Как стало известно «БИЗНЕС Online», с кризисом ликвидности столкнулся шестой по счету банк с татарстанскими корнями за последнее время. Работники Булгар банка, «переехавшего» этим летом в Ярославль, не скрывают, что денег нет, информацию подтверждают вкладчики. И хотя основная часть татарстанских юрлиц успела вывести средства, властям самое время задуматься об укреплении доверия к местной банковской системе.
У Булгар банка возникли серьезные проблемы с ликвидностью, причем «организовали» их клиенты из Татарстана
«НЕ ЗНАЕМ, КОГДА ДЕНЬГИ ДОЙДУТ»
О том, что у Булгар банка возникли серьезные проблемы с ликвидностью, в интернете говорят все последние дни. Клиенты жалуются, что не могут снять вклад, и призывают срочно выводить деньги, а прочие пользователи выкладывают в «Инстаграм» подобные фотографии (на этой зафиксировано обращение некоего ТСЖ «Восток» не оплачивать счет-фактуру за ноябрь 2016 года, поскольку счет товарищества в Булгар банке закрыт).
В депозитном отделе Булгар банка нашему корреспонденту, позвонившему в качестве клиента, накануне подтвердили информацию о том, что платежи перестали доходить. «Нет денег в ярославском головном отделении банка и в Казани, не знаем, когда деньги придут», — сказали в банке.
На сегодняшнюю просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» принять денежные средства для перевода от имени юрлица сотрудник банка ответила отказом: «Мы не принимаем сегодня такие переводы. Это связано с техническим проблемами», — заявила специалист кредитной организации. На вопрос, когда можно будет оформить такой перевод, в казанском филиале Булгар банка на Туфана Миннуллина, 8а попросили уточнить возможность проведения операции после обеда. Попытки дозвониться до секретаря вообще не увенчались успехом. «Попробуйте позже, человек совмещает должности, своего отдельного секретаря у нас давно нет», — пояснили нам.
В головном же офисе в Ярославле единственный контактный телефон
«Паника сработала, она нарастает. Если сейчас не успокоить, за два-три дня, то после Нового года банк „снесут“», — говорит источник
«ОНИ НЕ ДАЮТ НИКОМУ, ГОВОРЯТ, ЧТО НЕТ У НИХ»
Центральный казанский офис Булгар банка на Туфана Миннуллина, 8а открылся сегодня, как и положено, в 9:00. Столпотворения не было — пришедшему заранее корреспонденту «БИЗНЕС Online» компанию составили две женщины средних лет. Одна отмалчивалась, а другая достаточно обстоятельно рассказала, что была здесь уже вчера, но денег со своего счета снять не смогла.
«Они не дают никому, говорят, что нет у них. Это у нас в Казани эпидемия в банках, что ли?» — рассказала клиентка Булгар банка. Денег у нее на счету, как она сказала, «как раз в размере страхового случая». И вот сегодня пришла, чтобы получить разъяснения — что же ей теперь делать. «Обанкротимся — не обанкротимся, не знаю», — с невеселой улыбкой заметила она.
К слову, нельзя было снять деньги и с помощью банкомата, который в «предбаннике» коридора безуспешно чинили два человека.
Впрочем, и после открытия клиентов, желавших здесь снять деньги, не прибавилось, а двух спутниц журналиста пообещали принять специалисты кредитного учреждения, чтобы помочь заполнить какие-то бумаги. Попытка взять комментарии у сотрудников банка не увенчалась успехом. Одна из девушек проводила журналиста к телефонному аппарату и объяснила, что сейчас секретарь выяснит, кто из руководства сможет поговорить с представителем газеты.
Однако неудача ждала и здесь. Через несколько минут секретарь вышла и попросила звонить в центральный офис банка, в Ярославль.
«Вот видите, банк работает, всех обслуживают, деньги выдают, все открыто. Какие проблемы?»
«Только головной офис, его руководство, имеет право давать комментарии. Пожалуйста, обращайтесь к ним», — посоветовала секретарь. Но тут же от себя добавила: «Вот видите, банк работает, всех обслуживают, деньги выдают, все открыто. Какие проблемы?»
ОТ «СИНДИКАТА» ДО ЯРОСЛАВЛЯ
Напомним, что один из старейших банков Татарстана был основан в 1992 году как коммерческий акционерный Синдикат-банк, а в апреле 2003 года сменил название на Булгар банк. В марте текущего года группа бизнесменов из Ярославля выкупила, в частности, пакеты основного владельца банка Айдара Амирова (32,63%) и Резеды Гайнутдиновой (9,67%), а также взяла под контроль юрлиц-акционеров банка. Амиров также известен как бывший совладелец Автокредитбанка, владелец клиники «Третий глаз» и главный врач Республиканской клинической офтальмологической больницы. После продажи своего пакета он заявлял, что намерен заниматься халяльным бизнесом, вероятно, подразумевая финансовый дом «Амаль». Структура, изначально созданная при Булгар банке, занимается развитием исламских финансов. При этом она всегда была обособленной: чтобы деньги халяльные и не халяльные не смешивались. Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», на данный момент единственным реальным учредителем ООО «ФД „Амаль“» (без учета его собственных дочерних компаний) выступает Аделя Максудова, она же является единственным владельцем ООО «Булгар-финанс» и ООО «УК „Амаль“».
В марте текущего года группа ярославских бизнесменов выкупила пакеты основного владельца банка Айдара Амирова (на фото)
18 августа Булгар банк сменил адрес официальной регистрации с Казани на Ярославль. На 30 сентября текущего года конечными бенефициарами банка выступали Александр Лимайко и Александр Реков (по 16,79%), член совета директоров Сергей Негляденко (9,67%), председатель совета директоров Михаил Глуховской (9%), председатель правления Сергей Довиденко (9%), член совета директоров Олег Басовец (9%), Михаил Волнухин (8,36%), Сергей Буянов (7,96%), Владимир Самохвалов (7,8%) и член совета директоров Наталья Нефедова (5,63%). Казанский филиал Булгара возглавляет Юлия Рослякова, но, по нашей информации, это скорее техническая фигура. Банк имеет операционный офис в Москве, два филиала и пять допофисов в Казани.
КРЕДИТЫ РОСЛИ ПРИ СОКРАЩЕНИИ СРЕДСТВ КОМПАНИЙ В БАНКЕ
Знакомый с ситуацией источник подтвердил «БИЗНЕС Online», что у банка проблемы с ликвидностью, причем «организовали» ее клиенты из Татарстана. «Большая часть денег от казанских вкладчиков и предпринимателей, после переезда в Ярославль там добавилось миллионов 60, не больше. Пока казанцы владели банком, остатки денег на расчетных счетах доходили до 360 миллионов рублей в день. Сейчас, когда крупные клиенты начали уходить, оставалось 60 - 90 миллионов, и то 90 — вместе с „Амалем“. А сейчас и „Амаль“, говорят, ушел: осталось максимум 60 - 70, в основном ИП», — рассказал собеседник «БИЗНЕС Online».
По его словам, основная масса пассивов банка сегодня приходится на вкладчиков, среди которых почти нет крупных: практически все — до страховой суммы 1,4 млн. рублей. В этих условиях кризис с группой Татфондбанка, который привел к общему снижению доверия населения к банковской системе, нанес по Булгар банку удар ниже ватерлинии. «Паника сработала, она нарастает. Если сейчас не успокоить, за два-три дня, то после Нового года банк „снесут“», — считает наш источник.
Отчетность банка подтверждает слова собеседника «БИЗНЕС Online»: средства предприятий и организаций на балансе банка с 1 сентября по 1 декабря 2016 года сократились на 203 млн. рублей, или 45%, до 250 млн. рублей. Что касается вкладов физлиц, то они на протяжении этих месяцев плавно подрастали, и в ноябре Булгар банк вновь увеличил объем частных депозитов на 23 млн. до 1,42 млрд. рублей. В результате зависимость банка от средств вкладчиков оказалась крайне высокой: их доля в пассивах превысила 68%.
Чистая прибыль банка с 1 сентября по 1 декабря сократилась на 5,8 млн. до 2,1 млн. рублей. На сопоставимую сумму до 354 млн. рублей сократился и собственный капитал кредитной организации. Уточним, что минимально допустимое значение собственного капитала для банков в РФ составляет 300 млн. рублей. При этом норматив достаточности собственных средств Булгар банка за три месяца упал сразу на 11,6 п. п. до 16,3% (при минимально допустимых 8%). То есть при условии отсутствия резкого ухудшения качества активов на начало декабря запас прочности для маневра у банка был. Но тут случился набег вкладчиков...
Что касается самих активов-нетто, то с момента переезда в Ярославль Булгар банк увеличил их на 113 млн. до 2,08 млрд. рублей на 1 декабря 2016 года. При этом кредитный портфель на ту же дату составлял 963 млн. рублей, из них 801 млн. рублей — кредиты предприятиям и организациям. Здесь стоит обратить внимание, что после перерегистрации в Ярославле в августе текущего года объем выдачи кредитов предприятиям резко вырос: на 259 млн. рублей, или 48%, с 1 сентября по 1 декабря 2016 года. При этом уровень обеспеченности портфеля залоговым имуществом снизился на 23,3 п. п. до 70,2%.
Можно сделать вывод, что проблемы Булгар банка вряд ли будут иметь серьезные последствия для Татарстана. Большую часть возможных потерь составляют застрахованные вклады, которые компенсирует АСВ. Однако шестой по счету проблемный банк за последнее время («Камский горизонт», Татфондбанк, ИнтехБанк, «Тимер-Банк», Татагропромбанк) — это явный тревожный звоночек, пусть даже четыре из них связаны с одним акционером Робертом Мусиным. Правительству Татарстана и Нацбанку РТ самое время предпринять меры для повышения доверия не только к «АК БАРС» Банку, но и к малым банкам республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 243