без высшего образования - в современном этапе развития экономики, технологий становится Закзчиком крупной УК столицы!И все знают, что точно аффелирован местными властями! Это о чем? Главное разгоняются квалифицированные, профессиональные специалисты - вставленники, за чужой счет набивая карманы прекрасно сидят , считая себя "хозяевами района"!Как любит говорить Рустам Нургалиевич "местные князьки"!!!Приходят и думают, что пришли на долго и на совсем!После них хоть трава не расти!Или , например, некоторые чиновники , ежендельно присутствуя на видеоконференции у президента нашей республики, могут себе позволить не платить квартплату?!Знаю,что у нас самый лучший президент,но уже пора бы регалиями по ниже всем чиновникам тоже задуматься и по интенсивней подключаться к профессиональной деятельности!БО очень ценю за объективность освещения,Надеюсь мой комментарий пройдет и другие тоже откликнуться! Спасибо.

  • Анонимно
    2.03.2016 13:15

    Такой он настоящий! Исэн сау булсын.

  • Анонимно
    2.03.2016 13:20

    У нас в России очень низкая производительность труда, хоть бей хоть золотые горы плати, менталитет такой, люди не привыкли работать на совесть. А руководство зарабатывает на этом деньги.

    • Анонимно
      2.03.2016 14:39

      это как? производительность низкая, но на этом зарабатывают. Не видите логического коллапса?

  • Анонимно
    2.03.2016 13:56

    Хорошо когда руководитель смотрит в будущее и даже его видит. Только относительно образования Рустам абыйга надо чуть побольше изучить не действующий опыт передовых школ, а именно идущие тренды. И было бы неплохо вообще хотя бы одного штатного/внештатного футуролога нанять который для Правительства РТ и Президента РТ представлял бы подборку перспективных трендов, возможностей и угроз.

  • Анонимно
    2.03.2016 15:18

    Внедряемое сейчас частично платное обучение в школах - неправильный, не гуманный, не конституционный путь. Может лучше открывать школы для богатых, как садики, если уж у РТ не хватает денег для обучения своих детей. А насильно заталкивая в ПТУ, можно потерять таланты и уважение детей к своей республике

    • Анонимно
      2.03.2016 16:06

      Таланты после техникумов и ПТУ наоборот еще лучше будут.
      На своем примере - после техникума в институте без проблем учился, а на работе более пригодились знания, полученные в техникуме. Но это если учиться, а не посещать занятия ради диплома.

  • Анонимно
    2.03.2016 15:46

    Побольше бы внимания не только к масштабным крупным проектам, но и к простым жителям не помешало. Нас обижают все кому не лень- обдирают всякими повышениями цен, поборами, тарифами ужасными. Скоро выдохнемся.Благосостояние все хуже.
    . А проекты все масштабнее, но мы этот результат когда ощутим?

  • Анонимно
    2.03.2016 16:12

    В нефтяной республике очень низкая зарплата. Мы хотим работать и получать нормальные деньги, а не существовать как первобытные люди. Когда богатые вспомнят, что есть высшие силы?

  • Анонимно
    2.03.2016 16:22

    Уважаемому , даже любимому( без лукавства) президенту хочу задать один маленький вопросик. Все дорожает, зарплаты не растут. Транспортники плачутся, что дошли до критической точки, нужно плату увеличить. Другие тоже всякие тарифы повышают. Народ неплатежеспособным будет в два счета. К чему это приведет?

  • OlegBelg
    2.03.2016 16:30

    "Согласны ли Вы на введение самообложения в 2016 году в сумме 1000 рублей с каждого жителя сельского поселения, обладающего правом на участие в местном референдуме и направлением полученных средств на решение вопроса местного значения по выполнению следующих работ:1.Ремонт дорог в населенных пунктах Введенско-Слободского сельского поселения общей протяженностью 10 км на общую сумму 336000 рублей." Такой референдум состоится 6 марта. Внутри Введенско- слободского поселения находится Иннополис. По 1000 руб будут собирать с небогатых жителей Введенской слободы, а вот собственники недавно построенной сотни дворцов и замков в этой же Введенской - платить по 1000 руб не будут: они зарегистрированы по другому адресу. Десятки миллиардов на Иннополис и по 1000 руб с местных жителей. В феврале в Татарстане состоялось более 180 референдумов по самообложению.

  • Анонимно
    2.03.2016 16:33

    Кстати у нас в России одно из самых дорогих бесплатных (по конституции) дошкольных образований по регионам. Патамушта мы успешные!

  • Анонимно
    2.03.2016 16:39

    Думаю, что президент должен лоббировать в первую очередь интересы населения, а не корпораций. Отраслевые министры своим бездействием перекладывают нагрузку на президента, получается что он "и швец, и жнец, и на трубе игрец".

  • Анонимно
    2.03.2016 17:33

    Вот такие мы, ну не можем не льстить.пусть даже заслуженному человеку. Ну не может быть все у нас хорошо, посмотрите вокруг.О высокой зарплате педагогов:кто нибудь из проверяющих прокуроров догадается посмотреть и сравнить перечисленные на карточки зарплаты (их в банке надо брать) с начисленными. Удивитесь разнице в некоторых школах.

  • Анонимно
    2.03.2016 18:21

    Смотрел эти самые встречи, ничего особенного ,обычные вопросы,простейшие ответы. Построили,выделили деньги, провели мероприятие. И всё.

  • Анонимно
    2.03.2016 18:47

    Рустам Нургалиевич, в самом деле замечательный президент! Не каждый начнет изучать новый язык. Своим примером он показывает нам, что надо совершенствоваться в течение всей жизни!

  • 1. А я полностью не согласен с Президентом.
    2. Президент не должен ориентироваться на развитие инновационных проектов. Это не его задача. Это функции Премьер министра. Основная же его задача, Президента, - это показатель уровня жизни граждан. Что это такое? А это то, что у людей банально должны быть деньги. А их у них нет.
    3. Развиваться должны те секторы экономики и промышленности, к которым большинству людей проживающие именно в этом регионе легче всего адаптироваться, чтобы потом зарабатывать средства на своё существование. То есть делать ставку на традиционализм. В Татарстане с этим не только беда, вообще трагедия. За почти 25 лет все те традиционные профессии (слесари, токари, электрики, строители и пр.) в которых люди могли заниматься массово с рынка труда выменились, а теперь Татарстанская Власть призывает нас заниматься тем, чем (массово) его жители никогда не занимались: гостиничный бизнес, торговля, туристически бизнес, спортивный, IT-технологический, в сфере производства мелко-бытовой продукции, сельхозбизнесом. То есть тем, чего татарстанцы не умеют просто делать.
    Короче. Это вопрос большой и сложный. В комментариях его отразить в полном объёме нет возможности.
    4. Минниханов пропагандирует стремление каждого быть креативным в обществе. Это тоже глупость на мой взгляд. Примерно из 10 тыс. человек только один может обладать его признаками. Да и то, свою креативность он может проявить лишь тогда, когда со стороны общества он будет ощущать и моральную, и материальную поддержку. И что, тех 9 999 человек, которые не обладают какими-то талантами, либо по объективным причинам не могут развить их, расстрелять что ли?

    • Анонимно
      2.03.2016 19:32

      Абсолютно верно говорите,уважаемый. В качестве несогласного присоединяюсь к Вам.

    • Анонимно
      2.03.2016 19:48

      Ув. Габдель Юссон! Согласен с Вами (с комментарием от 02.03.2016 19:07). Таланты, способности, заслуги Р.Н.Минниханова очевидны, недочеты - от того,что он молод по-прежнему.

    • Анонимно
      3.03.2016 06:41

      С третьим пунктом не согласен. Жители Татарстана в большинстве своём ранее были крестьянами, но промышленное производство, такое, как КАМАЗ, нефтехимия и т.д. заставили людей переобучаться, а сегодняшние реалии заставляют заниматься IT-технологиями. Поэтому не надо сидеть и говорить, что это не наше и не подходит нашему народу.

  • Анонимно
    2.03.2016 19:50

    Байкотировать надо рабочим шоу капиталистов.

    • Анонимно
      2.03.2016 20:01

      вы очень точно подметили про шоу капиталистов , только я чуточку вас поправлю... это шоу наидичайших псевдокапиталистов с шакальим оскалом , где рабочей интеллигенции нет места вообще и никогда. поднимайте жизненную планку рабочих профессий хотя бы до уровня советского союза и тогда это сие не будет смахивать на пир во время чумы...

  • Анонимно
    2.03.2016 20:03

    И все- таки, все это улучшит жизнь лю дей? И Когда?!

  • Анонимно
    2.03.2016 21:58

    К сожалению олимпиадный центр ориентирован на казань .цена участия без комиссии банка 300 руб, а районникам плюс проезд, еда, возможно ночлег... Не наездишься.

  • Анонимно
    2.03.2016 22:17

    Пока топ менеджеры получают лям в месяц, нормального рабочего не будет. Верните с небес руководство, и гарантированно дайте возможность рабочему купить жильё, работая на заводе - будут рабочие и без ваших...это дибильное название кружка и не запомнила

  • ПанАлекс
    2.03.2016 22:27

    Все эти красивые слова, программы и реформы будут бессмысленны если в Татарстане не будет достойной оплаты квалифицированного труда. Уважения к труду других, их безопасности и здоровью! Даже если организовать "фабрику высококлассных специалистов" рабочих, инженерных и высшеобразовательных профессий, то большинство самых лучших выпускников будут уезжать из Республики, а многие из страны. Когда в Татарстане одни из самых низких зарплат равноценных специалистов по сравнению с другими регионами, то наивно ждать высокий уровень профессионализма специалистов. В Татарстане считается нормой: 1. Снижать себестоимость за счет оплаты труда; 2. Снижать себестоимость за счет безопасности и охраны труда, обеспечения средствами безопасности, да даже спецовками. 3. Отсутствие в Татарстане для талантливой молодежи, специалистов, "социальных" лифтов в бюджетных организациях, госслужбе и госкорпорациях и МУПах. 4. Неуважение к труду многих рядовых работников, особенно бюджетников. Трудовое законодательство часто нарушается уже начиная с госструктур (не платят за переработку, сверхурочные, и т.д.). Особо наглядно проявилось неуважение к труду, образованию и профподготовке бюджетников, когда тысячи хороших работников погнали на доделку недоделок "Казань-Арены" перед Универсиадой! Их собственная работа на своем рабочем месте была отложена или переложена на других, без оплаты за допработу!

  • Анонимно
    2.03.2016 23:19

    Надо повышать оснащенность начального и среднего образования. С этим я полностью согласен. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В МИРЕ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.

    • ПанАлекс
      3.03.2016 00:01

      А вы потрудитесь посмотреть на "реформы" профтехобразования в Татарстане Шаймиева-Минниханова в 2007-2008гг. Если бы не вмешательство Медведева и Иванова, бесплатное профтехобразование должно было закончиться...

  • Анонимно
    2.03.2016 23:21

    народная идея - борьба с бедностью, национальная идея Татарстана - провести Чемпионат мира, городская стратегия - все сдать в аренду и поднять ренту на транспорте!

    • Анонимно
      3.03.2016 01:47

      просто нет народа уже,есть этнос.в таких условиях всегда действует закон рынка.а суть его в том,что во-первых реализуется необходимое условие существования рынка-его постоянная изменчивость,и во-вторых- управляемость крупными игроками,цель которых,всегда быть на вершине общественной социальной финансовой,называйте ее как хотите пирамиды.вспомните,какое здание у нас возвели в самом начале пути на булаке.это и есть,программирование реальности.

  • Едем в город Кунаково,
    Тот, что вместо Дураково,
    Там сейчас средь серых масс,
    Правит креативный класс.

    Мэром служит прогрессист,
    Бывший альт саксофонист,
    Он, чтоб с временем шагать,
    Всё решил здесь поменять.

    И идя с командой в ногу,
    Знаниям мэр открыл дорогу,
    Решено - без аллегорий,
    Строить сеть консерваторий.

    Даже в старом Дураково,
    Раньше не было такого,
    Все заводы здесь снесли,
    Всё - в заводах нет нужды.

    Мэру нужно долг отдать,
    Мог идеей заражать,
    Каждый день играет фуги,
    Для людей, а не от скуки.

    Утром саксофон берёт,
    И к народу с ним идёт,
    Говорит, кто любит джаз,
    Настоящий adidas*.

    Ну, а кто баян, бишпланку,
    Разменял прогресс на пьянку,
    С ними нам не по пути,
    Инноваций с них не жди.

    Пролетим мы синей птицей,
    Мимо нужных инвестиций,
    А они нужны как воздух,
    К нам ведь едет Сеня Борух!

    Он такой джаз-рок тут «вмажет»,
    Телевиденье покажет,
    Как мы тут на целый мир,
    Закатили с миром пир.

    Все узнают – что плохого?
    На земле есть Кунаково,
    Раньше не было ведь такого,
    Когда было Дураково?

  • Levron
    3.03.2016 09:30

    Спасибо, Рустам Нургалиевич! Чувствую, эта серия не просто так... Федеральный уровень готовится..

  • Анонимно
    3.03.2016 12:59

    Да взять и "подсказать" директорам -Ак барс Холдинга, Красному востоку, КАНу и еще некоторым группам нашему президенту родному, что стоит поднять уровень зарплат уже, и поднимется везде в РТ зарплаты, т.к. в вышеназванных предприятиях работют более половины населения РТ

    • Анонимно
      3.03.2016 22:00

      Кому "подсказать"? Директора - президенту или президент - директорам? Специально так написали?)

  • Анонимно
    5.03.2016 20:33

    Греф враг народа. президенту и народу пора гнать Грефа и грефов из власти и экономики поганой метлой, а многих после ареста имущества и счетов напрямую отправлять на трудовое перевоспитание в Туруханский край на свежий воздух заготавливать древесину для импорта в Китай.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль