С программной статьей о решении «татарского вопроса», опубликованной на запрещенном, но при этом влиятельном интернет-ресурсе русских националистических сил «Спутник и погром», познакомились многие читатели «БИЗНЕС Online». У российского писателя, нижегородского татарина Ильдара Абузярова тезисы этого материала вызвали массу эмоций. В своем материале на «БИЗНЕС Online» Абузяров отвечает «Спутнику и погрому», а также обращается к нацсовету «Милли шура», предлагая свою «триаду спасения татар».
Ильдар Абузяров обращается к нацсовету «Милли шура», предлагая свою «триаду спасения татар» / Фото предоставлено автором
СТАТЬЯ, ВЫЗВАВШАЯ НЕДОУМЕНИЕ
Опубликованная на портале «Спутник и погром» статья «Как нам обустроить татар» вызвала массу эмоций у читающей публики. Задела за живое статья и меня — человека, в общем-то, спокойного и рассудительного. Чего стоит один ключевой, объясняющий суть статьи, пассаж: «Татары — и это видно — не протянут в нынешнем масштабе долго. Но это не значит, что добрые русские люди не могут помочь естественным процессам». (Здесь и далее авторская орфография и пунктуация цитат из текста сохранены — прим. ред.) И далее предлагается план по обустройству, читай — уничтожению татар.
Я вдруг с удивлением для себя узнал, что татар — лояльный России и русским народ — «Русский мир» просто мечтает стереть с лица земли как «нарыв» на теле России. Мне-то всегда казалось, что мы союзники и вместе строили государство, вместе воевали плечом к плечу в страшные войны XX века и вместе будем отражать будущие угрозы. Мне казалось, что на плечах большого, сильного и красивого русского народа, включившего волею судеб в свою орбиту множество других малых народов, лежит сложная, но благородная миссия — малые народы оберегать и защищать.
И потом: как великому русскому народу может помешать маленький исчезающий татарский народ? У великого народа и задачи должны быть великие — как то: освоение космоса (русский космизм) или развитие науки и всей мировой цивилизации. Казалось бы, дел вокруг невпроворот: нужно скорее осваивать огромные и пустующие территории за Уралом, строить дороги, больницы, школы, создавать высокотехнологичные производства. Развивать культуру, науку, спорт. Восстанавливаться после разрухи. И в этом вопросе татары всегда были союзниками русских.
Но не тут-то было. Автору статьи так мешают татары, что он прямо-таки спать из-за них не может. Видимо, не в силах справиться с китайской демографической угрозой и заселить пустующие территории на востоке или с угрожающими всем народам России санкциями и давлением Запада, автор решил заняться проблемой по плечу. Уничтожить слабый, не способный себя защитить в полную силу, лояльный народ внутри России. Так организм, перестав расти и развиваться, начинает пожирать себя изнутри, исчерпывать внутренние ресурсы.
Жаль, что многие наши соотечественники, обиженные непростым экономическим положением, униженные поражением в холодной войне, потакают низменным националистическим чувствам. Жаль, многие размышляют по принципу: «До американцев мы руки дотянуть не можем, давай сорвем всю свою злобу, выместим все свои страхи и комплексы на том, кто ближе и слабее». Так плохой отец, расстроившись из-за внешних неурядиц, срывает злобу на своих домочадцах.
Что это, как не фашизм или нацизм?.. Такого рода «национализм», по моему наблюдению (когда думаешь не о том, как развиваться самому, а о том, как загнобить соседа), произрастает из глубинных психологических травм и чувства некой ущемленности (в том числе сексуальной). Но обратимся к автору статьи и посмотрим, как он сам объясняет и оправдывает свой национализм (или откровенно слабую позицию закомплексованного и уязвимого маленького человека, этакого Акакия Акакиевича современности).
«Здесь стоит сделать важное примечание, — пишет автор. — Национализм малых и больших народов значительно отличается. Перед большими не стоит вопрос потери идентичности, и нас заботят вопросы поважнее — чьи деньги и кого захватывать будем. Ответ ясен — деньги должны быть русскими, а захватывать мы никого не хотим, только вернуть свое, от Бреста до Усть-Каменогорска. Дополнительной территории в шесть Германий с населением в шесть Венгрий нам хватит. На первых порах. Русский — значит скромный. У малых же народов все упирается в то, как вообще выжить. И воюют такие народы за национальный язык и костюмы, против смешанных браков, за известную автономию, за соплеменников на руководящих должностях».
Скромный так скромный. И тут «скромный автор» — чего уж скромничать — прав. У малых народов одна мечта — выжить. Естественный посыл каждого живого организма — выстоять, сохраняя свою идентичность. Современные татары здесь не исключение и тоже хотят сохраниться — это естественно. Но даже в этом естественном праве нам отказывают некоторые «скромные» головы.
Я уже молчу про отказанное татарам право помочь всей России выстоять и развиваться. Объединившись вместе, поднимать науку и другие отрасли народного хозяйства. Мы-то думали, что перечисляя в бюджет РФ ежегодно свыше 70 процентов своего бюджета, или 700 с лишним миллиардов рублей, мы как регион-донор содержим многие дотационные русские области. Но раз автор отказывает нам в этом праве, будем стараться выжить и сохраниться сами. Как гласит истина, спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи.
«Всей татарской нации, нужно помнить, что они существуют, пока существует Татарстан, пока подпитывается культура и поддерживаются национальная литература и язык»
НЕРАДОСТНАЯ ДЛЯ ТАТАР ДЕМОГРАФИЯ
Автор, написавший статью «Как нам обустроить татар», известен в «Живом журнале» как Асер120. В «Спутнике и Погроме» он подписывает свои статьи как Иван Владимиров. Но это псевдоним (фамилия взята от отчества). Раз автор хочет оставаться неизвестным ,будем и мы уважать его право на анонимность.
Иван Владимиров считает себя русским националистом и ярым приверженцем ассимиляции всех нерусских народов. Есть у него свой план и по кавказским этносам, и, например, по якутам. Надо отдать Ивану Владимирову должное. Он подходит к решению проблемы, глубоко проанализировав ситуацию и вооружившись цифрами различных исследований, в том числе демографических показателей. Безусловно, он глубокий и серьезный аналитик.
Что касается реакции на статью, то среди отзывов было много возмущенных комментариев, нередки были и одобрительные отзывы. Но больше всего меня порадовало то, что народ не стал ругаться и не перешел на оскорбление. То есть сохранил выдержку и добрососедские, дружеские отношения, как и принято в Татарстане.
Еще бросилось в глаза то, что никто не спорит с цифрами и тенденциями. Большинство комментаторов лишь высказывают свое отношение к позиции автора и его предложениям по русификации, видимо, потому, что цифры оспорить и невозможно. Как можно, например, оспаривать 26 процентов смешанных браков?
Статистика (демографическая) вещь неумолимая. И по этой статистике количество татар в России с 2002 по 2010 год уменьшилось на 5 процентов — с 5,6 миллионов в 2002 году до 5,3 миллиона по переписи 2010 года. То есть за 8 лет минус 250 тысяч. 26 процентов смешанных браков говорит о том, что татары потеряют за одно поколение еще четверть своего народа (минус 25 процентов только за одно поколение). По статистике видно, что такими темпами татары могут полностью исчезнуть уже через 100 лет.
В России есть только два региона, где количество татар не уменьшилось, — это Татарстан и Башкортостан. И два города-миллионника, где количество татар тоже не уменьшилось, — Казань и Уфа. Не сокращается количество татар и в других крупных городах Татарстана и Башкортостана — будь то Набережные Челны, Нижнекамск, Нефтекамск или Октябрьский.
В остальных регионах идут процессы катастрофического сокращения и нещадной ассимиляции татар. Тут Иван Владимиров совершенно прав — татары такими темпами долго не протянут. Но нет худа без добра. Позитивный человек во всем должен находить пользу и выгоду. Есть своя польза и в статье-исследовании Владимирова, так как она подсказывает татарам один-единственный путь к выживанию и сохранению. И этот путь — перебираться в Татарстан и Башкортостан
«В России есть только два региона, где количество татар не уменьшилось, — это Татарстан и Башкортостан. В остальных регионах идут процессы катастрофического сокращения и нещадной ассимиляции татар»
ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ВЫЖИВАНИЮ
Расчет здесь простой. Как утверждают демографы, при одинаковой фертильности (рождаемости) и развитии культуры народ начинает необратимо ассимилироваться и исчезать, если его количество меньше 30 процентов. Это, повторяю при том, что женщины разных национальностей рожают одинаково. А по последней переписи, татары рожают даже меньше, чем русские. Да, если раньше татары-мусульмане рожали больше, чем русские, то последняя перепись показала, что современные татары стали рожать даже меньше, чем русские.
Но вернемся к тезису о том, что татарам нужно переезжать в Татарстан, чтобы сохраниться.
Попытаюсь на пальцах объяснить, как происходит процесс ассимиляции и почему он неизбежен. Возьмем обычную татарскую семью, например в моем родном Нижнем Новгороде. Представим, что в этой татарской семье воспитывается один ребенок — сын или дочь.
Итак, вы живете в городе, где татары составляют 1 - 2 процента от общего населения (такое количество в Нижнем Новгороде и такое же в большинстве городов России за пределами Татарстана). Ваш ребенок учится в классе, где он единственный татарин (от 30 стандартных учеников в классе 1 - 2 процента — это даже меньше 1 человека). Потом ваш ребенок, допустим, поступает в институт, где пропорции такие же. То есть на всю группу он единственный татарин.
Значит, шансы встретить вторую половинку своей же национальности равны нулю. А годы института — как раз то время, когда гормоны играют и молодые люди влюбляются и создают семьи. В кого влюбляться, с кем создавать семью, когда организм требует продолжения рода, а вокруг только представители других национальностей? Кстати, внуки от такого брака в 99 процентах уже на три четверти представители других национальностей.
Напрашивается простой путь. Если вы хотите, чтобы ваши внуки знали татарский, имели татарские имена и ценили татарскую культуру, то направляйте своих детей на учебу в Татарстан (выбрать вуз именно в Татарстане, достойно сдав ЕГЭ). Сами старайтесь переехать в Татарстан. Для этого достаточно продать квартиру в своем городе и постараться купить ее в Казани или Набережных Челнах, а возможно, и в другом городе Татарстана или Башкортостана.
Для многих деревенских купить квартиру — недостижимая мечта. Но для работающих вахтовым методом на севере нефтяников и газовиков это вполне реально, то же касается москвичей и состоятельных жителей других крупных городов.
Татарам Татарстана важно знать, что, переезжая на учебу в другие регионы, они неизбежно через поколение потеряют свою идентичность. Здесь нет ничего личного: работает простая статистика. В городе, где население на 50 процентов вашей национальности, у молодого человека 50 процентов влюбиться и создать семью с людьми своей же национальности. В противном случае народ ожидает трагедия.
Ровно такая драма произошла со мной и многими моими родственниками. Я был единственным татарином в классе и школе, потом — в группе университета. В итоге я влюблялся в девушек, которые оказывались под рукой. Влюблялся, страдал, делал предложения. Для меня не было ничего важнее, чем сохранить чувства и отношения. Но то, что в молодости кажется ерундой — какая тут нация, когда рушится любовь! — в старости воспринимается как трагедия. В старости ты задумываешься о смерти, о жизни после смерти, о религии. Задумываешься о том, какое наследство и наследие ты оставил после себя. Ради чего жил? Исполнил ли свое предназначение? Исполнил ли свой долг перед родом? Перед своими предками, которые выжили и сохранились в тяжелейшие годы войн, притеснений и гонений.
Так, моя тетя Ровза-апа, стоит мне прийти к ней в гости, плачет от того, что ей некому оставить татарские книги, родословную, национальную одежду. Когда-то Ровза-апа вышла замуж за Бориса (дядю Борю). Детей назвала Андрей и Айдар. Дети профессиональные военные — кадровые офицеры. Служили в горячих точках, женились там же, где квартировались их части. Внуки оказались совсем оторванными от корней и теперь знать ничего не хотят о татарской культуре. Это и правда очень обидно. А если говорить прямо — это человеческая трагедия, катастрофа, которую я наблюдаю воочию.
О катастрофе татарского народа с неким злорадством говорит и Иван Владимиров:
«На ком женятся русские мужчины? — 94,4% русские, 1,5% украинки, 1,1% татарки.
За кого выходят русские женщины? — 92,7% русские, 1,8% украинцы, 1,2% татары.
А как это отражается на татарах? А вот так:
Мужчины — 69,1% татарки, 21,9% русские, 5,3% башкирки.
Женщины — 69,8% татары, 20,6% русские, 4,7% башкиры.
При этом если в Татарстане в смешанные браки вступают 12,7% татар обоих полов, то в Москве — уже 35,8%. На малой родине Абдразаковой, в Кемеровской области — 53,5%, а в родных для Шайхлисламовой суровых челябинских краях — 47,4%. Что для русских — появление гомеопатического количества русских моделей с забавными фамилиями, то для татар — национальная катастрофа вымывания пятой части этноса за одно поколение».
«Если в Татарстане в смешанные браки вступают 12,7% татар обоих полов, то в Москве — уже 35,8%»
РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАТАРСТАН
Но автору мало этого естественного процесса: он хочет подтолкнуть его и даже предлагает свой план.
По плану уничтожения татар, Иван Владимиров предлагает разделить единый народ на субэтносы. Он предлагает не ограничиваться предложенным в 2002 году делением татар на мишар, кряшен (крещеных татар), тептяр. Он предлагает следующее: «Тюркам Астраханщины и окрестностей Тобольска не помешало бы придумать звучные названия. Астраханские и сибирские татары — немного не то. А вот 60 тысяч эстэрханларов и 100 тысяч себерларов — уже получше. Для русского уха редуцировать до эстеров и себеров со временем — и совсем красота. Татары? Ну, называли нас когда-то... Напомнить мишарям, что и они к Казани не имеют отношения. Зато есть богатая история и уникальная культура. Мишарская. Миллион татар Башкирии в башкиры записывать ни к чему всех, а вот, скажем, создать моду на тептярскую идентичность — неплохо. Тептяр — идентичность по умолчанию синтетическая, так что в самый раз. Полноценное возрождение мишарей и тептярей — дело сложное, но почему бы и не попробовать? Организовать пару сотен шумных активистов и ветра в паруса — пусть работают».
Все это предлагается не ради сохранения субэтнических особенностей, а для уничтожения татарской нации. Да автор и не скрывает этой цели и прямо пишет: «Кряшенов насчитали 210 тысяч, а тептярей — 15 тысяч. И вот у нас уже легким движением руки татар в РТ оказывается 47.3%, русских — 40.3%, кряшенов — 5.5%, чувашей — 3%, 0.6% удмуртов, 0.5% мордвы, 0.5% марийцев, 0.4% тептярей и далее по списку».
«И если татар меньше половины, если православных этносов в сумме больше, чем мусульманских, то возникает вопрос — а зачем тогда Татарстан нужен?»
Обидно, что Иван Владимиров сам не понимает, насколько весомый вклад в экономику России вносит Татарстан, отчисляя огромные деньги (свыше 70 процентов дохода). И что если эту работающую машину сломать «кривыми руками», то хуже будет всем, в том числе и русским.
Я бы на месте Владимирова мечтал не о понижении статуса автономий, а об развитии федерализма и повышении уровня полномочий регионов. Чем больше самостоятельности на местах, тем больше инициативы и развития. Нужно поднять статус всех регионов — областей и краев. Дать больше экономических и политических свобод регионам, как в США, где каждый штат имеет больше полномочий, чем Татарстан. За унитаризмом, когда все деньги собираются в Москву, а регионы беднеют и становятся дотационными, нет будущего. В федерализме должны быть заинтересованы все без исключения регионы России.
Но вернемся к татарам. Действительно: а нужен ли татарам Татарстан? Казалось бы, ответ очевиден. Татарстан — единственный регион, где поддерживается национальная школа, есть татарская пресса и телевидение. Субэтносам татарского народа, как и всей татарской нации, нужно помнить, что они существуют, пока существует Татарстан, пока подпитывается культура и поддерживаются национальная литература и язык. Татарам же наличие автономии дает чувство справедливости и сопричастности судьбам России.
Вот, например, умерла любимица татарского народа Хания Фархи («татарская Пугачева»), и об этой утрате татарского народа не сообщило ни одно федеральное СМИ. Потому что у Москвы задачи совсем другие, и Хания Фархи, кроме татар, никому на свете не нужна. Как никому, кроме татар, не нужны татарские ученые-просветители вроде Каюма Насыри или Ризы Фахретдина.
Существует правило: чем меньший процент в доли населения, тем быстрее идет ассимиляция. Я сам татарин-мишарин из Нижегородской области. И я своими глазами наблюдаю стремительное размывание и ассимиляцию татар Нижегородчины. После разделения татарского народа процесс исчезновения всех его составляющих пойдет еще быстрее. Кто сейчас помнит такую группу мордовского народа, как мордва-терюхане? А между тем они компактно (целый район) жили в Нижегородской области. О них собирал материал и писал Мельников-Печерский. И где теперь эти терюхане? В Татарстане же до сих пор существуют три небольшие деревни еще одной мордовской группы мордвы-каратаи.
Если же разделить мордву на эрзю и мокшу и ликвидировать Мордовию, то ассимиляция мордвы (эрзи и мокши) пойдет в два раза быстрее. Опять же, ничего личного — простая математика.
А если еще эти два субэтноса одного народа рассорить да подлить масла в огонь, что предлагает и чем охотно и занимается Иван Владимиров на примере Башкортостана: «По факту доля башкир в Башкирии меньше — четверть этноса родным языком указала татарский, и речь, скорее всего, идет о татарах. Ситуация один в один повторяет коллизию русские-украинцы. Татары башкир часто за народ не считают, мол, половина на нормальном татарском говорит, а другая — на ненормальном татарском, испорченном „австрийским генштабом“. Башкиры же настаивают на собственной незалежности, а что язык многие не знают — так это от исторических притеснений клятыми москалюками-казанюками. И вообще, башкиры — настоящие тюрки, с кочевым прошлым, знают из какого кто рода, а татары — так, финно-угорский сброд, эрзя и мокша. Знакомо, правда?»
И правда, знакомо. По такому же принципу будут пытаться рассорить и татарский народ. Мол, мишари — это москали (шли брать Казань с касимовскими ханами и так далее). Хотя основатель Касимовского ханства хан Касим — сын Казанского хана Улуг-Мухамеда, и ближе к «казанлы», чем к «мишарам». Но кого это будет волновать, когда в ход будут пущены технологии? Разделяй, властвуй и уничтожай. Принцип, который, как мы видим, уже неоднократно применялся в истории.
«Татарам наличие автономии дает чувство справедливости и сопричастности судьбам России»
НАШ ОТВЕТ НА НОВУЮ ТРИАДУ. ОБРАЩЕНИЕ К «МИЛЛИ ШУРА»
Вместо триады «Православие — Самодержавие — Народность» Иван Владимиров предлагает свою триаду «спасения России» (читай — уничтожения ее народов): урбанизация — русификация — ассимиляция.
«Интеграционные процессы татар укладываются в триптих: урбанизация — русификация — ассимиляция.
Что до урбанизации, то все предельно ясно — в моно деревнях татары говорят на татарском, ходят в мечеть на праздники, слушают татарскую этно-попсу и смотрят матчи ХК „Ак Барс“ по телевизору. Шанс потерять идентичность минимален. В церковь на селе ходят только кряшены, которые, как мы убедились, никакие вовсе не татары. Татарское село, как и кряшенское, возвращает утраченную религиозность, и местами градус исламизации тут повыше кавказского — к этому мы подойдем чуть позже.
Урбанизация же служит ключом к другим частям триптиха. Городские татары, особенно в преимущественно русских городах, охотно подхватывают уже русскую религиозную моду и крестятся, мгновенно забывают татарский язык и, конечно, массово вступают в браки с русскими и другими нетатарами.
И все это сверху еще припечатывает городской атеизм».
Размывается село, размывается и народ — это давно известно. Элите важно понять, что для сохранения себя (а иначе, как открыто намекает Иван Владимиров, придут и отнимут все) необходимо создавать рабочие места на селе, раздавать землю для фермерских хозяйств, а не держать землю и богатства при себе. На тот свет богатство забрать не удастся: оно может сохраниться только в народе.
В связи с вышестоящей задачей хотелось бы обратиться к конгрессу татар, который в народе порой уже называют «комитетом по сабантуям». Точнее даже не к ВКТ, а к избранному на конгрессе татар совету «Милли шура». Если вы элита народа, то поставьте перед собой реальные задачи его сохранения. Без своей элиты ни один народ не в состоянии выжить. Поэтому на вас лежит огромная ответственность за судьбу татарского народа и вы должны это осознавать каждую минуту.
И хотя меня на конгресс татар никто не звал и, возможно, мое частное мнение никого не волнует, у меня есть свое виденье сохранения татар. А это, как мы выяснили, больше всего пугает националиста Ивана Владимирова.
Итак, предлагаю свою триаду спасения татар.
Первое — переезд татар в Татарстан. И для этого неплохо было бы создать мечту народа — татарский университет с общежитием и при университете интернат для одаренных детей. А представительства ВКТ в регионах могли бы помогать переезду. Создать базы данных по работе и жилью, оказывать консультацию желающим переехать, помогать через свои землячества в Татарстане.
Второе — сохранение села. Для этого можно к каждому селу прикрепить шефа в лице компании или бизнесмена. Даже создание нескольких рабочих мест, фермерских хозяйств могут улучшить катастрофическую ситуацию в вымирающих деревнях. Если каждый бизнесмен поставит целью инвестировать небольшую часть капитала в ферму (или другое производство) в родном селе, это уже большое дело.
Третье — развивать TV и татнет (интернет). Постараться сделать так, чтобы татарское TV было интересным и конкурентноспособным. При нынешней атомизированности жизни, когда каждый сидит за забором в своей хате, молодое поколение воспитывается через интернет и TV. Более того, в скором времени, возможно, не будет школы в классическом понимании, а все образование будет через интернет — вебинары и онлайн-уроки. И здесь важно не опоздать с новыми технологиями. Для TV неплохо было бы снять несколько знаковых фильмов и запустить народные (популярные у людей) передачи на татарском языке. Казалось бы, таких телевизионных проектов масса: включи любой популярный российский канал.
Впрочем, развитие села, TV, образования и кинематографа — тема для отдельного большого разговора.
Ильдар Абузяров
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 834