Исторический центр Казани 
6.09.2011

Кафиль Амиров: «Нынешняя плеяда казанских архитекторов войдет в историю, как архитекторы-разрушители»…»

ПРОКУРОР РТ ДАЛ ПОРУЧЕНИЕ ПОЛИЦИИ ПРОВЕСТИ РЕВИЗИЮ ВСЕХ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПО СНОСУ ДОМОВ - ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ: ПОЧЕМУ ЭТИ ДЕЛА (АБСОЛЮТНОЕ БОЛЬШИНСТВО) ПРИОСТАНОВЛЕНЫ…

Вчера, сразу после прогулки с президентом по историческому центру Казани, прокурор РТ Кафиль Амиров собрал масштабное совещание, на котором обсуждались способы спасения памятников силами прокуратуры. Под огонь прокурорской критики попало минкультуры и городское управление архитектуры и градостроительства. Как силовики предлагают спасать старую Казань, слушал корреспондент «БИЗНЕС
Online».

ИСЧЕЗАЕТ СВОЕОБРАЗИЕ КАЗАНИ

Прокурор Татарстана Кафиль Амиров совещание по проблемам исторического центра Казани собрал после того, как в минувшую субботу, 3 сентября, прогулялся вместе с президентом РТ по старинным улицам и «полюбовался» на разрушенные и разрушающиеся памятники. Впрочем, Кафиль Фахразеевич и без экскурсии про них отлично знает, как автор книги «Казанских улиц имена».

«Прокуратура республики уже лет пять эту тему будирует с переменным успехом», - сказал на совещании прокурор РТ. И с горечью продолжил:

«Центр города застраивается хаотически, застраивается вне традиций нашей культуры. Возьмите набережные Булака - там построили дома с такими «рваными» крышами… Среди охраняемых исторических площадей воздвигли девятиэтажные монстры - ну, хорошо бы они еще вписывались… Возьмем наш знаменитый Сенной базар - с одной стороны его захватила автозаправочная станция, с другой стороны там гаражи построили какие-то, склады и так далее. То есть исчезает своеобразие Казани. И руководство республики очень серьезно обеспокоилось этим процессом, - если так пойдет, через несколько лет у нас вообще показывать будет нечего. И более того, на центральных улицах, в домах, которые пришли в негодность, устраивают свалку»…

Прокурор предложил присутствующим обменяться мнениями, выработать единую политику, которую «доложим президенту и потом будем ее осуществлять».

amirov.jpg
Прокурор РТ Кафиль Амиров

БЮРОКРАТИЗМ И ВОЛОКИТА, А, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ КОРРУПЦИЯ

Далее на совещании слово было предоставлено прокурору Казани Илдусу Нафикову. Он без долгих предисловий начал о давно назревших проблемах. По данным прокуратуры города, сейчас в нем 552 объекта культурного наследия плюс еще 251 находится в стадии рассмотрения. При этом - нет полноценного государственного реестра таких объектов, нет данных о собственниках исторических и культурных памятников в центре Казани, эти дома находятся в крайне неудовлетворительном состоянии…

Как большую проблему городской прокурор отметил и «атмосферу безответственности собственников и балансодержателей». Очень резко отозвался о роли минкультуры республики, отметив: «бюрократизм и волокита, а, может быть, даже коррупция в министерстве культуры. Ко мне поступают сведения, что люди месяцами ждут решения вопросов о согласовании работ…» Говорил Нафиков и о трудностях материально-финансового характера при реставрации памятников…

Из этих проблем вытекают и задачи, которые надо решить, - весьма непростые. И не случайно среди предложений прокурора города было - «решить вопрос о создании специальной следственной группы» по делам, касающимся разрушения исторических и культурных памятников. Поскольку, как показывает практика, пока что такие дела рассматриваются отнюдь не так же эффективно, как, скажем, какие-то бытовые преступления… Прозвучало предложение разработать муниципальную программу по восстановлению памятников истории и культуры, освободить их собственников от налогов и предоставить другие финансовые льготы – естественно, в том случае, если памятник содержится в надлежащем состоянии…

Нафигов также сообщил, что мэр Казани принял решение провести в сентябре сессию гордумы, посвященную сохранению исторического центра города…

АРХИТЕКТОРЫ У НАС НЕ БОЛЕЮТ ДУШОЙ ЗА СВОЙ ГОРОД

Прокурор республики хотел было дать слово представителям министерства культуры, но, как выяснилось, никто от него на совещание не пришел.

- Вот вам отношение к делу! - сердито бросил реплику Амиров.

И еще больше нахмурился, узнав, что и минстрой совещание проигнорировал.

Следующей выступала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, представляющая городское управление архитектуры и градостроительства, - она-то и приняла на себя сильный огонь прокурорской критики. Выслушав ее, можно сказать, несколько покаянное выступление (управление «чрезвычайно озабочено» состоянием окружающей среды в Казани, в современной застройке действительно было сделано много ошибок и т.д.), Амиров заявил:

«У вас все, да? Без обиды - то, что вы сказали, все хорошо. Но у вас все бумажная работа. У вас нет инициативы, чтобы лечь грудью на какой-то объект и сказать: только вместе со мной можете сломать его. Почему все эти годы, когда вопросы касались возбуждения уголовных дел, другой ответственности, я всегда говорю: контролирующие органы, архитекторы у нас не работают. Не болеют душой за свой город. Скажите, пожалуйста, вот сколько вы направили документов в правоохранительные органы, чтобы привлечь к ответственности тех, кто разрушает?».

На этот вполне конкретный вопрос Прокофьева ответила: «За последний год мы направили два предписания. Первое предписание у нас было связано с утратой памятника по Марджани, 10…».

Амиров отреагировал в том смысле, что «когда уже утрата произошла, чего там уже» кулаками махать…

amirov (1).jpg

НОМЕРА «БУЛГАР»: КТО ПОДПИСАЛ, ЧТО СОГЛАСЕН СНЕСТИ?

На совещании Амиров немало говорил про тайно снесенные осенью 2008 года легендарные номера «Булгар», где в начале ХХ века жил Габдулла Тукай. Обращаясь к Прокофьевой, прокурор РТ сказал:

«Я не хочу вас обидеть, я хочу выяснить, где же мы недорабатываем, - и мы, и вы. Вот приходят к вам документы на согласование - вместо гостиницы «Булгар» воздвигнуть фешенебельный зубной центр. Кто подписал, что согласен снести-то? Вы же подписываете, архитекторы, вы же вписываете в городскую среду… Вот если бы сказали: пострадал архитектор Петров или там Мухаметов - я условно говорю, - за то, что он выступил против руководства города, руководства республики и сказал: нет, не надо сносить это здание! Вот мы бы на руках сейчас этого человека носили. А архитекторы у вас прогибаются и говорят: чего изволите?.. Я считаю, грубейшей ошибкой было согласие на снесение гостиницы «Булгар». Грубейшей!.. Президент (на vip-экскурсии в минувшую субботу - ред.) сам убедился: если с этой стороны посмотреть, вроде бы худо-бедно выдержана картинка фасада. А если с той стороны смотреть - там воздвигается огромное сооружение, на фоне которого гостиница погибла! Все, она уже визуально не будет смотреться»…

Главный архитектор города пыталась оправдаться:

«Вы абсолютно правы. И тем инструментом, который был дан отделу охраны памятников - после того, как номера «Булгар» были исключены из списка памятников, - у нас есть протокол, которым, несмотря на это снятие, мы рекомендовали сохранить. То есть это в данном случае была высказана позиция управления архитектуры: несмотря на то, что здание было исключено, мы рекомендовали его к сохранению».

В ответ Кафиль Амиров лишь возмутился:

«Нет, кто его мог исключить?! Я вот сейчас дал указание проверить все исключенные здания и возбудить уголовные дела. Потому что исключали здания, которые представляют и историческую ценность, и другую ценность. Как их можно исключать?! Это дорогу открывали разрушению города. Нынешняя плеяда казанских архитекторов войдет в историю, как архитекторы-разрушители»…

ЗА КАЖДЫМ ПАМЯТНИКОМ - ПРОКУРОР

На совещании говорили о том, как поджигались дома в центре города, чтобы потом их можно было снести; как воздвигались странные сооружения («Кольцо» - это же вообще шедевр безвкусия» - заявил Амиров); как бесследно исчезла («где она?») разработанная десять лет назад концепция реставрации Старотатарской слободы…

Кафиль Амиров сообщил, что теперь за каждым объектом культурного и исторического наследия Казани будет закреплен прокурорский работник. И предложил, чтобы другие ведомства ТОЖЕ закрепили своих сотрудников за совершенно конкретными домами. Еще прокурор РТ сообщил, что дал поручение полиции провести ревизию всех уголовных дел по сносу домов - памятников истории и культуры: почему эти дела (абсолютное большинство) приостановлены… Также под свое особое внимание прокуратура возьмет «объекты с бородой» (ту же гостиницу «Казань» например), которые годами тихо разрушаются…

Неужели, правда, лед тронулся?

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (27) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    спохватились...

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Амиров в интервью признал, что еще 5 лет назад знал о проблеме. Почему бездействовал? Может необходимо просто, хорошо выполнять свою работу? Со всеми пред ком согласен: ПиаР, компанейщина, лакировка действительности

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Что мешало прокурору раньше провести это совещание? Президент дал понять - пора, прокурор возбудился. Очень фальшивый гнев. Стучать кулаками раньше надо было. Надо же додумался на архитекторов все свалить! Правильно - лучший способ обороны- это атака или иначе - перевод стрелок.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Все эта возня вокруг памятников в последнее время, скорее всего предбыборный пиар.Хотелось бы ошибаться,но скорее всего это так.А город, наш все уродливее и уродливее становиться.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Вчера Премьер России снова, с "народом" обсуждал дела, и девушка с прямым укором, вопрос Премьеру задала, что мол в самом Санкт-Петербурге, где Вам родиться довелось, инвестор мол творит безумства, и памятники идут под снос, что тот инвестор пресловутый, за "длинным" гонится рублем, и мол старинные фасады, там исчезают день за днем; Премьер тогда взглянул с прищуром, на свиту и велел сказать, кто отвечает за культуру и попросил министра встать, и доложить ему по форме, что за причины и "до коль", несоответствует норме архитектурный там контроль; Министр встал и взявши слово, сказал патрону своему, что вряд ли может быть такое, известно было бы ему, что он проверит и доложит, что для тревог причины нет, а если это не поможет, наложит он тогда запрет; Услышав эти заверенья, у девушки что задала вопрос, исчезли сразу все сомненья, на счет реальности угроз, архитектуры разрушенья и памятников старины, когда теперь об этом знает и думает Премьер страны!

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Слабый прокурорский надзор и его отсутствие ПОРОЖДАЕТ беззаконие.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Кадровые вопросы в прокуратуре давно назрели!!

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Смешно читать, как Прокурор РТ дает разнос виновникам или псевдовиновникам за разрушение архитектурной среды Казани. Обвиняет, что архитекторы прогнулись. А я приведу другой пример. В свое время как ВАМИН построил свой дворец в водоохранной зоне (у третьей дамбы), прокуратура тогда начала разбирательство по поводу законности постройки. Я следил за этим процессом по публикациям в прессе. Были громкие заявления, и это понятно, поскольку для всех был очевиден факт демонстративного нарушения закона. И что же дальше? через несколько месяцев, пошумев, прокуратура затухла. Она получается то же прогнулась? А с ВАМИНа, как с гуся вода. Давайте,господин прокурор, возобновите проверку законности действий ВАМИНа и вынесите, наконец, решение, которое соответствует закону.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    >> Снос исторических зданий является уголовным преступлением,а прокурор называет это лишь грубейшей ошибкой"АнтивандалНет, не только: "Я вот сейчас дал указание проверить все исключенные здания и возбудить уголовные дела"По-моему очевидно что здания покупали чтобы их снести без шума и пыли и построить на освободившихся участках коммерческую недвижимость. Надеюсь, теперь это станет невозможно.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Размах разрухи впечатляет. А он творился на глазах.Кто молча всё благословляет. При должностях и при чинах.Они дадут всем порученья. Исправить срочно, впопыхах.Вопросы примут к изученью. Найти тех кто был при делах.А что искать и так всё ясно. Их имена все на устах.У них с наследием прекрасно. Сидят на денежных мешках.Свои давно приоритеты. История для них лишь бренд.Какие к чёрту раритеты. Им нужен только дивиденд...

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Не верю я в искренность прокурора.Снос исторических зданий является уголовным преступлением,а прокурор называет это лишь грубейшей ошибкой,возмущается тайным сносом номеров "Булгар"(для кого это было тайной?), недоумевает как могли номера «Булгар» былть исключены из списка памятников.Услышым ли мы фамилии тех кто стоит за всем этим кощунственным безобразием, понесут ли они уголовное наказание?Всё это результат политики непотизма.Отсутствие конкуренции и объективного отбора талантливых людей приводит к тотальной коррупции.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Просто удивляет, как все лавры достались Олесе Балтусовой. Другие тоже боролись и не менее рьяно, просто писем лирических не писали с публикацией на Регнуме.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Что-то Вы господин Прокурор путаете. Архитекторы не могут ничего разрушить потому что у них нет денег на это. А вот заказчики их имеют и финансируют. Но без разрешений и они не могут разрушать. Поэтому власть и принимает соответствующие решения. А архитекторы могут только изуродовать городскую среду, проектируя бездарную архитектуру с молчаливого согласия главного архитектора города и Союза архитекторов.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Как все засуетились, а где вы раньше то были??? Можно подумать что все памятники были только вчера изувечены или снесены, а вы только сейчас об этом узнали. Похоже на очередную компанейщену. пройдет месяц, два и все утихнет.

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Прочитав статью возникает противоречивое мнение - с одной стороны хочется верить, что "лучше поздно, чем никогда" и слава Богу нашлась среди НАС безразличных, небезразличная Олеся Балтусова и "растопила" этот лёд, ну а с другой стороны, к величайшему сожалению, что-то внутри подсказывает, что "уже поздно пить "Баржоми"... А может правда в том, что просто "руки не доходили", а вот теперь "дошли"...

  • Анонимно
    6.09.2011 00:00

    Удивительное рядом: только сейчас все эту проблему заметили. Где такое встретишь еще, как не в нашей республике?

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Да, отказался от фуршета, не как факт непосешения фуршета, а как факт уже тогда (прошло 10 лет) несогласия с позицией разрушения истории, а это уже поступок....

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Прям заслуга какая отказался от фуршета по поводу открытия ТРЦ Кольцо. Давайте наградим за это , а сколько фуршетов посетил? В свое время госсоветник участвовал в открытии ТРЦ через 3 месяца потолок обрушился. Кого обманываем?

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Согласна с вами:кадровые перестановки в прокуратуре рт и г. казани давно назрели!!!

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Горазды все валить с больной головы на здоровую. Управление архитектуры Исполкома вообще не может дать разрешение на снос чего бы то ни было. Все проекты в охранной зоне, помимо УАиГ, отправляются ещё в Минкульт и там согласуются. А уж обвинять архитекторов в том, что они проектируют "безвкусицу"... Вы сами попробуйте с нашими заказчиками поработать и привить им эстетические представления хотя бы в минимальной степени. Вставать в позу могут себе позволить только именитые архитекторы с большим портфелем заказов. Остальным нужно на хлеб зарабатывать, приходится скрепя сердце соглашаться.

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Я отдаю Вам дань уважения как гражданину который первый в Татарстане проявил протестное настроение против сноса исторических зданий и номеров Булгар, и в знак протеста не пошли на фуршет при открытии торгового комплекса "Кольцо", хотя Вас и приглашали на фуршет.В связи с этим предлагаю Вам как гражданину возглавить обшественную коммиссию по историческим памятникам.Чтобы без Вашего согласия ни один кирпичик не был разобран с этих зданий....А дальше если будет обратное Вы сможете наказать виновных уже своей прокурорской властью.

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Я тоже был живым свидетелем сноса номеров Булгар....затем несколько раз ходил по полуразвалинам....могу сказать одно точно, что оно очень сохранилось, деревянные перекрытия были как новые, без намека на гниль и там был азербайджанец, не то прораб не то охранник который эти же перекрытия и кирпич продавал частникам....Какое то внутренее чувство подсказывало в эти мгновения, что то неправильно делается....а улица Пушкина...какие были там арки с заездом во дворы и самое главное там дома из красного кирпича были очень добротные и простояли бы еше лет 100....И на что все это променяли на бесформенные массы бетона и стекла....Новые хозяева нажились на истории...Что касается Кафиля Амирова, все таки я ему отдаю дань уважения..Он первый в Казани выступил с протестом и в знак этого не пошел на фуршет при открытии торгового комплекса "Кольцо".Но тем не менее не проявил до конца принципиальность....Если бы он использовал свою власть как прокурор и как гражданин устроил бы там пикет....уверен весь Татарстан пришел бы поддержать его....Время ушло, но чувство чего то потерянного останется в серцах Татарстанцев и постоянно будет давать о себе знать, как не заживаюшая рана под именем торговый комплекс "Кольцо".....

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Так получилось, что я стал невольным свидетелем сноса номеров Булгар. Ехал ночью по улице Татарстан и остановился на перекрестке на красный свет. И вдруг вижу, как ковш экскаватора кромсает фасад номеров Булгар. Я честно говоря в тот момент испытал шок - зрелище было фантасмагорическим. Хуже представить было только, если бы стены Казанского Кремля сносили. Сам я по национальности русский, но прекрасно знал, что в номерах долго жил Габдулла Тукай, знал, что для татар Тукай - как Пушкин для русских. Много говорят о варварстве Ивана Грозного, но чтобы в Татарстане при татарах у власти снесли дом лучшего из своих поэтов... Тут уж Дому Фукса, одному из немногих в Казани, где был Пушкин и единственному, где он читал свои стихи - ловить нечего... А причина в чем? Реконструировать в разы дороже, чем снести и построить новодел. Вот Татнефть - хозяин номеров Булгар - и решила, что деньги важнее, чем какой-то поэтишко, карябал там свои вирши - что, на него еще пару бочек нефти тратить что ли?! И ночью - чтобы никто не видел - снесли объект.Но все это ложная активность со стороны власти. Кафиль Амиров возмущался все эти годы так, будто он не прокурор республики, а краевед Лев Жаржевский. Архитекторы у нас безынициативные?! Так они у нас и подбираются по этому принципу, а ответственность на Исхакове и Метшине должна быть. Исхаков снес историческую Казань со всеми памятниками - это факт. А Метшин разве выступал против сноса Булгара? Да на следующий день он должен был пикет устроить! И тем более никакой убогий, колхозный проект новодела номеров Булгар на фоне офисного центра из стекла и бетона не разрешать - но ведь кто-то строит же уже!!! Там ни облика нет, ни силуэта здания, выглядит как костюм с кроссовками - но ведь кто-то подписал бумаги!!!

  • Анонимно
    7.09.2011 00:00

    Причина такого положения банально проста - коррупция. Коррупция всех представителей ведомств - участников данных совещаний. Поэтому, хотите восстановить памятники, искорените коррупцию хотя бы в данном направлении и создайте условия для инвесторов.

  • Анонимно
    8.09.2011 00:00

    Обсуждаем не гражданскую позицию писателя, фотографа, а работника Прокуратуры который должен защищать мои интересы как налогоплательщика т.е. Государственные интересы.Для справки ТРЦ Кольцо открылось в 2006 прошло 5 лет

  • Анонимно
    9.09.2011 00:00

    очень тихо и полувнятно говорят о степени виновности минкульта, фамилии не произносятся, экс-министр как-то очень быстро и вдруг отошла от культуры, оставаясь во власти.Кто объяснит?

  • Анонимно
    13.09.2011 00:00

    олеся рулит!!! "чистка" началась. уважаемая прокуратура обратите свое внимание на доблесное Глав АПУ г. Казани ,которое и согласовало строительство новых зданий на месте памятников, тем самым санкционируя снос и разрушение обьектов культурного наследия. Люди которые все согласовывали ходят с Мэром и расказывают какие они защитники старины

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль