Политика 
19.03.2019

«…То есть остаюсь с вами»: станет ли Назарбаев казахским Дэн Сяопином?

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, взаправду ли Елбасы передает власть преемнику, подписав в прямом эфире указ о своей отставке

«Мы поставили Казахстан на карту мира, где его не было как государства», — констатировал Нурсултан Назарбаев, объявляя сегодня о своем уходе с должности президента. С завтрашнего дня Елбасы официально перестанет быть президентом, но зато останется председателем совета безопасности, наделенного широкими полномочиями, а также лидером правящей партии «Нур» и Конституционного Совета. Своим преемником он видит 65-летнего спикера парламента — Касым-Жомарта Токаева.


«ПАЛА СОВЕТСКАЯ ИМПЕРИЯ, ОСТАВИВ НАМ НЕРАЗБЕРИХУ И ДУШЕВНУЮ СМУТУ»

Каждого правителя, каким бы могучим он ни был, ждет в конце пути кончина или отставка. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще раз подтвердил свою славу восточного мудреца: между смертью и отставкой он выбрал, конечно же, отставку. Политический небосвод, где звезда Назарбаева еще вчера сияла немеркнущим светом, он покинул со стремительностью кометы, когда этого от него давно уже никто не ждал. Все настолько привыкли к тому, что он «вечный», что другого Елбасы никто уже не мог себе представить. Но будущее непредсказуемо и коварно, как об этом не раз говорил сам Нурсултан Абишевич. «Многие спрашивают: что будет через 10 лет? — как-то рассуждал он. — А мы не знаем, что завтра будет. Наша планета — песчинка в галактике, в космосе. Может, подвергнется астероидным атакам. Может ударить вулкан…»

И вот вулкан все-таки ударил: 19 марта Назарбаев официально объявил, что уходит с поста президента, который он занимал почти 30 лет (в СМИ обычно пишут, что с апреля 1990 года, но это не так; правильнее — с июня 1989-го, когда будущего Елбасы назначили первым секретарем ЦК КП Казахской ССР). Еще днем Астана жила в патриархальном покое, однако информационные агентства республики уже распространили анонс экстренного телевизионного выступления Нурсултана Абишевича в 19:00 (16:00 по мск). И он появился на экранах точно в срок: как и всегда, на фоне национального голубого полотнища с солнцем и парящим орлом. «Я принял непростое решение — сложить с себя полномочия президента Казахстана, — заявил Елбасы (обращение транслировалось на русском языке). — В этом году исполняется 30 лет моего нахождения на посту высшего руководителя нашей страны. Я был удостоен великой чести моим народом стать первым президентом независимого Казахстана. Вспомним те времена, которые мы пережили. Как пала советская империя, оставив нам неразбериху, душевную смуту, разрушенную экономику и политику. Тогда ВВП сократился вдвое, не хватало продовольствия и товаров первой необходимости. В одночасье остановились все крупнейшие заводы. Казалось, наступил коллапс. Это был вызов. И мы его приняли. Стали энергично прокладывать свой казахстанский путь развития».

Казахстан замер у телеэкранов: все понимали, что, как бы они ни относились к Елбасы, на их глазах происходит историческое событие — уходит в небытие целая эпоха, связанная с этим уже пожилым и усталым 78-летним человеком. То, о чем он говорил, перечисляя достижения «независимого Казахстана», могли припомнить разве что старшие поколения республики, а молодежь внимала воспоминаниям своего лидера как былинным напевам о сказочных временах богатуров. «Нам удалось поднять объем экономики в 15 раз, а доходы населения — в 9 раз (в долларовом выражении), что позволило сократить уровень бедности почти в 10 раз, — перечислял тем временем Нурсултан Абишевич. — Казахстан перешел от аграрной экономики к промышленно-сервисной. Построен новый инфраструктурный каркас страны. Автомобильными, железнодорожными дорогами связаны все регионы страны. А авиационные маршруты дают нам возможность открывать для себя новые уголки мира. Казахстан стал крупным государством не только по территории. Сегодня нас уже более 18 миллионов человек. Недалек рубеж — 20 миллионов. Мы вошли в число 50 развитых стран мира. Разработана программа развития до 2050 года. Цель — войти в число 30 самых развитых стран…»

Елбасы говорил ровным и даже каким-то бесцветным голосом, но в середине выступления не выдержал и едва заметно вздохнул, как бы показывая, что цель войти в глобальную «тридцатку» — уже не его, а кого-то другого, кто взойдет после него на президентский трон. Удел же Нурсултана Абишевича — воспоминания. «Мы сумели на руинах СССР построить успешное казахстанское государство с современной рыночной экономикой, создать мир и стабильность внутри многоэтнического и многоконфессионального Казахстана, — продолжил Назарбаев. — Впервые в нашей многовековой истории обеспечили международно-правовое признание Республики Казахстан. Поставили Казахстан на карту мира, где его не было как государства. У нас есть свой флаг, гимн, герб. Впервые в истории страны мы построили свою столицу. Астана — это осязаемое олицетворение всех наших достижений и побед. Все это мы сделали вместе, дорогие мои казахстанцы. Все эти годы вы поддерживали меня на всех выборах, поддерживали мои инициативы. Я был удостоен великой чести служить моему великому народу, родной стране. Огромное спасибо вам, моему народу, и низкий поклон».

На этом лирическая часть обращения Назарбаева подошла к концу. Указ о своей отставке Нурсултан Абишевич подписал в прямом эфире. Но мир все еще ждал от Елбасы ответа на самый жгучий вопрос: что будет после него? И, главное, кто? К чести экс-президента Казахстана, он не стал создавать интригу и тотчас же назвал имя своего преемника, которое так давно жаждали от него услышать.

Касым-Жомарт Токаев Касым-Жомарту Токаеву 65 лет, именно он — автор формулы казахстанского «просвещенного авторитаризма»: «сильный президент, авторитетный парламент и подотчетное правительство» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

«ТОКАЕВ — ИМЕННО ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОМУ МЫ МОЖЕМ ДОВЕРИТЬ УПРАВЛЕНИЕ КАЗАХСТАНОМ»

Прежде чем выпустить на волю имя преемника-джинна, Нурсултан Абишевич прозрачно дал понять, что по большому счету никуда не уходит, поскольку остается председателем совета безопасности, который «наделен серьезными полномочиями», и председателем правящей партии «Нур Отан», а также членом Конституционного Совета. «То есть остаюсь с вами, — пояснил Елбасы. — Заботы страны и народа остаются моими заботами».

Тут же выяснилось, что не зря еще в феврале Назарбаев интересовался у Конституционного Совета возможностями для досрочного прекращения полномочий главы государства и недаром получил фактическое благословение стражей казахстанской Конституции на отставку. Дальнейшие его действия были, как теперь становится понятным, лишь «зачисткой поляны»: 21 февраля он с позором отправил в отставку премьера РК Бакытжана Сагинтаева вместе со всем его кабмином, 27 февраля произвел «перезагрузку» «Нур Отан», провозгласив новый, социально ориентированный, курс партии, а еще спустя месяц своими руками произвел государственный переворот, отстранившись от должности и указав всем на нового вероятного президента Казахстана — спикера парламента Касым-Жомарта Токаева.

«Вы его хорошо знаете, — напомнил соотечественникам Елбасы. — Он выпускник МГИМО, доктор наук. Свободно владеет английским и китайским языками. Прошел большой путь на руководящих должностях республики. Был министром иностранных дел в годы становления внешней политики страны, работал вице-премьер-министром и премьер-министром страны, председателем сената. Знает страну, ее экономику и политику. Выдвигался и работал заместителем генерального секретаря ООН. Это было большим признанием его заслуг как дипломата и знаком доверия к Казахстану. Рядом со мной он работает с первых дней независимости Казахстана. Я хорошо его знаю. Он человек честный, ответственный и обязательный. Поддерживает всецело проводимую политику внутри страны и вовне. Все программы разрабатывались и принимались с его участием. Я верю, что Токаев — именно тот человек, кому мы можем доверить управление Казахстаном».

Добавим, что Токаеву 65 лет, именно он — автор формулы казахстанского «просвещенного авторитаризма»: «сильный президент, авторитетный парламент и подотчетное правительство». Впрочем, не исключено, что теперь эта триединая формулировка будет пересмотрена в связи с тем, что президентов и спикеров в стране может быть еще много, а вот Елбасы — только один. К тому же до очередных президентских выборов Касым-Жомарт обречен носить приставку и. о. Завтра в 12:00 теперь уже бывший спикер парламента торжественно вступит в должность «местоблюстителя» президентского кресла. Дальнейшая его судьба будет зависеть от очередной избирательной кампании, которая, скорее всего, окажется досрочной (как это и принято в Казахстане).

Нурсултан Назарбаев С 20 марта 2019 года Нурсултан Назарбаев официально перестанет быть президентом, но останется председателем совета безопасности, наделенного широкими полномочиями, а также лидером правящей партии «Нур» и Конституционного совета Фото: kremlin.ru

«Я СЫН, ВНУК И ПРАВНУК ЧАБАНОВ, ТО ЕСТЬ НЕ ИЗ ДВОРЯН»

Напомним, что «вечный» Назарбаев родился в 1940 году в селе Чемолган Каскеленского района Алма-Атинской области в семье Абиша и Альжан — обычных крестьян. Биографы Нурсултана Абишевича отдельно подчеркивают, что он происходил из рода шапрашты Старшего жуза. Сам Назарбаев, как говорят, с детства знал свою родословную до 12-го колена. Считается, что его прямым предком в 8-м колене был Карасай батыр, который в XVII веке отличился подвигами в войне с джунгарами. При этом, как установили биографы, дед Назарбай был зажиточным человеком, владел водяной мельницей и арыком (оросительный канал). «В последнее время мода кичиться „пролетарским“ происхождением неожиданно сменилась другим поветрием: искать и во чтобы бы то ни стало находить у своих предков „голубую“ кровь. Не было ее в нашем роду никогда. Я сын, внук и правнук чабанов, то есть не из дворян», — писал о себе сам Назарбаев в книге «Без правых и левых».

Сначала, казалось, ничего не предвещало в жизни молодого Нурсултана столь головокружительной политической карьеры и такого долгого президентства. В 1960 году он окончил ПТУ №22 в украинском Днепродзержинске, но вернулся в Казахстан, где устроился простым рабочим стройуправления треста «Казметаллургстрой» в Темиртау. Затем трудился на Карагандинском металлургическом комбинате чугунщиком разливочных машин и за несколько лет дорос до старшего газовщика доменного цеха. Уже работая там, Назарбаев поступил и окончил в 27 лет ВТУЗ при заводе.

Первые политические шаги он тоже сделал на родном предприятии, когда в 1973 году стал секретарем парткома комбината. Спустя пять лет Назарбаев уже дорос сначала до второго, а потом и секретаря Карагандинского обкома партии, откуда прямиком пересел в кресло секретаря Центрального комитета Компартии Казахстана.

Спустя еще пятилетку, в 1984 году, набрав политический вес, Нурсултан Абишевич уже становится председателем Совета министров Казахской ССР, а к закату Советского Союза с 1989 по 1991 год возглавлял ЦК Компартии Казахстана и совсем недолго — чуть меньше года, до 23 августа 1991-го, — являлся членом Политбюро ЦК КПСС.

Весной 1990 года Верховный Совет КазССР избрал Назарбаева на безальтернативной основе президентом. При этом Нурсултан Абишевич до последнего выступал за сохранение Советского Союза и в апреле 1991 года ездил в Ново-Огарево на переговоры о заключении нового союзного договора. Более того, Михаил Горбачев и Борис Ельцин даже условились, что Назарбаев может стать председателем правительства Союза Суверенных Государств, но августовский путч ГКЧП смешал все карты. А Назарбаев уже 29 августа 1991 года объявил о выходе из КПСС.

1 декабря в Казахстане прошли выборы президента. Правда, других кандидатов, кроме Назарбаева, в бюллетене не было. С результатом 98,7% голосов избирателей он стал президентом республики.

Однако в Беловежскую пущу Назарбаев не поехал. Как вспоминал бывший председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич, Нурсултана Абишевича туда тоже звали. «Ельцин по громкой связи дозвонился до него в правительственный самолет, на котором тот летел в Москву. На предложение приехать к нам он согласился. Только с одним условием — дозаправлюсь в Москве. Потом связь исчезла. Офицеры связи в самолете отвечали, что по техническим причинам Назарбаев прилететь не сможет. А чуть позже он делает заявление, что никогда бы не подписал такое соглашение», — рассказывал он в одном из интервью (орфография и пунктуация первоисточника сохраненыприм. ред.). По словам Шушкевича, Назарбаев вместо этого отправился к Горбачеву, а тот пообещал ему место председателя Верховного Совета СССР. «И тот согласился», — утверждал экс-председатель Верховного Совета Белоруссии.

Как бы то ни было, уже 16 декабря 1991 года Казахстан объявил о независимости, Назарбаев стал президентом уже отдельной страны. С тех самых пор длилось президентство бессменного Нурсултана Абишевича. Так, в апреле 1995 года его полномочия были продлены референдумом до 2000-го. К подобной идее о плебисците возвращались еще в 2010 году, предлагая продлить его полномочия сразу на 10 лет, однако тогда сам Назарбаев отклонил такое предложение, но согласился провести досрочные выборы. В итоге он был переизбран президентом в четвертый раз до декабря 2016 года с итогом 95,5% голосов. Правда, та предвыборная кампания была омрачена протестами нефтяников в Мангистауской области, которые сначала требовали выплаты отраслевых и региональных коэффициентов к зарплате, а потом и вовсе отставки президента. Наконец, еще одни досрочные выборы состоялись в марте 2015-го, когда Назарбаев вновь вынес конкурентов с разгромными 97,75% голосов избирателей.

Известно, что он женился еще в 1962 году на Саре Назарбаевой (в девичестве Конакаевой). У них три дочери — Дарига, Динара и Алия. Старшая дочь — депутат сената парламента Казахстана. Среднюю дочь называют самой богатой женщиной Казахстана. Она возглавляет фонд образования имени своего отца и является крупным акционером Народного банка Казахстана. Наконец, младшая дочь руководит строительной компанией «Элитстрой». У Нурсултана Назарбаева восемь внуков и пять правнуков.

«Даже если Путин тоже уйдет до истечения своего срока, то он уже будет вторичен по отношению к Назарбаеву, который, как космонавт в космосе, первым всегда будет один» Фото: kremlin.ru

«Что бы ни делал Путин, но Назарбаев — это номер один»

«БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать своих экспертов, была ли отставка Елбасы неожиданной и отставка ли это вообще или же «вечный Назарбаев» найдет способ остаться во власти.

Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:

— Эта отставка не была для меня неожиданной. Она просто показала, что среди наших политических деятелей это политик номер один. Что бы ни делал Путин и как бы часто Владимира Владимировича не упоминали в мире, но Назарбаев — это номер один. Это человек, который просчитывает все на несколько шагов вперед, который вовремя уходит, обеспечивая преемственность. Я отмечу, что до того, как уйти, он отправил в отставку правительство, будучи неудовлетворенным его работой. Но дело не в этом. Я думаю, что Назарбаев любит Казахстан больше, чем самого себя. Это заметно. И он смог в короткий срок добиться большего, чем, к примеру, все руководство Украины вместе взятое. С точки зрения многовекторности политики, с точки зрения суверенитета. Казахстан переходит на латиницу — мы по этому поводу на себе волосы не рвем. В Казахстане второй язык, английский, становится чуть ли не государственным, его все учат — мы на себе волосы не рвем. Казахстан диверсифицирует свои отношения с внешним миром, в экономике данной страны большую роль играют западные инвестиции и Китай — мы на себе волосы не рвем. То есть он из страны, будущее которой было под большим вопросом, сделал динамично развивающееся и устойчивое государство. Сейчас Назарбаев проведет трансфер власти. Естественно, для того, чтобы обеспечить преемственность своей политики. А он больше любит свою политику и свой курс, чем самого себя. То есть для Нурсултана Абишевича власть не самоцель, а средство, в этом смысле даже если Путин тоже уйдет до истечения своего срока, то он уже будет вторичен по отношению к Назарбаеву, который как космонавт в космосе... Ты можешь полететь вторым, у тебя задание будет более сложным, но первым всегда будет один. В общем, я думаю, что Назарбаев сегодня сделал очень сильный ход.

Безусловно, он найдет способ контролировать власть, потому что способ сохранения власти — это сохранение авторитета. У любой вещи, у любого человека есть срок эксплуатации, срок годности. И каждый умный политик уходит на пике карьеры и остается вписанным в историю, все равняются на него…

…Так что в любом случае рейтинг Назарбаева сейчас точно идет вверх. Если речь идет о сколько-нибудь демократической стране, где проходят честные выборы, то рейтинг политика — это главное, ключевое. Поэтому я думаю, что сегодня рейтинг Назарбаева вырос просто до тех высот, которые были у него в самые лучшие годы. И неважно, кто его заменит, значимо, что это будет человек, которому Назарбаев доверяет.

Сагит Джаксыбаев — руководитель РОО «Национально-культурная автономия казахов РТ „Казахстан“»:

— Для меня эта отставка не была неожиданной. Я думаю, она реальная: возраст, здоровье… Токаев — очень влиятельный человек в Казахстане. Я просто уверен, что вся та линия, которую проводил Назарбаев, останется... во внешней, во внутренней политике. А это самое главное. Глубоко изучая эти процессы, я вижу, что все было сделано правильно и делалось правильно. Назарбаевым принят ряд документов и программ долгосрочного порядка. И следование этим программам и проектам обеспечит сохранение данного курса. В общем, я очень спокойно отношусь ко всему этому. Я и сам считал, что именно Токаев должен сменить Назарбаева на посту главы государства. Он был министром иностранных дел и в силовых структурах, кажется, поработал. Человек высокоинтеллектуальный. Для Казахстана это очень важно.

Эдуард Полетаев — руководитель общественного фонда «Мир Евразии»:

— Отставка для меня была неожиданной, но это фирменный стиль президента, когда важные политические решения принимаются непредсказуемо. Многие решения не просчитывались сторонними наблюдателями, отставка в том числе. В Казахстане с начала года ходили разговоры о возможном транзите власти или прекращении полномочий, но президент сказал, что все будет согласно Конституции, и все замолчали. Стали ждать 2020 года и очередных выборов. Сейчас большинство казахстанцев находятся в периоде осмысления произошедшего. Глава государства все-таки 30 лет у власти, теперь необходимо думать, как жить дальше.

Хотя надо признать, что президент оставил под контролем ситуацию в стране. Он остается на трех должностях — председателем совета безопасности, председателем правящей партии «Нур Отан» и главой Конституционного Совета. Это существенные рычаги влияния на всю исполнительную власть. Формально наступила новая эпоха, но в реальности она будет происходить под контролем Назарбаева.

В фигуре будущего президента можно тоже ожидать неожиданностей. Такаев является знаковым человеком в политической элите и всегда рассматривался как один из потенциальных преемников. Вопрос в том, будет ли он транзитной персоной или за него проголосует народ. Период перехода будет долгим: завтра на совместном заседании палат только объявят о передачи власти, Такаев принесет присягу, став вторым президентом Казахстана. Далее будет период ожиданий, предложений и анализа настроений народа, когда и определятся будущие кандидаты для президентской гонки.

Назарбаев в выступлении не зря апеллировал к народу страны. Он сам заявил, что будет до конца служить народу Казахстана, но теперь ему предстоит заниматься стратегическими вопросами. Отказ от президентства даст освобождение от рутинных процедур: встреч, выступлений, визитов — это отнимает много сил. И не случайно заявление было сделано в официально объявленный Год молодежи. Намек на дорогу для молодых. 


«ОН ИЗБРАЛ СТАЛИНСКУЮ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ, И ЭТО МОЖЕТ КОНЧИТЬСЯ ПЛАЧЕВНО»

Айгуль Соловьева — депутат мажилиса парламента Республики Казахстан IV и V созывов:

— Отставка не особо удивила. Все последние политические события указывали на то, что перемены будут. Сложно было предугадать конкретные шаги, но их ожидали.

Нельзя точно сказать, кто сейчас может заменить на посту Назарбаева. Должны быть конкурентные выборы. Я думаю, что они не пройдут так единодушно, как раньше. Такаев больше транзитная фигура, так как все процессы по передачи власти утрясутся только к декабрю. Ему на равных придется участвовать в президентской гонке и дебатах.

Сложение полномочий — это избавление от тяжелого груза. Все-таки столько лет руководить страной... Может быть, пришло желание пожить для себя. Но курс Казахстана мало изменится, так как, по Конституции, совету безопасности передали большие полномочия, а Назарбаев как раз станет его главой, обретя статус лидера нации. 

Алексей Мухин — генеральный директор центра политической информации:

— Да, конечно, отставка Назарбаева была для меня неожиданной, как и для всех. Мне кажется, что Нурсултан Абишевич начал большую игру по выявлению уровня лояльности представителей своих элит. Это раз. Второе: он избрал сталинскую модель управления страной. То есть не с первых позиций, а с позиций «отца нации». И третье: это может закончиться для Казахстана плачевно, потому что в случае преждевременного ухода Назарбаева может спровоцировать очень серьезную турбулентность. То есть тот искусственный кризис, который он сейчас создал, может сыграть против него.

Каким способом Назарбаев будет контролировать власть? Находясь, условно говоря, на вторых позициях. С помощью партии — он остается ее главой, с помощью совета безопасности — он остается его главой, с помощью Конституционного суда — он фактически остается его главой. Сейчас Назарбаева на посту президента никто не может заменить, но в этом и смысл. Для того чтобы понять конфигурацию постназарбаевского Казахстана, он, собственно, данную игру и начал. И все это может закончится плавным переходом, таким трансфером власти, в классическом, хорошем смысле этого слова, а может закончиться катастрофой.

Россия от этой катастрофы никак не пострадает. Наши отношения настолько формализованы, зарегулированы (в хорошем смысле этого слова), есть огромное количество соглашений, договоров, что на ближайшую перспективу такая инертность обеспечит нам стабильное существование. В том же режиме, в котором мы сейчас находимся.

Владимир Беляев — доктор политических наук, профессор, завкафедрой социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ:

— Да, конечно, эта отставка была для меня совершенно неожиданной. Я думал, что Назарбаев до смерти будет президентом. Видимо, он как-то договорился с элитами о том, что с ним будет примерно то же, что с Шаймиевым здесь, то есть сохранят все привилегии, все почести — и это даст ему возможность существовать и безбедно, и беспроблемно в отношении перспектив, а главное — все-таки не напрягаясь так, как прежде, потому что возраст у него уже большой. По моему мнению, его заменит кто-то более радикальный в национальных отношениях, что опасно, потому что там не только русский не может пройти в президенты, там и русскоязычный городской казах не имеет такой возможности. Городские казахи ведь совершенно без акцента, как татары у нас, говорят по-русски. Они совершенно европеизированные. И их всячески отстраняют. Как у нас городскую номенклатуру в свое время двумя этапами отстранили от руля, на рубеже 1991–1992 годов и в 1998-м, так и у них это происходит интенсивно, постоянно и везде. Сельская номенклатура — наиболее лояльная, менее квалифицированная, менее всесторонне развитая, главное, сервильная — занимает все посты.

Как тогда будет развиваться Казахстан? Так же — под эгидой США. Первое время сохранится такой же уровень развития, а дальше… Если здоровые силы возобладают, то вернут хотя бы на уровень Назарбаева. А если нет, то будет деградация. Не как на Украине, но все-таки.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (95) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.03.2019 19:38

Миллиарды захапанные тоже народу отдаст?

  • Анонимно
    19.03.2019 19:21

    Помоложе не нашелся кандидат?

    • Моисей
      19.03.2019 19:27

      В России нет традиций демократической смены власти
      А это один из показателей сильного, социальноориентированного государства

      • Псевдоним
        19.03.2019 20:02

        В Казахстане тоже нет. Назарбаев ушел с поста президента, но продолжает оставаться главой совета безопасности и руководителем правящей партии. Де-факто он продолжает рулить страной.

      • Анонимно
        19.03.2019 20:51

        Вообще-то в России 3 президента уже поменялось - и вполне демократически.

    • Анонимно
      19.03.2019 20:01

      Он временная фигура, по конституций в случае досрочного ухода или смерти президента и.о. становится спикер сената. Да и веса у него нет в Казахстане. Скорее всего дочь будет. Выборы в Казахстане под контролем всегда.

  • Моисей
    19.03.2019 19:22

    Мужской поступок, достойный настоящего лидера

  • Анонимно
    19.03.2019 19:27

    Говорят,что американцы пригрозили заморозкой личных активов, порядка 20 млрд долларов, вот и решился - деньги важнее,чем пост)
    Студент оптимист

    • Анонимно
      19.03.2019 20:35

      Не важно как, важно, что ушли.
      Поздравляю казахов!

      • Antares
        19.03.2019 22:06

        Надеюсь, он это серьезно решил, а не как Карлсон: « Он улетел, но обещал вернуться». Посмотрим, как будут развиваться события дальше, это интересно.

  • Анонимно
    19.03.2019 19:28

    Это очень плохо.
    Как-никак Назарбаев был гарантом стабильности.
    Сейчас пойдет борьба за власть, передел собственности, война между олигархами. Может появиться и экстремистические организациии разного толка.
    Рядом с нами может появиться еще один очаг нестабильности.

    • Анонимно
      19.03.2019 19:34

      Экстремистские организации уже есть. Там тоже насаждается Ислам. Хотя сами казахи говорят, что мы никогда не были рьяными мусульманами, больше чтили традиции предков, больше было того, что было до ислама- Навруз и т.д.

      • Анонимно
        19.03.2019 20:19

        Казахстан более светское государство даже, чем Россия, и в частности Казань. Здесь всё уходит в средневековье.

        • Анонимно
          19.03.2019 20:27

          Здесь потому что очень много стало Средней Азии. Вот и средневековье.

      • Анонимно
        19.03.2019 20:20

        Они тенгринианцы

        • Анонимно
          19.03.2019 20:25

          Козье молоко пьют?

          • Анонимно
            19.03.2019 20:35

            Новруз отмечают например - на днях кстати будет. Свечи зажигают, сладочти едят, яйцо на зеркало ставят, водой брызгаются)

            • Анонимно
              21.03.2019 21:55

              19.03.2019 20:35
              Ноуруз празднуют все
              6 тюркских и все
              3 иранских государства, а также курды и уйгуры.
              В Афганистане его талибы запрещали за НЕисламский характер.

  • ПанАлекс
    19.03.2019 19:34

    Что называется "дожали". В том числе "английская королева" как гарант государства СССР.
    Но ушел то он с гарантиями неприкосновенности! Ни "цветных революций", ни санкций и преследование капиталов.
    Но он вынужденно выполнил условия, когда год назад, с подачи англичан, были "заморожены" активы на десятки млрд. долл., близкие самому Назарбаеву.
    Это образец и намек Путину - если так же "заморозят" все капиталы, близкие к Путину, то долго не продержится и лучше самому уйти...

    • Анонимно
      20.03.2019 08:13

      Цветная революция в Казахстане уже не небылица, а то, что очень даже может произойти. Наши СМИ ни разу не показали, что сейчас происходит у казахов. Там реально назревает революция! Из за смерти пятерых детей и высказываний министра труда, народ пошёл на штурм здания правительства. И уход Назарбаева, это способ избежать позора и умывание рук. Никто не обратил внимания, почему до этого была отставка правительства. Дела уже были плохи.

      • ПанАлекс
        20.03.2019 13:10

        Под "цветной" подразумевается - организованная извне, чаще всего США. А то что там - это больше довели людей! Диа и радикальные движения имеют широкую почву для обработки среди очень бедного населения!

  • Псевдоним
    19.03.2019 19:34

    Диктаторы уходят с поста только вперед ногами, поэтому Назарбаев будет продолжать контролировать власть через согласованного преемника. Это же очевидно.

  • Анонимно
    19.03.2019 19:35

    Казахи они те же татары.
    Если на термин "татар" посмотреть с точки зрения татар Золотой орды. Только вот татарский язык у них видоизменился: они вместо "у" говорят "о", вместо "ч" - "ш" или "с", (К примеру у нас - Чулпан, у них Шолпан). Точнее, они так не говорили, им создали такую грамматику, чтоб отделить их язык от литературного татарского языка Золотой орды. И ихний говор начал значительно отличаться от татарского. А современный татарский язык ничем не отличается от литературного татарского языка времени Золотой орды.

    • Анонимно
      19.03.2019 19:40

      Казахи то сами об этом знают?)) Казахи близки к Киргизам, а не к татарам.

      • Оптимист
        19.03.2019 19:46

        Все мы тюрки)
        Братья

      • Анонимно
        19.03.2019 20:54

        Они как раз и считают, что именно Казахстан и есть правопреемник Золотой орды, т.е. они признают, что они и есть потомки татар Золотой орды. Т.е. признают, что они ТАТАРЫ.

      • Анонимно
        19.03.2019 21:13

        Так только мог русский написать, незнакомый с татарским и киргизским языком. А то что все три(!) народа понимают друг друга без переводчика, как русский понимает белоруса, и даже не украинца, или серба, автору похоже неизвестно.

        • Анонимно
          19.03.2019 21:34

          21-13. Вы белорусского языка не знаете, он также далёк от русского, как и польский.

        • Анонимно
          19.03.2019 22:10

          Я это написал не понаслышке. Сами казахи это говорят

      • Анонимно
        20.03.2019 11:24

        19.40. Татары-золотоордынцы: казахи, киргизы, узбеки (Хорезма), соврем. татары, башкиры и др. тюрк. народы.
        За 500 лет политоним "татары" сузился и закрепился как этноним за частью татар-золотордынцев, жителей 6-ти постордынских татарских государств.

    • Анонимно
      19.03.2019 19:43

      "ихний" -так может только конченный двоечник написать, абсолютно безграмотный человек.

    • Анонимно
      19.03.2019 19:48

      Хватит ко всем примазываться, то к арабам, то к туркам, то к монголам

      • Анонимно
        19.03.2019 21:22

        монголы наши предки,а арабы и турки братья.

      • Анонимно
        20.03.2019 11:30

        19.48. Никаких примазывании. Только наука: тюркская группа - кипчакская подгруппа - соврем. татары.
        С турками в одной группе, казахами - подгруппе. К арабам, (соврем.) монголам этнического отношения не имеем.

    • Анонимно
      19.03.2019 20:19

      Переслал тебе комент в Казахстан, вот что они ответили: Мы тут западные, южане, восточные казахи по разному говорим. Моя прабабушка так разговаривала, кто ее учил? Родители. А их кто? Нынешнее правительство? Мы разные с татарами. Да, изначально наши языки идут от тюркского, но вряд ли кто сейчас определит, чей ближе к первоначальному.

      • Анонимно
        19.03.2019 20:25

        Какую-то ненужную чушь обсуждаете. До фонаря вот кто кому приходится, кто кому ближе какие нации и прочее. Интереснее уровень жизни в странах.

      • Анонимно
        20.03.2019 11:32

        20.19. А где тут противоречие?

  • Анонимно
    19.03.2019 19:36

    Сказал ухожу, потом остаюсь))) это нормально, Эрдоган тоже так делал и выходил на бис

  • Анонимно
    19.03.2019 19:37

    Великий Человек, пример для многих поколений!

  • Анонимно
    19.03.2019 19:44

    Кто прав? Путин, видящий в распаде СССР катастрофу, или Назарбаев, радующийся распаду империи?

    • Анонимно
      19.03.2019 21:12

      19 44 Он-то как раз не мог радоваться разделу СССР, как бывший производственник понимал, что такое развал кооперации в масштабе огромной страны.

  • Анонимно
    19.03.2019 19:55

    Ничего не пойму.Писали же где то что Назарбаев вроде скрыл в свое время свое непролетарское происхождение.

  • Анонимно
    19.03.2019 20:01

    Казахстану повело что преемник гражданский,закончил МГИМО,владеет аглицким и китайским языками.У нас лет через 15 скорее фсего силовик будет.

  • Анонимно
    19.03.2019 20:07

    А для простого народа Казахстана какой толк от этого всего? Что изменится? Богаче станет? Мне кажется ничего не изменится. Как было дно страна третьего мира так и останется.

    • Анонимно
      19.03.2019 20:12

      Всё те же у руля и остаются. Система и кланы. Как у нас.

      • Анонимно
        20.03.2019 11:37

        2012. У нас Татарстан + Башкортостан + Хакасия + Алтай + Тыва ... - внутренний КАЗАХСТАН.
        Чего вы хотите?

    • Анонимно
      19.03.2019 20:23

      Ну мы так то конечно тоже страна третьего мира.

    • Анонимно
      19.03.2019 21:33

      Да вот только бензин там почему-то всего лишь 29 рублей стоит и в экономике рост не отрицательный как в России, а положительный.

  • Беркли
    19.03.2019 20:55

    Назарбаев решил при своей жизни преемника оставить, а не так, чтобы умереть на посту - а кто будет после него, он бы не знал.
    Даже не похоронили бы толком. Драться за власть бы стали.

    А так он своего человека поставит.
    Возраст у Назарбаева уже такой, что все равно он через несколько лет умрёт. Впрочем политики живут долго - Горбачёв вон (который и назначил Назарбаева) до сих пор живёт и здравствует.

  • Анонимно
    19.03.2019 20:57

    А в наше аремя, человек окончивший ПТУ и простоц рабочий сможет стать президентом?

  • Анонимно
    19.03.2019 21:01

    Улицу обратно переименуйте!! Жил на Жданова-Эсперанто.

    • Анонимно
      19.03.2019 21:40

      Поддерживаю. Котел можно оставить. Но если и котел не нужен, готов забрать, в хозяйстве пригодится.

    • Анонимно
      19.03.2019 22:58

      Почему это? Назарбаев историческая личность. Если и переименовывать ее то надо было в честь Ильгама Шакирова

    • Анонимно
      19.03.2019 23:08

      С какой стати? Все большевички давно померли, что-то не слышал чтобы вы ратовали за переименование... Скажем, до сих пор есть улица Дзержинского... Это же чудовищно. Это только моё мнение.

  • Panda
    19.03.2019 21:07

    С уходом Назарбаева и у нас начинается новая страница. С Казахстаном у нас самоя протяженная граница, это наше подбрюшье. И Казахстан имеет границу с Китаем становящимся уже для нас старшим братом. А вопрос экономической колонизации Казахстана Китаем - лишь вопрос времени.

    • Анонимно
      19.03.2019 22:03

      Ошибаетесь, китайцам хватило уйгуров. И сами казахи неглупый народ, они способны построить крепкое государство.

      • Анонимно
        20.03.2019 09:41

        Если хватило, пускай делают её независимой страной. Нет же, даже нормальной автономии не хотят области дать. Но ничего, рано или поздно тюрки уйгуров у ханьцев отобьют.

  • Анонимно
    19.03.2019 21:10

    Настоящий Лидер народа, достойный человек и умнейший политик. Здоровья Нурсултану Абишевичу!

    Татарка Казахстана

  • Анонимно
    19.03.2019 21:18

    Главное, не профукать как Украину...

    • Анонимно
      19.03.2019 21:30

      картоху по акции в пятерочки не профукай.вот что главное.

  • Анонимно
    19.03.2019 21:52

    ... напевам о сказочных временах богатуров...
    Вообще-то богатуры в другой стране. В Казахстане - батыры.

  • Анонимно
    19.03.2019 22:03

    Назарбаев пошел на повышение -- был президентом, а сейчас скорее всего будет управлять президентом.

  • ПанАлекс
    19.03.2019 22:20

    Еще раз напомню, что уже больше года в Казахстане в высший экономический суд назначают граждан Великобритании, вероятно Королева! То есть постепенно органы власти Казахстана передаются Королеве, фактически Казахстан уже в Содружестве.
    Все дело, что и нынешний Казахстан вышел из состава СССР с нарушением Конституций СССР и Казахской СССР и не может считаться правоприемником последней. В соответствии с международными договорами СССР и Англией, в случае прекращения действия органов власти СССР (что произошло в 1992) гарантом восстановления этих органов является Елизавета 2я.
    А вы думаете зачем англичанам брексит? Чтобы делиться новыми приобретениями с остальной ЕС?

  • Анонимно
    19.03.2019 23:29

    Молодец ! Красиво !

  • Анонимно
    19.03.2019 23:36

    Ушел, чтобы остаться.

  • Анонимно
    20.03.2019 07:08

    Каждого правителя, каким бы могучим он ни был, ждет в конце пути кончина или отставка - меня одного это радует?

  • Анонимно
    20.03.2019 08:44

    Свалил по тихому, что бы не разорвали. Вот именно ушел, что бы остаться у власти. Вы пообщайтесь с казахами и узнаете, как на самом деле им живется, не чуть не лучше чем в России, такая же ширма и спектакль одного героя.

  • Анонимно
    20.03.2019 09:01

    Азат Д

    В Казахстане телефоны людей прослушивают, отключают, потом звонят предупреждают.
    Как бы не критиковали Путина, но свобода слова есть, правда на нее не реагируют, не как.

  • Анонимно
    20.03.2019 11:35

    Правил Казахстаном с 1989 г.снчала как 1 секретарь ЦК,затем президент.Как и Каримов в Узбекистане, жестко подавил попытки исламистстских радикалов захватить власть.Отказался участвовать в беловежском путче-госперевороте по уничтожению СССР,Ельцина с челядью и двумя собутыльниками.Поддерживал дружеские и неформальные отношения с Шаймиевым,в Астане есть улица его имени,а Казани, Назарбаева.Покинул пост, как и старший,татарстанский коллега подготовив преемника и созранив за мобой почетну и статусную должность. Дал преемнику почти год, для укрепления авторитета,в преддверии выборов 2020 г.Преемнику 65 лет,дипломат получивший образование в МГИМО.Но несколько настораживает его чрезмерное усердие, предложение переименовать столицу Астану в Нурсулта вывесить в гоучреждениях и учебных заведениях вывесить его портрет и назвать главную улицу каждого областного города его именем. Чем то туркменшийским отдает. Не исключна попытка лидеров оппозицции,а они есть не только в республике но и за ее пределами ,дестаблизировать обстановку и перехватить власть.Ни одна постсоветская республика, не имеет такого мощного промышленного,научного потенциала, и конечно будут попытки амеров захватить в ней свои позиции.Но думаю,что руководство Росии не допустит преваращения Казахстана в вассала США, печальный украинский опыт,нас многому научил.

    • Анонимно
      20.03.2019 21:15

      Вот про мощный научный и производственный потенциал прям порадовало. Сразу видно человек начитанный и бывал в Казахстане, своими глазами на этот потенциал смотрел, посмешил))

      • Анонимно
        21.03.2019 04:40

        20:15.такие как ты смехуны,закатываются со смеху,даже если палец им покажешь.Иногда таблетки помогаю но не всегда.Надеюсь у тебя первый вариант.

      • Азат Д
        21.03.2019 06:43


        А Татарстане мощнейшие инновационные нанотехнологии.

  • Анонимно
    20.03.2019 11:39

    Больших отличий в смене власти нет ввидимом окружении, погрешности статистики,все таки 21 век!

  • На выборах победит его дочь.

  • Анонимно
    20.03.2019 14:40

    Друзья мои!!
    Казахстан это что то!
    Президент ушёл в отставку.
    Известно что Назарбаев Татарин по матери.
    и почти вся руководящая верхушка Казахстана метисы.
    Татары по матери.
    И Нигматулин спикер парламента татарин по матери.
    Какая прекрасная страна где солнце на гос.флаге.
    Я люблю Казахстан.
    с уважением

  • Анонимно
    20.03.2019 16:10

    Не надо возлагать каких то эйфорическ-восторженные надежд на родство по материнской лини. Они казахи по воспитанию и поведению и этим все сказано.Сейчас время суровой прагматики,а не романтики.В той же Турции,Эрдоган -лаз,то есть отуреченный грузин,а премьер этничемки, крымский татарин,но он в первую очередь и в главном -турки.

  • Анонимно
    21.03.2019 06:16

    Ден сяопином становятся не на пенсии, а во время работы

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль