Выборы-2020 
14.09.2020

«Челнинский бронепоезд» Наиля Магдеева. Пять лет в пути: успехи, провалы и вызовы

Итоги первого срока мэра автограда: ТОСЭР, автобусный скандал, ремонт дорог, разгул АУЕ и «чаепития» с Когогиным

Недавние выборы завершают первую пятилетку Наиля Магдеева в качестве мэра Челнов, и, судя по всему, впереди следующая. «БИЗНЕС Online» подводит итоги правления: в каких областях мэр автограда смог добиться успеха, а где ослабил хватку? Есть ли у него шансы выстроить конструктивные отношения с КАМАЗом, как остановить отток молодежи и чем заинтересовать горожан, живущих в моногороде?

ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ ПОЗАДИ

23 сентября 2015 года Наиль Магдеев получил официально статус мэра Челнов. Ильдар Халиков (слева)  охарактеризовал Магдеева так: «Можно смело назвать его «челнинским бронепоездом» во всех кабинетах Казани» 23 сентября 2015 года Наиль Магдеев официально получил статус мэра Челнов. Ильдар Халиков (слева)  охарактеризовал Магдеева так: «Можно смело назвать его «челнинским бронепоездом» во всех кабинетах Казани» Фото: prav.tatarstan.ru

Пять лет назад, а точнее, 23 сентября 2015-го, пришедший в Челны Наиль Магдеев официально получил статус мэра города. В результате тайного голосования, в котором приняли участие 43 депутата, Магдеев получил 41 голос, или 95,3%, двое были против. На заседание приезжал, будучи премьер-министром, Ильдар Халиков и в своем напутствии охарактеризовал Магдеева так: «Даже за те короткие месяцы, которые Наиль Гамбарович работает, уже можно смело назвать его „челнинским бронепоездом“ во всех кабинетах Казани».

Сбавил ли бронепоезд обороты за прошедшую пятилетку или, наоборот, несется на всех парах? «БИЗНЕС Online», опросив экспертов, выделил главные достижения и провалы эпохи Магдеева.

1. сокращение зависимости от камаза 

Главный успех мэра — постепенный уход от монозависимости от КАМАЗа. Когда градоначальник встал у руля, доля автогиганта в экономике составляла почти 50 %, а уже в 2018-м — камазовская часть пирога сократилась до 38% Главный успех мэра — постепенный уход от монозависимости от КАМАЗа. Когда градоначальник встал у руля, доля автогиганта в экономике составляла почти 50%, а уже в 2018-м камазовская часть пирога сократилась до 38% Фото: «БИЗНЕС Online»

Пожалуй, главный успех мэра — постепенный уход от монозависимости от КАМАЗа. Когда градоначальник встал у руля, доля автогиганта в экономике составляла почти 50%, а уже в 2018-м камазовская часть пирога сократилась до 38%, что, впрочем, тоже очень много. Челны по своей сути продолжают оставаться моногородом.  

2. haier и другие: налоговый рай по-челнински

Ключевым резидентом ТОСЭР  стала китайская компания Haier, в честь которой в Челнах даже назвали улицу Ключевым резидентом ТОСЭРа стала китайская компания Haier, в честь которой в Челнах даже назвали улицу Фото: «БИЗНЕС Online»

Главное детище Магдеева — это, безусловно, ТОСЭР. Мэр на днях отчитался перед горсоветом о том, что 39 резидентов ТОСЭРа за четыре с половиной года инвестировали в экономику автограда более 16 млрд рублей, создали более 5 тыс. новых рабочих мест, а в бюджет перечислили 186 млн рублей налогов. Ключевым резидентом, разумеется, стала китайская компания Haier, в честь которой в Челнах даже назвали улицу. И хотя за такой реверанс многие корили главу города, но приход фирмы из Поднебесной так или иначе сыграл на руку городской экономике. ТОСЭР в объеме экономики города растет: например, в 2016 году доля выручки резидентов составляла 1,7%, а в 2019-м — уже 7,5%. По планам в 2020 году ожидалось, что она увеличится до 10%. Впрочем, наверняка на этих показателях еще отыграется ситуация с коронавирусом. Но в заслугу уже вписан тот факт, что челнинский ТОСЭР стал лучшей инвестиционной площадкой страны: автоград привлек больше всех инвестиций и создал самое крупное количество рабочих мест.

В этом смысле интересно вспомнить слова самого Магдеева, который сразу после назначения мэром говорил следующее: «В рамках постановления правительства РФ [о создании ТОСЭРа и программе моногородов] есть достаточно серьезные проекты, и они успешно реализуются. Речь идет о проектах на сумму порядка 38 миллиардов рублей. Планируется создать дополнительно более 10 тысяч рабочих мест. И уровень диверсификации экономики в результате реализации этих проектов достигнет порядка 21–23 процентов». На плановые показатели не вышли, но есть куда двигаться.

3. дорожный лоббизм

Были отремонтированы основные проспекты в городе и магистрали в промзоне. Жители многострадальной улицы Усманова наконец увидели, как должна выглядеть нормальная дорога Были отремонтированы основные проспекты в городе и магистрали в промзоне. Жители многострадальной улицы Усманова наконец увидели, как должна выглядеть нормальная дорога Фото: «БИЗНЕС Online»

В целом Магдеева называют чемпионом по привлечению федеральных и республиканских средств в город. Некоторые не считают подобное заслугой — мол, это и есть прямая обязанность чиновника, плюс Челны и при другом мэре вполне могли бы участвовать в тех же федеральных и республиканских программах, тем более в данном вопросе имеется поддержка кабмина и казанского Кремля. Однако, если сравнивать Магдеева с его предшественниками, лидерство тут неоспоримо. Именно команда Наиля Гамбаровича и прежде всего он сам готовит документы, ездит по министерствам, проталкивает проекты, а потом контролирует ход освоения средств. С его приходом в Челны устремился бурный денежный поток, и это стало заметно простому глазу горожанина. Из классической формулы про дураков и дороги вторую проблему в Челнах однозначно можно вычеркивать. Были отремонтированы основные проспекты в городе и магистрали в промзоне, за которые не брались еще с 90-х и даже 80-х. Жители расположенной в центре многострадальной улицы Шамиля Усманова с ямами как после бомбежки наконец увидели, как должна выглядеть нормальная дорога. За пять лет в Челнах отремонтировали более 100 км дорожного полотна на 10 млрд рублей.

4. школы, садики, ремонт больниц 

За 5 лет было построено 12 детсадов (еще три сдадут в этом году) и 4 школы. Еще больше было отремонтировано — 29 детсадов, 21 школа, 25 подростковых клубов За 5 лет было построено 12 детсадов (еще три сдадут в этом году) и четыре школы. Еще больше было отремонтировано — 29 детсадов, 21 школа, 25 подростковых клубов Фото: nabchelny.ru

В Челнах, как не устает повторять сам Магдеев, уже который год наблюдается естественный прирост населения. Два года назад мэр заявлял, что автограду нужна численность населения не 530 тыс., как сейчас, а свыше 600 тысяч. И де факто так и есть, если учесть, что значительная часть населения окружающего город Тукаевского района — это челнинцы, проживающие в коттеджных поселках. Рост численности населения требует развития городской инфраструктуры. Чтобы решить проблему с местами в образовательных учреждениях, за 5 лет было построено 12 детсадов (еще три сдадут в этом году) и 4 школы. Еще больше было отремонтировано — 29 детсадов, 21 школа, 25 подростковых клубов. Вложились основательно и в ремонт больниц и поликлиник. Масштаб рекордный — за все постперестроечные годы такие объекты не строились и не реконструировались в таком масштабе. 

5. борьба с пустырями в центре 

Наконец-то приведена в достойный вид главная городская площадь Азатлык. Одним словом, глава в очередной раз показал себя крепким хозяйственником, который умеет навести порядок на своей территории Наконец-то приведена в достойный вид главная городская площадь Азатлык. Одним словом, глава в очередной раз показал себя крепким хозяйственником, который умеет навести порядок на своей территории Фото: «БИЗНЕС Online»

Заросшие бурьяном и кустами общественные пространства превратились в благоустроенные территории для отдыха. На это было потрачено за 5 лет 1,3 млрд рублей. Реконструировали парки и скверы, полностью облагородили набережную Тукая, в парке «Гренада» создали экстрим-площадку, дошли руки даже до Сидоровки, где слыхом не слыхивали про благоустройство. Наконец-то приведена в достойный вид главная городская площадь Азатлык. Одним словом, глава в очередной раз показал себя крепким хозяйственником, который умеет навести порядок на своей территории. 

6. Реанимация мечети-долгостроя 

В актив Магдееву, безусловно, впишут и строительство соборной мечети «Джамиг» в центре города. Ее возведение началось еще в начале 90-х, но при всех предыдущих мэрах так и не удалось продвинуться дальше котлована В актив Магдееву, безусловно, впишут и строительство соборной мечети «Джамиг» в центре города. Ее возведение началось еще в начале 90-х, но при всех предыдущих мэрах так и не удалось продвинуться дальше котлована Фото: «БИЗНЕС Online»

В актив Магдееву, безусловно, впишут и строительство соборной мечети «Джамиг» в центре города. Ее возведение началось еще в начале 90-х, но при всех предыдущих мэрах так и не удалось продвинуться дальше котлована и цоколя будущего сооружения. Однако есть большой шанс, что коробка мечети наконец будет достроена в этом году. Магдеев рассматривает данный проект как дело чести, он не только лично вложил 1 млн в фонд строительства мечети, но и фактически нашел строителя — компанию Алексея Горшкова «АНГ-Холдинг». Не исключено, что мэру пришлось как-то замотивировать застройщика. Тем более что по части мотивации строителей челнинский градоначальник настоящий профи, особенно если вспомнить то, как разрулилась ситуация с обманутыми дольщиками «Фона» и «Химстроя». Еще пять лет назад в Челнах не могли получить свои законные квартиры 939 человек. В этом году до осени последним 224 дольщикам должны вручить ключи от квартир. Разумеется, и здесь не обошлось без помощи президента республики, который своим указом за решение долевых проблем выделил строителям земельные участки. Но такой возможностью воспользовались почему-то не все мэры, у кого имелись пострадавшие дольщики. «У мэра Челнов и горсовета совесть чиста», — сказал сам про себя Магдеев.

7. театральный переезд

Еще одно заведение благодаря Магдееву в Челнах получило вторую жизнь. Это бывший развлекательный клуб «Колизей», который переформатирован в татарский драмтеатр Еще одно заведение благодаря Магдееву в Челнах получило вторую жизнь. Это бывший развлекательный клуб «Колизей», который переформатирован в татарский драмтеатр Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается долгостроев, еще одно заведение благодаря Магдееву в Челнах получило вторую жизнь. Это бывший развлекательный клуб «Колизей», который переформатирован в татарский драмтеатр. В начале сентября театр, на который было потрачено 1,1 млрд рублей, наконец примет новоселов. Проблемы театралов в целом близки Магдееву еще по бугульминскому периоду, где он также способствовал реконструкции театра им. Баталова. Вслед за татарской драмой к смене места стоит готовиться и другим театральным труппам. Театр кукол должен переехать в здание, которое раньше занимал татдрам, а русскому драматическому театру пообещали отстроить новое здание на землях, возвращенных бизнесменом Алексеем Мироновым.

8. земельные войны 

Наиль Магдеев: «Земля — это же наш основной актив. Мы должны его использовать для пополнения бюджета. Не надо искать деньги. Деньги на земле лежат, надо наклониться и поднять» Наиль Магдеев: «Земля — это же наш основной актив. Мы должны его использовать для пополнения бюджета. Не надо искать денег. Деньги на земле лежат, надо наклониться и поднять» Фото: «БИЗНЕС Online»

К слову, руководитель ГК «Еврогрупп» вернул в муниципальную собственность 28 спорных участков размером в 53 га, по которым его компании вели тяжбу около двух лет. В целом Магдеев, призванный в Челны в том числе и для наведения порядка в земельном хозяйстве, с этой задачей справился. Земельное управление исполкома закидывало сотнями исков тех, кто получил участки по кулуарным договоренностям и годами не платил аренду. И эта статья доходов в казне города существенно выросла. Если в 2012 году, при Шайхразиеве, бюджет получил 560 млн рублей от земельных платежей, то в 2017-м — 1 миллиард. «Земля — это же наш основной актив. Мы должны его использовать для пополнения бюджета. Не надо искать денег. Деньги на земле лежат, надо наклониться и поднять», — заявлял Магдеев.

9. провал транспортной реформы и «ЧАЕПИТИЯ» С КОГОГИНЫМ 

Главный провал команды мэра — транспортная реформа, которую еще долго будут ему припоминать. Автобусы НЕФАЗ в Челнах так и не прижились, хотя и имели своего нечастого пассажира Главный провал команды мэра — транспортная реформа, которую еще долго будут ему припоминать. Автобусы «НЕФАЗ» в Челнах так и не прижились, хотя и имели своего нечастого пассажира Фото: «БИЗНЕС Online»

Главный провал команды мэра — транспортная реформа, которую еще долго будут ему припоминать. Автобусы «НЕФАЗ» в Челнах так и не прижились, хотя и имели своего нечастого пассажира. Мэру фактически выкрутили руки, предложив купить транспортные средства от родного предприятия. Отказаться от них, как это сделали в Казани, было не комильфо. Тем более пять лет назад рейтинг руководителя КАМАЗа Сергея Когогина был явно выше рейтинга только что пришедшего в город Магдеева.

Просчеты имелись и в количестве приобретенного подвижного состава. Как показала практика, больше половины автобусов стояло мертвым грузом, а та часть, что ездила, денег зарабатывала мало. Транспорт не получал должного техобслуживания, а Челны слабо тянули финансовую нагрузку. Не исключено, что на КАМАЗе надеялись, что долг за город погасит республиканский бюджет. Но этого не случилось.

После возвращения КАМАЗу уже изрядно потрепанных автобусов город пытался решить транспортную проблему. Перед самым карантином частные перевозчики почти договорились о покупке 20 автобусов минского автозавода. Однако банк отказал перевозчикам в финансировании, потому что при подсчетах выяснилось, что 20 МАЗов не окупятся при имеющемся пассажиропотоке.

Транспортная проблема серьезно осложнила и без того исторически непростые отношения между городом и КАМАЗом. Публично Магдеев все время утверждал, что они с Когогиным «пьют чай и смеются», и советовал не искать черную кошку в темной комнате. Однако наружу нет-нет да и выплескивался негатив. Автогигант периодически подвергает Магдеева критике за то, что тот развивает ТОСЭР, не создав условий для взращивания ценных кадровых ресурсов. Градоначальник, в свою очередь, намекает на то, что надо собственным работникам платить достойную зарплату, тогда и китайские резиденты не будут страшны.

10. бугульминский шлейф и текучка в исполкоме

За пять лет у Магдеева так и не решился вопрос с формированием команды. Вместе с руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным глава представлял сплоченный тандем За пять лет у Магдеева так и не решился вопрос с формированием команды. Вместе с руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным глава представлял сплоченный тандем Фото: nabchelny.ru

За пять лет у Магдеева так и не решился вопрос с формированием команды. Вместе с руководителем исполкома Ринатом Абдуллиным глава представлял сплоченный тандем. Однако среди их подчиненных на уровне начальников управлений наблюдалась постоянная текучка, усилившаяся после ухода Абдуллина в минстрой. Город так и не смог обрести своего главного архитектора, который стал бы авторитетной фигурой среди местных зодчих, в транспортном цеху регулярно менялись начальники. Ушли даже те, кто, казалось, прочно сросся с мэрией, например начальник управления жизнеобеспечения Рафаиль Киямов. На место сити-менеджера встал непубличный бывший директор ПАДа Фарид Салахов, назначение которого вызвало немалое удивление. В целом команду мэра теперь можно охарактеризовать выражением «молодо-зелено». Из бывалых чиновников остались только зам по экономике Наталия Кропотова и куратор образования Рамиль Халимов.

Любопытно, что у мэра до сих пор существует проблема интеграции в городскую общность. Часть челнинцев продолжает считать его варягом из Бугульмы — в этом свою роль играло и то, что его правой рукой в Челнах долгое время был второй бугульминец, Ринат Абдуллин. Это ярко демонстрируют соцсети, особенно когда обсуждается пресловутая транспортная проблема или какой-то иной промах власти.

11. жалобы БИЗНЕСА 

За то, что климат для местных бизнесменов далек от комфортного, мэра неоднократно упрекал и бывший бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов (справа) и президент Рустам Минниханов За то, что климат для местных бизнесменов далек от комфортного, мэра неоднократно упрекал и бывший бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов (справа), а также президент Рустам Минниханов Фото: «БИЗНЕС Online»

К сожалению, завоевать абсолютную любовь бизнесменов Магдееву тоже пока не удалось. Формализм в работе привел к тому, что разговор с малым бизнесом зачастую сводился к одной фразе: «Идите в суд». За то, что климат для местных бизнесменов далек от комфортного, мэра неоднократно упрекал и бывший бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, а также президент Рустам Минниханов. Юридически в спорах с бизнесом власть чаще была права, но политических очков это Магдееву не прибавило, потому что коммуникация с бизнесом была выстроена не очень хорошо. Однако в период пандемии коронавируса здесь произошли некоторые подвижки — резко возросла роль местной ТПП во главе с Фаридом Башаровым, и на ее площадке мэр и его замы активно общались с малым и средним бизнесом, помогая в решении проблем.  

12. точечная застройка: обещания и реальность

Самый громкий скандал разразился на территории 14 и 37 микрорайонов. На участках, выделенных за решение проблем с обманутыми дольщиками, застройщик стал возводить многоэтажные башни Самый громкий скандал разразился на территории 14-го и 37-го микрорайонов. На участках, выделенных за решение проблем с обманутыми дольщиками, застройщик стал возводить многоэтажные башни Фото: «БИЗНЕС Online»

Примерно по такой же причине народ стал негодовать из-за точечной застройки. Самый громкий скандал разразился на территории 14-го и 37-го микрорайонов. На участках, выделенных за решение проблем с обманутыми дольщиками, застройщик стал возводить многоэтажные башни, что и вызвало возмущение жителей. Магдеев, заступая на пост, провозглашал недопустимость точечной застройки в городе, а потом, выходит, сам же и наступил на собственные грабли. Нельзя при этом сказать, что мэр совсем не идет на компромисс и не разговаривает с челнинцами, но диалог, видимо, недостаточно содержателен.

13. разгул ауе 

Слабые перспективы для молодежи и проблемы с молодежной политикой в городе  привели к росту молодежных группировок АУЕ, благодаря которым автоград вновь прогремел в негативной повестке Слабые перспективы для молодежи и проблемы с молодежной политикой в городе привели к росту молодежных группировок АУЕ, благодаря которым автоград вновь прогремел в негативной повестке Фото: «БИЗНЕС Online»

Слабые перспективы для молодежи и проблемы с молодежной политикой в городе (кресло начальника управления по делам молодежи до сих пор вакантно) привели к росту молодежных группировок АУЕ, благодаря которым автоград вновь прогремел в негативной повестке. Оказалось, школьный криминальный мир контролирует не менее пяти крупных банд, а его покровителями стали недавно «откинувшиеся» криминальные авторитеты. Челнинские ауешники находятся на контроле у заместителей председателя СКР Александра Бастрыкина и в генпрокуратуре. На самом деле проблема для города не нова: нечто подобное он переживал в 90-е, и причины были те же — недостаток перспектив для молодежи и наличие специфической полукриминальной среды.  

 14. коронавирусный кризис 

Первый умерший от ковида был в автограде и уровень самоизоляции был одним из самых низких в стране — во многом потому, что Челны и в частности КАМАЗ вышли на работу сразу же после путинских «карантикул» Первый умерший от COVID-19 был в автограде и уровень самоизоляции оставался одним из самых низких в стране — во многом потому, что Челны и в частности КАМАЗ вышли на работу сразу же после путинских «карантикул» Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть большие проблемы в сфере медицины. Эпидемия коронавируса наглядно показала, что Челны оказались слабо готовы к подобным ситуациям. Больницы не справлялись с потоком заболевших, скорых было не дождаться, из клиник стали увольняться врачи, масок и СИЗов не хватало, цены на КТ легких подскочили в 2–3 раза. Реальных цифр по заболеваемости и смертности от COVID-19 город так и не узнал. Разумеется, это не только ошибка мэра — сложно подготовить к войне с коронавирусом за два месяца систему здравоохранения. Но признать, что система не справляется, и попросить помощи извне было вполне реально. До карантина сам Магдеев периодически заявлял о том, что одна из задач власти — повышение удовлетворенности населения работой системы здравоохранения. В целом в ходе пандемии Челны получили репутацию города, где ситуация была особенно сложной. От COVID-19 первый человек умер в автограде, и уровень самоизоляции здесь оставался одним из самых низких в стране — во многом потому, что Челны и в частности КАМАЗ вышли на работу сразу же после путинских «карантикул». 

15. где взять рычаги для местной власти?

Наиль Магдеев:  Нас, местную власть, дореформировали до такой степени, что все вопросы забрали на республиканский и федеральный уровень. Сегодня все кивают: „Муниципалитет, давай наводи порядок“ А у нас нет полномочий» Наиль Магдеев: «Нас, местную власть, дореформировали до такой степени, что все вопросы забрали на республиканский и федеральный уровень. Сегодня все кивают: «Муниципалитет, давай наводи порядок». А у нас нет полномочий» Фото: «БИЗНЕС Online»

В завершение о вызовах, которые стоят перед Магдеевым.

Мэра Челнов очень беспокоит несовершенство системы местного самоуправления. О том, что мэров фактически лишили возможности самостоятельно решать многие городские проблемы здесь и сейчас, он говорит чуть не в каждом интервью, а на днях публично озвучил это перед депутатами. На последнем заседании горсовета, где обсуждали закрытие «наливаек», Магдеев сказал прямо и без обиняков: «Нас, местную власть, дореформировали до такой степени, что все вопросы забрали на республиканский и федеральный уровень. Сегодня все кивают: „Муниципалитет, давай наводи порядок“. А у нас нет полномочий. Я давно работаю в органах власти — с 1996 года. Помню, какими тогда были полномочия. Прав и ответственности выходило кратно больше. Сегодня прав в сотни раз меньше, а спрос тот же самый». 

Такие мысли вряд ли нравятся федеральному центру и даже казанскому Кремлю. Но пока на расширение полномочий никто, кроме Москвы, повлиять не может. Не факт, что и полномочиями мэры смогут распорядиться правильно — в интересах населения.

16. как примириться с камазом? 

Худой мир лучше доброй ссоры. Тем более, что с Когогиным мэр знаком еще со времен его работы главой администрации Зеленодольска. Да и опыт выстраивания отношений с крупным градообразующим предприятием у него тоже имеется Худой мир лучше доброй ссоры. Тем более что с Когогиным мэр знаком еще со времен его работы главой администрации Зеленодольска. Да и опыт выстраивания отношений с крупным градообразующим предприятием у него тоже имеется Фото: «БИЗНЕС Online»

В числе первоочередных задач на следующую пятилетку для Магдеева следует обозначить выстраивание дружественных отношений с КАМАЗом. Худой мир лучше доброй ссоры. Тем более что с Когогиным мэр знаком еще со времен его работы главой администрации Зеленодольска. Да и опыт выстраивания отношений с крупным градообразующим предприятием у него тоже имеется. В Бугульме размещаются крупнейший научно-исследовательский институт страны «ТатНИПИнефть», «ТНГ-Групп», управление технологического транспорта и другие подразделения. И Магдееву приходилось также соотносить интересы города и «Татнефти». Другое дело, что конфликт с КАМАЗом, похоже, имеет уже некую личностную составляющую.

17. как удержать молодежь в автограде? 

Магдееву надо срочно поднимать уровень высшего образования в Челнах. Именно срочно, потому что 70-80% выпускников старших классов заявляют о планах отъезда из города после окончания школы Магдееву надо срочно поднимать уровень высшего образования в Челнах. Именно срочно, потому что 70–80% выпускников старших классов заявляют о планах отъезда из города после окончания школы Фото: «БИЗНЕС Online»

Магдееву надо срочно поднимать уровень высшего образования в Челнах. Именно срочно, потому что 70–80% выпускников старших классов заявляют о планах отъезда из города после окончания школы. Вместо них в город приезжает молодежь из деревень, что накладывает свой отпечаток на общий уровень культуры Челнов. Город, являющийся «спальней» КАМАЗа, остро нуждается в специалистах. Почти два года назад объявили, что здесь будет создан технический вуз, речь шла о глубокой модернизации филиала КФУ, однако тема ушла из публичной повестки. 

18. где взять врачей? 

Пандемия продемонстрировала, что Челнам остро не хватает квалифицированных медицинских кадров. Обеспеченность медперсоналом составляет от 50 до 80% Пандемия продемонстрировала, что Челнам остро не хватает квалифицированных медицинских кадров. Обеспеченность медперсоналом составляет от 50% до 80% Фото: «БИЗНЕС Online»

Пандемия продемонстрировала, что Челнам остро не хватает квалифицированных медицинских кадров. Обеспеченность медперсоналом составляет от 50% до 80%. Инвестиции в систему здравоохранения шли, безусловно, серьезные — на модернизацию первичного звена учреждений здравоохранения было потрачено 2,7 млрд рублей. Это большей частью ремонт и приобретение оборудования, но людей лечат не здания, а врачи. За пятилетку удалось привлечь в автоград из других городов 237 медиков — помимо республиканских выплат, им из городского бюджета доплачивают по 100 тыс. рублей. Однако упомянутые гранты кардинально проблемы не решат.

19. кто найдет новые идеи для культуры?

Последнее, на что следует обратить внимание — явный недостаток культурно-досуговых заведений в Челнах и в целом отсутствие новых идей в этой части. Пожалуй, корень проблем именно в идеях Последнее, на что следует обратить внимание, — явный недостаток культурно-досуговых заведений в Челнах и в целом отсутствие новых идей в этой части. Пожалуй, корень проблем именно в идеях Фото: «БИЗНЕС Online»

Последнее, на что следует обратить внимание, — явный недостаток культурно-досуговых заведений в Челнах и в целом отсутствие новых идей в этой части. Пожалуй, корень проблем именно в идеях. Органный зал, реконструированный еще при Халикове, является заведением для элитарной публики. Театралов в Челнах тоже относительно немного. Между тем в городе нет большого концертного зала, разговоры о цирке идут с советских времен. Да и имеющиеся объекты нуждаются в серьезном ремонте — ДК «КАМАЗ», концертный зал им. Сары Садыковой, тот же театр кукол.

20. удастся ли создать новую формулу для Челнов?

Челнинская интеллигенция много лет обсуждает как публично, так и кулуарно стратегию развития города. Она, конечно, официально существует, однако, в ней отражена в основном социально-экономическая составляющая Челнинская интеллигенция много лет обсуждает как публично, так и кулуарно стратегию развития города. Она, конечно, официально существует, однако в ней отражена в основном социально-экономическая составляющая Фото: Олег Спиридонов

И самая главная проблема города, которая является его родовой травмой, — это его стратегия. Челнам так и не удается уйти от образа и сути сугубо промышленного города, значительная часть населения которого воспринимает свою жизнь здесь как нечто временное. Челнинская интеллигенция много лет обсуждает как публично, так и кулуарно стратегию развития города. Она, конечно, официально существует, однако в ней отражена в основном социально-экономическая составляющая. Речь же идет о том, как сделать второй город республики реальной столицей Закамья — не только торговой и промышленной, но и с точки зрения идей и атмосферы. Город имеет численность населения намного больше, чем у целого ряда столиц субъектов федерации, развитый человеческий капитал и традиционно амбициозную местную деловую элиту. Однако при этом Челнам практически весь постсоветский период не удается сформулировать для себя некую новую миссию, которая бы сделала город самодостаточным и привлекательным в глазах как его жителей, так и и тех, кто мог бы рассматривать Челны как потенциальное место для жизни. Городу в силу своего размера не может быть всего лишь «мастерской Татарстана». Челны пробуют разные идеи — от «города европейского формата» Халикова до «город — это КАМАЗ, и КАМАЗ — это город» бывшего главы местной администрации Рашита Хамадеева. Возможно, Магдееву в течение второго срока удастся найти новую формулу.

Как вы оцениваете пятилетку Магдеева в Набережных Челнах?
Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (129) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
14.09.2020 08:06

Почему не указывают как изменилось благосостояние мера, сеьми, друзей и родственников?

  • Анонимно
    14.09.2020 08:04

    Лучший мэр после алтынбаева.

    • Анонимно
      14.09.2020 11:03

      Алтынбаев был самый худший мэр!И не дай Бог еше раз такого мэра городу.

      • Анонимно
        14.09.2020 13:11

        На переднем плане будущий Мэр- господин Марсель Мингалимов!

        • Анонимно
          14.09.2020 13:17

          Возможно, Марсель Завидович - это правая рука и один из кошельков магдеева, плюсом он из Актаныша

          • Анонимно
            14.09.2020 13:50

            Нет в Актаныше нурлатских мишарей

          • Анонимно
            15.09.2020 16:22

            Молодежь уезжает, до тех пор когда на руководящие должности устраиваются работники по нац. , молодежь будет уезжать.

        • Анонимно
          14.09.2020 13:26

          Аллам сакласын !

  • Анонимно
    14.09.2020 08:06

    Почему не указывают как изменилось благосостояние мера, сеьми, друзей и родственников?

    • Анонимно
      14.09.2020 10:32

      Судя по тому сколько он жертвует на благотворительность, оно сильно улучшилось

    • Анонимно
      14.09.2020 11:32

      А что изменилось? Всё было до челнинского мэрства кроме Мерседеса.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:09

    Я так понимаю смысл статьи в том что заслуги магдеева оценили в Казани и его переводят на премьерское кресло

    • Анонимно
      14.09.2020 08:26

      Премьер в Татарии - это протокольная должность.
      Отрыжка суверенитета.

    • Анонимно
      14.09.2020 10:23

      Раньше сельхозработники рулили,теперь лесники рулят.

      • Анонимно
        14.09.2020 11:05

        Какой он лесник? Он инженер-механик лесозаготовительных машин и судя по тому как интенсивно вырубаются леса для турок учеба пошла впрок ( работал министром ЛХ Татарстана). До министерства в лесу не работал ни дня.

        • Анонимно
          14.09.2020 11:34

          Вырубали мусор, а сколько посадили? Я в шесть утра в воскресенье видел минлесхозовскую машину один раз в Мамадышском районе. Все работали при нём и в будни и в выходные.

        • Анонимно
          14.09.2020 21:44

          Идеолог он, по марксизму-ленинизму, демократический централизм и все такое

    • Анонимно
      14.09.2020 10:25

      Человек оказался не в состоянии организовать работу АТП. Какое еще премьерское кресло? Хотя... нынешний оказался не в состоянии реализовать проект утилизации илового осадка. Друг друга стоят эти персонажи.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:12

    Если бы был личный конфликт на личностном уровне , что сын магдеева не работал бы у когогина в подчинении.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:17

    Ай магдеев, Ай красавец. Подключил своих пиарщиков. Вовремя, браво. Поздравляем с победой.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:23

    За 5 лет Сделано многое, город действительно хорошеет, население растёт.
    ПРЕЗИДЕНТ должен больше внимания и денег уделять челнам и другим городам республики !!!

  • Анонимно
    14.09.2020 08:29

    Не все верно - улица Ш.Усманова до сих пор как после бомбежки т.к чуть больше половину отремонтировали - и это за три года. Это не заслуга а провал. При этом пешеходные дороги так никто и не ремонтировал и их состояние похуже автомобильного полотна.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:32

    Крутой Мэр! Уважаю! Реально Челны поражают дорогами, новыми построенными объектами! И это в наше непростое время. Настоящий челнинский Бронепоезд - Магдеев! Успехов Вам, Наиль Гамбарович!

  • Анонимно
    14.09.2020 08:33

    Автобусы зарабатывали мало так как воровали много. А автобусы были хорошие, и жителям их очень не хватает. Это чисто управленческий провал в миллиард рублей за который кстати никто не ответил

    • Анонимно
      14.09.2020 08:51

      Автобусы можно пустить, если запретить малогабаритный транспорт -Газели и подобное как это было сделано в Казани.
      Но готовы ли к этому челнинцы?

      • Анонимно
        14.09.2020 09:42

        По 20 минут на ветрах ждать автобуса? Нет, спасибо

      • Анонимно
        14.09.2020 10:35

        Челнинцы готовы. Готовы ли те, кто стоит за газельками поступиться своими доходами?

      • Анонимно
        14.09.2020 14:23

        Большие пустить по длинным проспектам, малогабаритные пусть петляют по поперечным и новым микрорайонам.
        Ошибка логистическая. Маршруты создавали люди не знающие трафика города.

        • Анонимно
          14.09.2020 15:02

          зато сколько денег угрохано на разработку маршрутов питерцами

        • Анонимно
          14.09.2020 17:05

          изначально таков и был прожект, питерцам миллионов сколько то навалили чтоб удобные маршруты зарезали, хотя вопрос а были ли они иои пирог их именем делили, ну а результат тот что есть

  • Анонимно
    14.09.2020 08:37

    Бывший главный архитектор Идрисов до сих мулюет цветные квадратики на фасадах домов а строители по его задумке исполняют. Вид ужасный. Когда уж найдут квалифицированного с собственным мнением а не бывшего оператора ЭВМ что сейчас занимает это кресло.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:50

    Мэр многое делает для города. Я вам говорю как человек, который прожил тут более 20 лет. Вижу что меняется город в лучшую сторону, появляются новые производства.

    • Анонимно
      14.09.2020 09:29

      В 90_х намного лучше было, прекрасное освещение, зимой вычищенные и не разбитые тротуары , хотя финансово тяжелое время было.

      • Анонимно
        14.09.2020 11:14

        И самы красивые цветочные клумбы. Из Казани приезжали любоваться городом. Сейчас скукота(

    • Анонимно
      14.09.2020 10:48

      Мэр многое делает для города, в том числе и губительного. Я вам говорю, как человек, который прожил тут более 50 лет.
      Вижу, как меняется город в худшую сторону, закрываются предприятия и уничтожается бизнес, уезжают старожилы города и их потомки, потерян знаменитый челнинский дух, растёт смертность и преступность, город активно населяется приезжими из деревень, бездарно застраивается, уплотняется многоэтажными зданиями, теряет свою архитектурную привлекательность и уникальную концепцию, спивается и обезкультуривается...
      Активный и заинтересованный рабочий класс на КамАЗе уничтожен - возят вахтовых работников из соседних регионов. В строительстве все больше работают мигранты...
      Городское население разобщено и работает в основном в многочисленных частных структурах, банковских и бюджетных сферах...
      Так и не сложилась устойчивая прослойка городских жителей, не равнодушных и заинтересованных в развитии. Молодежь уезжает и не хочет возвращаться из-за отсутствия перспектив и скучной городской жизни...
      Так какое же будущее у этого города?

      • Анонимно
        14.09.2020 11:33

        Да ладно, а я вот вижу, что все проспекты отремонтировали капитально, построили 65 Комплекс и Замелекесье, построили Набережную ГЭС, строят мечеть Жамиг возле мэрии. А что было до него: продавали земли и имущество своим и ВСЕ.

        • Анонимно
          14.09.2020 13:42

          с такими вложениями и траксторист бы построил, не только лесник

        • Анонимно
          14.09.2020 15:19

          Все это федеральные программы. И без него бы построили. За печать вот он молодец

        • Анонимно
          15.09.2020 05:41

          Проспекты ремонтировались и до него, эка невидаль. При Щайхразиеве, например, Мира и Автозаводской

          • Анонимно
            15.09.2020 07:53

            Всё, что я помню при Шайхразиеве- это обогащение Миронова и разбитые дороги, для приличия мог бы в Челнах мечеть Жамиг построить возле мэрии, не дождались от них.

            • Анонимно
              15.09.2020 08:38

              Шайхразиева считаю неудачным мэром, но объективно проспекты и при нем ремонтировались, я вам назвал какие например

      • Анонимно
        14.09.2020 11:39

        Будущее? Кредитное будущее у этого города. Какой дух рабочий если никто не хочет работать?

      • Анонимно
        14.09.2020 11:46

        И такой мощный строительный холдинг «Камгэсэнергострой» добили окончательно, а ведь в нем, как на КамАЗе, полгорода трудилось... Сейчас население Челнов полностью разобщено и деградирует...

      • Анонимно
        14.09.2020 12:00

        Абсолютно согласна. Все верно описали. Я 40 лет живу. Чем дальше - тем хуже. Город в деревню превращается.

      • Анонимно
        14.09.2020 15:36

        Мигрантов реально стало избыточно много, за копейки местные работать не хотят, а благодаря таджикам и другим з/п сдерживается. Понятно, не Магдеев их нанимает. Но тут хорошо бы вспомнить опыт Халикова, который объявил открытую войну заниженным зарплатам. Хоть чуть-чуть полегчало народу.

  • Анонимно
    14.09.2020 08:56

    Почему Магдеев не может решить вопрос с большими автобусами как в Казани?
    Ответ лежит на поверхности: от частных перевозчиков идет чистый нал не обложенный ничем, поэтому и не ставят большие автобусы.

    Улицу Раскольникова из удобной дороги сделали неудобную, ни заехать ни выехать со двора на улицу Раскольникова! Постоянные аварии!

    • Анонимно
      14.09.2020 09:07

      Непонятно зачем вообще ремонтировать дороги хорошего качество- в прошлом Пр.Мира за миллиард, в этом ул.Ракольникова.,? Когда будут заниматься проблемные участки с пробками и те что вдоль основных проспектов- как после бомбежки они это точно. Кто принимает решение о ремонте конкретных проблемных местах- а их много хотелось бы знать ?

    • Анонимно
      14.09.2020 09:07

      Силовики стоят за этими автобусами. Попробуй их выгнать

    • Анонимно
      14.09.2020 09:20

      Улица Раскольникова стала из третьестепенной настоящей автострадой, из-за масштабной застройки этого района близ Камы! Поставили 2 светофора, сделали нормальные развязки. Не понимаю я вас

      • Анонимно
        14.09.2020 10:03

        Вы со дворов на Раскольникова в час пик выезжали? Или во дворы с улицы Раскольникова в час пик заезжали? На выездах/заездах двум машинам не разъехаться!
        Лучше бы разделили дорогу бордюрами, безопасность дорожного движения повысилась бы!
        Перекресток Беляева/Раскольникова сделали очагом аварийности!
        Кто ответственный за такие дорожные проекты? Скорее всего как обычно у нас в россии бывает: кулинар делает проекты, менеджер кладёт асфальт, бармен расставляет знаки!

        • Анонимно
          14.09.2020 10:53

          ООО!!! да, точно, за развязку Беляева- Раскольникова - просто "низкий поклон". Не успели открыть, а уже несколько раз фонарные столбы и ограждения выправляли после ДТП. постоянно там теперь коцаются) да и со схемой поворотов потоков намудрили изрядно

      • Анонимно
        14.09.2020 11:02

        Это мы вас не понимаем...
        Масштабная многоэтажная застройка вдоль Камы - это очередное преступление сегодняшней администрации Челнов перед горожанами!
        Десятки лет берегли береговую зону для общегородской инфраструктуры и строго соблюдали принцип малоэтажной застройки...
        То, что сегодня застроили берег Камы многоэтажными панельками и этими безобразными башнями абсолютно разной архитектуры, которые закрыли от людей и небо, и реку, и съели все пространство - это строительный беспредел !!!
        Более того - все эти тысячи квартир посадили на старые инженерные сети, которые абсолютно не рассчитаны под такую нагрузку, увеличили риски аварий и перегруза городского коллектора по Раскольникова...

        • Анонимно
          14.09.2020 12:01

          многократно плюсую! Старые дома в 38-39 комплексе посмотрите как построены - каждый блок ниже предыдущего. самый невысокий - ближе к реке. Благо хоть успели у майдана коттеджи построить, они хоть реку не загораживают, хотя там же вместо стоянки башню втыкать собираются, поди опять любимый мэром "Профит" очередное чудо воткнёт.
          И да,именно при этом мэре снесли стоянки, которые аккумулировали машины, которые теперь разъехались по дворам, и никакой альтернативы. Только в нашем подъезде 10 человек ставили машины на стоянки и вот уже третий год не ставят. И да, без машины в Челнах никуда, особенно с детьми. только машина и выручает, а не эти газельки-душегубки. Вот так одно за другое цепляет, да еще неграмотный самопиар, и никакой обратной связи, качественной по крайней мере. А о что дороги...это вы по недавночиненому проспекту Туфана не ездили, вот там колея, да и по Чулману тоже уже видна

          • Палыч
            14.09.2020 12:16

            В городе с полумиллионным населением, нет главного архитектора. Вот одна из причин того, что такие горе строители, возводят такие горе объекты, которые то и жильем не назовешь. Рубаненко наверное не мог себе представить такое, даже в самом страшном сне..

        • Анонимно
          14.09.2020 12:10

          Полностью поддерживаю! Вместо обустройства набережной как например в Казани, мэр застраивает Береговую зону многоэтажными домами!

  • Анонимно
    14.09.2020 08:56

    В 2019 году впервые за 11 лет в Челнах произошло снижение численности населения (за счет большого оттока людей из города). Это главный итог правления мэра.

    • Анонимно
      14.09.2020 09:34

      Отток? Челнинцы стали массово покупать участки и дома в Тукаевском районе. Регистрируются там. Вот и отток. По факту остались челнинцами.

    • Анонимно
      14.09.2020 09:38

      Численность населения Челнов за 2016-2019 годы:

      530 - 532- 534 -534.

      Как видно из таблицы в 2019 году численность осталась на уровне 2018 года -534 тыс. человек.

      В чем цель вашего глупого вранья аноним (08.56)?..

  • Анонимно
    14.09.2020 08:58

    С камазом только Магдеев может работать, не прогибается и ведёт городскую линию последовательно.
    Камаз будучи городским предприятием весь во льготах. Для своих работников даже автобусы подарить не может или футбольную команду содержать. Про зарплаты на камазе можно вообще не говорить.

    • Анонимно
      14.09.2020 10:40

      Зачем камазу прогибать Магдеев? Это неконкурент по Бизнесу. Если под "прогибание" Вы понимаете своевременные платежи за пользование автобусом, то да! Мэр не прогнулся. Кинул бюджетообразующее предприятие на миллиард. С таким потребителем как бы вообще без штанов не остаться. К вопросу о льготах. Вы не могли бы их тут перечислить. И сравнить с теми платежами, которые КАМАЗ делает в бюджет города. Добавьте сюда социальную нагрузку в виде детского футбольного клуба, картодрома и прочих разовых выплат и Вы увидите в чью пользу этот результат

  • Анонимно
    14.09.2020 09:04

    С успешной выборной компанией и хорошей пятилеткой,Наиль Гамбарович! Уровня Магдеева у нас нет других меров, руководителй районов. За одно решение проблемы обманутых дольщиков достоин всяческой похвалы и поддержки населения, полная уважуха ему! - Валит

    • Анонимно
      14.09.2020 09:41

      Дольщики отдельно во весь голос поддерживают магдеева. Их очень много.

  • Анонимно
    14.09.2020 09:14

    Не верилось, что поликлиники в Челнах когда нибудь отремонтируют, или даже учитывая в каком состоянии находились, лучше сказать отреставрируют. Про дороги уже молчу, привыкли к хорошему быстро.
    Конфликта с камазом нет и не может быть - камазовцы это жители города. Но как камаз не должен тянуть на себе городскую инфраструктуру, так и город заботится об интересах города. Задача камаза - выпускать конкурентоспособную продукцию, задача города - делать город удобным, чистым, современным. С транспортной точки зрения , учитывая большую площадь челнов и современное, «прямое» построение улиц, трамвай это хорошее решение. Ресурс более 50 лет, хранятся под открытым небом, неломаемые, по цене и экологии - электричество это будущее.

  • Анонимно
    14.09.2020 09:20

    Да, действительно, худой мир лучше доброй ссоры, но есть одно Но. Свои ошибки нужно признавать, а не перекладывать. По меньшей мере, это непорядочно. Пожелание мэру, Наиль Гамбарович, Вы, как интелигентный и образованный человек, приложите пожалуйста, чтобы г.Набережные Челны, становился социально - культурным. Спасибо.

  • Анонимно
    14.09.2020 09:22

    Наил Гамбарович, хорошее фото на Сабантуе, нужна мечеть рядом с ним на Майдане, чтобы добавить колорита и для удобства чтения намаза на Сабантуе .

    • Анонимно
      14.09.2020 09:42

      Мечеть строит Магдеев , в том числе и на свои деньги. Отдельно спасибо ему .

      • Анонимно
        14.09.2020 10:42

        А говорят, что бюджетники плохо живут. Человек всю жизнь проработал чиновником и при этом обеспечил детей жильем в Москве и может позволить себе жертвовать сотни тысяч на благотворительность

      • Анонимно
        14.09.2020 11:04

        В Челнах мечетей не хватает, надо новые строить на дорогах, а то не понятно, где их по дворам попрятали.

        • Анонимно
          14.09.2020 16:56

          Мракобесия хватит, настроили, сейчас еще под окнами Джамиг строят... лучше бы детям и подросткам обеспечили бесплатные занятия и курсы... в 21 веке живем, тут наука впереди, а не чтение книг необразованных арабов...

          • Анонимно
            14.09.2020 19:06

            Коран- это часть татарской культуры, вы лучше посчитайте колличество церквей на центральном Проспекте Мира.
            И не надо нас учить, что лучше. Лучше достроить мечеть Жамиг возле мэрии и построить новые на всех лучших местах Челнов на всех проспектах.
            Спасибо Магдееву за мечеть Жамиг, надо еще пять хороших мест под мечети. БИК ЗУР РЭХМЕТ.

            • Анонимно
              14.09.2020 19:30

              Вообще-то Коран - это главная часть арабской культуры, приравнивать ее к Татарской - невежество и незнание своей истории.
              Тюркам ислам был навязан арабами после поражения в многолетней войне, длиною в несколько сотен лет...

              • Анонимно
                15.09.2020 08:07

                Тюркам ислам был навязан арабами после поражения в многолетней войне, длиною в несколько сотен лет...

                Полная ахинея и бред ! Какое поражение , в какой войне ?!))) Вот именно, что турки завоёвывали арабов и Мекку, они и построили мечеть Аль Харам в белом мраморе, до этого арабы по песку ходили и по булыжникам.

                А вообще булгар во всём мире знают в первую очередь благодаря мусульманским учёным : до начала 20 века Гает намаз в Мекке читали с 4-мя имамами и когда народу стало очень много, король Саудовской Аравии послал гонцов к имаму Марджани, так как булгарские имамы считались самыми умными и были способны дать фетвю, как 4-ём масхабам читать с 1 имамом. Именно имам Марджани установил фетвю и новые правила при чтении Гает намаза во время Хаджа, его труды изучают во всех исламских ВУЗах, как одного из величайших ученых 20 века.

          • Анонимно
            14.09.2020 20:32

            Молодёжный центр открыли, добро пожаловать.

    • Анонимно
      14.09.2020 10:30

      Сабантуй - языческий праздник с Религией, ну никак

      • Анонимно
        14.09.2020 19:38

        С религией противоречия, потому что эта религия чуждая древнему татарскому духу...

  • Анонимно
    14.09.2020 09:32

    Живу в Уфе и ежегодно несколько раз бываю в Челнах у брата.
    И как посторонний человек могу сказать что за последние годы город значительно стал лучше выглядеть.

    Не признавать этого могут только совсем необьективные или просто нехорошие люди.

    • Анонимно
      14.09.2020 10:27

      За те что деньги что выделены городу он мог бы выглядеть получше. А дороги что ремонтировались недавно - например пр. Чулман уже латают огромными заплатками, И так в целом о качестве новых дорог можно сказать

      • Анонимно
        14.09.2020 13:26

        Утверждая что город мог бы выглядеть лучше - Вы не приводите никаких цифр и сравнительной характеристики.
        Это означает что вы либо малограмотны, либо брюзга.

  • Анонимно
    14.09.2020 10:06

    Оставить молодежь в городе просто - развивайте профессиональный спорт. Пусть это будет волейбол, баскетбол или хоккей на траве. В город потянутся. Ведь это:

    1) Новый способ проводить свободное время, зрелище
    2) Увеличение потока туристов. На матчи Спартака в Казани приезжают 18 тыс болельщиков гостей. Следовательно нагрузки на отель, связь с местным бизнесом наладиться
    3) Талантливая и перспективная молодежь потянется в город. Игроки сборных России, Ак Барса, Рубина без проблем играли в Нижнекамске.
    4) Привлечение спонсоров. Большой успешный клуб - это трансляции по федеральным каналам (дай бог и международным). За счет этого спонсоры будут приходить в город, чтобы пропиарить себя за счет команды. Там и переговоры можно провести и договориться о сотрудничестве
    5) Дети уйдут из улиц. У них будут реальные кумиры перед глазами - они пойдут в спорт. Тут и пропаганда здорового образа жизни, и улучшение ситуаций с ауе
    6) Это решение по вопросе об отсутствия идеи культурного развития

    Садики и школы - это хорошо. Но куда дальше идти деткам? На завод?

    А представьте, у вас в городе большой спортивный объект на 45 тыс мест. Подтрибунные помещения - это магазины, фитнес центры, отели, выставки и тп.

    Следовательно, туда нужны амбициозные бизнесмены, ценные кадры, экономисты, начальники управления.

    Большой стадион и профессиональная команда высокого уровня (будь то футбол, хоккей, баскетбол или волейбол) решат многие проблемы.

    В Казани местная волейбольная команда выигрывает Лигу чемпионов, а при живых Ак Барсе, Униксе и Рубине она никому не нужна. Перевезите ее в Челны! Убьете двух зайцев сразу!

    • Анонимно
      14.09.2020 11:56

      Вся образованная молодежь с турецких лицеев уезжает из-за того, в Казани выше зарплаты и много мечетей, есть среда обитания.

      • Анонимно
        14.09.2020 20:44

        Это чувствуется, что вся образованная и культурная молодежь уезжает, а остаётся та, которая устраивает «дискач» во дворах и поддерживает АУЕ... Ну, ещё вновь прибывшие из деревень, которые ещё не определились...
        Скорее всего, останутся в городе, но это - уже совсем другая молодежь... Вот так и «развиваются» Набережные Челны, город Надежды, город Мечты...
        Город-сад потихоньку превращается в город-ад...

  • Анонимно
    14.09.2020 10:26

    Вроде все норм. Но Наилю Гамбаровичу надо обратить внимание на ночной шум. Молодёжь распоясана , по ночам на своих чепырках дискотеки ночные во дворах устраивает. Пьянки , крики , мусор. А полиция на вызовы не приезжает. Особенно в солнечном парке Наб Челнах на гостевой стоянке дома 54А , которая выходит на улицу Усманова.

    • Анонимно
      14.09.2020 11:06

      Чтобы молодежь не пьянствовала и не гуляла с криками, им нужна альтернатива в виде спортивных центров и мечетей,чтобы поднять культуру поведения.

      • Анонимно
        14.09.2020 15:26

        Особенно мечети нужны молодежи...да... поржал от души.

      • Анонимно
        14.09.2020 15:35

        Молодежи нужны не мечети (религия - это все таки уже пройденный для людей этап), а высокооплачиваемые рабочие места, развитая инфраструктура для спорта и отдыха, насыщенная культурная жизнь в городе, площадки для личностного роста и развития, хорошее образование и комфортное современное жилье...

    • Анонимно
      14.09.2020 11:30

      И возле Тогргового Квапртала каждый ночер дискач. Дома при закрытых окнах гул как в заводском цехе. Молодеж на авто, в центре города собирается, за город уехать и громыхать наверное бензина нет?! Кто нибудь наведет порядок???

    • Анонимно
      14.09.2020 11:30

      Такая молодёжная «антикультура» процветает по всему городу). Раньше у ребят хватало средств на ночные клубы и бары, там и тусовались. Теперь, при значительном снижении уровня жизни, тусуются прямо на улице, машина-багажник-музыка на полную мощность-кальяны-закуска-выпивка, все при себе... Вот такая у нас теперь культура отдыха... Ура Магдееву! Продолжайте в том же духе!..

      • Анонимно
        14.09.2020 19:42

        Надо больше полиции работать. Делать раз в неделю ночные рейды для профилактики. И приезжать на вызовы.

  • Анонимно
    14.09.2020 11:16

    Господин Магдеев, Вы проводите уникальную работу по строительству мечети Жамиг возле мэрии Челнов, спасибо Вам огромное, пусть Аллах примет Ваши благие старания до семи поколений.
    Наиль Гамбарович, также просим выдать Вас земельные участки под мечети на всех проспектах Челнов, мест на Жомга намаз не хватает, особенно возле татарской гимназии №2 для мечети Кэусэр под строительство новой мечети и возле традиционного места проведения Сабантуя на Майдане на Пр.Сююмбике.

    • Анонимно
      14.09.2020 19:03

      Воображаемый Аллах может быть и примет), но реальные жители Челнов ну никак не принимают этот религиозный уклон и средневековое мракобесие...
      Челны строили комсомольцы 70-х и 80-х годов, романтики и атеисты, с совсем другой мечтой в голове и сердце... Причём тут ваши мечети???

  • Анонимно
    14.09.2020 11:28

    Магдеев уходит, что ли???

    • Анонимно
      14.09.2020 11:44

      Нет, пусть работает, он в отличии от предыдущих мэров дороги делает и школы для народа.

      • Анонимно
        14.09.2020 12:04

        И, внимание ! Мечеть Жамиг прямо под окнами кабинета мэра, удивительно, что предыдущие мэры этого в упор не видели.

        • Анонимно
          15.09.2020 08:32

          Только у Магдеева есть глаза и душа. Спасибо за мечеть Жамиг.

  • Палыч
    14.09.2020 11:29

    Маршрутки – это бич наших городов: они опасные и неудобные, они редко перевозят льготников, они не приспособлены для маломобильных пассажиров, они мешают движению нормального общественного транспорта и отнимают у него пассажиров, а ещё создают пробки.
    Но также маршрутки – важный инструмент обогащения чиновников и их друзей, поэтому наша мэрия не спешит от них избавляться.
    Судите сами: каждый день пассажиры платят водителю кучу налички, которая не поддаётся никакому подсчёту и контролю. Соответственно, с налогами можно мухлевать как угодно. Припарковать маршрутку можно на любой бесплатной парковке в городе. Починить – у друзей в гараже. В принципе, осталось только забрать у города самые хлебные маршруты – и всё, бизнес готов!

  • Анонимно
    14.09.2020 11:34

    Всех в суд, так с такой политикой, часть функций мэрии и зарплаты, раздать судьям, а пол администрации сократить.

  • Анонимно
    14.09.2020 12:00

    Посмотришь на данные опроса БО - 58% процентов считают, что в городе стало хуже или ничего не изменилось. посмотришь на сайт ФОМ рейтинг "Едра" 30% уже 2 года, ВЦИОМ 32%. Сравнишь с результатом выборов и понимаешь, что власть и народ живут в разных реальностях. Цифры не бьются. Курс на вымывание финансовых и людских ресурсов продолжается. БО тактично обошел некоторые статистические выкладки. Как ни странно, я поддерживаю политику мэра в ряде сфер, но в жесткой оппозиции курсу федерального центра. Моногород - это искусственный конструкт, созданный налоговой и бюджетной политикой федерального центра. Чтобы Челны стал центром притяжения и городом комфортным для жизни, политика должна радикально измениться. Необходимы культурные, образовательные, не только экономические доминанты. В ФРГ и США, тоже федерациях, есть принцип межбюджетного выравнивания и все доходы не стягиваются в федеральный центр, существует принцип межбюджетного выравнивания. В ФРГ, к примеру, в фед бюджет идет не более 48% собираемых налогов. ТОСЭР для города стимул, но не панацея - в местный бюджет идет лишь 5% от собираемых налогов. При такой политике Челны так и останутся провинцией с отрицательной миграцией молодежи и активных людей. Если бы мэры правили миром...

  • Палыч
    14.09.2020 12:13

    Городской транспорт во всем мире - это автобусы, трамваи, метро, троллейбусы!!!! Газельки не решают, а только усугубляют дорожную ситуацию. В советские времена работа водителем на городском автобусе в ПОПАТе была престижной, высокооплачиваемой и устроится на автобус было не так просто. Очень большое внимание уделяли безопасности. Ни один автобус без осмотра на пункте ТО не выходил на линию!!! Ни один! Про медосмотр водителей даже не говорю. Тогда руководители это понимали, сейчас нет. Не профессионализм везде, от водителя до руководителя!

  • Анонимно
    14.09.2020 12:32

    В плюсы мэру можно записать строительство и ввод в эксплуатацию подземного пешеходного перехода на остановке Автостанция.
    Что значительно увеличило скорость потока на въезде в город.

  • d1m0n
    14.09.2020 12:44

    Я считаю что при Магдееве было сделано очень много для Челнов. И это перечислено в статье. Не вышло с автобусами - с этим мне не понятно, почему нет поддержки на федеральном уровне - давно бы закупили электробусы как в Москве.

  • Анонимно
    14.09.2020 13:47

    Наиль Гамбарович, вы земли под мечети дайте, Аллах Сам их построит, они не оттянут денег у Соборной мечети Жамиг, а только увеличат баракат в вашем городе. Ленара Гизатуллина начальника с земельного комитета попросите раздать, чтобы он помог.

  • Анонимно
    14.09.2020 13:57

    Еще большой минус мэра, это то как реализована программа Наш двор. Во дворе дома 40/13 не сделано и половины работ. Жители лишились лавочек у подъездов и во дворе, детской площадки, уличного освещения, новые бордюры сломали Камазы подрядчиков, старые удобные дорожки во дворе и вокруг дома сломали, а новые не сделали. И таких недоработок я думаю во всем комплексе будет немало.

    • Анонимно
      14.09.2020 15:05

      Это уже невозможно назвать недоработками, это прямой вред жителям и попустительство муниципальных чиновников.
      И такие дела почти в каждом челнинском дворе творятся.

  • Анонимно
    14.09.2020 14:51

    футбольный клуб из челнов должен играть не в " болоте" 2 дивизиона и не в ф н л , а город достоин видеть фк камаз в ПРЕМЬЕР ЛИГЕ , а президент футбольного клуба должен эту задачу решить.........

    • Анонимно
      14.09.2020 15:17

      Заберите себе Рубин и всех игроков, пусть в Челнах будет футбол, а в Казани хоккей, надо оптимизировать траты.

  • Анонимно
    14.09.2020 14:53

    Зона возле Органного зала и выше до универсама, когда привтдете в порядок? Хватит там строить коробки. Ведь там можно сделать такой красивый бульвар, тем более фонтан имеется. И вонь уберите оттуда, не стыдно?

  • Анонимно
    14.09.2020 16:15

    мне очень нравится наш мэр не те которые были если мог бы сказал ему огромное спасибо за его труд

    • Анонимно
      14.09.2020 19:11

      А мне совсем не нравится наш мэр.
      Зачем он так испортил главную площадь города, построив там это оранжевое бестолковое безобразие, которое гниет и ржавеет под всеми челнинскими ветрами, дождями и снегами.???
      В жару присесть в тени негде, в дождь не укрыться... Как была безлюдная площадь, так и осталась...

  • Анонимно
    14.09.2020 16:27

    если руководство города сможет вывести фк камаз в премьер лигу , то город оживет , он будет узнаваем в стране и самое главное молодежь будет оставаться в городе охотнее

    • Анонимно
      14.09.2020 19:15

      Они за футболистов играть должны ?

    • Анонимно
      14.09.2020 19:59

      Заберите Рубин с Казани, весь футбол надо отдать Челнам и запретить в Казани, чтобы не тратили вникуда. А хоккей оставить Казани и Нижнекамску.

  • Анонимно
    14.09.2020 19:11

    Магдеев сильный мэр, строит мечеть Жамиг, которую за 27 лет никто не смог сдвинуть с места.
    Наиль Гамбарович, дайте еще земель под мечети, Ин ша Аллах со временем они сами построятся.

  • Анонимно
    14.09.2020 20:14

    Хороша воля «всевышнего» - изловчиться найти бизнесмена, а лучше нескольких, и убедить их вложить деньги в строительство мечети взамен «списания» всех предыдущих грехов)))...
    Завуалированное выдаивание денег с населения под сомнительные обещания покровительства «всевышнего»...

    • Анонимно
      15.09.2020 08:14

      Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним:
      Аллахумма сари галь хисаби гзим аль агзаба, Аллахумма гзимхум вэ зальзильхум.
      Когда у вас в жизни будет всё не так, приходите в мечеть Жамиг и сделайте покаяние, искреннее раскаивание принимается Аллахом и двери мечети для вас открыты.

  • Анонимно
    15.09.2020 10:49

    Весь город утопает в мусоре.

    • Анонимно
      15.09.2020 16:05

      Не бузи, Челны нормальный чистый город. Магдеев реально привёл все дороги в порядок, и самое интересное начал не с ремонта мэрии, а со строительства мечети Жамиг под своими окнами.

  • Анонимно
    15.09.2020 11:45

    Наиль Гамбарович народный мэр: отремонтированы все дороги, построены новые дома и школы, строится мечеть Жамиг. Начинается строительство полилингвальной школы и дворца единоборств, будет очень жалко, если Магдеева заберут в премьер-министры, лучше бы закончил начатое и стал народным мэром, подняв Челны ещё выше.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль