Общество 
27.12.2016

Рустам Минниханов о ТФБ: «Мы жили иллюзиями, что эта проблема рассосется…»

«БИЗНЕС Online» публикует полную стенограмму итоговой пресс-конференции президента Татарстана

«Республика взять на санацию Татфондбанк не способна, мы не справимся», — твердо заявил накануне президент РТ Рустам Минниханов на своей пресс-конференции, но дал понять — надежда есть, ЦБ ищет выход. Также он порадовался успехам крупных предприятий, указал на ошибки при создании ОЭЗ, высказался о борцах с парковкой рядом с «Казань Ареной» и о критиках фестиваля «Үзгәреш җиле».

Рустам Минниханов провел традиционную предновогоднюю встречу с журналистами федеральных и татарстанских СМИ Рустам Минниханов провел традиционную предновогоднюю встречу с журналистами федеральных и татарстанских СМИ

«ОБЩЕСТВО СИЛЬНО ИЗМЕНИЛОСЬ, СЕГОДНЯ МЫ ОЧЕНЬ ОТКРЫТЫ»

Традиционная предновогодняя встреча президента Татарстана Рустама Минниханова с журналистами федеральных и татарстанских изданий на этот раз началась с минуты молчания — собравшиеся в здании правительства почтили память погибших в катастрофе Ту-154 под Сочи. Президент сказал: «Случилась такая большая трагедия для всей нашей страны, 92 человека погибли... Люди исполняли свой служебный долг, кто-то ехал с концертом, журналисты там были. Гибель этих людей — большая трагедия для всех нас. Мы выразили свои соболезнования, президент Российской Федерации принял решение объявить день траура. Я просил бы, коллеги, минутой молчания почтить память погибших».

В короткой вступительной речи Минниханов ни разу не упомянул крушение Татфондбанка, однако тень этого события будто витала в воздухе: «У нас есть добрая традиция собираться в конце года, чтобы обсудить те или иные вопросы, которые вас интересуют. Поэтому такая площадка у нас есть, мы открыты к диалогу... Сейчас очень напряженная пора и у прессы, и у нас. Много событий, которые надо и проводить, и комментировать. Мы активно во всех этих процессах задействованы.

Могу коротко сказать, что год мы отработали достойно. И объемы промышленного производства, и валовый продукт, и исполнение указов президента — все вопросы решаются. Это наш совместный труд, в том числе и журналисты активно освещают и позитивные, и негативные стороны нашей жизни. Я считаю, что это тоже очень важная работа. Не очень приятно писать негативные вещи, когда тебя сразу масса людей невзлюбила. Но у каждого свои задачи, каждый делает свою работу. Мы уважаем ваш труд, уважаем ту работу, которую вы делаете. На самом деле общество сильно изменилось, сегодня мы очень открыты. И без вот такой, системной работы специалистов, журналистов, не разъясняя те или иные процессы, те или иные действия, мы сами встречаемся с серьезными проблемами. Очень важно нашу позицию — хотя, может, она не всем нравится — донести до разных категорий людей. И в то же время донести обратную реакцию, как люди реагируют. Это работа наша совместная, и я хочу поблагодарить вас всех за ту работу, которую вы проводите. Она очень важна. Я еще раз говорю: не всегда все это в радость, но без этого жить нельзя... Поэтому я вас приветствую и готов в меру своей компетенции ответить на ваши вопросы».

«РЕСПУБЛИКА ВЗЯТЬ НА САНАЦИЮ ТАТФОНДБАНК НЕ СПОСОБНА, МЫ НЕ СПРАВИМСЯ»

Первый вопрос на встрече Минниханова с прессой был от корреспондента «БИЗНЕС Online».

— Сегодня татарстанские предприниматели, пострадавшие от крушения Татфондбанка, наверное, скажут вам спасибо: на заседании Госсовета стало известно, какую помощь пострадавшим вкладчикам и бизнесу окажут власти республики. Нашу редакцию в эти дни засыпали вопросами предприниматели: как быть с выплатой зарплаты своим сотрудникам, как платить налоги, если деньги зависли в ТФБ? Также наши читатели постоянно спрашивают: как правительство Татарстана, будучи ключевым акционером, вообще могло допустить падение Татфондбанка?

— Вопрос: как это могло быть? В жизни всякое бывает. Вот случилась трагедия с самолетом, там тоже самолет проверен, думаю, и пилоты были профессиональные... То же самое и с банками. В принципе, ситуация, которая произошла в 2014 году, она серьезно ударила по банковской системе. Те банки, которые имели ликвидность не очень устойчивую, недостаточную, они оказались в сложной ситуации. Татфондбанк, к сожалению, оказался в их числе...

Я не могу сказать, что нашей вины нет. Все, что происходит в нашей республике, — это в том числе и наша вина, потому что мы недосмотрели, несвоевременно заметили. Жили иллюзиями, что эта проблема рассосется...

У нас уполномоченный банк, конечно, «АК БАРС». Никогда Татфондбанк уполномоченным банком не был. Хотя это крупный, системный региональный банк, который очень был важен для нашей экономики и был завязан во многих, в том числе и республиканских, проектах. Когда появились сложности, мы структурные решения приняли по «АК БАРСу», возглавил эту работу Валерий Юрьевич Сорокин, руководитель СИНХа.

Конечно же, мы тоже очень переживали за ситуацию с Татфондбанком. Тогда тоже было принято решение по просьбе руководства ТФБ, чтобы в совет директоров вошел наш премьер-министр... Да, сложности с ликвидностью были. Мы надеялись, что сумеем выправить ситуацию. К сожалению, ситуация оказалась намного сложнее. Но мы видим, какое количество, сколько банков в стране оказалось в такой же ситуации... Я не могу оценивать степень общей экономической ситуации, что там [сыграло роль] — курсовая разница или неэффективный менеджмент, какие последствия, мне сложно сказать. Внешнее управление введено, они будут разбираться...

Но я могу однозначно сказать, что, когда была проверка Татфондбанка, были какие-то сигналы, что ситуация сложная, я поручил премьер-министру, он встречался с руководством Центрального банка. Мы открыто сказали, что нужны какие-то реальные действия... К сожалению, пока санатора нет. Но Центральный банк оперативно принял решение — с сегодняшнего дня уже все физические лица, которые имеют вклад до 1,4 миллиона рублей, индивидуальные предприниматели, они... Эти суммы застрахованы, там порядка 55 миллиардов рублей, данный вопрос решен.

Другая категория, как с ними быть, пока... Это решение Центрального банка. Республика взять на санацию Татфондбанк не способна, мы не справимся... Тем более Татфондбанк — санатор двух банков — «Тимер Банка» и банка «Советский». Я разговаривал неоднократно с руководством Центрального банка. И подтверждаю, что все меры поддержки, которые может оказать республика, мы окажем. Мы за то, чтобы банк получил санатора и поддержку как со стороны Центрального банка, так и с нашей стороны.

Меры, которые мы определили, уже известны. Министр экономики возглавляет рабочую группу, с пятницы они активно работают, встречаются. Мы об этом подробно рассказали. На самом деле мы понимаем размер горя. И миллиард рублей отдаем сегодня для поддержки фонда предпринимательства. И с сегодняшнего дня начнем поддерживать ту категорию, у которых, может так оказаться, вообще денег нет. Что касается остальных категорий... Мы тоже обратились к банкам, банки поддержали, они будут участвовать в программе поддержки, но там будет участвовать наш гарантийный фонд. То есть те суммы, которые побольше, мы тоже сейчас с этими банками ведем работу, будет оказана поддержка.

Кроме этого, у нас есть много программ: «Лизинг-грант» и другие. Тем предпринимателям, которые оказались [в сложном положении из-за ТФБ], будет оказана поддержка в первую очередь.

Мы с себя ответственность не снимаем. Для нас это тоже серьезный удар, это удар и по экономике нашей республики. Каждого человека, который оказался в этой сложной ситуации, можно понять. Никаких бездействий со стороны республики и ее правительства не будет. Каждый день мы это отрабатываем, внимательно будем отслеживать. Но очень важно, какое решение будет принято. Если будет принято решение о санации, размер горя будет намного меньше, потому что санатор будет решать в интересах всех участников банковского процесса. Если будет принято другое решение, конечно, это очень чревато — юрлица, которые имели в ТФБ депозитные счета, еще какие-то, и те лица, которые положили в банк свои сбережения, оказываются под серьезным риском. Но пока загадывать не будем... Я и сегодня утром звонил, разговаривал с руководством Центрального банка... Их тоже можно понять — это достаточно большая и серьезная задача.

Что случилось, то случилось. И нет у нас никакого желания что-то скрывать. Я дал поручение и правоохранительным органам разобраться. Обращаются в мой адрес: почему не принимаются меры со стороны правоохранительных органов? Правоохранительные органы этими вопросами занимаются. Но сегодня я дополнительно дал еще поручение. Что касается тех процессуальных вопросов, которые связаны с юридическими вопросами, где есть какие нарушения должностными лицами, значит, будут приниматься меры. Я этот вопрос тоже возьму на контроль...

Оправдываться, говорить, что мы здесь ни при чем, — мы таких слов не говорили. Да, это произошло в нашей республике. Да, это огромные потери. Еще и перед Новым годом. Мы очень сожалеем, что так получилось. Но по максимуму, что мы можем сделать, мы обязательно будем принимать решение. Но взять на себя бремя санации такого банка — ни средств, ни ресурсов в таких объемах республика не имеет.

У нас один уполномоченный банк «АК БАРС» есть. Есть попытки сказать, что [непрочна] вся банковская система [Татарстана]. По ликвидности — «АК БАРС» Банк имеет достаточную ликвидность. Это уполномоченный банк нашей республики, и мы его поддерживали и будем поддерживать, у нас есть все возможности. Что касается Татфондбанка, если придет санатор, мы тоже будем искать ресурсы, активы, которые позволят санатору решить эту задачу. Мы не будем сторонними наблюдателями, будем активно поддерживать.

Не очень приятная новость, к сожалению. Но это произошло.

«МЫ НЕ НАХЛЕБНИКИ КАКИЕ-ТО...»

— Год заканчивается сложно, но в целом, если подводить экономические итоги, насколько он был, по вашему мнению, успешным для республики? И дайте, пожалуйста, ваш прогноз на будущее.

— Прогноз на будущий год может дать только Всевышний, Аллах или Бог. Все зависит от многих обстоятельств: и международная ситуация, и экономическая ситуация. Но я должен сказать, что в условиях этого года республика сработала достаточно эффективно. И объемы товарного производства, и валовый продукт, и все программы, которые мы наметили, мы их реализовали. Это не просто так, это огромная работа, которая проводится в республике. И прежде всего огромные слова благодарности нашим товаропроизводителям — крупным, средним компаниям...

Вы же видите, в прошлом году мы запустили новый завод «Аммоний». В начале этого года запустили комплекс по переработке тяжелых остатков на ТАНЕКО... Группа компаний «ТАИФ» уже в пусконаладочном режиме будет запускать в начале следующего года, в первом квартале, переработку мазута. Это повышает эффективность, это дает другую доходность.

Большая работа идет по авиационному заводу. КАМАЗ, несмотря на все сложности, строит завод кабин, разработал и внедряет новые двигатели... То есть это все работа на повышение конкурентоспособности. Идет работа «Татспиртпрома», других наших крупных структур. Ну и малый и средний бизнес: «Алабуга», Иннополис... Их масса. Каждая наша площадка — это крупное производство, там под 30 миллиардов рублей, не знаю пока, какие итоговые цифры будут. У КИП «Мастер», думаю, не намного меньше... 62 промплощадки действуют в наших муниципалитетах...

Все это огромная работа, которая проводится республикой благодаря поддержке федерального центра, нашего президента Владимира Владимировича Путина, правительства России. Мы участвуем во многих федеральных программах, и они дают результат. В том числе мы являемся самым крупным налогоплательщиком в нашем округе (ПФО). Мы не нахлебники какие-то, мы привносим в нашу страну дополнительные доходы и растем. Если экономика России на уровне немножко ниже от 100 процентов, мы и в 2014-м, и в 2015-м не падали, а в этом году у нас рост. Я считаю, что это большой успех всех нас.

Сельское хозяйство растет, другие наши направления... Большая работа идет по модернизации энергетических систем. Сказать, что мы недовольны, наверное, было бы неправильно. Но резервы есть, и это задел на будущее. У нас большие планы в следующем году. Вот я был на ТАНЕКО несколько дней назад: 6 новых установок строится. И нефть... Отдельные совершенно новые комплексы по нефти. И бензин у нас будет, и другие производные, и вся эта продукция будет самого современного качества. Огромная работа предстоит компании «ТАИФ». Она будет строить новый этиленовый завод на 600 тысяч тонн. На 600 тысяч тонн! Это столько же, сколько Нижнекамск сегодня делает. Кроме этого, есть и планы расширения «Казаньоргсинтеза»...

У нас планы есть. Мы не будем стоять на месте. Я, конечно, немножко могу пожаловаться... Некоторые федеральные руководители считают, что надо выравнивать бюджеты регионов, отбирать у тех, у кого больше денег, и сделать счастливыми тех, у кого меньше. Да, им надо помогать! Но не за счет того, чтобы отбирать то, что есть. Надо стимулировать тех, кто наращивает налоговую базу, стимулировать тех, кто создает новые рабочие места, выпускает импортозамещающие продукты.

Мы активно участвуем во всех федеральных программах, где есть возможность. Но и здесь нас пытаются ограничить, что вот мы там участвуем, получаем софинансирование. Ну как?! Мы же не только себе, мы и на федеральный бюджет работаем. И вообще, мы составная часть Российского государства, как же это — кому-то можно участвовать, кому-то нельзя?

...Считаю, что год неплохой, но будем работать лучше в следующем году.

«НА НОВЫЙ ТЯГАЧ ОЧЕРЕДЬ — ЭТО КОНКУРЕНТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ»

— Хотелось бы узнать судьбу проекта автодороги «Шелковый путь». Как изменится при реализации этого проекта дорожная сеть республики, когда планируется завершение проекта? Это первое. Ну и второе: в связи с непростыми экономическими условиями как справляется концерн «КАМАЗ» с теми вызовами, которые мы имеем сегодня? В прошлом году КАМАЗ представлял беспилотник, в этом году представил беспилотный автобус. Вот эти проекты когда будут реализованы и чего можно ждать в следующем году и в ближайшие годы от них?

— Я могу сказать, что любая инфраструктура, особенно транспортная, — это некий сигнал для инвестора, это сигнал для развития этих территорий. Наверное, помните, когда мы 10 лет назад или больше мост через Каму сделали? Мы же ездили на пароме туда-сюда. Было время, когда лед еще не замерз, вообще ездить было невозможно. А когда мы этот мост построили, наша Закамская зона совершенно по-другому начала развиваться... Или вот два путепровода мы в этом году сделали: один — зеленодольский, в городе, второй — заинский. В Зеленодольске путепровод был небольшой — 11 часов в сутки он был закрыт. Какие неудобства! Санитарные машины, грузовой транспорт, личный транспорт [не могли проехать]... То же самое было в Заинске.

Да, это небольшие проекты. А вот есть проект Западный Китай — Европа. Представляете, 50 дней корабли везут груз из Китая в Европу, а здесь за 10 дней груз доходит до Европы и из Европы до Китая. И это все проходит через Российскую Федерацию, в том числе через Республику Татарстан. У нас есть предприниматель Фоат Комаров, который эту идею за счет своих денег реализует: трассировку сделал, уже профиль сделал... Вложил огромные деньги. И конечно же, мы ждем реализации этого проекта, то есть мы М5, М7 перемычкой будем соединять, платной дорогой. Представьте, две федеральные трассы будут соединены. И эта дорога идет там, где она нужна. Считай, 70 процентов территории республики будут пользоваться этой дорогой, не только другие регионы или другие страны. Поэтому это очень стратегический проект. Я как раз недавно был у Дмитрия Анатольевича Медведева, говорю: работа идет, надо ее как бы затвердить. Такое поручение председатель правительства дал... Китай и Казахстан уже свою часть трассы сделали, то есть остается российский участок. И я уверен, что это очень перспективный инфраструктурный проект, важный как для этих стран, так и для России. Это отличная дорога, которая даст толчок развитию данных территорий и развитию экономики.

Что касается КАМАЗа, то там новый проект — электробус. Если КАМАЗ не будет заниматься новыми инновационными направлениями, то мы потеряем конкурентоспособность. Вот мы с Когогиным (Сергей Когогин — гендиректор КАМАЗаприм. ред.) были на выставке, мы внимательно смотрим, куда и как двигаются все ведущие автомобильные компании. КАМАЗ очень четко это видит. У него что? Посмотрите системно: у КАМАЗа все компоненты уже мирового уровня, у него есть двигатель Cummins, он модернизировал свой существующий двигатель, но... если существующий, уже все — дальше роста нет. А КАМАЗ разработал новый современный двигатель. То есть у нас есть Cummins, у нас есть свой камазовский старый и камазовский новый двигатель. КАМАЗ создал СП, это мирового уровня коробка передач, тормозные системы и многое другое. То есть машина — это же компоненты. И все эти компоненты уже сегодня соответствуют стандартам мировых компаний. У нас была старая кабина... В 76-м году первый автомобиль был, и сколько лет эта кабина существовала! На переходный период мы используем компоненты мерседесовской кабины, но сегодня активно идет строительство нового завода кабин. То есть это говорит о том, что КАМАЗ на долгую перспективу закладывает серьезные вещи: это и беспилотный автомобиль по программе «АвтоМед», это и автомобиль гибридный или чисто электрический, это и газомоторное топливо. И по всем этим направлениям идет работа. То есть сегодня КАМАЗ является даже неким лидером, пилотом для многих инноваций, которые есть в нашей стране.

Я уверен, что динамика при всем падении продаж грузовых автомобилей у КАМАЗа в этом году увеличится до 30 - 34 тысяч, не знаю, может, немножко меньше, может, больше. Но он дал неплохую динамику... И я думаю, есть перспективы, ведь у них имеется такой модельный ряд... В общем, на новый тягач очередь — это конкурентный автомобиль, он конкурирует со всеми мировыми лидерами, по качеству соответствует всем стандартам, которые дают мировые лидеры, и в то же время он значительно дешевле. И если раньше на автомобили для межгорода надо было еще поискать водителей, то сегодня никаких вопросов. То есть КАМАЗ ведет серьезную работу, и я уверен, что работа, которая проводится данным предприятием, даст возможность серьезно представлять наши автомобили на рынке.

«НЕКОТОРЫЕ РАССУЖДАЮТ, ЧТО ОЧЕНЬ ПЛОХО, ЧТО МЫ СЫРЬЕ ПРОДАЕМ...»

— Татарстан недавно был назван экспортером года среди регионов России, в частности оценивался несырьевой экспорт. Скажите, пожалуйста, по итогам этого года доля несырьевого экспорта в общем объеме экспортируемой республикой продукции сколько составляет? И есть ли некие целевые показатели, к которым республика должна в этом плане прийти через год, через два?

— Вообще, некоторые рассуждают, что очень плохо, что мы сырье продаем. Ничего плохого в этом нет, главное — как мы эти деньги будем использовать... Посмотрите, у нас нефтепереработка была 7 миллионов, в этом году уже 16 миллионов. Через год, думаю, запустим установку, через два года объемы вырастут до 22 - 23 миллионов. Мы тоже это понимаем. Следующий этап — нефтехимия. Я же говорю, что мы планируем строить новый этилен-600, то есть нефтепереработка дает прямогонный бензин, следующий этап — пиролиз и получение этилена, полиэтилена... Планируем на «Казаньоргсинтезе» российского масштаба проект...

Или наша сельскохозяйственная продукция — сегодня мы наращиваем серьезный объем производства мяса, молочного животноводства. Тот же наш КАМАЗ очень серьезно продвигает свой продукт в странах СНГ, в арабском мире, в Юго-Восточной Азии. Нам хотят какими-то путями ограничить доступ в Европу, я думаю, в этом направлении тоже надо работать. Посмотрите, все наши предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» работают на импортозамещение. «Кастамону» делает МДФ и паркетные полы, они идут на экспорт...

Ведь вопрос в чем? Нужен не только экспорт, нужно импортозамещение. Самый короткий путь — импортозамещение. Мы недавно были в особой экономической зоне, там использовали нероссийский, импортный металл. А сегодня договорились с Магнитогорским металлургическим комбинатом — он будет поставлять металл, который отвечает всем нормам, всем требованиям автомобилестроителей. Российский металл будет использован. И это еще только начало. Мы сначала закроем свои внутренние потребности, а потом уже данные компании будут думать о возможности экспорта этой продукции. Компания Ford, например, тоже имеет поставщика из Татарстана, некоторые из его компонентов пойдут на экспорт.

В этом направлении мы работаем. Я считаю, что структура нашей экономики меняется: если она была сырьевая, то за 5 лет, если я не ошибаюсь, мы на 10 процентов изменили, нарастили структуру в сторону обрабатывающей промышленности, то есть у нас структура улучшается. Чем еще это хорошо? Это дополнительные рабочие места, дополнительная добавленная стоимость, налоги, заработная плата... Есть и еще планы. Все эти 62 муниципальные промышленные площадки — там не только местные предприниматели работают, там и иностранцы есть. Посмотрите, Лаишево, Тюлячи, Мамадыш серьезно этим занимаются. Много у нас положительных примеров.

— За счет чего, кого и как будет сокращаться добыча нефти в соответствии с международными соглашениями?

— Решение принято руководством нашей страны. И каждая нефтяная компания имеет задание по месяцам, по-моему, включительно по май. Программа разработана, я не вникал в детали этой программы, но знаю, что соответствующая «дорожная карта» будет реализована. Более подробно Маганов (Наиль Маганов — гендиректор ПАО «Татнефть»прим. ред.) может вам рассказать. Мы обязаны сокращать добычу, и все равно нам это будет выгодно. В совокупности какие-то объемы мы не имеем, но в деньгах выиграем. Для нашей страны, для нашей республики, вы видите, уже цена на нефть становится совершенно другая — 55 - 56. Поэтому мы будем выполнять те графики, которые будут приниматься.

«ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ, ЧТОБЫ ПОЯВИЛСЯ СРЕДНИЙ КЛАСС? НИЧЕГО НЕ СДЕЛАНО»

Рустам Нургалиевич, в этом году Счетная палата России признала особую экономическую зону «Алабуга» самой эффективной в стране. На ваш взгляд, почему в Татарстане таких успехов удалось достигнуть, а в других регионах результат гораздо более скромный, хотя там тоже проект развивали?

— Знаете, самая большая ошибка, когда ты переоцениваешь свои возможности и проект из-за этого проваливается. Ошибка, которая произошла с особыми зонами, заключалась в том, что наши желания были несоизмеримыми с нашими возможностями. Создавали 30 с чем-то этих зон, а их должно было быть где-то 5 - 6. Непроработанные, неизученные проекты, не проанализировано было, кто потенциально их клиенты. Это просто мы зарыли или потеряли деньги.

Почему у нас получилось? Потому что мы четко знали, с кем, для кого мы это делаем, работали с резидентами. У нас в «Алабуге» 53 резидента, 22 завода уже работают. Всего туда инвестировано федеральных и наших денег 25 миллиардов, а 105 миллиардов инвестировали после этого частники, это когда доллар был еще 32 - 33 рубля. Значит, инвестор в нас поверил, и появились вот эти заводы. И сегодня там идет серьезная работа. Весь развивающийся мир проблему своего отставания решает вот такими путями. Я считаю, что тогда, когда Герман Греф предложил создавать ОЭЗ, это было правильной идеей. Сейчас говорят, что это утопия, что эти деньги пропали, что их украли. Мы сделали огромную ошибку — надо было проанализировать, какие зоны имеют перспективы, и они могли стать точками роста, развития и регионов, и страны. О том, что произошло, я очень сожалею.

Но я уверен, что нашу экономическую зону «Алабуга» и наш Иннополис мы будем шаг за шагом развивать. Я с каждым резидентом сам встречаюсь, спрашиваю, что нужно, разговариваю предметно — Иннополис ли это, «Алабуга» или территория опережающего развития. Я дал такое же поручение мэру Челнов Наилю Гамбаровичу Магдееву. Если персонально первое лицо не будет заниматься... Смотрите, как Тюлячи развиваются, я сам сначала не верил. Или Лаишево, Мамадыш, другие наши муниципалитеты. Кто думал 10 лет назад, что у нас муниципалитеты могут стать такими промышленными площадками? Никто не думал. Если все будет нормально, если будет хорошая федеральная поддержка, мы по всей республике создадим такие площадки, будем создавать рабочие места, будем поддерживать. Это же все мы формируем.

Вот откуда может появиться средний класс? Средний класс появляется, когда появляется предприниматель, желающий что-то сделать свое. Что мы сделали, чтобы появился средний класс? Ничего не сделано. А эти наши действия реально дают возможность, чтобы средний класс появился. Мы все время говорим: средний класс, средний класс. Средний класс — это предприниматель, который сам себя обеспечивает, и еще дает работу другим, и еще государству налоги платит. Крупные предприятия мы сохранили, это наше богатство, но мы должны очень серьезно работать с микро-, малыми, средними предприятиями, вся эта система должна сбалансированно работать.

«В IT-ТЕХНОЛОГИЯХ САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЛЮДИ, МОЗГИ, А НЕ КАКИЕ-ТО ТАМ ПРИБОРЫ»

В последние годы отмечают устойчивый рост капитала в высокотехнологичной сфере. Касаясь Иннополиса, можете сказать, что в следующем году там появится подразделение «Боинга» или «Ростеха»? Какие еще высокотехнологичные компании, корпорации могут прийти в Татарстан?

— Я сказал уже, что это проект российского масштаба, здесь огромные слова благодарности руководству страны, лично премьер-министру Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он поддерживает и контролирует этот процесс, как и Николай Анатольевич Никифоров (министр связи и массовых коммуникаций РФприм. ред.). Мы создали в Иннополисе инфраструктуру и, самое главное, создали университет. Вообще, в IT-технологиях самое главное — люди, мозги, а не какие-то там приборы, хотя это тоже нужно, конечно. Сегодня не только наш Университет Иннополис, но и другие университеты нацелены на подготовку IT-специалистов, к этому мы тоже должны быть готовы. Мы ведем переговоры со многими международными компаниями, с «Ростехом» и «Сбертехом»... Уже есть договоренности, уже четыре резидента. Идет очень важный этап, когда мы эту всю инфраструктуру запускаем под те или иные задачи. Я уверен, что мы сумеем привлечь и «Боинг». Но вы видите, пока какая ситуация: иностранные компании — европейские, американские — сложно привлечь, потому что есть некий режим санкций, который это затрудняет. Хотя мы ездили в Силиконовую долину, там везде презентовали, показывали и рассказывали об Иннополисе. Я уверен, что мы сумеем найти и крупные, и небольшие компании. Нам нужны не только большие, тот же «Боинг», например...

Сегодня программные продукты, современные цифровые технологии меняют мир. И есть огромное количество очень талантливых людей, которые разрабатывают просто удивительные решения. Этих людей надо найти, создать им условия, чтобы они работали. Вот Apple собирает лучших со всего мира, а потом размещает свои заказы там, где есть фабрики. Нам тоже надо создать такую площадку, где и образование, и жилье будут достойными, мы будем работать в интересах прежде всего нашей страны, потому что видим, насколько важно обеспечить IT-безопасность, а пока почти все программные продукты иностранные. И еще это огромный рынок. Мы говорим о несырьевом экспорте, так вот, самое главное, мозги продавать лучше всего. Ничего не надо: электроэнергия, вода, тепло в здании, экология не нарушается... Люди просто думают и продают свои идеи. Добавленная стоимость там самая высокая, цены очень хорошие. Вот эту задачу мы будем решать.

Рустам Нургалиевич, в Зеленодольске сейчас реализуется проект электронной карты жителя. Вы следите за этим проектом? Ваше мнение о его перспективах не только в Татарстане, но и в России, проект все-таки всероссийский.

— Вот я говорю о цифровых технологиях. Вы представьте, эта карта — 16 сервисов! Ты можешь массу вещей делать. Этот проект мы реализуем со Сбером, с «АК БАРС» Банком. Они тоже не благотворители, им это выгодно. Но выгодно и нам, выгодно и гражданам, которые будут в одной карте иметь весь этот набор, 16 сервисов. И это только вначале. Я считаю, что это серьезно изменит вообще нашу республику, взаимоотношения людей и оказание им услуг. Я считаю, что это очень нужно, мы будем активно это продвигать.

«ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ БОЛЕЮТ ЗА ЭКОЛОГИЮ, А ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ НУЖНЫ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ»

— В следующем году истекает срок действия договора о разграничении полномочий между Татарстаном и Российской Федерацией. Планируется ли инициировать продление этого договора или заключить новый? Есть ли понимание федерального центра по этому вопросу?

— Договор работает, ничего плохого никому не приносит, только дает хорошую динамику развития. Татарстан — один из ведущих субъектов Российской Федерации. И я думаю, что наличие договора не ухудшает, а повышает ответственность той или иной территории перед федеральным центром.

— Следующий год у нас объявлен Годом экологии и общественных пространств. Можете сказать, какие ключевые программы будут в республике реализовываться, какой объем финансирования предусмотрен и каких результатов вы ожидаете от этих программ?

— Экология, среда обитания, причем не только в рамках Года экологии, — это очень важный элемент нашей жизни. Мы недооцениваем данный фактор. Нам кажется, что мы должны жить в хорошем пространстве, и в то же время мы выбрасываем мусор как попало, окурки кидаем, ездим на грязных машинах или на машинах, которые делают огромные выбросы, предприниматели сливают нечистоты в реки и озера... И нам кажется, что кто-то должен нам все это изменить. Ничего такого не будет. Мы сами должны поставить себе некие стандарты, как все это будет происходить.

Программе уже два года: 2015-й был Годом парков и скверов, 2016-й год — Годом парков и водоохранных зон. Мы обобщили и следующий год назвали Годом экологии и общественных пространств. То есть эта программа будет продолжена. В первый год был выделен миллиард, во второй — 2 миллиарда, в следующем — тоже миллиард. Но в этих программах огромную долю составляют крупные и малые компании.

Вот мы только что открыли новый парк — Горкинско-Ометьевский лесопарк. Там 300 тысяч населения, а вообще парка не было. Как его ждали люди! Или мы открыли Центральный парк имени Горького, парк «Крылья Советов»... Большой проект был сделан. Сейчас группа компаний «ТАИФ» реализует огромный проект по Лебяжьему озеру и окружающему пространству. Большая работа была проведена в этом году природоохранной прокуратурой, министерством экологии по доступу к воде. Огромное количество заборов было снесено. И данная работа будет продолжена.

Хотя порой тут возникают противоречия. Вот мы начали делать парковку рядом с футбольным стадионом. По-разному это оценивают, ругают... Но когда в Казани набережную делали, тоже говорили, что засыпаем Казанку. А сейчас все пользуются набережной, всем это нравится. То есть кому-то это нравится, кому-то — не нравится. Есть люди, которые, может, болеют за экологию, а есть люди, которые не за экологию — им нужны конфликтные ситуации. Как вот с Займищем, третий год уже. Я запретил, сказал, чтобы там никаких работ не проводилось: «Это будет зона отдыха». А люди по-прежнему ходят с плакатами и требуют: «Прекратите засыпку!» Никто там ничего не засыпает, этого нет. И где ваши предложения, что будем там делать? Это прекрасное место, для Казани вообще чудо. Сделаем там зону отдыха для наших казанцев.

Как-то в интернете смотрю — перед министерством экологии России опять протест. Но никто же не засыпает, ни у кого таких целей нет там. Давайте переведем землю в другую категорию, зонирование сделаем там... Считаю, пресса тоже должна такие наши планы поддерживать.

И нужно дальше продолжить набережную. Хорошая же набережная Казанки. Какое ваше мнение, журналисты? Нормально сделано, нет?

— Отлично.

— Нужно это городу?

— Конечно!

— Сейчас вот с «Миллениума» нужно идти до Третьей дамбы. Наверное, хорошо будет, если мы набережную там сделаем? Она будет доступна всем. А то сегодня там только бомжи...

Или по другой площадке — ну нужна же стоянка у футбольного стадиона! И люди, которые будут приходить в эту зону, смогут там оставлять машины. Все равно нам такие вещи нужно будет делать. Поэтому мы будем заниматься этой темой.

Или вот озеро Харовое. Оно было в таком [ужасном] состоянии, мы подключились. Наверное, нас тоже надо критиковать, чтобы мы реагировали. Но когда уже идет саботаж и когда люди просто хотят себе политические очки набрать, особенно в период выборных кампаний, это некрасиво. Хотя нам тоже надо больше освещать, прежде чем какой-то проект, связанный с экологией, начинать.

Адмиралтейская слобода. Большой проект. Кировский район сегодня такой, депрессивный. Я считаю, мы его приведем в порядок: и озеро, и ближайшую территорию. Определим архитектурный облик застройки, тем более у нас проблема с очистными коллекторами. Но тут мы тоже нашли решение. Это будет одна из самых привлекательных частей нашего города. Нам надо об этом рассказывать — думаю, что это наша недоработка. И министерство экологии должно тут подключиться. Может быть, эти люди с плакатами просто идеи наши не слышат или не хотят слышать. Но в любом случае хотят или не хотят, мы должны с ними встречаться и обсуждать.

...Когда болото, свалка, почему эти люди не реагируют?.. Если у них такая гражданская совесть высокая, то почему в этой ситуации они ничего не делают? Ну это как бы наши проблемы с ними. Я просто прошу вашей поддержки, когда мы будем реализовывать тот или иной проект. Мы должны проводить большое публичное обсуждение таких проектов. Здесь нам надо тоже меняться.

Я не обвиняю тех, кто нас критикует. Когда правильно критикуют, я стараюсь молчать. Но когда критикуют не совсем объективно, я об этом говорю.

«Я ОЧЕНЬ ПЛОХО ОТНОШУСЬ К ТОЧЕЧНОЙ ЗАСТРОЙКЕ...»

— Вчера мы были вместе с вами на открытии Горкинско-Ометьевского лесопарка, очень красиво. Большое спасибо, такой подарок сделали жителям Казани... Вы общались с активистами, которые защищали эту территорию от застройки, и они не успели передать вам свои опасения вокруг Ноксинского и Азинского лесопарков. Не скажете, какие есть планы по развитию этих территорий?

— Это вопрос не ко мне, это вопрос к мэру города. Я не могу за все территории отвечать... Я же президент не Казани, а республики. В принципе, очередность и необходимость развития тех или иных площадок определяют сами территории. Я считаю, что любое действие, которое улучшает жизнь людей и качество жизни, должно быть поддержано. У вас вопрос по Ноксинскому спуску?

— Ноксинский и Азинский лесопарки.

— И что там? Есть проблемы?

— Активисты уже петиции готовят, отстаивать собираются.

— Я что-то слышал, но все не могу запомнить. Передайте ваш материал, мы обязательно рассмотрим. Я же не враг нашей столице. Я тоже житель города Казани. Если что-то мы можем сделать лучше для города, мы, конечно же, будем делать лучше. Если какие-то чиновники принимают решения, которые ухудшают жизнь людей... Вот рядом с «Сафар-отелем» землю выделили, приняли решение строить пять 22-этажных зданий. Я очень плохо отношусь к точечной застройке. Вообще, эти вещи надо делать очень аккуратно. Несколько проектов есть в центральной части города, где позиция предпринимателей и наша очень разные, так что по центральной части города все решает комиссия во главе со мной. Это хорошие проекты, но я не хочу, чтобы в центре города... Коллеги, выступающие за сохранение исторического облика старой Казани, они тоже поддерживают меня. С кем-то мы не согласны. Поэтому если есть какие-то действия, которые ущемляют данную территорию, ухудшают условия жителей, конечно же, мы вмешаемся, будем защищать их интересы, если это обоснованно. Я могу вас заверить, что обязательно внимательно рассмотрим. Но для всех быть хорошим не получается. Порой, бывает, ругают, а потом оказывается, что ты правильно делал, когда весь процесс прошел, когда проект получился, уже люди благодарны. Конечно, много ошибок сделали по историческому центру, когда сносили там одно- и двухэтажные дома и построили вон какие... Кому это хорошо? Да, он денег заработал. От этого нам же не лучше. Важно сохранить исторические строения. Поэтому будем внимательно за такими вещами смотреть.

«ЗАЧЕМ БЕСКОНЕЧНО КРАСИТЬ ГНИЛОЙ ФАСАД?»

На предновогоднюю пресс-конференцию президента Татарстана впервые пригласили блогера Нияза Латыпова.

— Это профессия или увлечение? — спросил Рустам Нургалиевич

— В какой-то степени это пенсия...

— Может, я тоже блогер? — пошутил президент.

— Вы блогер. Я как раз хотел об этом немножко рассказать. После наших предыдущих встреч с вами ко мне подходили блогеры и сильно удивлялись. Евгений Кравкин из Беларуси вообще в шоке был: неужели вопросы президенту не нужно согласовывать? Он даже к вам обратился с просьбой помочь с этим при встрече с Лукашенко... То есть в области сотрудничества с блогосферой, с социальными сетями у нас все замечательно... А вот в области традиционных СМИ ситуация, на мой взгляд, не такая радужная. После последнего назначения в «Татмедиа» многие ожидали каких-то серьезных структурных кардинальных преобразований. Мне кажется, что бесконечно красить гнилой фасад или пытаться скакать на дохлой лошади, мягко говоря, нерационально. Я как бывший бизнесмен часто сталкивался с ситуациями, когда люди до последнего пытаются исправить ситуацию, вкладывают деньги, усилия вместо того, чтобы вовремя пересесть на другую лошадь, свежую...

— Кого вы критикуете — меня или дохлую лошадь? — под смех зала поинтересовался Минниханов.

— Вопрос такой: можем ли мы надеяться, что в будущем наша основная структура печатных и прочих СМИ «Татмедиа» будет работать более эффективно? Что для этого предполагается сделать?

— Знаете, я думаю, что каждому из нас, в том числе и вам как блогеру, нужно работать лучше и лучше. Если у вас есть какие-то более конкретные предложения... Вот председатель совета директоров, господин Сафаров (в 2013 году на должность председателя советов директоров ОАО «Татмедиа» был избран Асгат Сафаров, руководитель аппарата президента РТ — прим. ред.). Я тоже не очень согласен с их работой. Но я не профессионал, не знаю, как они должны работать. Если бы вы мне подсказали, мы бы вместе постарались повлиять на ту ситуацию, которая есть. И вообще, мир меняется, я же говорил, цифровые технологии. Им тоже надо очень серьезно задуматься и меняться. Поэтому ваш посыл мы возьмем в работу, я услышал.

— Я пришлю предложения.

— Спасибо.

«ЕСЛИ ВЫ ДОВОЛЬНЫ СОСТОЯНИЕМ НАШЕЙ ЭСТРАДЫ, ТО Я НЕ ДОВОЛЕН»

— Рустам Нургалиевич, в этом году в республике прошло много мероприятий в сфере культуры. Как вы оцениваете по итогам года развитие культурной жизни в Татарстане? Не только события, но и, может быть, развитие материальной базы культурной сферы...

— Сегодня мы даже ограничиваем число таких мероприятий, потому что не можем столько проводить. Очень большой интерес к ним — региональные, международные, мусульманские, в области музыки, культуры, археологии... Каких только мероприятий нет. Я думаю, это хорошо. А какие будут? Я не знаю, какие будут. У нас весело, город большой, все перечислять сложно. Вы позитивно это оцениваете или как? (Смех в зале.) На самом деле очень много мероприятий... У нас богатая история, у нас богатая культура, у нас мощнейшие художественные коллективы, оперный театр. И наша задача — еще и поднять роль эстрады до мирового уровня. Все равно мы это сделаем. Смотрите, наш Сладковский (Александр Сладковский — художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТприм. ред.) выступает по всему миру, недавно смотрел концерт. Наши театры, «Созвездие» (фестиваль «Созвездие-Йолдызлык»прим. ред.)... Много у нас всего, перечислять долго. Это тот потенциал, который есть в нашей республике.

— Рустам Нургалиевич, под вашим кураторством начался такой своеобразный проект, как «Ветер перемен». Он должен был вдохнуть новое дыхание в нашу эстраду. Прозвучали разные мнения. А какое ваше личное мнение? Мы будем продолжать этот проект на следующий год?

— Продолжим. Если вы довольны состоянием нашей эстрады, то я не доволен. Мы должны расти. Мы стараемся расти. Мы должны показать себя достойно. У нас очень много талантов, у нас мощнейшая школа. У нас все есть: консерватория, хореографическое училище, музыкальное училище, оперный. У нас прекрасное классическое направление, тот же Сладковский, другие наши артисты... И наши национальные коллективы мощнейшие. Но по эстраде, я считаю, мы пока уступаем. И пора изменить это... Наверное, не все сразу, это же процесс, который требует работы, работы, работы. Первое впечатление у меня хорошее. Кто-то там говорит, что деньги потратили, но и без денег нельзя. Тот, кто говорит, что деньги потратили, как сам, интересно, деньги тратит? Будем это дело поддерживать. Мы все направления будем поддерживать. Я считаю, что в области татарской эстрады важно дать некий такой сигнал и продвигать все это. На самом деле у нас много талантов, много возможностей. Менять «Үзгәреш җиле». Кто бы ни критиковал, мы будем дальше делать свое дело. Продолжение будет.

Нажмите, чтобы увеличить

— В этом году вы много встречались с татарами, живущими в разных странах мира. Какие у вас впечатления? В чем нуждаются татары?

— Куда бы мы ни поехали, и в регионах, и за границей мы встречаемся с татарами. 12 встреч было в этом году, если не ошибаюсь. Принимают очень тепло, очень хотят поговорить. И мы тоже с ними вместе как-то меняемся. Подумайте, люди живут за границей, дети никогда не были среди татар, а говорят на чистом татарском. Как они хранят свой язык, традиции, проводят Сабантуй, другие мероприятия, учатся готовить наши национальные блюда. А ведь их никто там не заставляет, они сами считают, что это нужно. Конечно, мы должны им помогать. И они для нас являются примером...

Что плохого, если ты знаешь свой родной язык, язык матери? Мы должны все это понимать. Когда смотришь на татар в Австралии, Китае, Америке, Европе — эти люди не за плату, они сами объединяются, делают это с душой. Поэтому мы очень благодарны им и будем их поддерживать.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (242) Обновить комментарииОбновить комментарии

Причина падения ТФБ - ошибка пилотирования. Первый пилот Мусин не справился с управлением.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:21

    Я, домохозяйка, и то не живу иллюзиями. А тут правительство такое озвучивает.

    • Анонимно
      27.12.2016 08:41

      В своем мире живут и не хотят на землю спускаться. Но: бог не Тимошка видит немножко.

      • Анонимно
        27.12.2016 13:25

        Почему Бог? Поручили найти виновных. А вообще, и управление банком и поиск виновных с доказательством вины - это дело сложное, конечно.

        • Анонимно
          27.12.2016 16:56

          Поручили и что? Будет как с ивой - дровосек виноват. Перестарался.

        • Анонимно
          28.12.2016 09:31

          Где это Вы видели что бы наши органы озадачивались поисками вины? Будет команда "фас" за пол часа дело заведут и без доказательств посадят. Пока же идет лишь словесная интервенция. Народ успокоить. Раз дело не заведено, значит реальной команды не было

        • Анонимно
          28.12.2016 10:54

          1. для кого сложное? для домохозяйки?
          2. для домохозяйки НЕТ - унеё на КУХНЕ ПОРЯДОК!
          3. для прокурора Республики Татарстан ДА!
          4. ?
          5. он сам сознался, что проблема с кадрами, то есть на основании всего изложенного, я тупой вынужден и обязан, раз руководство так сказало, считать, что в прокуратуре РТ нет профессионалов, способных навести порядок в исполнении на территории Татарстана законодательства об этих сложных экономических, или сложно экономически, в том числе и о банковской деятельности, также как наша домохозяйка на своей кухне?!
          6. к п.5 может граждане начальники, в виде исключения, РАЗРЕШАТ МНЕ ТАК НЕ СЧИТАТЬ? неудобно как то...
          7. к примеру: " 27.12.2016 20:14 А проблемы вкладчиков, которые в результате бессовестных действий сотрудников Татфондбанка, перевели средства со вкладов в доверительное управление ИК ТФБ Финанс, кто нибудь будет решать? Говорят у операционистов Татфондбанка даже план стоял - по 2 договора доверительного управления в день, вот они и переводили средства вкладчиков-пенсионеров.
          Обращаюсь к БO - прошу осветить эту тему подробнее - пострадали более 2 тысяч пенсионеров, которым не видать ни копейки. Возможно тут даже попахивает крупной финансовой аферой. Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333104?utm_source=readable-box";
          8. так вот это можно уже проверить -команда то дана, а право на эту команду ПРОПИСАНО в Указе Президента Российской Федерации главам субъектов РФ;
          9. вот Вы все сразу хватаетесь за вину, есть же "не судите, да не судимы будете";
          10. ?
          11. надо в первую очередь установить ВСЕ причины данного провала в ЗАКРЫТОМ РЕЖИМЕ, так как деньги ЛЮБЯТ ТАЙНУ, и ПРИБЫЛЬ НЕТ!!!
          12. а как уже сказано более полутора веков назад НЕТ ТАКОГО ПРИСТУПЛЕНИЯ на которое не пошёл бы КАПИТАЛ ДАЖЕ ПОД СТРАХОМ ВИСЕЛИЦЫ РАДИ ПРИБЫЛИ В 300%;
          13. так что всё на поверхности но! зимой то холодно, да в поле, да по колена в снегу, на пронизывающем ветру, да против стаи, ПРИВЫЧНОЙ К УНИЧТОЖЕНИЮ СЕБЕ ПОДОБНЫХ, не очень, даже вообще не хочется выходить одному это в оправдание почему "дело сложное"...
          НО ЭТО касается всех нас, кто тут выдаёт на гора

    • Анонимно
      27.12.2016 11:43

      Зачем он про самолёт сказал. Так нельзя говорить! Типа а вон у них у самих что творится..

    • Анонимно
      27.12.2016 11:59

      Отрадно, что домохозяйки читают серьезные статьи. С такими женщинами за республику не страшно!)

      • Анонимно
        27.12.2016 12:27

        этот юмор уместен в отношении республикохозяев, а не домохозяек!

        • Анонимно
          28.12.2016 14:05

          1. а Вы умеете утром на завтрак варить кашу на воде?
          2. у меня с этим проблема;
          3. как варю, так вспоминаю ту единственную и неповторимую белокурую татарочку сумашедше умную и проницательную татарочку, моего татарчоночка умницу..да ;
          4. дай бог ей счастья и её семье... и с новым годом
          5. а Вы тут со своим ТФБ, это мелочь, дырка то у нас с Вами примерно в 1 трлн. 700 млрд. - валовый доход Татарстана за год... и это тоже не очень, а вот ОНА это ВСЁ!!!
          6. просто надо наконец перестать трепаться о том, чего не понимаем и начать делать то что умеем и чему можем научиться -кадры решают всё!!!

    • Анонимно
      27.12.2016 13:13

      Очень жал!Нет вопросов: Лидерской республике соответствует ли доходы населения? Закредитованностью как? Количество граждан за чертой бедности? Какой толк от роста экономики, если татарская нация постепенно исчезает,затем и республика уйдет в небытье.Президент наш - искренний,добропорядочный хозяйственник, поэтому очень уважаю его, однако этого мало для национальной республики,надо быть настоящим лидером татар.Понимаю,трудный вопрос в просторах многонациональной,по факту унитарной России хотя и называется федерацией..Однако надо отвечать на эти больные стратегические вопросы..

    • Анонимно
      27.12.2016 20:14

      А проблемы вкладчиков, которые в результате бессовестных действий сотрудников Татфондбанка, перевели средства со вкладов в доверительное управление ИК ТФБ Финанс, кто нибудь будет решать? Говорят у операционистов Татфондбанка даже план стоял - по 2 договора доверительного управления в день, вот они и переводили средства вкладчиков-пенсионеров.

      Обращаюсь к БO - прошу осветить эту тему подробнее - пострадали более 2 тысяч пенсионеров, которым не видать ни копейки. Возможно тут даже попахивает крупной финансовой аферой.

      • Анонимно
        27.12.2016 20:44

        Согласен полностью

      • Анонимно
        28.12.2016 10:15

        Пенсионеров, у которых больше 1.4 млн на счетах? Неа, не жалко! Бывшие баи и барины! Пенсионеров, которые корку хлеба грызут - жалко!

        • Анонимно
          28.12.2016 23:24

          Вы считаете, что люди годами копившие на квартиру, на обучение своих детей в ВУЗах, продавшие свои квартиры, чтобы купить меньшие и обеспечить себе достойную старость-бывшие баи? Вам их не жалко? Вам будет радостнее от того, что они тоже будут грызть черствую корку?

    • Анонимно
      28.12.2016 10:42

      Москве выгодно держать регионы на коротком поводке аодачек

    • Анонимно
      2.01.2017 16:08

      Иллюзия заканчивается когда узнаёшь, что Дед Мороз не существует, то есть ещё до школы!

  • Анонимно
    27.12.2016 08:24

    ...На самом деле у нас много талантов, много возможностей. Менять «Узгэреш жиле». Кто бы ни критиковал, мы будем дальше делать свое дело. Продолжение будет..........С Салаватом или без????

    • Анонимно
      27.12.2016 09:41

      Салават абый уже отработал свое. Ему больше ничего не надо. Он единственно готов всех и все критиковать или комментировать. Как то так.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:40

    Президент у нас сильный человек. Способен на открытый разговор. Конечно, ТФБ, Роберт и прндсоветадиректоров подвели. Видимо, обедали свет в конце туннеля. А шансов давно не было. Нужно был он радикальное решение давно и безжалостно - умное.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:41

    Велодорожки бы построить по-всей Казани, сейчас многие пересаживаются с автомобиля на велосипеды, это же и здоровье и экология! Будем надеяться, что президент обратит внимание на развитие велосипедной инфраструктуры! Ну а Метшину сам Бог велел этим заниматься...

    • Анонимно
      27.12.2016 09:05

      Давай, пересаживайся, самое время, тут по казанским дорогам не всякий внедорожник проедет, а ты, спортивный ты наш, на велике собрался кататься. В городе, где зима-осень 9 месяцев в году, самая главная проблема - велодорожки.

      • Анонимно
        27.12.2016 09:42

        Не самая главная& но и необходимая. Полгода спркойно можно кататься

        • Анонимно
          27.12.2016 10:49

          велосипед - это хорошо, особенно с учетом того, что у топов от исполкома велики стоят столько сколько у некоторых автолюбителей машинки. но ... велоинфраструктуру можно развивать только при наличии экологичности района. если вы в качестве сравнения возьмете скандинавов или европейцев, то ни в одном городе, где созданы условия для велосипедистов нет таких производителей-гигантов как КОС, ХК Вахитова и многих других, которые, чтобы ни говорили их представители о борьбе за экологию, все таки загрязняют атмосферу. Вы готовы прибавить к обычному вашему дыхательному ежедневному моциону, еще и активное поглощение всех вредных выбросов?? обращаю ваше внимание, что Татарстан стоит на первых местах по заболеванию раком. Соглашусь, надо, надо всех пересадить на велики, но давайте сначала решим первостепенные проблемы:
          1. промышленников с их заводами отправим подальше от города;
          2. полностью запретим грузовое движение по городу;
          3. прекратим засыпать город реагентами всех видов зимой, дабы все остальное время не дышать этой взвесью в виде пыли;
          4. введем большее количество экологического транспорта -трамваи, метро;
          выведем велодорожки на "второй этаж", дыбы не ездить по дорогам общего пользования, тем самым подвергая себя же любимых опасности быть раздавленным или оплёванным.

          • Анонимно
            27.12.2016 13:11

            Промышленников с заводами отправим подальше? правильно, а люди на завод будут ездить на чем? на метро, которого нет или на автобусах. которые чадят? Запретим грузовое движение по городу и продукты станут на 10% дороже, реагенты и так мало используются на дорогах не проехать, не затормозить нормально нельзя. Введем метро, сколько стоит проход и одна станция и сколько долг у бюджета РТ, а давайте я скажу одна станция стоит 1,5 млрд. руб. проход 2-3 млрд. руб., если еще не под водой вести, долг бюджета РТ 80 млрд. руб. О чем вы говорите? Во всем нужна системность, а у вас её нет.

            • Анонимно
              27.12.2016 14:15

              так я о том и говорю, что прежде чем продвигать формирование велосипедной экосистемы, надо рассмотреть комплекс мер и просчитать возможные варианты перспектив, плюсы и минусы... Вы не правильно оценили информативность моего коммента.

              • Анонимно
                28.12.2016 10:44

                Нет, мы говорим немного о разном, возможный вариант означает реализуемый при всех факторах, а ваши перспективы перенести КОС???? Вы сооизмеряете доходы и расходы. Я вам открою секрет в Европе аналог КОСа в Испании находится всего в 10 км от Средиземного Моря и 40 км от Барселоны . Вы не правильно оценили мечты и реальность.

                • Анонимно
                  29.12.2016 12:08

                  ВЫ ТАК НИ ФИГА И НЕ ПОНЯЛИ! Я ВАМ КАК РАЗ И ГОВОРЮ, ЧТО ПРОЖЕКТ С ВЕЛИКАМИ ИЗНАЧАЛЬНО НЕ ЖИЗНЕСПОСОБЕН В НАШИХ УСЛОВИЯХ. А ВСЕ ЧТО НАРИСОВАЛ МЕТШИН НА ДОРОГАХ - ЭТО МЕРТВОМУ ПРИПАРКА, И НИКАК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ВНЕДРЕНИЯ В МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ ВЕЛОКУЛЬТУРЫ.

            • Анонимно
              28.12.2016 10:29

              На первом месте - нужно разобраться с коррупцией! Системный вы наш. Тогда и строительство станции метро подешевеет в 100 раз и дороги лучше станут и банки будут прибыльными и работать людям захочется!

        • Анонимно
          27.12.2016 11:37

          Татарин Злой
          Ога-ога... В костюмчике, да после дождичка. По пути на работу или с неё любимой. А на раме старший, сзади на багажнике младший, а если третий ребёнок есть- то даже не знаю, что сказать... И главное охренеть, как безопасно.
          Вообще, сложилось впечатление, что езда на велосипеде плохо влияет на интеллект. Основной посыл такой: "У нас самая северная страна в мире, поэтому давайте сделаем как в Германии, понавтыкаем везде велодорожек. А если бы наша страна была ещё севернее, то мы от авто вообще отказались бы. Только велики, круглый год. Ну и раз в квартал - лыжи...

          • Анонимно
            27.12.2016 12:02

            Ты главное не забудь проголосовать в следующий раз за партию власти,это важно.

            • Анонимно
              27.12.2016 12:30

              лично я голосовал за другую)

              • Анонимно
                28.12.2016 10:26

                Надо же! И я!

                • Анонимно
                  29.12.2016 12:10

                  Хотелось бы увидеть количество плюсов, голосовавших против ЕдРо. Вот это была бы реальная статистика, прошедших выборов.

      • Анонимно
        27.12.2016 10:18

        Нормальные дороги в Казани. Лучше только в Краснодарском крае и в Москве

        • Анонимно
          27.12.2016 10:35

          Да и в Екатеринбурге тоже лучше.

          • Анонимно
            27.12.2016 12:01

            ЧЕКА
            Значит вы не были в Екатеринбурге или лукавите..В Челябинске одно время дороги были лучше чем в Екатеринбурге, но теперь примерно одинаково и оба города уступают Казани.
            А если по удобству перемещения по городу на авто, то с учетом дорог и развязок построенных к Универсиаде, Казань на порядок удобнее не только Ебурга и ЧЕ, но и всех городов России..

            • Анонимно
              27.12.2016 12:33

              думаю, судя по строительному буму, скоро Самара вырвется на первое место по количеству развязок и качеству дорог. Вопрос не в том, какие дороги, а в том, к чему приурочивают строительство дороги. У нас система строительства привязана к событиям вселенского масштаба. А таковых с каждым годом будет все меньше и меньше, учитывая наш талант ругаться со всеми.

              • Анонимно
                27.12.2016 16:10

                За Самару Володин лобирует, он теперь в фаворе, а Татарстан, вообще, не жалует во всех отношениях.

            • Анонимно
              27.12.2016 12:35

              Но!! Здесь есть и плюсы и масса минусов. Магистрали и развязки в большинстве сделаны с ошибками: соединили два района магистралью, но дорогой разорвали большие территории для доступности пешеходов, инвалидов, мамочек с колясками и велосипедистов.

          • Анонимно
            28.12.2016 12:26

            Сравнение с соседом - от комплекса неполноценности (психологическое определение).
            Надо сравнивать с тем, как должно быть и к чему стремимся. Развиваться нужно "от самого себя" не злорадствуя тому, что у соседей еще хуже.

        • Анонимно
          27.12.2016 13:55

          Не судите о Краснодарском крае только по г Сочи. в Краснодаре дороги не лучше, чем в Казани.

          • Анонимно
            12.01.2017 11:47

            Краснодар еще и стоит в пробках, так что там вообще не применим глагол ездить

      • Анонимно
        27.12.2016 14:53

        Ни в коем случае не повторять ошибку мэра Альметьевска!!

    • Анонимно
      27.12.2016 20:13

      Не велодорожки, а велополитены.(это надземный метрополитен, только вместо поездов будут велосипедисты).

    • Анонимно
      28.12.2016 09:35

      Это Вы главе Альметьевска скажите. Он тут у нас внедрил. Кто плачет, кто смеется.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:43

    я думаю, что речь идет не об иллюзиях, а о преступной халатности. Все прекрасно знают, что банк, де-факто, был проправительственный и соответственно контроль там был, либо должен был быть, на соответствующем уровне. Раз это произошло, значит должны быть конкретные ответственные, значит кому-то такое развитие событий было необходимо. Я не исключаю, что процесс развала имел контролируемый вектор.

    • Анонимно
      27.12.2016 09:13

      Я думаю, что те, кому положено, хорошо знают, где деньги.

    • Анонимно
      27.12.2016 09:40

      С какой целью надо было развалить ТФБ? Все проще на мой взгляд-неэффективное руководство. Мусин старой закалки и подходов человек, не справился с реалиями жизни. Или не захотел.

      • Анонимно
        27.12.2016 14:30

        не верный вопрос. В данной ситуации необходимо спросить С какой целью и под кого создавался ТФБ? Ответив на этот вопрос, мы получим ответы на все остальные.

    • Анонимно
      27.12.2016 13:08

      К несчастью, контрольный пакет акций не был у правительства, поэтому контролировать и влиять на 100% не было возможности. Насколько я знаю велись переговоры о покупке контрольного пакета акций, но так это и не осуществилось.

      • Анонимно
        28.12.2016 12:31

        Для поручении руководству банка Президенту РТ контрольный пакет не нужен.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:48

    Откуда республика может помочь ТФБ? Она сама в долгах как в шелках- 100 млр руб.

    • У нас весь бюджет Татарстана в год - около 130 млрд. :) кужа уж помогать...если только с людей дань брать за воздух.

    • Rinat_16rus
      27.12.2016 09:27

      Насколько я помню, ЦБ упирался в контрольный пакет (и республика тоже). Я что-то пропустил и правительство готово отдать контроль над банком (это к тому, чем республика может помочь). В последних публикациях эта тема уже не звучит...

      • Республика не может помочь...речь шла о 25%...а это около 30 млрд. , у нас таких денег нет в кубышке и никогда не будет...

        • Анонимно
          27.12.2016 12:27

          Значит надо поискать эти деньги у тех татарстанцев, кто в списке форбс. А так же у тех, кто при власти и у тех, кто руководил банком. У них деньги точно есть - всё то, что заработано не очень честным трудом.

        • Анонимно
          28.12.2016 02:01

          Конечно не будет, если бездумно тратить на велодорожки, парки, арены и пр.

    • Анонимно
      27.12.2016 16:36

      Одной из причин падения ТФБ стали неудачные вложения в банк "Пересвет", контролируемый РПЦ. Так вот. Если ЦБ найдет деньги для санации "Пересвета" и не отзовет у него лицензию, то, логично рассуждая, то же самое он должен сделать в отношении ТАТАРСТАНСКОГО банка, ликвидация которого вызовет самые серьезные социально-экономические последствия в Татарстане. Это же логично - помочь и "Пересвету", и "Татфондбанку", оказавшемуся в очень сложной ситуации (в том числе) из-за "Пересвета". Раз у нас одна страна, помогать должны и банку, где держала деньги РПЦ, и банку, в котором держали деньги ОЧЕНЬ МНОГИЕ предприятия и частные лица Татарстана. А.В.

      • ArtemAA
        27.12.2016 16:54

        Да конечно, вы сравнили пару силлиардов и 120 млрд. Этим пытались отмазаться после статьи вс коммерсанте. Сейчас не проёдет.

      • Анонимно
        27.12.2016 17:42

        На наших просто давят, есть за что и почему. Видно же по ним как разнервничались, нет поддержки теперь клана Клинтонов.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:48

    Надо проверить , какие структуры кредитовал банк, кто аффиллированные лица этих структур и каков возврат этих кредитов.
    Остальное- иллюзии.

  • Причина падения ТФБ - ошибка пилотирования. Первый пилот Мусин не справился с управлением.

    • А Халиков спаситель по вашему? Председатель совета директоров обычно и предлагает куда баблосики вкладывать в крупных размерах

      • Анонимно
        27.12.2016 09:35

        В статье написано, что Халикова пригласили и попросили на этот пост в уже сложный для ТФБ период, Мусин к тому времени успел прилично намудрить, правительству остается только расхлебывать его хитросплетенные схемы.

        • Анонимно
          27.12.2016 16:50

          Если Халиков не согласился бы, ради гонораров то на его место мог прийти кризисный управленец, который не допустил бы такой провальной ситуации т.к. не давал бы так безнаказанно управленцам делать миллионные убытки, просто отправляя их работать в другие структуры, хотя - это только банку убытки, а для кого то настоящим кушом оказались эти проекты.

          • Анонимно
            27.12.2016 20:45

            Он согласился только потому, что больше никто не мог за это взяться. И сделал все, что можно было сделать. Видели альтернативу? Так что ж не взяли ситуацию в свои руки...
            Легко осуждаться других, при этом ничего не делая.

            • Анонимно
              27.12.2016 22:28

              Так что ж не взяли ситуацию в свои руки...
              А мне предлагали?

        • Анонимно
          28.12.2016 02:08

          Да что вы все, они не знали, их подставили. Любое предприятие РТ с выручкой больше миллиарда стоит под персональным контролем.

    • Анонимно
      27.12.2016 09:03

      думается мне, что Мусин там был всего лишь стюардом бизнес класса. Рулевым был другой.

      • Анонимно
        27.12.2016 09:37

        Столько лет стюардом. Ну-ну. Да и у республиканских властей кредит доверия не резиновый...

      • Анонимно
        27.12.2016 09:37

        Правильно думаете, товарищи.

      • Анонимно
        27.12.2016 13:15

        Мусин - загордевшийся чиновник, не справился с бизнесом. Делить бюджет или делать из денег деньги - это разные вещи. Ему оказали доверие только как бывшему министру, а так, кроме понтов особо ничем не выделяется.

      • Анонимно
        27.12.2016 16:35

        Мусин не только гробил банк. Три месяца тому назад, он объединяет успешное предприятие Адонис со Спартаком( его он гробил на протяжении 3 лет, помните его авантюру обуем РТ и РФ). Сегодня объявили о банкротстве Спартака. К 5 тысячам безработных банковских, прибавятся 800 чел. Спартака и200 чел. Адониса. Господин Мусин Вы лично можете дать пояснение через БО как же так? Где была Ваша логика?

    • Rinat_16rus
      27.12.2016 09:24

      Осталось разобраться, это ошибка пилотирования или у пилота были иные цели, а долетит самолет - не долетит, его волновало во вторую очередь. В авиации так не бывает, там жизнь пилота привязана к самолету, в экономике - сплошь и рядом. У нас всегда процветание предприятия - это истинная цель топ-менеджмента?

    • Анонимно
      27.12.2016 11:16

      так как он просто хороший человек,то ждем его появления в правительстве с повышением по статусу..

    • Анонимно
      27.12.2016 13:09

      Халикова поздно пригласили. Он хороший финансист и кризис-менеджер. В 1998 году в спасении КАМАЗа большую роль сыграл Халиков.

    • Анонимно
      27.12.2016 13:34

      Вы не учитываете внешние факторы. Мне видится, что сам самолёт попал в турбулентное течение. Другие летают и ничего скажите Вы? Ну и в жизни далеко не все самолёты терпят крушения, попадая в такие условия. А вот кто виноват на самолёте надо выяснить. Тут и "пилот", и "диспетчеры", и "ремонтники" и многие другие.

  • Анонимно
    27.12.2016 08:59

    Сравнение падения самолета с крахом банка- это что? Типа никто не виноват- само случилось?

    • Анонимно
      27.12.2016 14:04

      Типа самолет летит - пилота нет?

    • Анонимно
      27.12.2016 16:38

      Кто изучит "черный ящик" и раздаст награды. Слышал Роберт Мусин отбывает на лечение в теплые страны?

  • Анонимно
    27.12.2016 09:03

    «Мы жили иллюзиями..."
    Да-с.

  • Анонимно
    27.12.2016 09:08

    У нас уже лет 20 ищут средний класс и не могут найти. Вот все таки думаю, что предприниматель - это уже не очень средний класс.
    Средний класс - это как раз наемные работники, которые довольны жизнью и своим средним достатком, чтобы не стремиться перейти в более высокие слои общества и не упасть в более низкие. Именно они являются опорой любого нормального демократического общества. У нас же постоянно пытаются отыскать средний класс там, где его нет.
    В России все таки есть люди с достатком - это высокооплачиваемые госслужащие, которые могут себе позволить многое из того, что рабочий предприятия не может. Но сумеет ли на них государство и общество широко опереться в трудную (да и любую) минуту, очень сильно сомневаюсь. Вновь и вновь будем как Алексей Улюкаев искал дно в экономике, так же искать где у нас средний класс.
    Если государство этот средний класс ищет, значит у нас его нет на виду.

    • Согласен. Во времена СССР только за счет среднего класса вытягивали...войну выиграли, экономику подняли, промышленность и т.д.
      А сейчас у правительства вообще нет цели поднимать промышленность и производство...

    • Анонимно
      27.12.2016 13:32

      Вы правы. Средний класс - это не мелкие предприниматели, а слой общества, имеющий средний достаток, движимое и недвижимое имущество. Средний класс дорожит своим положением, хочет стабильности в обществе.
      Чем больше среднего класса, тем меньше бунта, недовольств в стране.
      Понятие среднего класса в России еще ввела Екатерина II (Ключевский). И с тех пор никак не сформируем нормальной прослойки среднего класса.

  • Анонимно
    27.12.2016 09:16

    С дольщиками Фона тоже само не рассосется господин Президент.

  • Анонимно
    27.12.2016 09:18

    Мы во многом живем иллюзиями. А потом виним центр.

  • Анонимно
    27.12.2016 09:19

    ВАМИН окочурился и тишина. ТФБ похоже тоже не санатора надо искать а где и у кого деньги банка

  • мотоцикл
    27.12.2016 09:31

    деньги могут поменять форму и местоположение...но ни куда не денутся.

  • Анонимно
    27.12.2016 09:39

    Тысячу раз скажи халва, во рту слаще не станет

  • Анонимно
    27.12.2016 09:41

    Где Миннулина с ее инвесторами???
    Кто будет спасать ТФБ?

  • Анонимно
    27.12.2016 09:47

    "мы и в 2014-м, и в 2015-м не падали, а в этом году у нас рост."
    А в слующий год: " мы и в 2015-м, и в 2016-м не падали, а в этом году у нас рост."

  • Просто постапокалиптик какой-то.
    По выжженной земле и опустевшим ангарам бродят zombies.
    Всё ищут выход.
    "ТатФондПанк".

  • Анонимно
    27.12.2016 10:00

    Вроде сказали что начальник СБ татфонда - папа Минуллиной. Вот и инвестиции пошли. Вот откуда берутся удачливых. В нормальных банках деньги не могут пропасть куда то. Для этого существуют залоги. Только в тфб залоги похоже либо рискованные , либо их нет. Только в обоих случаях виноват как раз начальник СБ.

    • Анонимно
      27.12.2016 10:45

      Папа Миннуллиной только что назначен, по-моему? Раньше другой был, по-моему, Вазанов, если я не ошибаюсь, бывший зам. Сафарова.

  • ПанАлекс
    27.12.2016 10:13

    Значит набедокурили местные руководители, из местной "хорошей семьи", а спасать ЦБ и Путин должны?

  • Анонимно
    27.12.2016 10:29

    Причина в слабой работе местного ЦБ.

  • Анонимно
    27.12.2016 10:31

    Высшая мера социальной (народной)защиты.....
    С наступающим,Мусин !!!

  • Анонимно
    27.12.2016 10:31

    Вообще какой то грустный год в республике. Надо думать не только о пострадавших в татфондбанке, но и пострадавших от долевого строительства, социальной ипотеки. Во всех случаях люди сами несли деньги, веря и доверяя. К сожалению никто не хочет спрашивать ни с минстроя, ни с гжф. Как обычно дадут им огромную премию на Новый год и похвалят ещё. Никому нет дела до результата..

  • Анонимно
    27.12.2016 10:38

    Габдель Юссон.

    Мне кажется, моему другу Сафарову Асгату Ахметовичу наш Президент Минниханов давно должен показать "красную карточку". Ну, сколько уж можно "тянуть через тернии к звёздам".
    Как ему можно доверить Татмедиа, если он до этого всё порученное мягко скажем "провалил с треском"? Это вообще удивительно-замечательный человек: когда к нему хочется повернуться лицом, он почему-то хочет повернуться........ (Шутка) - таких как Сафаров вообще, мне кажется, на планете Земля 3 человека: один он сам, другой ещё не родился, а третий уже умер. Счастья ему на долгие годы жизни и благополучия, особенно в вопросах ЖКХ.
    Модератор пропустите пожалуйста: единственное желание поздравить своего давнего друга Сафарова с Новым годом через вас, других возможностей не имею - он-то почему-то меня, мне кажется, своим другом не считает- хотя заблуждается, конечно.

  • Всегда спорно, что полезнее для Субъекта, с точки зрения его истинного развития: раскрывать в нем лучшее или худшее? Как найти ту золотую середину, чтобы простой люд вдохновился и поверил в свою страну? Причём поверил, несмотря на те разочарования, которые связаны с руководящей элитой и той объективной правдой, которая с каких-то пор стала формироваться из альтернативных источников информации и Интернета.
    Как почувствовать Сущность Происходящего в России, и в частности, в Татарстане? Надеюсь, что такие вышеприведённые оптимистические зарисовки, связаны не только с фактором отчитаться перед Вышестоящими, но иперед Самими Собою! Лучше всего эту Сущность Происходящего дорисует Время, и , в частности Новый 2017 год!

  • ArtemAA
    27.12.2016 10:59

    Проблема рассосётся за наш с вами счёт похоже.

    • Анонимно
      27.12.2016 11:07

      думаю это заслуженно.

      • Анонимно
        27.12.2016 12:00

        Ну естественно,без всяких сомнений татарстанцы заслужили то,что заслужили,так как привыкли что за них всегда думают и решают,а шевелить своими извилинами не хотят,хотят только потреблять,всё себе,себе,себе.Эдакое замшавелое,крайне пассивное и при этом жадное население.

  • Анонимно
    27.12.2016 11:00

    Не ровен час спасут и Мусин снова к рулю встанет?

  • Анонимно
    27.12.2016 11:03

    "Оправдываться, говорить, что мы здесь ни при чем, — мы таких слов не говорили. Да, это произошло в нашей республике. Да, это огромные потери. Еще и перед Новым годом. Мы очень сожалеем, что так получилось. Но по максимуму, что мы можем сделать, мы обязательно будем принимать решение. Но взять на себя бремя санации такого банка — ни средств, ни ресурсов в таких объемах республика не имеет.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333104

    МЫ ОЧЕНЬ СОЖАЛЕЕМ! Карл.

  • Анонимно
    27.12.2016 11:05

    Уважаемые граждане республики! Не могу понять почему некто не уходить в отставку? Нет ответственного ?

  • Анонимно
    27.12.2016 11:10

    Мы живем иллюзиями что проблемы татарского языка и культуры рассосется... вместе с народом...

    • Анонимно
      27.12.2016 20:59

      Да уж, у некоторых есть такие иллюзии... но мы все сделаем, чтобы у них открылись глаза. Народ был, есть и будет.

  • Анонимно
    27.12.2016 11:30

    Молодцы, дыру бюджета закрываем все вместе

  • Анонимно
    27.12.2016 11:33

    Впервые пригласили на встречу блогера, так он пришел чуть ли не в футболке-алкоголичке и так и не смог нормально сформулировать вопрос. Лицо татарстанской блогосферы, если есть такая.

    • Анонимно
      27.12.2016 13:58

      Это завистники. Не согласен. Великолепный вопрос Нияз задал про Татмедиа. В точку попал. 1,5 миллиарда в топку Кузьмин и сотоварищи сжигают ежегодно(
      Казанец

      • Анонимно
        27.12.2016 14:24

        А теперь перечитайте вопрос еще раз. Где там про то, что Кузьмин и сотоварищи что-то сжигают? Где о конкретных проблемах? Где реальные примеры? Или это блогерское - растекаться мыслью по древу, использовать пространные метафоры с гнилыми фасадами? И чему там завидовать? Страсть как завидую этому блогИру.

  • Анонимно
    27.12.2016 11:37

    Уважаемый Президент РТ ! Мы Вас очень любим и уважаем! Вы просто лучше присмотритесь к своим подчиненным. Многие из них при Вас в глаза "одно" , а за глаза "другое". В Казани Все друг друга знают ......Живем как в одной большой деревне.

  • Анонимно
    27.12.2016 11:48

    Всем по желтой карточке! Все свободны до 9 января! а там уже новый сезон начинается и прошлогодние желтые карточки аннулируются!

  • ArtemAA
    27.12.2016 11:54

    Вообще ТФБ пример того, как нельзя колхозников пускать в серьёзные организации, а тем более финансами рулить.

  • Анонимно
    27.12.2016 12:01

    новый год, праздник сказок и иллюзий! вот и получили

  • Анонимно
    27.12.2016 13:07

    Да про ТФБ уже заранее было известно, раз сотрудников ведомственных учреждений заранее перевели на получение зп в другие банки.

  • Анонимно
    27.12.2016 13:46

    пострадали не ведомственные государственные служащие, а как раз те кто производит отчисления налогов в бюджет РТ.следовательно , в следующем году , ожидается меньше налоговых поступлений в бюджет РТ...это вызовет сокращение и гос. служащих....

    • Анонимно
      27.12.2016 14:43

      как так?! нагуманов сам сказал, что он пострадал офигеть как! и он, и его теща, и жена! видимо тоже будут участниками президентской программы поддержки предпринимателей. Возьмут кредит под проценты, чтобы покрыть убытки от украденных денег.

  • Анонимно
    27.12.2016 14:21

    1. ну что Вы пристали к мужику? ну сказал, а что из сказанного не правда, а ложь?
    2. нормальный значит мужик. а ваши то какие? это к домохозяйкам...
    3. Банк (от итал. banco — скамья, лавка, стол, на которых менялы раскладывали монеты) — финансово-кредитная организация,[1] производящая разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающая финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое[2] юридическое лицо, которое:
    3.1. создано в целях извлечения прибыли,
    3.2. имеет право осуществлять банковские операции,
    3.3. имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени; а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц,
    3.4. действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов (в России — Банка России),
    3.5.не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.
    4. Вы когда несли им свои деньги это прочитали?
    5. все тарахтят о ТФБ, а где Интехбанк, где зарплаты? А?
    6. 16к20 это Вам что то говорит?
    7. это ТОКАРНО - ВИНТОРЕЗНЫЙ СТАНОК и производится -не падайте со стула с 1973 года...
    8. ну к чему это, когда Интехбанк заплату полностью не выдаёт уже какие сутки?
    9. а к тому миленькие, что Вы не правы, в том, что если этот токарно винторезный Вам до лампочки, то и ДОКУМЕНТЫ ТАТФОНБАНКА должны быть ВАМ до лампочки;
    10. да просто надо помочь следствию, которое считает нужным провести наш Президент и запросить для всеобщего обозрения ВСЕ РАЗРЕШЁННЫЕ для это действа – публикации ДОКУМЕНТЫ ТФБ.
    11. ну понятно, но все ВАШИ ОТГОВОРКИ ЧТОБЫ НЕ ДЕЛАТЬ ЭТОГО, связаны с одним и не с тем, что Вы не хотите порядка в своих финансовых делах, а с тем, что у Вас КИШКА ТОНКА ГОВОРИТЬ С ПОЗИЦИЙ ЗАКОНА;
    12. и не надо кивать на правоохранительные органы так как в ТФБ и Интехбанке пропадают ВАШИ ДЕНЬГИ а не этих органов, а уВас есть ВАШИ ПРАВА и ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ;
    13. в принципе всё сказано, вернее написано, вопрос в другом:
    Лишь только тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой - то есть нам надо:
    13.1. или ПОДДЕРЖАТЬ СВОЕГО ПРЕЗИДЕНТА СВОЕЙ РТ;
    13.2. или сделать вид, после всех этих воплей, что ничего не произошло и тем самым БРОСИТЬ НАШЕГО ПРЕЗИДЕНТА.. вместе с нашим Татарстаном на произвол судьбы в лице ...федерального центра

    • Анонимно
      27.12.2016 14:48

      Это какой-то несвязный поток сознания.

      • Анонимно
        28.12.2016 14:52

        1. а вот я всё время сомневаюсь осознано или не осознанно.. то есть спонтанно -взбрело и поехало...
        2. спасибо, что похвалили;
        3. а с чем не связано?
        4. между собой п.п. не связаны:
        4.1. банк - инструмент, так скажем для извлечения прибыли. Про прибыль надо?
        4.2. 16к20 инструмент в том числе и для нарезки резьбы (винторезный -просторечие);
        5. по п.п.4.1., 4.2 ясно?
        6. если вы от бога, как Мусин Р.Р., то на 16к20 Вы сумеете выполнить, ясно что с применением приспособлений и часть фрезерных работ;
        7. вот и Р.Р. Мусин, как я понимаю по просьбам трудящихся, извиняюсь РУКОВОДЯЩИХ трудящихся и выполнял то, что в просторечии называется рискованными операциями;
        8. только и всего;
        9. вот и у меня и фазы перекидывали на эл. двигателях и много ещё чего было и по электронике и по механике и по охлаждающей жидкости, но как говориться бог миловал, хотя я в бога не верю;
        10. а Роберта, добавим для приличия Р. "отловили", а тут без своих с его то квалификацией не может быть - ЗАВИСТЬ И ПОДЛОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ пределов не знает;
        11. вот почему надо ОБЯЗАТЕЛЬНО выполнить указание нашего Президента нашей РТ, чтобы не было разночтений;
        12. что ещё надо объяснить?
        13. Вы что, со мной за компанию куда ни будь хотите загреметь...без фанФАР?

    • Анонимно
      27.12.2016 14:53

      Вашего, но не нашего.. Наш - Путин В.В. и его никто не собирается бросать, а вашего удащливого не знаю....

    • Анонимно
      27.12.2016 14:53

      че-то ни че не понял! вы за красных, али за большевиков?!

    • Анонимно
      27.12.2016 15:00

      Зачем так много написали, достаточно 13.1, 13.2 или сказали бы как раньше "сплотимся вокруг ленинского политбюро", мы понятливые.

      • Анонимно
        27.12.2016 15:39

        1. очень вы интересные ребята;
        2. мой и Путин В.В. я за него агитирую с 1999 года декабря так получилось на автовокзале в зеленом доле -там не очень любят НКВД-ГПУ -раскулачивание, бараки и прочее интересная была беседа;
        3. мой и Минниханов Р.Н.. которому, насколько нам с вами известно Путин В.В. доверяет -пока, или всегда -будущее покажет с договором..
        4. я за красных, которые большевики, но против коммунистов, которые обо...даже то, что было об...НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО для их же шкурной пользы и я за Зеленодольск, а следовательно за Татарстан и РФ;
        5. в отношении "сплотимся вокруг ленинского политбюро"
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333104 на это очень рассчитывал - Вы то сами хоть раз выходили за соблюдение законодательства против властей, когда они были не правы? Вам обещали, что Вы в психушке сгниёте?
        6. так вот на мой весьма непрофессиональный взгляд в данном случае Рустам, надеюсь он меня простит за эту фамильярность, НО ДЕЛО ТОГО ТРЕБУЕТ, озвучив тезис о необходимости расследования по ТФБ, ПОПЁР против привычного способа управления в данной стране, про феодальное самосознание уже написано и частично опубликовано;
        7.мне плевать нравиться это кому то или нет, но в данном случае скорее всего придётся пойти на площадь Свободы в его поддержку в данном деле - он гарант Конституции РТ -наших прав и наших ОБЯЗАННОСТЕЙ
        8. ведь это элементарная вещь или я за соблюдение Конституции РТ или против, а с кем вы и главное с чем, это ребята ваши проблемы
        9. у меня нет вкладов вообще, но есть, может в чём то ущербное, но представление о чести первого лица и если он прав, то почему я не с ним?
        10. конечно, выходить зимой, в поле тем более стаи ох как не хочется... я Вас хорошо понимаю, что ж разные судьбы.. каждому своё...

    • Анонимно
      27.12.2016 15:04

      Следствие поручат соседним регионам?И суд будет в Самаре,например?Учитывая возможность невозвратных кредитов стоило бы ответить на мои вопросы!

    • Анонимно
      27.12.2016 15:04

      так вы за большевиков, али за красных?)

    • Анонимно
      27.12.2016 15:10

      А при чём тут федеральный центр? Банк региональный, вот пусть региональные власти и отвечают.

      • Анонимно
        27.12.2016 15:31

        А ЦБ РФ проверял, проверял, и ничего не находил, как вы думаете почему?

        • Анонимно
          27.12.2016 15:51

          Потому что местные банки отчётность рисовать умеют!

    • Анонимно
      28.12.2016 12:58

      Не пишите здесь программы, пишите КОММЕНТАРИЙ по теме статьи.

  • Анонимно
    27.12.2016 14:57

    "Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдать в рост, иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост" (Второзаконие, 23 : 19).

    "…и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы [и будешь господствовать над многими народами, а они над тобою не будут господствовать.]" (Второзаконие 28 : 12)

    "Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе…, народ и царства, которые не захотят служить тебе – погибнут, и такие народы совершенно истребятся." (Исаия 60 : 10-12).

  • Regnum
    27.12.2016 15:10

    Важно понимать одну простую вещь. Мы начинаем жить в России. Никого из федералов на рынок не пустим, у нас свои бэхетле и таттелекомы? Давно уже нет. Никогда не было терактов? Получите. Банки не валились? Вот вам. Тихая гавань кончается. Следующим должно быть окончание многолетнего тихого попиливания ресурсов строго определенным кругом людей, родившихся в строго определенных деревнях. И будут рейдерские захваты и корпоративные войны. И это хорошо, это и есть бизнес.

    • Анонимно
      27.12.2016 15:30

      Насчет кланов все давно ясно, то что вы предлагаете не бизнес, а жизнь по понятиям.

      • Regnum
        27.12.2016 18:26

        Я не предлагаю, я констатирую. Тогда капитализм как таковой - это жизнь по понятиям. А вы думали, как конкуренция устроена? Да вот так - чуть зазеваешься, и уже сожрали. Так рынок и выглядит. А у нас его практически нет. Просто в РТ норот постоянно гипнотизируют - у нас все хорошо, спокойно, стабильно, не переживайте. А тем временем всем известные товарищи все держат и прекрасно живут. Причем десятилетиями. В других субъектах идет постоянное противоборство, появляются новые центры силы, появляются возможности. А в нашем болоте все спокойно.

        • Анонимно
          27.12.2016 20:21

          В каких субъектах идет постоянное противоборство, ...появляются возможности? Приведите примеры и покажите результат этих противоборств.

          • Regnum
            28.12.2016 10:04

            Самарская, Нижегородская, Тюменская и Новосибирская область хотя бы вот просто навскидку. Примеры нагуглите сами.

            Помните, что г-н Новиков говорил, когда в должность вступал?
            "Между делом Новиков нашел возможность похвалить Татарстан, вернее, его стабильную экономику: «У вас нет такого количества корпоративных споров, как в Самарской области»."
            https://www.business-gazeta.ru/article/75525

            Когда все уже попилено между нужными людьми, и больше туда никто не пролезет, это называется "стабильность".

    • Анонимно
      27.12.2016 15:53

      Видимо так, ситуация будет ухудшаться, мировой кризис однако. А виноват его организатор Обама. Привлечь его к ответственнсти!

      • Анонимно
        27.12.2016 17:43

        И то что ты сутками сидишь за теликом, тоже виноват обмама

  • OlegBelg
    27.12.2016 15:47

    "В жизни всё бывает", "Случилось что случилось". Рустам Минниханов прям фаталист. Но не сказал фаталист сколько миллиардов перечислил Татфондбанк и другие банки Татарстана на содержание баскетбольного клуба "Уникс" и на другие пиар-проекты. Невдомек президенту, что эта "добровольная " благотворительность вся из кошелька простых жителей Татарстана. Мы платим на содержание волейбольной команды покупая майонез. На зарплатах рабочих авиационных и иных предприятий отражается благотворительность по "содействию" президентской программы благоустройства парков и скверов. Дольщики вложившие свои деньги в строительство жилья оказались обманутыми не только из-за ошибок строительных компаний, но и по причине обременения некоторых застройщиков участием в президентской программе по строительству дет садов и других соц объектов. Необходимо не только "не снимать с себя вины", но и перестать доить банки, предприятия и любой другой бизнес.

    • Анонимно
      27.12.2016 17:39

      А кого доить, если жители регионов требуют улучшения окружающей обстановки, а деньги выгребает центр на благоустройство Москвы и оплату бюджетников Москвы?

      • Анонимно
        27.12.2016 17:59

        Бюджетники Москвы живут на налоги из Москвы! Ваши налоги идут в ФЕДЕРАЛЬНЫЙ бюджет! Не понимаете в этом ничего - не пишите! лучше идите, покушайте.

        • Анонимно
          27.12.2016 20:23

          Москва из 1трлн700 млрд.руб. сама зарабатывает только 700-800 млрд. Остальное ОТБИРАЕТ У РЕГИОНОВ! Сидите и молчите в тряпочку дармоеды и захребетники1

          • Анонимно
            27.12.2016 23:36

            У вас лично и у Татарстана в целом город Москва, как субъект РФ ни копейки не ОТОБРАЛА. Москва в федеральный бюджет ежегодно отчисляет более триллиона рублей. Скорее Москва Татарстану свои деньги отдает.

          • Анонимно
            27.12.2016 23:44

            Если следовать вашей логике, Тюмень - гораздо более весомый "спонсор" Москвы. Однако там порядок.

    • Как это не доить?!
      Татарстанское правительство так не умеет!

    • Анонимно
      2.01.2017 16:32

      Закрыть все футболы, баскетболы, волейболы-пусть сами зарабатывают как на западе..Если смогут..

  • Анонимно
    27.12.2016 16:28

    Худо братцы худо, Худо братцы жить, с нашим атаманом не приходится тужить

  • Анонимно
    27.12.2016 16:31

    "Не важно кто впереди,важно кто рядом" пишет Президент в Инстаграме размещая фото стаи волков!Ошибается он,ой как ошибается!Гиены,которые бросаются со спины ,неожиданно -вот что важно,вот кто опаснее!(Пора уходить из иллюзий!)
    Я не люблю,когда стреляют в спину-писал и пел Высоцкий!Как он был прав!знакум

    • Анонимно
      27.12.2016 17:11

      А получилось как-раз так, как пел Высоцкий. ТФБ и Ко выстрелили в спину предпринимателям РТ, малому и среднему бизнесу.

  • Анонимно
    27.12.2016 18:11

    Сегодня АСВ не выплатило и положенные 1400!!!!!

  • Анонимно
    27.12.2016 18:16

    Ассалямуалейкум! Я как и многие здравомыслящие люди, которые не зомбированны телевизором считают - засыпать берег Казанки КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ.
    Один из архитекторов построил Цирк, закрыв протоку соединяющие озеро Кабан с рекой Казанкой. Тоже считали нормой. И что?!
    Беломорканал, Волгодон и тд. Сколько таких проектов было и что?! Задуматься надо о будущем.
    Историки рассказывают турисиам- здесь раньше были заливные луга и тд. И что мы кроме кремля оставим потомкам?! Бетонированые берега.
    А бомжи и в подвалах домов живут, а также в канализационных в колодцах обитают. Однако - подвалы не засыпают, а колодца не бетонируют. И что что они живут в посадках. Они же тоже люди, созданные также как и мы Всевышним.
    А задавать вопросы журналистам глупо. Они не специалисты в экологии. Надо у Мингазовой спросит. Она вот точно правильно ответит, ИншаАллах!!!

  • Анонимно
    27.12.2016 18:36

    120000000000/3900000=30800
    Именно такая сумма в расчете на каждого жителя РТ "бесследно" исчезла "в результате стечения обстоятельств"

  • Азат Д
    27.12.2016 18:41


    А долг города и республики на Универсиаду, тоже "само рассосётся"?

    • Анонимно
      27.12.2016 19:32

      Ув.Азат!Много чего рассосалась в Республике!И не впервой!Тут никто не вспомнил про чековый инвестиционной фонд "Доверие"!Кое-кто в 90 ые там работал и кинул меня и мне подобных сельчан!Ничего же ВСЕ рассосалась!Я до сих пор держу акции этого фонда и жду дивиденда!Нет ,ни Нугманов ни общественная палата РТ ни омбудсмен по правам человека не занимаются помощью мне и другим сельчанам обманутым фондом!А Золотой Колос отдельная история!Сельский люд,бесправный до сих пор ваучеры ЗК!Все рассасывается!Что то долго живут иллюзиями наши правители!Пора дать кое кому пинка!Многие в Республике заслуживают такого пинка!А его нет все!До коле?знакум

      • Азат Д
        27.12.2016 20:03


        Тоже самое и в Казани. Отец в фонд "Образование" ваучеры отдал.
        Теперь Сёмин богатый, уважаемый властью человек.

      • Анонимно
        28.12.2016 14:14

        Мне несколько лет назад позвонили из "Доверия", сказали, что на мой ваучер были приобретены акции (точно не помню, какие-то крупных предприятий) и предложили продать их фонду за 500 рублей ! Естественно, я отказалась от такого наглого предложения, в итоге они все переоформили без моего согласия бесплатно ! Рулил там также Мусин, насколько я знаю.

  • Анонимно
    27.12.2016 19:41

    Банк Открытие не изменил свое расписание? Или также к 9.30? Деньги очень нужны.

  • Анонимно
    27.12.2016 19:56

    Что то у нас в РТ не то все обонкротиться , закрывается, многие потеряли работы и тп и тд . Как можно руководителям РТ устроить пир на вес мир, как можно встречать новый год с вейрвеками. Ни стыда ни совести

    • Анонимно
      27.12.2016 20:58

      Кинули слепых и глухо-немых!Вон мечеть "Ярдэм" теперь мучается -детей же надо и кормить и поить!Мечеть Аль_Марджани ищет денег на отопление!Проклятия обездоленных могут же материализоваться!Самое обидное в этой ситуации Муфтий Республики молчит-ему бы пристыдить некоторых жуликов!
      Пока никак не могу найти информацию-фонд Академии Болгар насколько пострадал?Усмановские 500 миллионов целы?знакум

      • Анонимно
        28.12.2016 08:58

        муфтию проще осудить танцовщицу, чем решения нашего руководства. Так сказать политическая корректность и толерантность.

        • Анонимно
          28.12.2016 13:01

          Муфтию не пристало говорить о деньгах, и потом кто ездит на мерседесе по другому смотрит на мир, в отличии от нас - паствы.

  • Анонимно
    27.12.2016 20:34

    В любом случае вклады вернут, а вот как и когда - уже другой вопрос. В этом году, думаю, уже не успеют со всеми расплатиться.

  • Анонимно
    27.12.2016 22:16

    масштабы произошедшего будут видны через два месяца.
    но правительству у меня лично уже веры нет.
    живем в долгах как в шелках..... а деньги где????...

  • Анонимно
    27.12.2016 22:39

    Роберта Мусина в студию! Он так всех любил поучать, главное всех заставлял учить " голубой океан" видимо сам он не читал или не понял сути. Жаль гениального банкира. Интересно , что сам думает о трагедии организованным им. Сможет людям в глаза смотреть?

    • Анонимно
      28.12.2016 08:59

      вы зря его жалеете. у него все в шоколаде. себя пожалейте, больше ни чего не остается.

    • Анонимно
      2.01.2017 16:37

      Действительно, почему-бы народу не объяснить-с формулами (мол экстраполяция пошла не туда и т д )

  • Анонимно
    27.12.2016 23:11

    Прочитал и ещё раз убедился в компетентности нашего Президента, все понятно и просто объясняет свою позицию по очень не простым делам. Слава богу есть ещё человек , который может поставить на место обнаглевших чиновников и коммерсантов! Удачи вам в Новом году дорогой наш Президент!

    • Азат Д
      28.12.2016 06:42


      "все понятно и просто объясняет свою позицию по очень не простым делам." - не рассосалось.

    • Анонимно
      28.12.2016 13:05

      Вам объяснения нужны или отсутствие проблем, созданных в результате управленческих ошибок?!

  • Анонимно
    28.12.2016 01:07

    Здравствуй Мусин,Новый Год!

  • Анонимно
    28.12.2016 02:36

    С ТФБ произошло то же что и с авиакомпанией Татарстан и по той же причине

  • Анонимно
    28.12.2016 06:55

    Великого и гениального поджигателя экономики РТ Роберта Мусина к ответу. Для справки - в Китае с ним бы поступили....?

  • Анонимно
    28.12.2016 09:06

    Народ, давайте собирать деньги, родному Татарстану надо как то помогать! Правительство РТ не может найти выход из положения!

    • Анонимно
      29.12.2016 01:47

      Правительству лучше вообще не делать ничего , всем лучше будет .

  • Анонимно
    28.12.2016 09:42

    Татарстан это к сожалению не Китай,но менеджмент ТФБ за свои преступления и беды,которые он принес предпринимателям республики должен понести ответственность и своим имуществом и реальными сроками.Считаю,что жалобы должны направляться не только в правоохранительные структуры республики,но и выше...

  • Анонимно
    28.12.2016 13:28

    ВСЕ НА ВЕЛОСИПЕДЫ, в наступающем НОВОМ ГОДУ!!!

  • Анонимно
    28.12.2016 16:53

    Президент республиканский миллиард даст исключительно на возврат своим же "нужным" компаниям. А возможно, что они заранее покинули "неспокойные воды". Так что можно не скидываться - нужных элитам и так спасут из наших налогов.

  • Анонимно
    29.12.2016 01:21

    Республика бы могла взять под санацию ТФБ,если бы не перечисляла 65% доходов от налогов на своей территории в федеральный бюджет!!! 700 млрд. рублей собранных налогов и 65% от этой суммы уходит в федеральный бюджет. Зачем отдавать столько денег федеральным властям?! Если не отдавать в федеральный бюджет,то этих денег хватит и на санацию ТФБ,и на выплату мизерного(если сравнивать с той суммой,которую Татарстан отдает в федеральный бюджет) госдолга Татарстана перед федеральным центром,и на проведение Универсиады,причем на эти деньги можно провести несколько Универсиад!!!

  • Анонимно
    29.12.2016 14:10

    То, что происходит с Татфондбанком - далеко не случайность. К республике Татарстан был применен ростовщический прием. Классика жанра: сначала дают кредит, организуют "бесконтрольность", т.е. подсаживают заемщика на вольготные траты финансовых средств. И вдруг - предъявляют требование немедленно погасить долг. В нашем случае, прислали временную администрацию. А ЦБ РФ, показал себя не независимым арбитром, а по-сути, основным игроком в этих ростовщических играх (в чем мы никогда и раньше не питали иллюзий, зная как выборочно они "чистят" банковскую сферу). ТФБ не был обычным банком, а институциональным для экономики РТ банком, проводил огромную работу в интересах республики. Соответственно, имеет все права на санацию или помощь со стороны ЦБ или правительства РФ. Но этого, как мы видим, не происходит. Всю ответственность скинули на усмотрение Правительства РТ, прекрасно зная, что бюджет республики сильно скрипит и основная его часть и так уходит на социалку. Все это указывает, что ведется ростовщически-рейдерская игра. Учитывая, что итак 65% налогов уходит в Москву, такие игры - это уже перебор и повышенная наглость. Отметим это факт.

    • Анонимно
      30.12.2016 12:36

      Наконец-то хоть один правдивый комментарий происходящего!!! Похоже "наседают" на республику и в комментариях БО засланцы из этой рейдерской компании?

  • Анонимно
    29.12.2016 20:44

    есть такой природный закон если где то убывает значит где то прибывает.. мы не америка деньги печатать сколько хотим не можем. деньги это кровь зкономики если уйдут у пациента будет анемия.

  • Анонимно
    30.12.2016 01:30

    Не поленился, прочитал комменты.В основном это стеб и фейки фамильных и никастых бездельников и узнаваемых по стилю анонимов пенсов, или просто неудачников не преуспевших в жизни, упоенных возможностью безнаказанно сказать гадости. ЕСТЬ 5 ИЛИ ШЕСТЬ РАЗУМНЫХ РАЗМЫШЛЕНИЙ, но в общем их число как жемчуг в навозной куче.

    • Анонимно
      30.12.2016 16:43

      01.30. Спасибо,что назвали участников этой инет свалки по классификации. После вашего диагноза все пртихли, получив по фейсу фейсовое.

  • Анонимно
    31.12.2016 08:32

    Ну, ребята, надо признать - чудес не бывает!
    Даже перед Новым годом.
    Спасаемся кто как может.

  • Анонимно
    4.01.2017 16:09

    Похо, когда высшая элита живет иллюзиями.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль