Интернет-конференция 
21.10.2019

Алексей Венедиктов: «Какая проблема-2024? Путин останется – и всё!»

Главред «Эха Москвы» о том, чем войдет в историю Шаймиев, есть ли выход у Зеленского и кто «потирает потные ладошки» из-за провалов Собянина

«Что остается, если нет запроса на кого-то другого? Поэтому Владимир Владимирович Путин, скорее всего, воспроизведется», — считает Алексей Венедиктов. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» главный редактор радио «Эхо Москвы» сравнил президентов Татарстана и Башкортостана, назвал «ближний круг» Путина, оценил будущее Ксении Собчак и дал характеристику современной молодежи.

«В Москве в сентябре из тех, кому было предложено проголосовать в электронном виде, всего два процента захотели. Посмотрим, может быть, Казань окажется более продвинутой» «В Москве в сентябре из тех, кому было предложено проголосовать в электронном виде, всего 2 процента захотели. Посмотрим, может быть, Казань окажется более продвинутой» Фото: Василий Иванов

 «ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ ОТ ВОЗМОЖНЫХ ФАЛЬСИФИКАЦИЙ»

— Алексей Алексеевич, вы Казань посетили в рамках «планового» объезда регионов или в Татарстан вас привело какое-то специальное дело?

— Я часто езжу. Сначала был в Перми, потом — в Израиле, если его считать регионом России, затем — в Беларуси, если ее считать регионом России, и вот сейчас приехал в Татарстан. Надеюсь, что в октябре я больше никуда не поеду — меня не видят ни сотрудники, ни ребенок, ни жена, никто.

— В Татарстане спросили и узнали все, что хотели?

— Нет. Не исключаю, что придется вернуться. Здесь изучают вопрос применения электронного голосования, и пока решения нет, хотя оно обсуждалось в Казани еще до моего приезда. Я должен в Москве тоже проконсультироваться с технарями, каким образом, если Татарстан согласится, создать единую рабочую группу по доработке платформы к электронному голосованию и обеспечить законодательные возможности. Пока же мы даже на нулевом цикле, что касается Татарстана.

Вторая история связана с тем, что приближается 100-летие ТАССР, и поскольку здесь заинтересовались нашим историческим журналом «Дилетант», мы хотим посотрудничать и, возможно, сделать спецвыпуск по истории Татарской АССР, начиная с Волжской Булгарии, для жителей региона. Поскольку у нас есть опыт таких исторических популярных, домашних журналов и исследований, возможно, нам удастся ответить позитивно на предложение руководства Татарстана. Но я должен со своими посоветоваться, можем ли мы это потянуть.

«Ту систему электронного голосования, которая была в Москве на этих выборах, мы пытались взломать перед и после — не удалось. Взлома нет, вброса нет» «Ту систему электронного голосования, которая была в Москве на этих выборах, мы пытались взломать перед и после — не удалось. Взлома нет, вброса нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Это же именно вы предложили провести в Татарстане эксперимент по электронному голосованию. Почему именно наша республика?

 Во-первых, Татарстан технологически готов: здесь очень развита IT-индустрия, есть специалисты, Казань — второй город в России, где объем электронных услуг огромен. То есть люди привыкли…

— …нажимать кнопки.

— Нажимать кнопки, совершенно справедливо. И было бы, конечно, интересно посмотреть, сколько процентов людей захотят принять в этом участие. В Москве в сентябре из тех, кому было предложено проголосовать в электронном виде, всего 2 процента захотели. Посмотрим, может быть, Казань окажется более продвинутой.

— А как быть с фальсификациями, о которых постоянно говорит в Татарстане оппозиция?

— Я ничего не знаю о выборах в Татарстане, не могу утверждать ничего, поскольку не был здесь наблюдателем. Одни говорят, что фальсификация зашкаливает, другие, что нет. Вопрос в другом. Ту систему электронного голосования, которая была в Москве на этих выборах, мы пытались взломать перед и после — не удалось. Взлома нет, вброса нет. И даже Алексей Навальный, который сначала обвинял нас во вбросе, затем сам проверял эти списки и сказал, что вброса нет, все подлинно. То есть электронное голосование как раз является гарантией от возможных фальсификаций. Но это очень сложная история, потому что для эксперимента придется принимать федеральный закон, который будет подписывать президент Путин. Если на эксперимент будет согласие руководства Татарстана, тогда Минниханов и Собянин пойдут к президенту и будут уговаривать его. Но это сложная история. Я два года уговаривал Собянина, а теперь нужно уговорить Минниханова.

«Шаймиев в историю войдет не отношением с Путиным, а человеком, который всегда искал и находил баланс символов, и тем самым утешал страсти» «Шаймиев в историю войдет не отношением с Путиным, а человеком, который всегда искал и находил баланс символов и тем самым утешал страсти» Фото: kremlin.ru

«ИМЕННО ЭТО ЦЕНИТ ПУТИН В ШАЙМИЕВЕ — ЕГО УМЕРЕННОСТЬ»

— Вы говорите, что соскучились по Шаймиеву и планируете с ним встретиться во время приезда в Казань. А чем вам Шаймиев импонирует? В чем его особенность и, может быть, значение для России? С чем он войдет в историю страны и войдет ли? (Лилия Нургалимова.)

— Я хотел встретиться с Шаймиевым, потому что этот человек с совершенно глубинным взглядом. Когда я с ним общался как с президентом Татарстана, его отличал интеграционный ум: он смотрел на вещи не только со своей позиции, но оценивал и другие точки зрения. Это редкая история для 90-х годов. И мне, конечно, было интересно поговорить с ним на разные темы, и мы общались дольше, чем было предусмотрено. Я очень доволен тем, как мы побеседовали.

А в историю он уже вошел. Во-первых, он основатель современной татарской государственности. В турбулентные годы, когда можно было потерять все и мы видели чеченскую войну, и не одну, он и его команда удержали Татарстан от лобового противостояния с властью, хотя не всегда центральная власть вела себя адекватно и корректно по отношению к национальным республикам. Ему удавалось даже с турбулентным Борисом Николаевичем сохранять идентичность своей республики и народа.

Во время встречи Минтимер Шарипович прочитал мне часовую лекцию про Болгар и Свияжск. Часовую! И разрешил ее записать, и я это сделал. Он сказал: «Ну что я буду только тебе говорить…» Несколько раз, и не только по поводу Болгар и Свияжска, он говорил: «Смотри: мы здесь строим мечеть, а здесь — христианский храм».

— К Шаймиеву очень хорошо относится и Владимир Путин, у них во взаимоотношениях особая «химия». А с чем связано такое отношение Путина к Шаймиеву, как думаете?

— В то время, когда в мире существует мощный исламский радикализм и сильная исламофобия, Шаймиев в историю войдет не отношениями с Путиным, а человеком, который всегда искал и находил баланс символов и тем самым утешал страсти. А надо прямо сказать, были такие мысли у руководства России в 90-е годы, что Татарстан может пойти по пути Чечни, независимости. Давайте скажем честно, что от подобного удержал не только Борис Николаевич. Я думаю, именно это ценит Путин в Шаймиеве — его умеренность, толерантность, умение взглянуть на вещи не только со своей горки, где ты находишься. Таких людей мало. Я сказал бы так: мы с Владимиром Владимировичем соскучились по Шаймиеву. И это будут одинаковые чувства — вот в таком смысле.


«КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛАМИ И РЕСПУБЛИКАНСКИМИ ВЛАСТЯМИ — НА ПОЛЬЗУ СТРАНЕ»

— Есть некоторая конкуренция между Татарстаном и Башкортостаном…

— В чем конкуренция? В смысле экономики я ее не чувствую, она ментально существовала еще в советское время. Население переплетается. Понятно, что на сегодняшний день оба лидера Татарстана — и первый президент, и второй — гораздо круче, чем были и есть лидеры Башкортостана. Ваши лидеры видят более космически, чем узкореспубликански, мне это очевидно.

— Пришел Радий Хабиров, и ему объективно сложно, потому что ресурсов нет, большая их часть стала федеральной.

— Я прям заплакал от этого! Им всем сложно. Он не хотел, а его тащили на веревке, да? Но он же пришел на эту работу. Пусть работает — есть ресурсы или их нет. В Москве и Питере тоже нет нефти и газа… Пусть работает или уходит в отставку.

— Наши элиты опасаются, что рано или поздно и в Татарстан придут и все федерализируют. Насколько это реально, на ваш взгляд?

— Пусть опасаются! Хорошая конкуренция между федералами и республиканскими властями — на пользу стране.

«На сегодняшний день оба лидера Татарстана — и первый президент, и второй президент — гораздо круче, чем были и есть лидеры Башкирии. Ваши лидеры видят более космически, чем узкореспубликански, мне это очевидно» «На сегодняшний день оба лидера Татарстана — и первый президент, и второй — гораздо круче, чем были и есть лидеры Башкортостана. Ваши лидеры видят более космически, чем узкореспубликански, мне это очевидно» Фото: Василий Иванов

«КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СВОЕМ МИФОЛОГИЧЕСКОМ ПУТИНЕ…»

— Путину на днях исполнилось 67 лет. Путин сегодняшний — он какой, с вашей точки зрения? (Зарина.)

— Если сравнивать его с молодым президентом, конечно, он изменился. 20 лет на горе, когда тебя обдувает, в тебя плюют, а у тебя под рукой — ядерная кнопка, это меняет человека психологически. Он, конечно же, изменился. Но подобное же еще не конец. Давайте через 20 лет поговорим, вы у меня спросите: «Вот ему на днях исполнилось 87, президент Путин как изменился?»

— В 2005 году Путин поздравил вас телеграммой с 50-летием. В декабре 2020-го вам будет 65. Как думаете, нынешний Путин поздравит вас? (Алексей С.)

— Я не знаю. Это, конечно, хорошо, когда тебя поздравляют, но совсем не неприятно, когда не поздравляют. В нашей стране иногда лучше быть невидимым, дабы не возбуждать зависть и ревность соседей. 

— В свое время он вас назвал врагом, а вы это «звание» как медаль на грудь приняли?

— 20 лет назад в двухчасовом разговоре со мной, один на один, он объяснял свое отношение к людям, которые не разделяют его мнение. И чтобы упростить классификацию, он сказал, что есть враги, а есть предатели. Предатели — это те, кто тебя поддерживал, а в минуту твоей слабости изменил и ударил в спину. А враги честные, они глаза в глаза бьются, стреляют. И я его спросил: «В этой конструкции я у вас кто?» Он сказал: «В этой конструкции, Алексей, ты мой враг». Я подумал: «Слава тебе, господи!»

— Еще диалогов один на один не было?

— Бывают, но все меньше и меньше. Он даже сокращает свои встречи с главными редакторами, потому что у него много других проблем.

— Действительно цейтнот или он сегодня не считает нужным уделять таким разговорам много времени?

— Цейтнот. Что он считает, не знаю, а что цейтнот, я представляю.

— «Путин хочет восстановить историческую Россию. Он желает реставрации российской империи в границах 1800 года. Она включает в себя большие части Украины и Беларуси», — сказал экс-советник Путина Андрей Илларионов немецкому изданию. А как вы считаете, чего хочет Путин? (Даниил.)

— Андрей Николаевич знает лучше, он с Путиным работал, правда, уже давно. Но его фамилия не Песков, и он не психолог Путина. Каждый имеет представление о своем мифологическом Путине.  

— А у вас есть свой мифологический Путин?

— Поскольку я его знаю давно, он у меня не мифологический. Президентов надо ругать, иначе они зазнаются, потеряют самоконтроль. Всегда найдутся другие, кто похвалит.

«Давайте через 20 лет поговорим, вы у меня спросите: «Вот ему на днях исполнилось 87, президент Путин как изменился?» «Давайте через 20 лет поговорим, вы у меня спросите: «Вот ему на днях исполнилось 87, президент Путин как изменился?» Фото: © Яна Лапикова, РИА «Новости»

«для меня «проблемы-2024» не существует»

— Выборы президента России в 2024 году многие называют не иначе, как «проблема-2024». А вы как относитесь к этому?

— У меня нет никакой проблемы. Какая проблема? Путин останется, и всё.

— В каком качестве он останется?

— А какая разница? Он останется главой государства. Хотите — в качестве патриарха, хотите — в качестве председателя совета Союза России и Беларуси, хотите — продлится президентский срок, хотите — станет премьер-министром в парламентской республике. На мой взгляд, он останется первым лицом в государстве. Поэтому для меня «проблемы-2024» не существует.

— Если Путин останется во главе государства, это благо для России или наоборот?

— Россия разная. Если большинство населения хочет, чтобы он остался, это благо? А если меньшинство желает, чтобы он остался, это благо? Что такое благо? Я считаю, что просто власть утомляет очень сильно и делает человека некритичным. Поэтому мы видим, что на четвертом сроке или на пятом, считая Медведева, на мой взгляд, часто принимаются опрометчивые и неадекватные решения. Поэтому для меня это история про то, что власть начинает «осыпаться». Но он-то думает по-другому, и большинство россиян со мной не согласны.

— В недавнем интервью Чемезов сказал, что Путин очень устал. Неожиданно было услышать такое из уст близкого соратника президента…

— Это действительно тяжелая работа. Если бы он сказал, что Путин не устал, то ему никто не поверил бы.

— Но о чем говорит такая откровенность? Не складывается ли у вас впечатление, что это элемент брожения в кремлевских кругах?

— Элемент брожения в кремлевских кругах заключается совсем в другом. Мы находимся в периоде транзита власти, и не важно, это транзит от Путина к Путину или от Путина куда-нибудь еще. Этот транзит находится в головах у кремлевских. И не каждый из них представляет себя внутри транзита, поэтому, естественно, там шизофрения: с одной стороны, хочется, чтобы все осталось, как раньше — хоть так, с другой стороны, хочется понять, если начнется транзит, где мое место и какая там моя возможность открывается. Поэтому брожение, конечно же, есть, оно уже давно — год точно.   

— Еще Чемезов сказал, что нет так называемого политбюро…

— Есть. Лукавит Сергей Викторович. Но будь я главой «Ростеха» и членом политбюро, и я бы лукавил.

— Термин «политбюро» придумал политолог и политтехнолог Евгений Минченко. Вы согласны с таким термином или у вас есть свой?

— Я не член их лингвистического клуба… Существует совет безопасности — центр принятия решений. Есть круг президента Путина, где часть решений обсуждается в неформальном режиме. Какая разница, как это называется? Назовите, как хотите. Но какой в этом смысл — искать набор букв?

— Вы можете назвать самых близких Путину людей в его политическом окружении? Кому он доверяет больше других?

— Я точно не знаю, но думаю, что он очень сильно доверяет Николаю Платоновичу Патрушеву в вопросах безопасности. Он очень верит Сергею Викторовичу Чемезову в вопросе глобальных оценок. Он сильно доверяет Эльвире Набиуллиной и Герману Грефу в вопросах экономики. Он доверяет людям не как коллективному органу, он доверяет людям, которых считает компетентными в той или иной, но своей сфере. Речь идет о сегментированном доверии.

«Моё мнение — это (реальные сроки за участие или просто присутствие на митингах в Москве) ненормально. Это превышение власти со стороны Росгвардии и несправедливый суд со стороны судейской системы» «Мое мнение — это (реальные сроки за участие или просто присутствие на митингах в Москве) ненормально. Превышение власти со стороны Росгвардии и несправедливый суд со стороны судейской системы» Фото: «БИЗНЕС Online»

«И ДОЛЖНЫ ВСЕ ЗАПОМНИТЬ: ПРИКАСАТЬСЯ К ПОЛИЦЕЙСКОМУ НЕЛЬЗЯ!»

— После недавних московских событий доверие к Собянину было подорвано, как считаете?

— Я не думаю, что доверие как к управленцу было подорвано, потому что, считаю, Путин прекрасно понимает, кто и каким образом сыграл «московские события». Но часть элиты, которая видела, что Собянин слишком близко подошел к Путину и часто с ним появлялся, может потирать потные ладошки, потому что понятно, что в голове Путина за все, что происходит в Москве, отвечает, даже если он не отвечал и если у него не было поручения — поручение было у Бастрыкина, но тем не менее за все отвечает Собянин.

— Это нормально — реальные сроки за участие или просто присутствие на митингах в Москве?! И при том — повальное воровство силовиков и прочих чиновников?! (Валиев Ленар.)

— Мое мнение — ненормально. Это превышение власти со стороны Росгвардии и несправедливый суд со стороны судейской системы. Я разговаривал с руководством Росгвардии и руководством страны (не с Путиным), и мне было объяснено так: любое подозрение на нападение на полицию будет караться так жестоко, как вам и не снилось. Нельзя трогать полицию руками. Вообще! Вот нельзя, и все. Почему? Потому что нельзя. И должны все запомнить: прикасаться к полицейскому нельзя. И Песков от имени Путина об этом говорил. Скажем так: я понимаю их логику, но ее не разделяю. Считаю, что это абсурд.

— Ваше отношение к приговорам участников «массового дела». Будут ли оправдательные приговоры? И к чему это все приведет? (Амина.)

— Там были оправдательные приговоры. Пятерым или четверым людям закрыли дело, многим переквалифицировали с «массовых беспорядков». Под «массовыми беспорядками» остался один человек. И что это за «массовые беспорядки», где один обвиняемый?! Слово «массовые» здесь ключевое. Кому-то сменили меру пресечения. В момент максимального задержания было 1123 человека, а ночью в полиции оставались 18. Выпустили 1105, из них 30 пошли по «административке», значит, тысячу просто выпустили. Вот вам оправдание. 

— Что вы думаете о будущих выборах в Госдуму? (Альберт.)

— Много недовольных будет на улице — да.

«Вы думаете, что Зеленский случайно выскочил: я буду президентом, и раз — через два месяца рейтинг у него взлетел? Была проделана очень сложная аналитическая и социологическая работ» «Вы думаете, что Зеленский случайно выскочил: я буду президентом, и раз — через два месяца рейтинг у него взлетел? Была проделана очень сложная аналитическая и социологическая работа» Фото: SERGEY DOLZHENKO/ТАСС

«ВОПРОС МИРА НА УКРАИНЕ РЕШАЕТ НЕ ЗЕЛЕНСКИЙ, А ПУТИН»

— Как вы думаете, Зеленский способен вернуть Донбасс на Украину мирным путем? На что вообще способен Зеленский, по вашему мнению? (Ильгизар.)

— Вопрос мира на Украине решает не Зеленский, а Путин. Решение о войне принимал Владимир Владимирович, поэтому как решение о мире может быть за президентом Украины? Зеленский может принимать решение о капитуляции, но никак не о мире. Я вообще не считаю, что капитуляция может миром закончиться. Поэтому этот вопрос надо адресовать Путину, нашей стране.  

— Как вы оцениваете Зеленского как начинающего политика?

— Как начинающего политика — вы этим все уже сказали. Для Зеленского, как части политического спектра Украины, хорошего выхода нет. Вопрос в том, на что он готов идти ради того, чтобы продемонстрировать — а Зеленский пришел из шоу-бизнеса, он уделяет огромное внимание именно демонстрации — продемонстрировать, на что он готов идти. Надо смотреть. Позиция его меняется, позиция его администрации всегда такая шаткая. Мы это видим и по предыдущему периоду, и сейчас. Увольнение или уход некоторых ключевых членов окружения свидетельствует о том, что команда еще не выстроилась за президентом Зеленским. Я не оптимистичен.

— Как вы считаете, есть такая вероятность, что когда-нибудь в России к власти придет такой человек, как Зеленский — из шоу-бизнеса? Есть такое мнение, что народ устал от элит, требуется кто-то типа Дудя.

— Это не тема чувств, а вопрос опросов. Вы думаете, что Зеленский случайно выскочил: я буду президентом, и раз — через два месяца рейтинг у него взлетел? Ничего подобного! Была проделана очень сложная аналитическая и социологическая работа. Запрос был не на человека из шоу-бизнеса, а на мир. На тот мир, который представляют, как отсутствие трупов. Такой запрос был, и Зеленский его схайпил. И правильно сделал, политик так и должен делать.

А в России представьте себе, кого хотите — Дудя, Киркорова, Диму Маликова, Стаса Намина. Запрос у общества на что? Сначала выясните запрос, а потом подгоните к нему кандидатуру.

— Такое впечатление, что сегодня нет какого-то единого кандидата…

— И поэтому Владимир Владимирович Путин, скорее всего, воспроизведется. Что остается, если нет запроса на кого-то другого?  

— Как вы считаете, у Ксении Собчак остались политические амбиции?

— Я считаю, что Ксения Анатольевна Собчак решила сейчас пропустить ход, понимая, что турбулентность в головах. А ловить «рыбку» можно только тогда, когда наступит турбулентность практически. Поэтому Ксения пропускает ход, ни от каких амбиций она не отказывается. Мы ее еще увидим.

«Клоун — это не суть, а поведение. Он (Дональд Трамп) может вести себя клоунски, но при этом играть на свою выгоду» «Клоун — это не суть, а поведение. Он (Дональд Трамп) может вести себя по-клоунски, но при этом играть на свою выгоду» Фото: Evan Vucci/ТАСС

«БЫТЬ ХИТРЫМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ, НО ИГРАТЬ В ВИДЕ КЛОУНА. ВОТ ТРАМП ТАКОЙ»

— Трамп во время своей выборной кампании и сегодня — в чем разница, чего он хочет? Почему-то его многие пытаются представить шутом, но мне он кажется очень хитрым и последовательным. А вам? Чего нам еще ждать от него? (Корольков Сергей.)

— А шут и бывает хитрым и последовательным. Клоун — это не суть, а поведение. Он может вести себя по-клоунски, но при этом играть на свою выгоду. Быть хитрым и последовательным, но играть в виде клоуна. Вот Трамп такой. Все, что он обещал в период предвыборной кампании, он выполняет.

— Импичмент Трампа — это серьезно, как полагаете? (Дронов.)

— Меня совсем это не волнует. Чтобы ответить на данный вопрос, надо сидеть в Вашингтоне и изучать американские элиты. Я не американист и не американский гражданин. Более того — меня это не волнует вообще.

— А что вас волнует?

— Кризисы, которые могут накрыть нашу страну. Меня волнует наша страна, и поэтому, если экономический кризис начинается с Азии, меня это беспокоит — не с точки зрения Азии, а с точки зрения, как он накроет мой семейный бюджет.

— За событиями в Гонконге вы следите? Там уникальная ситуация — протестная активность завязана на новых технологиях.

— Слежу одним глазом, но неважно, где подобное происходит, это новое явление, поэтому я за ним слежу — как за тем, что может появиться в России.   

«Мы — эхо, то есть отражение того, что есть на самом деле, поэтому не можем облегчать ту жизнь, которая тяжела. Для этого есть музыкальные радиостанции» «Мы эхо, то есть отражение того, что есть на самом деле, поэтому не можем облегчать ту жизнь, которая тяжела. Для этого есть музыкальные радиостанции» Фото: Василий Иванов

«МЫ ОСВЕЩАЕМ СОБЫТИЯ, А НЕ БОРЕМСЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

— На «Эхе» одна чернуха — послушаешь, и жить не хочется, по крайней мере, в России… А ваше радио растет по количеству слушателей или нет? (Дмитрий.)

— Мы эхо, то есть отражение того, что есть на самом деле, поэтому не можем облегчать ту жизнь, которая тяжела. Для этого есть музыкальные радиостанции.

— Ваша аудитория растет или падает?

— Растет. В Москве за год она выросла на 12 процентов.

— А аудитория «Эхо-ТВ» на YouTube тоже растет?

— Сейчас у нас 400 тысяч подписчиков, а год мы начинали с 300 тысяч. Мы выросли уже на 25 процентов. Значит, все делаем правильно.

Я со временем понял, что очень ошибался, считая «Эхо» объективным СМИ. Их пропаганда ничем не отличается от другой, просто вектора противонаправленные (Читатель БО.)

— А верить вообще нельзя! Вера не требует доказательств. Люди, которые доверяют «Эху» или какому-то другому СМИ, меня пугают, потому что они некритичны. К информации надо относиться критично. Как раз «Эхо» учит относиться к себе — к «Эху» — критично. Если слушатели относятся к нам критично, значит, мы достигли цели. Надо воспитывать критичный склад ума, а не ходить как бараны — за одним политиком, одной радиостанцией или одним твиттер-создателем. Если бы люди верили «Эху», они были бы глупы.

— Вы телевизор смотрите?

— Нет.

— Откуда получаете большую часть информации? 

— Из «Твиттера».

— Но там много фейк-ньюс. Как вы их отделяете?

— Источников информации для любого пользователя много. И если вы отобрали те источники, где фейк-ньюс, значит, это ваши риски, выходит, вы обманываетесь. Смысл свободы в том, что можно отбирать информацию, которая приведет тебя на край пропасти, потому что она ложная. Но наши слушатели не дети, не надо их водить на поводке. Им нужно предоставлять массив информации, из которого они сами все будут отбирать.

— А как с этой точки зрения вы относитесь к телеграм-каналам?

— К анонимным — плохо, к подписанным — как к обычным средствам доставки. Я подписан примерно на 50 телеграм-каналов.

— Примерно догадываетесь, кто стоит за тем или иным телеграм-каналом?

— Там очень много коммерции: занеси 30 тысяч евро и поставь любую информацию.

— Наши читатели прислали вам несколько просьб — помочь разобраться. К вам вообще обращаются с просьбами? Как обычно вы поступаете?

— Да, к нам обращаются и получают отказ. Я считаю, что не надо путать средства массовой информации с правозащитной деятельностью. Мы освещаем события, а не боремся за справедливость. 

«Для меня, для поколения Путина соцсети и интернет — это средство доставки, это инструмент: купить билет, посмотреть погоду, написать письмо, посмотреть новости» «Для меня, для поколения Путина соцсети и интернет — это средство доставки, инструмент: купить билет, посмотреть погоду, написать письмо, посмотреть новости» Фото: Василий Иванов

«ПРИЗНАНИЕ ОШИБОК — ЭТО ПРЕДМЕТ ДЛЯ ГОРДОСТИ»

— Чем занимается ваш сын?

— Сын в этом году поступил в университет на гостиничный бизнес и пока думает, правильно ли он сделал.

— Это сын привлекает ваше внимание к молодежной среде и культуре, например к рэперу Фараону?

— Нет. С Фараоном я познакомился раньше, чем он. Я же вращаюсь в разных группах, и в эти группы приходят разные люди. Так я познакомился с Фараоном, с Дудем. Со Шнуром случайно пересеклись, когда он был на гастролях. А сын ничего мне не прививает, он вообще считает, что родителей уже надо списывать в утиль — в культурно-социологическом смысле. Мы ничего не понимаем, поэтому нечего в нас вкладываться. Он считает так. 

— Как вы относитесь к современной молодежи? Вы общались с Фараоном, есть понимание, куда они движутся?

— Нет, никакого понимания нет, но они такие, какие есть. Это не значит, что с ними надо соглашаться, но их надо принимать, какие они есть. Не надо пытаться их выстраивать под себя.

— В чем главное отличие современной молодежи?

— Думаю, главное отличие — это отношение к интернету и соцсетям. Для меня, для поколения Путина соцсети и интернет — средство доставки, инструмент: купить билет, посмотреть погоду, написать письмо, посмотреть новости. А для них это среда обитания. Они там живут, у них вместо легких какие-то другие органы. Это главное различие, соответственно, социальное поведение наше и их совсем другое. То, что принимается за развязность, хамство — это на самом деле средство переноса поведения из онлайна в офлайн. 

— Если уж вы вспомнили Шнура, можно ли назвать его своеобразным героем нашего времени?

— Сергей — один из символов, безусловно. Но это символ той аудитории, которая хочет его слушать и к нему прислушиваться. Общество фрагментировано, и у каждого свои примеры и лидеры.

— Шнура и Высоцкого можно сравнить — как символы своего времени?

— Невозможно сравнивать! Шнур — не символ эпохи, он символ только для своей аудитории, символ поведенческой модели.

— Вы либерал? Сегодня этим словом Путин ругает «партнеров» (еще одно его ругательное слово). А что вы вкладываете в этот смысл? Чему или кому вы служите своей профессией в статусе либерала? (Зульфия.)

— Я реакционер. Либерал в экономике, реакционер в политике. Рейган и Тэтчер — вот правильная модель поведения. Они либералы? В экономике — да: меньше государства в экономике, больше свободы в экономике. Во внешней политике — больше защиты интересов государства.

— Какой Родиной вы гордились бы? (Ирина Измайлова.)

— Я горжусь своей Родиной! Москвой, Россией. А под гордостью своей страной подразумеваю, что мне стыдно за позорные страницы, и гордость моя в том, что она эти страницы признает. Признание ошибок — предмет для гордости.

— Алексей Алексеевич, спасибо за интересный разговор!

Венедиктов Алексей Алексеевич родился 18 декабря 1955 года в Москве. Окончил вечернее отделение исторического факультета московского пединститута (1978). Одновременно с учебой в вузе пять лет работал почтальоном. По окончании вуза 20 лет работал учителем истории в школе.  

С августа 1990 года работает на радиостанции «Эхо Москвы — начинал с должности газетного обозревателя и корреспондента.

С 1998 года — главный редактор радио «Эхо Москвы».

С 2002 года — президент телекомпании «Эхо-ТВ».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (158) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
21.10.2019 08:15

Что-то многовато стало на страницах БО Алексея Венедиктова. Интересно: к чему?

  • Анонимно
    21.10.2019 08:15

    Что-то многовато стало на страницах БО Алексея Венедиктова. Интересно: к чему?

    • Анонимно
      21.10.2019 08:31

      Любит Татарстан
      Единственный регион в России, кроме Москвы и Питера где есть развитие и движение вперед

      • Анонимно
        21.10.2019 08:46

        )))
        Есть такая шутка, в которой есть доля шутки...
        Применительно к Татарстану точно..
        "Я люблю Россию - потому что в ней есть нефть"....

      • Пурхан
        21.10.2019 10:51

        Герои вчерашних дней
        А ты герой вчерашних дней
        Давайте будем снисходительны
        К героям вчерашних дней
        Герои вчерашних дней
        А ты герой вчерашних дней
        Давайте будем снисходительны
        К героям вчерашних дней

      • Анонимно
        21.10.2019 11:33

        08.31 До одного места ему Татарстан. Он здесь окучивает местное руководство со своими определенными целями (например попытка убедить ввести электронное голосование и др..) Помогать нынешнему оппозиционному либералью хоть как-то проникнуть во власть, так ими обожаемую.. Вот и обхаживает. А Вы можете продолжать думать, что Венедиктову Свияжск и Булгар очень важны и интересны

        • Анонимно
          22.10.2019 13:26

          11.33. При электронном голосовании РТ ещё не научился выдавать нужные результаты. Идёт поиск.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:24

        8.31. РТ, где хорошо платят Эхе. Только бизнес, ничего выдающего.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:41

      К гонорарам новым Венедиктова, ничего личного - просто бизнес

    • ПанАлекс
      21.10.2019 08:49

      Ну если американцы совладельцы. Причем те же самые что и многие СМИ в мире...

    • Анонимно
      21.10.2019 10:03

      Просто он был в Казани, вот и отработали новость по полной

      • Анонимно
        21.10.2019 12:39

        Через край, а не полной! Надоел ААВ!

      • Анонимно
        22.10.2019 13:29

        Казань - ближайший Москве восточный, своеобразный город. Этим и привлекателен СМИ.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:57

      почву перед выборами в РТ изучает. посредник

    • Анонимно
      21.10.2019 11:31

      Сколько можно о Венедиктове? У Вас какая-то особенная любовь к этому странному персонажу либерального зомбосми?

      • Анонимно
        21.10.2019 11:58

        10:31. Согласен оценкой Веника. Считаю его главным зомборупором племени либерастов. Но если тусовку "эхунов" содержит Газпром, значит, для чего то они нужны.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:59


        Азат Д

        Вы тоже любите либерал ные зомбоСМИ.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:25

      БО просто тщательно выискивает тех авторов, которые критикуют федеральное правительство. Но в данном случае Венедиктов мастерски увернулся от любой критики руководства страны.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:30

        Не Путин изменился, изменился Венедиктов.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:31

        КГБ умеет разговаривать и ставить на место СМИ.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:31

        "Эхо" стало белым и пушистым.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:33

        Интеллигенция должна быть в оппозиции к власти. Венедиктов, Михалков и иже перестали быть интеллигентами.

    • Анонимно
      21.10.2019 13:51

      Лучше Венедиктов, чем читать теории заговоров Катасоновых и Эль Муридов

    • Анонимно
      21.10.2019 21:08

      известно к чему:
      к восходу либерализма

    • Анонимно
      22.10.2019 19:27

      А мне понравилось. Со многим согласен...

  • Анонимно
    21.10.2019 08:17

    После Бабая политиков нет

  • 1. Венедиктов имеет глубокое понимание процессов в стране и в мире
    2. Работает на разрушение страны и сути русской цивилизации
    3. Делает это по принципу "лучше лягушку сварить медленно, чем кинуть в кипяток"

  • Анонимно
    21.10.2019 08:29

    Мудрость и ум Шаймиева вызывают восхищение

    • Анонимно
      21.10.2019 10:41

      Такие комменты надо подписывать. Авось прилетит.

    • Анонимно
      21.10.2019 11:03

      Я бы с вами согласился. если его дети и внучка не были бы самыми богатыми людьми. Богатства за счет нас, потом добытая нашими предками. Если бы они и подобные им за счет кредитов или инвестиции создали бы высокоэффективные предприятия. Можно было бы поддержать и бабая

      • Анонимно
        21.10.2019 12:15

        11.03 Так они просто попробовали заняться бизнесом... и у них получилось. Он же сам про это говорил..)

        • Анонимно
          21.10.2019 12:24

          занимаюся же бизнесом, плущаеся же, а вы говорите щто у нас в республике не плущаеся этим занимася...

        • Анонимно
          21.10.2019 18:57

          12.15 Вообще то эта фраза давно стала известным анекдотом. Кто минусует? Неужели не в курсе?

    • Анонимно
      21.10.2019 12:26

      Задорная у вас шутка! )

  • Анонимно
    21.10.2019 08:35

    Я уже несколько лет пишу на страницах БО тоже самое что транзита власти в 2024 году не будет и что вряд ли транзит власти будет и в 2030 году. На это на мой взгляд влияют образно говоря много факторов как обьективных так и субьективных.

    • Анонимно
      21.10.2019 08:55

      В союзе тоже не было транзита власти.Чем кончилось все знают.

      • Анонимно
        21.10.2019 13:01


        Азат Д

        При царе тоже не было, власть половым путем передавалась, примерно как сейчас, все свои, и чем жто закончилось.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:10

      Классно! Значит все таки услышим еще голос позднего Брежнева)))) Потом 80-летие вождя отметим а потом сова перестройка и по кругу- Россия консервативна в смене парадигм)))

      • Моисей
        21.10.2019 09:26

        Стадии награждения самого себя еще не было)
        Потом поцелуи взасос пойдут)

        Потом сисьски масиськи)

      • Анонимно
        21.10.2019 12:28

        Лично я уверен, что Путин уйдёт в конституционные сроки (в 2024 г.) - предложив обществу преемника. И страна проголосует за эту кандидатуру.

        • Моисей
          21.10.2019 13:56

          Опять Медведев?

          • Анонимно
            21.10.2019 14:24

            Нет, кто-то другой. Пока он широко в стране не известен. Но уже достаточно высокопоставленный.

            Узнаем в последний год президентства Путина. А там каждый сам решает за кого голосовать - за предложенную Путиным кандидатуру или за другие кандидатуры.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:41

        А чего возраста бояться? Вон в Америке сплошное старичье правит, Брежнев мальчик по сравнению с ними. Одна выжившая из ума старуха клинтон чего стоит, да и трамп с пенсом не первой свежести. Нашим до них еще долго.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:41

        Сейчас ориентир на Трампа, ему за 70.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:11

      Да-да, транзит возможен только загробный...

  • Рашид
    21.10.2019 09:04

    Главным индикатором деятельности президента является состояние народа населяющего республику. А вот тут похвастаться особо нечем мягко говоря. Исчезающий татарский язык портит всю картину благополучия региона. Ради чего все делается если нет языка, нет народа.

    • Анонимно
      21.10.2019 09:24

      Татарстан на 4 месте по качеству жизни в России
      Смотря с чем сравнивать Рашид
      Если с США и Швецией, то да, уныло
      Если с остальной Россией, то очень хорошо

  • Анонимно
    21.10.2019 09:19

    Если и в 2024 году Путин останется - то у России нет будущего, уже сейчас всё рушится, ломится, отстаёт, разлагается, уже сейчас элиты как химера пожирающая сама себя подъедают корни столпа власти, так что думаю что путин и компания дальше 2021 года не просидят И дай Бог поскорее бы сменились!

    • Анонимно
      21.10.2019 15:15

      09.19 В твоей малолетней голове не укладывается мысль о том, что страна рушилась и гнила как раз до прихода Путина. Но тебе об этом твои родители почему то не рассказали.. отправить бы таких как ты на некоторое время в те годы, чтобы знали что такое перемены которых ждете

      • Анонимно
        21.10.2019 15:23

        ты я вижу очень боишься потерять баблишко, не переживай, оно тебе будет уже не нужно.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:48

        15.15. В 90-е было лучше, интереснее, свободнее.
        Теперь наступил затяжной застой. Жалко молодых.

    • Анонимно
      21.10.2019 15:45

      Бога нет! не надейтесь

      • Анонимно
        21.10.2019 18:58

        15.45 Когда завоешь (поводом достаточно у тебя будет) не беги сразу тогда просить помощи к Богу... Вспомни самого себя и свои смелые такие утверждения

      • Анонимно
        22.10.2019 13:49

        Бог у власти, потому что власть - от Бога.

      • Анонимно
        22.10.2019 13:50

        Верить Богу = верить власти. Продолжайте молиться.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:26

    9:04. Бабки. Бабло. Они в отличие от большинства народа понимают что ЖИТЬ на широкую ногу надо СЕГОДНЯ а не потом и не в загробной жизни.Поэтому идет такая борьба определенных узкого круга сил за ЭТО внутри страны .

  • Tatarmalai
    21.10.2019 09:30

    Если Электронное голосование не позволяет корректировать результаты, то его никто и никогда не разрешит использовать.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:33

    Не соглашусь с Венедиктовым. Не останется Путин на посту президента после 2024 года. Возможно премьером или госсекретарём станет. Хотя полностью Путин никогда не уйдёт из власти и политики.

    • Анонимно
      21.10.2019 13:40

      Венедиктов и сказал: останется во главе государства, неважно как будет называться эта должность - президент, премьер, председатель, патриарх.
      И это хорошо.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:37

    Любимчик Казани

  • Анонимно
    21.10.2019 09:42

    вот это самое страшное то, если останеться.

  • Анонимно
    21.10.2019 09:43

    Надо всем регионам жить отдельно. налогов оставить 85% в регионах.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:15

      Тогда будет в центрально-африканской республике, беспредел. Дробление всегда ведет к упадку

    • Анонимно
      21.10.2019 10:18

      9:43 Надо всем районам Казани и РТ жить отдельно, 85 процентов налогов оставлять в районах. Особенно в Альметьевском.

      • Анонимно
        21.10.2019 10:42

        каждый район РТ должен прекратить вывозить богатства и кормить свое население.

        • Анонимно
          21.10.2019 11:28

          Деньги таифа - Нижнекамску, деньги танеко и шинного завода - Нижнекамску, а не Альметьевску

          • Анонимно
            21.10.2019 13:00

            Предлагаю каждой улице тоже отделиться и не платить налоги.
            Вот заживём то!

    • Анонимно
      21.10.2019 12:31

      А за счёт чего тогда содержать убыточные регионы? Чтобы содержать одних - нужно сначала получить от других.

      Точно также и с самой РТ - шесть районов являются донорами - остальные убыточные. Нужно содержать убыточные районы - или фиг с ними?

  • Анонимно
    21.10.2019 10:11

    и почему это и америка и франция и великобритания и многие другие страны меняют лидеров регулярно и живут нормально а вот в россии есть путин есть россия нет путина нет россии и живем по принципу везде враги и снаружи и внутри и мы осажденная крепость и нужно напрячься что бы нас не съели может все таки лучше бы съели но при этом жить без напряжения всех возможных сил

    • Анонимно
      21.10.2019 12:17

      Там прям зажрались особенно с их ними ценами.

      • Анонимно
        21.10.2019 12:32

        ну так от нас туда бегут много а от них к нам только алкаши артисты бегущие от налогов да и то прожив немножко тут тоже убегают

  • Конечно полицейских нельзя трогать.
    Но ведь сотрудники правопорядка не должны провоцировать на конфликт.
    Я вот несколько раз посмотрел ролик с задержанием Устинова.
    Что росгвардейцы делали в толпе демострантов? Их задача ведь осуществлять лишь оцепление, а не лезь с разборками в толпу.
    ТОже самое было и в 2011 г. Конфликт произошёл после остановки многотысячной демонстрации полицейскими. Что категорически нельзя делать. Ибо задние ряды начинают напирать на передние. Сложилось у многих ощущение, что полиция сама спровоцировала конфликт, который обернулся тяжкими последствиями - осуществились посадки нормальных неравнодушных граждан.
    И поэтому я согласен со многими оппозиционерами: политическая ситуация изменится в стране полицейские, прокуроры и судьи участвовавшие в этом инсцинированном спектакле СЯДУТ на скамью подсудимых. Срока давности не будет.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:58

      Габдель Юссон поймите, в России случился исторический прорыв: без длительных раскачек и либеральных разговорчиков победу на «скрепной зоне» одержали «силовики». Нет такой области или отрасли, где люди в погонах и масках, с убедительными удостоверениями в руках не звякнули бы наручниками и не помахали бы дубьем. В той же Москве снова хватают «демократически настроенных сопляков». Если раньше их просто дубасили для острастки, то теперь ведут под белы ручки в суд, где суровые особи в мантиях выслушивают жалобы карателей на моральные и физические мучения от процесса расправы над митингующими. «Меня тронули за рукав, от чего я испытал боль», «попытка дотянуться до моего забрала доставила мне несколько тревожных секунд» - и вот уже с хрустом ломаются судьбы молодых людей, не совершивших ничего, кроме попытки остановить полицейский беспредел. Но они ошиблись: их родители так долго самоустранялись от политики, что подросшие детишки шагнули во взрослую жизнь, обмотанную колючей проволокой. По всей стране прокатились обыски в офисах сторонников Алексея Навального. Причем, чем дальше – тем больше эти «выемки» напоминают банальный грабеж.

      • Анонимно
        21.10.2019 13:07


        Азат Д

        Все хунты, полицейские страны рушатся, так как все кушать хотят, особенно полицейские, а люди за призывы и из под палки работать не будут, хотя бы так как хотят стловики во власти, а сами они работать не умеют, поэтому впереди крах, как обычно в таких случаях

        • Анонимно
          21.10.2019 14:47

          Не согласен. Америка уж на что полицейское государство и никак все не рухнет.

          • Азат Д
            21.10.2019 17:55


            В Америке разве силовики у власти?

            • Анонимно
              21.10.2019 21:25

              В Америке у власти президенты - которые до этого работали на разных должностях. Некоторые в своей биографии имели должность генерала.

              Бывший генерал ставший президентом - всё же не "силовик" во власти, а обычный президент.
              У Путина тоже много разных должностей было. почему вы выбираете только его силовые должности, а не гражданские его должности - скажем, заместителя мэра Санкт-Петербурга, или не чиновник администрации президента, и не премьер-министра?

      • Анонимно
        21.10.2019 14:21

        Сначала эти хипстеры ходили на "выборы", участвуя в легитимации режима. Теперь они таскаются по путинским "судам" и даже подают туда какие-то апелляции, создавая видимость наличия судебной ветви власти, которая на самом деле давно отсохла.

    • Анонимно
      21.10.2019 20:08

      Да, неприкасаемых каст у нас много. Но "трогать" ведь можно и не физически? Поэтому они и хотят запретить интернет.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:19

    Отношение к Венедиктову разное: от агент влияния госдепа, до человек отражающий мнение большинства.Во всяком случае интервью полезное,помогаюшее,чуть приоткрыть закулисье политики,правда, его вангованье о 2024 г.напоминает старую шутку о метеопрогнозах: то ли дождик,то ли снег,то ли будет, то ли нет. Запомнилось из сказанного: обешание,посвятить номер "Дилетанта",журнала вестма интересного, 100 летию распублики,но думаю,что вряд ли сважет,новое,даже местные "платоны и быстрые разумом невтоны"путают название республики в учредительном документе и многое не знают о предыстории ее образования,включая ленински оценки хода процесса и лиц занимавшихся этим.Человек он весьма остроумный,особенно понравилась оценка ельцинских выходок от передозы стимулятора,научным термином турбулетность.. К сожалению,последствия такой турбулентнсти,заметны и в вбросах пары, одиозных комментунов.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:10

      Венедиктов - это и вашим, и нашим, и себе на старость отложить!

    • Анонимно
      21.10.2019 19:01

      10.19 Это в каком конце вашего отношения и у кого Венедиктов отражателем мнения большинства стал? Когда и про какое большинство Вы говорите? Ну как -то надо осторожнее с очевидной чушью

  • Анонимно
    21.10.2019 10:21

    даже не знаю, буду ли теперь слушать эхо мск после таких реверансов власти

    • Анонимно
      21.10.2019 12:12

      Я уже давно не слушаю, потому что там практически все новости из зала суда! Слушаю Бизнес FM! Кстати, пригласите кого-нибудь оттуда на страницы БО!

  • Анонимно
    21.10.2019 10:23

    На редкость аккуратное и взвешенное интерьвю. Без хайпа, крика, материк. Оценил. Спасибо.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:28

    Ведь выйди завтра к стенам Кремля хотя бы миллион человек – и ситуация изменится. Но массы молчат. Они либо зомбированы, либо пребывают в глубокой апатии, которая также является продуктом, спущенным "сверху": "Это бесполезно, мы всех раздавим, у нас все под контролем, вы даже пикнуть не успеете…"

    С другой стороны, объективность такова, что режим пребывает в тупике. Никто не понимает, куда двигаться дальше. Путин требует "чистки чиновничества среднего звена", и такая "чистка", скорее всего, приведет к дезорганизации работы его "вертикали" на среднем уровне. То есть, Путин рискует оставить себя и свое окружение один на один с изголодавшимися "низами", которые уже ворчат и тихо, но люто ненавидят кремлевскую верхушку и её прикормленный олигархат.

    Обстановка накаляется с каждым днем все больше, и удерживать власть бескровно становится для Путина все сложнее. Система впадает в безумие, штампует все новые репрессивные законы и рискует "перегреть" общественное поле своими шизофреническими инициативами.

    • Анонимно
      21.10.2019 10:47

      Кто то утверждает ложный постулат о наличии в России какого-то там "гражданского общества", выступлений которого "боится власть и прислушивается к пульсации". Никакого общества в РФ нет, оно уничтожено, раздавлено, распылено и атомизировано. Все, кто выходят - безусловно, граждане, честные люди, но это - осколки общества, и преувеличивать значимость их влияния - преступный самообман.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:28

        Если вас не большинство, если вы не в силах переломить ситуацию и при этом не готовы бороться - уходите с данной территории. Любыми путями. Если вы ищете предлог для того, чтобы остаться - значит, хотите продолжить практику выживания. Тот, кому это все надоело - выходит из данной системы координат, самоудаляется из нее. Здесь либо - либо. Вы можете сколько угодно обманывать окружающих, но обмануть себя не выйдет. Вы получите ровно тот результат, который заслуживаете по сумме ваших решений и предпринятых действий. Ни больше, ни меньше."

        Всё очень жестко, но такова жизнь.

        • Анонимно
          21.10.2019 16:22

          Большинство никогда и нигде не решает. Решает пассионарное меньшинство.

          • Анонимно
            21.10.2019 19:02

            16.22 Надеюсь это не так... И вспомните болотную нечисть 2006г. Кто там ее разогнал тогда? А ? пассионарий? Вышло большинство и пассионарии в шубах куда -то сдулись

    • Анонимно
      21.10.2019 10:47

      Все накаляется только в твоей голове и у венедиктова. У остальных нормальная температура. Если тебе что то мешает жить, оно гораздо ближе, рядом с тобой. Вглядись получше.

    • Анонимно
      21.10.2019 13:13

      «Они либо зомбированы, либо пребывают в глубокой апатии»

      Вариант, что россиян, в целом, устраивает нынешняя политика страны - вы не рассматриваете? )

      • Анонимно
        21.10.2019 15:34

        13:13 Вопрос очень интересный, если отнестись к нему философски.

        А Вы заметили, что мы перестали обсуждать модель будущего?
        Мы спорим и обсуждаем дела давно минувших дней, это разрешено. Что угодно, кроме модели будущего. Цель развития, как, к чему мы идём, к чему стремимся, и как для этой цели, нам следует развивать страну, наглухо заблокировано. Будущее - табу!

    • Анонимно
      21.10.2019 20:10

      Вы опоздали: сегодня не обязательно выходить к кремлю физически. Вся жизнь идет онлайн, и там уже давно многомиллионные протесты.

  • Анонимно
    21.10.2019 10:58

    Судя по истеричной лжи фейкуна 10:28, у него неизлечимая шиза, а возможно и малограмотная трансляция методички госдепа, выданной отдельным,особо доверенным либерастам.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:12

      не расстраивайся ты так, всё будет быстро и не очень то больно.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:27

      Вот ваш кумир Соловьев например, получает в виде зарплаты 67 млн. руб. в месяц. ($1 млн.) бюджетных денег. Его семья живёт в Италии, они считают себя аристократами, новыми дворянами, и относятся с бесконечным презрением к россиянам, за чей счёт они паразитически существуют.

    • Анонимно
      22.10.2019 14:01

      10.58. Просьба, без выдачи диагнозов друг-другу. БО такого права никому не даёт.
      Только собственное мнение.

  • Анонимно
    21.10.2019 11:00

    Полностью верить нельзя, кое что можно в мозговую копилку вложить. После длительного авторитаризма - тоталитаризма,породивший застой начинается раздрай. Вы этого хотите ? Чем дольше человек на власти,тем больше накапливается трухи - вины, боясь изобличения он сильнее держится за трон, думая после смерти хоть потоп. Вся история России такова.Несчастная страна,не может накопить ума.

  • Анонимно
    21.10.2019 11:04

    Учитывая результаты опросов населения, которое открыто заявляет о рухнувшем доверии к действующей «элитке». Хуже всех дела у Медведева: он, по данным Левада-центра – первый в списке «антирейтинга», вторым идет престарелый ручной Жириновский, а Путин – третий.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:17

      11.04 В Вашей либеральной голове этот рейтинг видимо сформировался.. Какой Путин - третий по антирейтингу? Что Вы несете? Навальный видимо с как ее там (соболем) ? видимо первые по рейтингу вашему и левады

      • Анонимно
        21.10.2019 13:09


        Азат Д

        Путин после повышения пенсионного возраста , у народа политический труп.

  • Анонимно
    21.10.2019 11:12

    Все интересы царской особы отныне концентрируются в силовой точке. На этой неделе Путин поручил создать центр для духовно-нравственного воспитания молодежи в интернете, а справедрос депутат Миронов заявил о подготовке законопроекта о возвращении смертной казни. «Этого требует наш народ, этого требует наша совесть, этого требует просто человеческая справедливость», — сказал Миронов, обозначив, что «детоубийцы – те же террористы». Запомните это щедрое по ширине обобщение, за которым воспоследуют и экстремисты, а что это такое – экстремизм – вам объяснят уже непосредственно перед расстрелом. Главное - продолжайте не заниматься политикой. Прислушайтесь к тому, как зашевелилась борода патриарха, заявившая, что либерализм – это "в каком-то смысле" греховная идея, у которой центральное место в жизни занимает человек, а не Бог. Вот она, главная мысль: человек – ничто, власть – всё. Облеченный властью – тот же Бог, не смейте ему перечить. Молитесь ему и поклоняйтесь, а главное – терпите.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:05

      Либерализм, то есть приоритет человека над государством - это чуждые нам ценности.
      Путинизм, то есть приоритет группы несменяемых воров и над государством, и над людьми - это наши самые что ни на есть традиционные ценности.
      Не путайте.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:17

      Патриарх Кирилл вчера по телевидению вещал : РПЦ не хватает материальных средств, чтобы создавать духовную оборону.
      Церкви оказывается для силы духа нужны деньги.
      Иисус как-то не додумался до такого.
      Но куда Иисусу до Кирилла. У Иисуса даже брегета не было.

    • Анонимно
      21.10.2019 12:19

      11.12 То, что либерализм в нашей стране, суть - сатанизм, вроде бы и до указки сверху знали многие.

      • Анонимно
        21.10.2019 15:33

        Узнай сначала что это такое либерализм,потом только рассуждай неуч.

        • Анонимно
          21.10.2019 19:06

          15.33 Может быть это вам (с маленькой буковки) следует узнать , что такое либерализм? И еще раз почитай комментарий на который пытаешься съязвить.. Либерализм в нашей стране.. И не надо примазываться к либерализму как таковому... Во всем мире либералы - это обычные граждане своих стран, патриоты до мозга костей. У нас -это человеконенавистники (кроме своей секты конечно) и объединяет вас только ненависть и злость

  • Анонимно
    21.10.2019 12:15

    За то, что Путин отменил в РТ обязательный татарский, я всегда буду за него! При любом раскладе! А то придет какой-нибудь либерал и опять все заново начнется!

    • Анонимно
      21.10.2019 13:56

      Как мало нужно человеку для счастья.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:11

        а он счастлив тем что вредит остальным

        • Анонимно
          21.10.2019 15:39

          14:11 А чем он вам-то навредил?
          Для вас все как было, так и осталось.
          Родной язык обязательный.
          А Ваш комментарий как раз к вам и относится.

      • Анонимно
        21.10.2019 14:11

        Не учить мне русской ненужный мне , мои детям и внукам татарский язык - это действительно счастье! Но понимает это только тот, кто через это прошел!

        • Анонимно
          21.10.2019 15:41

          14:11 Не учите уже!
          Мы вас не заставляем.

        • Анонимно
          21.10.2019 18:16

          НЕ учи! Мы, в отличие от тебя, никого не заставляем.

          • Рашид
            21.10.2019 19:54

            18:16 Когда татарский будет обязательным, мы так же будем говорить и писать.)

            • Азат Д
              21.10.2019 20:38


              Как погода в Москве?

              • Рашид
                21.10.2019 22:13

                20:38
                Позабыв о жарком лете, Мокнет блеклая трава, В стекла бьется скользкий ветер, И вдали туманно светит Необъятная Москва.

                Паровозный дым, как войлок, Рваным пологом плывет. Точно конь, почуяв стойло, Паровоз усилил ход.

                Станционные ограды Глухо сдвинулись вокруг… Эй, Москва! Прими, как надо, Молодежные отряды Дружной армии наук!

      • Анонимно
        21.10.2019 15:58

        русская идея - чтобы соседи жили не лучше

        • Анонимно
          22.10.2019 14:08

          15.58. Эта идея вошла до мозгов и костей татарстанцев. Постоянно включают этот файл: у соседей не лучше.

    • Анонимно
      21.10.2019 15:51

      Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова пережили... И это переживём

  • Анонимно
    21.10.2019 12:47

    Мэрия не согласна с данными о дороговизне хлеба в Казани
    https://news.mail.ru/economics/39156547/
    Мы на 5-ом месте по дороговизне хлеба в стране!

  • Анонимно
    21.10.2019 12:48

    12:15. Я бы с вами согласился но если он уйдеть а он же рано или поздно уйдеть то понимаете с чем мы граждане России остаемся.Это на мой взгляд неразрешимый Донбасс,Южная Осетия,Абхазия,Приднестровье а также пара наших национальных республик где про одну можно сказать образно говоря что там нет советской власти а во второй очень сильны скрытые пока местные националисты и причем во власти тоже.Вот это как решаться будеть?

  • Анонимно
    21.10.2019 12:56

    Фишка,что уважаемый татарский язык, обяазателен для каждого жителя,многонациональной республики,это голубая мечта кучки нациков,бегавших по улицам Казани, в начале буйных 90-х гг. Самим татарам,особенно интеллигенции,надо знать родноя язык и обшаться на нем,а не только посещать концерты и спектакли.

  • Анонимно
    21.10.2019 13:59

    Вот читаешь или слушаешь наших уважаемых гуманитариев и даже немного интересно. Но попадает одно место и все внутри опускается. Так было, когда Е. Киселев нам в январе 2000 года вещал, что новый век начинается 1 января 2001 года, а новые тысяча лет 1 января 2000 года . Или когда вещают с высокой трибуны, что если купил за рубль, а продал за два, то это 200% прибыли. Вот и Венедиктов 125% от 300 коряво подсчитал. Повторять арифметику надо!!!

  • Анонимно
    21.10.2019 14:00

    Ключевой момент интервью: "Вопрос мира на Украине решает не Зеленский, а Путин. Решение о войне принимал ВВП".

  • Анонимно
    21.10.2019 14:05

    Прогнозы МВФ показывают, что в конце правления Путина результат будет хуже, чем в конце правления Ельцина.

  • Анонимно
    21.10.2019 14:15

    На Старой площади негодуют: "нацпроекты" идут прахом, со всех этажей "вертикали" рапортуют - "деньги осваиваем хорошо, качественно осваиваем, но нацпроекты буксуют..." И как-то не удивляешься, почему. Потому что в системе, заточенной на откат-распил иного результата не бывает. Хотите, чтобы результат вас впечатлил? - не проблема. Приезжайте на Мальдивы, там и увидите: яхты, виллы и счастливые лица родственников тех, кто в поте лица трудился над реализацией нацпроектов.

    Чего ж вам больше?

    Впрочем, проходите мимо. От вас не зависит, вас не касается, надейтесь на лучшее, как вы это любите.

    - "Титаник" тонет, блин!

    - Не паникуйте только. Надо надеяться на лучшее! Там, в подводном мире, тоже есть жизнь: рыбки, осьминожки, косатки с китами, для верующих - православные русалочки. В лучшее надо верить, в лучшее!..

    Буль-буль, страна. Буль-буль...

  • Анонимно
    21.10.2019 14:48

    Согласен с ААВ что власть не сменится и мой прогноз что до 2029-2030 будет всё как есть.

  • Анонимно
    21.10.2019 16:38

    Страна признает ошибки, позорные страницы? Вы точно про Россию?
    Многое либо замалчивается, либо упоминается изредка. Даже то, что вроде как в одно время признали...Что-то до сих пор отрицается. И это не считая засекреченных до сих пор архивов.

    Предпочитают говорить только победах. Ошибки, поражения это не про нас.

  • Анонимно
    21.10.2019 20:04

    Все изменится, и экспертам опять понадобится новая обувь...переобуваться на ходу.

  • Анонимно
    21.10.2019 20:53

    все что угодно, только не это...

  • Анонимно
    22.10.2019 14:15

    МШ: Мин - синтрис (центрист). Вот и вся мудрость.

  • Анонимно
    22.10.2019 14:18

    Историю РТ и татар надо начинать с Тюркского каганата. Тогда всё станет на свои места.
    (О журнале Эха: от Булгарии до ТАССР-100).

  • Азат Д
    22.10.2019 18:02


    Сегодня решил послушать, что говорят, а оказывается это Эхо ЛДПР?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль