«Чем дальше идут выплаты, тем легче идет работа», — делится председатель совета республиканского фонда поддержки Айрат Нурутдинов. С 1 февраля подойдет черед выплат физлицам-льготникам: инвалидам и родителям детей-инвалидов 1-й и 2-й группы, ветеранам. Поднимется и планка отсечения для юрлиц — до 500 тыс. рублей. Это «закрывает» 60% реестра кредиторов — юридических лиц ТФБ. О том, как будет наполняться фонд в 2018 году и почему для дольщиков создают отдельный фонд, Нурутдинов рассказал «БИЗНЕС Online».
Айрат Нурутдинов: «Чем дальше идут выплаты, тем легче идет работа. Первые клиенты вообще были поражены, удивлены. Сейчас молва, естественно, быстро распространяется, люди понимают, что деньги действительно можно без проблем получить»
«МИНИМАЛЬНАЯ СУММА, ПО КОТОРОЙ ДОГОВОР ОФОРМЛЕН, — ЭТО 1488 РУБЛЕЙ!»
— Айрат Рафкатович, как мы помним, выплаты вкладчикам Татфондбанка и ИнтехБанка стартовали в ноябре. Сколько денег из фонда они уже получили?
— Всего у нас зарегистрировано 2159 заявлений, это и физические, и юридические лица. Из них — 708 заявлений от тех, кто может получить деньги в рамках первого этапа. Напомню, это юрлица, у которых на счетах было до 300 тысяч рублей. Общая сумма заявок — 92,6 миллиона рублей. На сегодняшний день мы заключили 202 соглашения об уступке требования на сумму 28,3 миллиона рублей. Из них выплачено 16,5 миллионов рублей 116 организациям. В ближайшее время будет заключено соглашение еще со 100 организациями на сумму 13,6 миллиона рублей, плюс 73 уведомления об уступке требования на сумму 10,5 миллионов рублей — на рассмотрении в АСВ.
Я называю так много цифр, чтобы вы видели всю цепочку: люди обращаются, та часть из них, кто проходит по условиям, собирают документы. Поэтому мы проверяем данные в АСВ, заключаем соглашение и опять же направляем в агентство запрос, чтобы они провели смену в реестре кредиторов банков. Получив подтверждение, осуществляем выплату. Кстати, мы наконец-то организовали электронный канал обмена информации с АСВ и договорились, что ускорим дальнейшую обработку обращений. Так что процесс пойдет быстрее.
— Сколько времени сейчас занимает вся процедура?
— В среднем около трех недель, если заявитель принес все необходимые документы и к ним не возникло вопросов. В принципе, мне бы хотелось поблагодарить АСВ — тот поток, который генерируется, они успевают обрабатывать оперативно. Вопрос скорее в формировании пакета со стороны заявителя.
— А на сбор пакета документов сколько времени уходит?
— По большому счету главное — это доверенность на обращение в АСВ, заполненная соответствующим образом. Без нее мы не можем работать. Кстати, ее можно оформить прямо на сайте РФП. Вообще, весь пакет документов можно подать в фонд онлайн, но почему-то не все этим пользуются.
— А на какие суммы заявляются?
— Минимальная сумма, по которой договор оформлен, — это 1488 рублей. Это, напомню, юридическое лицо! Есть и заявитель на сумму 700 с чем-то рублей. На самом деле это вызывает уважение — бизнес и должен считать каждую копейку. Мы, разумеется, не ограничиваем стартовую величину — пожалуйста.
— Конечно, времени прошло не так много, но казалось, что поток обращений будет мощнее — все-таки деньги раздают...
— По нашей примерной оценке, 708 обращений, о которых я говорил, это примерно 1/5 часть от тех, кто на данном этапе может претендовать на выплаты, и количество обращений идет по нарастающей. У нас в кол-центр (8-843-205-06-07) примерно идет 90 - 100 звонков в день, а в офисе ежедневно проходит порядка 35 - 40 очных консультаций, из них около 20 приводит к оформлению заявлений.
И чем дальше идут выплаты, тем легче идет работа. Первые клиенты вообще были поражены, удивлены. Сейчас молва, естественно, быстро распространяется, люди понимают, что деньги действительно можно без проблем получить.
Тем не менее, по моим ощущениям, не все пострадавшие еще в курсе того, что есть такая форма поддержки. В основном сейчас к нам идут заявители из Казани и Челнов, а до районов информация доходит позже. Мы даже подумываем над тем, чтобы организовать выезды для приема документов. Но в принципе навязывать помощь тоже неправильно, человек должен сам проявить инициативу. Я исхожу из того, что первыми к нам обратились именно те, кто больше всего нуждается в поддержке.
«По нашей примерной оценке, 708 обращений, о которых я говорил, это примерно 1/5 часть от тех, кто на данном этапе может претендовать на выплаты, и количество обращений идет по нарастающей»
С ФЕВРАЛЯ — ПОЛУЧАЙТЕ ДО 500 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
— Когда же придет очередь других категорий вкладчиков получать помощь?
— Она уже подошла. Благодаря поддержке президента Татарстана и правительства мы хотели бы анонсировать следующие этапы выплат.
Фонд принял решения по двум дополнительным категориям вкладчиков, которые с февраля 2018 года смогут получить деньги. Во-первых, это физические лица. Как мы и говорили ранее, это будут льготники. Речь идет об инвалидах 1-й и 2-й категорий, участниках Великой Отечественной войны, также мы сейчас определяем группу в отношении родителей, у которых есть дети-инвалиды. Подтверждающие документы мы будем запрашивать не только у заявителей и АСВ, но и в минсоцтруда Татарстана, предварительно работу с ними мы уже провели. Хочу сразу сказать, что нет смысла пытаться сейчас перекинуть долги на льготника с целью получить выплаты. Мы будем сверяться с самой ранней версией реестра.
Сумму мы выплачиваем не всю, потому что у нас есть инвалиды, у которых требования в 50 миллионов рублей. Предварительный лимит — это 500 тысяч рублей. Это с учетом того, что физлица уже получили от АСВ страховую выплату в размере 1,4 миллиона плюс 15,1 процента от своих требований в процессе банкротства Татфондбанка. Кредиторы ИнтехБанка также получили страховую выплату и 11,7 процента от своих требований.
— А сколько человек примерно, по вашей оценке, смогут получить помощь?
— Мы полагаем, что это порядка 100 лиц. Мы сознательно пока не расширяем эту категорию, потому что хотим отработать технологию. Тут есть нюансы именно по физлицам.
Во-первых, как я уже говорил, выкуп прав требований для фонда будет означать переход из первой очереди в реестре в третью, где шансов получить возмещение в рамках банкротной процедуры гораздо меньше. Мы идем на это, исходя из принципа социальной ответственности.
Во-вторых, если в отношении юридических лиц мы забирали кредиторские требования полностью, то в отношении физлиц будет дробление кредиторских прав. Условно, если лицу банк должен миллион рублей, мы 500 тысяч переоформляем на фонд, 500 тысяч банк остается ему должен.
В-третьих, по физлицам я хотел бы еще один момент подчеркнуть: в отличие от юрлиц, у них могут возникнуть и налоговые вопросы. Дело в том, что налоговая по-своему трактует уступку требования, она может рассматривать ее как доход и потребовать выплаты 13 процентов от всей суммы. Думаю, что мы будем пытаться формировать по этому делу судебную практику в пользу вкладчиков.
После того как мы это все отработаем и утрясем, круг физлиц, претендующих на выплаты, можно будет расширять.
— Что за вторая категория вкладчиков?
— Вторая — это те же юридические лица, но с большим объемом требований к банкам. Фонд повышает предел выплат для юридических лиц с 300 до 500 тысяч. Порог в 300 тысяч рублей покрывал примерно 40 процентов от общего числа кредиторов — юридических лиц Татфондбанка. Теперь мы покроем почти 60 процентов от общего реестра требований кредиторов — юрлиц.
По обеим категориям мы начнем прием заявлений с 1 февраля 2018 года, а реальные выплаты, как уже было сказано, пойдут через две-три недели, то есть во второй половине февраля.
Хотел бы назвать еще одну дату: мы озвучивали, что по первому этапу фонд принимает документы до 1 мая 2018 года. По второму и третьему этапу мы думаем, что дату окончания выплат спокойно можем назвать 1 ноября, чтобы не было спешки и люди спокойно несли документы.
«Сейчас мы объявляем этап до 500 тысяч, и Юманова как раз под него подпадает, поэтому мы будем очень рады, если она обратится в фонд»
— В мае заканчивается первый этап, а если я, например, приду с требованием в 200 тысяч в июле, вы мне откажете?
— Мы пока говорим о сроке до 1 мая. Если до этого времени люди в фонд не обратились, то мы считаем, что у них потребности такой острой нет. С другой стороны, конечно же, мы будем подходить гибко, возможно, даже сдвинем эту дату. Никакого ажиотажа, спешки быть не должно.
Вообще, цели ограничивать людей и экономить деньги нет. Наоборот, хотим объяснить: очередь выплат дойдет до каждого вкладчика, и эта очередь реально двигается.
— Лидер союза пострадавших вкладчиков Александра Юманова еще не подавала заявления в РФП?
— У нее, насколько я знаю, больше 300 тысяч рублей требований, и поэтому она не подпадала под первый этап. А сейчас мы объявляем этап до 500 тысяч, и она как раз под него подпадает, поэтому мы будем очень рады, если она обратится в фонд.
«Мы в республике все-таки живем по принципу «Татарстан своих граждан в беде и в горе не бросает». Кто-то этот принцип разделяет, кто-то — нет. Но такова позиция нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова»
«МЫ ГОТОВИМСЯ ОБЪЯВИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАСТЕР-ПЛАНА»
— А что с наполнением фонда — денег-то вам хватит?
— По нашим оценкам, сейчас нам нужно максимум 600 - 650 миллионов рублей для удовлетворения всех трех вышеупомянутых категорий — если они все обратятся в фонд, естественно. На счете фонда пока лежит порядка 420 миллионов рублей, но жизнь на месте не стоит.
Напомню, мы рассчитываем, что поступления в фонд будут от продажи земельных участков. Первая подобная сделка с «Татэнерго», как я уже говорил, сейчас в работе.
— Если прочитать комментарии в «БИЗНЕС Online» к предыдущему интервью, к сделке было немало вопросов — все-таки речь идет о госкомпании.
— Как я уже говорил раньше, это абсолютно рыночная сделка купли-продажи, ни на каких энерготарифах она не скажется. Просто есть немало людей, которые в принципе против того, чтобы государство помогало вкладчикам, — любая форма их не устроит. Такая точка зрения, наверное, имеет свое право на существование. Но мы в республике все-таки живем по принципу «Татарстан своих граждан в беде и в горе не бросает». Кто-то этот принцип разделяет, кто-то — нет. Но такова позиция нашего президента Рустама Нургалиевича Минниханова. И думаю, что подавляющая часть граждан ее разделяет — знаете, в подобной ситуации может оказаться каждый. Для простого предпринимателя, у которого на счету 300 тысяч рублей, банковский кризис — это как стихийное бедствие. В таких случаях государство должно помогать.
— Как продвигается капитализация земли в Аракчино?
— Это важная территория для развития города. Она по площади огромная, расположена удобно. Нужно будет организовать оптимальный процесс застройки, чтобы сохранить все градостроительные условия.
Сейчас мы готовимся объявить конкурс на проектирование мастер-плана, он начнется уже в январе и продлится 4 - 6 месяцев. Конкурс будет международный, жюри соответствующее.
— Когда может стартовать полномасштабная продажа земли?
— Примерно к концу 2018 года. К этому времени мы сможем все подготовить и выйти на оптимальную стоимость. Все понимают, что, если сейчас выставить землю на открытые торги в том состоянии, в котором она сейчас есть, мы получим гораздо меньше.
— А интерес к земле есть?
— Конечно. Нет-нет да и бывают даже такие единичные случаи, когда в фонд приходят физические лица и просят продать участок — дом построить. А значит, земля перспективная и привлекательная.
«В ближайшем будущем будет указ президента. Будет утвержден совет фонда, будет, безусловно, какое-то имущественное наполнение»
«ДЛЯ ДОЛЬЩИКОВ НУЖЕН ФОНД, КОТОРЫЙ МАКСИМАЛЬНО ВПИШЕТСЯ В УЖЕ ВЫСТРОЕННУЮ РАБОТУ»
— На встрече с Владимиром Путиным Рустам Минниханов заявил, что в Татарстане создается второй фонд для нужд обманутых дольщиков. Расскажите о нем.
— Система поддержки дольщиков к сегодняшнему моменту, в принципе, сложилась — по вкладчикам работа шла с нуля. Для дольщиков нужен фонд, который максимально впишется в уже выстроенную работу. Вы знаете, что этой работой в республике занимается вице-премьер Татарстана Рустам Камильевич Нигматуллин. Я думаю, в ближайшем будущем — январе-феврале 2018 года — будет указ президента. Будет утвержден совет фонда, будет, безусловно, какое-то имущественное наполнение. Насколько я знаю, документы сейчас готовятся.
— Вы войдете в этот совет?
— Нет, я думаю, что не войду. Но, разумеется, мы все свои наработки, которые есть на данный момент, передадим. Я искренне желаю фонду успехов в очень непростом деле.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 272