Машиностроение 
15.09.2020

Кто тянет вниз ОАТ? Производитель комплектующих провалился в убытки на фоне успехов КАМАЗа

За полгода автогигант с «дочками» заработал для акционеров 370 млн рублей, а выплаты правлению и директорам увеличил на треть

Выручка группы «КАМАЗ» в первом полугодии 2020-го выросла на 9% до 85 млрд рублей, причем заметно увеличились продажи как грузовиков, так и автобусов. Отчетность отделяет от финансов основной группы убытки дочерней ОАТ, которой Сергея Когогина и Ко «нагрузили» ранее, как бы намекая, что без такого «прицепа» результат мог быть и лучше. На самом КАМАЗе говорят о грамотном маркетинге и расширении модельного ряда, а эксперты «БИЗНЕС Online» не исключают пока невидимого вклада гособоронзаказа.

Выручка КАМАЗа от производства и реализации грузовиков подскочила на 14% или на 9,7 млрд до 78,8 млрд рублей. А вот доходы ОАТ упали на 31% или на 2,6 млрд до 5,9 млрд «деревянных» Выручка КАМАЗа от производства и реализации грузовиков подскочила на 14%, или на 9,7 млрд, до 78,8 млрд рублей. А вот доходы ОАТ упали на 31%, или на 2,6 млрд, до 5,9 млрд деревянных Фото: «БИЗНЕС Online»

САМ ВЫЕХАЛ, А ЗА ОАТ НЕ ДОСМОТРЕЛ?

Крупнейшие предприятия РТ подводят итоги коронавирусного первого полугодия. Консолидированная выручка группы «КАМАЗ» выросла на 9% до 84,8 млрд рублей год к году в январе – июне 2020-го, согласно опубликованной отчетности автопроизводителя со товарищи по МСФО. Причитающаяся акционерам прибыль за 6 месяцев составила 368 млн рублей против убытка 2,66 млрд за аналогичный период предыдущего года (АППГ). Неужели ситуация переломлена к лучшему? Возможно, но не все так просто.

Одной из особенностей нынешней отчетности стало разделение показателей основного конгломерата и группы компаний «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), которую прицепили к челнинскому автогиганту в начале 2018 года. На тот момент у большинства предприятий ОАТ финансы пели романсы, и, судя по цифрам, под крылом КАМАЗа они не особо-то улучшились. В любом случае камазовские финансисты решили не смешивать показатели в кучу: котлеты отдельно, мухи отдельно.

В цифрах выглядит это так: выручка КАМАЗа от производства и реализации грузовиков подскочила на 14%, или на 9,7 млрд, до 78,8 млрд рублей, а вот доходы ОАТ упали на 31%, или на 2,6 млрд, до 5,9 млрд деревянных. При этом до вычета расходов по финансовым операциям основное направление в первом полугодии 2020-го заработало почти 3,5 млрд рублей чистыми против едва не полумиллиардного убытка в АППГ. А вот ОАТ как раз потерял 597 млн, хотя год назад вышел в плюс на 91 млн рублей. Складывается впечатление, что две группы сработали как сообщающиеся сосуды или же для КАМАЗа у владельцев и топ-менеджеров сил хватило, а вот ОАТ остался «недосмотренным ребенком».

К слову, в пользу посредственного состояния дел на ОАТ говорит провал производства именно по комплектующим: с 8,1 млрд до 5,6 миллиарда. Не лучше шли дела и у металлургов: снижение с 1,4 млрд до 0,9 млрд рублей.

Похоже, набирающая обороты мусорная реформа продолжила раскручивать камазовский маховик Похоже, набирающая обороты «мусорная» реформа продолжила раскручивать камазовский маховик Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ ДЕРЖИТ ТЕМП ВТОРОГО ПОЛУГОДИЯ 2019-го. СОБЯНИН ПОМОГАЕТ КОГОГИНУ С АВТОБУСАМИ

Зато продажи грузовиков подскочили на 6,5 млрд до 48,7 млрд рублей. Как говорится, мелочь, а приятно, что и экспортные поступления выросли на 1,75 млрд до 6 млрд рублей. Напомним, что КАМАЗ значительно расширил свою продуктовую линейку и в 2019-м теснил конкурентов как в сегменте тягачей, так и по самосвальной технике. Похоже, набирающая обороты «мусорная» реформа продолжила раскручивать камазовский маховик. Также на руку челнинцам мог сыграть плавающий курс рубля, сделавший менее доступной для россиян импортную технику, стоимость которой рассчитана в твердой валюте.

Что касается автобусов, то поступления от их продаж выросли на 3,9 млрд до 11,6 млрд рублей, в чем решающую роль очевидно сыграли заказы от московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным. Как известно, в ноябре 2018-го КАМАЗ выиграл столичный тендер на поставку 655 автобусов для нужд «Мосгортранса». В прошлом году компания передала столице 440 единиц, еще 215 было передано в январе – апреле 2020-го. Добавим, что в 2018–2019-м челнинцы поставили москвичам 200 электробусов, а в январе 2020-го заключили третий контракт на поставку еще 200 — данный договор стал самым крупным в истории компании. Предполагается, что техника будет поставлена в период с 1 июля по 30 ноября 2020 года, вся она собирается на дочернем НЕФАЗе. Но далеко не факт, что этим все завершится. На днях тот же Собянин, чья неприязнь к столичным троллейбусам широко известна, объявил о грядущем геноциде «рогатых», после которого в Златоглавой останется один-единственный троллейбусный маршрут. Ну а свято место, как известно, пусто не бывает.

Что характерно, меры по борьбе с коронавирусной инфекцией не отразились на темпах выполнения заказа — вся продукция была отгружена в полном объеме в оговоренный срок. Авторы отчетности группы «КАМАЗ» подчеркивают, что значительных простоев или сбоев в цепочках поставок не зафиксировано и вообще, ГК лишь понесла дополнительные расходы, связанные со средствами индивидуальной защиты. Т. е., по официальной версии, дела идут просто отлично, какие бы слухи о перебоях с комплектующими и массовых заражениях на КАМАЗе ни циркулировали в Набережных Челнах.

Из прочих финансовых достижений отметим, что объем процентов к выплате у ГК сократился на 700 млн до 3,5 млрд рублей.

На фоне позитивной динамики продаж с выходом на прибыль совет директоров и правление подняли себе выплаты на 34%, или 18 млн, до 71 млн рублей.

Что касается автобусов, то поступления от их продаж выросли на 3,9 млрд до 11,6 млрд рублей, в чем решающую роль очевидно сыграли заказы от московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным. Что касается автобусов, то поступления от их продаж выросли на 3,9 млрд до 11,6 млрд рублей, в чем решающую роль, очевидно, сыграли заказы от московской мэрии, возглавляемой Сергеем Собяниным. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

ПОЧЕМУ В НЕЗАВИСИМОЙ СТАТИСТИКЕ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ, А У КАМАЗА — РОСТ?

Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев выдвинул свою версию, почему производственные данные автогиганта расходятся с независимой статистикой. Как ранее сообщалось, КАМАЗ в первом полугодии увеличил производство машкомплектов на 11,8%, в то же время агентство «Автостат» зарегистрировало снижение продаж грузовиков «КАМАЗ» в первой половине года на 8,2% по сравнению с первой половиной 2019-го (на фоне общего снижения рынка грузовой техники в РФ на 11,4%).

«Возможно, это лишь видимая часть рынка, — говорит эксперт. — В статистику вряд ли попадают поставки по оборонному заказу. Также в нее пока могли не попасть продажи по лизинговым программам. Например, известно, что „ВТБ Лизинг“ обеспечивает поставку для нужд „Почты России“ 116 единиц техники производства КАМАЗа (седельные тягачи, изотермические фургоны и изотермические полуприцепы). Кроме того, могло сказаться увеличение цен в связи с обновлением модельного ряда: в этом году начались продажи нового магистрального тягача „КАМАЗ-54901“, флагмана совместной с Daimler AG линейки К-5».

Калачев также отмечает активность автогиганта на рынке пассажирского транспорта, и одной лишь поставкой электробусов дело не ограничивается. «По данным СПАРК, в конце 2019-го КАМАЗ заключил контракт на 11 миллиардов рублей с ГУП „Мосгортранс“ на поставку с последующим сервисным обслуживанием и ремонтом в течение 15 лет 200 городских электробусов. А в мае был заключен контракт с „Гортрансом“ Республики Башкортостан на 470 миллионов рублей на поставку 50 автобусов большого класса до конца 2020 года», — указывает аналитик «Финама».

«Господдержка автопроизводителей для преодоления последствий пандемии также должна обеспечить предприятие заказами в этом и следующем году, поскольку правительство распорядилось перенести на более ранние сроки закупку техники по нацпроектам», — резюмирует Калачев.

Олег Афанасьев: ««Продажи удалось увеличить, в первую очередь, за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании» Олег Афанасьев: ««Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании» Фото: «БИЗНЕС Online»

ОАТ ПОСТРАДАЛА ИЗ-ЗА ЛЕГКОВОГО СЕГМЕНТА

В свою очередь руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев пояснил «БИЗНЕС Online» ряд принципиальных моментов. В частности, мы спросили его, за счет каких факторов (заказов на какие конкретные модели от каких именно клиентов) получилось поднять продажи грузовой техники.

«Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании. Также повлияло выведение на рынок новой техники поколения К4 и К5, которая стала замещать технику иностранного производства в тех сегментах, где ранее „КАМАЗ“ не был существенно представлен. Нельзя не отметить роль федеральных и региональных органов власти в условиях „коронакризиса“. И если федеральная поддержка в виде опережающих закупок и субсидий в первом полугодии не успела оказать существенную помощь отрасли — всю полноту этой поддержки мы видим сейчас, когда фиксируется повышенный спрос на технику, — то помощь региональных властей, которые разрешили работать дилерским центрам и не остановили продажи и сервис, мы считаем очень важной», — сообщил Афанасьев.

Что касается позитивного влияния «мусорной» реформы на показатели КАМАЗа, пресс-секретарь ПАО заметил, что такое влияние реформа оказала в прошлом году, а «сейчас мы не фиксируем существенного роста продаж мусоровозов».

Но чем все же обусловлен провал поступлений и убыток ОАТ? Перераспределял ли КАМАЗ активы и потоки между основной группой и дочерней по сравнению с 2019-м или же элементарно упал спрос на комплектующие?

«Ситуация в ОАТ напрямую зависит от положения в легковой отрасли. В первом полугодии в данном сегменте падение продаж и производства достигало в некоторые месяцы 70 процентов. Это, конечно, не могло не повлиять на показатели группы „ОАТ“, основным потребителем продукции которой является АвтоВАЗ. Однако сейчас в отрасли наблюдается отложенный спрос, что позволяет с оптимизмом смотреть на ситуацию в ОАТ по итогам года», — заключил Афанасьев.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (20) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.09.2020 10:32

Главная беда России рост зарплат управленцев при падении дохода работников. Это усиливает неприязнь к руководителям и владельцам продприятий

  • Анонимно
    15.09.2020 08:40

    БО, а Вы поинтересуйтесь стоимостью Камаза по ГОЗу, хотя всё равно никто Вам её не даст.

  • Анонимно
    15.09.2020 08:46

    ПОЧЕМУ В НЕЗАВИСИМОЙ СТАТИСТИКЕ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ, А У КАМАЗА — РОСТ?
    ПОДРОБНЕЕ НА «БИЗНЕС ONLINE»: HTTPS://KAM.BUSINESS-GAZETA.RU/ARTICLE/481014 ПОТОМУ ЧТО ТАК МАРКЕТОЛОГ ПОСЧИТАЛ.

  • Анонимно
    15.09.2020 09:17

    Мутно все?

  • Анонимно
    15.09.2020 09:17

    Как всегда руководство жирует , когда уж отвалятся от корыта.
    Без господдержки давно бы уже завалились .
    Камазовец...древний, который в грязи тонул при строительстве в 70 -е годы.
    За детей обидно ,что и им приходиться на этом отстое работать .

    • Анонимно
      15.09.2020 20:49

      Твои дети работают "в этом отстое" на КАМАЗе? Если это отстой, то чего же ты туда их отправил? Или ты не смог ничего в этой жизни достичь? И где, любопытно, твои дети работают если они тебе про отстой говорят? Или ты так, потрындеть?

  • Анонимно
    15.09.2020 09:21

    ОАТ зачем был КАМАЗ? Секрет))

  • ПанАлекс
    15.09.2020 10:30

    Чтобы ответить на ваши же вопросы сделайте аналитику по работе того же КАМАЗа с поставщиками - кто кому "выкручивает руки" под прикрытием коронабесия!
    Сколько сейчас отсрочка оплаты для поставщиков? Как растут закупочные цены с инфляцией и обострилась ли конкуренция?
    И вообще, познакомьте читателей, что такое дефляция...

  • Анонимно
    15.09.2020 10:32

    Главная беда России рост зарплат управленцев при падении дохода работников. Это усиливает неприязнь к руководителям и владельцам продприятий

  • Анонимно
    15.09.2020 11:17

    Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/481014
    Вот таким "ответам" учат псевдоменеджеров. Пыль пустить и ничего сказать

    • Анонимно
      15.09.2020 20:50

      А как, по Вашему мнению, должен был выглядеть его ответ?

  • Анонимно
    15.09.2020 12:41

    Похоже на внесенные приписки при формировании статотчетности.

  • Анонимно
    15.09.2020 12:54

    Куда столько правлению?

  • Анонимно
    15.09.2020 15:20

    кстати, А65-12668/2019 в картотеке арбитражных дел почитайте, часть их широких схем там и расписывал судья...

  • Анонимно
    15.09.2020 16:11

    Вчера с соседкой разговаривал: завод двигателей, 116 цех - цех чугунных деталей, оператор автоматических линий, з/п - 14 000 на руки. Слава таким руководителям как Когогин, верной дорогой идут, и так на агрегатном производстве одни пенсионеры работают, так скоро и их не останется.
    P.S. А потом говорим, что всем наплевать на качество, дисциплину и прочее, а как тут иначе..................

  • Анонимно
    15.09.2020 18:19

    Прочитали название должностей назначенного главного инженера КамАза абсурднее не бывает опять чей то протеже

  • Анонимно
    15.09.2020 18:36

    Маркетологи занимаются очковтирательством?

  • Анонимно
    15.09.2020 22:19

    ««Продажи удалось увеличить в первую очередь за счет правильной маркетинговой политики в условиях пандемии и повышения эффективности системы продаж компании»
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/481014
    Товарищ Афанасьев, можете поделиться секретом- в чем заключалась правильная маркетинговая стратегия? И повышение эффективности системы продаж?
    Все компании Татарстана хотят так же )

  • Анонимно
    16.09.2020 11:56

    Вот у нас люди не умеют за других радоваться. В челнах сейчас полный ахтунг с работой. Во время коронавирус люди рвались на заводы: стаблильная зп, больничные и т.д. камаз в плюсе, челны в плюсе. И слава богу. Всем советую, хватит исходить го...ном

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль