Интернет-конференция 
2.06.2019

Салават: «Россия как кость в горле у многих – мы же такая богатая страна!»

Главный певец республики о том, как он нейтрализовал Жириновского, полезности санкций и о том, кто годами раздевает татарских певиц на сцене

«Что за вопрос: когда артист должен уйти? Артист должен умереть на сцене!» — вот кредо Салавата Фатхетдинова. О кумирах и завистниках, любви к семье и ненависти к карьере, отношениях с президентами Татарстана, а также о том, как сберечь моң, татарский язык и культуру, Салават рассказал на интернет-конференции «БИЗНЕС Online».

«БИЗНЕС Online» вел переговоры с легендой татарской эстрады об участии в интернет-конференции с нашими читателями около 10 лет. И вот, это произошло «БИЗНЕС Online» вел переговоры с легендой татарской эстрады об участии в интернет-конференции с нашими читателями около 10 лет. И вот это произошло Фото: Сергей Елагин

Салават Фатхетдинов — безусловный татарский певец №1 — не любит давать интервью и, как мы (несправедливо) подозревали, не умеет это делать, притом что его мнение, и не только по вопросам развития татарского музыкального искусства, интересно многим. Признаемся, что «БИЗНЕС Online» вел переговоры с легендой татарской эстрады об участии в интернет-конференции с нашими читателями около 10 лет. Под разными предлогами певец избегал разговора.

Судя по всему, надо было, чтобы изменились времена, а также, видимо, дождаться, чтобы изменился сам Салават. И вот это произошло, наш разговор с певцом шел около четырех часов и по информационной насыщенности и откровенности превзошел самые смелые ожидания. Салават рассказал о многом, в частности о том, что:

  • Сейчас голос №1 в Татарстане — это Филюс Кагиров, а лучший женский голос — Зайнап Фархетдинова.
  • Отмена худсоветов — большая ошибка. «Сегодня можно понравиться богатому дяденьке, и он найдет связи, даст денег и поднимет на сцену», — отметил певец.
  • Сообщества артистов не существует, «потому что каждый считает себя единственным талантливым».
  • «Татар җыры» и Вагаповский фестиваль нельзя считать полноценными конкурсами татарской песни, а на эстраде, помимо голоса, важна длина юбок.
  • «Татар моңы» получит имя Ильгама Шакирова и станет первым международным конкурсом татарской песни. С государственным статусом и поддержкой.
  • Родоначальница фонограммы в СССР — София Ротару. Потом на фанеру подсели многие. Салават предлагал Минтимеру Шаймиеву объявить Татарстан свободной от фонограммы зоной.
  • «Не каждый, кто хорошо поет, может быть министром культуры», поэтому певец дважды в нулевые годы отказывался от портфеля министра. Если Фатхетдинову сейчас предложат пойти в депутаты Госсовета РТ, он согласится, но сам проситься не будет.
  • «Никто не имеет права царя обсуждать». Действующего президента может критиковать только президент бывший.
  • «Каждый регион должен жить по своему закону». Салават — за федерализм в России, самоуправление и самостоятельность региона. 
  • Минтимер Шаймиев — подарок для Татарстана, а Рустаму Минниханову нелегко: «Он обязан построить еще лучше!»
  • Салават каждый день благодарит жену, радуется спортивным успехам сына, живет практически на колесах (т. к. в год дает 100 концертов, а раньше проводил и по 120!) и совсем не боится врагов и завистников.

«Такой певец, как Ильгам Шакиров, раз в 100 лет появляется» «Такой певец, как Ильгам Шакиров, раз в 100 лет появляется» Фото: Владимир Зотов

«НАДО ИДТИ ТРОПАМИ ИЛЬГАМА ШАКИРОВА, ВОТ ТОГДА МОҢ СОХРАНИТСЯ»

— Грузинское многоголосное пение, горловое пение все знают, а татар моң существует всегда, но не столь популярен даже в России. Почему? (Равиль)

— «Моң» — это «Илһам». Такой певец, как Ильгам Шакиров, раз в 100 лет появляется. Я даже однажды предложил в словаре слово «моң» заменить на «Илһам», потому что это синонимы. Надо идти тропами Ильгама, вот тогда моң сохранится. Единственное, что нельзя украсть у нашего народа, — это моң. Чтобы так петь на татарском языке, надо родиться татарином. Ни одна нация так не споет, даже у братьев-башкир так не получается, потому что у них свой, башкирский, моң. Моң нам надо сохранить!

— А как сохранить?

— Считаю, должна быть государственная программа. Чтобы сочинить шлягер на русском языке, достаточно четырех нот, а у нас минимум семь нот надо. Поэтому татарскую песню необходимо сохранить. А сегодня петь нормально просто не могут, потому что полагаются на компьютер — прокричат пару нот, а потом компьютерной программой все поправят. Когда ко мне приходят на прослушивание и приносят запись, я знаю, что на записи-то все хорошо, а голос живьем послушаешь — ноль! Раньше стыдно было петь под фонограмму, только на стадионе так выступали, а сейчас они не стесняются, везде поют под запись.  

— Кто из татарских певцов вам импонирует больше других? (Ильсия)

— Я считаю, что голос №1 в Татарстане — в том, как надо петь правильно, — это Филюс Кагиров, а также Раяз Фасихов, Ильшат Валиев. Лучшим женским голосом считаю Зайнап Фархетдинову. И таких больше всего среди моих студентов, потому что я никогда не беру по блату. Они даже после выпуска из вуза звонят мне и отчитываются: где гастролировал, что пел, как принимала публика. Признаются, если пару песен спели под фонограмму. Я сказал им, что до конца жизни стану дружить с ними, если они будут моим принципам верны. А бывают и такие, которым я говорю: «Отучился — уходи отсюда, чтобы я тебя больше не видел!»

«Я считаю, что голос № 1 в Татарстане — в том, как надо петь правильно, — это Филюс Кагиров (на фото), а также Раяз Фасихов, Ильшат Валиев» «Я считаю, что голос №1 в Татарстане — в том, как надо петь правильно, — это Филюс Кагиров (справа), а также Раяз Фасихов, Ильшат Валиев» Фото: «БИЗНЕС Online»

— А много хороших голосов среди ваших студентов?

— Очень много! Жаль, что самые лучшие голоса удачно вышли замуж и пропали… А уж Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова — вне конкуренции. Я всегда говорю: есть Ильгам, а есть все мы остальные.

— Как оцениваете творчество Элвина Грея (Радика Юльякшина)? (Дамир)

— Это молодое течение такое. Народу ведь не запретишь петь и слушать. А если люди уходят из зала, их не задержишь. Но если молодой певец влюбится в такой стиль, то в народное пение его вернуть невозможно. По моему мнению, сначала человек должен познать свой язык, культуру своего народа, а уж потом пусть выбирает любое течение в музыке.

— Вам не бывает стыдно, когда слушаете по телевизору безголосых и бездарных исполнителей, которых университет культуры выпускает большим тиражом? (Rim)

— У меня свой принцип в отборе студентов. Если не вижу особого таланта, а человек учиться хочет, то предлагаю ему поступать на платное отделение. Если человек платит, он будет учиться. А бюджетное место должно доставаться бесспорно талантливому абитуриенту. Иногда бывает так: приходит поступать девушка с прекрасными внешними данными, а голоса у нее нет. Если ей поставить тройку за творческий конкурс, то она пройдет в наш вуз, потому что по ЕГЭ у нее неплохие результаты. И приходится ставить двойку, иначе талантливый останется за бортом! Мне же важен голос, я знание грамматики не требую. А девушке, у которой голоса нет, объясняю, что она не сможет зарабатывать творчеством, потому что у нее таланта нет. Звоню ректору другого вуза, прошу взять ее… Считаю, надо что-то изменить, чтобы ЕГЭ так не влияли на поступление в творческие вузы. Наверное, бюджетных мест скоро не будет, все будет платным. Почему-то сегодня многие хотят стать артистами…

— И почему?

— Наверное, потому, что нет цензуры. В советское время были худсоветы. Самая большая ошибка, что их отменили. А сегодня можно понравиться богатому дяденьке, он найдет связи, даст денег и поднимет на сцену. Людям ведь все равно, кто на сцене, некоторые ходят на концерты, чтобы потусоваться, детей познакомить.

«Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова — вне конкуренции. Я всегда говорю: есть Ильгам и есть все мы остальные» «Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова вне конкуренции. Я всегда говорю: есть Ильгам, а есть все мы остальные» Фото: «БИЗНЕС Online»

«К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ НЕ УМЕЕМ ПОМНИТЬ»

— Благодаря вам достойно отметили свой золотой возраст такие замечательные певцы, как Ильгам Шакиров и Альфия Авзалова. К сожалению, их уже нет. Будете ли вы продолжать эту деятельность по отношению к другим певцам-ветеранам? (Сания)

— К сожалению, мы не умеем помнить. Если человек вышел на пенсию или что-то у него со здоровьем случилось, его сразу забывают. Особенно это касается артистов. Так не должно быть! Была бы моя воля…

— И что тогда?

— Что республике стоит один дом построить для великих артистов?

— Но у них уже есть квартиры!

— Но вы же не знаете, в каких условиях живут некоторые из них! Сейчас уже нормально, а раньше артист со званием в малосемейке жил. В 90-е годы, когда человек попадал на прием к президенту, у него было два вопроса: машина и квартира. У меня всегда спрашивают: «Ты чего будешь просить?» Ничего! У меня есть идеи, вот их хотелось бы обсудить с президентом…

— А сейчас что артистам нужно?

— Думаю, внимание. К сожалению, у большинства молодых артистов сегодня кумиров нет — что им Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Хайдар Бигичев?.. Ни авторитета, ни уважения! Они даже не умеют здороваться! А как проводятся конкурсы, вы сами знаете.

— Но вы же преподаете в институте, воспитывайте их!

— Мои студенты — это другой разговор. Они шутя зовут меня папой, потому что я буду вести их по жизни, а с бестолковыми даже не разговариваю.

«Мои студенты — это другой разговор. Они шутя зовут меня папой, потому что я буду вести их по жизни. А с бестолковыми я даже не разговариваю» «Мои студенты — это другой разговор. Они шутя зовут меня папой, потому что я буду вести их по жизни, а с бестолковыми даже не разговариваю» Фото: Сергей Елагин

— А бестолковых кто должен воспитывать? Сообщество?

— Не может быть сообщества у артистов, потому что каждый считает себя единственным талантливым. Если бы знал, какой он плохой певец, на сцену даже не поднялся бы, но считает себя хорошим исполнителем.

— Как думаете, с чем связано то, что практически только одного Тукая так превозносят в республике? Нет других достойных имен?

— Когда мы так много говорим про одного Тукая, складывается впечатление, что у нас никого другого больше нет. Чак-чак, тюбетейка, Тукай — и все! Надо на государственном уровне принять закон о том, как отмечать заслуги великих артистов. 

«Татар ҖЫры» — это не конкурс, а тусовка. Хорошая дорогая тусовка»

— Президент РТ Рустам Минниханов понимает, что татарскую эстраду надо реформировать. А как именно ее реформировать, вы знаете? (Дарина)

— Думаю, для этого, во-первых, надо собрать легенд татарской эстрады и посоветоваться с ними, в каком направлении развивать эстраду, какое кредо должно быть. Мне нынешний министр культуры Ирада Аюпова нравится, мне кажется, что у нее получится. Она попросила меня быть ее советником, я с удовольствием согласился. Все брошу и приду помогу, потому что мне это интересно! В кабинете никакие вопросы не решаются — ни национальные, ни общественные. Во-вторых, должен быть профессиональный отбор певцов. Почему-то в спорте есть разные лиги — вторая, первая, высшая, а на эстраде все — высшая лига!

— Наверное, должен быть конкурс с профессиональным жюри?

— Конечно! Я, например, себя считаю самым строгим и неподкупным членом жюри. Если бывает два-три-четыре одинаковых голоса, отдаю предпочтение не татарстанскому претенденту: пусть наш приз в Ташкент уедет, в Калугу или Москву, чтобы там говорили: «Я победитель конкурса татарской песни!»

«Это («Татар моңы») самый национальный и профессиональный конкурс, где внешние данные роли не играют, где не выступают с обнаженной грудью» «Это [«Татар моңы»] самый национальный и профессиональный конкурс, где внешние данные роли не играют, где не выступают с обнаженной грудью» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В вашем конкурсе «Татар моңы» много людей принимают участие?

— Это самый национальный и профессиональный конкурс, где внешние данные роли не играют, где не выступают с обнаженной грудью. Мы очень большое внимание уделяем костюмам. В один год был 101 участник, ни один костюм не повторялся. Здесь не только красоту голоса надо показать, но и моду татарской одежды. Однажды приехали из Омска или Мурманска трио девушек — они ходить не могли, настолько у них короткие и узкие юбки были! Мы в шоке! Неужели они не видят, что рядом все ходят в длинных национальных платьях?

— Как вы относитесь к другим конкурсам татарской песни, например «Татар җыры»?

— «Татар җыры» — это не конкурс, а тусовка. Хорошая дорогая тусовка.

— Но профессиональная тусовка тоже должна быть, наверное?

— Единственный человек, который говорит правду Марату Гараеву, — я. И он это понимает. У него есть большие плюсы и большие минусы. Но, грубо говоря, сколько лет я девушек для сцены одеваю, столько Марат их раздевает. В подобном мы с ним никак не сойдемся. Сцена — это не место для обнаженных!

— А как вы относитесь к Вагаповскому фестивалю и его продюсеру Рифату Фаттахову?

— Я никогда ничего общего с ним не имел и вряд ли когда-нибудь буду иметь.

— Говорят, Филюса Кагирова он открыл. Это так?

— Он не открыл! Просто Филюс не знал, куда пойти, с кем работать. Филюс таким родился — как он мог его открыть? Я еще могу кого-то открыть, воспитать певца, потому что преподаю, а продюсер что может сделать? Раскрутить? Зачем Филюса раскручивать — с таким-то голосом? 


«БУДЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС «ТАТАР МОҢЫ» ИМЕНИ ИЛЬГАМА ШАКИРОВА»

— Какой конкурс наиболее объективный?

— После похорон Ильгама Шакирова я тут же вышел с идеей, обратился к кому надо. Отныне «Татар моңы» получит имя Ильгама Шакирова, об этом уже можно говорить. Я как председатель жюри, как мусульманин считаю, что, пока год со дня смерти не пройдет, ничего не надо делать — только молиться. Год пройдет, а потом уже начнем думать. Это будет первый международный конкурс «Татар моңы» имени Ильгама Шакирова.

— Наверное, не только имя, но и статус у конкурса должен быть другим?

— Однозначно! Это будет государственный конкурс, а не фестиваль. Минтимер Шарипович Шаймиев самое важное сказал: «Надо идти по принципу творчества Ильгама Шакирова».

— А что требуется для того, чтобы конкурсу придать статус: другие участники, другая площадка, другой бюджет, другое жюри?

— Все, что вы назвали, нужно. И конкурс должен проходить под патронажем президента республики. Была бы моя воля, я не допустил бы дележки авторских прав. Предлагаю все песни, которые исполнял Ильгам Шакиров, выкупить в госфонд, чтобы они были доступны молодым певцам. Пусть все поют их бесплатно! Если платить за исполнение каждой его песни, они все умрут. Надо, чтобы Ильгам всегда был на слуху! Пусть все слушают, как надо петь. Конечно, петь так, как он, больше никто не сможет, но хотя бы приблизительно подобным образом. Нет такого голоса больше!..

— Может, появится через ваш конкурс?

— Не появится, потому что мы уже сошли с рельсов. Или по истории надо круг делать, чтобы вернуться к такому исполнению.

— То есть такие люди случайно не рождаются?

— Я так скажу: аплодисменты и популярность — это еще не талант. А чтобы быть Ильгамом… У Расула Гамзатова дом стоял рядом с Домом правительства, потому что в стране его любили… Я у Марата Гараева спрашиваю: «Почему ты не выпускаешь диски Ильгама Шакирова?» Говорит, что не продаются! Так пусть просто стоят! Как-то я был в гостях у шестикратного чемпиона мира по спидвею Габдрахмана Кадырова и увидел у него кучу новых пластинок. Я посмотрел — Ильгам Шакиров. Спросил, откуда они. И он мне рассказал, что в музыкальном магазине была распродажа виниловых пластинок, в том числе и Ильгама Шакирова — по 10 копеек. И он купил все! Говорит: «Пусть лучше у меня лежат, но не там — по 10 копеек!» Я просто влюбился в него, не додумался бы до такого…

— Какой вы видите татарскую эстраду через 50 лет? (Фарид)

— Думаю, уйдет вся накипь, эти пьющие женщины с сигаретой в руке…

«Я считаю себя самым счастливым артистом, потому что на мои концерты приходят люди от 6 лет до 60 и старше» «Я считаю себя самым счастливым артистом, потому что на мои концерты приходят люди от 6 лет до 60 и старше» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я первый артист, который в Кремлевском концертном зале в москве пел живьЕм!»

— Читатель Рамиль спрашивает, когда в этом году будет ваш концерт в Казани.

— Как всегда, в театре имени Камала со 2 по 18 августа. Это мероприятие я назвал «Первый концерт второго тридцатилетия». Зрители по 15–20 лет ходят на мои концерты, они меня уже не спрашивают — бронируют билеты на привычное для себя время… Но сейчас, когда говорят, что хотят меня на такое-то число пригласить, такая-то сумма, отвечаю: «Ребята, пока не посмотрю график гонок сына, ничего не могу сказать».

— Сколько человек собирается на ваши концерты в Москве?

— В Первопрестольной мои концерты пройдут в декабре. Пять концертов, иногда по два в день бывало, на каждом — до 3,5 тысячи зрителей. Мне очень понравился концертный зал «Крокус Сити Холл». Я первый артист, который в «Крокусе» и в Кремлевском концертном зале пел живьем! Помню, приехал в Кремль, выхожу на репетицию, а стойки для микрофонов пустые. Спрашиваю: где микрофоны? Отвечают: «А зачем? Неужели живьем собираешься петь?» А как еще поют?! Мне еле-еле нашли рабочие микрофоны. Они в шоке были! Там под фонограмму все поют, можно самому не приходить — двойника отправить… А как в «Крокусе» не петь? В зале на 7 тысяч человек такой звук мощный! Ко мне подходит звукооператор и говорит: «Салават, можно вашу руку пожать? Вы первый человек, который в Крокусе пел живьем!»

Одной из первых в Советском Союзе петь под фонограмму стала София Ротару. Когда в Татарстане тоже пошла такая мода, я предложил Минтимеру Шаймиеву объявить республику зоной без фонограммы. А если все-таки артист поет под запись, он должен о подобном сказать зрителям. На экране об этом должна быть информация. Лично я врать не умею, под фонограмму не пою. Петь и все время думать: вот сейчас фонограмма оборвется, и ты опозоришься? Это же ужас!


— На ваших концертах много молодежи среди зрителей…

— Я считаю себя самым счастливым артистом, потому что на мои концерты приходят люди от 6 лет до 60 и старше. Сам я очень люблю театр имени Камала, спектакли смотрю по 60 раз. И очень многих в республике подсадил на театр, говорил им: «Побудьте без телефона в театре три часа — и вы окажетесь в другом мире». Вот так же, наверное, надо воспитывать у детей любовь к народному пению. Не любя свое, чужое уважать невозможно! Как можно быть татарином и не знать свою культуру? Это называется «манкурт». И таких все больше становится, к сожалению. Я всегда говорю, что Татарстан — не республика, а страна, а татары — не диаспора, а народ. И надо за подобное бороться, защищать это и спасать. 

— А бывали случаи, когда вы отменяли концерт?

— За всю жизнь только два концерта перенес. Первый раз, когда у меня умерла теща в Башкортостане и я не успел вовремя вернуться на концерт. Мне сказали, что народ за это оплевал меня. Я людей понимаю — они же отдохнуть приехали, билет купили. Таких злых бывает немного, но почему-то они всегда активные. И у вас в газете то же самое: в комментариях пишут гадости, наверное, одни и те же люди, не подписываясь. Сейчас для анонимщиков раздолье. И почему только о плохом пишут, не замечая хорошего? К сожалению, у нас демократию поняли неправильно — как вседозволенность. Второй раз я отменил концерт, когда умерла Сакина Шакировна Шаймиева. Мы с ней дружили, она меня всегда называла «улым». После концертов и спектаклей мы часто сидели разговаривали. Тот концерт был в Камском Устье, я позвонил главе и попросил объяснить народу причину переноса.

— Минтимер Шаймиев часто бывает на ваших концертах?

— Старается не пропускать. Иногда я говорю: Минтимер Шарипович, вы должны прийти на мой концерт, там важные моменты для нашего народа. Если по времени у него не получается, я даже дополнительный концерт делаю.  

— Кто придумывает сценарий ваших концертов? Очень душевно получается! (Гульнара)

— Я на концерте говорю то, что думаю. Моя дочка, которая училась в Голливуде, в этом году предложила назвать концерт «Слово Салавата». Говорит, что надо повторить и обновить афоризмы, которые я за 30 лет на своих концертах произнес. У меня много афоризмов и шуток, например «заслуженный артист без публики», «обладатель золотой не дали».

— Вы на концертах импровизируете или все в сценарии расписано?

— В сценарии — тезисы, а концерт один на другой не похож. Иногда бывают такие дни, что думаешь: зачем эти 800 человек пришли, никак их не расшевелишь? Если за первые пять минут зрителей возьму, то всё — они мои; если не смогу, то по-быстрому отрабатываю концерт. Зачем мучиться, если мои песни не нужны зрителю? Некоторые полтора часа под фонограмму поют, а нам, татарам, нужно три с половиной часа живьем. В больших городах, например в Екатеринбурге, зрители подолгу не отпускают, после концерта минут 30–40 я раздаю автографы и фотографируюсь. А как откажешь? Скажут, что зазнался… Бывали и такие случаи, когда у меня голос садился — не мог петь в полную силу. Обращался в зал: «Давайте концерт перенесем, с теми же билетами придете». Говорят: «Не надо!» И мы продолжали концерт, я пел, пока голос окончательно не кончался…


ОРЕНБУРГ И ЧЕЛЯБИНСК — САМЫЕ «ТАТАРСКИЕ» ГОРОДА

— Сколько примерно концертов вы дали за 30 лет своей карьеры?

— Точно не считал. В среднем в год давал 120 концертов, сейчас — порядка 100.

— А какая география ваших концертов, где аудитория самая приветливая?

— География одна и та же, а по аудитории мне не понравился Питер. Меня иногда спрашивают, где татар больше живет. Отвечаю: не знаю, где больше, но самое меньшее — это в Казани…

— Где самые «татарские» города?

— Лучше всех — Оренбург и Челябинск. Ни Казань, ни Уфа не перебьют! Когда я впервые взял Альфию Авзалову с собой на концерт в Челябинск, готов был все для нее сделать — легенда ходит рядом! Она начала петь — и вдруг весь зал в тысячу человек встал! Вот это народная любовь! От нее такая энергетика шла, что весь зал плакал…

— И сколько вы так с ней гастролировали?

— Последние 7–8 лет. У меня так принято: если человек приходит в мою программу в мае, то отрабатывает вместе со мной весь год.

— Вы в зале «Казань Экспо» выступали?

— Там зал не для сольных выступлений, а для конференций. Может быть, для фестивалей, где поют под фонограмму. У каждой площадки свои плюсы и минусы. На сегодняшний день в Казани два прекрасных зала для того, чтобы петь живьем, — это ДК имени Ленина и ДК имени Саид-Галиева в Дербышках. Вот там праздник для певца! Данные здания строили немцы, там все соразмерно: высота, площадь зала. Я не очень люблю большие места выступлений. Комфортный зал в театре имени Камала: все вокруг видны — и сверху, и по сторонам, а вот ты стоишь. В «Крокусе» зал большой, но там звук хороший и несколько экранов.

«Там (в «Казань Экспо») зал не для сольных выступлений, а для конференций. Может быть, для фестивалей, где поют под фонограмму» «Там [в «Казань Экспо»] зал не для сольных выступлений, а для конференций. Может быть, для фестивалей, где поют под фонограмму» Фото: «БИЗНЕС Online»

«через два месяца сменили министра обороны, новый сказал: «никаких театров…»

— Сколько человек в вашем театре песни?

— Больше 30, а на гастроли ездят около 20.

— Зарплату большую им платите?

— Никто не хочет уходить… Мое самое любимое слово — постоянство. У нас в коллективе каждый знает, что завтра с ним будет. Они знают, что я их не брошу, поэтому спокойно живут и работают.

— Почему до сих пор нет собственного помещения у вашего театра? Помнится, на улице Павлюхина вам хотели дать здание — бывший кинотеатр «Победа», где потом был Дом офицеров…

— В то время министр обороны Сергей Иванов при мне пожал руку нашему президенту в знак того, что отдаст здание театру песни «Салават». К 1000-летию Казани там поменяли кровлю, сделали ремонт, а через два месяца сменили министра обороны, новый сказал: «Никаких театров…»

— У вас еще земля была под здание в другом месте — на Хади Такташа, кажется?

— И там не получилось. Я эту площадку в 29 соток на аукционе купил, 6 лет платил аренду, но так ничего и не построил, а с 1 апреля этого года вышел новый закон: третьей пролонгации аренды не будет. Мне предложили опять в аукционе поучаствовать, но я решил, что раз за такое время не построил, то кому-то другому данная земля нужнее.


«к нам зашел Владимир Жириновский и стал кричать: «Что, Кремль захватить хотите?..»

— Что нужно сделать, чтобы сохранить татарский язык? (Нурия)

— Богатство России в ее многонациональности. Я татарин и уважаю русских. Зачем же нас сталкивать? Наверное, Россия как кость в горле у многих — мы же такая богатая страна! С подобного рода природным потенциалом мы можем много лет жить в закрытом режиме. Просто надо прекратить покупать за рубежом то, что сами можем производить.

— Вы не хотите пойти депутатом в парламент Татарстана, чтобы там были люди, способные защищать татарский язык?

— Почему я должен просить взять меня в парламент? Кто-то ведь должен видеть, что Салават имеет свое мнение, что он узнаваемый человек? Но никто никогда не предлагал [стать депутатом], а у меня нет привычки напрашиваться. Минтимер Шарипович в 2000 году предлагал мне пост министра культуры, а я сказал, что в данный момент делаю больше, чем министр. Я могу каждый день тысячам людей говорить свое слово! Шаймиев предлагал мне два раза, сказав: «Ты же знаешь, что третьего раза не будет?» Я отказался, потому что боялся подвести президента. На моем 50-летнем юбилее я поблагодарил Минтимера Шариповича за то, что он принял мой отказ. Я отметил: «Если бы в 2000 году я принял ваше предложение, то сейчас перед вами стоял бы бывший министр культуры, ведь на этой работе долго не протянешь, а перед вами стоит настоящий Салават!» Мы долго смеялись… Не каждый, кто хорошо поет, может быть министром культуры. Человека творчества не надо трогать. Каждому свое.

— Но в депутатском корпусе нужны люди с позицией! В сентябре будут выборы в Госсовет РТ. Пойдете в депутаты?

— Если предложат, пойду. А зачем я должен навязывать себя? Я никогда ни званий не просил, ни квартиры. Я просто делаю то, что умею, по трупам не хожу. Бывая рядом с президентом, лишний раз не хочу задавать ему вопросов, думаю, и без меня проблем достаточно. Хотя наглецы на ходу решают свои проблемы. А я считаю, что, если надо будет, заметят.

— Что же всё-таки делать с татарским языком, как его спасать?

— Не надо воевать за татарский язык, надо просто на нем разговаривать дома. Меня сын папой назвал, а я один раз объяснил ему, что я ата. И все! У меня вот есть вопросы по Сабантую. Зачем искать 8 татар в Австралии и 13 татар в Германии, чтобы проводить для них Сабантуй? Научитесь уважать татар, живущих в Татарстане! Пусть татары из других стран сами сюда приезжают, если любят свою национальную родину! Отправить за ними самолет и то дешевле будет, чем вывозить туда 500 человек для проведения Сабантуя.

Помню, в 90-е годы проходили Дни Татарстана в Москве. Шатер с нашими артистами стоял под самыми стенами Кремля. И как-то однажды к нам зашел Владимир Жириновский и стал кричать: «Что, Кремль захватить хотите?..» На что я ему сказал: «Владимир Вольфович, вся надежда только на вас! Помните, вы хотели татар сослать в Монголию? Мы так разбросаны по всему миру, никто не может нас собрать. Наверное, только вы способны. Соберите, пожалуйста!» И он улыбнулся, мы познакомились и разговорились. Кстати, его помощником был татарин из Бавлинского района, он ему тексты всех выступлений писал… 

Все равно Татарстан — самый тихий регион пока. Но чем больше инвестиций, чем больше мигрантов, тем меньше нашей индивидуальности. Надо самим уметь не потеряться, нужно поднимать голову, напоминать о себе.

«Моё мнение: Минтимер Шарипович — это подарок судьбы для нашей республики» «Мое мнение: Минтимер Шарипович — это подарок судьбы для нашей республики» Фото: shaimiev.tatarstan.ru

«ОСУЖДАТЬ ПРЕЗИДЕНТА МОЖЕТ ТОЛЬКО БЫВШИЙ ПРЕЗИДЕНТ»

— Что надо сделать в стране, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

— Самый главный вопрос — добиться уверенности людей в завтрашнем дне.

— Как это сделать? Отменить капитализм?

— К сожалению, мы уже зависимы от других стран. Даже курятину за границей покупали! А потом поняли, что, оказывается, курицу можно вырастить за три месяца и накрыть всю страну курятиной. Мне нравятся санкции — хоть сами научимся что-то производить, работать.

— А в республике что изменили бы?

— Наша республика и так эталон в России. Татарстан — экспериментальная площадка для нововведений. Если у нас получается, то у всех получится. 

— Как вы к Путину относитесь?

— Никто не имеет права царя обсуждать!

— Но Путин называет себя рабом на галерах, нанятым менеджером… Как считаете, он в правильном направлении ведет Россию?

— Угодить всем в такой многонациональной стране невозможно. Как Сталину надо было управлять необразованным народом, если все умные ушли из страны? Уговорить их невозможно, только кнут поможет. Зато он создал великую страну.

А я вижу Россию по-другому. Очень простой пример, я привожу его вам как профессиональный пастух: чем больше стадо, тем пастух хуже справляется. Считаю, каждый регион должен жить по своему закону.

— То есть нужен реальный федерализм, чтобы местные руководители сами управляли регионом?

— Конечно! Вот Татарстан плохо жил разве? Мы были на коленях, а сегодня на ногах хорошо стоим. Уравниловка — это неправильно, ее не должно быть. Есть лодыри, которые сидят и ждут помощи, а кто-то пашет… Надо дать регионам свободу действий.

— Вы общаетесь и с первым президентом Татарстана, и с действующим. Чем отличаются стили их управления?

— Мое мнение: Минтимер Шарипович — это подарок судьбы для нашей республики. Он никогда поднимал тему, кто лучше — татары или другие. Этот вопрос у нас никогда не стоял, все жили в дружбе. Чтобы построить дом, чтобы он стоял долго и остался твоим детям, сначала нужно положить хороший фундамент. Если фундамент крепкий, на нем и трехэтажный дом можно построить, и мансарду потом надстроить. Но Рустаму Нургалиевичу Минниханову нелегко: попробуй-ка на таком фундаменте построить что-то плохое. Он обязан возвести еще лучше! Разваленное поднять легче, а вот поднятое еще выше вознести — для этого много сил и храбрости надо иметь. И при этом люди говорят только «дай», а всем дать невозможно. Поэтому осуждать президента может только бывший президент — тот, кто побывал в данной шкуре. Я знаю, что они оба не смогут спеть лучше, чем я, а я не способен работать на их месте. Каждый должен заниматься своим делом, тогда будет порядок.

— В чем главная отличительная черта Минниханова как руководителя?

— Я с ним часто летаю в одном самолете: из трех часов пути он два часа подписывает документы… Он все время в работе, весь день у него распланирован! Рустам Нургалиевич очень энергичный. И у него нет дурных привычек. Я очень рад, что я не президент…

«Сегодня я живу тем, что мой сын является самым молодым и самым перспективным гонщиком в России» «Сегодня я живу тем, что мой сын является самым молодым и самым перспективным гонщиком в России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Открываю глаза, а передо мной 6 врачей стоят!»

— Салават Закиевич, личный вопрос от вашего поклонника из Узбекистана Рамиля Гафиуллина: «Чем можно удивить Салавата, чтобы он сказал: „Вот это да!“?»

— Больше всего, наверное, я удивляюсь, когда меня обманывают. Дружил с человеком 30 лет, а у него, оказывается, камень за пазухой. После этого я и со сцены говорю: чтобы назвать кого-то другом, порой и 30 лет знакомства мало.

— А из хорошего вас что может удивить?

— Я не только удивляюсь, но еще и влюбляюсь каждый день во всё! Сегодня я живу тем, что мой сын является самым молодым и самым перспективным гонщиком в России. Рустаму 16 лет, а он показывает такие результаты, которые даже взрослому не снились. Есть чему удивляться!

— Кстати, есть вопрос про это: «Ваш сын уже несколько лет успешно занимается автогонками, хотите, чтобы основным родом его занятий стал автоспорт?» (Михаил)

— Нет, он выбрал строительное направление. Отлично учится в школе с физико-математическим уклоном — в 18-й. У нас с ним сразу был договор: как только появляется тройка, он прощается со спортом. Автогонками сын живет, часами сидит и анализирует, на каком повороте может сэкономить доли секунды. Конечно, его надо сдерживать немного — уж очень фанатично к спорту относится. В 14 лет уже выиграл первенство России. На следующий год ему надо сдавать ЕГЭ, потому в гонках будет участвовать выборочно.

— Видно, что семья для вас очень важна…

— Семья — это как государство. Если вы в семье, в доме не можете навести порядок с женой и своими детьми, то как спрашивать с президента порядок в стране? У меня в семье тоже конфликты с детьми бывают, но у нас с женой определено, кто за что отвечает. Я кнут и пряник, а стержень воспитания — это жена. Если захочешь узнать, какое у меня было давление в 1994 году, она поднимет свои записи и скажет.

— То есть у вас жена — истинный хранитель очага?

— Как-то надо мне было пойти с утра сдать анализы, чтобы здоровье проверить. С вечера она меня об этом предупредила, а я отмахнулся: «Дай поспать!» Утром будит меня: «Просыпайся, Салават». Открываю глаза, а передо мной 6 врачей стоят! Один из пальца кровь берет, другой — из вены, третий баночку дает… А жена говорит: «Как с тобой еще быть? Я никак не могла тебя поймать». Вот за это я жену люблю!

«Я кнут и пряник, а стержень воспитания — это жена. Если захочешь узнать, какое у меня было давление в 1994 году, она поднимет свои записи и скажет» «Я кнут и пряник, а стержень воспитания — это жена. Если захочешь узнать, какое у меня было давление в 1994 году, она поднимет свои записи и скажет» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Вам на такую жену молиться надо!

— Я так и делаю! Уже лет 10 каждое утро первым делом я благодарю Всевышнего, что опять проснулся, потом читаю две молитвы, а потом обязательно благодарю свою жену. Всегда! Но никогда ей об этом не говорю… Я немного жестковатый и требовательный человек, со мной даже администраторы долго не выдерживают. И режим дня у меня свой: я до утра не сплю. Когда из Башкортостана гости проезжают, мы с ними до трех утра сидим, а у них-то уже пять! У кого нет здоровья, сидеть со мной до утра не может… (Смеется.

Одно время сын стал со мной допоздна засиживаться — мы с ним в бильярд играем, разговариваем. Жена запретила — режим есть режим! Сначала она с ним на соревнования ездила, а он попросил меня. Впервые я с ним поехал — и в Барселоне нас ограбили!

— И чем в Барселоне дело кончилось?

— Оказывается, по воровству Барселона на первом месте в мире! Там очень популярный вид грабежа — открыть дверь машины, которая в пробке стоит, и вырвать сумку из рук. У нас окно в машине разбили, когда мы с Рустамом кушать пошли. Все украли! У меня только телефон остался, у Рустама — зарядка для телефона. Позвонили Тимуру Тимерзянову, и он нам часов 6 помогал, бросив тренировку. Первый полицейский участок заявление не принял: «У нас таких тысячи!» Пошли во второй, третий участок — еле-еле уговорили, чтобы нам дали справку о том, что нас ограбили.

Мы же на гонки туда приехали, Рустам должен был соревноваться, а поскольку все украли, то выступить не удалось… И мы пошли смотреть гонки, в которых участвовали Тимур Тимерзянов и Айдар Нуриев. И два татарина из Казани победили в европейской серии этапов чемпионата мира по ралли-кроссу: Тимур стал первым в Европе, Айдар — первым в мире! Но почему-то об этом СМИ не пишут…

— Чем занимается ваш сын, вы рассказали, а чем занимаются ваши дочери?

— Старшая занимается семьей, родила трех детей. Вторая дочь окончила факультет PR в университете, потом окончила актерскую школу в Штатах. Одно время она выпускала журнал, работала на телевидении в Турции, а сегодня мне помогает. Девушка — огонь, ее не переспоришь, она очень начитанная. Из нее хороший журналист получился бы.

«После старта съехал с трассы, сказав, что сцепление сгорело. Ну, как я мог тихо ехать на трассе?!» «После старта съехал с трассы, сказав, что сцепление сгорело. Ну как я мог тихо ехать на трассе?!» Фото: Шамиль Абдюшев

«ДАЖЕ КОГДА-ТО РЕШАЛОСЬ — СПОРТ ИЛИ ИСКУССТВО»

— Как в вашей жизни сочетается, казалось бы, несочетаемое: «железный» спорт и лирическое пение? (Маршида Губайдуллина)

— В 1995 или 1996 году я познакомился с самым титулованным автогонщиком Татарстана — 8-кратным чемпионом России Фаритом Тазиевичем Бадретдиновым. Он сказал: «Попробуй!» Я сел на его спортивную машину и очень плохо выступил. Начал тренироваться и влюбился в этот вид спорта. Даже когда-то решалось — спорт или искусство. Одинаково было, 50 на 50.

— Каких успехов в спорте вы добились?

— Я мастер спорта международного класса, трехкратный чемпион России по автокроссу — подряд 2008, 2009, 2010 годы. Три раза был бронзовым призером, два раза — серебряным. Выиграл во Франции один этап гонок Европы. А 5 или 6 лет назад на гонках в Казани — на родной трассе! — перевернулся и сломал позвоночник. Три месяца лежал в одном положении! Хорошо, что позвоночник во внутрь сломался, иначе ходить не смог бы.

— С тех пор на автогонках не выступаете?

— Перед соревнованиями на приз президента РТ он спросил у меня: «Ты выйдешь на гонку?» Разве я мог отказаться? Спросил у своего доктора: «Я могу тихо-тихо выступить?» Он помолчал, а потом сказал: «Я-то думал, что ты умный человек… Второй раз не повезет. Даже если удар будет в два раза меньше, все окажется необратимым». Но я все-таки выехал! Но после старта съехал с трассы, сказав, что сцепление сгорело. Ну как я мог тихо ехать на трассе?!

— И после такой аварии не запрещаете сыну гонять?

— Рустам в 14 лет «крышу поймал» — перевернулся! Только когда гонщик поймает крышу, его все поздравляют: ты получил боевое крещение. В тот раз он сломал всю машину, мы ее выкинули. Сын думал, что его ругать за машину будут, а ему все аплодируют... Тогда он заулыбался!

— Это же опасный вид спорта!

— А шахматы не опасный? Там тоже можно упасть головой на ладью… (Смеется.)

«Автогонки сегодня — как гонка вооружений… С этого года я решил заниматься детским автоспортом» «Автогонки сегодня — как гонка вооружений… С этого года я решил заниматься детским автоспортом» Фото: «БИЗНЕС Online»

— У вас нет ощущения, что пик популярности автоспорта прошел? Помнится, в 90-е годы президент Татарстана Шаймиев посещал соревнования, премьер-министр Рустам Минниханов гонял на трассах, а вместе с ним — братья Шаймиевы, Асгат Сафаров, много других VIP'ов…

— К сожалению, это так. У нас есть чемпионы России, которые ни разу не выиграли соревнования в РТ. А если кто-то выиграл чемпионат республики, второй раз такого результата не повторял. Вот какая у нас большая конкуренция! Нам легче выиграть чемпионат России, чем Татарстана.

Сегодня участие в гонках стало очень дорогим занятием, а автокросс был доступен многим. Раньше можно было все колеса на 3 тысячи рублей купить, сегодня одно колесо стоит 10 тысяч, а их хватает на одну гонку. Автогонки сегодня — как гонка вооружений… С этого года я решил заниматься детским автоспортом. Найду компанию, уговорю стать спонсором, будем развивать детский спорт. Раис Нургалиевич в Сабах построил лучшую в России трассу для картинга.

— А благотворительные гонки «Кубок Салавата» будете продолжать?

— Конечно! Мы, наверное, поменяем содержание данного соревнования — ближе к детскому сделаем. Надо с детей начинать. 

— Так как вы увлекаетесь автогонками, были ли у вас мысли сделать музей автомобилей? (Денис Нефтекамский)

— Идея такая была, но я почему-то раздаривал все свои старые машины, а сейчас все старые автомобили Рустама собираю: картинг, багги, «Ока» и так далее.. У него уже больше машин и больше регалий, чем у меня.

«Со мной может спорить лишь тот, кто держится на сцене минимум 20 — 25 лет. А тем, кто прыгает по сцене пять лет, я подчиняться не собираюсь» «Со мной может спорить лишь тот, кто держится на сцене минимум 20–25 лет. А тем, кто прыгает по сцене пять лет, я подчиняться не собираюсь» Фото: Сергей Елагин

КАК ИЛЬСУР МЕТШИН ПОБЛАГОДАРИЛ САЛАВАТА, УЗНАВ ОТ НЕГО, ЧТО ИЛЬГАМУ ШАКИРОВУ НУЖНА КВАРТИРА НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ

— Вы чувствуете, что после ухода Ильгама Шакирова именно вы стали главным на татарской сцене?

— Я всегда говорил друзьям, студентам: «Что я буду делать, когда Ильгам уйдет?» Я первый раз в жизни ревел, когда он ушел от нас! Больше тысячи человек — мужчины, женщины, дети — два часа плакали! Я такого никогда в жизни не видел. Он песню такую написал — «Я уйду, чтобы остаться с вами»…

Если бы он сразу ушел, у меня не было бы такого шока, но я видел, как он жил, мучился. Он как-то сказал мне, что ему тяжело с пятого этажа спускаться — люди тащат его на себе. И попросил: «Мне бы квартиру на первом этаже». Я попросился к Ильсуру Раисовичу Метшину на прием и объяснил ему ситуацию. Мэр Казани меня благодарил, что я этот вопрос поднял! Быстро нашли квартиру, быстро сделали ремонт — и Ильгам Шакиров последние годы жил так, как хотел…

Ильгам был мудрец! Надо было записывать за ним все его высказывания… На одном конкурсе он был председателем жюри, а я — его замом. Он после выступления каждого конкурсанта записи делал на арабском языке, чтобы никто не понял! Называл себя ишаком и смеялся — он так подписывался: И.Шак (Ильгам Шакиров)… Когда человек воспринимает критику и умеет над собой смеяться — вот это сила. 

— Вы себя ощущаете главным на татарской эстраде?

— Я такой, какой есть. Всегда высказываю свое мнение, никогда не выслуживаюсь. Песня-то сегодня громко не звучит, поэтому я считаю, что должен более масштабно ею заниматься. Не для красного словца подобное говорю, а на самом деле переживаю за татарскую музыку, за татарский язык. Видимо, придется еще активнее подключаться… Говорить, что я заменю ушедших, неправильно, потому что каждый должен внести свой вклад. Но у меня есть свое  я это знаю.

 Когда эстрадный певец должен понять, что ему стоит завершить карьеру, уйти красиво и спокойно, так, чтобы он не мешал молодым, не заслонял собой им дорогу на сцену? (Айнур Ахметзянов)

— Чтобы меня толкать локтями, такой еще не родился! Я спортсмен по жизни! Призываю молодых уважать старших. Вот для меня Ильгам был царь и бог. Если мне удавалось с ним поздороваться, то я считал этот день счастливым. А сегодня — компьютерные певцы. Со мной может спорить лишь тот, кто держится на сцене минимум 20–25 лет. А тем, кто прыгает по сцене пять лет, я подчиняться не собираюсь. Что за вопрос: когда артист должен уйти? Артист должен умереть на сцене! Это спортсмен должен вовремя уйти, чтобы команду не подводить, а у артиста какой голос был, такой и останется. 

— Но вот Муслим Магомаев ушел, чтобы поклонники запомнили его голос сильным…

— Лет 25 назад я слышал, почему Магомаев перестал петь. Не по своему желанию — и я в это верю почему-то.


«У «БИЗНЕС ONLINE» ЕСТЬ СВОЕ МНЕНИЕ»

— Вы «БИЗНЕС Online» читаете?

— Скажу так: стараюсь не читать. Я знаю, что вам нужно мое имя: в заголовке пишете «Салават», а внутри совсем другая тема… Очень хороший ход — и я на это не обижаюсь, даже пришел к вам на интервью. «БИЗНЕС Online» — единственное, наверное, СМИ, у которого есть свое мнение. Вы никого не слушаетесь, вам все одинаковы: президент, артист, вор, генерал. Но что мне не нравится? Журналист о чем-то пишет и тем самым навязывает свое мнение народу. Многие верят СМИ: раз по телевизору сказали, значит, так оно и есть! Считаю, что журналистам надо научиться говорить: «Лично я думаю так…» Ваша газета слишком популярна, поэтому может направить народ одной статьей. Вы гроза для воров и взяточников, для тех, кто живет неправильно, но вы должны оставлять место для мнения читателей.

— Но у нас есть возможность комментировать статьи, мы постоянно опрашиваем экспертов. Разве не даем читателю возможность выразить свое мнение?

— Вас сегодня одна половина людей уважает, другая — ненавидит. Это говорит об успехе. Всегда у всех быть любимым невозможно. Наверное, вы будете нужны еще больше, потому что РТ уже не принадлежит татарстанцам: чем больше инвестиций, тем больше зависимость. Будь моя воля, я сам создал бы газету, чтобы конкуренция вам была. Без конкуренции нельзя, а вы пока без нее…

У меня в «Инстаграме» около 200 тысяч подписчиков, я им каждый день один куплет песни отсылаю. А в комментариях пишут разное… Я своих врагов знаю. Каждый из них может прийти ко мне и сказать: «Салават Закиевич, я тебя ненавижу!» Но у них на это нет силы, поэтому единственный шанс — написать в комментариях и подписаться чужим именем. Когда меня ограбили в Испании, я написал в «Инстаграме»: «Спешу сообщить своим врагам: радуйтесь — меня ограбили…»

— Неужели у вас враги есть? За что вас ненавидеть?

— Не враги, скорее завистники. Один знакомый специалист говорит: «Порча — это фигня, самое страшное — это зависть, ее снять очень трудно». 

— Салават Закиевич, спасибо за откровенный разговор. Успехов вам!

Видео: Амир Сафин

Фатхетдинов Салават Закиевич родился 10 января 1960 года в деревне Аксаитово Татышлинского района Башкирской АССР. Окончил Стерлитамакское культпросветучилище (1977), режиссерское отделение Казанского института культуры (1989). Профессор (2013). Народный артист Татарстана (1995), заслуженный артист России (2005), народный артист Башкортостана (2019).

1977–1979 — директор Дома культуры в селении Ильметово Татышлинского района БАССР.

1979–1981 — служба в рядах Советской армии.

1981–1989 — директор Аксаитовского центра музыкальной клубной системы (Татышлинский район БАССР).

С 1988 года выступает со своими концертами и ежегодно записывает новые альбомы.

1989–2000 — руководитель и солист Набережночелнинского экспериментального концертного объединения.

С 2002 года — заведующий кафедрой татарской театральной эстрады, художественный руководитель направления «Артист эстрады», профессор Казанского института культуры.

Надо ли возродить худсоветы?
24%Да, это будет отличный фильтр от всякого мусора, которого много на сцене
24%Нет, сегодня все определяет рынок – зритель должен выбрать сам
16%Да, во многом благодаря худсоветам уровень советской эстрады был очень высок
19%Нет, с худсоветами и на эстраде возникнет коррупция
16%Мне все равно – я не слушаю эстраду
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (224) Обновить комментарииОбновить комментарии

Не Карузо и не Паваротти,
Но умел у власти быть в почёте.
На себя взял аксакала роль,
Он – мажор, другие все -бемоль.

Выглядит всегда простонародно
И готов вещать о чём угодно.
Никаких препятствий уже нет,
Чтоб его назначить в Госсовет.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:05

    Фахрутдинов, можете не напрягаться. Все это уже до вас 1000 раз повторяли и продолжают повторять по первому каналу ТВ.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:23

      богатая страна и бедные граждане

      сверх богатый Салават этот разрыв не ощущает

      но сколько налогов он платит со своих концертов и богатсв?

      • Анонимно
        31.05.2019 17:51

        Салават ощинь талантный малай,сейчас он наш самый умный и главный Илита!

    • Не Карузо и не Паваротти,
      Но умел у власти быть в почёте.
      На себя взял аксакала роль,
      Он – мажор, другие все -бемоль.

      Выглядит всегда простонародно
      И готов вещать о чём угодно.
      Никаких препятствий уже нет,
      Чтоб его назначить в Госсовет.

      • Анонимно
        31.05.2019 10:07

        в точку у вас все получается, всегда)))

        • Анонимно
          31.05.2019 23:25

          Судя по тому,как Абдрахманова организованно минусуют, он и есть кость в горле ..

      • ЛДПР
        31.05.2019 10:27

        Супер)))

        • Анонимно
          31.05.2019 15:43

          — Как вы относитесь к другим конкурсам татарской песни, например «Татар җыры»?

          — «Татар җыры» — это не конкурс, а тусовка. Хорошая дорогая тусовка.

          — Но профессиональная тусовка тоже должна быть, наверное?

          — Единственный человек, который говорит правду Марату Гараеву, — я. И он это понимает. У него есть большие плюсы и большие минусы. Но, грубо говоря, сколько лет я девушек для сцены одеваю, столько Марат их раздевает. В подобном мы с ним никак не сойдемся. Сцена — это не место для обнаженных!

          Согласен
          Дети смотрят RU TB, там отсутствие вокальных данных легко заменяется обилием обнаженки и непристойных движений
          Что Лобода, что остальные
          Красиво конечно, слов нет, но и исполнение красивого хочется, а этого сожалению нет
          А хочется что бы дети воспитывались на качественной музыке

          • Анонимно
            31.05.2019 17:27

            Интересный мужчина
            Всесторонне развитый
            И энергии на десятерых

      • Анонимно
        31.05.2019 13:03

        Наряду с классикой нужно развивать для молодежи такое направление как -татарский рэп.Слова в рифме хорошо запоминаются и помогут молодежи лучше усвоить татарский язык.
        Есть ли в татарской эстраде люди которые могли организовать такое направление ?Нужен качественный татарский рэп.

        • Анонимно
          31.05.2019 13:45

          Азат Д

          Рэп он не по команде пояаился, развивался и развивается.

        • Анонимно
          31.05.2019 13:58

          приглашаю вас на телеграм канал @tatarcha_meloman

        • Моисей
          31.05.2019 15:17

          Хорошая , понимающая жена половина успеха любого мужчины

        • Анонимно
          31.05.2019 15:56

          кемгэ кирэк синен америка негрлары рэпы,мон тынла,татар монын.

          • Анонимно
            31.05.2019 16:26

            Татар рэпы нәрсәсе белән негрларга кагыла? Бездә моң да булырга тиеш, рэп та, инди да, поп та, классика да һәм башка күп төрле нәрсәләр кирәк.

          • Анонимно
            3.06.2019 10:41

            татар такмаклары шул РЭП та инде.

          • Анонимно
            3.06.2019 10:42

            индеецларнын тангосын hэм Ауропа вальсларын тынлыйсыз бит Сара Садыкова hэм башкалар язган

        • Анонимно
          31.05.2019 16:26

          Рэп, хоть на русском, хоть на татарском языке, звучит нелепо. Это вме равно, что негры под калинку-малинку будут танцевать татарские танцы.

          • Анонимно
            31.05.2019 18:01

            К сведению не знающих структуру татарского языка.В тат.языке целый ряд звуков с похожим произношением как в английском языке.Звуки тат.букв [ә],[ө],[ң],[һ],[ж,- j],[в-w] есть и в английском языке.Также много тюркских слов в английском:
            анг.baby-бәби(тат.)-ребенок,младенец;
            анг.dawn-таң(тат.)-утренний рассвет,заря;
            анг.learn-өйрән(тат.)-научись,обучайся;
            анг.площадка(поле)для игр cort(корт)-кыр(тат.)-поле; и т.д.
            В музыке есть схожие слова :одно из значений анг.слова key -музыкальная тональность .Сравните анг.key -көй татарское -музыкальный напев.
            анг.way-ж,ай(тат.)-лад,порядок(в музыке).
            Так что рэп вполне подходит как для английского, так и для татарского языков.

            • Марат Ш
              31.05.2019 18:20

              Рэп на любом языке исполним, в принципе.

              • Анонимно
                3.06.2019 13:33

                Раз уж фонетика у языков схожая,то можно строить всякие рифмы :бик бай-bye-bye;you -кер ю и т.п.Это поможет запоминать татарские и английские слова.Можно даже так запоминать слова:пример анг.черный - black -беләк (тат.)-предплечье.Для молодежи лучше так запоминать татарские и английские слова на уроках татарского,так в тандеме татарский -английский слова должны хорошо в пямяти закреплятся.

            • Анонимно
              1.06.2019 11:48

              что с того что английский big соответствует татарскому бик, биек, если Бен на турецком?))

          • Анонимно
            31.05.2019 18:50

            У татарской певицы Васили Фаттаховой была отличная песня-рэп "Туган Як". Просто пробирало. Фаттахова умерла в 36 лет при неудачных родах. Россия, 21 век.

      • Марат Ш
        31.05.2019 14:22

        Абдрахманов браво! В творческом конкурсе на ЭМ в «утреннем развороте» почему до сих пор не участвуешь?

      • Анонимно
        31.05.2019 16:55

        Салават, давай в Госсовет, Челны за тебя проголосует вместо Алтынбаева

      • Анонимно
        1.06.2019 07:24

        Гениально!

    • Анонимно
      31.05.2019 08:43

      Раньше у королей были придворные шуты, а сейчас придворные артисты.

      • Анонимно
        31.05.2019 10:11

        Так это всегда так и было.
        Просто Сталин, в отсутствии уничтоженного дворянства в СССР, провёл "реформу" и назначил "элитой" артистическую тусовку.
        Что интересно - наибольшее количество фильмов о Старой России и дворянстве вышло именно при Сталине.
        И именно там советские артисты выковывали своё "благородство" кровей.
        Забывая как страшный сон про свои Мухосрански и лапти.
        Народ, кстати, сразу возвёл их в свои кумиры.
        Но что парадоксально - артисты сами вдруг почувствовали себя элитой.)))
        Так до сих пор и "чувствуют".

      • Анонимно
        1.06.2019 13:39

        Адмиралу Колчаку приписывают такую фразу: "Не трогайте артистов, проституток и кучеров. Они служат любой власти".

    • Анонимно
      31.05.2019 13:37

      Зачем нам про него так много рассказывают последнее время? Он проплатил чтоли эти интервью? Он никому не интересен.

      • Анонимно
        31.05.2019 15:10

        Интересно одно: как при таких деньгах и возможностях можно ускориться выглядеть настолько плохо?

    • Анонимно
      31.05.2019 17:01

      А подпеть? Он же певец.

    • Анонимно
      31.05.2019 21:34

      Как он догадался?

  • Анонимно
    31.05.2019 08:06

    Размышления на уровне деревенского мужика о смысле жизни. Но самое печальное, что он воспринимает себя как серьёзного певца и политического аналитика. В этом весь Салават абы.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:18

      А мне понравилось, человек с позицией

      • Анонимно
        31.05.2019 09:09

        Так он и говорит, что с позицией недалёкого сельчанина , считающего себя первым парнем на районе

        • Анонимно
          31.05.2019 09:51

          Не согласен. Позиция человека думающего, много повидавшего и достаточно информированооо человека.

          • Анонимно
            31.05.2019 23:18

            Мне тоже Салават Абый нравится, свободой в суждениях, не оглядывается ни на кого, да и мысль у него есть. Татар любит. Это уже ценно. Татарин-патриот

    • Анонимно
      31.05.2019 08:19

      Азат Д

      Так тут чем больше холуев вокруг себя собрал,тем весомее себя считают.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:33

      Азат Д

      Тем более у мужика в мозгу подчинение баю, и сам мечтает баем стать. Яркий пример наша "элита". Как в курятнике - толкни ближнего, нагадь на нижнего, и питух главный.






      ….

    • Анонимно
      31.05.2019 09:25

      к выборам и не такое из чуланов повылазит

    • Анонимно
      31.05.2019 09:28

      Я не поленился, нашел комментарий читателя из предыдущей статьи о Салавате который мне понравился больше всего. Привожу его полностью:
      "Очень жаль, что национальная концертная индустрия постсоветского времени ассоциируется с именем и образом этого человека. Его образ - это смесь искренности простого парня, наглости деревенского хулигана, малообразованности нувориша с 90-х и "цыганщины во вкусах" главы администрации отдаленного сельского района начала 2000-х."

    • ЛДПР
      31.05.2019 10:27

      Абы ему в помощь)))

    • Анонимно
      31.05.2019 15:57

      О политике в статье ни слова,он потому что в ней не разбирается

  • Анонимно
    31.05.2019 08:07

    Татарстан как кость в горле у многих – мы же такая богатая республика!

    • Анонимно
      31.05.2019 08:54

      С нищим населением

    • Анонимно
      31.05.2019 11:12

      Неприятно было читать это все. Он оказывается,прзнакомился и разговориося с Жириновским.... Тот не раз многие народы оскорбил, включая татар, а Салават с ним разговорился... Не буду говорить как это называется.. Жаль , что казанские татары часто именно так относятся к людям, их оскорбляющим. Крымские и сибирские татары к таким относятся с презрением. Царя какого-то приплел... В стране у нас царей нет и критиковать власть необходимо. А по мнению этого певца критиковать президента нельзя. Рабская позиция.

      • Анонимно
        31.05.2019 11:39

        Вы не понимаете.
        Он же не считает себя потомком тех татар.
        Они, скорее всего, как на закрытых тусовках в РТ говорят, считают себя потомками булгар и мишар.
        Так что с Жириновским можно и про Монголию для татар поговорить.

        • Анонимно
          31.05.2019 17:22

          Насчет мишар не слышал. Но то, что мы потомки волжских булгар это общеизвестно

          • Анонимно
            1.06.2019 00:03

            17.22 Кому общеизвестно. Булгары предки чуваш.

            • Анонимно
              2.06.2019 19:54

              Чуваши -черемисы,ни один тюрки их не понимает,а булгары-тюрки-мусульмане.

              • Анонимно
                3.06.2019 06:48

                Чуваши и черемисы - это разные национальности. Булгары - это предки чуваш, один язык. Поэтому, получается, что татары не понимают язык чуваш, потому что никак с ними не связаны, и говорят татары на языке пришлых племен с востока.

    • Анонимно
      31.05.2019 13:38

      //мы же такая богатая республика//

      С 40-м то местом по России по уровню зарплат?

  • Анонимно
    31.05.2019 08:11

    Богатая страна на ресурсы и воров,но с нищим населением.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:36

      Да и ресурсов на душу немного, в Норвегии нефти на душу в 10 раз больше + 95% энергии от ГЭС.

    • Анонимно
      31.05.2019 16:00

      Салават поддерживает байскую систему и клановость.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:13

    Невостребованность понуждает пробывать себя в пении диферамб существующему клептократизму.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:15

    Ты его в дверь а он через окно. Насильно мил не будешь. Все это можно про Салавату в районах бюджетников силком загоняют на его концерт. Даже читать статью не буду.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:50

      Неправда. В августе толпы стоят за билетами, в Казани. Три недели идут концерты. А в городах России - кого можно загнать? Салавату - браво. Великолепное интервью. Много интересных фактов.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:16

    Что то Салават о России начал говорить.Похоже напряги пошли.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:18

    Когда не умеешь самостоятельно думать и высказывать сали мысли, иногда лучше просто петь. Ведь в песне уже все придумано.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:18

    Мы живем в самой лучшей стране на свете, и все остальные страны нам завидуют. Ведь именно мы – самая дружелюбная нация, а кто в этом усомнится, тому – трындец! Именно мы придумали занюхивать водку головой товарища. Это у нас армия, которую боятся все. Все парни до 27 лет. Это наши женщины красят ногти перед тем, как ехать на картошку. Это мы стучим молотком об
    стену, чтобы все там заткнулись на хрен. Мы гордо называем свою страну Россией, а иностранцы завистливо называют Russia. Но все-таки, она наша!

  • Анонимно
    31.05.2019 08:22

    Страна не просто богатая, а богатейшая. Ни одна страна в Мире, при фактическом отсутствии экономики, не дала Земле-матушке столько долларовых милиардеров, разбогатевших внезапно. За население страны, в основном малоимущее... Как вам такое, Салават????

    • Анонимно
      31.05.2019 08:45

      Я постараюсь за певца. Он банкрот при всех своих талантах и связях и это типично. Также и наши долларовые миллиардеры закредитованные под недвижку чуваки, которые при сворачивании баланса голь перекатная. Где то кинули кого-то, где-то перекредитоаались, где-то долговые бумаги тиснули. Все ждут своего суда бултыхаясь на яхтах в нейтральных водах.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:23

    Мы очень богатая страна, но не все в ней одинаково удащливые!

    • Анонимно
      1.06.2019 00:44

      Да да знаком не все УДАЧЛИВЫЕ. Вот и САЛАВАТ как кость в горле у некоторых руководителей Татарстана Первый президент дал земельный участо1009 году И на этом участке было предложено руководству города четыри эскизных проекта А как это согласовывать вы сами знаете кто знаком с этой процедурой на каждый проект по 6-8 месяцев И в итоги время аренды земельного участка закончилось А вы знаете где проводит свои репетиции Салават... Нет . Почему некто не задал этот вопрос Просто руководству Татарстана должно быть стыдно что певец не смог осуществить свои намерения Он скромный не станет просить что бы ему государство помогла в строительстве Театра- Эстрады А сами руководители не догадаются в помощи потому что надо самим свои проекты осуществить потому что может истечь срок своих полномочий

  • Анонимно
    31.05.2019 08:26

    Лидером тяжело быть. Это каждый день доказывают США - им все завидуют, с ними все борются. Да и внутренних проблем полно - от населения до внешнего долга. Кризисы в США, великие депрессии. Но власти терпят, пенсию не повышают, аналог НДС не увеличивают. Потребляют очень много (одних новых автомобилей ежегодно продают по 20 млн. штук, в Китае - 17 млн., в России - 1,5 млн.), но и производят еще больше (пусть заводы находятся в Китае), но все основные инновации в электронике, технике и прочем - родом из Америки.

    Хорошо, что в России такого нет - ни великих депрессий, ни серьезных банковских кризисов, ни технологий, которым все завидуют, ни постоянно растущего госдолга. Стабильность - лучшее, что могло случиться с Россией.

    • Анонимно
      31.05.2019 11:40

      оценил юмор )))) стабильность+скрепы=прорывной путинизм

  • Анонимно
    31.05.2019 08:28

    Салават,займись Здоровьем.Море,солнце,еда тебя вернут к Жизни.Так,Публичное лицо,не должен выглядеть.Бабай,лучше выглядит.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:30

    он похоже в 90 ых застрял, понты какие то корявые кидает

    • Анонимно
      31.05.2019 09:36

      Салават - умище! Правда, по его же собственному мнению

  • Анонимно
    31.05.2019 08:30

    «Россия как кость в горле у многих – мы же такая богатая страна!».
    Россия как кость в горле у многих чиновников, силовиков - как тут не урвать или вы хотите, чтобы пришли солдаты НАТО и всё урвали?)

  • Анонимно
    31.05.2019 08:30

    «Да что ты, черт возьми, такое несёшь?!?»

  • Анонимно
    31.05.2019 08:31

    Простите, а профессор Фатхетдинов С.З. , какие имеет научные труды, разработанные методички и профессиональные навыки для преподавателя в ВУЗе? Салават, не поясните нам, почему при общений с людьми, вы все время ведёте диалог на ненормативном лексиконе, или Вы сами этого не замечаете...? С уважением поклонник Вашего таланта, как певца.

    • Анонимно
      31.05.2019 09:06

      откуда ему научные труды? в Инстаграмме по моему, сам писал, что он не преподаватель, нет у него железных нервов. а профессорство ему завязали друзья-чиновники. его театр обеспечивается из бюджета, хотя особо активно не живет, разве что августовские концерты и в тюрьме запел, остальные частные межлисы.
      и еще. когда человеку дают все премии, он начинает деградироваться, творчество заходит в тупик. у Салавата это наблюдается лет 15, если не больше. а как он красиво начинал! были классные песни, концерты без маскарада.
      похоже, когда эте-бете суются в депутаты, ему обидно быть просто Салаватом. популярность уходит. хоть занимается сыном

  • Анонимно
    31.05.2019 08:35

    Певец местечкового масштаба рассуждает о политике, экономике и геополитике.
    Получилось удручающе ... :))

    • Анонимно
      31.05.2019 08:51

      Салават певец татарского мира. Один из самых ярких.

    • Анонимно
      31.05.2019 08:58

      Местечковые певцы и певички в РФ,Киркоров,Пугачёва,Лазарев,некто Валерия.Знаю,Великих ПЕВЦОВ,Муслима Магомаева,Бориса Штоколова,что были хребтом,певческого Искусства.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:38

    Про Россию и завезённую и контролируемую вражду Салават верно сказал. ФСБшникам надо активнее работать в этом плане.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:40

    Что правильно отметил Салават, Зайнаб-лучший женский голос. Тут даже не только в голосе дело, дело и в душе, в голос Зайнаба вложена ее удивительная душа.
    Не надо Тукая рядом ставить с чак-чаком и тюбетекой. Татарский народ Тукая не знает, не читал. Знание нескольких детских стихов поэта это не знание Тукая.

    • Анонимно
      31.05.2019 09:35

      Что за Зайнаб? Это, которая с мужем выступает? Забыл, как его звать..

      • Анонимно
        31.05.2019 10:16

        Вы с Гузель Уразовой наверно путаете.

      • Зуфар Билалов его зовут

        • Анонимно
          31.05.2019 11:15

          Вы еще Брежнева вспомните. Татарская эстрада сплошной запах старости. Даже молодежь одеваются как старики и поют древние песни про гусей, траву, белую березу и т.д.

          • Анонимно
            31.05.2019 12:22

            Татарская эстрада одна из немногих, где еще сохранилась душа, хотя бы у среднего поколения.
            Если мир и дальше такими темпами пойдет, там многое будет, но не будет души. Это очень страшно, сравнимое с экологической катастрофой, куда идет планета.

            • Анонимно
              31.05.2019 13:30

              очень хорошо. Пусть эстраду и сохраняют дальше, так ведь нет, надо в политику пролезть.

          • Анонимно
            31.05.2019 16:07

            это деревенская клубная мода,ядовитые пёстрые цвета всегда у них в моде

          • Анонимно
            1.06.2019 03:25

            Песни про гусей, траву, берёзы это разве плохо?
            Рим Дашкин

      • Анонимно
        31.05.2019 16:05

        зуфар его зовут,он в группе поддержки работает

  • Анонимно
    31.05.2019 08:44

    конечно некоторые так и умирают на сцене в качестве артиста. но не понимают этого и продолжают выступать как кто угодно но не артист.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:44

    по мне, воинствующий, не совсем грамотный мужчина, имеющий огромные комплексы, которые пытается скрыть псевдо тотальной известностью и популярностью. На этом стыке характеристик могут происходить ужасные вещи, особенно, если вдруг станет депутатом. Чем-то напоминает ВаМин.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:45

    Вся проблема в том, что все артисты в татарстане трусливы. Все боятся сказать в глаза правду и эта трусость пораждает низкое творчество. Все крутятся вокруг берез, сена и гусей. Все, кроме Асхат Дебершатр.

    • Анонимно
      31.05.2019 09:43

      Вся татарская эстрада под юбкой чиновников татарстана, они марионетки.

      • Анонимно
        31.05.2019 16:10

        вся татарская эстрада это обслуживающий персонал начальства,так сказать официанты от «искусства».

        • Анонимно
          31.05.2019 16:32

          А русская?
          Бабкины и кто там еще?
          А Кадышева
          Они кто?

          • Анонимно
            1.06.2019 12:12

            исторически, русский театр из крепостных холопов создан дворянам на потеху, иначе тоска , барин!

    • Анонимно
      31.05.2019 09:45

      Асхат - отличный от всей этой шелухи. Он всегда за татарский народ, и никогда не ложился под интересы чиновников.

    • ЛДПР
      31.05.2019 10:31

      Я считаю, что все их поколение трусы))) так воспитаны...хотя...

      • Анонимно
        31.05.2019 11:59

        Это поколение Афган прошло, а ты и твой Жириновский чем отметились? Женщин за волосы таскали? Геройский поступок...

        • Анонимно
          31.05.2019 12:14

          так-то Жирик тоже из того времени, да еще и подполковник запаса, да еще и награжден орденом За участие в военных операциях в Сирии

  • Анонимно
    31.05.2019 08:46

    Действительно, странно, что Аппарата Президента не предлагает ему идти в Госсовет. Толкаясь туда разных и странных людей... Интервью обалденное

  • Анонимно
    31.05.2019 08:49

    типичный представитель современной татарской "элиты"

  • Анонимно
    31.05.2019 08:50

    Не предлагайте ему в Госсовет. Пусть уж поет лучше тогда...

    • Анонимно
      31.05.2019 10:13

      В Госсовете от него больше вреда. Смешно будет, если его в Госсовет возьмут. Пусть лучше поет и смешит народ.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:53

    БО, дайте материал по современному исполнителю. Не на сцене, а на ютюбах и сетях: кто эти парни, кто их кумиры, каким они видят свое будущее? Эта молодежь - наши дети и внуки, хочется знать, что у них в голове и быть "в теме" ) Салават и прочие это вчерашний день. Ничего личного.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:56

    Сейчас почитает ваши комментарии, вообще больше ни одного интервью не увидидите. Ведь как знал не хотел давать это.

    • Анонимно
      31.05.2019 09:23

      Салават мужественный человек. Его комментариями не испугаешь. Тем более анонимными. А интервью очень интересное - Салават раскрылся с неожиданной стороны.

  • Анонимно
    31.05.2019 08:56

    То что он станет кандидатом, сомнений все меньше и меньше. Слишком часто данная персона присутствует на медиапространстве не как артист, а как некий гуру от политики, готовит почву. В связи с этим, обращаюсь к будущим избирателем данного кандидата. Будьте внимательны, вы выбираете не солиста театра им. Камала и не победителя шоу "Голос". Он рвется в политику, а там слишком много безграмотных "провластных" старцев. Не допустите ошибку в очередной раз.

    • Анонимно
      31.05.2019 09:19

      там такие как раз и проходят. Разве надо работать, скажут какую руку поднимать и все

  • Анонимно
    31.05.2019 09:08

    А как случай с баянистом Ильшатом Шаеховым, который купил диплом? все хорошо у него?

  • Анонимно
    31.05.2019 09:08

    Странный певец, побывал в Испании и понял что Россия великая страна.

    • Анонимно
      31.05.2019 10:08

      Съездите - не исключено что тоже вернетесь с подобными мыслями.

    • Анонимно
      31.05.2019 14:51

      если не обокрали, что бы он сказал интересно? хотя красть двух чемоданов это ерунда, у него корпоративный концерт стоит под миллион

  • Анонимно
    31.05.2019 09:11

    Мы очень богатая, но бедная страна

  • Анонимно
    31.05.2019 09:18

    «Никто не имеет права царя обсуждать». Действующего президента может критиковать только президент бывший.
    _____________________-
    Интересный тезис...который наглядно показывает,насколько народ "имеет права" в этой стране...

    • Анонимно
      31.05.2019 09:32

      09.18 Уважаемый, это не интересный, а рабский тезис. Народ вправе спросить с любого своего "слуги". Только вот слуги народа считают, что это народ их слуги.

  • Анонимно
    31.05.2019 09:19

    Уважение к старшим, к сожалению, уходит, точнее ушло из нашей культуры. Написать в комментарии гадость взрослому человеку - норма жизни. это уже не исправить, увы!
    Спасибо за интервью, за Ваше мнение и гражданскую позицию, неравнодушие. Удачи в делах профессиональных, успехов Вашим детям!

  • Анонимно
    31.05.2019 09:31

    Они шутя зовут меня папой// Прям, как в фильме "Гений" с Абдуловым.))) "Папа...Сам, что-ли кликуху такую себе выдумал? Я тебе другую дам..Будешь у меня Картофельным папой")))

  • Анонимно
    31.05.2019 09:32

    Про Сабантуй за границей, - в точку!

  • Анонимно
    31.05.2019 09:41

    Как может быть костью в горле своё собственное имущество? Все полезные ископаемые, леса, поля реки и озёра давно уже не принадлежат народу, да и государству РФ тоже не принадлежат. А согласно федеральному закону от 29.12.2014 №473-фз "территории опережающего социально-экономического развития РФ", подписанному Путиным, все земли могут сдаваться в аренду иностранным гражданам. Кроме того, ст 28 этого закона гласит, что в пользу иностранных арендаторов возможно принудительное изъятие земель из собственности граждан РФ с погашением её стоимости по кадастровой цене.
    Так каким образом иностранные граждане могут навредить своей собственности? Россия - их собственность!

  • Анонимно
    31.05.2019 10:04

    Спасибо Салават хороший интервью . Помню после твоего концерта ночью в Челнах на твоём ладе 99 сделали несколько кругов в ипподроме . До сих пор помню и уважаю твои железные нервы . Молодец так держать, ты уже личность не обращай на пакости . Друг из Челнов .

    • Анонимно
      31.05.2019 11:04

      Другу из Челнов теперь явно грозит должность помощника депутат ГС РТ)))

  • Анонимно
    31.05.2019 10:14

    Как Сталину надо было управлять необразованным народом, если все умные ушли из страны? Уговорить их невозможно, только кнут поможет. Зато он создал великую страну.

    он хоть немного знает историю России? слышал ли о репрессиях? я удивлен сильно

  • Анонимно
    31.05.2019 10:14

    Мусульманином себя может назвать человек который:
    1. Верит в ислам.
    2. Совершает в день 5 намазов.
    3. Держит пост(уразу)
    4. Дает милостыню.
    5. Совершает хадж.
    Хотя я тоже татарин, верю в Аллаха, но к сожалению пока не могу себя назвать мусльманином..
    Рамзай..

    • Анонимно
      31.05.2019 11:21

      А пользу обществу когда приносит? Ему же некогда..

    • Анонимно
      31.05.2019 14:58

      Это всё так напомнило моральный кодекс строителей коммунизма в году так 1965-ом. Расхождения чисто стилистические, так как в Мекку из СССР даже М.Ш. Шаймиеву было попасть, ну очень не просто!

  • Булгарин
    31.05.2019 10:40

    Прочел интервью. Понял, что в комментариях будет литься грязь. Мне он напомнил Шукшина. Было такое направление в советской литературе, называлось деревенщики. Они были как соль земли, и много их нельзя иметь, но и без них жизнь пресная. Так и тут. Человек откровенен, искренен. Может быть не столь умен, но кто из артистов эстрады может блистать умом? Точнее, тут тоже ум своеобразный, как у тех, кого описывали деревенщики в своих произведениях. Да, человек не совсем отдает отчет о том, что такие как Сталин, это угроза и для их жизни, для их творчества. Он очень много бед сделал для тех же татар, а они еще до конца этого и не осознали. Но зато он тот, кого смело можно отнести к националистам, а это те, кому не безразлична судьба его народа. А это те, к которым можно отнести и меня, да и многих миллионов моих же соплеменников. За что я и благодарен ему.

    • Анонимно
      31.05.2019 11:06

      Быть националистом плохая характеристика для человека.

      • Булгарин
        31.05.2019 11:27

        С чего это? Националист - это не тот, кто плохо относится к другим нациям, а тот, кому не безразлична судьба своей нации, Уж, простите, как раз космополиты безродные и творили много чего нехорошего. Да и творят. Им же без разницы судьба народов, для них народы, как и люди, просто разменная монета для достижения каких-то утопических целей. Да, еще есть нацики, то есть нацисты. Вот и от них много бед. И кстати, тут вот в комментариях очень часто можно встретить и тех и других. Одни провозглашают, что нации это плохо, главное какой человек. Это как бы такое искусственное противопоставление абстрактного человека с его правами и нации. Но, если взглянуть поглубже, то и там и тут торчат уши шовиниста.

        • Анонимно
          31.05.2019 12:28

          Любой национализм и националист всегда скатывается к крайним формам этого явления, когда начинается превозносится своя нация и принижаться другие.

          • Булгарин
            31.05.2019 13:11

            Вот тут слово - принижать, самое главное. Почитайте тут комментарии, может многое станет понятным.

            • Анонимно
              31.05.2019 13:18

              Ни в одном из комментариев касающихся Салавата не принижается его национальность.

        • Анонимно
          31.05.2019 12:33

          Национализм всегда исходит из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.
          Что русский национализм, что татарский, являются негативным явлением.

          • Булгарин
            31.05.2019 13:10

            Национализм и нацизм разные вещи, и часто их сознательно путают.

            Так для сведения из Вики

            Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которой является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определённой национальной общности в отношениях с государственной властью.

            В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

            Да, есть и те, кто переходят некоторую черту и становятся нацистами. Эту черту можно перейти, также кстати, как и между нацизмом и социализмом. Надо только добавить к нацизму продолжение как социализм и будет национал-социализм. Но вы же их не путаете, надеюсь.

          • Анонимно
            1.06.2019 03:33

            12:33. Откуда вы столько глупостей понабрались?
            Рим Дашкин

        • Анонимно
          1.06.2019 03:51

          Булгарин, вы совершенно правы. Национализм это пожалуй единственное средство, которое может спасти любой народ от исчезновения. В нашей стране, в которой ставится стратегическая цель ликвидации всех народов, поэтому и ведётся непрерывная борьба с национализм ом всех народов её составляющих, кроме одного. Поэтому великодержавный национализм спрятан под вывеску патриотизма. Очень жаль, что многие нерусские это не понимают и подпевают этому "патриотизм", также очень жаль, что и русские не понимают всего этого вреда от великодержавного национализма, замаскированного под "патриотизм".
          Рим Дашкин

      • Анонимно
        31.05.2019 11:37

        Где вы националиста нашли? Татарский националист не будет с Жириновским мило беседовать, а сразу обЬяснит ему , что говорить с ним не о чем.

        • Булгарин
          31.05.2019 12:15

          Спектр национализма очень широк. И не каждый заключенный в тюрьме будет игнорировать надзирателя. Так и тут.

      • Анонимно
        31.05.2019 16:20

        Националисты это в основном интеллигенты,а Салават деревенский певец.

    • Анонимно
      31.05.2019 11:42

      Шукшин не заискивал перед властью, сволочей называл сволочами , а не разговаривал с ними. С Шукшиным его нельзя сравнивать. Я татарин, но уважаю Шукшина гораздо больше чем певца Салавата. Хотя я сибирский татарин, наверное поэтому менталитет и характер Шукшина мне ближе. Думаю, что Шукшин бы с Жириновским разговаривать бы не стал.

      • Булгарин
        31.05.2019 12:04

        Шукшин - это как и Высоцкий в советской жизни были теми, кто вроде бы шел против власти. Хотя, конечно, же это и не так. И сравнение Салавата с Шукшиным было не в плане отношения к власти, а той бесхитростными откровениями, которые вбольшей мере присущы деревенским жителям. А то, что он не против власти и заискивает перед ними, так кого вы в России из тех, кто поет на сцене можете назвать бунтарем. Ну, разве что Шнурова! Такова обстановка созданная на эстраде. Без власти ты там букашка, даже, если будешь петь как соловей. И это тоже надо учитывать. Если бы он шел против власти, то о нем бы никто и не услышал. Даже ведь те, кто вроде по своему положению должны бы быть теми, кто критикует власть, так и они как Хазанов и Петросян принимают ордена и медали от власти, да и от денег не отказываются.

        Ну, а то, что с Жиринвским общался, так не он же к нему приходил, а как понял. он заглянул к нему. Да и то, что в помощниках у того же Жириновского татарин затесался, тоже показатель. Значит есть и такие. Вы же тоже о своем особом менталитет тут сказали. Так может у того татарина менталитет тех, кто вместе с Иваном Грозным брали Казань, а потом уничтожали своих соплеменников.

        • Анонимно
          3.06.2019 08:10

          //Так может у того татарина менталитет тех, кто вместе с Иваном Грозным брали Казань, а потом уничтожали своих соплеменников//

          Не было такой цели ни у Ивана Грозного, ни у пришедших с ним многочисленных татар - "уничтожать" татар.

          Была борьба за политическую власть. Уничтожались солдаты, да и то только после многочисленных предложений о сдаче. В летописях написаны обращения Ивана Грозного до осады, во время осады и после осады.
          Он во всех своих обращениях подчеркивал, что он не против татар. Тем более что очень значительную часть его войска составляли сами татары.

      • Анонимно
        1.06.2019 12:18

        Шукшин фамилия из татарского

  • Булгарин
    31.05.2019 10:43

    Да, кстати, неправильно делал, что отказывался от интервью в БО. Можете тут много о себе услышать от тех, кого называю татарофобами, а их тут так много. БО для них как медом намазан.

  • Анонимно
    31.05.2019 10:59

    Поэт написал: Какое время на дворе,таков и мессия.Это и о Салавате.О нем много мифов,в т.ч. негативных,мол зажравшийся эстрадный буржуиин, жмот,и наоборот,самый выдающийся деятель культуры и меценат .Публикация в БО помогает несколько прояснить вопрос. Мое впечатление: умен,достаточно обьективен говоря о коллегах по цеху,хотя явно предвзят в оценке отдельных лиц, в частности Фаттахова и вагаповского фестиваля.Он проект Шаймиева,и его надежды оправдал.Из позитива отмечу: хороший семьянин и наставник детей, заведует кафедрой вуза, руководит театром,успешный менеджер.

  • Анонимно
    31.05.2019 11:06

    если честно, один из очень немногих артистов татарской сцены, с которыми можно сделать интервью. есть свое мнение. у попсы нет мнения, они же стадо

    • Анонимно
      31.05.2019 11:34

      Хватит врать. Где вы мнение увидели? В том, что царя нельзя ругать? Или в том, что он дружелюбно познакомился с жириновским , который татар оскорбил? Вместо того, чтобы послать , он знакомится и шутит....

  • Анонимно
    31.05.2019 11:12

    Самое главное высказано:Татарстан уже не принадлежит татарстанцам( добавил бы тем более татарам,Инвестиции и прочая пропиаренная шумиха делает свое гадкое дело. Осталось одно название Татарстан.К сожалению за прогресс приходится платит очень дорого).Салават все уже получил,благодаря близости к телу,не только талантом. Желает стат депутатом,куда и метить этим душе излиянием при помощи кого то шибко грамотного.
    Ничего нового нет,как поднятся взявшись за подол ВЕЛИКИХ( президенты,Илгам абый ,Альфия апа и др.) все знают.Для это нужно и рабские качества.

  • Анонимно
    31.05.2019 11:19

    Плохо вы свою республику знаете, коль считаете ее богатой. Запрет на запрете, нет на нете.

  • Анонимно
    31.05.2019 11:29

    Богатая страна с нищим населением. Он об этом знает?

  • Анонимно
    31.05.2019 11:58

    Салават имеет хороший голос и великолепные качества организатора и наставника, успешно реализуемые: в семье , театре и вузе. Сочетание уникальное,чего не было ни у кого из корифеев татарской эстрады.Упешен во всем,поэтому и немало завистников,что видно из некоторых комментов и минусов на положительных отзывах о нем.

    • Анонимно
      31.05.2019 12:19

      Я не завидую, назовите хотя бы одного его талантливого студента! Хотя он и сам не смог назвать

  • Анонимно
    31.05.2019 12:15

    Что этот попсовый обеспеченный певец может знать про то как живет обычный бедный народ? Что он знает про страну? И кто и в чем богат? Такие как он и подобные может и живут хорошо ; а большинство людей беднота с такой жизнью в стране.

  • Анонимно
    31.05.2019 12:21

    -Салават, можно вашу руку пожать? Вы первый человек, который в Крокусе пел живьем!»

    В Крокусе все Рок музыканты которые выступали, все в живую, что за ересь?

  • Анонимно
    31.05.2019 12:23

    Тогда обьясните... ть почему у такой богатой страны самый бедный народ

  • Анонимно
    31.05.2019 12:49

    Не годится Салават в политики! В политике говорят одно, думают другое, а делают третье. Он искренний человек.

  • Анонимно
    31.05.2019 12:49

    Бездельникам и неудачикам, вроде 12:15,чужой успех как нож в горло и повод для истерики. В стране много людей имеющих достойный заработок и условия жизни, посмотрите на забитые машинами дворы и толпы в супермаркетах,это не олигархи, а рядоые граждане.Недовольные везде есть ,включая США,а чего стоят желтые жилеты во Франции и сопредельных странах,не с жиру бесятся,а добиваются элемнтарных условий жизни.

    • Анонимно
      31.05.2019 13:05

      Нытики не нойте а работайте, бездельники, начните с себя, а что ты сделал для страны, работать не пробовали.

    • Анонимно
      31.05.2019 13:15

      тазов много кредитных, согласен. Толпы в Ашанах берут дешевые пальмовые суррогаты и курочку с макарошками Макфа.

      • Анонимно
        31.05.2019 13:46

        так живет основная масса России. Не понятно, почему такой уничижительный комментарий?

  • Анонимно
    31.05.2019 13:35

    Готовится в депутаты, репетирует выступления, однако дочь на учебу в Голливуд посылал

  • Анонимно
    31.05.2019 13:39

    его в полиции Испании сломали ,с испугу во власть пошел.

  • Анонимно
    31.05.2019 13:47

    Уточнение: он певец№1 среди автогонщиков. А голос- как будто у него насморк. Как его слушают?

  • Анонимно
    31.05.2019 14:01

    Похоже эпоха гонщиков и квэнщиков подходит к концу.

  • Анонимно
    31.05.2019 14:05

    Простите хватит старого пиара! Нет у нас певцов, театралов,художников? Деревня его место детей учить !

  • Анонимно
    31.05.2019 14:10

    Критиковать Салавата не хочется! Но восхищаться нечем. Просто удивительно, за что любят слушать в его исполнении песни. После Фариды Кудашевой, Хейдара Бегичева, Ильхама Шакирова, Альфии Абзаловой, Рината Ибрагимова это очень тускло. Также после Филюса Кагирова, Габдельфата Сафина и еще многих татарских певцов.

    • Анонимно
      31.05.2019 14:55

      Филюс уже зазвездился, побывав в Америке

    • Анонимно
      31.05.2019 15:00

      В этом и грандиозная проблема татарской культуры: на фоне великого Тукая так и не появилось ни одного достойного его гению салавата...

  • Анонимно
    31.05.2019 14:48

    Салават стал уже не тем, когда начал бизнесом заниматься. Помните сигаретные ларьки "Сал-дан". Сгубил бизнес его творческое развитие. Но талант определенно есть. Ну а так, в жизни он очень неприятный человек, матершинник и гуляка))))

  • Анонимно
    31.05.2019 15:05

    Молодец Салават, всегда прямой и открытый. Не подхалим, как другие

  • Анонимно
    31.05.2019 15:10

    Почему то в комментариях многие обсуждают что говорит, как говорит Салават. Да может зазвездился, но наверное на это уже есть и право, да деревенщина, но не все могут родиться в культурной Казани и получить хорошее образование, да придворный певец но извините это его Работа и такие же концерты он дает в районных центрах для Народа.
    Но самое главное послушайте и обсуждайте его песни, тогда может сможем понять, что хочет донести Салават в своих песнях. Наши комментарии и лайки стерут на следующий месяц, слова и поступки Салавата через поколение забудутся, а вот его песни поверьте будут петь несколько поколений.

  • Анонимно
    31.05.2019 15:16

    Про Илһама не то несет вроде?! О вкусах не спорят! Я татарин, но песни и голос И. Шакирова мне не нравились.

  • Моисей
    31.05.2019 15:25

    Один Салават половину минкульта заменяет
    Столько как он по стране никто не гастролирует
    И везде полные залы
    Молодец

  • Анонимно
    31.05.2019 15:32

    — «Моң» — это «Илһам». Такой певец, как Ильгам Шакиров, раз в 100 лет появляется. Я даже однажды предложил в словаре слово «моң» заменить на «Илһам», потому что это синонимы. Надо идти тропами Ильгама, вот тогда моң сохранится. Единственное, что нельзя украсть у нашего народа, — это моң.
    Шакиров конечно глыба
    Уникальный талант
    У меня сравнение по величине только с Шаляпиным
    Или с Хворостовский
    Прав Салават, такие люди рождаются раз в 100, 200 лет
    Его творческое наследие должно всячески пропагандировать и учить молодых на его примере

  • Анонимно
    31.05.2019 15:55

    Фестивали поиска новых исполнителей надо возвращать в республику хоть с худ. советом хоть с хорсоветом

  • Анонимно
    31.05.2019 16:13

    Краткое содержание интервью : "Надо на государственном уровне принять закон, чтобы каждый житель Татарстана слушал хотя бы одну песню Салавата"

  • Анонимно
    31.05.2019 16:23

    Салават -певец из народа, сумел достичь определенных результатов в творчестве-он понимает и говорит прямо, что не сможет быть на уровне Ильхама Щакирова, но он создал благополучную семью, воспитал Чемпиона России и заботится о внуках - он прежде всего гордится своей семьей- разве это не достойно уважения.
    В современном мире искусства сохранить национальную культуру татар - кто может предложить реальные и полезные дела? кроме едкой болтовни и бестолковых рассуждений о "смысле жизни"...
    Концерты посещают не только " по принуждению", а в ожидании встречи с настоящим искусством, таких большинство!
    Хотелось бы услышать реальные и полезные советы тем, кто выходит на сцену.
    Будьте добрее друг к другу, люди.

  • Анонимно
    31.05.2019 16:24

    Салаватның бик кызыклы интервьюсын укыгач,ничектер күңелдә өметле фикерләр туды.Алтыннан да затлырак Татар моңының һәм татар теленең киләчәге,Салават кебек тирән фикерләүче милләтпәрвәрләр булганда ,югалмас дип ышанасы килә.Моның өчен барыбызның да бер булып көрәшүе кирәк.Бу мәсьәләгә үзенең фикере булган һәм шуны тормышка ашыручылар түгел,ә битараф әдәмнәр иң куркынычы.

  • Анонимно
    31.05.2019 16:26

    30 ел утте,бердэ узгэрмэде бу бэндэ,аул кешесе булып калды.

  • Анонимно
    31.05.2019 16:54

    С каких это пор школа 18 стала физико- математической? Оеа- с английским уклоеом, а физико- математическая- 131, находмтся по соседству. Так кто не в курсе- отец или БО?

  • Анонимно
    31.05.2019 16:56

    не люблю артистов и спортсменов , идут в депутаты и голосуют за повышение пенсионного возраста

  • Анонимно
    31.05.2019 17:33

    Страна богатая, но ни на что нет денег.
    Ни на пенсионеров, наши пенсионеры - самые нищие пенсионеры в мире, ни на здравоохранение,ни на образование. больницы и школы у нас закрывают-оптимизируют, бесплатные места в вузах сокращают.
    Мы больных людей пустили пол миру, они все вынуждены собирать деньги на лечение. Весь интернет, все каналы - попрошайничают, выпрашивая деньги больным людям.

  • Анонимно
    31.05.2019 18:14

    Страна богатая, народ почему то нищий.

    • Анонимно
      31.05.2019 19:19

      напёрсточники вас просто разводят,поэтому вы и нищие.

  • Анонимно
    31.05.2019 20:27

    Кошмар?

  • Анонимно
    31.05.2019 22:26

    поёт плохо, а говорит ещё хуже...

  • Анонимно
    31.05.2019 23:10

    На фото рука мощного мужчинки! Эдакая рука дровосека! Наверное, на раз-два этими руками гири тягает! Салаватищеееее! Силушка ты наша!

  • Анонимно
    1.06.2019 08:45

    Самый главный певец республики - это Элвин Грей! Хватит принижать его и отрицать очевидное.
    Салават тоже неплохо поет, но с Элвиным не сравниться!

  • Анонимно
    1.06.2019 12:24

    дело певца петь, а не рассуждать

  • Анонимно
    1.06.2019 17:55

    Да кто же это такой, первый раз слышу...

  • Анонимно
    1.06.2019 22:41

    По комментариям понятно, до этого насыпали обиженные и отчисленные студенты.
    Настоящие мнения господ можно пересчитать по пальцам рук.
    Чтобы понять происходящее достаточно послушать, что играет на баяне и поет Ваша компания по какому либо хорошему поводу.
    Какие песни?
    Из чьего репертуара?
    И здесь всё становится на свои места.
    Факт того что руководители тоже празднуют праздники и приглашают артистов для получения песни вживую, это нормальное явление.

  • Анонимно
    2.06.2019 03:56

    До сих пор концерты Салавата собирают аншлаг. Так что, его неприятели пусть завидуют молча.

  • Анонимно
    2.06.2019 22:52

    Вообще удивляюсь, кто ходит на его концерты, ему депутатом, там все такие и хлеще. Вот тогда республика семимильными шагами пойдет вперед.

  • Анонимно
    2.06.2019 23:26

    Какая может быть зависть ? Места всем хватает! Но он хочет все монополизировать на свой деревенский вкус. И этом есть какая -то магия. Люди , как кобры на дудку, тянутся на его музыку.

  • Анонимно
    3.06.2019 10:17

    как сказал герой фильма Гайдая : а ты не путай свою шерсть с государственной

  • Анонимно
    3.06.2019 12:00

    Мы страна богатая, только народ у нас нищий...

    • Анонимно
      5.06.2019 21:00

      Мы,это кто?В Москве Средняя зарплата 105 тысячи рублей.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль