Общество 
15.02.2019

«У Путина может создаться впечатление, что в Челнах живут одни театральные фанаты»

Вопрос Максима Федорова о форсировании строительства русского драмтеатра в автограде: что стоит за экспромтом?

В неоднозначно воспринятой многими просьбе президенту РФ Владимиру Путину от челнинского экс-депутата Максима Федорова — насчет того, что русский драмтеатр в автограде должен быть открыт не позже татарского, — сам спикер не видит никакой национальной подоплеки. Федоров поясняет, что вопрос сегодня тормозится на уровне минкульта РФ, отсюда и обращение к Путину как бы «через голову» республиканских властей. Наиль Магдеев, по словам экс-депутата, прислал ему СМС с благодарностью.

Федоров пояснил, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драмтеатрам — и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего Федоров пояснил, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драмтеатрам — и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего

ОТ ЛИЦА ВСЕГО ГОРОДА?

Вопрос от челнинского общественника Максима Федорова (сопредседателя регионального отделения «Деловой России»), прозвучавший на публичной встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Казани, удостоился разных, в том числе и критичных, оценок наблюдателей. Во время дискуссии, состоявшейся в центре культуры и спорта «Московский», сопредседатель регионального отделения «Деловой России», напомним, обратился к президенту со словами: «От лица всего города хочу вас попросить, чтобы русский драматический театр был построен одновременно с татарским». Федоров говорил о Набережных Челнах, пояснив, что предоставить новые помещения власти обещали обоим драматическим театрам — и русскому, и татарскому, но конкретные действия предпринимаются пока только в отношении последнего. 

Путин ответил на просьбу однозначно: «Мы точно с Рустамом Нургалиевичем договоримся об этом, не сомневайтесь». Короткий диалог с президентом вызвал понятное удивление в среде политически подкованных очевидцев: неужели развитию русского театра в автограде кто-то ставит подножки? Зачем делегат «Деловой России» обращается с неделовым вопросом напрямую к президенту страны, а не республики, да еще и с национальным подтекстом? И в чем принципиальная необходимость сдать оба театра одновременно?

Напомним, судьба татдрамы решилась, когда муниципалитет выменял у владельца строительной компании «Авангард-Ч» Александра Константинова здание бывшего развлекательного комплекса «Колизей» за участок 4,6 тыс. кв. метров. Осенью главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на проект реконструкции «Колизея» стоимостью 17 млн рублей. И проект, и последующее строительство, которое оценивается в 600–800 млн рублей, взялся оплачивать республиканский бюджет, а позже стало известно, что татдрама вошла и в программу подготовки Челнов к 50-летию КАМАЗа, по которой федеральный бюджет выделит на социальные и культурные объекты города 6–8 млрд рублей. По техзаданию общая площадь здания после реконструкции увеличится с 4,9 тыс. кв. м до 7 тыс. кв. метров, оно обзаведется выставочным пространством, студиями вокала и хореографии, не считая традиционных гримерок и костюмерных. Вместимость увеличится с нынешних 200 посадочных мест до 300–350 — сейчас театр занимает здание бывшего райкома партии. 

Директор челнинской татдрамы Рашат Файзерахманов в январе на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online» выразил полное удовлетворение проектом. «Если реконструкцию „Колизея“ выполнят строго по техническому заданию, это будет один из лучших театров в Татарстане и за его пределами», — оценивал Файзерахманов. По его расчетам, следующий театральный сезон может стартовать уже под новой крышей.

Осенью Главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на проект реконструкции «Колизея» стоимостью 17 млн рублей Осенью главное инвестиционно-строительное управление РТ объявило тендер на проект реконструкции «Колизея» стоимостью 17 млн рублей

Что касается переезда «Мастеровых» — русского драмтеатра, то этот вопрос остается в подвешенном состоянии: власти как города, так и республики согласились с идеей обновления, мэр города Наиль Магдеев двигает вопрос, но источники финансирования и даже конкретная дислокация будущей русдрамы пока не определены. Более 10 лет театр размещается в бывшем здании «Интерклуба» — в прошлом камазовского полуадминистративного помещения. Русдрама сегодня может предложить зрителям чуть менее 150 мест.

«ЭТО ВСЕ, ЧТО Я УСПЕЛ СФОРМУЛИРОВАТЬ ЗА ПАРУ МИНУТ»

Федоров в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» напрочь отвергает национально-соревновательный контекст своего вопроса. «При желании в любых словах можно заподозрить провокацию, — отмечает спикер. — В моей душе нет места национальному вопросу, у меня вообще смешанная семья, тестя зовут Нурислам Миргарифанович, если что».

Федоров — опытный политик, во времена предыдущего мэра он занимал ни много ни мало пост зампредседателя горсовета Набережных Челнов. Однако он утверждает, что вопрос Путину родился спонтанно, но, по его мнению, прозвучал своевременно и к месту. «Вопросы от общественных организаций, которые задают Путину, как правило, прорабатываются в комитетах, они заранее известны, к ним готовятся материалы. На этот раз у нас не было никакой ясности по формату встречи, никто и не предполагал, что будет возможность задать вопрос. Я вообще полагал, что еду на расширенную сессию Госсовета, куда общественников обычно приглашают посидеть 25-м штыком в 50-м ряду. А тут нас собрали в зале — были делегаты и от ОНФ, и от „Опоры России“, мы просидели час, а за пять минут до начала зашел представитель администрации Путина и сообщил, что нам дадут слово для вопроса — мол, тяните руки. У меня, конечно, был животрепещущий вопрос, но отраслевой — у меня бизнес попал под санкции. Стоило ли о личном спрашивать? Я посоветовался с делегатами — они говорят, не стоит поднимать посторонние вопросы, раз на повестке дня тема строительства и общественных пространств. Ну что волнует челнинцев в части общественных пространств? Парковки, дороги — эти проблемы должны решаться на местном уровне. Культура же — это вопрос федерального значения, и если с татарским драмтеатром вопрос решается, то с русским — нет. Это все, что я успел сформулировать за пару минут».

Наиль Магдеев: «Федоров, как житель города, поднял актуальную тему, получив хорошую возможность для этого» Наиль Магдеев: «Федоров, как житель города, поднял актуальную тему, получив хорошую возможность для этого»

Что касается формулировки о непременно одновременном завершении строительстве национальных театров, то к месседжу Федоров предлагает определенную логику. При положительном решении к вопросу о всяком новом проекте должны обозначаться сроки, но, прося театр у Путина, спикер не хотел сковывать какими бы то ни было датами муниципальные и региональные власти. Стройка — это ресурсы, и, чтобы их куда-то привлечь, нужно сначала их откуда-то отвлечь. Хотя вопрос с татдрамой принципиально решен, о конкретных сроках сдачи его в эксплуатацию официально не заявлялось. Привязка проекта русского драмтеатра к проекту татарского, таким образом, означает скорейшее решение вопроса, но с определенной свободой для маневра. Кроме того, отмечает автор вопроса, такая формулировка позволила озвучить пожелание максимально лаконично, а это залог того, что посыл будет услышан.

«Я надеюсь, что помог своей просьбой и городу, и республике, — говорит Федоров. — Я ведь знаю, что Наиль Гамбарович обивает пороги, пытаясь решить задачу с „Мастеровыми“, но если в республике все согласны с необходимостью переезда театра, то на уровне федерального минкульта вопрос тормозится. Потому я и обратился к президенту России, что толчок нужен в Москве, а не в регионе. После моих слов Наталия Львовна (Наталия Фишман — помощник президента РТ — прим. ред.) обернулась и знаками выразила благодарность за то, что поднял эту тему. От Наиля Гамбаровича тоже СМС пришло — спасибо сказал».

«ФЕДОРОВ, КАК ЖИТЕЛЬ ГОРОДА, ПОДНЯЛ АКТУАЛЬНУЮ ТЕМУ»

Мэр автограда подтвердил «БИЗНЕС Online» актуальность поднятого Федоровым вопроса и не нашел ничего провокационного в его подаче. «Вопросом строительства русского драмтеатра мы занимаемся уже давно, — пояснил Магдеев. — В рамках подготовки к юбилею КАМАЗа он рассматривается, с директором „Мастеровых“ обсуждается. Я неоднократно говорил в интервью, что место мы ищем, даже проекты уже смотрели. В том, что делегат от общественной организации поднял этот вопрос на встрече с президентом страны, ничего особенного я не вижу — горожане проблему знают и активно участвуют в ее решении. Федоров, как житель города, поднял актуальную тему, получив хорошую возможность для этого. Обманутые дольщики, „мусорная“ реформа, театр — все это важные вопросы, они волнуют людей, и ничего сенсационного в этом нет».

«Сейчас наш театр занимает 2,7 тысячи квадратных метров, а нормальный стандарт — 6 тысяч, — говорит Диаманте о параметрах здания. — Нам нужно два зала, на 350 мест и на 150 мест. Это тоже стандарт, ничего особенного мы не просим» «Сейчас наш театр занимает 2,7 тысячи квадратных метров, а нормальный стандарт — 6 тысяч, — говорит Диаманте о параметрах здания. — Нам нужно два зала, на 350 мест и на 150 мест. Это тоже стандарт, ничего особенного мы не просим»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Федоров, кстати, отметил, что обновление требуется не только татарскому и русскому драмтеатрам, но и кукольному, и молодежному театру «Ключ», и было бы неплохо, если бы всем труппам города вообще предоставили единый имущественный комплекс — некий общий дом под одной крышей, но с отдельными помещениями. Сами театралы к такой идее относятся скептически, хотя в целом публичный посыл Федорова поддерживают.

Директор татдрамы Файзерахманов, в частности, напомнил, что решить вопрос с русской драмой власти обещали сразу после новоселья его труппы. «Два культурных объекта могут строиться одновременно, если на это есть республиканский или федеральный бюджет. Рано или поздно оба театра должны получить собственные здания, но с практической точки зрения два объекта строить одновременно не начнут. Мы ждем постановления, после которого начнется реконструкция „Колизея“, пока реконструируется прилегающий парк — его челнинцы увидят, скорее всего, к лету».

Файзерахманов отмечает большой прогресс Челнов в плане театрального движения и выражает уверенность в том, что со временем театров будет больше, но собирать их под одной крышей — не лучший план. «Это просто нереально. Такую практику пытались осуществить в Казани, разместив под одной крышей театр кукол, современный и татарский ТЮЗ, — напомнил Файзерахманов. — Ничего не вышло из этого. В итоге реконструировали бывшее здание Дома офицеров, и сегодня там прекрасно располагается татарский ТЮЗ с приставкой «государственный». В России не практикуется совместное размещение, театры должны быть в разных зданиях. Есть такая поговорка: «В одном казане две бараньи головы не сваришь».

Рашат Файзерахманов: «Рано или поздно оба театра должны получить собственные здания, но с практической точки зрения два объекта строить одновременно не начнут» Рашат Файзерахманов: «Рано или поздно оба театра должны получить собственные здания, но с практической точки зрения два объекта строить одновременно не начнут»

Директор «Мастеровых» Армандо Диамантэ выступления Федорова в прямом эфире не видел и уж подавно не помогал делегату в выборе вопроса. «Я даже не знал, что он туда едет, — заверил Диамантэ. — Это была личная инициатива Федорова как зрителя, никакой спецоперации. Там вообще велик фактор случайности, ведь ему могли не предоставить слово. Но очень приятно, что у театра есть такие зрители и в какой-то степени лоббисты».

В «Мастеровых» считают, что одновременно строить здания для двух театров не столь принципиально, хотя некая политическая логика в таком подходе есть. «Когда говорят „русский театр“, это же не значит театр русских людей или только русских пьес. Это просто театр на русском языке. Поэтому языковые моменты играют роль и выглядело бы логично: два основных языка — два театра. Было бы три основных народности в Челнах — было бы три театра», — считает Диаманте. По словам директора, пока кроме большого личного желания мэра построить русский драмтеатр иных подвижек по теме не наблюдается. «Мэр приходил к нам в театр на спектакли раз пять, мы с ним проблему обсуждали, — добавил Диамантэ. — Желание руководителя города — это уже большой позитив, а обращение Максима Федорова дает нам и новый повод для надежд».

По мнению Диамантэ, который довел число премьер «Мастеровых» с пары в год примерно до одной в каждые два месяца, будь у театра специализированное здание, труппа смогла бы проводить в Челнах фестивали По мнению Диамантэ, который довел число премьер «Мастеровых» с пары в год примерно до одной в каждые два месяца, будь у театра специализированное здание, труппа смогла бы проводить в Челнах фестивали

«ПУТИН СКАЗАЛ, ЧТО ВОПРОС РЕШИТСЯ, НО ОН ЖЕ НЕ СКАЗАЛ, КОГДА»

По мнению Диамантэ, который довел число премьер «Мастеровых» с пары в год примерно до одной в каждые два месяца, будь у театра специализированное здание, труппа смогла бы проводить в Челнах фестивали — как минимум привезти фестиваль театров малых городов, в которых челнинская русдрама участвует и регулярно берет призы. Будущий театр по итогам дискуссий с мэром должен располагаться в новой части города, иметь подъездные пути и просторную парковку. Обсуждался, в частности, вариант за проспектом Чулман, поскольку парковка в центре проблематична — в период гастролей иногородних трупп к театру нужно и фуры с реквизитом подгонять.

«Сейчас наш театр занимает 2,7 тысячи квадратных метров, а нормальный стандарт — 6 тысяч, — говорит Диамантэ о параметрах здания. — Нам нужно два зала — на 350 мест и на 150 мест. Это тоже стандарт, ничего особенного мы не просим. Сейчас у нас сцена 50 квадратов, а должна быть 250–300. Из-за этого многие театры к нам не едут — не могут втиснуть декорации. И, конечно, жизненно необходимы подъемные механизмы — декорации не должны подниматься вручную по лестницам, как у нас. Нужны специальные дебаркадеры, ниши, большие пространства под и над сценой, инфраструктура для инвалидов. Пока что мы соответствуем статусу театра только творчески, но никак не технически».

В решении вопроса Диаманте не сомневается, но прогнозировать сроки не берется. «Путин сказал, что вопрос решим, но он же не сказал, когда», — уточнился директор театра В решении вопроса Диаманте не сомневается, но прогнозировать сроки не берется. «Путин сказал, что вопрос решим, но он же не сказал, когда», — уточнил директор театра

По прикидкам директора, на все про все понадобится от 800 млн рублей до 1 миллиарда. Зато зрителю вышла бы скидка: одно дело — обилечивать 150 мест, другое — 350. При нынешней вместимости цена билета варьируется в пределах 700–1000 рублей, что не каждому любителю театра по карману. Вариант единого здания для всех театров Диамантэ, как и его коллега из татдрамы, не рассматривает — слишком разные концепции, реальной необходимости в их смешении нет, кроме того, решение одной проблемы высвобождает ресурсы для следующей. Здание «Мастеровых», по мнению директора, можно передать молодежному театру — так же, как кукольный займет место татарского после переезда.

В решении вопроса Диамантэ не сомневается, но прогнозировать сроки не берется. «Путин сказал, что вопрос решим, но он же не сказал, когда, — уточнил директор театра. — Проблема со зданием для кукольников решилась бы автоматически, потому что они, как и татарский драмтеатр, подчинены минкульту РТ. Но вообще смешно выходит, если учесть, что с Путиным уже второй раз говорят о Челнах в театральном аспекте. У Владимира Владимировича может создаться впечатление, что у нас здесь беда с театрами и что здесь живут сплошные театральные фанаты».

Поясним, что еще в 2017 году о плачевном состоянии челнинского театра кукол президенту РФ докладывал актер Сергей Безруков после визита в Челны и встречи с руководителем театра, которая жаловалась, что артистам некуда возвращаться после учебы. Театр кукол в Челнах 30 лет делил типовое школьное здание со спортивными секциями и автошколой.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.02.2019 08:42

Максим ты молодец. Мы гордимся тобой. Самостоятельный и смелый поступок. Всякие прихлебатели пытаются называть это самопиаром. Как бы было здорово, если бы все люди так пиарились - глядишь и жизнь стала бы лучше. Очень достойно!

  • Анонимно
    15.02.2019 08:42

    Максим ты молодец. Мы гордимся тобой. Самостоятельный и смелый поступок. Всякие прихлебатели пытаются называть это самопиаром. Как бы было здорово, если бы все люди так пиарились - глядишь и жизнь стала бы лучше. Очень достойно!

  • Анонимно
    15.02.2019 08:57

    Максим молодец .

  • марио
    15.02.2019 09:03

    ни чего умнее не сумел спросить у президента

    • Анонимно
      15.02.2019 09:35

      Судя по его внешнему виду (при лысой голове отрастить бороду) это и говорит что умней он ничего и не может.

      • Анонимно
        15.02.2019 14:16

        Как же креативно ты унизил человека, страдающего облысением. Наверное в институте троллей тебя этому учили? Зайди в любую парикхмахерскую, спроси сколько мужиков они на лысо бреют из-за редких волос на голове. Впрыск от неудачника, который вечно не доволен всем. Нет бы, чтобы радоваться, что появился шанс за федеральные деньги построят ТЕАТР (а это наши же налоги, которые просто немного назад вернутся в республику).
        Вот эти впрыски от диванных троллей и есть главный показатель, что надо детей обогащать культурно, это архиважная и срочная задача. Иначе наши дети поголовно будут такими, как этот озлобленный на мир человек.

  • Анонимно
    15.02.2019 09:22

    Конечно, вопрос театральный затянулся! Надо решать. Поступок Фёдорова заслуживает уважения.

  • Анонимно
    15.02.2019 09:44

    Лукавит Максим, зачем было татдрамтеатр приплетать.

    • Анонимно
      15.02.2019 11:36

      чтобы острота проблемы была на лицо. По другому бы не сработало

  • Анонимно
    15.02.2019 10:30

    "У Путина может создаться впечатление, что в Челнах живут одни театральные фанаты" - да, мы любим театр и мы живем в Челнах. Да, мы не мифические эльфы, мы реально существуем. Только Казани на нужды русскоязычных челнинских театралов, как бы это помягче сказать...
    Татарский и русский театр в Челнах сейчас - как Марфушка и Настенька в сказке про "Морозко": одной шубку и бусики, а другую - в сани и в лес под елку. В эти же сани, кстати, и челнинский театр кукол. Такая вот справедливость по-татарстански...

    • Анонимно
      15.02.2019 10:57

      А вам бы хотелось наоборот? Сказали же постоят на Чулмане в новом городе, будем вам паркова и все блага. А татарский останется на зяби.... в старом городе.... и как там с парковкой бубу обстоят дела фиг его знать!

  • Анонимно
    15.02.2019 11:14

    Переехал в Челны из Казани года три назад. В Казани очень любил ходить по театрам и ТЮЗ и Качаловский и другие, переехав в Челны решил продолжить свое любимое дело. Однако сходив в Мастеровые в 2017 все желание пропало напрочь, мало того, странные спектакли (при старом худ руке еще), само помещение зрительского зала крайне маленькое и давит очень сильно, ну а добило, что некоторые места представляли собой приставленные стулья. При этом этот маленький зал был забит битком. Разочаровавшись, решил для себя, что пока, что-то не поменяется, ходить туда не буду. Как альтернативу для себя выбрал
    органный зал, где все на уровне

    • Анонимно
      15.02.2019 14:30

      Сходите в татарский драматический театр, сделайте сравнительный анализ.

  • Анонимно
    15.02.2019 12:08

    Спасибо М.Федорову! Вопрос для культурного населения города весьма актуален. Ананимных завистников в игнор!

  • Анонимно
    15.02.2019 13:24

    И татарский театр, и русский театр нужен, но гораздо нужнее детский театр!!! Мы взрослые можем потерпеть, но первоначально нужен именно детский, посмотрите что есть для детей, с внучкой в Челнах ходим в кукольный при школе находится. Молодцы артисты, даже в таких условиях стараются!! Когда бываем в Казани, обязательно ходим, но не у всех есть возможность посещать казанский, а вокруг Челнов из населенных пунктов приезжали бы с детками! Ну очень нужен детский, это же самое главное!

    • Анонимно
      15.02.2019 23:36

      Кукольный же переедет в бывший татардрама, как только тот съедет в колизей.

  • Анонимно
    15.02.2019 13:50

    Казанцы вообще зажрались. Сразу видно, что негативные комментарии из Казани прилетают. В Челнах вообще молодёжи некуда сходить. Либо в кафешку пиво пить, либо гулять по торговому центру. Больше развлечений себе позволить не можем. Летом набережная и всё.
    Культуры ходить в театры у нас нет, так как театр дорогой (кино дешевле) да и места все куплены на месяцы вперед. Если одна труппа выступает на 150 человек, то цена одна, а если тоже самое, но на 350, уже и доход выше за те же усилия или цена ниже для всех слоев населения. Да и сам факт наличия мест - это уже победа бы была. В городе 530 000 человек живет и 150 мест всего в театр. Вы вообще эти цифры в голове свести можете? В Казани театров куча и других развлечений. А у нас тут культурный вакуум. Поэтому 70% молодежи Челнов мечтает уехать из города! (официальная статистика!)

    Практически любой здравомыслящий Челнинец благодарен Федорову за такой вопрос Путину.

    • Анонимно
      15.02.2019 14:24

      Я думаю пока в театрах зрительных мест мало (150-200) можно и нужно организовать автобусные туры в Казань на спектакли, на концерты и оперу. В январе месяце ездили автобусом посмотреть постановку Камаловского театра. К сожалению после 9-вечера не смогли уехать на автобусе в Челны. Пришлось переночевать в Хостеле. Билет на спектакль 500 плюс автобус 1000 рублей туда и обратно.

  • Анонимно
    15.02.2019 14:28

    Побывали в Камаловском Театре, теперь хочется посмотреть Качаловский , дальше Тинчурина и театр Оперы и балета. Может тур фирмы возьмутся организовать театральные маршруты с просмотром постановок.

  • Анонимно
    15.02.2019 16:53

    Медведев вас услышал... Сегодня вышло постановление

    • Анонимно
      15.02.2019 23:37

      ...постановление гласит: "денег нет и далее по тексту..."

  • Анонимно
    15.02.2019 17:18

    Конечно, других проблем у нас в городе нет

  • Анонимно
    15.02.2019 18:31

    Культурные мероприятия (театры, концертные залы, органный зал, картинные галерея, музеи) показатель экономики города, показатель благосостояния населения. Алкомаркеты, пивные тянут нас в нищету.

  • Анонимно
    16.02.2019 08:42

    Почему нельзя передать русдрамтеатру здание дк КамАЗа. Конечно, требуется его отремонтировать, облагородить. Нельзя такое убожество оставлять. Но зачем строить что то новое с большими затратами, когда можно решить вопрос быстрей и экономичней? КамАЗ может и подарить городу это здание. Не обеднеет. Хоть как то оправдает госдотации. Татрскому театру никто новое здание не построил. Старое приспособили и айда.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль