Общество 
16.02.2019

Чингисхан и неприкаянное наследство Орды

Законы Ясы как непреходящие ценности сохранились не в письменах, а в исторической памяти народов-наследников Орды. Часть 5-я

Обращаясь к образу великого собирателя земель и народов алтайского родового корня и духовному наследию Орды, современникам предстоит сделать выбор — что следует сохранить и обновить, а что — достойно похоронить с благодарностью к предкам. А главное — хватит ли духа, чтобы восстановить идею Бессмертного полка, пишет в очередной части из своего цикла статей обозреватель «БИЗНЕС Online» Рустам Курчаков.

Современный европейский взгляд на историю признает величие Чингисхана (ЮНЕСКО даже объявляло «Год Чингисхана»). Важно понимать — как и почему? «Современный европейский взгляд на историю признает величие Чингисхана (ЮНЕСКО даже объявляло Год Чингисхана). Важно понимать — как и почему?»

«Вначале было вверху голубое Небо,
а внизу темная Земля;
появились между ними сыны человеческие»
(Орхонские руны)

ОБРАЗ ЧИНГИСХАНА В ПАМЯТИ НАРОДОВ

В предыдущих заметках была упомянута Яса Чингисхана как пример неписаного закона, объединившего в единую Державу разрозненные племена и народы.

Живая речь, в отличие от писаного-переписанного слова, это золотой ключик к изначальным смыслам. Вот и слово Держава, когда оно верно звучит, по изначальному смыслу и исторической преемственности символа земной власти связано с алтайскими корнями «Jир + Jар», то есть «Земля и Воля»: Jир — земля, а Jар обозначает «указ, распоряжение», то есть выражение властной воли.

(Специально для тех, кто, защищая «неприкосновенность» своей картины мира, занял удобную позицию Фомы неверующего и никому не доверяющего, кроме своих домыслов к чужим концептам, хочу пояснить, что изучая, в поисках истоков изначальных смыслов, взаимосвязи народов-языков, автор, помимо словарей, ученых трудов и опыта живой речи, опирается на прозорливый образ «языковой плазмы», который был предложен известным военным арабистом-переводчиком Н.Вашкевичем («Системные языки мозга» и более ранние работы). Этот образ гораздо ценнее, чем последующие суждения и выводы этого интересного, но, как и все мы, не бесспорного автора. А рационально осмысленный образ, как правило, служит в качестве плодотворного Метода исследования или, если угодно, «методологии». Не покушаясь при этом на выводы и оценки рациональной науки. Как говорится, «Вали уз эшендэ — Гали уз эшендэ» («Каждому — свое»). Надеюсь, кому любо, то есть душа-кугюс принимает и переваривает по-своему сказанное, тот услышит. А не любо, так и не слушай!)

Законы Ясы как непреходящие ценности сохранились не в письменах, а в исторической памяти народов-наследников Орды. Казахи, татары, башкиры, народы Сибири и Туркестана — кто с пафосом и ностальгией, а кто-то с болью в душе и зарубкой на сердце — обращаются к ордынским временам и имени Чингисхана.

Случается, некоторые из представителей «малых», «коренных» и других «калиброванных» сверху народов (по этой казенной логике русские, выходит, не коренной народ в России?) ищут и находят свои истоки в образе Чингисхана и Орды или других народных вождей и государств прошлого. А некоторые уже причислили себя к чингизидам…

Но надо видеть и другую сторону ордынского строя — законы были справедливы для своего времени и не только, но писались они кровью и на крови. Такова была цена политического объединения раздробленных и враждующих тюркских, монгольских, славянских и других племен и родов.

Современный европейский взгляд на историю признает величие Чингисхана (ЮНЕСКО даже объявляло Год Чингисхана). Важно понимать — как и почему?

Прежде всего потому, что Чингисхан остался для Европы в далеком прошлом, а теперь равных ему нет — ни элитных лидеров, ни народных вождей. Остались только политические «дилеры», обслуживающие оторванную от народа власть…

Поэтому Западу, как они считают, — ошибаются или нет? — уже не грозит новый «бич Божий» как возмездие за исторические грехи. Устраивая свои «толерантные покаяния» для проштрафившихся народов, европейцы теперь обходятся без Бога и без бичей.

Во-вторых, европейская историческая наука обычно ставит Чингисхана в один ряд с великими завоевателями прошлого — Александром Македонским, Тамерланом, Наполеоном и др. Однако сам Чингисхан не считал себя захватчиком чужих земель и народов, он лишь возвращал то, что принадлежало предкам по праву и памяти, восстанавливая историческую справедливость. Поэтому границы Орды указывают на естественный ареал обитания тюрко-славянских и других родственных народов.

Гора и каракорум Гора и каракорум

ОРДА И ВЕРА

Когда отмечают терпимость Орды ко всем религиям того времени, надо понимать, что это вовсе не равнодушная «толерантность», которая является следствием полной утратой живой Веры, как источника жизненной энергии.

Дело в том, что во времена Орды Вера непосредственно определяла образ жизни и духовный строй народа. По сути, это была не религия в ее современном усушенном и формализованном виде, с культом мертвых образов и мощей, а именно жизнеутверждающая Вера, питающая человека энергией Творца. Религия же как социальный институт в системе власти, постепенно утрачивает качество живой Веры, потому что в ней угасает энергия пророческих откровений. Из движущей творческой силы, даруемой человеку на его жизненном пути, она превращается в убежище от произвола властей, общества и собственных слабостей.

«Ата, чын аш иж, асы…» — «Отец наш небесный, Творец истинной пищи…» — молитва, известная на многих тюркских языках и хорошо знакомая славянам — «Отче наш, иже еси…».

Таким и было изначальное алтайское единобожие: Вера-Знание, Билик-Тенгрэ. Деятельная Вера, которая не запирала человека в религиозное убежище от грехов земного мира, а направляла его по прямому пути к Создателю, который воспринимался в образах Природы, а предельным обобщением такого мировосприятия было Вечное Синее Небо — Мэнге-Кук-Тенгрэ.

Было, пока не распалось, вслед за Ордой, на отдельные культы.

Но единобожие не пало — по воле Всевышнего оно утвердилось кораническим откровением о прямом пути Веры — «сират-ад-дин». И теперь ответственность завета несут те народы, в чьей исторической памяти эта связь никогда не прерывалась… Ау!

Отсюда должно быть ясно, что веротерпимость в Орде означала не безразличное равнодушие к конфессиям (смысл нынешней толерантности), а глубокое понимание и признание прав народов и племен на самостоятельность и самобытность жизненного уклада. Говоря современным языком, это и есть коренной, прирожденный ордынскому строю и неписаный «федерализм», глубже и прочнее которого не бывает.

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ЧИНГИСХАНА

Практическим же проявлением этого «федерализма» было простое правило: «Плати ясак — и живи, как хочешь» (сравни с краткосрочно-лукавым девизом «Бери суверенитета столько, сколько сможешь проглотить»). Пусть прочувствуют разницу те, кто нынче платит за каждый предпринимательский шаг, за любой «бизнес-чих», за землю, воду и воздух (право дышать в VIP-залах).

В материальном плане понятно — ясак идет в ордынский общак. Но это совсем не тот «общак», что стал привычным по нынешним понятиям. Времена меняют смыслы так же, как и нынешнее «кормило власти» воспринимается часто как «кормушка», а не корабельный руль в подлинном смысле слова и власти. Различие в том, в чьих руках и для каких целей собираются материальные активы.

Дело в том, что весь строй Орды опирался на духовное ядро, воплощением которого были люди чести и длинной воли, носители бессмертных ценностей, которые сплотились вокруг Чингисхана. Их и называли «МЭНГЕ-ЭЛЬ» — вечный, бессмертный Род-народ. Историки знают, что это не этническое имя, хотя и вожди монгольских племен также вошли в их число — это имя бессмертных и бесстрашных, независимо от родовых корней и вероисповедания, которые стали опорой Орды. Язык не повернется назвать их словом «элита», смысл которого давно испорчен. Не говоря уже о бессмысленном и ложном понятии монголо-татарского ига, которое еще сидит в некоторых головах.

Верховья гор Верховья гор

В этом ордынском устройстве многоплеменной общности и кровно связанной с ней и сплоченной с народом власти нетрудно увидеть истоки и корни другой, более поздней общности — «русскости» и «русского народа», которые по мере и после распада Орды были напрямую унаследованы Московским княжеством, а затем и царством.

Позже, уже в петровской империи, это наследие попробовали начисто стереть, устроив «сквозняк» через прорубленное в Европу окно («тишектэн килгэн жил» — «ветер из западного пролома»). Потом эти попытки выветрить «азиатчину» из стремительно растущей в широтном направлении на Восток империи повторялись не раз и уже в «новой России» превратились в «ветер перестройки». Обманчивый ветер перемен, завершившийся «финансовый сквозняком» и небывалым в истории «пылесосом», когда с Запада полетела обманная пыль, показавшаяся вначале «манной небесной», — в обмен на бесценные ресурсы богатейшей страны.

ОРДЫНСКОЕ НАСЛЕДСТВО ДЛЯ НАШИХ ДНЕЙ

И на том сквозняке показалось было, что пришел конец ордынскому духу, когда «братва» с «джигитами» вперемешку окончательно слезли с коней («ир-ат»), оседлали джипы и кинулись рулить финансовыми потоками («акча эшлергэ»)…

Но тут, как всегда бывает в русских сказках и в решающих битвах на полях Отечества, нежданно-негаданно появился «засадный полк»…

Бессмертный полк пришел из-за Урала, где он вызревал в школах еще с поздних советских времен. И, не будем лукавить, единственный в наши дни народный праздник он наполнил новым содержанием. Не только памятный День Победы (памятный, но какой уж теперь праздник, когда за последнюю четверть века народ проиграл и потерпел поражение в собственной стране?!), но и День памяти предков — традиция, сохраненная в коренных семьях и родах — русских, татарских, кавказских, якутских, еврейских и сотнях других, независимо от вероисповедания и атеистической свободы от конфессий.

Однако обратим внимание на один и тот же, не случайный, сбой исторической памяти — Бессмертный полк Орды приписали монголам, а обрусевших служивых инородцев, собранных для строительства новой империи, собирательно назвали «русским народом», но потом приписали этому понятию этнический смысл отдельной нации.

Так же и в наши дни: столичные политтехнологи и партийные функционеры поначалу и по привычке думали приватизировать свежий ресурс народной инициативы. Но что-то помешало им встать впереди и над Бессмертным полком…

Алтайская Катюша Алтайская Катюша

Ничего случайного не бывает и никакие, идущие от сердца, намерения даром не проходят. Здесь и первые шаги «сыновей полка» — еще советских школьников 60-х и 70-х, и инициативы сибирских городов, и попытки юридического оформления движения, и борьба за бренд, и стычки с муниципальными «охранителями», и партизанские маневры командиров полков в стремлении уйти от чиновничьей заорганизованности и разнарядки, настоящая осада уже сформированных полков функционерами Общественной палаты и «Народного фронта», письмо президенту России с жалобой на то, что народному движению навязывают «комиссаров»-функционеров, наконец, — прорыв на Красную площадь… и президент Путин, вставший в первый ряд Бессмертного полка… (См. первую заметку «Откуда и зачем пришел Бессмертный полк?» 9–10 мая 2016 года).

Кто же возглавит и куда поведет Бессмертный полк наших дней в очередной День Победы 9 Мая? Хватит ли у сегодняшних полковников духа и мудрости сплотить народы и заняться подлинным обновлением России, не повторяя ошибок прошлого, — терпеливо и ежедневно, а не только по праздникам?

Скоро исполнится 74 года с первого Дня Победы. Это полный «энчичак» (положенный срок) и еще два года сверх того… Будем разбираться не спеша, без обид, разговаривая на одном языке и постепенно исправляя допущенные ошибки. Возрождая родовую память, будем помнить: мы и за прапрапрадедов в ответе…

Хранитель Алтайского Билика Николай АндреевичШодоев с верной спутницей Александрой Григорьевной Хранитель Алтайского Билика Николай Андреевич Шодоев с верной спутницей Александрой Григорьевной

ДОСТОЙНО ПРОСТИТЬСЯ С ПРОШЛЫМ, ВЗЯВ С СОБОЙ СУЩЕЕ

Разумеется, нынешнему «гуманистическому» сознанию трудно принять и признать справедливыми и соразмерными ордынские наказания за потерю чести, обман и предательство, когда за такие пре-ступления (в наше время это всего лишь «про-ступки») вырезались целые племена и города, когда срубались головы выше тележного колеса…

… Разве что вспомнить кораническую притчу о том, как пророк древности, одаренный особой милостью Всевышнего (по преданию это Хызыр, «Зеленый» — вечный ханиф тюрков) по прямому указанию свыше провел учебно-просветительский тур с пророком Мусой (Моисеем).

Или представить самого Чингисхана в роли «бича Божия» для тех, кто отступился от родовых корней и Веры…

Кроме того, нельзя забывать, что политическая воля Чингисхана превратила прежнюю веру Тенгрэ в «имперскую религию», возвела его самого в ранг единственного Сына Неба — богочеловека и посредника между «избранным вечным народом» и Всевышним. Получается, что все остальные сыновья Неба отпали от прямого пути и прямой связи с Творцом?

Тем самым эпоха Орды положила конец тенгрианскому единобожию. Недаром в процессе распада Орды параллельно происходил распад единой Веры на религиозные культы, обслуживающие земных властителей.

Ордынское наследие — и то, что достойно вошло в основы Российской цивилизации, и то, что следовало бы изжить и избежать — все это не раз проявлялось на крутых поворотах отечественной истории и сохранилось до наших дней. 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (51) Обновить комментарииОбновить комментарии
Буре
16.02.2019 09:49

Чингисхан брал налог 10%
Сейчас забирают 90%

  • Анонимно
    16.02.2019 08:54

    Уложения Чингис хана - Ясы, являются уложениями человека- существа биологического, смертного. Подобных уложений можно ежедневно десятками сочинять, от нечего делать.
    Когда уже автор перестанет мыслить парадоксами?

    • Анонимно
      16.02.2019 09:09

      Этот Бич Божий уничтожил 11 % населения Земли. Как оценивать это действо?
      Видимо, сидение на цепи в детстве и юности, пошатнуло психику- напрочь утратил Веру в Человечность.

    • Вы правы Яса Чингисхана это уложение реального человека впитавшкго в себя религию Тенгри,религию Неба,природы,всемирного разума накопленного человечеством! Единственное я не согласен с моим другом Рустамом в том, что наше религия Тенгрианство перешла в СЕМИСКУЮ ВЕРУ ЕДИНОБОЖИЯ ,то есть в семитский миф ,ничего из себя не представляющий ,кроме обмана народов и оболванивания их,взамен того что иы видим каждый день по тенгртанству и в том числе Бесмертный полк,когда народы всех национальностей поклонятся своим предкам и несут их портреты,а все вместе они поклонники языческих своих богов и своих предков,коих Чингтсхан ,великий полководец всех времен собрал под единое знамя и под единое НЕБО! Но к сожалению снгодня это империя распалвсь на осколки РОССИЯ,КИТАЙ,ИНДИЯ И ПАКИСТАН,СРЕДНЯЯ АЗИЯ.Ближний восток!

      • Анонимно
        16.02.2019 09:25

        Шаманизм тоже- не Закон Природы. Поэтому не жизнеспособен.

      • Буре
        16.02.2019 09:49

        Чингисхан брал налог 10%
        Сейчас забирают 90%

        • Анонимно
          16.02.2019 10:16

          Не 90% а в среднем 120%, т.е. грабеж в итоге. Надо считать не по месячной и квартальной, за 3-5 лет.

        • Анонимно
          16.02.2019 12:04

          Дус БУРЕ! Налогов во времена Золотой Орда было МНОГО. Может, просто ты мало читал?

          "... К числу представителей ПОДАТНОГО непривилегированного сословия относились простые городские и сельские жители: торговцы, ремесленники, вольнонаемные работники, крестьяне.

          В ярлыке Сахиб-Гирея упоминается 13 ВИДОВ налогов и податей, которые должны были платить эти группы населения, но от которых были освобождены тарханы:

          - ясак (10 % подоходный налог),
          - клан (оброк),
          - салыг,
          - кулуш,
          - култыка,
          - бач,
          - харадж хараджат (торговый налог),
          - сала-хараджи (деревенский налог),
          - ерь-хылясы (земельный налог),
          - тютыньсяны (подать с трубы),
          - сусун (продовольствие),
          - гулюфэ (фураж),
          - постой.

          Также известно существование и других податей — тамга (пошлина на товары), весовой сбор и прочие.

          • Анонимно
            16.02.2019 13:18

            Это название сборов до и после прихода в Поволжье Гольштейн-Готторпов-Романов. Татарский язык был международным языком на территории размером с СССР. Это совсем недавние термины, действовавшие параллельно с терминами прусской династии, не 1000 лет назад.

      • Анонимно
        16.02.2019 10:02

        Мурат вопрос на засыпку - ваше тенгрианство это религия или атеизм?

        • Конечно Атеизм,но связанный с духовным поманием мировозрения наших предков! Да я занимаюсь медитацией,то есть отключаю тело от сознания ,чтобы не пить водки много в тяжелые минуты жизни,да я когда прошу небо держу в одной руке солнце.а в другой луну,да я люблю природу,животных и людей и поклоняюсь предкам,но с бубном не скачу и презираю тех кто предал религию предков и молится чуждым семитским богам!

    • Анонимно
      16.02.2019 10:00

      Пожалуйста, сами сочините современную Яму... или слабо будет?

      • Анонимно
        16.02.2019 10:15

        Цель такого сочинительства какая?
        Кодексов сочинено достаточно. Только общество не перестало быть жлобами. Естествоиспытатели сами по себе не рождаются. А если народ истреблять, как это делал Чингис хан, то вовсе можно деградировать до уровня стаи.

  • Анонимно
    16.02.2019 09:02

    На территорию Серебряной Булгарии законы Ясы не распространялись. Тут жили только подневольные, с волеизволения господина с Востока.

  • Анонимно
    16.02.2019 09:25

    Нужно перестать печатать и терражировать ложный портрет Чингизхана, нарисованный в 18 веке как монголоидной рассы. Есть портреты Чингизхана с сыновьями нарисованные. художниками его времени в китайских, персидских источниках, где он изображён рыжим и темно-синими глазами.

  • Анонимно
    16.02.2019 09:37

    Красиво.
    Всё.
    И текст.
    И картинки.

    Но главного не сказано.

    Наследниками идей великого монгола Чингисхана стали русские, которых при его жизни не было.

    Русские появились в результате симбиоза и этногенеза ("скрещивания") монгол, славян, тюрок, финно-угоров, семитов и еще сотен этносов (как впрочем появились подобным образом и другие нации и народности).

    А вот почему именно современные русские стали наследниками идей великого монгола Чингизхана - ответа пока нет.
    Почему современные русские не отказываются от идеи великого монгола Чингизхана о создании единой Мировой Империи, объединяющей на основе "справедливости" все этносы планеты Земля?

    Например, даже многие современные татары, которые во времена монгола Чингизхана были верными его союзниками), уже давно отказались от этой идеи великого монгола Чингизхана и пытаются замкнуться в рамках небольшой (крохотной) территории и пытаются променять "справедливость" на материальные блага.
    Хорошо, что большинство татар все же не отказались от идей великого монгола Чингизхана.

    • Анонимно
      16.02.2019 10:26

      Что за бред? Русские завязаны на торговом пути из Варяг в греки.
      Это восточные и южные народы были заинтересованы в рынках сбыта и интелектуальном потенциале.

    • Дело в том что среди татар были всегда имериалисты и сепаратисты! Был Империалист Тохтомыш и сепаратист Мамай Иван грозный империалист и казанский хан Ядыгар сепаратист! Сепаратист Бабай со своим суаеренитетом и импереалисты Татары ,кто ему не дал тут организовать с азатлычниками граждаскую войну как в ЧЕЧНЕ Дудаев с Босаевым!

  • Анонимно
    16.02.2019 09:46

    Сказав А надо потом огласить и остальные буквы алфавита.А то уж очень такой положительный получается этот простой парень Чингисхан.Как прекрасно звучит - заплати ясак и делай что хочешь.Только надо упомянуть что до ясака всех пленных взрослых мужиков включали в войско в качестве первой волны при последующих захватах других территорий если они сдавались на милость победителю а если не сдавались то просто уничтожали ну а остальных гнали в рабство.И только тех кто как то уцелел потом обкладывали ясаком.На Русь Чингисхан принёс мат и дикость от которых мы уже 700 лет не можем избавиться.И Русь его отторгла как чужеродный элемент.Да и другие народы тоже.Все завоеватели в конечном счёте наказывали свои народы сами своими руками истребив их на пути своих завоеваний.Вот и ищем мы до сих пор кто такие и откуда пришли эти самые монголы.

    • Анонимно
      16.02.2019 11:00

      09:46 А что то везде пишут что мат это руское изобретение ? Так если посмотреть в татарском очень мало мата ,в основном перевод с русского.
      Может в монгольском мата много ?

    • Анонимно
      16.02.2019 11:28

      09.46

      а что сейчас нет всеобщей воинской повинности?

      и можно не ходить в армию?

      он как гений просто опередил время

    • Анонимно
      16.02.2019 15:43

      На Русь Чингисхан принёс мат и дикость от которых мы уже 700 лет не можем избавиться.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/413667

      "Матерен език" по-болгарски означает "родной, материнский язык".

      Матерные слова в русском языке - в основном финно-угорские. Присланные с Балкан учителя (а церковно-славянский - это староболгарский) запрещали местным жителям говорить на родном языке.

      Изучающие финский язык убеждаются, что самые обычные слова похожи на табуированные в русском языке. Таким образом, мат - последствие ассимиляции финно-угорских народов. Их ругали за разговор на родных языках. В этом все дело.

    • Анонимно
      16.02.2019 16:32

      Только надо упомянуть что до ясака всех пленных взрослых мужиков включали в войско в качестве первой волны при последующих захватах других территорий если они сдавались на милость победителю а если не сдавались то просто уничтожали ну а остальных гнали в рабство.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/413667

      А здесь описаны действия западных колонизаторов 18-19 века ппо отношению к предкам народов РФ, включая русских. Захватили-ассимилировали-вырастили новое пушечное мясо -захватили следующих. И так несколько раз.

  • Анонимно
    16.02.2019 10:36

    В русских семьях маленьких детей до сих пор пугают бабайкой - вот придёт бабайка и утащит тебя. (и меня, и моих родителей, и моих дедушек-бабушек пугали бабайкой) Причём это говорится не осознанно, а машинально. На подкорке "бабайка" - это злой страшный человек, который может утащить. В современных отечественных мультфильмах "бабайка" так же присутствует - это отрицательный персонаж. В одном популярном современном мультике, который каждый день идёт по тв, "бабайке" посвящена целая серия. В этой серии персонажи пугают друг друга бабайкой, а в конце серии резюмируют - бабайка НЕ СУЩЕСТВУЕТ, поэтому его не надо бояться.

    • Анонимно
      16.02.2019 11:13

      Что за бред? Никто никогда никем не пугал. Все едино было: что Баба Яга, что Чиполино, что эпос Едигей, что Слово о полку Игореве- наследие старины глубокой.
      Вправду сказать, по детям видно, как их воспитывают и какой у них психотип. Одни смотрят прямо, готовые контактировать, другие прячут глаза. ...Те которые прячут....с ними труднее. Пока они откроются....сто потов сойдет.

  • Анонимно
    16.02.2019 11:03

    Простой вопрос, на фото изображены алтайцы, как вы считате эти люди похожи на татар ?

  • Булгарин
    16.02.2019 11:29

    Из одной части к другой в своих статьях автор навязывает читателю две основные мысли. Первая мысль, что славяне и тюрки один народ. И они являются наследниками Золотой Орды. Вторая мысль, что врагом является Запад, и ему еще с тех времен противостоял такой великий человек как Чингисхан. Мы тут сами с усами и не надо к нам лезть со своими понятиями и принципами. Есть вот те самые законы, которые еще Чингисхан нам завещал исполнять, вот и надо их придерживаться, нечего там про свободу слова, про права человека, про демократию и сменяемость власти толдычить. Это все западное. Есть наше исконное, родное. А это – я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак. Начальнику видней, он выше сидит и все видит. Он и ведет нас. Вот примерно так можно расписать все эти статьи.

    И прав ведь автор. Чем примитивней общественный строй, тем более востребован такой человек, которого можно назвать неким подобием Чингисхана. Да, в те далекие времена многие этим грешили. Как можно было установить некий порядок в большой степи, где бродили кочевники. Также как и сейчас. Как можно управлять такой большой страной как Россия? Только через авторитарный стиль. Есть царь, так условно, вот он и управляет оттуда сверху. Но вот удобно ли жить в таком обществе, когда за любой мелочью, который не исполняет местный вождь, надо бить челом на самый верх. И, если честно, то Россия так и живет из века в век. Потому и родимые пятна, в виде повсеместной коррупции, казнокрадства, телефонного права, кумовства, и почти полного бесправия самих подданных.

    И опять звенят мечами и доспехами в преддверии Дня победы. Опять одетые в формы даже маленькие девочки. Это тоже символ страны, где всегда востребовано пушечное мясо. Опять будут раскатывать по улицам иномарки, обычно немецкие, с надписями «На Берлин!», «Можем повторить!» и т.д. И это тоже наследие Золотой Орды. Война или подготовка к ней становится основным смыслом жизни страны. Это укрепляет власть, построенная на безусловном подчинении одному человеку.

    • Анонимно
      16.02.2019 13:25

      Короче надо уметь выражать свои мысли - не в "примитивном общественном строе" живём.

      • Булгарин
        16.02.2019 13:59

        Вот ведь какой настырный. Попала в голову одна мысль, что надо писать короче, так и не отпускает. Уже, видимо, на уровне рефлексов при виде моего ника. Тут только врачи могут помочь.

    • Анонимно
      16.02.2019 14:17

      1. Славян нет, их уничтожили.
      2. Наследия Улуса Джучи тоже нет. Все развалилось от безделья и безграмотности.
      3.Запад всегда прирастал с севера и востока, землями и культурой.
      4. У киевских, а потом московских князей были собственные уложения.
      5. Общество может состоять из родов, общин, племен и государства. Какое и где находится примитивное общество обсуждать, наверно, не приходится....и так видно.

  • Анонимно
    16.02.2019 13:13

    Концовка смазана. Нынешний "Бессмертный полк" на демонстрации притянут за уши. Также надо отметить, что произведение Гали Еникеева "Корона ордынской империи" гораздо цельнее. Там каждое утверждение обосновывается как теорема, на основе своих аксиом.
    Но в целом статья Рустама Курчакова великолепная.

  • Анонимно
    16.02.2019 13:14

    //Современный европейский взгляд на историю признает величие Чингисхана (ЮНЕСКО даже объявляло «Год Чингисхана»). Важно понимать — как и почему?


    Почему? Потому что Chinese Han = китайский хан, портрет китайца прилагается. Европейцы признают величию своего вклада в культуру.

    Как? Во время колонизации Азии и территории современного Китая европейцы попутно сочиняли историю о диких временах и нравах прошлого. Сочиняли так, чтобы было зрелищно. А взрослые люди ищут потаенный смысл.

    Конфуций (лат. Confessio - вероисповедание) - тоже всемирное наследие. По легенде, его труды намного опередили время и Вольтер почему-то во многом с ним перекликается ...

    • Анонимно
      16.02.2019 14:12

      Погуглите для интереса, КОГДА жил Чингисхан и КОГДА был создан портрет Чингисхана. Потом почитайте, из КАКОГО РОДА произошел Чингисхан.

      Сами-сами... Тут вам не ликбез...

      • Анонимно
        16.02.2019 16:54

        Вот смотрите:
        "Борджигин. Основателем рода кият был Хабул, первый общемонгольский хан, прадед Чингисхана".

        А сейчас сюда:
        "Бо́рджиа, точнее Бо́рджа — испано-итальянский дворянский род .

        РОД Бо́рджиа ПОДАРИЛ КАТОЛИЧЕСКОМУ МИРУ 2 ПАП и два десятка КАРДИНАЛОВ."

        "Татаро-монгольское иго" - художественный вымысел правящих европейских династий для оправдания колонизации народов Поволжья, Кавказа и Азии 18-19-20 веков. До сих пор отрицательно влияет на отношения между народами.

  • Анонимно
    16.02.2019 14:51

    Статья Курчакова Р.С., как всегда полна парадоксов, туманна и намеков, но в целом носит позитивный характер. пробуждает мысль, дает направление задуматься о корнях, показывает непрерывную путеводную "нить Ариадны", дающую выход к истокам из пещеры мрака современности. Для людей, ищущих не религию как бегство от мира, а веру как путь к Истине, Курчаков дает правильные подсказки и намеки. Понятно, что он сам только ищущий и нащупывающий ответы в наше суровое время, не пророк пока, но многие догадки верны. Рационально-западного человека типа уважаемого Булгарина это беспредельно раздражает (ему выложи и положь на полочку - все должно быть как в учебнике математики или физики), но таков путь к Истине и истокам - он всегда тревожен и сложен и неоднозначен. Казанец

    • Булгарин
      16.02.2019 15:59

      Спасибо за уважение. Но все же позвольте не согласится с определением про рационально-западного человека, ищущему ответы на вопросы в учебниках математики и физик. Тут вы не правы. Как раз у меня много вопросов, на которые нет ответов в учебниках. Как раз рационально-западный человек и находится постоянно в поисках ответов на те вопросы, которые ему задает природа, а не на придуманные вопросы полные парадоксов, тумана и намеков, на которые и ответов то нет в принципе. Единственный вопрос, который возникает при чтении подобных статей, для чего они пишутся. Ведь в них нет ответа на свой же поставленный вопрос, нет ясности в понимании самой темы. В конце концов словами кота Матроскина - «Ой, чё это мы зря его кормим. Пусть пользу приносит.». Так в чем польза то? И кому?

      • Анонимно
        16.02.2019 21:11

        Уважаемый Булгарин! А вы читали Лао-цзы, осноположника китайской философской мысли? Он ещё более загадочен, чем Курчаков.

        • Булгарин
          16.02.2019 22:49

          Уважаемый! Нет, не читал Лао-цзы. Задали интересный вопрос. Читал Гегеля, Канта. Но это так. Скорее для упражнения разума. Там тоже, много чего есть загадочного. Но меня больше привлекает Огюст Конт, основоположник позитивизма. А еще более Бертран Рассел и Карл Поппер. Но и это немного в прошлом. Как не странно, с утра только вот опять листал и перечитывал большую работу Нильса Бора под названием «Дискуссия с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике». Если не читали, советую. Вот здесь как раз столько интересного. Два великих физика, положивших основу всем современным изменениям, которые произошли в мире, в науке, обсуждают проблемы гносеологии, которые возникли в науке с возникновением квантовой механики.

          Видите ли, мне кажется, что имеет смысл спорить, дискутировать о предметах, которые подчиняются принципу верификации. Хотя и тут есть место спорам, связанная с процедурой фальсификации. Это термины философского течения под названием позитивизм.

  • Анонимно
    16.02.2019 14:59

    Если твёрдо держаться за святой для татар город Булгар, ценить Ибн-Фадлана, то мы вписываемся в свои координаты. Волга впадает в Каспийское море, там ворота в Иран (Персию), в тюркский, арабский, исламский мир. Всё в шаговой доступности, можно соприкоснуться, мы часть этой системы, как самая северная ойкумена. А с наследием Чингисхана полный швах. Что то, когда то вроде бы было и растворилось в пространстве как дым в степи бесследно. Ни величественных руин древнейших городов, памятников архитектуры как в арабской Испании, письменных источников, многочисленных артефактов. Ничего не осталось кроме худой памяти в истории. Есть только серая, скучная, бедная и некрасивая страна Монголия, прямая наследница Темучина. Кому то сильно неймётся, шило в одном месте застряло, болезная страсть одолела примазаться к чужой, негативной славе. Если кто то лелеет мечту, мол РФ вот вот рухнет и татары как законные наследники приберут к рукам бесхозную территорию, то это тщетно. Есть мощный Китай, который схарчит всех "чингизидов" с бабаями академиками и не подавится. Одно интересно, кто это такой богатенький Буратино, щедро финансирующий неомонгольские фантазии.

    • Булгарин
      16.02.2019 16:47

      Полностью с вами согласен!

    • Анонимно
      16.02.2019 20:55

      16.02.2019 14:59
      Что интересно, китайцы называют Чингизхана "Великим КИТАЙСКИМ полководцем" и считают все, завоеванные им территории, неотъемлемой частью Китая!

    • Анонимно
      17.02.2019 09:22

      А с наследием Чингисхана полный швах. Что то, когда то вроде бы было и растворилось в пространстве как дым в степи бесследно. Ни величественных руин древнейших городов, памятников архитектуры как в арабской Испании, письменных источников, многочисленных артефактов.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»:
      - Наследие Чингизхана в развалинах городов Сарай - Бату и Сарай - Беркэ (между Астраханью и Волгоградом), которую растаскали и растаскивают на свои нужды близлежащие население при полном безразличии и попустительстве властей.
      - Наследие Чингизхана в произведениях Сәйф Сараи (1321-1396), поэт-философ Золотой Орды, который писал:
      «Яманга игелек кылсаң, сузып кул,
      Илеңдән дәүләтең алмак теләр ул», как в воду глянул...
      - Наследие Золотой Орды в государстве, которую построила им , защитила от крестоносцев, дала им возможность развивать религию, создать финансовую систему, армию, дороги, почту, а в ответ: "Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился “крестовый поход” христолюбивого воинства против казанцев...Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно – бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных
      уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены», М.Г.Худяков “Очерки по истории Казанского ханства”.
      Так, может, в год 950 летия Золотой Орды и года его основателя (определен ЮНЕСКО)- Чингиз Хана начнем восстанавливать руины столицы Золотой Орды - Сарая?

      • Анонимно
        17.02.2019 10:27

        Конечно! Надо срочно начать восстанавливать руины Сарая - только определиться, которого из двух Сараев сначала, которого попозже? А рядом построить частный космодром для космических туристов. Там же рядом разводить котят снежного барса, чтобы выпускать их в горах Алтая, как только они подрастут. Главное, на новой и красивой центральной площади города Сарая поставить скульптуру таинственной Хранительницы...

  • ПанАлекс
    16.02.2019 19:19

    Сколько фальшивой истории приписывают Чингиз-Хану, начиная с адреса - нынешней Монголии, где он и его народ никогда не был! (Просто те, кто считал себя потомками Моголов ушел в 16-17 веке в нынешнюю Монголию и назвал так эту страну. Такой же парадокс, как с территорией Китая на юге Поволжья, чьи руководители во время восстания Разина снялись со своей территории и ушли в нынешний Китай, основав там новую династию).
    Чингиз-Хан вообще то фактически татарин, тенгринианец, дети и внуки которого приняли христианство и ислам - с тем же Богом! И его "захватнические" походы имели цель распространения Ясы для тех, кто не выполняет нормы закона! И в тех краях прекращались междоусобные войны! Если по новому закону Ясы везде под страхом смерти запрещено разрушать церкви, мечети, синагоги, убивать и лишать свободы религиозных деятелей, грабить и убивать купцов и послов, то это разве плохо?
    Вот настоящая история: когда Батый подошел к Киеву, то тот уже был в руинах - братья-князья за год 8 раз с войсками отбивали его друг у друга! Но после установления верховной власти Чингиз-Хана , в Киев сразу поперли купцы на ярмарки, ремесленники и строители.
    Но всю историю про Чингиз-Хана извратили и переврали по инициативе европейцев-папистов. Вот как фамилия Романовы - это от слова "роме"- римляне, римская церковь...

    • Анонимно
      16.02.2019 21:09

      Не ожидал такого евразийского взгляда от ПанАлекса, уважуха. Спасибо!

      • Анонимно
        17.02.2019 22:18

        Признаюсь, так же очень удивлен. ПАНАЛЕКС эволюционирует. Быть может он сейчас за реальную федерацию в РФ и за сохранение обязательного изучения в школах государственного татарского языка? Хорошая информация перед сном. Карабай

    • Молодец ПАН Алекс! И Чингисхану и Батыю за все что он сделал для создания России надо поставить памятники во всех городах России! Правда у меня есть книга История Монголов ,написннвя еще тогда в Китае китайскими истриками и он монгол и он Татар мужчин выше колеса арбы убивал за то что они сделали его сиротой и он несколько лет жил с козой ,пряиаясь в горах ,а женщин и мальчиков кто ниже колеса оставлял и эти подросшие воины и родившиеся от татарок стали потом монголо татарами! Кстати он Субедея наказал в той книге написано за то что они пленным русским сдирали кожи с лица тоже кто оказывал сопротиаление ,говоря что это не по тенгриански ! И говорил мы тогда не создадим империю многонациональную и Русские не будут нас поддерживать,и Субедей так больше не делал ,но Русские больше не оказывали сопротивления Зная на что способны Монголо татары ,а кипчаки и другие тюркские народы наши предки в основном создали Золотую орду во главе с Батыем !А потом смешавшись с русскими, сакалибами и сарматами , мордвой,марийцами,чувашами и удмуртами создали Казанских татар! А кипчаки и хазары смешавшись с венграми и частично с евреями из Хазарии создали татар мишар!

    • Анонимно
      17.02.2019 08:46

      Получается Ясам Чингис хана не следовали его же потомки.

  • Анонимно
    17.02.2019 00:11

    Отличная статья.

  • Анонимно
    17.02.2019 04:31

    Мудрая статья! Чтобы современному человеку понять Тенгрэ, надо ему быть очень умным. Современная жизнь подменяет ум набором знаний и далеко не философских. Да и традиционные религии упрощают человеку взгляд на божественное устройство мира и человеческой жизни. Глубина понимания подменяется массовым набором штампов поведения и взглядов. Сложность жизненных процессов вносится в сознание мягко говоря в виде "таблицы умножения". Так легче объяснить? Так легче жить? Примитивизм в формировании сознания вряд ли приведёт общество к "светлому будущему". Ошибочный тезис, что общество должно работать на потребности человека, деградирует само общество и человека. Этот путь против Тенгрэ! Человек должен работать на природу и общество - в этом проявляется его связь с Богом.

  • Анонимно
    17.02.2019 22:27

    Рустема Курчакова можно сравнить с философом, который пытается пролить свет народу на его забытое прошлое. И делает это завораживающе. Такое впечатление, что он пишет свой текст не кирилицей и не арабской вязью, а рунами , понятными только татарам. Спасибо за ваши удивительные способности мыслить и высказывать свои мысли. С удовольствием прочту ваши следующие статьи. Карабай

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль