Старая элита 
7.03.2016

Гумер Усманов: «Иуды в моей жизни хоть и редко, но тоже встречались»

Послесловие к циклу материалов «БИЗНЕС Online» об экс-руководителе ТАССР. Часть 7-я

Книга казанского историка Булата Султанбекова о Гумере Усманове вышла недавно небольшим тиражом. Ее автор, а также семья экс-руководителя ТАССР, его коллеги и сослуживцы выражают признательность «БИЗНЕС Online» за очерк о его жизни и судьбе, который был специально подготовлен для нашей аудитории на основе этой книги. В интервью нашей газете Султанбеков рассказал о том, что осталось за кадром публикаций, например, об отношении Усманова к Горбачеву и о его версии гибели маршала Ахромеева.

Булат Султанбеков
Булат Султанбеков: «Гумер Усманов весьма доверительно рассказывал о своей жизни и людях, с которыми работал в республике и ЦК КПСС. Изредка добавляя: «А вот это только для вашего сведения и ориентировки, а не для печати или разговора с другими»

ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ — УЖЕ В РАБОТЕ

— Булат Файзрахманович, какой была реакция на вашу книгу и наши публикации о Гумере Усманове?

— Его дети — сын Фарид, врач, и дочь Светлана, доцент-математик, — по выходе самой книги и после публикаций в вашей газете мне позвонили, благодарили и авторов, и редакцию «БИЗНЕС Online» за такую память об отце. Книгу достать было трудно, и поэтому, считаю, вы сделали большое дело, что привлекли внимание к судьбе Гумера Исмагиловича Усманова, недавно ушедшего из жизни. И сделали это для своей немалой аудитории. Таково и мое мнение, и мнение семьи Усманова.

Книга привлекла внимание также и Татарского издательства, которое намерено в будущем году к 85-летию экс-лидера республики выпустить ее повторный тираж. Такое предложение уже сделано. Они просят меня подготовить расширенный вариант издания о нем и о его времени. Его объем будет примерно в два раза больше. Подчеркиваю: не только об Усманове, но и о его времени. Тем более что в этой маленькой книге довольно много осталось, что называется, «за кадром»: немало информации появилось во время подготовки и выхода первого издания. Воспоминания и комментарии о жизни и судьбе бывшего руководителя нашей республики высказали желание поместить во втором издании еще несколько человек, причем не только из числа местных, но и некоторых московских руководителей, знавших Усманова по работе в ЦК КПСС. Книга будет носить такое же название: «Секретарь ЦК Г. И. Усманов. Жизнь и моменты истины».

Можете указать, что автор не хочет писать «житие святого», как это уже было с одним из покойных наших лидеров, а попытается с помощью людей, которые хорошо знали Усманова-руководителя, создать живой и, скорее всего, в чем-то противоречивый его портрет. Уже можно сказать, что в числе тех, кто хочет высказаться о нем, вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, депутат Государственной думы Фатих Сибагатуллин и другие.

Татарское издательство намерено в будущем году к 85-летию Гумера Усманова выпустить повторный тираж книги

«МЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, ЧТО О НАС ДУМАЮТ ЛЮДИ»

— Как оцените комментарии читателей «БИЗНЕС Online» к публикациям?

— За редким исключением в этих комментариях читается интерес к личностям руководителей республики, которые делали ее историю. Несмотря на всю их неоднозначность и даже где-то полярность, комментарии ваших читателей отражают достаточно большой сегмент общественного мнения. А вот меня самого очень привлекла история о взаимоотношениях первого секретаря Татарского обкома КПСС Усманова со средствами массовой информации, в частности, с главным редактором газеты «Вечерняя Казань» Андреем Гавриловым. Это действительно интересно было прочитать. Вообще, Усманов знал, что такое печать, пресса; кстати, именно он инициировал социологические исследования, в программу которых включил и мнения населения республики о работе ее обкома партии, в том числе о нем самом: «Мы должны знать, что о нас думают люди». Тогда это было внове, пожалуй, даже нигде такого больше не было.

Еще когда Гумер Усманов был первым секретарем обкома, а я заведовал кафедрой общественных наук консерватории, несколько раз после обсуждения проблем, по которым я приходил на прием, мы по его инициативе беседовали о наиболее интересных, а подчас трагических страницах истории Татарстана. В том числе о судьбах его предшественников на этом посту и оценке их деятельности в исторических трудах... После его возвращения в Казань я нередко консультировался с ним при подготовке отдельных статей и книг, и его советы и информация о подоплеке или истинных причинах ряда событий и поведении их действующих лиц были весьма полезны и достоверны. А знал он о современной истории не только республики, но и страны очень много.

Усманов и президент АН СССР акакдемик Александров
С президентом АН СССР академиком Анатолием Александровым

Но были вопросы и проблемы, о которых он говорил, что еще не пришло время однозначной оценки, надо подождать и не торопиться с выводами. В первую очередь это касалось оценки действующих политиков как в Татарстане, так и в Российской Федерации. Исключение составлял Михаил Горбачев, оценка которого как могильщика советского государства, практически создавшего условия для прихода к власти Бориса Ельцина и его «похоронной команды», добившей СССР и КПСС и вернувшей страну в капитализм в его диком варианте, описанном еще Марксом, была для Усманова бесспорной. Она основывалась на личных впечатлениях от тесного общения с ним в 1989 - 1990 годах.

Гумер Усманов весьма доверительно рассказывал о своей жизни и людях, с которыми работал в республике и ЦК КПСС. Изредка добавляя: «А вот это только для вашего сведения и ориентировки, а не для печати или разговора с другими». Высоко оценивал деятельность и личные качества Юрия Андропова и Константина Черненко, неоднократно бывал у них на приеме, часто говорил по телефону. Он считал, что Черненко вовсе не был таким беспомощным, с признаками старческого угасания умственного потенциала человеком, каким его потом представляли в период «демократической эйфории» и ниспровержения «советских кумиров», и резкое ухудшение состояния здоровья и адекватного восприятия действительности случилось только незадолго до кончины. Причем, как говорил Усманов, во всей этой истории есть загадочные моменты. Он называл его достойным преемником Андропова, однако пришедшим к власти чересчур поздно. Ему Казань обязана РКБ-1, когда после безуспешных попыток добиться ее строительства Усманов рассказал Черненко об острой необходимости создания самого современного по тем временам медицинского центра, он прямо при нем позвонил в совмин СССР, и вопрос был решен положительно.

Усманов на строительстве моста через Волгу
На строительстве моста через Волгу

Усманов не скрывал и критического отношения к отдельным поступкам лиц, с которыми работал в республике и Москве, в том числе и тех, чье выдвижение считал теперь своей кадровой ошибкой. На мое шутливое замечание, что даже Христос допустил такую ошибку, введя в свое апостольское «Политбюро» Иуду Искариота, мгновенно последовала реплика: «Иуды в моей жизни, хоть и редко, но тоже встречались, как здесь, так и в Москве. Впрочем, это реальность политической жизни».

Усманов на съемках фильма про Семена Игнатьева
На съемках фильма про Семена Игнатьева

КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ

— Известно, что Усманов был активным сторонником выравнивания статусов союзных республик и автономий...

— Да, в то время очень тревожило состояние межнациональных отношений в стране и некоторые тревожные симптомы оживления националистических настроений среди части творческой интеллигенции, появлявшиеся и в республике. Приведу только один эпизод. Я был приглашен (полагаю, что не без его рекомендации) для участия в конференции и дискуссии по национальному вопросу, организованной в начале 1989 года, которую вел заместитель заведующего отделом ЦК КПСС Рамазан Абдулатипов. Мероприятие проходило в лекционном зале политехнического музея в Москве формально под эгидой общества «Знание» и частично транслировалось по телевидению. Тогда в ЦК стремились к таким публичным обсуждениям острых вопросов. Уровень участников был довольно высокий, наряду с научными работниками присутствовали секретари по идеологии ЦК ряда компартий союзных республик, в частности, Азербайджана и Армении. Абдулатипов, завершая дискуссию, обмолвился фразой: «Тут выступали только представители союзных республик, но вот слово просит и Султанбеков из автономной республики, и, учитывая его настойчивость, не могу не дать слова и ему». Не буду пересказывать свое выступление, одним из главных тезисов которого была неправомерность деления республик на союзные и автономные. Оказывается, Усманов смотрел эту передачу вместе с работником ЦК Капустяном, находившимся в республике в командировке, и пригласил на беседу после моего приезда. Не буду пересказывать разговор и о диспутах, хотя Усманов одобрил мое выступление и ответы на довольно сложные и даже каверзные вопросы. Но запомнил его фразу: «А ведь секретари ЦК Азербайджана и Армении просто не замечали друг друга, и аргументы их были антагонистичны, и все попытки представителя ЦК Аркадия Вольского как-то заставить их найти общий язык не увенчались успехом. И боюсь, что там дело дойдет до еще большего обострения и добром не кончится». Как в воду глядел. Кстати, Аркадий Вольский был направлен в Карабах главным «миротворцем», я сидел рядом с ним и обменивался мнениями о выступлениях и не только, пригласил на два-три дня слетать с ним в Карабах. Сказав, что «дела там совсем не такие благостные, как ино­гда представляют в прессе, расскажете об этом и своему первому, ему тоже полезно это знать». Аркадий Вольский был в свое время помощником Андропова и, к моему удивлению, многое знал о Татарии.

Уже впоследствии я узнал, что он один из авторов проекта кардинального реформирования административно-территориальной структуры СССР, подготовленного по поручению Андропова...

Чтобы увеличить, нажмите

УСМАНОВ О ГИБЕЛИ МАРШАЛА АХРОМЕЕВА

— Как секретарь ЦК трактовал официальную версию самоубийства маршала Ахромеева?

— Да, у Усманова была и своя версия гибели Героя Советского Союза, фронтовика, маршала Сергея Ахромеева, бывшего начальника генерального штаба Советской Армии, работавшего советником президента СССР Горбачева по военным вопросам и возражавшего против чрезмерных уступок американцам в области сокращения ракетного и ядерного потенциала страны. В этой связи замечу, что, очевидно, у него сохранились контакты с людьми, которые уже не были во власти, но были хорошо информированы о происходящем в Москве. Естественно, что он никогда не называл источники своей информации. Он несколько раз встречался с Ахромеевым в ЦК и в Кремле и даже, по его просьбе, помог с выделением средств для благоустройства его родного села в Мордовии.

Усманов говорил, что к самоубийству 24 августа 1991 года его подтолкнул телефонный разговор с Горбачевым, в котором тот угрожал ему разжалованием и судом за поддержку ГКЧП. А его предсмертную записку, начинавшуюся словами «Не могу жить, когда гибнет мое Отечество и уничтожается все, что считал смыслом моей жизни...», Усманов называл прямым обвинением в госизмене, брошенным Ельцину и начавшему поддакивать ему Горбачеву. Добавим, что, наверное, не случайно Горбачев только мельком упомянул в мемуарах имя Сергаея Ахромеева как участника переговоров с США по военным вопросам. Но ничего не написал о его судьбе и возражениях против чрезмерного сокращения ядерного потенциала СССР и, главное, отношении к «псевдодемократическому шабашу» и разграблению экономики страны, начавшимся в стране в конце 80-х годов и принявшим катастрофический характер после августовских событий 1991 года. Да и похоронили Ахромеева не на Новодевичьем кладбище, на что тот имел, по мнению Усманова, полное право по своему статусу.

УСМАНОВ О ТАБЕЕВЕ

— Булат Файзрахманович, что вы можете сказать об отношениях и оценках Усмановым Фикрята Табеева? До сих пор о них существует множество неоднозначных суждений и высказываний...

— Высоко оценивая научную эрудицию и блестящие организаторские способности Фикрята Табеева, Усманов считал, что некоторые ошибочные взгляды и действия его предшественника на посту первого секретаря Татарского обкома КПСС и многие годы непосредственного руководителя связаны с тем, что тот никогда непосредственно не руководил ни производственным, ни партийным коллективами на низовом и среднем уровне. Благодаря стечению обстоятельств сразу ставший заведующим отделом обкома, Табеев плохо знал низовую работу, через которую Усманов прошел сам. Неодобрительно относился и к его «нигилизму» по отношению к татарскому языку, которому тот предсказывал скорое исчезновение...

Усманов Премьер министр РТ Рустам Минниханов экс премье РТ Мухаммат САбиров руководитель аппарата Президета РТ Экзам Губайдуллин
С премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым, экс-премьером РТ Мухамматом Сабировым и руководителем аппарата президента РТ Экзамом Губайдуллиным

Вот как пишет он об этом: «Большой ошибкой Табеева было нежелание понять национальные особенности республики, неумение отличить заботу о национальных особенностях от националистических притязаний. Что касается татарского языка, то он открыто и убежденно пророчествовал о его исчезновении через 15 - 20 лет. В докладе «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», с которым Табеев выступил на пленуме обкома в октябре 1960 года, он заявил: «Сейчас, в период развернутого строительства коммунистического общества, многое из того, что считалось присущим той или иной нации, подчеркивало ее экономические и культурные особенности, изживает себя. Раз так, зачем впустую тратить усилия, старясь остановить этот якобы «прогрессивный процесс»?! Не имеет смысла выпячивать роль и значение татарского языка, а кто это делает, того надо осуждать!» Полагаю, что прочитанное не нуждается в комментариях. Тем более что это было время, когда активно внедрялся в сознание людей тезис о том, что в СССР формируется «новая историческая общность — советский народ», впервые введенный в политический оборот первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым и активно поддержанный и развитый после прихода к власти Брежневым. Некоторые не в меру ретивые пропагандисты этой теории заявляли, правда, в косвенной форме, что это приведет и к исчезновению в недалеком будущем наций в привычном понимании слова. Возможно, позиция Табеева и отражала подобные настроения некоторых руководителей страны... Опасения Табеева и его чрезмерная осторожность, столь раздражавшая интеллигенцию, привыкшую к «игнатьевской языковой оттепели», были вполне объяснимы: становиться «политическим камикадзе» он, конечно, не хотел. Можно только догадываться, какие безоговорочные указания давал ему Михаил Суслов, главный ревнитель интернационализма и борьбы с национализмом в ЦК, мнение которого по этим вопросам было решающим и для Брежнева. На мой вопрос о том, как он относится к многочисленным интервью Табеева, включая и напечатанное в журнале «Загородный клуб» в 2007 года, которое я дал ему почитать, он ответил так: «Табеев о многом забыл или специально умалчивает, и его утверждение, что именно он провел индустриализацию республики, явно ошибочно, ибо нефтяная промышленность и крупные предприятия, включая оборонные, были созданы задолго до него». Добавив, что хотя в Казань он вернуться не решился, но и отношения с руководством портить тоже не хочет, ибо все помнят его поведение в 90-х годах, которое его, конечно, не красит. Да и выдвинул его не Хрущев, как он пишет, а Игнатьев. Самой же большой заслугой Табеева он считал то, что мы получили КАМАЗ, ставший, как ранее «Татнефть», визитной карточкой республики.

Усманов в кругу семьи
В кругу семьи

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ — НАЧАЛО НАЧАЛ

— Ну и, если не секрет, немного о личной жизни Гумера Исмагиловича...

— Как-то в последнее время, когда Гумер Исмагилович уже чувствовал себя неважно, и хотя на эту тему мы не говорили, но все же он сказал мне: «Вот положат меня на нашем татарском кладбище в Казани, рядом с женой...» Так оно и случилось — его не стали хоронить в каком-то особо почетном месте, а лежит он действительно на татарском кладбище в Казани, в скромной могиле на одной из аллей среди прочих граждан, рядом с супругой, с которой он прожил не один десяток лет. Очень интересный человек была его жена. Преподаватель математики — она как была преподавателем в медицинском училище, так и осталась. И дети его тоже: сын — врач, дочь — математик-доцент. В моей книге об Усманове на эту тему немного, но очень искренне и эмоционально написал Олег Морозов, его выдвиженец, много лет с ним проработавший вместе, а сегодня — член Совета Федерации от Татарстана: «И еще об одном хочу сказать. Я всю жизнь видел, как он относится к семье, к детям, как он относится к своей супруге. Это была настоящая любовь, искренняя преданность, верность. И когда она ушла из жизни, он был просто раздавлен этой смертью. И эту любовь он пронес до последних дней. Это, кстати, тоже многое говорит об этом человеке, о его личности и масштабе. Потому что человек проверяется не только на работе, он проверяется и в личной жизни. И здесь он тоже был безупречен. Абсолютно безупречен».

Усманов в музее Чистопольского техникума
В музее Чистопольского техникума

Нелишне напомнить и такой факт из истории семьи Усмановых, о котором Гумер Исмагилович рассказал в интервью к его 70-летнему юбилею корреспонденту газеты «Татарский мир» Елене Чернобровкиной: «Когда я уже секретарем обкома начал работать, папа и мама пригласили всех нас, детей, в гости. Собрались. Родители вдвоем сидят и рядом мы: три сестры, брат, я. Отец говорит: дети мои, мы уже люди пожилые, нам недолго осталось жить. Вас всех государство выучило, у всех есть квартиры, все обустроены. Поэтому хочу предупредить, что свой дом мы решили подарить Чистополю. Чтобы здесь сделали что-нибудь хорошее для чистопольских детей... Мои родители поступили так, как решили, — подарили дом городу Чистополю. Сейчас в Чистополе по адресу улица Вахитова, дом 32 находится художественное училище».

Усманову доска на его технтикуме Чистополь
Доска памяти на стене техникума в Чистополе

НОВАЯ КНИГА: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сейчас профессор истории Булат Султанбеков завершил работу над книгой, которая называется «Образование Башкирской и Татарской республик. Сцена и закулисье». В 2017 и 2020 годах эти республики будут отмечать 100 лет со дня их образования (хотя по поводу дат есть различные мнения, особенно по Башкортостану). Некоторые фрагменты опираются на документы ряда центральных секретных архивов, в которые автор исследования получил доступ в Москве благодаря именно секретарю ЦК КПСС Гумеру Усманову. Казанский историк тогда выполнял конкретное задание Татарского обкома КПСС, который в то время уже возглавлял Минтимер Шаймиев. Задание касалось реабилитации имени видного татарского политика и революционера Мирасаида Султан-Галиева. Над этой задачей казанский историк работал в 1989 - 1990 годах. Усманов тогда сказал Султанбекову: «Надо смотреть немножко шире, обращать внимание заодно и на другие вопросы». Имелось в виду, что надо пользоваться случаем и «зацепить» секретную информацию, касающуюся не только «дела Султан-Галиева». Что и было сделано. Так что в книгу войдут очень интересные неопубликованные документы, материалы, которые показывают, например, что обе эти республики должны были получить такие же права, как Украина. Но не сложилось...

Усманов и Шаймиев
С Минтимером Шаймиевым

«Книга не ставит целью систематическое изложение истории образования республик, — подчеркнул в беседе с «БИЗНЕС Online» Булат Султанбеков. — Это, очевидно, будет сделано в монографиях, других публикациях, а возможно, и в художественных произведениях, которые, безусловно, появятся в процессе подготовки к этим торжественным датам. В книге на основе малоизвестных или неопубликованных по различным причинам документов приводятся несколько довольно загадочных фактов, связанных с этими событиями. В частности, довольно хлесткая, негативная оценка Лениным первоначального варианта, не декрета об образовании ТАССР, как иногда пишут, а совместного постановления ВЦИК РСФСР и СНК РСФСР о создании АТССР, а также о причине отказа Сталина поехать на партийную конференцию в недавно образованную республику и о некоторых других довольно загадочных фактах. Но это неудивительно: многое тогда делалось впервые, ошибки были неизбежны, хотя все «хотели как лучше». Эта небольшая научно-популярная книга поможет всем интересующимся историей, а возможно, и специалистам немного лучше представить, как все происходило на самом деле».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (55) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.03.2016 09:40

    Иуды. А как на счет собственного народа у которого отнимал последний кусок и отправлял в Москву? Прекрасно помню то время. Как надо не любить собственный народ и лебезить перед Москвой чтобы держать нас в полуголодном, на гране нищеты состоянии. Казанский феномен, подростковая преступность и жестокие банды...робом из этого нищего и беспросветного детства.

    • Анонимно
      7.03.2016 10:21

      Казанский феномен родился как раз из-за сытой жизни. Молодёжи просто было нечего делать, проезд почти бесплатный,медицина,образование,хлеб в столовых с "профсоюзным" маслом... А сейчас не забалуешь,пахать нужно,если за уши тянуть кто нибудь тянуть не будет.


      • Анонимно
        7.03.2016 14:54

        Почти соглашусь. Такие "феномены" как казанский или недавний нурлатский процветают из-за коррумпированности власти, которая настолько "привыкает к сытой жизни", что теряет волю к самостоятельным действиям. В "Черном озере" на ТНВ следаки из следственной группы по делу о Тяп-ляп прямо говорят, что Тат. обком делал все, чтобы спустить дело на тормозах. До суда дело довели только после того как его под контроль взяло МВД СССР. Не хотели тт. Табеев и Усманов сор из избы выносить.

        • Анонимно
          7.03.2016 17:14

          А что за "нурлатский феномен"? Будьте любезны подробнее,если можно..

          • Анонимно
            7.03.2016 20:53

            Про Нурлат в 2013 году на БО много написано. Шла война за передел влияния в районе, а после того как информация о побоищах появилась на центральном ТВ, местное первое лицо не нашло ничего лучше, чем заявить: "ничего серьезного, граждане, это у нас молодежь на дискотеке подралась". Спасибо Раиске, что дал информацию по своим каналам, благодаря огласке руководство района и РОВД полностью поменяли. А наш казанский феномен власти берегли как зеницу ока. Оно и понятно, на пустом месте преступность не появляется, были в республике и коррупция, и приписки, и цеховики, если бы начали мотать группировки, однозначно вышли бы на высокое руководство, как это произошло немногим позднее в Ташкенте.

            • Анонимно
              7.03.2016 21:59

              имел в виду оргпреступность

            • Анонимно
              8.03.2016 10:07

              А я слышал конфликт местной молодежи был с приезжими кавказцами которых чуть что милиция покрывала.

      • Анонимно
        8.03.2016 06:44

        Я жил в это время. Как раз из благополучных семей не "мотались".

  • Анонимно
    7.03.2016 09:52

    Ты душой нищий.

  • Анонимно
    7.03.2016 10:02

    КПСС и его руководства ругают, даже люди во власти, а среди них оказывается были, как пишет Султанбеков, очень хорошие руководители в областных и краевых комитетах КПСС. У меня один знакомый был в РТ, он сказал однажды руководителю Райкома КПСС (до ликвидации их)- вас еще соберут отправят всех в Колыму.Но хорошо, что этого не случилось. Но и не хвалили их, а критика была настоящая и заслуженна.Конечно, во времена Усманова многое для народного хозяйства была сделана и в других регионах. Но все это по программе партии (КПСС), написана в решениях съезда КПСС, попробуй не выполнять. Не была Усманова, выполнил бы другой также. Думаю, и критиковать не надо их и особо хвалить тоже.

  • Анонимно
    7.03.2016 10:19

    Все все же рассудит ИСТОРИЯ-а не эти правители только и ищут мотивы-оправдания своего бездействия в разрушения ВЕЛИКОГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА......где и нам простым людям было место и справедливость-а что сейчас происходит-этого Вам правителям будет сниться как в кошмарном сне...

    • Анонимно
      7.03.2016 10:43

      Конечно же для простых людей жизнь при КПСС была лучше на порядок, чем сейчас. Мои родители- мать домохозяйка. отец инвалид второй группы ВОВ сумели вырастить семерых детей, дав последним троим высшее образование.

    • Азат Д
      7.03.2016 12:22


      Сейчас лучше жизнь, чем при кровавых коммунистах. В клетке жили, рот затыкали инакомыслящим и сейчас адепты комуняк, "либерастов" - свободных людей клеймят, как "попка дурак" постоянно повторяют, невпопад.
      И основная цель была тогда у населения съездить за границу и купить импортный, дефицитный товар( у партийных работников и так всё было и загранкомандировки), вырваться хоть чуть чуть на свободу.

      Чем вам сейчас плохо живётся? Капуста квашеная у вас есть, как вы пишете, для вас по телевизору показывают как мы Америку гоняем и как они загибаются, так же за "Едро" строем голосуете, вождь у власти. То есть как при совке живёте. Хорошо хоть что свобода слова есть. Так что, не раскачивайте лодку.




      • Анонимно
        7.03.2016 18:39

        Для тебя главное, желчь излить. При коммунистах ты бы лопнул от своей желчи.

  • Анонимно
    7.03.2016 10:39

    Секретари были разные, хотя решения сьездов одинаковы для всех. Табеев усердно прогибался перед центром, особенно в области языковой политики, считал, что татарскому языку осталось жить 15 - 20 лет.Усманов больше думал о республике, именно после его резкого выступления на пленуме ЦК, начали постепенно "замораживать" строительство АЭС на Каме, да и повышения статуса республики он требовал решительно и жестко, на что не осмеливались его предшественники.У меня есть журнал "Татарстан", где опубликовано интервью по случаю его 70 - летия, в котором он рассказывает о своей работе в ТАССР и в ЦК КПСС.Он весьма резко оценивает Горбачева и Ельцина как главных "могильщиков" СССР и партии, выполнявших заказ с запада Кончает интервью словами, что ему не стыдно шагать по татарстанской земле.Прочитав книгу о нем и материалы опубликованные в БО думаю,что он имел полое право сказать это.

  • Анонимно
    7.03.2016 10:48

    Как-то ехал в троллейбусе и вдруг какой-то мужчина во все свое горло прокричал мою фамилию и в таком оскорбительной форме...позже узнал что это кто-то из семьи Усмановых...позже когда похоронили Усманова-мне одна из семьи У...попросил фото с похорон...но позже грубо \отстигнул\не надо от Вас...все ломаю голову какое отношения моя семья так не угодила УСМАНОВЫМ-мой отец был скромным инженером очень демократичным и правильным человеком-настоящим мусульманином-в партии не состоял...удивительно и только-значит было что-то что так.........

    • Анонимно
      7.03.2016 10:56

      А вы кто?

    • Анонимно
      7.03.2016 11:34

      Уважаемый господин или эфэнде 10.48.Если вы и в жизни такой же неадекватный,как в комменте, то не удивляйтесь реакции "пассажира троллейбуса".Мне кажется, что то вы не договариваете,а ваше фото и описание похорон Усманова, были бы конечно интересны читателям БО. Кстати, провожал ли его в последний путь, кто нибудь из руководства республики? Знаю, что на похороны Ф.А.Табеева в Москву ездила группа из довольно авторитетных людей.

      • Анонимно
        7.03.2016 16:17

        Кстати похороны снимал для Бизнес-онлайн-и позже они были опубликованы и были там и наши нынешние правители и все что положено-речи и поклонение и воспоминание...

        • Анонимно
          7.03.2016 16:34

          Для 16.17. Спасибо за четкий ответ, непохожий на сагу о троллейбусе.Подскажите пжал - ста где или как можно увидеть эти снимки. Заранее благодарен.

          • Анонимно
            7.03.2016 16:43

            На странице Бизнес -онлайн-они вышли в тот же день когда состоялись похороны Усманова.....по-честному уже не помню...сами подсчитайте и откройте эту страничку

  • Анонимно
    7.03.2016 11:12

    "О все же рассудит история и т.п." Как раз Усманов, был из тех кто пытался предотвратить распад СССР и запрет Ельциным КПСС.Ему начал поддакивать и Горбачев.Не желая быть могильщиком страны и партии он ушел из ЦК. Об этом подробно пишет О.Морозов, очень интересные воспоминания которого включены в книгу Султанбекова.

    • Анонимно
      7.03.2016 11:39

      Потеряв страну под названием СССР мы потеряли все. Мощное развитие, международный авторитет,ее военную мощь. И во всем этом виноваты Горбачев и Ельцин.

      • Анонимно
        7.03.2016 12:15

        Уважаемый 11.39. Полностью согласее с вами.Прочитал в КП, что Ельцин подписав "беловежскую капитуляцию" передимпериализмом первым доложил об это Джорджу Бушу и удостоился похвалы "Спасибо Борис.." и послал ему все документы котрые тот обещал прочитать. Что было дальше все знают.В Казани, как и во всех городах бывшего СССР в первую очередь развалили "оборонку".Помню как на Московском рынке торговали разным шурум -бурумом бывшие квалифицированные рабочие, техники ,инженеры, ставшие "электоратом".Помню как в Госдуме поддакивал Ельцину и одобрил расстрел парламента, теперешний " компартиарх всея Руси" Зюганов.

  • Анонимно
    7.03.2016 11:19

    Какой то мутный и неадекватный коммент фотографа, который - " ехал в троллейбусе".

    • Анонимно
      7.03.2016 20:14

      Ехал в троллейбусе не фотограф-а фоторепортер-а это две разные профессии-Фотограф на этот окрик подошел и вмазал по первое число-а фоторепортер-это вообщем-то сентиментальное лицо-тонкое по натуре и никогда в ответ ГРУБОСТЬЮ не ответит

  • Анонимно
    7.03.2016 12:02

    С Усмановым все понятно, спасибо автору книги и БО давшему подробный материал.Меня намного больше интересует книга которую пишет Султанбеков о Башкирии и Татарии к 100 -летию их образования.Конечно все было намного сложнее, чем нам преподавал, у меня есть книга в которой Ленин подписывает декрет, а вокруг все улыбаются и довольны.А за кулисами все было не так как на сцене или на вывеске. В частности почему Ленин негативно, и как пишет Султанбеков, "хлестко" оценил первоначальный проект создания Татарии? Есть и другие загадочные моменты образования республики и в биографиях людей, одни из которых представлялись нам верными ленинцами как Саид -Галиев, другие как Султан -Галиев агентами империализма.А в жизни, даже судя по робким намекам в 7 - м томе истории татар выпущенному АН РТ все было иначе. С нетерпением жду выхода книги Султанбекова.А может какую то часть он даст до ее выхода в БО? Я слушал лекции для учителей, где Б.Ф.Султанбеков кое -что рассказывал, но добавлял, что это вам для ориентировки, ибо документы пока засекречены и в печать это не пропустят.Наверное пришло время унзать правду.

    • Анонимно
      7.03.2016 12:21

      Ленин и его команда рассматривали все народы России лишь как "дрова", которые необходимо кинуть в "топку" Мировой революции.
      И очень жалели, что "дрова" оказались сырыми...
      Плохо "горели"...
      Россия "истлела" в пламени Гражданской войны, а Мировую революцию так и не подожгла...
      Вождь Мирового Интернационала умирал так и не дождавшись осуществления своей мечты - мирового господства "избранных" революционеров.
      Но "избранные" мировые революционеры переместились в другую страну и похоже вскоре "спалять" и ее.

  • Анонимно
    7.03.2016 12:37

    Если раньше все делалось под флагом КПСС, то теперь наше все ЕР. Противно.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:24

    Спасибо "БИЗНЕС Online" и Михаилу Бирину! Сериал получился очень интересный. Противоречивый и с недосказанностями. Но в истории так и бывает.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:37

    Для 16.12.Внимательно прочитайте выступление Ленина на УП съезде партии. Он назвал мировую революцию красивой сказкой для детей сказав, что надо больше заниматься российскими проблемами. А фанатиками мировой рволюции были Троцкий, Зиновьев и Бухарин.Когда "прагматик" Сталин, после "ухода" Ленина сказал, что надо строить социализм в отдельно взятой стране, не дожидаясь мировой революции, его обвинили в ревизионизме и искажении марксизма.В этом был весь корень противоречий между Сталиным и его командой и поборниками мировой революции.Отсюда все дальнейшее. Если бы к власти пришел Троцкий, а шансы для этого имелись,
    - репрессий было бы не меньшие чем сталинских, человек он был крутой и доказал это еще в гражданскую.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:48

    /Противно../ Разве можно сравнивать влияние ЕР с неограниченной властью КПСС."Учите матчасть", как нам говорили в армии.

  • Анонимно
    7.03.2016 13:52

    Улыбнуло, мнение о том, что "Казанский феномен родился как раз из-за сытой жизни". От сытой жизни рождалась только "золотая молодешь" с их наркотиками, ДТП и изнасилованиями. А вот в ОПГ как раз была голодная молодежь из ПТУ с рабочими профессиями, их профиль: грабежи, разбои, массовые драки и убийства. Так что давайте не будем путать масти и, как один из здешних старцев, ежедневно твердить мантру про то, как Ельцин перед Бушем отчитывался. Не все так просто и один алкаш страну никогда бы не развалил, она изнутри сгнила и "казанский феномен" лишь один из видов плесени. Усманов - продукт эпохи, а то, что с Горбачевым был не согласен, так это просто надежда на реванш. Таких было не мало, весь ГКЧП из них состоял, но народ не пошел за старыми мразматиками из КПСС, не поддержал СССР и сейчас не хочет туда возвращаться. Давайте уже идти вперед?

    • Анонимно
      7.03.2016 14:09

      Немцы к марту 1918 г. подошли к Петрограду и вот вот должны были захватить столицу России.

      Ленин прекрасно понимал, что если он попадет в плен к немцам, то они сразу же повесят своего бывшего агента влияния.

      Тут забудешь и о Мировой революции - свою продажную шкуру надо было Ленину спасать.

      Поэтому и перевел столицу большевистской России в Москву - подальше от немцев.
      Поэтому и добивался мира с немцами на любых условиях.

      Поэтому и слал в Германию эшелоны с золотым запасом России и российским зерном, что и спровоцировало страшный голод, в том числе и в Красной Татарии.

      Ленин был "настоящим политиком" - менял свои взгляды и мнения в зависимости от текущей ситуации.
      В его "собрании сочинений" можно найти "сочинения", имеющие прямо противоположный смысл.
      То он за Мировую революцию, то против, то за абсолютный террор, то за частичный и т.д.

      Но одно у Ленина оставалось неизменным - стремление к неограниченной личной власти.

      • Анонимно
        7.03.2016 16:06

        Ленина надо прочитать и изучать в развитии, поэтому своевременно менял свои взгляды на те и другие вещи. Вот что надо оценить в его деятельности. Вообще то, все сам писал, а не другие люди, на что верю и за что уважаю Ленина.

      • Анонимно
        7.03.2016 18:44

        свою продажную шкуру надо было Ленину спасать"
        Ты по себе не суди. Ты даже представить не можешь, что может быть по-другому.

  • Анонимно
    7.03.2016 14:40

    /Улыбнуло/ Повторяете мантру либерастов: что все сгнило и пропадало, но пришли Чубайс и Гайдар в белых ризах бескорыстия и опираясь на пахана Стаканыча, который матом, в отличие от Горбачяева не ругался, и это единственная правда о нем, под натужились и спасли страну от Армагеддона и Апоклипсиса.А олигархи стали таковыми потому, что им деньги на тумбочке жены оставляли уходя на работу.Вот так и зомбировали народ.Жалко, что ни у ГКЧП ни у Верховного Совета РСФСР в 1991 и 1993 гг. решительности не хватило - крови боялись.А Ельцин ее не боялся и действовал точно по инструкции когда расстреливал Белый дом из танков.За, что ему в Е-бурге отгрохали Е -центр за наш счет, стоимостью в 7 миллиардов, по площади превосходящий музей ВОВ в Москве и Третьяковку - вместе взятые.

  • Анонимно
    7.03.2016 14:57

    /о стебе какой злодей был Ленин/.Товарищ чутко держит нос по ветру, ощутил какое то дуновение и очевидно рассчитывает на какие то преференции.Комментировать таких либераст -боевиков не стоит.Мечтаете, что к власти придет тандем: Миша -два процента плюс Ходор. Ну что же мечтать полезно, но в данном случае напрасный труд.

  • Анонимно
    7.03.2016 15:17

    "Улыбнуло/ Матчасть учит надо "зелень"как говорили нам в армии. То есть читать публикуемые сейчас документы, и не в ва -банке, а официозах.То, что Ельцин докладывал Бушу о выполнении задания читал, но еще больше удивила последняя публикация, как он собирался отдать три острова Курильской гряды во время визита в Японию и как это сумели предотвратить.Над еще удивляться как это вашингтонский обком прозевал выдворение Ельцина на пенсию и приход Путина и его команды.

  • Анонимно
    7.03.2016 15:32

    Какой то тип расхваливал свободу и ругал кровавых коммунистов ( не путать с КПРФ) затыкавших ему изрыгающий свободную мысль рот.Старичок явно стебом занимается или когда то очевидно хорошо "наварил" от демократии.Хорошо помню разруху 90-х гг.Думаю, что больших трудов стоила де- чубайсизация - де-гайдаризация и прочая дезнфекция всего и вся.До сих пор расхлебываем проследствия либерастократии.

  • Анонимно
    7.03.2016 16:18

    Было бы интересно услышать оценку профессиональных историков, с конкретными фактами, статистикой и пр. Популярное изложение истории, биографии, мемуары - очень все субъективно. Очень просто неумышленно даже умолчать, сделать акценты. Мы-то не владеем архивными и пр. документами. Потому и черно-белые оценки, в том числе.

    Есть несколько независимых тем. Например, сфера деятельности и личные качества.
    А в публикации - как бы "все вместе". Поэтому один о КАМАЗе, другой о колбасе. Или о личных качествах, трудоголизме. Ну разве, например, ленивый или пьющий человек сделал бы такую карьеру? Скажите лучше про последствия "нефтяной революции" с точки зрения всего-разного.

    Тем более речь идет о чиновнике - со всеми вытекающими (далее не персонально о ком-то, в а в принципе). Т.е. о субъекте, который по определению не может высказывать мнения, отличающегося от мнения вышестоящего, такова уж функция его как части системы. А "хороший чиновник" - не тот, кто делает что-то для людей, а тот, который впопад скажет, что от него требуется или впопад промолчит. Или сдаст. Скажут закрыть половину татарских школ - и не пикнет. А потом историки будут писать биографии и кивать головой - "время было такое". И не скажут, что закрыл процентов 75 для следующей медали. В итоге - у чиновника не только "жизнь удалась", но продолжает "удаваться" в публикациях.

    Повторюсь, не конкретно к тому, о ком написано. Непонятно, почему адресуется только этой аудитории, и где специалисты.



  • Анонимно
    7.03.2016 16:29

    И в дополнение. Действительно, складывается впечатление, что Г.И. Усманов был скромным человеком.

    Только речь о том, что пока еще не встречались чиновники, на лицах и в глазах которых печаль за судьбы человечества. Как правило, ухожены, санатории, спец. медицина.

  • Анонимно
    7.03.2016 17:29

    Судя по всему, пыл у комментунов проходит. Мой вывод: человек был великий, книга и материалы в БО попали в точку. И конечно интересно узнать когда выйдет книга о создании Башкирской и Татарской республик и тайнах этого процесса, как назвал это автор "Сцена и закулисье".Указом Президента РТ создана комиссия по подготовке к проведению 100 -летия республики.Наверное и эта книга выйдет в рамках этого процесса. Но юбилей только в 2020 г. М.б. все таки автор поделиться с читателями некоторыми наиболее интересными моментами процесса создания двух республик.Очень неоднозначна, для меня, например фигура А.З.Валидова. Ученый безусловно выдающийся, а вот политик мутный, дезертировал в 1920г. с поста руководителя Башкирии и примкнул к басмачам в Средней Азии. Случай беспрецедентный для лица такого ранга. Прочитал в книге И.Гилязова, документ о том, что он лично приходил в 1941 г. к послу фашистской Германии в Турции фон Папену и просил направить для работы с пленными башкирами и татарами. Ясно, что не для того что бы призывать их переходить на сторону Красной Армии, да и с Власовым встречался там судя по другой книге.Неоднозначна и фигура С. Саид -Галиева и его отношение к Татарии, о чем частично уже упомянуто в "Истории татар" изданной АН РТ в 2013 г. Тема интересная, тем более в 2017 г. 100 -летие революций, как к ним ни относись, события геополитические изменившие облик планеты.Эхо этих событий звучит и в ХХ1 веке.

  • Анонимно
    7.03.2016 18:49

    Нет слов о том, что , если взять по отдельности все наши руководители и депутаты прекрасные люди заботящиеся о народе, но почему то страна наша под их руководством, имея все полезные испокаемые, нефть , газ, уголь и так далее , среде отстающих по многим и многим показателям, вот парадокс друзья....!

    • Анонимно
      7.03.2016 19:40

      По плодам узнают и дерево, и людей.
      Остальное слова.
      "Плоды" у Ленина были ядовитые, у Сталина горькие, у Ельцина пьяные...

  • Анонимно
    7.03.2016 19:40

    /Нет слов..и т.д. Вы кому обращаете вопрос то? БО за это не отвечает, комментаторы тем более.Не надо заниматься сотрясением воздуха.

  • Анонимно
    7.03.2016 19:59

    Почему ни слова про Мусина Р.М. ? Народу он импонировал. Многое говорят о его жизни и смерти. О его непростых отношениях с коллегами по цеху...

  • Анонимно
    7.03.2016 20:21

    И все же именно Вы ВЛАСТЬ В ОТВЕТЕ за все что сейчас происходит в России-тот кто весь в труде-то без связей и никто и ничего-а тот кто в основном волынит-но везде у него свои люди-то и он на коне Такого не было при СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ...а то что мы испытываем сейчас и называется КАПИТАЛИЗМ-то естьБ А Р Д А К

  • Анонимно
    8.03.2016 09:51

    Не надо оскорблят "Бардак".Это был учреждение с четкими правилами, где бесчинствовать не позволяли, для этого были "вышибалы", существовала сменяемость "кадров", а не только мебели.

  • Анонимно
    8.03.2016 12:03

    Раньше как было при СССР-мы народ и знать не знали что есть над нами ЛИДЕРЫ-типа Усманов Табеев и т д-те делали свое дело-народ гордился своей Властью-который жил по- ЛЕНИНСКИ и строил всю политику по КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ...а что сейчас не проходит и дня чтобы нам народу не на поминали кто наши ЛИДЕРЫ их РЕЙТИНГ и показатели-а самой настоящей правильной -НЕТ...везде-ВЛАСТЬ- выпячивают своих детей внуков и себя не забывая.....и куда мы с такой \политикой\доедим сам черт не знает....

  • Анонимно
    8.03.2016 16:33

    Повторяю. Капитализм, такой как на западе - не бардак, а система где люди получают достойную оплату за труд, социальные гарантии и где нет гигантского разрыва з.п. менеджеров и персонала.Могу судить по Германии и Скандинавии где был и видел это.У нас пока - "дикий капитализм", описанный еще Марксом и его соратником, повторять их не буду сами читали. Главный его принцип -хватай побольше - тащи подальше, то бишь за рубеж и офшор.Есть попытки властей справиться с этим, но пока не особенно успешные.О коррупции, где мы входим в "топ" рядом с африканскими государствами, разговор особый.

  • Анонимно
    8.03.2016 18:07

    У нас никогда такого капитализма не будет. Все убьет коррупция наверху.

  • Анонимно
    9.03.2016 11:15

    Сейчас очень много пишут об Усманове и Табееве. Незаслуженно забыты Бондаренко, Мусин (их именами названы улицы Казани и сделали они для республики и Казани не меньше, чем Усманов). Раиса Киямовича Беляева вообще задвинули в число "провинциальных лидеров", а ведь это была личность республиканского масштаба. Очень непростые отношения у него были с Усмановым. А роль последнего в трагедии Беляева?

  • Анонимно
    9.03.2016 13:43

    О Беляеве еще предстоит написать, улица его имени есть в Челнах.В книге Султанбекова и в интервью самого Усманова в журнале прочитал разные версии случившегося.

  • Анонимно
    9.03.2016 14:27

    Прочитал интервью Усманова 2002 г. в "Татарстане", где он говорит, что по Беляеву был звонок из Москвы о нарушении им и его коллегами "сухого закона" от самого главного блюстителя морали в КПСС -Председаеля КПК с требованием наказать его.Беляев после снятия с должности секретаря обкома по идеологии, успешно выводил на европейский уровень институт культуры. Думаю, что ближе к истине эпизод приведенный в книге Султанбекова.Учитывая, что книга малодоступна процитирую его, рассказав о своих встречах с Беляевым, автор пишет: " Но в разговорах с Г.И.Усмановым его фамилия не упоминалась. Только незадолго до ухода из жизни он обмолвился, что теперь думает, что надо было сохранить его на руководящей работе самого высокого уровня, на какой - не назвал, спрашивать его об этом счел бестактным, да и вряд ли бы он ответил".В работе каждого первого лица неизбежно бывают кадровые ошибки. У меня, по прочтении книги, создалось впечатление, что Усманов, понял, что в отношении Беляева он совершил большую ошибку.Об это я слышал и от человека довольно близко общавшегося с ним в последнее десятилетие его жизни.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль