Протесты в Белоруссии 
19.08.2020

Борис Кагарлицкий: «В Минске ждали майдана, а случилось совсем другое – революция»

Свергнув Лукашенко, народ уже не успокоится. Впереди раскол оппозиции, новые лидеры и годы бурления

«Если силовики и высшие чиновники сами не уберут Лукашенко, будет прямое взятие власти народом», — считает политолог и социолог Борис Кагарлицкий. В интервью «БИЗНЕС Online» эксперт объясняет, в чем состоят чудовищные ошибки белорусского президента, почему происходящие процессы в корне отличаются от событий на Украине, а понять их можно, только читая Ленина.

«Успешный диктатор попадает в одну и ту же ловушку: он должен уйти на вершине успеха, тогда ему будут ставить памятники. Но он думает, что будет править бесконечно, а народ будет бесконечно благодарен за его достижения» «Успешный диктатор попадает в одну и ту же ловушку: он должен уйти на вершине успеха, тогда ему начнут ставить памятники. Но он думает, что будет править бесконечно» Фото: kremlin.ru

«колхозно-совхозный патриарх смотрится неважно»

— Борис Юльевич, как вы объясните возникший конфликт между властью и народом в Беларуси? Почему даже рабочие выступили против Александра Лукашенко?

— Начну с того, что Александр Лукашенко, как многие диктаторы, которые на первых порах были прогрессивными и делали что-то полезное для развития общества, оказался заложником своего успеха. Все то, что происходит сейчас, невозможно понять, если не учесть целый ряд реальных успехов, который достиг режим Лукашенко в Беларуси за 20 лет, предшествовавших последнему периоду. Лукашенко действительно сохранил белорусскую промышленность, более того, он смог ее до известной степени модернизировать. Поэтому там сохранились рабочие коллективы, которые имеют реальное влияние. Они стабильны, понимают свою силу и имеют определенный авторитет в обществе. Там действительно есть в старом марксистском понимании рабочий класс. В России или на Украине мы видим, что промышленность была значительно разгромлена, и говорить о рабочем классе как массовой потенциально организованной силе не приходится. Там, где промышленность в упадке, и рабочее движение не может быть сильным. В Беларуси для этого условия есть.

Второе. Лукашенко за прошедшие годы все-таки развил там и IT-сектор, и сферу услуг, в общем, среднее и мелкое предпринимательство начало успешно развиваться, происходила динамичная модернизация белорусского общества. Оно изменилось, стало гораздо более современным и продвинутым во всех отношениях. Соответственно, у людей сформировались новые потребности. В этой ситуации колхозно-совхозный патриарх смотрится неважно.

— Но тем не менее тот же самый колхозно-совхозный патриарх все и модернизировал.

— Да, это парадокс, но беда в том, что успешный диктатор попадает в одну и ту же ловушку: он должен уйти на вершине успеха, тогда ему начнут ставить памятники. Но он думает, что будет править бесконечно, а народ станет бесконечно благодарен за его достижения. Тогда он становится заложником своего собственного успеха: изменил общество, потребности людей, а сам не изменился, или не в ту сторону, стал только хуже (как мы знаем, власть развращает). Условно, если рассуждать в категориях общества и диктатора, то общество прогрессировало, а диктатор деградировал, и разрыв увеличился. Вся эта история с совхозным «батькой», который был адекватен Беларуси, нужен ей и востребован в конце 1990-х – начале 2000-х, привела к тому, что современная Беларусь нуждается в других правителях, правительстве и методах управления. Это классическая марксистская история о противоречии между базисом и надстройкой, то есть противоречие между социально-экономическим развитием и политическими структурами, которые остались крайне косными.

А дальше, последние четыре-пять лет, именно из-за этого противоречия белорусская экономическая модель начала стагнировать. Надо добавить, что в целом мировой рынок и экономика находятся не в лучшем состоянии, поэтому внешний фактор начал работать в белорусской экономике, это объективно, и Лукашенко тут не виноват. Просто одно наложилось на другое, как подобное и в России происходит. И последней каплей был COVID-19.

На этом фоне Лукашенко и его администрация не нашли ничего лучше, кроме как нагло сфальсифицировать результаты выборов. Я знаю белорусскую систему неплохо, сам неоднократно ездил туда, в том числе на выборы: фальсификации и приписки были всегда. Но раньше они существовали в каких-то пределах, общество с этим мирилось, над таким даже смеялись. Есть замечательный белорусский фильм «Случай с пацаном», всем рекомендую посмотреть. В нем видно, как белорусские оппозиционеры добродушно подсмеиваются над данными практиками. Это похоже на игру: все в одном колхозе живем, с Батькой препираемся. Поэтому все выглядело понарошечной историей. Но никто не ожидал, что наглость фальсификаций будет такой. Лукашенко нарушил правила собственного режима. Теряя легитимность и поддержку, он пошел ва-банк и проиграл. Вместо того чтобы вовремя понять, что дело плохо, и начать какую-то компромиссную политику, он сделал жесткую ставку.

Дальше пошла череда ошибок. Это всегда происходит, когда режим в кризисе, он делает череду тактических ошибок. Подобное неизбежно, потому что во время кризиса давление на власть резко увеличивается, при этом появляются новые ситуации, к которым правительство, как правило, не готово, потому что они жили в штатном режиме. А тут появляются нештатные ситуации, одна страннее и страшнее другой. Как результат власть делает одну ошибку за другой, причем одна диктует другие ошибки.

«Если спросите белорусов, почему они голосовали за Тихановскую, они скажут, что голосовали против Лукашенко» «Если спросите белорусов, почему они голосовали за Тихановскую, они скажут, что голосовали против Лукашенко» Фото: © Виктор Толочко, Sputnik/РИА «Новости»

«ИМЕННО СЛАБЫЙ ПОЛИТИК ИДЕАЛЕН ДЛЯ КОНСОЛИДАЦИИ ОППОЗИЦИОНЕРОВ»

— Какие ошибки совершил Лукашенко?

— Он сделал одну грубейшую тактическую ошибку: начав репрессии против оппозиции, не довел их до конца. По Макиавелли, надо было отменить выборы вообще. Половинчатость всегда губит. Если решил стать злодеем — будь.

Лукашенко убрал, как ему казалось, всех сильных оппонентов и оставил на всякий случай одну Светлану Тихановскую, которую считал слабым политиком и конкурентом, поэтому ее не боялся. Парадокс состоит в том, что именно слабый политик и конкурент идеален для консолидации оппозиционеров. У сильного человека всегда есть антирейтинг. Более того, у сильного политика всегда существует куча соперников. А если политик слабый, то он не наживает себе много врагов, его не знают и не обращают на него внимания, у него нет антирейтинга. К тому же все более сильные соперники готовы на него поставить, сказав, что потом его «съедим». Поэтому консолидация вокруг слабого оппонента, как правило, больше, чем вокруг сильного. Подобного не понимают автократы, но это особенные условия протестного голосования. Если спросите белорусов, почему они голосовали за Тихановскую, они скажут, что голосовали против Лукашенко.

— Но были и другие кандидаты — Андрей Дмитриев, Сергей Черечень, Анна Канопацкая.

— Они воспринимались как спойлеры. А Тихановская была самым слабым из всех кандидатов. Именно она вызвала консолидацию. К ней пришли жены других арестованных кандидатов, другие политические партии, которые были сброшены с выборов. Они все собрались вокруг нее, потому что ни для кого из них она не представляла угрозы. Тем самым они создали эффект тотальной консолидации оппозиции. Если бы Лукашенко оставил несколько более сильных оппозиционных кандидатов, то была бы ситуация второго тура. Он все равно имел бы только свои 25–30 процентов, но оппозиционные голоса разбились бы между тремя-четырьмя кандидатами. Но остался один, который сосредоточил всех. В результате возникло ощущение тотального большинства. Мы не знаем, сколько было на самом деле, но по тем данным, которые удалось получить от независимых экзитполов, получается, что более 60 процентов Тихановская точно набрала.

— Значит, вы уверены, что Лукашенко не набрал даже 51 процента, не говоря об официальных 80?

— Не то что 51, он и 40 процентов не набрал. Более того, есть еще одна очень печальная вещь. Как раньше голосовала Беларусь? Минск — за оппозицию, вся остальная страна — более-менее лояльно. Чем провинциальнее, чем более аграрная территория, тем лояльнее. А тут получилось, что вся Беларусь проголосовала, как Минск. Подобное было полной неожиданностью. Это результат модернизации, которую Лукашенко же успешно провел, то есть вся Беларусь стала похожа на Минск. Это успех, можно поздравить, но сейчас Лукашенко не очень такому рад. Во-вторых, недовольство охватило всех по разным причинам. Но оно сфокусировалось на одном известном человеке — Александре Григорьевиче Лукашенко.

Поэтому дальше власть прибегла к чисто репрессивным методам — это еще одна грубейшая ошибка. В тот момент, когда еще был шанс начать переговоры, Лукашенко начал репрессии. По-хорошему он должен был уйти раньше, еще на гребне успеха.

«Если вы начинаете ходить и запугивать, стрелять по окнам, пусть даже резиновыми пулями, вы доводите людей до грани» «Если вы начинаете ходить и запугивать, стрелять по окнам, пусть даже резиновыми пулями, вы доводите людей до грани» Фото: © Алексей Майшев, РИА «Новости»

«количество бунтовщиков постоянно росло, появлялись новые когорты, а ОМОН имеет конечный ресурс»

— Вы имеете в виду, что на выборы он уже не должен был идти?

— Конечно. Ему следовало найти себе приемлемого сменщика, контролируемого и достаточно авторитетного, и уйти.

— Но в Беларуси запрещено даже демонстрировать по ТВ премьер-министра. Нужно показывать только Лукашенко.

— В том и проблема Лукашенко. Это проблема всех диктаторов — ему всегда кажется, что все хорошо. А если так, то зачем уходить? А как раз все должно быть наоборот: раз все хорошо, то надо уходить. Как раз если не все замечательно, то можешь сделать что-то получше. А когда хорошо, надо уходить срочно, потому что дальше будет только хуже. Хороший спортсмен уходит на гребне успеха непобежденным.

— Может, ему хотелось еще что-то улучшить.

— Ситуация уже начала ухудшаться, серьезные звоночки были в экономическом плане уже два-три года назад. Лукашенко мог не идти на эти выборы, он даже подавал сигналы, что, может, не пойдет, а потом взял и пошел. Это похоже на российскую ситуацию: у нас тоже с 2016 года разные сигналы приходят о том, пойдет ли Владимир Путин на выборы, а теперь говорят: «Потерпите до 2036 года». В этом смысле похожая история.

Но принципиально важно, что, вместо того чтобы обеспечить подконтрольный транзит, Лукашенко пошел по пути репрессий. А когда начались протесты, дал приказ на их максимально жесткое подавление. Тут сделана еще одна грубейшая ошибка. Она состоит в том, что власти в Минске думали, будто им будут противостоять 3–4 тысячи бунтовщиков, как всегда, максимум до 10 тысяч на всю страну — это предел, с которым могут справиться ОМОН и силовые органы. Думали, что порядка 600–800 зачинщиков быстро зачистим, изолируем, изобьем и, главное, прямых бунтовщиков придавим, а обывателей запугаем. Это идеально работает, когда у вас нет революционной ситуации. В революционном положении такая тактика действует обратным образом. У вас все равно есть масса людей, которые выйдут и все равно будут против. А запугать множество народа, которое многократно больше и сильнее вас, это все равно как вы пришли в клетку льва и начали его камешками закидывать, думая, что там кошка. Они кошку с тигром перепутали: думали, что будут бороться с небольшой группой бунтовщиков, а сражались с народом, тут совершенно разная реакция и психология. Огромную массу людей очень трудно напугать, но весьма просто разозлить.

Дальше примерно три дня столкновений привели к тому, что количество бунтовщиков постоянно росло, появлялись новые когорты, а ОМОН имеет конечный ресурс. Что было для меня важно: уже на второй день пытались использовать солдат-срочников и ВДВ. А армейцы категорически не способны к таким операциям. Во-первых, их просто не готовят для этого. Во-вторых, они психологически не готовы драться с народом, избивать кого-то. В-третьих, они быстро разлагаются в таких условиях. Так и произошло во время Февральской революции в Петрограде, когда послали армейские пулеметные роты расстреливать рабочих, а пулеметчики стали стрелять в жандармов. Когда режим начинает пускать срочников для подавления протестов, понятно, что добром для него это не кончится.

К концу третьего дня начались колебания вокруг разрешения использовать огнестрельное оружие. Слава богу, тут они приняли первое правильное решение — не отдавать приказ на использование огнестрельного оружия.

— То, что ОМОН уже не зверствует, — тактический шаг Лукашенко назад или его поражение?

— Власти проиграли битву. У них даже стали заканчиваться светошумовые гранаты. Но, если вы начинаете ходить и запугивать, стрелять по окнам, пусть даже резиновыми пулями, вы доводите людей до грани, а через какое-то время у вас возникает деморализация самих силовых структур, поскольку вы народ не запугали и не можете не чувствовать роста числа недовольных. Опять же, учтите, всякие безобразия были учинены людьми без опознавательных знаков, с закрытыми лицами. Это отдает безнаказанностью, но в то же время потом можно безнаказанно перебежать и на другую сторону тоже. Поэтому все, кто совершал зверства, но не был уличен, — тоже потенциальный ресурс оппозиции, потому что они при первой возможности начнут перебегать, чтобы не оказаться в числе виноватых.

Где-то на четвертый день власти Беларуси приняли правильное решение сворачивать силовую кампанию. Но тут для них началось самое страшное — выступили трудовые коллективы, возникла всеобщая забастовка. Причем в первый день она проходила вяло, поэтому стали говорить, что она провалилась. Но люди не знают, как эти события происходят: у нас давно не было революционного опыта, а имелась только практика майдана — совершенно иной процесс. Российские политологи и те, кто около Лукашенко, если говорят, что это майдан, то они просто не понимают, что происходит. Опыта столкновения с массовым рабочим движением не было ни у кого.

Понятно, что забастовка не может одновременно начаться всюду. Она возникает на одних предприятиях и постепенно расползается дальше. Поэтому первый день или два выглядят вяло. Если ее удалось задавить, то дальше не пойдет. Но власти не поняли, что это серьезно, поэтому не приняли меры, да и не знали, какие принимать. Давно у нас массово никто не бастовал в Восточной Европе. Поэтому опять упустили момент, и на второй день забастовка начала охватывать ключевые предприятия, такие как МАЗ, БелАЗ, МТЗ. После этого по существу можно сказать, что власть проиграла. Подобное похоже на всеобщую стачку 1905 года. У власти просто нет ресурсов, чтобы остановить расползание забастовки. На улицы тут же вывалила огромная масса людей, которые в силовых столкновениях, может, не стали бы участвовать, но с радостью пошли на мирные демонстрации. Причем эти люди с улиц уже не уйдут.

Последняя самая грубейшая ошибка, которую сделал Лукашенко, — попытка организовать контрмитинги после того, как все было проиграно. Мужик, по сути, начал свою избирательную кампанию после того, как закончились выборы. В этой ситуации проводить митинги, причем сгоняя бюджетников или выплачивая суточные, выглядело анекдотично — людей пришло мало.

После этого Лукашенко сделал еще один ошибочный ход — прилетел на вертолете к бастующим рабочим и был публично освистан. Теперь у него полная политическая и моральная катастрофа. Вопрос в том, как быстро в белорусском истеблишменте найдутся люди, которые смогут его уговорить по-хорошему уйти. Если Лукашенко не уйдет подобным образом, это спровоцирует гражданскую войну.

«Последняя самая грубейшая ошибка, которую сделал Лукашенко, — попытка организовать контрмитинги после того, как все было проиграно» «Последняя самая грубейшая ошибка, которую сделал Лукашенко, — попытка организовать контрмитинги после того, как все было проиграно» Фото: «БИЗНЕС Online»

«мы впервые в постсоветской истории видим процесс, который понять, не читая Ленина, вообще невозможно»

— Он же на встрече с рабочими сказал, что, пока его не убьют, новых выборов не будет.

— Что значит «не убьют»? Вот придут к нему несколько человек из КГБ, министерства обороны, минэкономики и, как говорил дон Корлеоне, сделают предложение, от которого невозможно отказаться. Я думаю, что они не делают этого до сих пор по той причине, что не могут договориться между собой. Им не удается сформировать переходную команду, которая смогла бы договориться между собой, с оппозицией и убедить Лукашенко пойти по пути транзита власти. Но я думаю, что они прямо сейчас, пока мы беседуем, ведут такие переговоры. Если этого не случится, то вспышка насилия неизбежна, рано или поздно люди перейдут к блокаде и захвату правительственных зданий. Тогда все тоже плохо кончится для Лукашенко, но будет более драматично и вряд ли бескровно.

С оппозицией тоже интересная история. Оппозиция уже начала формировать соответствующие переходные структуры. Тут надо вспомнить статьи Ленина, когда он писал, что, пока пролетариат борется, буржуазия крадется к власти. Это один в один с тем, что происходит в Беларуси. Если вы посмотрите канал, который называется «ЗабастовкаBY», то там пишут: где же представители рабочих, трудовых коллективов в переходных структурах? Приглашаете представителей культуры, но не даете мест рабочим коллективам, которые реально изменили ситуацию в стране.

Поэтому я думаю, что, как только Лукашенко уйдет, быстро начнется конфронтация между либеральным крылом оппозиционного движения и рабочими. Причем рабочее движение не обязательно левое, но ориентированное на защиту своих экономических интересов. Разница интересов совершенно понятна. Например, в программе Тихановской написано, что она за приватизацию, а забастовочный комитет нигде за приватизацию не выступал, а там, где идут дискуссии, говорится, что надо добиться закона, запрещающего приватизацию. То есть от нового правительства ждут закона, который бы не допустил приватизации белорусской промышленности. Разница интересов очень большая.

— Чем отличается то, что происходит в Беларуси, от украинского майдана?

— Повторю: в Минске тоже ждали майдана, а случилось совсем другое — революция. Майдан — это история, которая предполагает использование небольших групп активистов, создающих образ народного протеста, картинку для телевидения. Они работают, как правило, в столице, мало связаны с обществом и очень важны. Самое главное — эти активисты работают на одну из элитных группировок. Майдан — силовое воплощение раскола в элите. Именно поэтому Лукашенко и Путин всегда боролись именно с майданом, потому что боялись, что свои их «зачистят».

Что сделал в этом плане Лукашенко? Он не допустил появления параллельных олигархических групп, одних из страны выгнал, других интегрировал. В итоге элита оказалась консолидирована, что сейчас стало ее проблемой, потому что непонятно, как делать транзит. Одновременно Лукашенко давил оппозицию, причем в первую очередь организованную и тех, кто связан с Западом. В отличие от Украины, где была большая сеть НКО, Лукашенко практически полностью уничтожил неправительственные организации в Беларуси, по крайней мере не связанные с властью. В этом смысле он пошел дальше России. Лукашенко проводил систематические репрессии против оппозиционных активистов, он блистательно тренировал КГБ, ОМОН и прочих, которые умели разгонять любые протестные акции. Говорят, что российскому ОМОНу далеко до них. Казалось бы, все сделали правильно, но они готовились к майдану, а его не случилось. Вместо этого произошла народная революция, которая живет по другим, противоположным, правилам: то, что эффективно против майдана, провоцирует усиление революции. Поэтому мы впервые в постсоветской истории видим процесс, который понять, не читая Ленина, вообще невозможно.

Что будет дальше? Скорее всего, силовики и высшие чиновники отстранят Лукашенко от власти. Сколько это займет времени? От нескольких дней до месяцев, но такое произойдет. Или его уберут, или будет прямое взятие власти народом. Местные исполкомы станут переходить на сторону, условно говоря, народа, либо их начнут менять. Потом останется Минск, центральные районы города, а затем все кончится. Это если все мирно будет происходить, без каких-либо страшных событий.

Но проблема в том, что если Лукашенко уйдет, то ничего не закончится. Майдан интересен тем, что, как только власть сменилась, сразу все заканчивается. А революция развивается по прямо противоположному сценарию: когда диктатор уходит — все только начинается по-настоящему. Вы имеете огромную массу народа, которая вовлечена в политику, активизировалась, которая понимает свою силу. Дальше неминуемо идет эскалация требований по отношению к новому правительству, причем некоторые условия могут быть реально невыполнимыми. Но неминуема эскалация требований и конфликт внутри победившей группировки за власть, при этом, скорее всего, будет несколько смен правительства. Если все пройдет благополучно, то Тихановской все-таки придется выполнить свой обет и провести новые выборы.


«Для Кремля потерять Беларусь нельзя, но силовым образом удержать — тоже»

— Про Виктора Бабарико, которого называли главным конкурентом Лукашенко на выборах, сейчас как будто все забыли, даже особенно не требуют его выпустить.

— Есть требование освободить всех политзаключенных. Значит, через несколько месяцев или полгода начнется новая избирательная кампания, где все эти люди будут бороться друг с другом, совершенно новые коалиции сложатся. Посмотрим, как станет себя вести рабочее движение. Его лидеры уже сейчас пишут, что рабочие не должны верить, так сказать, официальной оппозиции. Сегодня у них главный враг — это Лукашенко. А через полгода может оказаться Тихановская. Все способно динамично перевернуться.

Последний фактор — проблема России. Есть вопрос: будет ли российская интервенция? Надеюсь, что нет, иначе это станет катастрофой и для нас, и для белорусов во всех отношениях — моральных, военных, политических. Надеемся, что не будет.

Еще один сценарий, что и в России начнутся масштабные политические процессы. Они пойдут по-другому, но это процессы нарастающего оппозиционного народного подъема.

— Вы хотите сказать, что наш народ сейчас посмотрит на Беларусь и, возможно, решит повторить?

— Так уже создали несколько поводов для этого. В частности, единый день голосования, 13 сентября, когда у властей в нескольких регионах будет та же дилемма — массово фальсифицируем или проигрываем. Скорее всего, пройдут фальсификации, и это может спровоцировать события, подобные белорусским, на уровне российских регионов. Но, поскольку учредили единый день голосования, могут получить в один день четыре-пять Хабаровсков.

— Каков фактор России в белорусских протестах? Например, Максим Шевченко заявил в интервью нашей газете, что за протестами в Беларуси стоит Россия.

— Во-первых, никто ни за чем не стоит. Конспирология начинается с того момента, когда люди перестают понимать социальный и политический процесс, думают, что все управляемо. А как раз особенность этого процесса, что он не управляем никем. Можно в нем участвовать, но нельзя управлять.

То, что у российской элиты была идея припугнуть Лукашенко, — это точно. Но опять-таки просчитались: хотели припугнуть, но чуть было не свалили, а может, уже свалили. Это явно не входило в их планы. Поэтому определенная игра Москвой точно велась, с тем же Бабарико например. Конечно, они хотели отомстить Лукашенко за историю с нефтью, когда он отказался покупать ее по российским ценам. Они попытались устроить ему бойкот, блокаду, он стал приобретать на мировом рынке, и тут упали цены на нефть ниже, чем тот уровень, по которому Лукашенко был готов покупать нефть у России. Конечно, в Кремле хотели ему отомстить. Но, естественно, не это главный фактор, спровоцировавший революцию.

— В конце прошлого года и в начале этого были слухи, что мы вот-вот объединимся с Беларусью.

— Да, но Лукашенко отказал.

— Вы думаете, что такие предложения ему действительно поступали?

— Это надо спрашивать у Александра Григорьевича, когда он выйдет на пенсию и уедет в Ростов.

— Так какова сейчас роль России в белорусских событиях?

— Я думаю, что Кремль на данный момент в панике и растерянности. Для Кремля потерять (в их понимании) Беларусь нельзя, но силовым образом удержать — тоже. Хорошее для российских властей решение — это начать переговоры с белорусской оппозицией.

— Вы говорите, что России надо начать разговаривать с оппозицией. Но процессами в Беларуси сейчас никто не руководит.

— Частью процессов они могут управлять. Можно посмотреть, кто из этих политиков будет в большей степени учитывать интересы России, его грамотно поддерживать. Но подобное не значит, что он победит. При этом Москвой сознательно испорчены отношения с белорусской оппозицией, они сами толкнули ее к Евросоюзу. В любом случае нужно что-то с этим делать, безусловно, в Беларуси есть стратегические интересы России. С другой стороны, даже в рупоре оппозиции — телеграм-канале NEXTA — пишут, что ни одно белорусское правительство не будет идти по пути разрыва с Россией, потому что это 70 процентов белорусского экспорта, что все-таки, как ни странно, фактор безопасности. Все время у нас в Москве думают, что белорусы только и мечтают объединиться с Польшей и Литвой. Такого даже близко нет. Если взять западные регионы Беларуси, которые когда-то были под Польшей, там очень плохо к ней относятся. Объединение с Польшей — это кошмар для белорусского населения. Поэтому при нынешних обстоятельствах для Беларуси какой-то союз с Россией — это некая гарантия независимости. Опросы показывают, что бо́льшая часть белорусов за сохранение отношений с РФ — никакого поглощения и присоединения, никакого более интегрированного Союзного государства, но и не разрыв. В принципе, на таких условиях можно договориться. С Арменией же смогли. Но тут еще надо учесть уровень некомпетентности нашего МИД и всей правящей группировки. Они могут совершить грубую ошибку.


«Лукашенко вел переговоры, чтобы привлечь инвестиции в обмен на передачу госсобственности китайским компаниям»

— Если Лукашенко действительно отказывается от власти, какова его судьба?

— Есть много хороших городов в разных странах.

— В России?

— В РФ, Китае, есть много тропических стран с хорошим климатом.

— Вы считаете, что для него есть только один вариант — уехать?

— Да, в Беларуси ему не стоит оставаться.

— Падение режима Лукашенко уже неизбежно?

— Да. Может, будет какой-то переходный период, возможно, даже с его участием. Он сейчас пытается остаться хоть временно — на год, полгода. Говорит, что, пока Конституцию новую напишут, посидит немного. Это, кстати, плохой вариант. Был один правитель, который пошел по такому пути, — Людовик XVI. Он тоже решил посидеть на троне, пока пишут Конституцию. Но закончил он неважно.

— Есть версия, что вместе со свержением режима белорусы рискуют потерять все социальные достижения и завоевания последних лет.

— Риск есть. Я с этим согласен. Но точно, как на Украине, не будет. Беларусь социально, культурно и структурно — совершенно иная страна. В ней нет такого разделения на запад и восток, нет языковой проблемы, как была на Украине, нет вытеснения русского языка, там другая социальная структура. По социальной структуре Беларусь ближе к Донбассу. Поэтому там сильнее либерально-западнические тенденции, но не националистические. Представить какую-то бандеровскую группировку, которая бы пользовалась реальной поддержкой, в Беларуси невозможно. Есть знаменитый белорусский анекдот. Украинец белорусу говорит: «Что же у вас такая страна бедная? Вы даже сало от нас завозите». На что белорус отвечает: «Точно так. И даже полицаев от вас завозили». Это точно описывает разницу между Беларусью и Украиной. К тому же Беларусь — гораздо менее аграрная и более урбанизированная, более промышленная. Там другой социальный и политический расклад, иной идеологически-культурный расклад. Все разговоры о том, что будет, как на Украине, ни на чем реальном не построены.

В чем реальная проблема? Она в том, что уже с прошлого года Лукашенко вел переговоры (а потом будет вести новое правительство), чтобы привлечь инвестиции в обмен на передачу госсобственности, скорее всего, китайским компаниям. Это отнюдь не приведет к разгрому белорусской промышленности. Но есть угроза перехода этой промышленности под иностранный контроль. Такая проблема существует. Но есть оборотная сторона медали: ни один серьезный инвестор пока туда не полезет, и это хорошо, потому что белорусы могут разобраться сами.

В любом случае неминуемо перераспределение сил. Те, кто на коне, могут оказаться через полгода на вторых ролях.

— А кто тогда будет на первых? Кто выплывет в ходе революции?

— Мы этих людей не знаем. Кто знал лейтенанта Бонапарта? Молодого депутата Робеспьера? Не так уж много людей знали Ленина, не говоря уже о Сталине. В этом смысле революция порождает новых политиков и силы. Я думаю, что между рабочей силой и либеральной оппозицией неминуема стычка, причем довольно скоро, когда они будут решать, куда вести страну дальше после диктатора. Есть надежда, что они решат вопрос цивилизованно, через выборы. Но стычка неминуема, на мой взгляд.

— Тогда каков ваш прогноз развития ситуации по времени? Как долго все будет бурлить?

— Бурлить так или иначе станет несколько лет. Это закон революции, она еще не дошла до кульминации. Пока только начальная стадия. А нынешняя фаза займет от нескольких дней до полутора месяцев. Если бы сейчас был в Минске, я бы точнее сказал, все-таки важны психологические моменты, глубина и быстрота раскола в элите и прочего.

— Но у Лукашенко два пути — либо элита снимет, либо народ свергнет?

— Да.

— Третьего варианта не дано?

— Как я уже сказал, есть много красивых хороших островов.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (103) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
19.08.2020 09:17

Все сильные правители первые годы работают на пользу страны. Вспомнить Пиночета, при котором было чилийское экономическое чудо. А потом, потом наступает, как говорил И.В.Сталин, "головокружение от успехов".

Уходить надо красиво и вовремя. Желательно когда сияет солнце, пока не наступил закат.

  • Анонимно
    19.08.2020 08:06

    Не дождётесь.

    • нaрод не всeгда любит cилу, нo всегда увaжает.
      Батько дoлжен, как муж заподозривший жену в измене с сoседом-поляком, с кpиком - "ктo в доме хозяин", ударить кулаком обстол и yстрoить допрос с пристрастием

      • Анонимно
        19.08.2020 12:32

        Вам тут вроде очень даже понятно объяснили, в чем разница между майданом и революцией. Напрягите мозги, если они еще окончательно жиром не заросли. Дни Лукашенко сочтены. Это уже все понимают. Уже первые города появились, власти которых выполнили все требования бастующих на данный момент. Милиция там покаялась перед народом, всех заключенных выпустили, согласились на новые выборы, приняли как новую переходную власть в городе представителей статочных комитетов. Это в Гродно, за ней последуют и другие города.

        Правда, в интервью автор не совсем точно ответил на вопрос о роли России в этих делах. Точнее, он объяснил, что определенные силы в России были готовы отомстить Батьке за срыв покупки российской нефти, но думаю, вмешательство России не этим определяется, и не в таких масштабах, как месть за не купленную нефть по цене России. Это всего лишь частности. Как я уже писал, скорее в мае, когда он прибыл на переговоры и по нефти и по другим вопросам, в частности, на представление кредитов, ему предложили передать власть кому то из назначенных Москвой кандидатов в президенты. Лукашенко уехал оттуда хлопнув дверью, очень злой. А перед выборами посадил в кутузку всех тех кандидатов, которые были ставленниками Москвы. Затем арест боевиков ЧВК. Он ведь думал, что борется с Москвой. И в этой борьбе народ то за него, потому как он отстаивает интересы Белоруссии. Именно экономические интересы отстаивает, но не политические. И ведь успех то Батьки то и был как раз в этом постоянном маневрировании вокруг Москвы. Если раньше это ему удавалось, то и в этот раз он посчитал, что удастся. И он сможет опять отбить для Белоруссии преференции у России, шантажируя ее переходом на сторону Запада, хотя все уже давно поняли, что это блеф. Но у России уже ресурсы закончились потакать хотелкам Батьки, да и терпение лопнуло. Единственно, что в Москве не рассчитали, что все пойдет не по сценарию написанного в Кремле. Они просто сами запустили тот процесс, который уже не могут стопроцентно контролировать. Все пошло в разнос. И тут Россия на перепутье. Что делать?

        Sheldon

    • Анонимно
      19.08.2020 13:53

      Кто это? опять эксперт? Почему мужик нигде не работает?

  • Анонимно
    19.08.2020 08:21

    Описал будущее нашего Солнцеликого.

    • Анонимно
      19.08.2020 10:06

      боюсь, солцеликому вместо ростова придется устраиваться где нибудь в в сев. корее. ну там тоже неплохо, природа, птички поют.

      • Анонимно
        19.08.2020 14:11

        Если Путин выдвинет себя на следующий срок - я за него проголосую.

        • Анонимно
          19.08.2020 14:52

          Я тоже. Хороший человек, опытный руководитель. Хуже не будет.

        • Анонимно
          19.08.2020 15:25

          Думаю, что и за Лукошенко кто-тот проголосовал. Мир не без добрых и глупых людей. Такими и пользуются диктаторы. Проблема то ведь в том, что они никак не могут уйти. Дела все хуже и хуже идут, а они все еще за власть цепляются. Да и окружение тоже знает, уйдет и им придется уйти, да еще и возможно отвечать за свои дела. Да, за то же разворовывание страны, за то, что уже 70% населения еле-еле концы с концами сводит. Да, конечно, среди сторонников есть и те, кто удачно воровал, им то ведь не хочется отвечать за свои проступки. Да, и правда, никто ведь не гарантирует, что смена власти приведет к улучшению жизни у населения. К тому времени уже все бывает так запущено, что потом долго приходится выбраться из болота, в которую загнали в том числе и такие вот "добренькие".

          Sheldon

          • Анонимно
            19.08.2020 17:51

            Большинство проголосовало за Батьку, врут либералы)

  • Анонимно
    19.08.2020 08:32

    Передача власти законно и демократично выбранному президенту - вершина стабильности для всех. Революционная разруха никому не нужна, ни богатым, ни нищим.

    • Анонимно
      19.08.2020 09:12

      А если стабильно нет ни законности, ни демократичности - тогда какой выход из этой ситуации? Революция неизбежна.

      • Казалось, что всё под контролем,
        Другой ожидался финал.
        Призыв «Уходи!» стал паролем,
        Нарыв исподволь набухал.

        Претензии долго копились,
        Эмоции бьют через край.
        В бурлящий поток погрузились,
        Сошёл с рельс внезапно трамвай.

        Никто уступать не намерен,
        Не ясно какой ждёт исход.
        Накал страстей стал чрезмерен,
        Возможно, наступит разброд…

      • Анонимно
        19.08.2020 13:52

        Даааа, при новой власти, как уже неоднократно было в соседних государствах , придут " и стабильность, и законность и, главное, Демократия".
        Обберут, обдерут, обворуют и будут отмахиваться, как от назойливой мухи

        • Анонимно
          19.08.2020 15:14

          Такой судьба значит. Кравчук и Кучма тут лучше ответят, пусть им памятники ставят и благодарят. Ельцину мы уже поставили.

    • Анонимно
      19.08.2020 17:11

      Революция единственный выход из подобных ситуаций! Единственно верный путь!

    • Анонимно
      19.08.2020 17:50

      Ошибаетесь сильно,
      очень выгодно за копейки скупить всю Беларусь,
      ждут момент.

  • ПанАлекс
    19.08.2020 08:39

    Ну так что - 13 сентября опять будут нарисованы результаты выборов и будет более 90%? Но ведь народ так измучен антиконституционным произволом "самоизоляций", лидерством в РФ по штрафам и запугиванию населения, падением доходов и уровня жизни и полной потерей перспектив будущего, что достаточно полповода и выйдут десятки тысяч, как вышли соседи на Куштау. Или Хабаровск...

    А по статье согласен с Кагарлицким - планировали Майдан со смещением Батьки на управляемого. Но тут получился казус - одновременно две силы повели каждая свой Майдан, а главный то удар наносят силы, на которые майдановцы не расчитывали - рабочие крупных и прочих предприятий, к которым явно примыкают тысячи работников других отраслей. И если "майдановцы", скинув Батьку начнут управлять страной в интересах своих хозяев, то уже организованные коллективы могут и этот майдан смести напрочь!

    • Анонимно
      19.08.2020 09:26

      в этот раз будет меньше, урок приняли - процентов 85...

    • Анонимно
      19.08.2020 09:32

      -"Ну так что - 13 сентября опять будут нарисованы результаты выборов и будет более 90%?"
      А как вы думали? У нас вчера был уже "комиссар" (министр промышленности РТ) от действующего главы региона, который дал ясно понять кого "выбрать".

    • Анонимно
      19.08.2020 10:29

      Белорусы очень пожалеют о содеянном, если пойдут за горлованами-майданщиками, ведь когда не станет Лукашенко, уйдет в небытие социализм, который Лукашенко сохранял в Беларуси в течение 30 лет (как мы завидовали белорусам!), бесплатное образование и медицина, государственные заводы и государственные кредиты выпускникам школ на получение специальности в вузах, которые никто не требовал возвращать с процентами - просто молодые специалисты 2-3 года отрабатывали по специальности по месту распределения. Обо всем этом этом белорусы будут вспоминать с тоской и ностальгией, как мы сейчас вспоминаем Советский Союз, который позволили развалить горлопанам типа Горбачева и пропойце Ельцину. Теперь имеем то, что имеем - бесстыжий олигархат, полумертвую промышленность , безудержную коррупцию чиновников и растущущую бедность населения. Жаль, что белорусы наступают на те же грабли..

      • Анонимно
        19.08.2020 13:55

        Одни завидовал белорусам, другие нет. Вспоминаете Советский Союз наполовину, все хорошее помните , плохое нет.

        • Анонимно
          19.08.2020 17:15

          В Союзе почти всё было хорошее. Не идеально, но хорошо!

      • Анонимно
        19.08.2020 15:11

        Получили что заслужили, отличную огромную сырьевую страну. Се ля ви.

      • Анонимно
        24.08.2020 22:29

        Что-то я живя в Беларуси всего того, что вы написали не видел!

    • Анонимно
      19.08.2020 10:38

      Кто планировал Майдан?
      Опять рука запада госдепа?
      Вам в голову не приходило, что он просто уже достал?

      • mad big
        19.08.2020 11:06

        Он там всех достал уже лет как 10 минимум. Но 80 процентов этой мужеподобной женщины это дичайший перебор.

    • Анонимно
      19.08.2020 11:00

      Люди и будут голосавать за Минниханова что у нас не было своего Куштау
      Ставленника федеральных кланов Хабирова, который предает свой народ нам не надо

    • Анонимно
      19.08.2020 12:27

      08:39, по поводу рабочих я не согласен с Вами. Ни один завод не остановил работу! Все заводы работают в прежнем режиме! Эта инфа из "первых рук"! Если из 11000 рабочих предприятия митингуют 300-500 (те, у кого сейчас отпуск или выходной) - это ни о чём!
      Да, против Лукашенко ополчились все политические силы. При чём силы, которые между собой являются антагонистами и настоящими врагами. Лукашенко пытался дружить со всеми, не имея точной политической установки. руководил страной по принципу - и вашим и нашим. А это большая ошибка, которую уже не исправить. Всех протестующих объединяет только одна цель, один лозунг - Лукшенко уходи. Да, он уйдёт. И что дальше? А дальше все эти митингующие вспомнят о своих политических целях. И начнётся уже противоборство этих сил! Начнут между собой воевать за власть! Такого, чтобы все противоборствующие силы спокойно и дружно зашли в правительство(во власть) согласно ЧЕСТНЫМ выборам, не будет! Опять начнутся вопли и протесты против подтасовки! Ни одна из противоборствующих сил не позволит, чтобы у руля стал кто-то из противников. Плохо или хорошо, но именно Лукашенко был тем самым гасителем противоборства разных политических сил. Не будет Лукашенко - будет гражданская война. И! Не надо забывать, что кому - война, а кому - мать родна! Под шумок этой гражданской войны и произойдёт распил государственного, а по сути народного, достояния! Сами противоборствующие силу будут провоцировать военные стычки! Конечно такого, как наша Чечня 90-х, у них не будет! Но будут попытки отделить часть территории в пользу Польши и других европейских стран. Возня будет и это однозначно! И от этой возни пострадает только народ! Выиграют только профессиональные политики и олигархи!

    • Анонимно
      19.08.2020 13:18

      08:39, ПАНАЛЕКС! Заводы и фабрики не бастуют! Все предприятия страны работают в обычном режиме! Но, кому-то очень выгодно, чтобы предприятия прекратили работу и обанкротились! В сети есть видео, как у проходной АТЛАНТ стоят митингующие с бело-красными флагами и призывают работников предприятия прекратить работу. Всех, кто входит на проходную, освистывают, а всех, кто выходит из проходной, встречают аплодисментами! Идёт явное психологическое давление на работников предприятий!
      Да, доходы у населения упали. Если ещё 10-12 лет назад итр начального и среднего звена на предприятии получал $1200-1600, то сейчас получают 800-1200! Но это падение зп вполне объяснимо!
      И ещё. Кто-то действительно имеет желание заграбастать всё народное достояние! Мы-то помним как у нас это происходило в 90-е. Снижение зп -> прекращение выплат -> остановка производства -> банкротство -> безработица. Про всякие плюшки в виде жилья, путёвок, детских лагерей вообще следует забыть. Но, есть наивность у многих. Думают, что это только в других странах такой бардак происходит, а у нас-то всё будет супер-пупер! Но, глядя со стороны, даже сейчас понятно, что будет с Белоруссией! И это печально......... Ещё один народ отказался учиться на чужих ошибках........ решили сами создать себе проблемы....

    • Анонимно
      19.08.2020 17:14

      За рабочими тоже кто-то стоит! А вы как думали?

  • Анонимно
    19.08.2020 09:05

    "Местные исполкомы будут переходить на сторону, условно говоря, народа, либо их будут менять" сбывается уже : телеграм канал Вы слушали маяк: "Власти Гродно создали совет общественного согласия и приняли ряд требований оппозиции."

  • Анонимно
    19.08.2020 09:17

    Все сильные правители первые годы работают на пользу страны. Вспомнить Пиночета, при котором было чилийское экономическое чудо. А потом, потом наступает, как говорил И.В.Сталин, "головокружение от успехов".

    Уходить надо красиво и вовремя. Желательно когда сияет солнце, пока не наступил закат.

  • Анонимно
    19.08.2020 09:20

    Батька хочет изменить Конституцию, где предусмотрена смертная казнь (Беларусь - единственная европейская страна, где сохранилась эта статья) за "удержание государственной власти неконституционным путем". Статья плачет по нему. По-российски (по-путински) возможно ли такое провернуть в Беларуссии (как белорусы отреагируют на это, в отличие от россиян)?

  • Анонимно
    19.08.2020 09:27

    Революция имеет много названий - переворот, путч, майдан...суть одна - Революция.

  • Анонимно
    19.08.2020 09:30

    Запасаемся... нет, не попкорном... Книгами теоретиков и практиков Ленина и Сталина, учим мат часть...

    • Анонимно
      19.08.2020 09:57

      Похоже консервами можно запасаться белорусскими. Такими темпами там все развалят.

      • Анонимно
        19.08.2020 12:33

        ... а так же белорусским текстилем, трикотажем, одеждой... Печально!

      • Анонимно
        19.08.2020 17:26

        Вот это и печально! Много хорошего было и есть пока у них!

  • Анонимно
    19.08.2020 09:51

    Автор не понимает, что для России есть один фактор включить Белоруссию полностью в состав России. Санкций всё равно будут, а терять территорию за которую было пролито много русской крови нельзя, мы уже совершили одну ошибку не включили в состав России Украину а забрали только один крым. А санкцсанкций получили как будто оккупировали всю восточную Европу.

    • Анонимно
      19.08.2020 10:40

      нереально это

      • Анонимно
        19.08.2020 13:43

        Ленин в 1917 году тоже так думал, что не реально, а вышло по другому.

        • Анонимно
          19.08.2020 15:05

          Ленин приехал на готовое, там уже Керенский и Троцкий все сделали. Да, Ленин так быстро не ожидал. Тут другая история и валить все надо на происки Запада. Лукашенко станет очень сговорчивым, если удержится.

          • Анонимно
            19.08.2020 18:26

            В Казани есть дом-музей, сходи, уточни, с какого времени, где и как он начал заниматься своей деятельностью, продолжив дело старшего брата.
            Для остальных напомню, что это были федосеевские марксисткие кружки для рабочих, лет за 15 до начала ХХ века. Федосеев - фамилия казанского просветителя рабочих конца 19 века.

        • Анонимно
          19.08.2020 17:47

          Ленин сделал революцию в Петрограде на немецкие и английские деньги.

          • Анонимно
            19.08.2020 19:39

            а вот и секретные документы подъехали, где пруфы, Билли?

    • Анонимно
      19.08.2020 14:13

      В дополнение к плохим отношениям с Украиной получим то же самое с Белоруссией + санкции. Санкции мы получили незначительные, за всю Украину или Белоруссию получим отключение от системы международных расчетов и нефтяное эмбарго, как Иран. Тогда действительно придется сажать много картошки.

      • Анонимно
        19.08.2020 15:37

        Какое отключение, надо иметь железные яйца и всех чиновников которые имеют счёта, недвижимость, вид на жительства, гражданства и родственников зарубежом лишить гражданство и выгнать из страны, и хватит из себя строить что мы должны всем надо перейти на другую сторону что нам должны. А грозить ядерной державе это очень опасно новая ракета может полететь и не туда новая же и всё тут.

        • Анонимно
          19.08.2020 17:46

          А к нам тоже полетит. И что?

          • Анонимно
            19.08.2020 21:57

            От кого? Единственное государства обладающая таким же ядерным оружием как у нас это США. И первым делом они сделают как Трумен это предложат свою " крышу" Германии, Франции и т.д. Вы самое главное запомните западу наплевать есть у нас демократия или нет мы для них враг и они нами пугают весь мир это как в 90-х предлагали крышывать от всяких отморозков.

  • Анонимно
    19.08.2020 10:04

    Все протесты закончатся тем, что мы потеряем еще один дружественный нам (России) народ. А простые белорусы богаче не станут- вот увидите, более того на фоне этих волнений и нестабильности продвинутая и мобильная IT -сфера свернет манатки и уедет куда подальше. Заводы
    и сельское хозяйство останутся без госзаказов и господдержки, начнутся невыплаты зарплаты и распадание сильных коллективов, периоды безнедежья и безработицы. Власть будет рвать между собой одеяло и сыпать обещаниями хорошей жизни, а по факту уводить все что еще осталось за рубеж. Белорусский рубль на фоне кризиса экономики и власти упадет в несколько раз и простой народ долго будет удивлятся- как это все подорожало в магазинах, автомобиль не купишь, а квартиры так вообще "космос". И многие тогда будут говорить, что они хотели то по другому, а вышло вон оно как....

    • Анонимно
      19.08.2020 12:05

      Именно шулай.
      Будет анархия и раздрай. Начнется воровство, лоббирование, растаскивание.
      Стабильности больше не будет.
      Сейчас это какое-то массовое безумие. Люди хотят перемен, но они не знают что их ждет.
      Очень жаль Белорусию.

    • Анонимно
      19.08.2020 14:43

      РФ поможет если войдет под крыло. Или Запад. Но под двумя крыльями сложно усидеть.

      • Анонимно
        19.08.2020 17:35

        РФ поможет да... Похоже никак не спастись уже от этой помощи!(

  • Анонимно
    19.08.2020 10:32

    Суть одна - очередная буза из-за того, что денег хочется. А денег нету. поэтому заплатите, кто может, и страна ваша.

  • Анонимно
    19.08.2020 10:54

    Да нет там никакой революции и нет там Майдана.Мне фсе понятно что происходит там со страной и мотивы Батьки тоже понятны.Нет там ничего нового.Ситуация там новая только тем что там нет ярких лидеров протеста или оппозиции а так почти один в один ситуация напоминает начало раннего распада СССР когда армию и милицию образно говоря заставляли бить народ в некоторых союзных республиках СССР.Главное что Батька перегнул с избиением образно говоря своего народа в том числе силами армии.Второй важный фактор это явная фальсификация результатов выборов хотя эти фальсификации в пределах образно говоря по умолчанию между Батькой и народом были и раньше но не в таких масштабах.Что лично мне жалко ЭТО то что Белоруссия как и СССР могла пойти по китайскому пути развития и стать передовым государством и сейчас образно говоря на взлете государства идет образно говоря его слом.Но пойти по китайскому пути и сблизиться с Китаем Батька вот так открыто не мог так как очень силен российский олигархат и его интересы и силен Запад и США и их интересы.Я давно писал и пишу в БО что образно говоря фсе в мире идет по плану и Белоруссия лишь очередной этап этого плана.Если Лукашенко снесут то пройдет время,много времени и его будут обвинять в развале страны НО ЭТО не будет соответствовать действительности по большому счету как на мой взгляд и Горбачев не виноват в развале СССР хотя очень многие винят в ЭТОМ Горбачева но как и Горбачеву Батьке десятилетия будут напоминать про образно говоря избиение своего народа.Но ЭТО уже совсем другая история.

    • Анонимно
      19.08.2020 11:13

      Горбачёв целенаправленно разваливал страну, предатель.
      Лукашенко патриот и стремится сохранить страну.
      Разница очевидна

      • Анонимно
        19.08.2020 13:25

        Она сама. Из за инфантилизма большей части покорного населения, которое привыкло, что за него всё решат и ни на что повлиять нельзя. Прямо как сейчас.

      • Анонимно
        19.08.2020 14:10

        При Горбачева, в 1989-1990 г.г. были реальные выборы и демократия, вспомните, как народ у телевизоров смотрел работу с,езда нар.депутатов. Потом, народ все полученные свободы прос...л. Поэтому у нас ситуация с выборами, как в Беларуси.

      • Анонимно
        19.08.2020 17:37

        Горбачев был слабым руководителем.

        • Анонимно
          19.08.2020 17:48

          Сейчас сильный. Все подмял под себя. И стоим на месте 12 лет.

  • Анонимно
    19.08.2020 10:55

    Впереди делёж госсобственности, криминал, безработица, бомжи на улицах Минска, гиперинфляция, обнищание народа.

  • Анонимно
    19.08.2020 11:43

    Батька должен остаться, но изменить политику.

  • Анонимно
    19.08.2020 12:07

    У каждого есть выбор,как в Коране,спокойная жизнь с ежедневными мелочами,которого мы не ценим,как стабильность,спокойствие за близких и пр и пр,но по нашёптыванию так называемой меньшинства,по определению паразитирующих в обществе ,жаждущих незаслуженных благ и падких на перетурбации и катаклизмы ,они играя на стадных чувствах подталкивают народ крушит собственное благополучие .А потом ,,Что имеем не храним,потерявшим плачем.Белоруссам ещё предстоит ,,Плач Ярославны’.Да бог с ними они сами выбирают свой путь.Никаких преференции ,ни рубля поддержки,заместить эти Бедарусы. Трактора комбайны,продукты своими ,датьэтиденьги своим.Все мы уже сыты этими братьями с ножом в пазухе пусть катя

    • Анонимно
      19.08.2020 12:21

      трактора их намноголучше наших.
      комбайны тоже лучшенаших.
      Белорусы ва мне обязаны!! ничем!
      Онисами хотят жить без вас и ваших!

      • Анонимно
        19.08.2020 13:12

        Техника прошлого века,наши Акросы лучше,Беларусы трактора ,это на безрыбье и рак рыба,я как инженер говорю,эксплуатировал комбайн Палессе.Надо своих поддерживать,Батько -это и вам и нам,не там не здесь.Мы можем плотностью отказаться от с.-х. Продукции,я не знаю как там военка,но Камаз лучше,трактор кировец лучше мтз.Из за Мтз мы отстали в тракторостроении,это прошлый век.

  • Анонимно
    19.08.2020 12:49

    Берите пример с нашего Бабая, ушел вовремя - почет и уважение

    • Анонимно
      19.08.2020 14:13

      Еле выкинули, Лужкова (с недоверием), нашего и Муртазу (с орденами), выгнали при медведеве. Уже не помните?

      • Анонимно
        19.08.2020 14:58

        Народ знает, помнит и уважает.

        • Анонимно
          19.08.2020 17:40

          14.58 Неа, ни в коем случае!

          • Анонимно
            19.08.2020 19:12

            17:49 Именно помнит и уважает.
            Неудачники и нытики могут продолжать завидовать и ныть.

      • Анонимно
        19.08.2020 19:11

        14:13 Ага, так "выкинули", что он кабинет свой сохранил в Президентском дворце в Казанском Кремле, и должность Государственного Советника специально под него создали, и вообще он еще долго влияние сохранял.
        По сути, в Татарстане власть перешла плавно и в рамках договоренности кланов. Опыт показал, что это был оптимальный вариант.
        Только не надо про "народ выбирает". Наш народ инфантилен и не умеет отличать дешевый популизм от серьезной программы. Дай волю- одни жирики везде будут.
        Вообще- всеобщее избирательное право, когда право голоса дается и ответственному налогоплательщику и алкашу-тунеядцу-маргиналу, это неправильно.

    • Анонимно
      19.08.2020 14:58

      Отличный выход. И Назарбаев правильно сделал. Они имеют опыт и этим ценны как советники.

    • Анонимно
      19.08.2020 17:40

      Куда он ушел, все не могу понять? Советник он теперь, а не ушел! Все около казны болтается!

  • Анонимно
    19.08.2020 13:02

    Смешно будет читать комментарии майдаунов "Лукашенко-всё" через месяц-другой, как смешно их читать под статьями про Венесуэлу зимой этого года.

    • Анонимно
      19.08.2020 13:21

      13:02, ещё раз можно написать? Но так, чтобы было понятно, о что Вы хотели сказать.

      • Анонимно
        19.08.2020 17:57

        Что не понятно? Гуайдо было признано многими еуропейскими демократиями и США. Зимой Мадуро был "всё", по мнению майдаунов.

        И где теперь это Гуайдо? Где те прогрессивные дермократы и их ветер перемен?
        Где активисты, борцы с режимом и прочие?

        Кто то думает, что раз не смог цветную у себя под боком сделать, так сделает под боком у кого-то другого. Да только не угадали...

    • Анонимно
      19.08.2020 13:28

      А венесуэлла разве не все?
      Превратилась в помойку

      • Анонимно
        19.08.2020 14:53

        Коммунизм\социализм и там и тут изжил себя, китайский вариант тоже не прошел. Эволюция идет через тернии. И смех и грезы прошли.

  • Анонимно
    19.08.2020 14:29

    Очень странное интервью. Особенно от Кагарлицкого, который изображал левые убеждения, а как дошло до возможного влияния на доверяющих ему людей - стал на сторону Мирового Кагала.
    Ложь - на каждом шагу. Откуда например, он взял 40 % по всей стране за Лукашенко?
    Стыдно-то как!

  • Анонимно
    19.08.2020 14:53

    Не знаю насчет Беларуси, но в России давно пора избавляться от диктатуры олигархиата!

  • Анонимно
    19.08.2020 14:55

    Сохранится она как вариант войдя в состав РФ. А вариантов много.

    • Анонимно
      19.08.2020 15:16

      14:55, чисто юридически это РФ может войти в состав Белоруссии! Белоруссия - это государство с государственным банком, с государственной казной, с государственными органами власти, с государственным казначейскими билетами! РФ - это сборище юридических лиц вместо государственных организаций и органов власти, с билетами частного банка вместо государственной валюты - признак рубля, с отсутствием органов судопроизводства, и тд и тп.

      • Анонимно
        19.08.2020 18:29

        Поэтому, видимо, россиянские современные деньги по дизайну напоминают пригласительный на НГ ёлку.

      • Анонимно
        20.08.2020 12:18

        Бред этот несёте уже давно. Сами кто по образованию? Явно не юрист

  • Анонимно
    19.08.2020 14:59

    Судьба России зависит только от нас самих, но не от Беларуси.
    На нашей стороне - большая свобода полит. жизни, наличие оппозиционных сми и движений, пусть и слабых.
    Против - огромная масса народа, никогда не видевшей заграницы, интернетов и свободы.
    Против страны играет разобщенность населения на бедных и богатых, русских и кавказцев, татар и башкир, женщин и мужчин, студентов-хипстеров и пенсионеров-силовиков.
    У нас не будет забастовок и сплоченных выступлений, поэтому в нашей стране революция будет половинчатой.

  • Анонимно
    19.08.2020 20:21

    Лукашенко много делает для Белоруси, но люди хотят ещё больше. Манит красивая жизнь дураков.

  • Анонимно
    19.08.2020 21:14

    Какая революция? За что? За какие интересы? Рабочие хотят отобрать у государства заводы и поделить между собой? Нет. Крестьянам нужна земля? Есть классовая борьба? Нет. Может быть, на площадь вышла молодая беларуская буржуазия? Откуда её так много?
    Беларуская буза - это недоработка беларуского КГБ.
    Каждый из пяти кандидатов должны были быть назначены, подготовлены, проинструктированы, проплачены КГБ. Чтобы никаких кандитов "ниоткуда" не было. И все они должны были подыгрывать Лукашенко, клясться в любви к Лукашенко, агитировать за Лукашенко.
    На каждом участке должны были сидеть наблюдатели и наблюдать, чтобы никто не мешал фальсификации итогов.

  • Анонимно
    19.08.2020 22:11

    Что является общей движущей силой майданов, протестов, свержений президентов на постсоветском пространстве? В Грузии, Киргизии, Армении Украине, Беларуси? Борьба народа за своё достоинство. За уважение, за возможность влиять на политиков и политику.
    Выборы - это процедура на которой лучше всего проверяется уважает ли Чиновник простых людей или не уважает.
    Для некоторых очень важным по жизни является то, чтобы чиновники, вплоть до президента, не считали тебя лишь "человеческим капиталом" приносящим шерсть и мясо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль