Общество 
18.03.2020

Павел Евдокимов: «Ты цак надень и в пепелаце сиди!»

Гендиректор челнинской группы компаний «Инжиниринг Плюс» о том, как коронавирус и обвал рубля сказались на рынке климатической техники

«Пустые коридоры, как в фильме про лангольеров. Свободные гардеробы и кафешки. Предполагаю, что свою лепту в это внесла ситуация с коронавирусом — и многие просто не поехали. Да и общий психоз накладывает свой отпечаток на сознание», — так описывает он прошедшую в Москве в «Экспоцентре» XVI международную специализированную выставку климатической техники «Мир климата – 2020». О приметах времени и изменении цен на кондиционеры бизнесмен рассказал «БИЗНЕС Online».

Выставка «Мир климата» организуется ежегодно уже с 2005 года и, по традиции, является одним из самых значимых событий в отрасли Выставка «Мир климата» организуется ежегодно уже с 2005 года и по традиции является одним из самых значимых событий в отрасли

«Ситуация с курсами валют была одной из самых обсуждаемых»

Выставка «Мир климата» организуется ежегодно уже с 2005 года и по традиции является одним из самых значимых событий в отрасли. Это хорошая возможность за короткий промежуток времени встретиться с большим количеством людей, партнеров, конкурентов, специалистов, коллег из других регионов, аналитиков. Пообщаться, задать вопросы, о чем-то договориться.

Также выставка — один из индикаторов того, как себя чувствует климатический рынок. Можно констатировать, что клиент скорее жив, чем мертв. Но дышит еле-еле… Пессимизма ситуации добавляет и то, что как бы ни чувствовала себя климатическая отрасль (а она, собственно, чувствует себя «не так чтобы очень плохо, можно было бы даже сказать, хорошо, но с каждым годом все хуже и хуже»), но сама выставка оптимизма не внушает от слова «совсем». Для описания нынешней ситуации лучше всего подойдет крылатое выражение, характеризующее всю нашу экономику: «Зафиксирован отрицательный рост. Но динамика хорошая!»

Для описания нынешней ситуации лучше всего подойдет крылатое выражение, характеризующее всю нашу экономику: «Зафиксирован отрицательный рост. Но динамика хорошая!» Для описания нынешней ситуации лучше всего подойдет крылатое выражение, характеризующее всю нашу экономику: «Зафиксирован отрицательный рост. Но динамика хорошая!»

Очень грустная ситуация с посетителями выставки. Несмотря ни на какие затянувшиеся кризисы, во все предыдущие годы пробираться на выставку приходилось, пробиваясь сквозь толпы людей, идущих туда же. Параллельно всегда проходило несколько экспозиций. Привычные проблемы — очередь в гардероб, переполненные кафе. Ничего этого сейчас нет. Пустые коридоры, как в фильме про лангольеров. Свободные гардеробы и кафешки. Предполагаю, что свою лепту внесла ситуация с коронавирусом и многие просто не поехали. Да и общий психоз накладывает свой отпечаток на сознание. При виде китайца без маски в памяти сами собой всплывали слова: «Почему без цака?! Плюк — чатланская планета, родной. Поэтому ты цак надень и в пепелаце сиди!..»

Наверняка часть желающих отсеялась в последний момент, после бурного празднования 8 Марта, закончившегося обвалом рубля. Остались разгребать проблемы, не до выставок. Да и на самой выставке ситуация с курсами валют была одной из самых обсуждаемых. Цены-то на технику формируются от доллара или евро, кондиционеры все импортные, а в «отечественной» вентиляции у некоторых «производителей» только наклейки в рублях, остальное тоже «оттуда». Традиционно к «Миру Климата» готовят новые прайсы, которые объявляют на выставке или сразу после (в зависимости от того — на понижение прайс или на повышение). А тут ситуация в динамике, что дальше будет, знают только те, кому по должности положено, ну еще всякого рода аналитики. В общем, с ценами ситуация плавающая. Кто-то привязал к текущему курсу на каждый день (и прайсы в долларах). Кто-то установил свой, внутренний курс. Тот же Haier, к примеру, зафиксировал цены в рублях до конца месяца, дальше будет пересматривать в зависимости от ситуации. Весело, короче. Не скучно.

«В этом году стоят (стенд «КлиматВентМаш») живее всех живых, с симпатичным таким стендиком. Видимо, новое юрлицо открыли. Обнулились, так сказать…» «В этом году стоят (стенд «КлиматВентМаш») живее всех живых, с симпатичным таким стендиком. Видимо, новое юрлицо открыли. Обнулились, так сказать…»

«Стенды пониже, пиво пожиже, коньяк только по блату»

Что касается участников выставки, то тренды прошлого года (стенды пониже, пиво пожиже, коньяк только по блату) продолжились и усилились. Отсутствуют старожилы отрасли, многие крупнейшие поставщики, завсегдатаи выставки (в прошлом). Один из крупнейших игроков рынка — компания «Русклимат», устроившая в прошлом году демарш и назначившая свою дилерскую конференцию в Сочи на даты проведения выставки, — в этом году так и не вернулся. Нет и компании «Даичи», одного из пионеров климатического бизнеса в России. Казалось бы, всего лишь две фирмы. Но при этом порядка 18–19% российского рынка кондиционеров. А чего стоит отсутствие «ВЕЗА» — крупнейшего производителя вентиляционного оборудования в России, отмечающего в этом году свое 25-летие! Правда, надо признать, «ВЕЗА» никогда и не выделялось размерами выставочных стендов. Всегда стояла в сторонке со своими скромными 15% российского рынка полноразмерных вентустановок (к примеру). Нет также «Арктики». Нет WHEIL. Нет Systemair. Нет NED. Нет, нет, нет…

Зато стоит стенд «КлиматВентМаш». Причем, что характерно, в прошлом году, когда фирма была в предбанкротном состоянии, с заблокированными с 2018 года счетами, с долгами, невыплаченными налогами и срывами сроков поставки, они выставлялись в какой-то будке метр на метр. Зато в этом году стоят живее всех живых, с симпатичным таким стендиком. Видимо, новое юрлицо открыли. Обнулились, так сказать…

Конечно, есть и знакомые лица. Неизменно стоит производитель вентоборудования Korf (он же NED, он же Гога, он же Жора…) Представительство Clivet продолжает специализироваться на профессиональных решениях в области промышленного холода. Компания «Хиконикс» представляет кондиционеры Mitsubishi Electric и AUX. Девочки из «Евроклимата» уже не девочки, выросли вместе с объемами продаж кондиционеров Gree. «Вентарт» много лет стоит на одном и том же месте, при входе. Стабильность — признак мастерства.

PM Vent выставляется широко и просторно, как всегда, оправдывая статус самого дорогого вентоборудования. Компания «Биоконд» продвигает Mitsubishi Heavy и TCL. АЯК (ассоциация японских кондиционеров) помимо родного, еще со времен Савилова General, продает также и MDV. Ну а что, кондиционерных брендов на рынке России много (порядка 145), дистрибьюторов, видимо, не хватает. Поэтому принцип «не больше одного в одни руки» не работает, берут и по два, и по четыре…

Компания «Империя Климата» — один из долгожителей климатического рынка, в чем несомненная заслуга ее руководителя, Михаила Галкина. Основанная в далеком 1994 году фирма и сегодня находится на острие атаки, представляя в ЦФО дистрибуцию кондиционеров одного из лидеров рынка России — компании Haier. В том, что китайская компания уже третий год подряд занимает первое место в России по продажам бытовых и полупромышленных кондиционеров, — немалая доля труда «Империи Климата». Ей и доверено было выставляться на «Мире Климата» с кондиционерами Haier. Посетители с удовольствием фотографировались на фоне стенда с надписью «Наш ответ коронавирусу — кондиционеры Haier с ультрафиолетовой лампой!» Все-таки на выставке собрались оптимисты. Пессимисты и лица с повышенной тревожностью остались дома бурчать в соцсетях.

Ну и, наверное, ни один из посетителей выставки не сумел уйти с нее без засевшего в голове барабанного боя! Это уже много лет подряд барабанит по мозгам фабрика «Галвент». Когда уже они закроются? (Шутка, конечно.)

«Почти все можно получить «не выходя из дома», как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки» «Почти все можно получить не выходя из дома, как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки»

«Меняйся или умри!»

Одна из примет времени — приход, наконец-то, осознания того, что, помимо модных менеджеров, дилеров и брокеров, кто-то еще должен и работать. Организованный на выставке конкурс «Климат-профи – 2020» по монтажу и сервисному обслуживанию кондиционеров в тренде возрождения престижа рабочих профессий. И это, я считаю, правильно.

В целом, анализируя выставку этого года в динамике, выводы неутешительные — в первую очередь для самой выставки. Если климатическая отрасль чувствует себя в соответствии с внешними обстоятельствами и есть надежда, что при росте экономики (в первую очередь строительства) задышит и она, то у самой выставки все сложнее. Она постепенно теряет свои позиции как самое значимое событие года для отрасли и перестает быть нужной — и для крупных игроков, которые открыли филиалы и представительства в регионах и проводят свою работу постоянно, а не раз в году; и для потенциальных посетителей, которые, во-первых, на развитом рынке уже много чего знают и так, без поездок, а во-вторых, чего не знают, могут узнать через интернет.

Неслучайно, начав в 2005 году со 128 участников и 8,5 тыс. посетителей, нарастив в 2008–2015 годах до 300–390 участников и 25 тыс. посетителей, выставка начала с каждым годом «сдуваться». В прошлом году было 250 участников, в этом — уже 226.

Жаль. Все-таки как место встреч, дискуссий и обмена информацией интернет выставку полностью не заменит. Да, для получения информации сейчас не надо чемоданами тащить каталоги с выставки, как раньше. Почти все можно получить «не выходя из дома», как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки. Но от личного, живого общения еще не отвыкли. Привычка пить коньяк по разные стороны экрана никак не вырабатывается. Пока… Это, наверное, один из немногих аргументов за сохранение подобного формата. Но если динамика сохранится, то как в том анекдоте, «и до мышей докатиться можно». Времени на раскачку опять нет… «Меняйся или умри!»

Павел Евдокимов

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (11) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
18.03.2020 10:41

вы всё ещё верите, что это будет выставочный центр, а не очередной ТЦ?))))

  • Анонимно
    18.03.2020 09:46

    очень любопытно ,легко написано

  • Анонимно
    18.03.2020 09:59

    "ты цак надень!:))точно!повеселили

  • Анонимно
    18.03.2020 10:12

    По моему, действительно, выставки начинают изживать себя. А у нас в Челнах всё никак выставочный зал не построят. Сколько лет уже Челны Экспо бьётся...
    Может, уже и не надо?

    • Анонимно
      18.03.2020 10:41

      вы всё ещё верите, что это будет выставочный центр, а не очередной ТЦ?))))

  • Анонимно
    18.03.2020 10:38

    Статья очень интересная. Казалось бы, это репортаж про выставку, но на самом деле отражает реальное положение дел в российском бизнесе. Выставки сдуваются, и не только у климат.отрасли. Автосалоны тоже сдулись. К примеру, на "Комтрансе-2019" на стенде Мерседеса не было тягачей-грузовиков! Это вообще нонсенс! Крупнейшая выставка СТТ в прошлом году тоже заметно "схуднула", все ужимаются, сокращают выставочные площади. Посетителей стало значительно меньше. Да и плюшки в виде коньячка все урезали, это точно))) Знаю, что кое-какие крупные компании рассматривают вариант вообще отказаться от участия в выставках, ибо денег тратится огромное количество, а выхлопа при этом нет.

  • Анонимно
    18.03.2020 14:28

    При современном капитализме структура экономики незаметно поменялась. Идёт поляризация.
    Середняков растаскивает по полюсам - либо их съедают киты и акулы бизнеса, либо мельчают и исчезают.

    • Анонимно
      20.03.2020 17:07

      Ну, Вам виднее. Как по мне, так нет такой связи. На западе в ВВП некоторых стран процент МСБ составляет 60-70%...

  • Палыч
    18.03.2020 17:35

    Количество участников зависит в первую очередь от организаторов и от интереса предпринимателей к тому или иному направлению бизнеса. Отраслевая выставка "ПИР"для сегмента HORECA последние годы только наращивает обороты. Все "центровые" места участники разбирают за год вперед. Выставка проходит в Крокус Экспо, а на Красной Пресне очень не удобная локация, на грузовике не заедешь в центр Москвы с экспонатами и помещения для посетителей не удобные.

  • Евроэкспо
    17.04.2020 10:19

    Репортаж получился живой, ироничный, но не очень точный.
    Во-первых, хотим поблагодарить автора за стиль и тёплые слова, за признание выставки «Мир Климата» одним из самых значительных событий отрасли. Мы, организаторы, старались. И готовиться начали, конечно, значительно раньше, чем выставка открылась, рубль упал, и первый человек в мире (по крайней мере по официальным данным) заразился коронавирусом COVID-19 и раньше, чем пандемия скорректировала список участников.
    На фоне отмены и переноса на неопределённый срок практически всех мировых выставок, в том числе по климатическому оборудованию, компания «Евроэкспо» посчитала важным и должным провести выставку «Мир климата» в Экспоцентре в запланированные сроки.
    Участники российского рынка HVAC&R к моменту выставки уже были в непростой ситуации: остановка производств в Китае, переносы поставок оборудования. И сплочение на выставке, то самое общение, о котором вы, Павел, пишите – важно в период неопределённости. Заключённые договоры, мастер-классы по онлайн бизнесу – это то, что позволит участникам выставки «дышать» вместе с другими отраслями экономики. Мы поддержали и сектор, и партнёров выставочного бизнеса, у которых были спланированы и поступили в реализацию все контракты по организации участия компаний в выставке, рекламе и застройке.
    «Мир климата» действительно важное событие для развития российского рынка климатического оборудования, для производителей, региональных дилеров и дистрибьюторов; перенос сроков мог привести к экономическим неблагоприятным последствиям для них. Эпидемиологическая обстановке в стране на момент проведения выставки оставалась безопасной – Россия только готовилась «встречать» вирус. Конечно, выставку пришлось проводить без участников из Китая, Италии, Кореи, Германии и других стран с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой.
    Но мы действительно успели. Автор ведь и сам признаёт, что интернет не способен заменить выставку: «Да, для получения информации сейчас не надо чемоданами тащить каталоги с выставки, как раньше. Почти все можно получить «не выходя из дома», как говорится, информация «на кончике пальца», которым тычешь в экран телефона или кнопку мышки. Но от личного, живого общения еще не отвыкли. Привычка пить коньяк по разные стороны экрана никак не вырабатывается. Пока… Это, наверное, один из немногих аргументов за сохранение подобного формата».
    Как выставочная компания мы могли бы привести немало аргументов о сохранении формата, рассказать о его изменениях (сразу вспоминается диалог про «одно сплошное телевидение» - жив и театр, и бумажные книги производят, и выставки останутся, где можно пообщаться и выпить кофе). Предпочтем обсудить это с Павлом в следующем году, а не «по разные стороны монитора».
    Но нам кажется правильным не ждать так долго, чтобы поправить некоторые фактические неточности или ответить на предположения.
    «Отсутствуют старожилы отрасли.., – пишет Павел, – чего стоит отсутствие «ВЕЗА» — крупнейшего производителя вентиляционного оборудования в России, отмечающего в этом году свое 25-летие! Правда, надо признать, «ВЕЗА» никогда и не выделялось размерами выставочных стендов. Всегда стояла в сторонке со своими скромными 15% российского рынка полноразмерных вентустановок (к примеру)».
    Согласно концепции выставочной деятельности, «ВЕЗА» участвует в выставке «Мир Климата» один раз в два года: в прошлом году был представлен стенд компании, в этом – на выставке присутствовало подразделение, «Терма».
    «Нет также «Арктики», - продолжает Павел.
    Компания не участвует в выставке с 2008 года  Хорошо, что для посетителей это обнаружилось только в 2020.
    «Нет NED. Нет, нет, нет…»
    «NED» и «КОРФ» – это бренды одной компании, которые представлены на выставке по очереди: в этом году была очередь «КОРФ».
    «Зато стоит стенд «КлиматВентМаш». Причем, что характерно, в прошлом году… они выставлялись в какой-то будке метр на метр. Зато в этом году стоят живее всех живых, с симпатичным таким стендиком».
    Ну это всё-таки большое преувели… то есть преуменьшение – площадь стенда «КлиматВентМаш» в прошлом году была 12 кв. м. Симпатичный стенд этого года расположился на 25 кв. м.
    «Неслучайно, начав в 2005 году со 128 участников и 8,5 тыс. посетителей, нарастив в 2008–2015 годах до 300–390 участников и 25 тыс. посетителей, выставка начала с каждым годом «сдуваться». В прошлом году было 250 участников, в этом — уже 226».
    В 2020 году участников было заявлено больше, чем в 2019 – более 280 компаний, но из-за коронавируса не смоли приехать на выставку порядка 40 иностранных компаний. В 2020 году в выставке приняли участие 240 участников – практически столько же, сколько в прошлом году. И это несмотря на непростую ситуацию.
    И ещё нам кажется важным поделиться некоторыми отзывами, которые мы традиционно собираем.
    Александр Прохоров, Генеральный директор компании «Системы контроля»
    «Количество посетителей выставки несколько уменьшилось, но это общая тенденция, хотя, конечно, повлиял пресловутый коронавирус. Тем не менее, выставка нам результаты принесла: были интересные контакты, и мы уверенно отмечаем, если наши коллеги, партнеры раньше как бы «пробовали» наше оборудование, то сейчас подтверждают, что будут использовать его в своих линейках».

    Борис Власенко, директор по продажам «Тепломаш»
    «Для нас это основная выставка, которая за годы не потеряла актуальность... На выставке много проектных, дилерских, монтажных организаций, то есть наших непосредственных потребителей. Это основная площадка для того, чтобы показать наши новинки, разработки – направления, в которых движется инженерная и дизайнерская мысль нашего завода.




    Руслана Митина, президент «DANTEX GROUP»
    «Выставка является для нас уникальной площадкой, где мы можем послушать мнение клиентов и мнение рынка. Исходя из этого мы можем немного видоизменить свою деятельность, расширить портфолио оборудования. Это – самое правильное место и самая прямая дорога к конечному потребителю нашего оборудования».

    Ольга Лопатина, генеральный директор «ЭКОВАК СИСТЕМ»
    «Мы участвуем в выставке «Мир климата» в 16-тый раз. И я хочу сказать, что эта выставка нас «кормит». Во-первых, она привлекает новых клиентов. С уверенностью могу сказать, что на прошлой выставке к нам пришел такой заказчик, и наша система теперь установлена в Крокус Сити Холле. Не говоря о многих клиентах, которые только благодаря выставке «Мир климата» смогли познакомиться с нами за эти 16 лет».

    Александр, посетитель, Ижевск
    «Занимаюсь монтажом вентиляции. Приехал сюда за знаниями, узнать о новых технологиях и новом оборудовании. На выставке за короткое время можно получить максимум информации».

    Рим Якупов, представитель «Евростиль-Сервис», Набережные Челны
    «Приехали, чтобы найти новых поставщиков, завести новые знакомства. Ищем российских производителей, которые появляются каждый год. Поэтому «Мир климата» нам всегда интересен».

    Андрей Власов, главный инженер «Современные технологии», посетитель, Новосибирск
    «Заказчик, если мы говорим о частном домостроении, хочет индивидуального климата, и под него нужно подстраиваться. Мы начинали с классически систем кондиционирования, затем захотели все свежего воздуха и комфортной среды. Дальше эта индустрия цепляет слаботочные системы и перемещаемся на автоматизацию. И каждый раз цепочка уплотнения этих решений здесь на выставке позволяет найти оптимальный вариант».


    Благодарим всех, кто, несмотря на сложную ситуацию, смог стать участником выставки, построить красивые стенды, всех, благодаря кому реализовалась возможность специалистам климатической индустрии встретиться, обменяться опытом, обсудить перспективы развития, обеспечить успешное будущее для своего бизнеса. Всех, кто «Крутит ца-пу!», вспоминая классику.
    Пользуясь случаем, желаем всем коллегам и партнёрам беречь своё здоровье и здоровье близких, не паниковать, доверять проверенным источникам информации, применять антикризисные инструменты менеджмента и преодолеть трудные времена.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль