Культура 
27.06.2020

Битва за субсидии: Таткнигоиздат не хочет вливаться в «Татмедиа»

Как утечка письма Салимгараева Песошину дала повод для петиций об «атаке на татарскую книгу»

«Мы останемся в положении жены в декрете, которая выпрашивает деньги на колготки у скупого мужа», — объясняют в Татарском книжном издательств нежелание становиться филиалом АО «Татмедиа». Официально планы не озвучены, но вовсю обсуждаются в среде татарской общественности. Впрочем, похоже, весь сыр-бор — из-за 53 млн рублей ежегодных дотаций, выделяемых бюджетом Татарстана на татарское книгоиздание.

Сотрудники «Таткнигоиздата», протестуют против, впрочем, официально не озвученных, планов присоединения ТКИ к АО «Татмедиа» Сотрудники Таткнигоиздата, протестуют против планов (впрочем, официально не озвученных) присоединения ТКИ к АО «Татмедиа» Фото: «БИЗНЕС Online»

«В СЛУЧАЕ СЛИЯНИЯ С «ТАТМЕДИА» ТКИ ЛИШИТСЯ ПРАВА ИЗДАВАТЬ УЧЕБНИКИ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

Не успели утихнуть страсти вокруг возможной ликвидации в нынешнем виде Института истории им. Марджани, как у татарской интеллигенции появился еще один повод для беспокойства. В июне на сайте change.org появилась петиция под названием «Сохраните самостоятельность Татарского книжного издательства», адресованная президенту Татарстана Рустаму Минниханову. На данный момент число подписантов перевалило за тысячу человек.

Ее авторы, сотрудники Таткнигоиздата, протестуют против планов (впрочем, официально не озвученных) присоединения ТКИ к АО «Татмедиа». «Испокон веков татары являются книжным народом, об этом говорил еще в XIX веке известный исследователь татарской культуры и этнографии Карл Фукс. Именно татарская книга сохранила духовность народа и стала стержнем его просвещения», — написано в петиции. Далее указывается, что Татарское книжное издательство сегодня «является единственным издательством в мире, выпускающим социально-значимую, в том числе художественную, научно-популярную, общественно-политическую и детскую литературу на татарском языке, финансируемую правительством Республики Татарстан», а его история восходит к 1919 году.

Чтобы увеличить, нажмите

«Татарское книжное издательство, отметившее в 2019 году свой вековой юбилей, стоит на пороге слияния с АО „Татмедиа“, что является фактическим уничтожением культурно-исторического бренда Татарстана, — переходят к сути дела авторы петиции. — В Татарском книжном издательстве работает слаженный коллектив высококвалифицированных специалистов, которые активно сотрудничают с научным и творческим сообществом Казани и Татарстана. В издательстве выходят в свет издания, которые обеспечивают наш народ литературой на родном языке».

Далее перечислены негативные последствия от подобного слияния для ТКИ: сокращение высококвалифицированных специалистов, лишение возможности участия в международных конкурсах и получения федеральных грантов, лишение права издания учебников, лишение авторских прав, накопленных за столетний период издания, утрата бренда Татарстана. Обращаясь к президенту Татарстана, авторы петиции приводят татарскую пословицу «китаплы халык үлмәс» (в переводе с татарского — «книжный народ не исчезнет» — прим. ред.) и просят его сохранить самостоятельность Татарского книжного издательства.

При этом, повторимся, официального подтверждения будущего слияния нет. Гендиректор ТКИ Ильдар Сагдатшин, отвечая на прямой вопрос, сообщил, что не знает о таких планах, а глава пресс-службы президента РТ Лилия Галимова на наш запрос не ответила. Источники же газеты, близкие к главе республиканского агентства «Татмедиа» Айдару Салимгараеву, сообщили, что шумиха связана с тем, что ТКИ, будучи ГУПом (государственным унитарным предприятием), подлежит акционированию, согласно указу президента России и, возможно, попадет в план на 2021 год.

Гендиректор ТКИ Ильдар Сагдатшин, отвечая на прямой вопрос, сообщил, что не знает о таких планах Гендиректор ТКИ Ильдар Сагдатшин, отвечая на прямой вопрос, сообщил, что не знает о таких планах Фото: «БИЗНЕС Online»

«90 ПРОЦЕНТОВ ЛИТЕРАТУРЫ НАПРЯМУЮ ПРОХОДИТ ЧЕРЕЗ ТИПОГРАФИЮ «ТАТМЕДИА»

Между тем, по нашей информации, ситуация выглядит несколько иначе. Тот же Салимгараев уже озвучил планы присоединения ТКИ руководящим сотрудникам учреждения. Более того, «БИЗНЕС Online» познакомился с письмом главы РА «Татмедиа» в адрес премьер-министра Татарстана Алексея Песошина, уже активно обсуждающимся в сети. «В соответствии с устным поручением президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова о защите интересов филиала АО „Татмедиа“ — ПИК „Идел-Пресс“ — предлагаю рассмотреть вопрос о присоединении ГУП РТ „Татарское книжное издательство“ к АО „Татмедиа“ в качестве филиала», — пишет Салимгараев.

Структуры «Татмедиа» оказались чуть ли не самыми пострадавшими среди государственных министерств и ведомств в РТ на фоне коронавируса.В этой части Салимгараева (слева) и Садыкова (справа) можно понять В письме фигурирует и цифра — 53 млн рублей ежегодных госсубсидий из бюджета Татарстана ТКИ. Совсем не лишняя сумма в условиях сжатия бюджетных расходов, поэтому в этой части Салимгараева и Садыкова можно понять Фото: «БИЗНЕС Online»

Руководитель республиканского агентства «Татмедиа» приводит пять доводов в пользу такой точки зрения. Во-первых, сократятся сроки изготовления заказов за счет исключения времени на проведение торгово-закупочной процедуры. Во-вторых, будет исключена недобросовестная конкуренция, поскольку «Идел-Пресс» станет единственной полиграфической базой для ТКИ. В-третьих, книги будут печататься в типографии «Идел-Пресс» напрямую, минуя закупочные процедуры, что позволит сохранить в «Идел-Пресс» доходы, получаемые от печати книг (40 млн рублей без НДС). В-четвертых, все деньги, выделяемые на печатание книг, останутся в Татарстане, а так как средства выделяемые на печать книг в качестве субсидий не облагаются НДС, это позволит сохранить порядка 8,5 млн рублей доходов. Наконец, в-пятых, «Татмедиа» сможет использовать свои медиаресурсы для продвижения изданий Татарского книжного издательства. Далее Салимгараев просит Песошина согласовать данный вопрос «для дальнейшего обсуждения с президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым».

Одним словом, аргументы чисто экономические. В письме фигурирует и главная, судя по всему, цифра — 53 млн рублей ежегодных госсубсидий из бюджета Татарстана ТКИ. Совсем не лишняя сумма в условиях сжатия бюджетных расходов, поэтому в этой части Салимгараева и главу подведомственного ему АО «Татмедиа» Шамиля Садыкова можно понять.

Однако собеседник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, не согласен с рядом доводов из письма Салимгараева премьер-министру. В частности, он напоминает, что на сегодняшний день ТКИ арендует у «Татмедиа» площадки «Идел-Пресс» и сумма арендной платы в год составляет 8 млн рублей в год. Кроме того, и так абсолютное большинство книг  ТКИ печатается в «Идел-Пресс». «90 процентов литературы напрямую проходит через типографию „Татмедиа“. По закону 5–10 процентов ТКИ должен отдать малому и среднему бизнесу — в прошлом году это было 6 книг», — говорит источник. Это связано еще и с тем, что «Идел-Пресс» не обладает всеми техническими возможностями для выпуска сложных книг в картонной обложке, музыкальных и панорамных книг. «А все остальные книги были отпечатаны в „Идел-Пресс“ — они наряду со всеми остальными издательствами участвуют в тендере и выигрывают их, поскольку мелкие частные типографии чисто физически не могут отпечатывать большой объем книг, необходимых ТКИ», — резюмирует собеседник «БИЗНЕС Online».

«90 процентов литературы напрямую проходит через типографию «Татмедиа». По закону 5-10 процентов ТКИ должен отдать малому и среднему бизнесу — в прошлом году это было шесть книг» «90 процентов литературы напрямую проходит через типографию «Татмедиа». По закону 5–10 процентов ТКИ должен отдать малому и среднему бизнесу — в прошлом году это было 6 книг» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТКИ ОСТАНЕТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЫ В ДЕКРЕТЕ, КОТОРАЯ ВЫПРАШИВАЕТ ДЕНЬГИ НА КОЛГОТКИ У СКУПОГО МУЖА»

О возможных последствиях присоединения Таткнигоиздата к АО «Татмедиа» «БИЗНЕС Online» поговорил с автором петиции, главным редактором отдела детской литературы ТКИ, кандидатом филологических наук Айсылу Галиевой.

— Айсылу, почему вас так беспокоит возможное присоединение Татарского книжного издательства к АО «Татмедиа»?

— В случае слияния с «Татмедиа» ТКИ полностью утратит свою самостоятельность. По всем мелким вопросам решение должно будет принимать «Татмедиа». Это породит бюрократию и бумажную волокиту. Но, самое главное, ТКИ не сможет выпускать учебники на татарском языке. Это принесет ущерб всему татарскому народу, не только сотрудникам ТКИ.

— А почему должна возникнуть проблема с учебниками?

— Для того, чтобы их выпускать, необходимо получить разрешение министерства просвещения РФ. Таткнигоиздат входит в перечень издательств, которые имеют право выпускать учебники. Но после того, как мы потеряем самостоятельность, нас исключат из этого перечня. Чтобы туда попасть, нужно за свой счет выпускать учебники и отправлять их в минпросвещения. У них есть совет по учебникам, где решается вопрос о включении издательства в данный перечень. Но совет может собираться раз в два или в три года, по мере накопления заявок… «Татмедиа», возможно, и войдет в перечень, но для этого могут понадобиться годы.

Кроме того, у нас есть учебники, которые вошли в федеральный перечень министерства просвещения РФ. Под эгидой «Татмедиа» мы не сможем их печатать, даже если будет спрос. Вернее, издавать мы их сможем, но у образовательных учреждений не будет права их использовать, это повлечет штрафные санкции. Что будет с этими учебниками, большой вопрос. Как бы не вышло так, что эти учебники «уйдут» от нас и больше не вернутся. Если учесть, что издание учебников на татарском языке — это половина всех выпускаемых ТКИ книг, несложно посчитать, какие суммы мы потеряем.

— Какие учебники на татарском языке на сегодняшний день выпускает ТКИ?

— У нас есть лицензия московского издательства «Просвещение», на основании которой мы выпускаем переводные издания — это география, биология, технология, физика, окружающий мир, химия — все что угодно. На что есть заказ министерства образования Татарстана, то и выпускаем.

Сегодня, например, делают линейку учебников по технологии, физике и окружающему миру. Это очень сложная работа, например, у меня на руках учебник по технологии за 7-й класс, каких только терминов там нет. Например, как перевести «числительное производственное управление», а еще все это нужно отредактировать так, чтобы было понятно учащемуся 7-го класса. Еще есть линейка учебников по татарскому языку и литературе, для начальных классов их, конечно, и «Магариф Вакыт», и ИЯЛИ выпускает, есть линейка учебников «Салям!». Но переводные учебники пока делали только мы. Это очень трудоемкая работа.

К тому же нет специалистов. Все хорошие специалисты собраны в ТКИ, и среди них очень мало молодых. Например, переводчик учебников по биологии — всего один не только на весь Татарстан, но и на весь татарский мир. По физике — тоже один или два переводчика. И за тот период, пока «Татмедиа» будет получать лицензию, они все, скорее всего, останутся без работы.  

— Коллективу ТКИ объявили о слиянии с «Татмедиа»? Как объяснили причины такого решения?

— Нет, коллективу еще никто ничего не объявлял и не объяснял. В коллективе все об этом уже знают, правда, пока только на уровне слухов. Но никто не хочет стать филиалом «Татмедиа». Ясно, что будут сокращения, причем не только административного персонала. Могу привести простую аналогию: ТКИ останется в положении жены в декрете, которая выпрашивает деньги на колготки у скупого мужа.

Я сама, как редактор одного из отделов журнала «Ялкын», очень хорошо помню, как происходило слияние нашего журнала, как при переводе журнала в статус филиала «Татмедиа» нам обещали золотые горы. Но на следующий год уже начались сокращения, свободы для журналистов не осталось, начались установки, о чем нужно писать, о чем — нет. Отработав два года и устав от различных бессмысленных отчетов, я ушла.

Наверняка после слияния также будут урезаны гонорары. В данный момент наши писатели получают 4,9 тысячи рублей за один печатный лист. Один печатный лист — это 24 страницы книги. Я разговаривала с редактором одного из журналов, входящих в «Татмедиа», он говорит, что за 32 страницы он платит 1,6 тысячи рублей. Но это же труд писателей — он один роман пишет годами и будет получать за это копейки! Никто ничего писать не будет, и татарская литература остановится в развитии. 

— Сколько книг в год выпускает ТКИ? Какие книги занимают больший объем — детские, исторические или художественные?

— В прошлом году ТКИ выпустило 103 книги, в 2018-м — 106, не считая учебников и книг, изданных на заказ. Из них детских — 28 и 32 соответственно. Есть еще книги, изданные на гранты, но их немного.

— Вроде бы происходящее объясняется необходимостью ликвидации ГУПов. Есть ли какие-то другие способы сохранить ТКИ?

— Есть возможность создать акционерное общество, тогда ТКИ сохранит свою независимость. Чувашское книжное издательство акционировалось год назад. Там, конечно, вопросы могут возникнуть с финансированием, но я не экономист и не юрист, не могу сказать, как все это будет происходить. С другой стороны, АО «Татмедиа» получает же госфинансирование. Если ТКИ приобретет статус АО, то оно не потеряет права на выпуск учебников. В данном случае сохранится и торговая марка, и бренд «Татарское книжное издательство». В любом случае, я не имею ничего против «Татмедиа», просто хочу, чтобы не допускались ошибки, которые были сделаны при всех предыдущих оптимизациях.

«В прошлом году ТКИ выпустило 103 книги, в 2018 — 106, не считая учебников и книг, изданных на заказ. Из них детских 28 и 32, соответственно» «В прошлом году ТКИ выпустило 103 книги, в 2018-м — 106, не считая учебников и книг, изданных на заказ. Из них детских — 28 и 32, соответственно» Фото: pixabay.com

«ЦЕЛЬЮ ОРГАНИЗОВАННОГО 13 ЛЕТ НАЗАД «ТАТМЕДИА» БЫЛО УНИЧТОЖЕНИЕ ТАТАРСКИХ СМИ»

Вопрос ликвидации самостоятельного ТКИ активно муссируется в татарском сегменте интернета, на просторах «Фейсбука» об этом спорят местные журналисты, писатели, общественники. А неделю назад издание «Татмедиа» «Интертат» опубликовало пространную статью, которую можно назвать своего рода манифестом чиновников, желающих перемен в жизни Татарского книжного издательства. «Татмедиа» в ней не упоминается, зато говорится о необходимости создания «литературного продюсерского центра». В этом контексте вспоминают даже «Барс-Медиа», хотя продюсерский центр татарской эстрады и частная структура.

Авторы статьи указывают, что книжная отрасль во все времена была «блатной»: «У кого-то книги издаются каждый год, кого-то даже на юбилей не издают». Также здесь упоминается и роль союза писателей РТ, члены которого влияют на список издаваемых за счет госсубсидий социально значимых книг. В общем, констатирует издание «Татмедиа», без радикального изменения ситуации нам новых Гузель Яхину или Шамиля Идиатуллина не найти. Аргумент выглядит странно: пишущие по-русски Яхина и Идиатуллин в татарских издателях явно не нуждались и вообще никаких госсубсидий не получали.  

Противники присоединения к «Татмедиа», в свою очередь, опубликовали сразу несколько открытых писем. Выделяется обращение молодых татарских писателей, ради которых вроде бы и затевается потенциальная перестройка. Однако они против нее, о чем свидетельствуют имена 42 подписантов, среди которых все заметные из молодых авторов (Ильгиз Зайниев, Йолдыз Миннуллина, Рузаль Мухаметшин и др.). «Главная задача ТКИ со дня его основания — выполнение госзаказа на издание социально значимой литературы. С этой задачей издательство справляется. Кроме того, оно пропагандирует творчество татарских писателей, обеспечивает живую преемственность литературных поколений. Так, в 2017–2020 годы в ТКИ было выпущено 23 книги молодых авторов. Увидел свет коллективный сборник „Голос молодого поколения“, вобравший в себя лучшие образцы молодой татарской поэзии и прозы. В нем представлены произведения 32 авторов в возрасте от 18 до 40 лет. Мы уверены, что в их числе — будущие литературные классики, духовные лидеры республики», — написано в письме.

Наконец, очень жестко звучит письмо в адрес президента РТ, подписанное такими крупными литераторами, как Разиль Валеев, Ркаил Зайдулла, Рабит Батулла, Гарай Рахим и др.: «Целью организованного 13 лет назад „Татмедиа“ было уничтожение татарских СМИ. Сегодня Татмедиа успешно справляется с этой целью. Роспуск коллективов татарских журналов и газет, мизерные заработные платы журналистов — это лишь часть „успехов“ „Татмедиа“. Вдобавок к этому хотят уничтожить ТКИ — центр, который популяризирует татарскую литературу с тысячелетней историей». Свое письмо главе республики с просьбой о сохранении самостоятельности Татарского книжного издательства направило и бюро союза писателей РТ.

Очевидно, что общественное недовольство планам «Татмедиа» велико, поэтому вряд ли стоит ждать каких-то движений со стороны татарстанских чиновников до сентябрьских президентских выборов в РТ. Позже судьба ТКИ может стать поводом для ожесточенной дискуссии. 

«ПОКА СО СТОРОНЫ КАЖЕТСЯ, ЧТО ИДЕТ АТАКА НА ОЧЕРЕДНОЙ ОЧАГ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» по-разному оценивают потенциал вхождения Татарского книжного издательства в состав АО «Татмедиа».

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы, автор исторических книг:

— Нужно объединять. Я издал более 20 книг, ни одна из них не издана в Татарском книжном издательстве. Большинство из них увидело свет в издательстве «Татмедиа» — в «Идел-Пресс». Меня там и редактируют, и прекрасно оформляют. Там есть главный технолог Светлана Кинтас — несмотря на фамилию, она и по-татарски хорошо знает, а еще книги прекрасно издает. Татарское книжное издательство же — сомнительная организация. Ее руководитель даже с людьми разговаривать не может, трубку не берет, когда звонишь, об этом не только я говорю, знакомые тоже жалуются. Их надо чаще проверять, там легко обогатиться за счет денег из бюджета, которые выделяются на издание книг. Обязательно надо ТКИ присоединить к «Татмедиа», тогда только будет толк, а руководить всем может директор «Идел-Пресс». И так думаю не только я, но и все, с кем разговаривал.


Рамиль Тухватуллин — депутат Госсовета РТ, народный артист РТ:

— К депутатам по этому вопросу никто не обращался, но такие разговоры идут. Если это правда, то тут радоваться нечему. Надо, чтобы люди, затеявшие такое слияние, объяснили, для чего это надо. Татарское книжное издательство разве не оправдывает свого существования? Почему нужно слияние с «Татмедиа»? Общественность ждет ответа на эти вопросы, а пока со стороны кажется, что идет атака на очередной очаг национальной культуры. Похожие дела развивались вокруг Института истории имени Марджани, но, слава богу, они отвоевали свое право на независимость. Нужна прозрачность всегда, когда идут такие процессы, общественность бывает в недоумении, объясните ей, а не отмалчивайтесь.


Вахит Имамов — писатель, главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Идет атака на татарскую книгу, у нас раньше было два государственных издательства, одно из них — «Магариф» — закрыли, якобы у нас есть профессионалы, которые могут выпускать и учебную литературу, и научную литературу, и т. д. Их объединили и сейчас издают учебники по физике, химии, татарскому языку и считают, что издают татарскую литературу. Во время войны художественной литературы издавалось намного больше, чем сейчас, и я не говорю про 1913 год, когда был расцвет всей нации. Сколько журналов, газет, книг тогда издавалось — мы этого уровня не достигли, а тут еще одна напасть. Ради экономии денег хотят соединить Татарское книжное издательство с «Татмедиа». Ладно, сэкономим деньги, а куда они уйдут, в карман олигархам? Мы их кормим, чтобы у них денег больше стало? Уже бюджет так искромсали. Нам уже отступать некуда, а они на книгу нападают. С чем мы тогда останемся? А завтра еще на театр начнут нападать, скажут, что татарских театров столько не надо, они экономически себя не окупают.


Илфат Файзрахманов — владелец и главный редактор газеты «Безнең гәҗит»:

— По этому вопросу в нашей газете вышел материал, и, когда мы опрашивали круг людей, связанных с книгами, ни один из них не видел положительного момента в слиянии Татарского книжного издательства с «Татмедиа». Потеря независимости издательства не пойдет на пользу обществу. Возможно, у ТКИ есть недостатки; может быть, руководство недорабатывает, но не надо его ликвидировать, сливать с кем-то. Не могут работать — смените руководство, поставьте более эффективных управленцев, поменяйте кадры. Сам я не писатель, мои книги там не издаются, но все, кто связан с издательством, недовольны его возможным уничтожением. Реформы, когда их затевают, должны проходит обдуманно, все нужно просчитать, а у нас, как правило, все это делается не так. Здесь речь идет о деньгах, но ведь не все строится на них, например детская литература, которая никогда не может быть прибыльной; возможно, татарские книжки для детей не такие красочные, по сравнению с русскими, но нельзя все переводить в плоскость бизнеса.

Предприятия: Татмедиа
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (80) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
27.06.2020 08:45

Делят деньги и кресла. Пусть те и другие сидят на самоокупаемости.

  • Анонимно
    27.06.2020 08:45

    Делят деньги и кресла. Пусть те и другие сидят на самоокупаемости.

    • Анонимно
      27.06.2020 12:56

      Пусть сначала Татмедиа со своим хозяйством разберется.

      И Таткнигоиздату, и Татмедиа нужны в руководстве профессионалы из бизнеса, а не чиновники с бодрыми отчетами и с постоянной потерей читающей аудитории. Иногда, кажется, что у обоих контор нет элементарных коммерческих приемов продвижения контента.

      И кадры нужно держать не в черном теле (20 тыс оклад и никакого развития), а вкладываться в них!
      На стоимость одной машины большого начальника можно 20 человек обучить на крутых курсах, чтобы они потом растоморшили болото.

      А от слияния никакого толка, крупный бизнес, даже окологосударственный идет на денцентрализацию, а не на сосредоточение всё в одном центре.

      • Анонимно
        27.06.2020 13:59

        12-56
        "И Таткнигоиздату, и Татмедиа нужны в руководстве профессионалы из бизнеса, а не чиновники с бодрыми отчетами и с постоянной потерей читающей аудитории. "
        Откуда быть ""читающему контингенту", если компания "Почта России" платит почтальонам в деревнях Татарстана около 5 тыс.р.? Не это ли издевательство над людьми?! Они заинтересованы в увеличении подписки на СМИ? Такая зарплата - позор для передового региона! Я не почтальон, но мне мстыдно за чиновников из почты! Какими глазами они смотрят на почтальонов, доставляющих почту за 5-10 км пешком?! Им в советское время выделяли лошадей, теперь ничего этого нет! Деревенские почтальоны раздающит пенсии, коммунальные счета, ведут расчеты с каждым домом, доставляют СМИ, письма, А ЕЩЕ ШИРПОТРЕБ!

    • Анонимно
      27.06.2020 18:58

      8.45. Начните с московских театров. Пусть они сядут на самоокупаемосость и перестану тянуть деньги из госбюджета. Львиная доля расходов на российскую культуру оседает в Москве, на содержание никчемных театров и их режиссеров.

      • Анонимно
        28.06.2020 09:23

        Начните с московских татар, которых в Москве проживает больше чем в Казани. Пускай сядут на самоокупаемость, а не жируют на наши налоги.

    • Анонимно
      28.06.2020 08:58

      На самоокупаемость надо посадить Рубин....., а их бюджет отдать Таткнигоиздату.

  • Анонимно
    27.06.2020 08:50

    ''Числительное производственное управление» - этот набор слов даже гугл не находит. Что курят авторы учебника для 7 класса и какой смысл переводить этот бред?

    • Анонимно
      27.06.2020 11:44

      "этот набор слов даже гугл не находит."Вот поэтому нужно обязательно сохранить профессиональных переводчиков которые есть в Тат.книжном издательстве.

      Гугл-машина может не разобраться в таком длинном словосочетании .Здесь попробовать разложить словосочетание на части.Для начала "производственное управление"каким -то процессом.ж,итештерү-производство ,производственный .Управление каким -то процессом-"идарә итү".
      Производственное управление -"ж,итештерү идарә итү".
      Числительное от слова "число" в тат.языке "сан".Отсюда прилагательное "санлы".
      Такой может татарский перевод для такого большого словосочетания:
      Числительное производственное управление - Санлы ж,итештерү идарә итү.
      Если не прав аргументированно исправте.

      Смотреть нужно в каком техническим смысле эти слова переводятся.
      Можно иногда мудренное словосочетание на русском "Каталирование химического процесса" более понятно перевести на татарском :
      Каталирование химического процесса - Химик процессны тизләтү.

      Гугл-переводчик может неправильно перевести и английские технические словосочетания на русский.Поэтому нужны профессиональные переводчики.

      • Анонимно
        27.06.2020 13:44

        Числительное - от слова "числитель", которое от слова "числить", которое от слова "число". Всё же словообразование понимать надо, а не просто "санлы" во всём вставлять)

        • Анонимно
          29.06.2020 13:40

          Вообще-то из этимологического словаря русского языка :Числительное -словообразовательная калька латинского numerale, производного от numerus(число).То есть скалькировано от латинского прилагательного numerale с окончанием (-ale).
          В татарском языке не только окончания прилагательных -лы(-ле),но и много других.
          Некоторые примеры:
          -гы(-ге),-кы(-ке):яз-гы-весенний,кич-ке-вечерний;
          -чыл(-чел):гарь-чел-стыдливый;
          -ынкы(-енке):күтәр-енке-приподнятый;
          -гын(-ген),-кын(-кен):кач-кын-беглый,үт-кен-острый;
          -гыр(-гер),-кыр(-кер):сиз-гер-чуткий,бди-тельный!,тап-кыр-находчивый;
          -гак(-гәк),-как(-кәк),-ак(-әк):тай-гак-скользкий,курк-ак-боязливый,сөз-гәк-бодливый;
          -ыч(-еч):куркын-ыч-опасный,әйлән-еч-извилистый;
          -ык(-ек):боз-ык-испорченный,арт-ык-лишний,излишний,төз-ек-исправный;
          -лач(-ләч):йон-лач-мохнатый,ит-ләч-мясистый(сравнить ит-ле-мясной);
          -нак(-нәк):тый-нак-скромный;
          -чан(-чән):оял-чан-застенчивый;
          -дам(-дәм):ел-дам-расторопный;
          -ма(-мә):сайлан-ма-избранный,өстә-мә-дополни-тельный!;
          -ый,-и:сәнәг-ый-промышленный,мәгълүмати-информационный;
          Из этого богатства татарского языка выбрать подходящий вариант.
          Исходя из словообразования возможные варианты:санаучыл,санаучан и др.
          Возможно по аналогии словообразования житештер-житештерү-житештерүче(производитель)-житештерүчән(производительный),то тогда возможно житештерүле(производственный)?
          Также по аналогии подобное словообразование сана-санау-санаучы(числитель)-санаучан(числительный)?
          Возможный полный вариант "числительное производственное управление"-"санаучан житештерүле идарә итү"?
          Исходя из современных тенденций подходит по аналогии "числовое программное управление" по подобию"числовое производственное управление".Или сейчас модное словечко"цифровое",то тогда "цифровое производственное управление".Что автор учебника подразумевал под новоязом"числительное производственное управление"?Уточнять из контекста учебника или у самого автора учебника.
          Действительно поисковик не находит"числительное производственное управление",а есть только "производственное управление" из 2 слов.
          Недавно в БО была статья что институт русского языка нашел ошибку в предложении"Вы одобряете изменения в Конституцию РФ?" как будто пропустили слово"вносимые" т.е.должно быть"Вы одобряете изменения,вносимые в Конституцию РФ?"
          Возможно и в учебнике придуманный русский новояз ?Может думают пусть 13 летние школьники эти ребусы разгадывают?

      • Анонимно
        28.06.2020 07:00

        Катализирование? Это же не по-русски. По-русски, ускорения. Татарча, тизләтү.

    • Анонимно
      27.06.2020 13:49

      Может, прежде чем, переводить российские учебники на национальные языки, сначала с содержанием этих самых учебников разобраться?
      Чему вообще обучают наших детей в Российской школе? И что это за образовательный стандарт такой, если выражение из учебника для 7 класса (13 летние ученики) не понимают даже люди с высшим образованием???

      Вот ещё один образовательный перл по программе русского языка для начальной (!!!) школы:
      Вопрос: «В какой позиции находится звук парный по звонкости и глухости, когда стоит перед согласным звуком не сонорным, и не «в»?»...
      Ответ ученика должен быть: «В слабой позиции, потому что любой звук, парный по звонкости и глухости, который находится перед согласным (не санорным и не «в») находится в слабой позиции»...
      Это пример из собственной родительской практики.

      С таким содержанием учебников мы скоро и от преподавания русского языка начнём отказываться...
      А наши дети точно станут глухими умом и звонкими на язык...

      • Анонимно
        27.06.2020 14:31

        Выучивание правил ничего не даёт само по себе. Нужна "начитка" книг, причём именно нормальных отредактированных книг, а не всякой журналистской фигни.

      • Анонимно
        28.06.2020 00:04

        Тем более,если нынешние учебники запутанные и непонятные,то тогда Татарскому книжному издательству издавать альтернативные понятные учебники,альтернативную научно-популярную лит-ру и другую полезную лит-ру для дополнительного образования.
        Сейчас для татарского много ограничений о к-рых писал Фандас Сафиуллин.Татарча белем бирүне мәгариф системасыннаң кысып чыгардылар.Хәзерге вакытта гариза язып 1-3 сәгать татар телен укыту дәресләре генә калды.Ләкин фәннәрне (математика,физика,химия,биология һ.б.)2008 елдан соң 362 номерлы боерыгы буенча татар телендә бердәм дәуләт имтиханнары тыелган.
        В советское время в городах в школах был факультатив татарского(1-2 часа)к-рый был профанацией и не давал никаких знаний.Выручали книги Татарского книжного издательства.Учился татарскому языку читая книгу известного татарского кулинара Юнуса Ахметзянова"Татар халык ашлары".Шул китаптан яңа татар сүзләрне һәм терминнарны күп белдем.И самое главное по этой книге Ю.Ахметзянова получил специальные полезные знания к-рые пригодились в жизни.
        То есть ч/з полезные знания можно придать татарскому языку-ФУНКЦИОНАЛ.

        Есть альтернативные полезные книги по математике Мышкиса,Липмана Берса,Зельдовича.Физика по Эрику Роджерсу.Физика для любознательных по Фейману и другие хорошие альтернативные книги по химии,биологии разных авторов.
        Так вот перевести эти хорошие понятные книги на татарский язык в серии"Кызыклы математика","Кызыклы физика","Кызыклы химия" һ.б. для доп.образования татарских школьников и альтернативного образования независимого от запутанных школьных фгосов.

      • Анонимно
        28.06.2020 09:57

        Эммм... Вам серьезно с высшим образованием - и непонятно?





  • В этом году Татарское книжное издательство вновь выдвинуло мою книгу литературных рассказов «Казань-ностальжи», вышедшую в 2018 году, на республиканскую премию им. Державина.

    Эти мои рассказы в течение нескольких лет публиковались на крупнейшем татарстанском и федеральном интернет-ресурсе Каzan Nostalgique («Фейсбук»). Они пользовались успехом и у читателей сообщества возникла идея их опубликовать в виде книги.

    Я уже более 30 лет публикуюсь в различных республиканских и общероссийских литературно-художественных журналах и печатных СМИ.

    По оценке главреда Таткнигоиздата, составившие книгу рассказы пользуются популярностью как среди простых читателей, так и среди профессионалов.



    Руководитель Таткнигоиздата отметил, что книга не только получила позитивную оценку со стороны читателей, но и была положительно оценена профессиональным сообществом. В своей рецензии литературный критик, кандидат искусствоведения Галина Зайнуллина отметила, что сборник «Казань-ностальжи» занимает особое место в ряду книжных новинок. Ее перевела с русского на татарский язык известная татарская поэтесса , член Союза писателей РТ Наиля Яхина. Кроме того, моя книга литературных рассказов "Казань-ностальжи" представлена перед читателями и в аудиоформате.

    Это второе выдвижение моей книги на соискание литературной премии имени Державина. Необходимо признать, что традиционно эта литературная премия присуждается лишь кандидатуре, выдвигаемой Союзом писателей Татарстана. Так хочется, чтобы был найден баланс между кандидатами выдвинутыми от Союза писателей РТ и кандидатами, выдвинутыми иными организациями.

















  • Анонимно
    27.06.2020 08:54

    Ну объясните мне зачем нам Татмедиа? В свое время все районные газеты отдали этой никчемной структуре, и...погубили! Тиражи при Салимгараеве катастрофически упали.Там же смешные вещи происходят, неужели руководство Республики не владеет информацией о ситуации в Татмедиа?Ни журналистики, ни творчества, ни роста и развития! Ноль вообщем!
    Может пора уж отдать профессионалам эту структуру коли уж создали.
    А объединять не надо, сожрут и провалят все, они могильщики Татарстанской прессы!

    • Анонимно
      27.06.2020 10:01

      //В свое время все районные газеты отдали этой никчемной структуре, и...погубили//

      Причина другая - спроса нет со стороны населения, тем более во времена, когда интернет предлагает гораздо большие информационные возможности, чем районные газеты.

      Районные газеты объективно обречены умереть.

      • Анонимно
        28.06.2020 06:09

        Это точно, лишь бы телеграф не возродили или телетайп.
        Индейская пословица: Если лошадь сдохла слезь с лошади.

    • Анонимно
      27.06.2020 10:09

      Внимание! При Садыкове!

      • Анонимно
        27.06.2020 22:59

        Садыков подавал надежды, но в итоге ничего не сделал. Поначалу говорят очень шашкой махал про возрождение журналистики, сокращение аппарата. В итоге там начальников стало еще больше, а денег у журналистов стало еще меньше. И рулит по-прежнему Альфия Адиятова.

  • Анонимно
    27.06.2020 09:05

    Вообще не понятна цель по реорганизации, национальный университет уничтожили и ВУЗы объединили, научные институты объединили, на этом наука закончилась, остались одни скандалы, национальное издательство уничтожили сделали Татмедиа, на этом всё издания успешно закончились. Как только объединения происходят суммы финансирования в разы из бюджета увеличиваются, а эффективность прямо пропорционально падает, что это такое происходит?

  • Анонимно
    27.06.2020 09:08

    Оказывается госзакупки это НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ?? Хотят без тендеров спускать деньги напрямую в карманы Татмедиа ?)

    • Анонимно
      27.06.2020 13:43

      Конечно. Очень интересный подход у товарищей к толкованию понятия «конкуренция» - в институтах видать не учились, экономику не изучали

    • Анонимно
      27.06.2020 14:52

      Действительно странно: то кругом учат, что без конкуренции нет рынка и нет развития, то ссылаются на недобросовестную конкуренцию и монополизируют все в одних руках... Где логика?
      Кажется, наши власти совсем запутались в путях развития общества... И так не получается, и так тупик...

  • Анонимно
    27.06.2020 09:31

    После комментария Фатиха Сибагатуллина всегда ощущение неловкости. Причем за нас всех...

    • Анонимно
      27.06.2020 10:45

      Это тот случай, когда я с Сибгатуллиным согласен. Чего только стоит покупка убыточным ТКИ премиального авто для руководителя!!!

    • Анонимно
      27.06.2020 11:24

      Правильно он все сказал. Абсолютное закрытое якобы издательство, никакой работы с авторами, с теми же историками. Почему их книги не издаются? Приходится искать эти малотиражные самиздатовские книги по татарской истории днём с огнём, пока типа татарское госиздательство бездельничает, что-то там выдаёт в никому не нужных переводах. Кто их читает, ау? Нет рыночного подхода. Поэтому нужно реформировать это болото

      • Анонимно
        27.06.2020 13:35

        Да нет, глупость он какую-то сказал. Идел-пресс только печатает, у них ни одного редактора. Скорее всего заказанное мнение...

  • Анонимно
    27.06.2020 09:37

    Фатих Сибагатуллин сам то с людьми разговаривать умеет? Столько историй и анекдотов про этого персонажа. Не говоря уже о многочисленных пороках. Когда этот "деятель" перестанет позорить Татарстан?

  • Анонимно
    27.06.2020 09:43

    Этот директора книги который купил служебное бизнес авто???
    Навальный об этом писал кормушка с бюджета закрывается,Сибгатуллин прав!!!

  • Анонимно
    27.06.2020 09:56

    Это думаете он решает? Это решение аппарата президента , и все !

  • Анонимно
    27.06.2020 10:00

    А я говорил когда пришла «татмедия» , что это будет варварская структура, что они сделали первым делом, они искоренили татарскую журналистику, сегодня покушаются на святыню ..,татарскую книгу.
    Музафар

  • Анонимно
    27.06.2020 10:12

    Разделяй и Властвуй ! ДОбрыми намерениями выложена дорога в Ад ! Все известные выработанные человечеством постулаты ! Тема понятна внести раскол и склоки , а потом сказать - ну вы же Сами так решили , и так вот тихим сапом размыть причесать в общее стойло так сказать !

  • Анонимно
    27.06.2020 10:14

    Опять вопрос денег...как иначе...

    • Анонимно
      27.06.2020 13:45

      А то... Руководству Татмедиа ЗП себе побольше хочется

      • Анонимно
        27.06.2020 14:03

        Руководство татмедиа по некоторой информации получает от одного миллиона рублей и выше, а рядовой журналистишко из этой же организации 15-17 жалких тыщёнок

        • Анонимно
          27.06.2020 17:19

          Нвнешних гл редакторов никто и не знают. А онипо 100-150 тыс зарплату полчают. За что? Где тираж? Кто их читают, смотрят, слушают. Власть думают что гос сми нужен для власти. Нет, еще раз нет.

  • Анонимно
    27.06.2020 10:19

    Преследуя цель оптимизации и сокращения расходов, в том числе и сокращения персонала издательства, Татмедия ведёт себя непорядочно! Президент России призывает сохранять занятость, а Татмедия идёт вопреки политике Президента России. Я уж не говорю о том, что это слияние существенно скажется в худшую сторону на выпуске книжной продукции издательством.

    • Анонимно
      27.06.2020 11:03

      Все вопросы к Шамилю Садыкову. Напишите сюда те, кто прошёл эту «оптимизацию». Изнутри дайте портрет.

      • Анонимно
        27.06.2020 13:36

        Шамиль умом конечно не блещет, но по исполнительности ему равных нет.

      • Анонимно
        28.06.2020 07:14

        АО создали в 2007 году, а Садыков когда пришел? Год назад?

  • Fandas Safiullin
    27.06.2020 10:20

    Господа ликвидаторы!
    Вам мало тотального наступления на национальную систему образования, на национальые школы, на школьно-языковые права татарского народа?

    С уничтожением татарских школ и гимназий на родном, на татарском, языке обучения, если не будут приняты чрезвычайные общегосударственные меры по их спасению, уже и без вашего рвения и старания «погаснет» литературный язык и литература. Следовательно, отпадет потребность и книго издательства.

    Потерпите 10-15 лет, и всё будет по-вашему.

    А «Татмедия» и и без книжного издательства является крупнейшей информационной и издательской сверхмонополией, прихватившей более 100 СМИ и издательств.
    В нарушение конституционного законодательства.
    Куда только смотрит анимонопольная служба Татарстана? Отведите взгляд от «доброты» к вам благодетелей,

    Есть поучительная история. Некоторое врмя тому назад руководство Амурской области было доверено кадрам из Татарстана. Они там, первым делом, создали нечто подобное нашему «Татмедиа». Когда наших попросили отттуда, первым административнывным постановлением нового местноегоруководства было решение разогнать этого не успевшего закрепиться монополиста.
    Монополия — это неизбежного загнивание. Это аксиома. Но, видать, кое-кому это очень выгодно.

    • Анонимно
      27.06.2020 13:48

      Все этим СМИ кормились из одного кармана - налогоплательщиков. Правильно, что объединили. А книгоиздание захапать - это уже личные амбиции некоторых чиновников Татмедиа.

  • Анонимно
    27.06.2020 10:34

    Подозреваю эта вся заварушка имеет какой то коллаборационистский душок

  • Анонимно
    27.06.2020 10:41

    А зачем вообще нужны эти СМИ?Смотрят и читают этот контент 200 тысяч человек максимум,н население равное одному району Казани,при бюджете 1,5 млрд. рублей.Это же махровый обнал.

    • Анонимно
      27.06.2020 11:03

      Татарский спектакль должен идти даже тогда, когда имеется всего один зритель.

      • Анонимно
        27.06.2020 13:50

        Ну, сейчас так и есть ведь. Куча напрасных трат ради кормления огромной массы никому не нужных производителей "культуры".

        • Анонимно
          27.06.2020 14:07

          ладно бы была культура, мы видим массовое обесчеловечивание населения республики, живут какими то желудочно-потребительскими интересами

  • Анонимно
    27.06.2020 11:15

    Правильно, надо разогнать это убыточное издательство. Печатают всякую чушь, перевод на татарский язык Яхиной, учебники по химии и технологии на татарском языке... Неужели люди разучились читать все это «добро» на русском языке? А нормальных книг по татарской истории давно уже нет в этом ТКИ. Тоже мне «татарское» издательство, аульский междусобойчик, это да

    • Анонимно
      27.06.2020 13:48

      Не трогай нас, мы же твою деревню не трогаем

    • Анонимно
      28.06.2020 07:15

      Обучение на родном языке в школе - это естественное правокаждого ребенка.

  • Анонимно
    27.06.2020 11:17

    Татмедиа – это анахронизм, наподобие отстающего колхоза, который существует на государственные дотации и у которого всегда огромные долги. Кроме этого руководители получают немыслимые зарплаты, а рядовые могут рассчитывать только на подачки.
    Только один пример. В структуре Татмедиа есть штат (или штаты?) советника ген. директора. 80-ти летний поэт Равиль Файзуллин числится советником и по некоторым данным получает 100 тысяч зарплаты. И смех, и грех...

    • Анонимно
      27.06.2020 12:17

      Файзуллин за не зашто не отвечает. Просто так получает зарплату. Уволить нельзя- бабай зшләсен дигән. Вот позтому мы и так җивем

      • Анонимно
        27.06.2020 13:39

        Бабай уже старый, пусть получает хорошую зарплату и живёт в комфорте, а журналистам и 15 тысяч много за их бездарную писанину.

    • Анонимно
      27.06.2020 22:54

      И у Файзуллина ноль авторитета. Не смог же сдержать натиска народных писателей против Татмедиа. Грош ему цена.

  • Анонимно
    27.06.2020 11:18

    Татарин Злой
    Если Фатих Сибгатуллин за объединение с Татмедиа, значит Надо оставлять ТКИ самостоятельным.
    «Если хочешь сделать дело правильно- спроси Сибгатуллина и сделай наоборот». Современная татарская мудрость...

  • Анонимно
    27.06.2020 11:37

    В этом вопросе 2 аспекта: 1й финансовый, он же и основной для Татмедиа. Но стоит ли овчинка выделки? Если посмотреть на все расчеты, которые должны будут они понести приобретая ТКИ, все не так заманчиво. 2й аспект иделогическо-имиджевый. Отсутствие самостоятольного издательства Республики Татарстан, выпускающего книги на нац.языке книги это прямая угроза татарской книге в целом. Это приведет к постепенному ее исчезновению. А издательство в виде филиала будет обслуживать исключительно чиновничьи запросы и т.п. Если говорить о перспективах и развитии книгоиздания в республике, ее основного издательства (где издаются книги на татар и русском языках), нужна продуманная и максимально взвешенная программа, учитывающая все аспекты.

  • Анонимно
    27.06.2020 11:48

    В природе у татар нет естественных врагов. кроме самих татар. Вся история татарского народа это череда событий самоуничтожения. (Карабай).

  • Анонимно
    27.06.2020 12:58

    Под видом оптимизации малокомплектных татарских школ в деревнях, уничтожили татарское образование. Говоря, что в маленькой татарской школе не возможно дать хорошее образование. Даже в годы войны не трогали национальные школы.

    • Анонимно
      27.06.2020 13:41

      татары же сами всегда молчат, по поводу запрета языка в школах, никто не вышел на митинг, кроме небольшой кучки интеллигенции

  • Анонимно
    27.06.2020 13:02

    Финансовые интересы не должны превышать национальные. Тем, кто на это покушается дать по рукам раз и навсегда.

    • Анонимно
      27.06.2020 13:42

      просто у татар сегодня нет лидера, татары сегодня брошены

  • Анонимно
    27.06.2020 13:41

    В Татмедиа уже с учетом общественного недовольства новые планы разрабатывают... так что после сентября наверняка начнут

  • Анонимно
    27.06.2020 13:51

    Наказывать нужно жестко, кто покушается на национальные интересы Татарстана, за уничтожение татарской журналистики до сих пор никто не понёс ответственности и наказания.

    • Анонимно
      27.06.2020 14:19

      В Татарстане сегодня есть один единственный оппозиционный журналист Ильфат Файзрахманов, хорошо пишет на больные темы общества. Только давно его не видно на тиви, видимо дана установка не пущать на ТНВ.

      • Анонимно
        27.06.2020 20:31

        Искандер Сираджи вроде еще был раньше, но вроде он уже мигрировал то ли в Турцию, толи в ОАЭ, правду матку рубил за национальные интересы татар в 90х.

  • Анонимно
    27.06.2020 15:05

    Где можно купить эти учебники на татарском языке в Казани?
    Раньше они были в книжных магазинах Казани ,теперь их нигде нет.
    Всё что есть полезного на татарском- уже расхватали,даже скучные словари.
    Значит спрос есть на татарскую полезную литературу.
    Если вам,господа чиновники( любой национальности )не нужно такое татарское издательство,типа убыточное для бюджета-так отпустите их в"свободное плавание", сделайте частным,это вам ни копейки не будет стоить .
    Скорее всего они выживут сами и без вашей копейки из бюджета,как выживала татарская книга при царе и как выживают сейчас десятки частных издательств в России .А такая "спецоперация" похожа или на очередную " заказуху" из Москвы или на рейдерский захват , который приведет к потере татарской книги и учебников на татарском языке навсегда, ради сиюминутной прибыли нескольких недалеких "мародеров" .

    • Анонимно
      27.06.2020 18:39

      Нет спроса на татарские книги. Иначе бы бизнесмены на этом "деньги делали". А на татарской книге нельзя заработать. Можно лишь канючить деньги из бюджета на производство непокупаемой книжной продукции.

  • Анонимно
    27.06.2020 18:31

    Утечка информации....А кто виновать? Конечно сам Сагдатшин! А сам постоянно говорить, что он человек власти. Аппарат Президента этого поступка вряд ли простить.

    • Анонимно
      27.06.2020 21:07

      Вот здесь Вы в точку попали! У Сагдатшина пока трудовой контракт с учредителем в лице Премьер-министра РТ, и умопомпоочительная зарплата. При смене учредителя и перезаключении договора он понимает, что ни ему, ни его замам никто такие деньги платить не будет. Зачем государству ГУП, который просто осваивает только дотации и прибыли приномит ноль и минус? Подготовкой к изданию учебников (в том числе и на татарском языке) должны и могут заниматься Минпоосвещения и структуры АНТ, типографские услуги должны закупаться на основании тендерных процедур, а издание социально-значимой литературы должно проходить процедуру нормального справедливого публично открытого отбора. Итог: расходы на содержание и функционирование ТКИ пересмотреть и перепроверить, за несанкционированную утечку информации и неуклюжую попытку "обороны своих позиции" в отношении убыточного ГУПа сделать соответствующие оргвыводы, разработать и реализовать новую комплексную программу по национальному издательскому делу "от пера автора до книжной полки", включая цепочку "взращивание- отбор-издательство-продвижение-реализация" . Нужно заканчивать с "партизанщиной"на вверенных секторах, ставить правильные задачи и тратить бюджетные деньги эффективно.

  • Анонимно
    27.06.2020 20:07

    Суть всего этого движения 53 млн руб. если раньше эту сумму ТКИ как законопослушная организация торговала, то теперь господа салимгараев и аскаров будут использовать сами по своему усмотрению. А писатели только проиграют, так как количество книг будет выпускаться меньше, так как книги будут печататься не по рыночным ценам как сейчас, а по ценам, которые установит Идел-пресс.

  • Анонимно
    28.06.2020 06:39

    Комментов тьма,от хронической фандасовской, лживой демагогии об уничтожении всего татарского и до адекватных. Не вижу ничего катастрофического в обьединении двух государственных структур , гораздо важнее какова будет судьба ряда частных издательств выпускаюших очень нужные и интерсные книги. Их надо сохранить и поддерживать в т.ч. и госзаказами.

  • Анонимно
    28.06.2020 15:51

    Несколько раз обращался в ТКИ. Там работают профессионалы. Всегда решали все проблемы. Не понимаю, зачем ремонтировать то, что хорошо работает? М .Хасанов

  • ЛПДР
    28.06.2020 20:41

    Опять делим денежки...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль