Фотоистории 
29.06.2020

Где обновляют «Крокодилов» и делят небо на «своих-чужих»: Колесов показал секретные заводы

Фотоистория «БИЗНЕС Online» в 27 снимках: каким быть новому боевому Ми-24, что особенного в «альтернативном» «Ансате» и где делают «Стража»

Гендиректор концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николай Колесов определенно один из главных ньюсмейкеров в оборонно-промышленном комплексе, в частности, во всем, что связано с авиапромом. На прошлой неделе КРЭТ решил провести журналистов по своим казанским предприятиям авиационной направленности, в том числе по тем, куда журналистов никогда не пускали из соображений секретности. Новыми веяниями в информационной политике КРЭТа воспользовался и корреспондент «БИЗНЕС Online».

  1. У АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро» (КПКБ) три основных направления работы. Первое — датчики температуры и оборотов (к примеру, закончена опытно-конструкторская работа по датчикам для двигателя ПД-14, который будет устанавливаться на ланере МС-21). Второе — гибридные интегральные схемы (микросборки). Третье — элементы систем управления летательными аппаратами и индикаторы для кабин пилотов.

  2. КПКБ разработало и выпускает цифровые индикаторы — то, с чего пилот считывает информацию. При этом сохранено и производство аналоговых, стрелочных индикаторов, которые мы хорошо представляем по приборным доскам старых типов самолетов… Что касается элементов систем управления, то представить эффект от новых разработок достаточно просто: к примеру, если один из блоков предыдущего поколения весил 70 кг, то новый — 2,5 килограмма. КПКБ намерено продвинуть свою продукцию на наземную и морскую технику.

  3. Участок по производству гибридных интегральных схем. На правой руке работницы можно увидеть специальный браслет — он снимает статическое электричество.

  4. Микросборка паяется с применением золота на специальную подложку. Элементная база полностью российская.

  5. Топологию плат закладывают на этом участке с помощью фотошаблона.

  6. Так выглядит готовая микросборка. Данные устройства применяются в радиопеленгаторах, но КПКБ намерено расширить номенклатуру этих изделий.

  7. Генеральный директор КПКБ Илдус Курбиев подчеркивает: если ранее его компания была только конструкторским бюро, то сейчас она еще и завод. В 2019 году КПКБ получило сертификат разработчика гражданской авиатехники, сегодня идет процесс сертификации как ее производителя.

  8. АО «Радиоприбор» известно прежде всего тем, что оно выпускает авиационную аппаратуру единой системы государственного радиолокационного опознавания («свой — чужой»). Сегодня в производстве — третье поколение этой системы (название — «Страж»), а четвертое, не исключено, будет строиться уже на иных, нерадиолокационных принципах.

  9. Еще недавно «Радиоприбор» не владел технологией производства микросборок, теперь на заводе появился такой участок. В целом сегодня завершена программа перевооружения предприятия.

  10. Над чем конкретно в данный момент трудятся на участке, объяснять не стали: «К примеру, по внешнему виду аппаратуры „свой — чужой“ информация закрыта, так что вы можете посмотреть процесс сборки, но, что собирается, сказать не можем».

  11. Также завод выпускает аппаратуру радионавигации; приборы обеспечения встречи летательных аппаратов для дозаправки в воздухе; бортовые комплексы радиоэлектронной борьбы для транспортных Ил-476 и штурмовиков Су-25.

  12. Достаточно узкоспециализированным предприятиям типа «Радиоприбора» сложнее всего выполнить поставленную Владимиром Путиным задачу по диверсификации — рынок гражданской радиоэлектроники для российских производителей, можно сказать, потерян. Тем не менее руки на заводе не опускают. По словам исполнительного директора «Радиоприбора» Айрата Хуснутдинова, с Казанским университетом подписаны (и проавансированы) контракты на разработку двух систем — шумоподавления и охраны (начиная с дачных участков и заканчивая предприятиями). В 2020 году «Радиоприбор» заключил контракт на производство составной части комплексной системы управления пассажирским самолетом МС-21.

  13. АО «Рычаг» создавалось под выпуск устанавливающихся на вертолеты комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Рычаг»: в определенном радиусе от машины с такой аппаратурой летательные аппараты защищаются от наземных средств поражения, а наземные объекты — от авиационных. Количество созданных комплексов превысило планировавшееся изначально. Сегодня компания намерена выйти с ними на международный рынок.

  14. Ми-8МТПР создается на базе серийного Ми-8 производства ПАО «КВЗ». Сначала выполняются подготовительные демонтажные работы, потом — всякого рода вырезы, затрагивающие в том числе силовые элементы, т. е. налицо серьезное вмешательство в конструкцию.

  15. Пассажирский салон делится на два отсека — аппаратный и рабочее место оператора.

  16. Инициативная разработка КРЭТа — модернизация знаменитого боевого вертолета Ми-24. «Рычаг» — головной исполнитель. На сегодня пройдены этапы технического проектирования и разработки конструкторской документации, идет создание опытного образца. Заводские испытания планируют завершить в первом квартале 2021 года.

  17. Как заверяют на «Рычаге», после модернизации конструкция 50-летней давности будет отвечать современным требованиям. Боевая эффективность Ми-24П-1 окажется сопоставимой с вертолетами последнего поколения, а стоит он в 2 раза меньше. При этом в максимальной комплектации модернизированный борт на 350 кг легче, чем изначальный. Важный момент: у новой машины техническое обслуживание будет проводиться не по сроку и налету, а по техническому состоянию. Расширяется номенклатура вооружения — оно становится во многом таким же, как у Ми-28 и Ка-52. По предварительным оценкам, в России требуют модернизации примерно 200 Ми-24, за границей — ориентировочно в 2 раза больше.

  18. Пара Ми-35 в сопровождении Ми-8АМТШ пришла для дооборудования бортовым комплексом обороны «Витебск», который выпускает находящееся рядом АО «Стелла К».

  19. Еще одна модернизация от КРЭТа и «Рычага» — вариант «Ансата» под названием «Ансат-РТ».

  20. Вертолет предназначен в первую очередь для заявленного два года назад проекта по созданию Национальной службы санитарной авиации (АО «НССА» также входит в КРЭТ).

  21. Планируется, что первую партию таких вертолетов КВЗ выпустит в этом году, а до 2022-го должно быть построено примерно 100 машин.

  22. КВЗ предлагал для НССА свой вариант медицинского вертолета, но, как говорит генеральный директор «Рычага» Алексей Панин, заказчик хочет именно «Ансат-РТ». «Здоровая конкуренция идет только на пользу дела», — отмечает он.

  23. Главное отличие «Ансата-РТ» в современной авионике и «стеклянной кабине», благодаря которым вертолет может летать в любое время суток, что принципиально важно для воздушной скорой помощи. Пока «Ансат-РТ» сертифицирован только для визуальных полетов, но в Росавиацию подана заявка на сертификацию для выполнения полетов по приборам.

  24. По словам Панина, сертификация в продвинутом варианте займет примерно год.

  25. Как говорят летчики, компоновка кабины близка к Ми-38 (унификация — общемировая тенденция), но у «Ансата-РТ» диагональ экранов больше. Их высокое разрешение делает комфортными ночные полеты. Следующий этап совершенствования вертолета — установка автопилота.

  26. В движущуюся карту вбиты все возможные препятствия, а для полетов в каждом отдельном регионе карта обновляется.

  27. Шеф-пилот «Рычага», летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель России Николай Захаров говорит, что с детскими болезнями (типа повышенной вибрации) «Ансата» уже справились, теперь актуально увеличить дальность полета: с 450–500 км до 600–650 км, и возможность для этого есть.

Предприятия: Радиоприбор
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (31) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.06.2020 08:40

"Важный момент: у новой машины техническое обслуживание будет проводиться не по сроку и налету, а по техническому состоянию." Это очень плохо, даже у резиновой прокладки есть срок службы, как его можно не учитывать.

  • Анонимно
    29.06.2020 08:40

    "Важный момент: у новой машины техническое обслуживание будет проводиться не по сроку и налету, а по техническому состоянию." Это очень плохо, даже у резиновой прокладки есть срок службы, как его можно не учитывать.

    • Анонимно
      29.06.2020 12:34

      Если есть инструменты объективного контроля за всеми критическими узлами механизмами, то почему нет? Только об этом почему-то нечего не сказано. Например систему контроля можно встроить лопать вертолета.

    • Анонимно
      29.06.2020 14:01

      Это точно, рушить систему безопасности наработанную годами очень плохо, время покажет и расставит все на свои места.

  • Анонимно
    29.06.2020 09:26

    Посмотрел я на приборы, которые гордо именуются "цифровые индикаторы", и становится понятным, что мы всё больше отстаем от запада. Микросхемы стали клепать, это достижение, но все комплектующие чьи? Переход с лампы на транзистор чудесным образом совпал с развитием ракетостроения и когда наши запускали спутник, учёные предложили поставить туда приборы для наблюдения за радиацией, излучением, температурой, но масса этих приборов была не подъемной для ракеты Королёва, ограничились этим "бип-бип-бип", зато мы первые запустили спутник. Это не хорошо и не плохо, это констатация нашего научного потенциала и развития на текущий момент, вот эти самые "цифровые индикаторы" и его демонстрируют.

    • Анонимно
      29.06.2020 10:32

      А чем вам цифровые индикаторы не нравятся?Нормально читаются,информативны.
      На боингах и эйрбасах выпуска в начале 90х годов,вообще индикаторы на ЭЛТ стоят.

    • Булгарин
      29.06.2020 10:53

      Вопрос только в объеме производства. Если самолетов выпускают с гулькин нос, то и приборов тоже. Потому и производство на таком зачаточном уровне.

    • Анонимно
      29.06.2020 18:28

      на транзисторы перешли в конце 70х когда ракетостроение уже было развито
      Не все лампы большие к примеру есть лампы у которых температура эмиссии всего 30 градусов,и её добиться просто нагревая в термостате баллон лампы.
      даже накал ненужен.
      Н аистребителях МИг25-МИг 31 лампы стояли

      • Анонимно
        29.06.2020 18:35

        напомню МИГ 25 и МИг 31 единственные серийные машины которые летали и летают на трех скоростях звука

        • Анонимно
          29.06.2020 21:46

          не единственные и изготовлено тех, кто побил их рекорды 32 штуки, знакомьтесь Lockheed SR-71 Blackbird. Знание ваше в транзисторах, аналогичное, реальный серийных выпуск был налажен в США 1951-1959 гг, первый искусственный спутник был запущен в 1957 г., какие 70-е? Почитайте хоть воспоминания тех кто запускал этот спутник.

    • Анонимно
      29.06.2020 20:03

      Господи! Даже "каисты" записались во "всепросральщики"! Ну что тут плохо-то, "троешники"? Работают фирмы, рабочие места, нет - надо "набросить на ротор вертолета". Кармы не боитесь? Небо предателей не прощает...

      • Анонимно
        29.06.2020 21:37

        Д а не работают фирмы то видимость одна,ни рабочих мест нет ни зарплат все проопало ...за 20 лет в ы хуже сделали
        А небо уже вас не прощает
        КАРМЫ БОЯТСЯ ВАМ НАДО!

        • Анонимно
          29.06.2020 23:12

          О,боже мой,прогрессивные какие эксперты, про карму заговорили. Вы что, ребята совсем все плохо что-ли у вас, Нормально там у них в ОПК, живут они , работают и развиваются, и даже з/п нормальные стабильно выплачивают. А то рассказали они вам все.

  • Анонимно
    29.06.2020 09:31

    Глядя на производство и производимую продукцию молодость вспомнил, студенческие годы - все так и было 20 лет назад.

  • Анонимно
    29.06.2020 11:14

    Коротко и ясно.Цитата:«Внешне наш ОПК смотрится вполне пристойно. А посмотреть поближе — ржавое дырявое ведро».
    Статья БО: https://m.business-gazeta.ru/article/427152

  • Анонимно
    29.06.2020 12:08

    Сколько там зп у людей, тысяч 25-30?Ну и сего вы хотите за такую зп?

    • Анонимно
      29.06.2020 15:22

      А на что живет интересно КПКБ, 50 датчиков в год и еще по мелочи, неужто достаточно для существования. Там здание отопливать млн. нужен наверно. Понятно что там народа мало, ну все же какая там зарплата интересно.

  • Анонимно
    29.06.2020 12:26

    12:08. Вы не правы! Зарплата там у людей от 5 до 6 знаков. 25-30 тысяч- это у человеков. Если судить по зарплатам, то в отличии от социализма на нынешних предприятиях ОПК: «Всё для людей, всё во имя людей!» При Советской Власти всё было для человека.

  • Анонимно
    29.06.2020 12:31

    Полтора вертолета в год делают, предприятия квз убыточное. Зато из-за малого полетного круга 2 км половине Авиастроительному району новое строительство запрещено. Все должны в домах 50го года построек жить должны

    • Анонимно
      29.06.2020 14:12

      Тк ведь начали выдавать разрешение в этом году

    • Анонимно
      1.07.2020 18:29

      Во-первых не 1,5 вертолёта в год, а около 100 вертолетов разных типов и модификаций и выполняются около 3000-4000 полётов за год! Во-вторых есть законы, которые приняты федеральной и разного другого рода властями и не КВЗ их придумал и все это ради вашей же безопасности.

  • Анонимно
    29.06.2020 12:51

    Пока продукцию будут выпускать под госзаказ, никакой модернизации не будет. Ведь производителям по сути не с кем конкурировать. Все эти заявления о переходе на гражданскую продукцию это просто заявления, не более того. Не приспособлены наши производители работать на коммерческих рынках, где совсем другой уровень конкуренции и качнства продукции

  • Анонимно
    29.06.2020 13:50

    По военно-воздушным технологиям нас обогнали Китай, Израиль и Турция. Про американцев вообще молчу, вовсю занимаются беспилотными истребителями и дронами с искусственным интеллектом.

  • Анонимно
    29.06.2020 17:31

    21 век а микросборки собирают вручную женщины сидя за микроскопом. Как не было так до сих пор нет нормальной элементной базы - все радиоэлементы образца 60-70 годов. Полагаю у китайцев аналогичные сборки собирают роботы причем сотнями или тысячами штук в минуту и наверняка габариты их сборок к тому же думаю десятки раз меньше чем наши. Подобная картина в целом и при сборке остальных узлов и агрегатов все вручную и дедовскими методами. Отсюда и нищета. Другие авиаразвитые страны собирают 100 машин за тот же промежуток времени когда наши собирают одну единственную машину вернее летательный аппарат. Все таки глобализация и специализация в отдельных сферах и направлениях и внедрение передовых технологий это есть прогресс в производстве. Китайцы молодцы за 20-30 лет все технологии заполучили какие имеются советские европейские японские и американские

  • Анонимно
    30.06.2020 12:20

    Если бы федеральный центр не воровал и не душил налогами, тогда, возможно, у нас было бы как в Китае. (Карабай)

  • Анонимно
    30.06.2020 12:40

    Критика и недовольство судьбой мягко говоря к хорошему не приведет. Все хорошо. Мы исходим из позитивных намерений. Мы сами выбираем лучшее для себя. И у нас есть все ресурсы на это. Изменения не просто возможны. Они неизбежны. Дорогу осилит идущий. Всем Любовь и благодарность за труд.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль