На слушания по проекту реконструкции улицы Карла Маркса в Нурлате пришли накануне более полутысячи человек. Владельцы местных магазинов собирают подписи, жалуются Рустаму Минниханову и умоляют не лишать их парковочных мест и трафика. «Кроме нескольких бизнесменов у нас еще другие жители города есть», — парирует глава района Алмаз Ахметшин. В том, как глубинка переживает болезненную трансформацию, через которую уже прошла Казань, разбирался «БИЗНЕС Online».
Владельцы нурлатских магазинов собирают подписи, жалуются Минниханову и умоляют не лишать их парковочных мест и трафика
«ПРИШЛИ СТРОИТЕЛИ, НАЧАЛИ ВСЕ КРУШИТЬ»
Современная урбанистика ворвалась в жизнь нурлатского предпринимателя Руслана Муртазина около месяца назад. Под окна его торгового центра «ЦУМ» площадью 1,5 тыс. кв. м внезапно пришли рабочие, которые начали ломать заботливо выложенную им за свой счет брусчатку. «Они начали все крушить. Мы даже вызвали участковых», — рассказывает бизнесмен. Тогда и выяснилось, что никакой ошибки нет, на месте парковки на 12 мест перед его ТЦ, где расположены «Магнит», «Магнит Косметик», DNS и другие арендаторы, по замыслу мэрии, должен появиться шикарный газон.
Будущий конфликт зародился весной 2018 года, когда Нурлат выиграл грант в 80 млн рублей в конкурсе минстроя России «Исторические поселения и малые города». Тогда, к вящей гордости помощника президента РТ Наталии Фишман-Бекмамбетовой, Татарстан выиграл на благоустройство в общей сложности 920 млн рублей из федерального бюджета.
Алмаз Ахметшин подчеркнул, что настроен на поддержку предпринимательства в районе и ни в чем «бунтовщиков» не обвиняет
Все шло как полагается. Глава Нурлатского района Алмаз Ахметшин рассказал «БИЗНЕС Online», что горожанам предложили на выбор несколько мест и в интернет-голосовании 90% высказались за то, чтобы преобразить улицу Карла Маркса. Затем прошли общественные слушания, на которых жители Нурлата попросили ярко выраженный центр, где можно было бы погулять. «На Карла Маркса находится 70 процентов всех общественных зданий и сооружений — и все люди города так или иначе часто бывают на этой улице. Пока они сюда ходят чисто функционально — за больничной справкой, отводят ребенка в художественную школу и так далее. На слушаниях жители жаловались, что на улице нет места даже просто посидеть. Они захотели превратить центральную улицу в бульвар — с велосипедной дорожкой и зелеными зонами», — рассказал Ахметшин. По словам главы, звучали даже предложения сделать улицу полностью пешеходной, но тут против уже сама администрация: дублеров мало — и, если закрыть проезд, будет трудно попасть из одной части города в другую.
Предприниматели, работающие на Карла Маркса, подтверждают, что публичные слушания проходили. Однако, по их словам, концепция обсуждалась в общих чертах, про сокращение парковочного пространства они ничего не знали. Позднее, как уверяют предприниматели, администрация города внесла в проект изменения без уведомлений, а конкретно — убрала парковки вдоль улицы, заменив их газонами, пешеходными и велосипедными дорожками.
«На сайте поменяли проект. Сначала нам говорили: „Если нас поддержите, все ваши пожелания мы учтем“. Даже намека не было на то, что все наши парковки уберут», — говорит Муртазин.
Теперь с обеих сторон въезда на улице должен будет стоять знак «Стоянка запрещена». Под стоянки оставили 14 карманов на 3 автомобиля каждый. Итого 42 машино-места — примерно втрое меньше, чем сейчас. Как объясняет мэрия, потерю компенсируют парковки на прилегающих улицах: на 120 авто возле городского ДК и на 80 — напротив мечети. Но до них еще надо дойти.
«Парковки мы делали за свой счет, согласовывали с администрацией, а также снег чистили, — говорит Муртазин. — Никто не пойдет к нам пешком. Это крест на магазине, скажем так». Парковки на смежных улицах, уверен он, ситуацию не спасут, поскольку, к примеру, та же парковка у ГДК находится далеко — в 500–700 м от ЦУМа. Сейчас на Карла Маркса работает более 50 компаний, зарабатывающих на торговле и услугах, в которых числятся 400–500 сотрудников. Вместе с семьями — более тысячи человек.
«МЫ ДУМАЛИ, ГЛАВА НАМ ПОМОЖЕТ, А ВЫШЛИ ОТТУДА В ШОКЕ»,
Узнав новости, небольшая группа предпринимателей собралась и пошла разговаривать в городской исполком. «Вышли на зама главы по строительству (Ильяс Ахметзянов — прим. ред.). Он говорит: „Это не ваша земля, ваших парковок там не останется“», — говорит Муртазин. Тогда они отправились к Ахметшину. «Мы заходили вчетвером, четыре магазина. Зашли, попросили: „Не убивайте наш бизнес, оставьте нам парковки“. Мы думали, глава нам поможет, прислушается, а вышли оттуда в шоке», — рассказывает Муртазин. По его словам, Алмаз Салимович посоветовал им перенести бизнес в другое место и отказался менять проект.
«Они попросились на прием, но в тот день у нас было намечено совещание в режиме видеоконференции с руководством республики. Я их сразу предупредил, что у меня всего 20 минут, но я готов выслушать сейчас, или уже предложил более подробно пообщаться в любое другое время, предварительно записавшись на прием. Они решили не ждать, но встреча, как я и предупреждал, прошла скомкано. Теперь они заявляют, что я их не стал слушать», — парирует Ахметшин.
Обиженные предприниматели выдвигают конспирологические теории: они предполагают, что администрация города, согласовывая проект без парковок, покровительствует крупнейшему торговому центру рядом с Карла Маркса — «Алтын Ай» по улице Советской, 94. По версии предпринимателей, он принадлежит приближенным к главе района людям, сейчас у этого ТЦ планируется сделать большую парковку и переманить покупателей с Карла Маркса, где стоянок не останется. «Торговый центр „Алтын Ай“ по улице Советской, 94 принадлежит трем собственникам, данный ТЦ также не имеет своих парковочных мест. Таким образом, слухи о создании преференций кому-либо в ущерб интересам остальных предпринимателей не более чем слухи, тут комментарии излишни», — так ответила на наш запрос пресс-служба Нурлатского района.
Теперь с обеих сторон въезда на улице должен будет стоять знак «Стоянка запрещена». Под стоянки оставили 14 карманов на 3 автомобиля каждый
Встретив отказ в мэрии, предприниматели пошли дальше. 5 июня они отправили «челобитную» президенту РТ Рустаму Минниханову, прикрепив к ней 56 подписей (имеются в распоряжении «БИЗНЕС Online»). И реакция, по сведениям подписантов, последовала: будто бы Ахметшин получил от президента указание поговорить с жалобщиками и найти компромисс. В течение последнего месяца бизнесмены дважды встречались с чиновниками: правда, Ахметшин ни разу не пришел, из администрации были руководитель исполкома Рафис Хамзин и Ахметзянов.
Параллельно бизнесмены начали собирать подписи в пользу парковок и у местных жителей — набрали около 500 (имеются у «БИЗНЕС Online»).
«Я доложил президенту республики ситуацию, сказал, что еженедельно встречаюсь с гражданами, ни разу не пропускал приемный день и что у предпринимателей всегда есть возможность со мной встретиться. Ну раз такая ситуация, раз есть вопросы, я дал поручение провести 27 июня новые публичные слушания, хотя мы и не обязаны этого делать, потому что общественные слушания уже прошли, когда обсуждалась концепция реконструкции улицы. Сейчас речь идет не о проектировании, а о реализации проекта», — комментирует это глава района.
Ахметшин подчеркнул, что настроен на поддержку предпринимательства в районе и ни в чем «бунтовщиков» не обвиняет. «Я их понимаю — это же коммерческие организации, они должны зарабатывать. Но я не только об их интересах должен думать: кроме нескольких бизнесменов у нас еще другие жители города есть», — отметил он.
Замглавы Ильяс Ахметзянов (слева) рассказал, что общий бюджет проекта составляет 179 млн рублей
«ВОТ ВЫ ЛЮДЕЙ ЗАСТАВЛЯЕТЕ ПЕШКОМ ХОДИТЬ, А САМИ НА МАШИНАХ ЕЗДИТЕ!»
На слушаниях, которые прошли накануне, побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». Актовый зал городского Дворца культуры, вмещающий 500 человек, был заполнен почти до отказа. Главы опять не было, но, как позднее выяснил «БИЗНЕС Online», Ахметшина вызвали в Казань на совещание, так что на собрании он застал лишь последние 10 минут.
Замглавы Ахметзянов рассказал, что общий бюджет проекта составляет 179 млн рублей — к 75 млн рублей федерального гранта добавят еще 45 млн рублей из республиканского бюджета, 8,5 млн рублей — из муниципального. Еще 51 млн рублей должен поступить из внебюджетных источников, в том числе от бизнеса. Проект находится на контроле у ГИСУ и генподрядчика — «Татводмелиорации».
Ахметзянов предоставил слово руководителю компании Miriada Group Виталию Волкову, который выступил с презентацией проекта. По его словам, задачей разработчиков было сформировать комфортную для всех групп жителей общественную среду. Сейчас же, по словам Волкова, она представляет печальное зрелище. Затем он перешел к рассказу о том, каким видит будущее улицы: широкие тротуары, велосипедная дорожка, зеленые зоны, деревья, малые архитектурные формы, пешеходные переходы, красивое освещение и т. д. Предполагается создать две точки притяжения, где будут проходить культурные события и фестивали, — Театральный и Семейный сквер. Также предполагается улучшить внешний вид фасадов зданий. «Мы сужаем дорогу, но при этом дорожное полотно остается такого же размера», — рассказал Волков и плавно перешел к основной проблеме. Он сообщил, что часть существующих парковок придется перенести или сократить, но при этом будут организованы новые машино-места.
«А мне удобно ставить машину близко к тому месту, куда я приехала», — с места заявила какая-то женщина.
Руководитель компании Miriada Group начал рассказывать, что разработчики пошли навстречу пожеланиям и внесли изменения в первоначальный проект, предусмотрев несколько перпендикулярных парковок и увеличив количество парковочных мест, но первые ряды уже начали атаку.
Виталий Волков выступил с презентацией проекта. Задачей разработчиков было сформировать комфортную для всех общественную среду. Сейчас же она представляет печальное зрелище
«Оппозиционеры» заявили, что если машины нельзя будет ставить вдоль дороги, то их будут оставлять в близлежащих дворах. «И скоро жители соседних домов будут писать петиции с требованием вернуть парковки!» — предупредили они. В качестве альтернативы один из коммерсантов предложил убрать из проекта велосипедные дорожки, потому как велосипедистов в городе мало, а 500-метровая дорожка погоды не сделает.
Ахметзянов заявил, что в планах у администрации города, наоборот, значительно расширить сеть велосипедных дорожек, это лишь начало. Его поддержала заместитель директора школы Гузель Бурлакова, которая напомнила, что школьники тоже участвовали в разработке концепции и просили сделать велосипедные дорожки. «Они имеют на это право!» — сказала Бурлакова.
Глава отдела культуры района Ляйсан Нафигуллина заявила, что предложенный проект направлен на повышение безопасности детей, которые вынуждены перебегать дорогу где попало, и уже было несколько ДТП с участием детей, которых водители не видят из-за припаркованных автомобилей. «Главная задача этой улицы — чтобы прохожие получали эстетическое удовольствие. Тогда и подрастающее поколение будет более воспитанным. Люди не будут мусорить, ругаться. А если все сводить к парковкам, то это означает духовную деградацию», — подчеркнула она, вызвав аплодисменты у задней части зала.
Актовый зал городского Дворца культуры, вмещающий 500 человек, был заполнен почти до отказа
— А нам нужны парковки! Мы народ, — вскочила из первых рядов Вера Давыдова.
— Кто народ? Вы двое? — уточнил замглавы администрации.
— А кто тогда народ? Вы слышите, что говорите? — возмутилась Давыдова и перешла в наступление. — Вот вы людей заставляете пешком ходить, а сами на машинах ездите!
Тут администрация района пустила в ход свой резерв. На трибуну последовательно выходили представители общественного совета, ветераны, представители крупных предприятий. Их выступления сводились к одному — городу повезло, что он выиграл грант. Это шанс облагородить центральную улицу. «Все новое почему-то воспринимается в штыки, но потом все довольны оказываются. Мы хотим красоту!» — говорили они.
Тут на сцену поднялся бизнесмен и местный депутат Сергей Бархаткин. «Уважаемые граждане, услышьте нас. Улица широкая, при желании на ней можно все разместить. Но сейчас мы впервые столкнулись с полным пренебрежением к бизнесу со стороны администрации», — сказал он. По словам Бархаткина, администрация подменила проект, который устраивал всех и который выиграл федеральный конкурс.
Ахметзянов парировал, что на конкурсе была представлена концепция, а когда дело дошло до конкретного проектирования, многое пришлось переделать, но в согласии с заложенными него принципами.
— Почему заранее не был опубликован проект, почему людям его сейчас приходится на слух воспринимать? — не унимался Бархаткин.
Его поддержал Раиф Габдрахманов из «БИМ-радио. Нурлат». «Не сносите парковки, не чешите там, где не чешется!» — сказал он.
Даже пенсионер Олег Мизунов напомнил про экономический аспект. По его мнению, из-за отсутствия парковок бизнесмены могут потерять доходы и бюджет города недосчитается денег. «Как бы не было хуже», — предупредил он.
Почти три часа оппонирующие стороны пытались отстоять свою правоту. Но, когда уставшие от прений люди потянулись из зала, терпение у Ахметзянова лопнуло — он поставил вопрос на голосование. «Оппозиционеры» пытались его сорвать, но в результате примерно две трети зала проголосовало за представленный проект. Когда замглавы попросил проголосовать тех, кто против, неожиданно поднялось всего лишь около десятка рук.
— Это голосование — профанация! Мы боимся за свой бизнес. И я буду отстаивать его кровью. Потому что за мной стоят 25 сотрудников, а вместе с семьями это 100 человек! — заявила одна из активисток.
— В конце концов, бизнесу надо совесть иметь! — воскликнул кто-то из лагеря противников.
— Эти деньги будут сворованы! — выдала последний аргумент «оппозиционерка».
— Иди на улицу, митингуй, — предложили ей.
Нурлатский конфликт повторяет тот, через который уже прошла Казань. Еще в начале 2013 года мэрия столицы начала планомерно бороться с несанкционированной парковкой на проезжей части
КАЗАНЬ ПЕРЕБОЛЕЛА
Нурлатский конфликт повторяет тот, через который уже прошла Казань. Еще в начале 2013 года мэрия столицы начала планомерно бороться с несанкционированной парковкой на проезжей части, бизнес стал терять посетителей.
В октябре 2013 года владелица сети кафе «Сытый папа» Мария Горшунова подняла тему на очередном заседании координационного совета по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в РТ. Она заявила, что пробки в центре Казани удалось ликвидировать, но не за счет появления стоянок, а за счет исчезновения людей, что стало «сильным ударом по бизнесу». «Эвакуатор в историческом центре работает очень быстро — понятно, что они научились за четыре месяца так действовать», — сказала докладчица. Она привела пример: 20 минут в аптеке — и твоей машины уже нет.
«Зачем человеку, который хочет забежать в магазин, аптеку, кафе на 20 минут, заезжать на крайне неудобные многоуровневые парковки и потом идти от них… В итоге парковки не заполнены, а что делать бизнесу в этой части города, неизвестно, — сказала Горшунова. — Бизнесу в центре Казани не хватает потребителя, и эта проблема может разрушить сферу обслуживания и торговли».
В августе 2015 года во время встречи татарстанских бизнесменов с президентом РТ Рустамом Миннихановым в рамках формата «Бизнес и власть: откровенный разговор» Горшунова опять подняла вопрос парковок, предложив разрешить остановки автомобилей с 7 вечера и до 7 утра под запрещающими знаками там, где две и больше полос и нет автобусного движения. Президент поручил мэру Казани Ильсуру Метшину собрать предпринимателей и выслушать их предложения, где бы они хотели получить такое право.
Мария Горшунова считает вполне обоснованными опасения нурлатских предпринимателей
В октябре 2015 года предложенная встреча представителей мэрии с предпринимателями состоялась, на ней было решено увеличить количество парковок, но платных — чтобы всегда были свободные места. В какой-то степени это решило вопрос, по крайней мере проблема в публичном пространстве не звучит.
Гендиректор ООО «Татинтер Ресторантс» (имеет несколько заведений общепита в центре города) Зуфар Гаязов считает, что меры, предпринятые мэрией, были оправданы. «Как горожанин я понимаю логику властей, благодарен мэрии за усилия по превращению Казани в место, комфортное для проживания», — сказал он газете «БИЗНЕС Online», добавив, что предприниматели вместе с властями города в каждом конкретном случае пытались решить проблему — где была для этого возможность, за счет дворов, за счет обустройства больших подземных платных парковок. При этом Гаязов подтвердил, что возможность припарковать машину рядом с торговой точкой по-прежнему важный фактор. «Конечно, бизнес, у которого нет своих парковочных мест, пострадал. Если нужно ставить машину в отдалении и потом идти до торговой точки пешком, то, естественно, трафик уменьшается», — признал он.
Однако Гаязов считает, что в вопросе благоустройства города надо учитывать интересы не только владельцев магазинов, но и всех жителей. «Бизнес должен принимать существующие правила игры и планировать свою деятельность исходя из этого. В свою очередь, власти города должны предлагать решения, которые как-то уменьшают потери предпринимателей», — считает он. Например, власти Казани пошли навстречу бизнесменам и разрешили бесплатную парковку в центре города по воскресеньям. «Хотелось бы, конечно, что такая практика распространилась и на субботу», — добавляет Гаязов.
Будущий конфликт зародился весной 2018 года, когда Нурлат выиграл грант в 80 млн рублей в конкурсе минстроя России «Исторические поселения и малые города»
В свою очередь, Горшунова и поныне считает, что проблема парковок сильно ударила по предпринимателям. «Мы очень сильно почувствовали отток покупателей. Трафик снизился примерно на 25 процентов, в центре города появились места, куда казанцы вообще перестали ездить, — считает она. — Соответственно, предприниматели вынуждены рассчитывать на приезжих, а это означает сезонность — зимой приезжих меньше, летом больше. А бизнес нужно вести круглый год, оплачивать налоги и зарплаты».
Владелица сети кафе «Сытый папа» считает вполне обоснованными опасения нурлатских предпринимателей, в то же время ей понятно и желание мэра Нурлата облагородить центральную улицу. «Оно, наверное, правильное. Но факт, что местные предприниматели от этого потеряют. Нурлат — это не Казань, там нет туристов. Центральная улица превратится в бульвар выходного дня, а бизнес надо вести каждый день, особенно зимой», — отметила она.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 342